Svarkin-spb.ru

Восстанавливаем гелевый аккумулятор

Восстанавливаем гелевый аккумулятор

Гелевые аккумуляторы довольно широко применяются в самых различных областях. Это и источники бесперебойного питания, различные игрушки, в общем они уже довольно плотно вошли в нашу жизнь, мы например используем 6-ти и 12-ти вольтовые аккумуляторы на занятиях радиокружка, в качестве безопасных источников питания. Это довольно удобно, во-первых одной зарядки надолго хватает, во-вторых, в итоге это гораздо дешевле чем постоянно покупать батарейки, ну и конечно же безопасность, наверное важнейший критерий при работе с детьми. В отличии от обычного, классического свинцово-кислотного аккумулятора, в котором между положительными и отрицательными пластинами ток протекает по электролиту — водному раствору кислоты, в гелевых аккумуляторах электролитом является гель, по сути, тот же самый электролит но сгущенный до состояния геля. Это имеет ряд преимуществ, например, такой аккумулятор практически не выделяет вредных испарений, в отличии от своего свинцово-кислотного собрата, пары кислорода и водорода удерживаются внутри геля, реагируют и превращаются в воду, которая снова впитывается гелем. Кроме того, гель смазывает пластины, так что активная масса не стекает, а его повышенное сопротивление разрядным токам препятствует образованию вредных не разрушаемых веществ — сульфатов свинца. Но есть и недостаток, такие аккумуляторы являются необслуживаемыми аккумуляторами. Но как и любой другой аккумулятор – со временем они начинают терять емкость, и часто после этого просто выбрасываются. Но несмотря на то, что эти аккумуляторы являются необслуживаемыми – их все-таки можно обслужить, а учитывая то, что цена нового аккумулятора сегодня весьма существенна, восстановление таких аккумуляторов становиться весьма актуальной задачей.

В принципе, процесс восстановления уже много где описан, суть его сводится к тому, то в процессе эксплуатации – гель все-таки высыхает, несмотря на рекомбинацию газов – они все-таки испаряются, и суть процесса восстановления сводится к восстановлению геля, путем добавлению воды, точно также как и в свинцово-кислотный аккумулятор. Но процесс этот несколько сложнее, а сами АКБ намного капризнее.

Попробую рассказать о своем опыте восстановления гелевых аккумуляторов.

Внешний осмотр. Не все аккумуляторы можно восстановить. Если на корпусе аккумулятора есть трещина или при потряхивании внутри аккумулятора что-то «брякает» – такой аккумулятор скорее всего восстановить уже не получится. Далее, если остаточное напряжение на клеммах аккумулятора менее 30%, то скорее всего его также восстановить не получится, хотя попробовать конечно можно. Идеальными для восстановления являются аккумуляторы с целым корпусом, внутри которых “не брякает” и остаточное напряжение более 30% (лучше если 60%).

Разборка. АКБ закрыт крышечкой, которая легко снимается с помощью острого шила или тонкого ножа. У 6-ти вольтовых АКБ – одна крышечка, у 12-ти вольтовых – шесть. Под крышечками резиновые пробки, закрывающие заливные отверстия – снимаются обычным пинцетом.

Заливка воды. Вода нужна дистиллированная и только она, водопроводная не годится. Воду можно приобрести в аптеке или в любом магазине для автолюбителей. Заливается с помощью шприца через заливное отверстие. И вот тут есть несколько методик, я попробовал их все, и особой разницы не увидел:

  • Заливаем “банки» полностью, даем постоять 5-10 минут, затем сливаем всю воду. За 5-10 минут гель должен набрать нужное количество воды, кто-то рекомендует подождать 30 минут. Закрываем колпачки и ставим АКБ на зарядку.
  • Заливаем в каждую банку ровно по 3 мл воды. Закрываем колпачки и сразу ставим АКБ на зарядку.
  • Заливаем воду пока вода не закроет пластины, но не до краев, и ставим на зарядку. Колпачки не закрываем, так как лишняя вода и газы будут выходить. После зарядки закрываем колпачки.
Читать еще:  Что нам могут рассказать номера двигателей

Зарядка.

Заряжать батареи нужно током равным 10% от емкости аккумулятора. Для 7-ми амперных это 0,7A. Напряжение заряда должно быть чуть выше, величина напряжения написана на корпусе АКБ, (Cycle use) для 12-ти вольтовых АКБ это 14-14,2 В, для 6-ти вольтовых 7,2-7,5 В. Я использовал зарядное устройство на L200C:

При первом подключении к зарядному устройству, потерявший ёмкость из-за высыхания связанного электролита, аккумулятор не будет потреблять ток, поэтому на амперметр сначала ориентироваться не нужно. Через некоторое время «изголодавшийся» аккумулятор постепенно начнет потреблять ток, если это произошло – заряжаем, пока напряжение на АКБ не достигнет 12,6-12,8 для 12-ти вольтовых или 6,75-6,9 для 6-ти вольтовых (Stan d by use ).

