Выбираем автоакустику
AlexeyArtamonoff › Blog › Автозвук для чайников. Часть первая. Акустические системы — выбор
Воспроизводить весь диапазон слышимых человеком звуков (20 Гц – 20 кГц) одним динамиком крайне сложно (хотя и возможно технически). Поэтому во всех высококачественных автомобильных аудиосистемах используются отдельные динамики, каждый из которых воспроизводит свой диапазон частот. Если все динамики (два, три, четыре) собраны «в одном флаконе» – это коаксиальная акустическая система. Если же они устанавливаются раздельно – это уже компонентная (разнесенная) акустическая система. е
И те, и другие типы акустики по-своему хороши. Их достоинства – лишь продолжение их недостатков. Или наоборот.
Коаксиальная
Компактность, удобство в установке, невысокая стоимость.
Возможны погрешности в звучании (зависит от установки)
Компонентная
Гибкость в настройке звучания, широкие возможности компоновки.
Установка и настройка сложнее, более высокая стоимость.
Кстати, термин «колонка» мы применять не будем категорически – для этого к динамику нужно добавить как минимум корпус (ящик), а в автомобиле такая роскошь позволительна лишь сабвуферу.
Устанавливать акустику можно:
в штатные места в двери (торпедо) – это сэкономит время, деньги и сохранит заводской дизайн;
в двери на подиум – это позволит установить динамики большего размера (или глубины), чем предусмотрено заводской конструкцией и под оптимальным для прослушивания углом;
в специально выбранные и подготовленные места – это позволит добиться наилучшего звучания и/или оригинального внешнего вида.
Если нет возможности установить приглянувшийся динамик в штатное место, то подиум просто необходим. К счастью, в современных автомобилях такая проблема возникает всё реже. Штатные места – это самый простой и недорогой выход, но даже они требуют подготовки. Иначе новые динамики не оправдают потраченных денег.
Прежде всего, необходимо обеспечить ровную поверхность для хорошего крепления динамика. Но устанавливать акустику в дырявую гремучую дверь – гиблое дело. В любом случае необходима акустическая обработка двери – она должна не только шумоизолировать дверь и убрать нежелательные призвуки, но и создать акустическое оформление для фронтальной акустики. Прежде всего – на той поверхности, где установлен динамик, не должно быть никаких, даже самых маленьких отверстий вблизи него. Иначе весь бас (ради которого и затевается обычно замена штатных динамиков) в этих отверстиях и останется.
Требует особого внимания. Если фронтальная акустика выбрана и установлена неудачно, то улучшать остальные компоненты аудиосистемы бессмысленно. Именно фронтальная акустика, вопреки распространенному мнению, формирует звучание автомобильной аудиосистемы, создает её «звуковой почерк». Как правило, для создания высококачественной фронтальной акустики используются двухкомпонентные (реже – трехкомпонентные) акустические системы с отдельными динамиками для каждой полосы частот и разделительными фильтрами (кроссоверами). Коаксиальные (совмещенные) фронтальные динамики используют в тех случаях, когда размещение компонентной акустики затруднено или не предъявляются очень высокие требования к качеству звучания.
Задача тыловой акустики в стандартных (не кинотеатральных) системах – обеспечить комфорт для задних пассажиров. Поэтому требования там не столь высоки, и практически всегда в качестве тыловой используют коаксиальную акустику. Хотя в некоторых машинах тыловая акустика тоже двухкомпонентная – никто не запрещает, если нужно.
Выбор
Выбрать акустику по характеру звучания
Узнать чувствительность выбранной модели акустики
Узнать размеры и глубину акустики и сравнить с размерами выбранных посадочных мест в автомобиле (особенно, если планируется установка в штатные места)
Для того, чтобы правильно выбрать акустику, прежде всего надо определить, какую музыку вы будете слушать в машине.
Поклонникам мягкого, комфортного звучания рекомендуем акустику с шелковыми твиттерами.
Любителям напористого и детального звука – с металлическими (алюминиевыми, титановыми и др.)
Эти рекомендации условны – стоит послушать выбранную акустику на стенде. В отличие от мидбасов характер звучания пищалок практически не зависит от размеров помещения, и на стенде в магазине они звучат практически так же, как и в салоне автомобиля.
