«Ё-мобиль» обзавелся двигателем от Fiat
Xander1 › Блог › Российский Ё-мобиль! Начало продаж!
Завораживающий заголовок статьи? Не правда ли?
А ведь несколько лет назад очень многие печатные издания и новостные программы могли выйти в свет с подобным заголовком. Но действительность оказалась куда печальнее, производство автомобилей было прекращено, даже не начавшись. А ведь идея начать массовое производство гибридных автомобилей в России была достаточно интересна…
Пришла она в голову бизнесмену Михаилу Прохорову в 2010 году, была подобрана команда профессионалов, началось строительство производственных цехов в районе Марьино. По предварительным заказам было подано более 200 тысяч заявок на покупку автомобилей, а выдача готовых экземпляров должна была начаться в 2013 году. Но ни в 13-м, ни в 14-м, ни годом позднее массовое производство так и не началось. И только в начале 2016 года было объявлено о скором начале производства, начались массовые рекламные компании в медиа-ресурсах и на различных выставках. Но все это оказалось “пустышкой”, так как под конец года инвесторы “Ё-мобиль” и “Яровит Моторс” исчезли.
Так почему же так произошло? Почему изначально идея с производством недорогого автомобиля с необычным дизайном и интересными техническими решениями провалилась?
Все очень просто и банально, идеи были инновационными, но в России нет людей с опытом разработки подобных автомобилей. Да и бюджет в 150 миллионов Евро слишком мал для такого амбициозного проекта, ведь иностранные концерны тратят многомиллиардные средства на проекты подобного плана.
Примерно на те же грабли наступил и Николай Фоменко со своей Маруссей. После нескольких лет доработки ходовых макетов в условиях российского инжиниринга, компания обратилась в финскую компанию Valmet с просьбой подготовить автомобиль к производству и те выставили дополнительный многомиллионный счет и немалый срок на доработку конструкции. На этой стадии проект и заглох, инвестиции закончились.
В данном случае удивляет, что Прохоров не воспользовался печальным опытом коллеги и не пересмотрел идею проекта, ведь Марусся “умерла” несколько раньше “Ё-мобиля”.
Как мне кажется, именно из-за невозможности разработки и доводки автомобиля подобного плана до массового производства в России сама идея со временем постепенно деградировала.
Изначально планировалось использование роторно-лопастного двигателя и кузова из армированного полипропилена, но со временем роторный двигатель решили заменить на связку бензинового ДВС и электромотора, а кузов изготавливать из пластика… Уже ближе к назначенной дате производства автомобиль деградировал в обычную малолитражку. Дизайн кузова стал более обыденным, силовая установка пришла к использованию обычного бензинового ДВС от Фиата. Масса электронных систем, например, запуск автомобиля при помощи банковской карты-исчезли.
Я уверен, что в России можно создать нечто подобное и, действительно, наладить массовый выпуск. Но осуществить все это можно только в совместной коллаборации с иностранными инжиниринговыми компаниями и автомобильными заводами, которые передадут свой технический опыт. А на чистом энтузиазме и небольшом финансировании “уехать” далеко не получится…
А в заголовке все же есть доля правды, ведь на днях в продаже на территории Беларуси появились ходовые макеты автомобилей. Некоторые комплектные, а некоторые требующие доработки. За весь набор из пяти автомобилей продавец хочет выручить пять миллионов рублей. По миллиону за экземпляр. Дорого это или нет-сложно сказать, но, я уверен, эти автомобили будут раскуплены в частные коллекции любителей истории отечественного автомобилестроения.
Ё-мобиль: «бобик» сдох!
А как громко, под фанфары и софиты олигарх Прохоров в 2010 году объявлял о начале разработки первого во вселенной посконно-русского гибридомобиля! Художники-футуристы из руководства «Ё-Авто» смелыми мазками рисовали перед раскрытыми ртами представителей СМИ как здорово будет ездить простому русскому на машине, оснащенной чуть ли не газотурбинным двигателем и суперконденсаторами в качестве аккумуляторов электроэнергиии. И все это – за совершенно смешные деньги: на финансирование проекта тогда выделялось 150 млн онексимовских евро. А на выходе получалась народная машина за 350-400 000 рублей!