Напротив, мидбасы полностью раскрывают свой характер звучания только в салоне автомобиля и при правильной инсталляции. Одни и те же динамики в салоне маленького объема дадут больше «низов», чем в большом. Но не следует требовать невозможного от сравнительно небольших динамиков – хороший мидбас должен честно отыгрывать хотя бы 80 Гц, лучше – 60 Гц. Всё, что ниже этого, должен обеспечивать сабвуфер – но об этом отдельно.
Чувствительность и мощность
При выборе акустики особое внимание надо обращать на чувствительность. Она указывается в децибелах (дБ или dB) и для большинства автомобильных динамиков составляет 87-94 дБ. Чем выше цифра – тем чувствительнее динамик. Как правило, чувствительность динамиков с низкой граничной частотой хуже, чем у менее «басовитых», а у динамиков малого размера хуже, чем у «крупноформатных» – не будем углубляться в физику, но дело обстоит именно так.
Почему важна чувствительность динамика? От неё зависит мощность, которую нужно подвести к динамику для получения необходимой громкости. Чем выше чувствительность – тем меньшая требуется мощность. От этого, в конечном итоге зависит – будут ли выбранные динамики хорошо работать от имеющегося головного устройства, или понадобится дополнительный усилитель. Не забывайте, что неискаженная мощность встроенного усилителя головного устройства не превышает 15-20 Вт на канал (хотя бы на коробке было написано 4 х 60 Вт), и заставлять его всё время работать на максимальной мощности – это терзать свои уши хрипом и визгом. Если чувствительность акустических систем ниже, чем 90 дБ – без усилителя их лучше не использовать.
Теперь о мощности. Мощность, которая указывается на динамиках – это вовсе не та мощность, которую должен обеспечить им усилитель, а та, которую они могут вынести без вреда для себя. Про искажения на такой мощности деликатно умалчивается. Поэтому использовать динамики «на всю катушку» не стоит. Впрочем, выбирать динамики с очень большим запасом по мощности тоже не лучший вариант – обычно их чувствительность хуже, и потребуется более мощный (и более дорогой) усилитель.
Разумнее всего будет использовать динамики с примерно двукратным запасом по мощности (в сравнении с усилителем). Если они будут работать с головным устройством – хватит и 40-50 Вт, а если с усилителем в 75 Вт на канал – то 120 Вт. Больший запас потребуется лишь в том случае, если аудиосистема часто используется на максимальной громкости (пикник, пляж – сами понимаете).
Сопротивление катушки (импеданс)
До недавнего времени стандартом было 4 Ом. Однако сейчас получили распространение динамики с импедансом 2 Ом. Уменьшение импеданса в два раза увеличивает выходную мощность усилителя на этой нагрузке тоже в два раза, что очень удобно при использовании встроенных усилителей головных устройств. Неискаженная мощность в этом случае превышает 30 Вт на канал – и внешний усилитель становится ненужным.
Все современные головные устройства, и штатные, и купленные отдельно – полностью совместимы с такими динамиками. Однако аппаратура старых выпусков (примерно до 2002 года) может работать с такими динамиками неустойчиво. Если у вас такой раритет – лучше проконсультироваться у специалиста.
Как выбрать автоакустику?
Автоакустика – это система, совершенно необходимая любому автолюбителю-меломану и, кроме того, хороший способ сделать свою машину уникальной. Выбор акустических систем и комплектующих на Е96.ru настолько широк, что каждый может подобрать себе вариант в соответствии с собственным вкусом и дизайном салона своего автомобиля.
Коаксиальная
Наиболее простой и дешёвый тип акустических систем. Предназначен в основном для воспроизведения низких частот, но вместе с соответствующим динамиком в коаксиальных системах установлены головки для средних и высоких частот. Качество звука такой автоакустики – среднее. Её легко установить в авто, и она занимает немного места. Коаксиальная система – хорошее и бюджетное решение для стандартных тыловых или фронтальных колонок.
С каждым годом коаксиальные системы становятся всё менее популярными, и их обычно выбирают те автолюбители, кому важно не качество автозвука, а сам факт его наличия.
Компонентная
Гарантирует более качественный и насыщенный звук. Самые простые компонентные системы состоят из мидбасов, которые обеспечивают звучание низких и средних частот, и твитеров (“пищалок”). Динамики для низких, средних и высоких частот устанавливаются отдельно. Монтаж компонентных систем более сложен, но зато с их помощью можно выстроить звуковую сцену, то есть сделать звук максимально живым и объёмным.
Корпусная
Представляет собой несколько динамиков, собранных воедино. Её легко установить и подстроить под особенности вашего автомобиля. Может быть использована в качестве тыловой акустики на задней полке или центрального канала для построения системы объёмного звука.
Типы динамиков
Сабвуфер
Динамик, отвечающий за качественное воспроизведение низких частот. Его особенность – громкий и глубокий басовый звук. Сабвуфер можно приобрести в виде отдельных динамиков или в готовом корпусе.
Среднечастотная система
Обеспечивает хорошее качество звука при использовании вместе с сабвуфером или мид-басами и твитерами.
Твитер
Динамик, предназначенный для воспроизведения высоких частот. Человеческое ухо хорошо различает направление высокочастотных звуков, поэтому твитеры должны быть направлены на слушателя. Высокочастотные динамики – один из важнейших элементов выстраивания звуковой сцены. Иногда такие динамики называют “пищалками”.
Материалы
Наилучший материал для диффузоров – бумага или прессованный картон. При этом, все целлюлозные элементы должны быть пропитаны влагооталкивающим составом. Подвес диффузора следует выбирать из мягкой резины. Наилучший материал для высокочастотных динамиков – шёлк или металлические сплавы.
Типы магнитов
Чем выше магнитное поле, тем чувствительнее динамик и, следовательно, выше громкость.
Неодимовые
Это постоянные редкоземельные магниты из сплава неодима, бора и железа. Они компактные и чувствительные, наиболее качественные и дорогие. Неодимовые магниты гарантируют сильный магнитный поток. Они теряют не более 1-2% намагниченности за 10 лет.
Ферритовые
Классические чёрные магниты, используемые повсеместно: например, в сувенирах и настенных досках. Они менее качественные, чем неодимовые, но более дешёвые.
Типоразмер
Чем больше диаметр динамика, тем глубже бас. Если вы планируете устанавливать коаксиальную или компонентную акустику без сабвуфера, то стоит выбирать динамики диаметров от 16 см, они обеспечивают наилучшее качество. Такие динамики способны воспроизводить звук от 80 Гц, что обеспечивает глубокое звучание низких тонов и ударных. Динамики диаметров 12-13 см могут воспроизводить звук от 100 Гц, это позволяет чувствовать ритм музыки. Динамики диаметров 10 см воспроизводят звук только от 120 Гц и плохо передают басы.
Сабвуферы
Оптимальный диаметр для сабвуфера – от 20 до 40 см, в комплекте с ним стоит использовать коаксиальную или компонентную акустику на 13-16 см: такой комплект обеспечит звучание всех частот.
Количество полос
Полос может быть от одной до пяти. При этом, чем больше полос, тем чётче разделение по частотам. В двухполосных системах одна полоса отвечает за басы и часть средних частот, вторая – за оставшиеся средние и высокие. Для трёхполосных характерно более точное разделение на низкие, средние и высокие частоты.
Характеристики
Мощность звука
Можно подключить как к магнитоле, так и к усилителю. Номинальная. мощность звука – важнейший параметр. Номинальная мощность акустической системы не должна превышать номинальную мощность автомагнитолы. Номинальная – это мощность, при которой акустика может работать долго без повреждений и искажения звука. При работе на максимальной мощности динамики могут получить повреждения.
Чувствительность (Sensitivity)
Высокая чувствительность позволяет использовать динамики без усилителя. Если показатель sensivity динамиков находится в интервале 84 –86, то такие устройства без дополнительного усиления будет почти не слышны.
Резонансная частота (Fs)
Чем ниже у динамиков показатель Fs, тем более глубокие басы он способен выдавать. Для мидбасов компонентной системы оптимальным вариантом станут динамики с показателем от 60 до 75 Fs.
Общая добротность (Qts)
Чем выше показатель Qts, тем лучше. Низкой считается полная добротность динамика меньше 0,3 – 0,35; высокой – больше 0,5 – 0,6. Стоит также заметить, что значение этой величины не может быть больше 1.
Какую автоакустику лучше купить?
Если вам нужна система, чтобы просто слушать любимую музыку в дороге, то ваш выбор – недорогая коаксиальная система в паре с хорошей автомагнитолой.