В последствие, правда, выяснилось, что под капотом «ё-мобиля» пришлось поселить древний 1,4-литровый двигатель производства FIAT, а электронику и прочие аккумуляторы тоже пришлось импортировать. То есть, исконно-посконными в «ё-мобиле», по большому счету, оказались лишь пространственная силовая рама да пластиковые панели корпуса, которыми ее обвешивали.
Про экономичность российского гибрида перестали говорить после самоубийственного тест-драйва для представителей прессы. Собственно, там и выяснилось, что после пары сотен метров разгона, когда выдыхаются аккумуляторы, итальянский моторчик начинает жрать по 15-20 литров бензина на 100 километров пробега. И половина из предоставленных в распоряжение прессы машин очень скоро ни с того ни с сего «умерли», отказавшись не только ехать, но и вообще подавать признаки жизни.
Не менее печально для инвестора складывалась проистекала и финансовая жизнь проекта. То, что первоначально заявленными 150 миллионами евро дело явно не обойдется было ясно всем, кто хотя бы краем уха слышал об автопроизводстве. Новая модель требует нескольких миллиардов инвестиций, а олигарх явно не горел желанием вбухивать такие деньги в сомнительного качества самобеглый экипаж. Не спроста же весь этот проект с самого начала больше напоминал PR-компанию, а не производственную программу. По неофициальным данным в «ё-мобиль» высосал несколько сотен миллионов евро из карманов своего отца-основателя. И, видимо, потребовал еще больше. В результате надоевшая, но дорогостоящая игрушка окончательно вывела из себя своего владельца и он решил от нее избавиться раз и на всегда.
«В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно», – цитирует разосланный в СМИ пресс-релиз гендиректора «Онэксима» Дмитрия Разумова.
Хотя, если отбросить лукавые ужимки пиарщиков, компании пришлось бы признать, что «реализовать проект производства» русского гибридомобиля не удалось бы никогда. По крайней мере, в том же техническом виде, с тем же менеджментом и с тем же финансированием что и сейчас. А тут очень удачно подвернулась «текущая экономическая ситуация»!
Так или иначе, приходится констатировать, что широко и, надо признать, грамотно разрекламированный, но технически и финансово несостоятельный проект первого российского гибридного авто умер естественной смертью. И прах его будет захоронен в архивах ФГУП «Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института»: группа «Онэксим» заключила соглашение с НАМИ о передаче основной технической документации по платформе “ё-мобиля” в безвозмездное пользование.
Что погубило ё-мобиль и “Марусю”
И с технической, и с финансовой точек зрения проекты этих автомобилей вполне могли успешно развиваться.
В предыдущих обзорах мы рассказали о несостоявшихся российских автомобильных проектах 15-20-летней давности. А что с современностью? Существуют ли «эпик фэйлы» наших дней?
Marussia
Marussia B1 2008 г.
Музыкант, шоумен, актер, автогонщик и менеджер Николай Фоменко десять лет назад основал компанию Marussia Motors, объявив о планах производства собственного штучного среднемоторного суперкара. Инвестором стал политтехнолог и предприниматель Ефим Островский. А главным инженером – известнейший специалист Игорь Ермилин. (Сейчас он работает над суперкаром «Волк».) И с технической, и с финансовой точек зрения проект вполне мог успешно развиваться. Собирать планировалось примерно по 300 машин в год.
В 2008-м Marussia показала первый автомобиль с индексом B1. Автомобиль с эффектным дизайном был построен по классической для таких суперкаров схеме: на пассажирский кокпит навешивались кузовные панели из карбона. Агрегаты крепились на подрамниках. Для автомобиля планировалось использовать различные двигатели: доработанный 3,5-литровый 300 сильный от Nissan 350Z, а также британские 2,8-литровые Cosworth (360 и 420 л.с.). Причем, работу с англичанами планировалось максимально расширить. Со стороны также закупались некоторые детали шасси.