Если вы хотите удивить друзей и окружающих глубиной и качеством звука, то идеальный вариант – это уникальная компонентная система, сабвуфер, мощный усилитель. При установке такой системы обязательно обратитесь обратитесь к специалистам.
Если вы не планируете покупку сабвуфера, стоит подобрать акустическую систему с типоразмером 16-20 см. Она обеспечит хорошие средние частоты, качественные низкие частоты и густые басы.
Если вы настоящий меломан, то оптимальным решением станет двух- или трёхкомпонентная акустическая система с мощным сабвуфером.
Автомобили с самой крутой штатной музыкой
Мы собрали автомобили, играющие в разных классах, с самыми крутыми музыкальными системами.
Volkswagen > Beetle
Porsche > Panamera
Kia > Soul
Toyota > Land Cruiser
Renault > Koleos
Mazda > 6
Как оказалось, моделей с качественным «звуком» довольно много, и отнюдь не все они относятся к супердорогим люксовым седанам и спорткарам. Что же, пойдем от относительно доступных моделей к самым дорогим. Вот самые-самые, по нашему мнению, продвинутые с музыкальной точки зрения автомобили.
Volkswagen Beetle Fender Edition
Volkswagen Beetle Fender Edition
Дорогой музыкой могут похвастать даже компактные хэтчбеки. Например, Volkswagen Beetle. В качестве опции его оснащают акустикой Fender. Компания, знаменитая своими усилителями и электрогитарами, начала сотрудничество с немецким автоконцерном в 2010 году. Машину уже окрестили «музыкальным жуком». Действительно, Beetle получается самым музыкальным среди культовых хэтчбеков. Ни у Mini, ни у Fiat 500, ни у Suzuki Swift такой продвинутой музыки нет.
Аудиосистема состоит из 10-канального усилителя с выходной мощностью 400 Вт, четырех твитеров Fender Deluxe, двух 20-сантиметровых колонок Fender Twin спереди и двух 16-сантиметровых колонок Fender сзади, а также 20-сантиметрового сабвуфера Fender Bassman.
Интересно, что акустику для Beetle специалисты Fender создавали вместе с еще одной известной в мире музыки компанией — Panasonic. В результате звук получился таким, что в машине ощущаешь себя как в концертном зале.
Kia Soul
Еще один стильный малыш, но уже играющий в классе кроссоверохэтчбеков, — Kia Soul, оснащенный акустикой JBL. В этом году автомобиль пережил рестайлинг. Система с усилителем и сабвуфером входит в комплектацию Premium, причем доступна она только с двигателем 1.6 GDI мощностью 136 лошадиных сил.
Специалисты JBL настроили каждый компонент системы под интерьер автомобиля, что существенно уменьшило искажение звука.
В результате Soul можно назвать самым музыкальным представителем класса. В России уж точно. Кроссхэтч — имиджевая машина, и конкурентов у него, по сути, нет. Китайцы не в счет, к тому же у них нет премиального «звука». В компании Kia, конечно, называют в числе оппонентов Hyundai Creta и Renault Kaptur. Но у «корейца» и «француза» есть полный привод и размеры их больше, так что они играют в другой лиге. Впрочем, ни тот ни другой кроссовер не может похвастать дорогой музыкой.
Renault Koleos Bose Edition
Renault Koleos Bose Edition
Акустику для Колеоса специалисты Renault и Bose разрабатывали совместно. После того как инженеры Renault просчитали структуру кузова и воплотили его в металле, специалисты Bose сделали более тысячи замеров с целью создания общей акустической модели Колеоса. Еще до начала серийного производства были определены наиболее удачные места расположения для каждого из семи динамиков. В результате звук и тембр каждого инструмента стали чистыми и четкими.
Если бы машина не ушла с нашего рынка, Колеосу можно было бы присудить звание самого музыкального среднеразмерного кроссовера. Хотя кто знает: может, новый Koleos и заслужит это звание?
Mazda 6
Mazda также давно сотрудничает с фирмой Bose. И так же, как и в случае с Renault, все решения индивидуальны для каждой модели: нельзя купить динамик и установить его самостоятельно.
«Шестерка» — машина с самой дорогой аудиосистемой в классе. С ней может соперничать разве что Kia Optima c системой Harman-Kardon с десятью динамиками, усилителем и сабвуфером. Ее цена — от 1 449 900 рублей. Но бренд Bose все-таки престижнее.