Двигатели Marussia B1: 3.5 V6 (360 л.с.) и 2.8 turbo Marussia-Cosworth (420 л.с.). Трансмиссия – АКП6. Максимальная скорость модели — 250 км/ч, а время ускорения до 100 км/ч версии с двигателем 2,8 л составляет всего 3,8 секунды.
И, кстати, еще до всяких Mercedes S-класса дизайнеры Marussia собирались сделать дисплей на передней панели во всю ширину машины. Который буквально волной шел бы по «торпедо». Реальность подкорректировала эти планы совсем чуть-чуть: на панели располагались три больших дисплея: приборка для водителя и еще два экрана – по центру и, отдельно, для пассажира. И, конечно, Интернет, вай-фай, вот это все.
Автомобиль B2 технически копировал первую версию. Но если и B1 выглядела очень круто, то B2 просто поражала воображение!
Marussia B2 2010 г.
Но потом началось странное. Вместо того, чтобы вылизать до идеала две готовые модели, руководители компании бросились расширять линейку. И серьезно увлеклись гонками «Формулы 1». Но это отдельная история. Что же до серийных машин, они захотели создать – загибайте пальцы – еще пару новых спорткаров, пару кроссоверов и седан! Помимо бензиновых «Марусь», Фоменко также планировал создать электрический спорткар. Marussia открыла шоу-румы в Москве и в Монако. В какой-то момент Фоменко сообщил, что компания собрала 700 заказов на свои автомобили.
Двигатели, трансмиссия и динамические характеристики у Marussia B2 были такими же, как у B1. Клиренс спорткара – 110 мм.
А потом все резко оборвалось. Внятных объяснений нет. Но очевидно, что инвесторам надоело тратить деньги и ждать. Последняя известная информация – это попытки подключиться к проекту «Кортеж» и претензии к Фоменко со стороны одного из банков на 65 млн рублей. Мутная история с выкупом этого долга. И тишина.
ё-мобиль
В отличие от Marussia, история с ё-мобилем сразу же выглядела сплошным фейком. Компания, занимавшаяся не слишком удачными проектами (один из них, автомобильный – грузовики «Яровит» с пластиковой кабиной), «продала» идею гибридного ё-мобиля миллиардеру Михаилу Прохорову. Сразу заявив взаимоисключающие идеи. Например, машина должна была стать «народной» с ценой в 400-500 тыс рублей, но выпускаться в небольших количествах.
Инвестиции планировались в районе всего около 150 млн евро, хотя известно, что сейчас невозможно сделать массовую современную машину меньше, чем за миллиард. Если напрячься, использовать готовую платформу и готовые ноу-хау, можно уложиться миллионов в 300. Но здесь ни о какой готовой платформе и речи не было! Технически идеи с кузовом из базальтового волокна, суперконденсаторами вместо аккумуляторов и роторно-лопастным двигателем были просто неосуществимы. Тем более, на конвейере. Что же касается проблем производства, погружения в технологии и работы с поставщиками – до этой работы, похоже, так и не добрались.
В начале 2010 года компания показала эскизы машин, осенью представила три прототипа, ничуть эти эскизы не напоминавшие. Фактически, это были макеты, поставленные на сварные рамы. Еще через полгода компания, получившая название «Ё-авто», начала строить завод под Питером и стала собирать на своем сайте заказы на машину. Осенью 2011-го дизайнеры показали на автосалоне во Франкфурте странный, но яркий концепт-кар.
Прошло пару лет и на первый тест для журналистов выкатили несколько ё-мобилей. Уже с нормальными «безбазальтовыми» кузовами и с более традиционной, не роторно-лопастной, частью гибридной силовой установки – 1,4-литровыми моторами от Fiat.