Lexus ES350
Аккустика Lexus
Lexus — это уже настоящий премиум. Японский бренд сотрудничает с американской компанией Mark Levinson, входящей в состав корпорации Harman International Industries. Интересно, что американцы отвечают не только непосредственно за аудиосистему в автомобиле, но и за шумоизоляцию салона.
Продвинутую музыку можно заказать, скажем, для седанов IS и ES (на фото). В комплектации Luxury покупатель получает 12-канальный усилитель мощностью 835 Вт и 15 динамиков с энергосберегающей технологией GreenEdge. Технология позволяет усилить почти в два раза уровень громкости при неизменном уровне потребления энергии.
Почему мы выделили именно ES? Потому что это один из самых доступных и комфортабельных премиальных седанов, который рассчитан на пассажира, а не на водителя. GS, играющий в том же классе, более драйверский автомобиль. Lexus всегда стремился соперничать с немецким премиумом. И во всяком случае по уровню музыкальной системы он выглядит не хуже «немцев».
Toyota Land Cruiser 200
Toyota
У «крузака» в России статус культового автомобиля, потому мы не смогли обделить его вниманием. В Land Cruiser 200 установлена музыкальная система JBL Synthesis 7.1 Surround Sound, состоящая из 14 динамиков. Помимо них есть 11-канальный усилитель мощностью 605 Вт и 200-миллиметровый сабвуфер. Продвинутая музыка идет с оснащения Престиж (от 4 736 000 рублей).
Специалисты JBL еще на этапе проектирования салона автомобиля провели замеры и настроили каждый динамик. В усилителе применили технологию Greenedge (она такая же, как у Lexus), а при производстве колонок и других компонентов системы применили сверхлегкие материалы. Это позволило сбросить лишние килограммы аудиосистемы.
Все это дает право назвать Land Cruiser 200 самым продвинутым с музыкальной точки зрения рамным внедорожником.
Range Rover Sport
Mer >Низкочастотный и высокочастотный динамики Meridian, расположенные в задних дверях машины.
Если Land Cruiser покупают по всей стране, то премиальных британских «проходимцев» больше ценят городские жители центральных районов России. Потому требований по комфорту, в том числе акустическому, у таких покупателей подчас больше. Range Rover Sport принимает этот вызов. Опционально машины оснащают музыкальной системой производства британской Meridian Audio. У нее 19 динамиков, 16-канальный усилитель и двухканальный сабвуфер.
Фирменная технология пространственного звучания Trifield делает звук объемным. Она смешивает каналы, в результате чего звук получается очень живым — как на концерте. А технология корректировки звукового поля Meridian Cabin Connection регулирует звук, учитывая особенности геометрии салона. Суммарная мощность системы — 825 Вт.
У Land Rover/Range Rover есть несколько версий системы Meridian. Самую дорогую, Meridian Signature Reference, устанавливают на Range Rover Sport опционально. С ней машина стоит от 6 208 000 руб.
Porsche Panamera
Porsche Panamera
Porsche — бренд, ставший мечтой. Плод сотрудничества двух немецких компаний, выпускающих один — спорткары и второй — премиальный звук, — система Burmester Surround Sound класса High End, которую ставят на Porsche Cayenne, Macan и Panamera.
Она состоит из 16-канального усилителя мощностью более 1000 Вт с 16 динамиками, включая сабвуфер с 300-ваттным усилителем. Тут используют ряд технологий, которые пришли из домашних систем премиум-класса.
Наконец, пара слов о знаменитой «немецкой тройке». Датский бренд Bang&Olufsen сотрудничает с Audi и Mercedes-Benz. Музыкальные решения компании можно встретить на автомобилях Audi A6, A7, A8, Мерседесах S- и E-классов. Но мы выделим спорткар SLS AMG, поскольку это автомобиль-мечта. По-хорошему, музыкальная система такому автомобилю и не нужна. Ее заменяет звук мотора, сам по себе призванный ласкать слух. Но немцы решили иначе и установили систему Bang&Olufsen BeoSound AMG.
SLS AMG
Bang&Olufsen
Что касается еще одного представителя «большой немецкой тройки» — компании BMW, то информации по «баварцам» мало. Известно, что компания сотрудничает с вышеупомянутой корпорацией Harman. Топовые комплектации BMW X-серии оснащают High-End-аудиосистемой с 16 динамиками и 9-канальным усилителем.