Заряжать придётся долго – не менее 10 часов, но если после 10 часов батарея так и не стала потреблять ток – поднимаем напряжение до 10-ти вольт (для 6-ти вольтовых) и до 20-ти вольт (для 12-ти вольтовых). И теперь придется очень внимательно следить за аккумулятором , так как в случае восстановления электролита ток через батарею пойдёт слишком большой, что сначала приведет к нагреву, затем это может попросту «убить» аккумулятор. В момент, когда аккумулятор начнёт принимать ток, напряжение на нём начнёт быстро падать.

После первой зарядки, следует разрядить аккумулятор, подключив небольшую нагрузку, скажем лампочку мощностью 5-10 Вт, при этом слдедует следить за напряжением на клеммах АКБ, оно не должно опуститься более чем на 20%. После чего аккумулятор следует снова зарядить. Таких циклов можно сделать несколько, после чего поставить аккумулятор на длительную зарядку малым током, 0,05-0,1 от емкости аккумулятора.

Плюсы и минусы гелевого аккумулятора, как его восстановить и можно ли заряжать

Основная проблема обычных аккумуляторов заключается в том, что приходится тратить существенное время на их обслуживание. Изобретатели гелевых аккумуляторов поставили задачу сделать аккумулятор автономным , избавив пользователя от утомительных процедур поддержания и контроля работоспособности.

В чем отличие

Основной признак гелевого аккумулятора – его герметичность и особый желеобразный электролит. Гелевый состав был признан наилучшим решением для герметичной конструкции.
В обычном автомобильном источнике питания электролит чрезвычайно бурно участвует в химических реакциях – происходят выделения паров, иногда возникает кипение. Герметичная конструкция может взорваться в случае протекания химических реакций с бурным выделением паров. Для устранения этого эффекта в гелевых решениях был использован специальный вязкий состав электролита и конструкция обеспечивающая самопоглощение выделенных газов.
Пользователь может и не догадываться, что является обладателем гелевого аккумулятора – ведь заглянуть внутрь, не сломав его, он не сможет.
Гелевые устройства из-за своей высокой силы выходного тока пользуются повышенным вниманием у любителей мощных аудиосистем.

Основные характеристики

Для примера возьмем характеристики популярного американского гелевого аккумулятора OPTIMA Yellow Top 8014-254

  • Рабочее напряжение 12V;
  • Ёмкость 55 Ач;
  • Пусковой ток (максимальный ток разряда) – 765А;
  • Размеры 254x175x200;
  • Вес 22 кг;
  • Тип клемм – Type 1 (euro).

Как реанимировать?

Несмотря на тот факт, что гелевые варианты считается необслуживаемыми, их можно восстановить. Обычно к восстановлению приступают в том случае, если выходное напряжение падает до 10вольт. В таком случае срывается верхняя крышка батареи, которая, как правило, приклеена к корпусу, и снимаются колпачки-клапаны. Процесс восстановления сводится к добавлению дистиллированной воды. Вода, в каждой секции батареи, должна лишь немного покрывать поверхность пластин. После этого необходимо закрыть все банки и накрыть их верхней крышкой. Перед подключением к зарядному устройству нужно придавить верхнюю крышку грузом. При зарядке батареи через колпачки сбрасывается избыточное давление. Крышка, в данном случае, играет роль упора.

Читать еще:  ОСАГО сильно подорожает с нового года

Подаваемое напряжение должно быть не менее 15 вольт. Если длительное время батарея не будет заряжаться, нужно повысить напряжение до 20 вольт. Еще одним способом восстановления нежелающего заряжаться аккумулятора является способ циклической зарядки. То есть, батарею подвергают зарядке, после чего ее полностью разряжают. Так проводят несколько циклов. Первые зарядки проводят под высоким напряжением, которое будет составлять около 30 вольт. Постепенно, зарядное напряжение уменьшают и доводят его до 14 вольт. При этом, процесс разрядки должен происходить при небольшой нагрузке, не превышающей 10 Вт. После того, как восстанавливаемая батарея начнет потреблять ток, ее начинают заряжать малым током, который не превышает 0,05% от ее емкости. Для процесса восстановления используются специальные зарядные устройства. Такие устройства, как правило, снабжены температурным датчиком и имеют возможность корректировки напряжения.

Самостоятельное восстановление неисправных гелевых аккумуляторов – задача не для новичков. Если у вас нет опыта, лучше воспользоваться помощью опытных специалистов за приемлемую плату.

Классификация

К гелевым аккумуляторам относят устройства, выполненные по технологиям:

  • GEL (Gelled Electrolite);
  • AGM(Absorptive Glass Mat).

В первом типе в аккумулятор закачивается реальная гелеобразная консистенция выполненная на основе соединений кремния.
Второй тип, строго говоря не является гелевым, но выполнен по близкой технологии и часто классифицируется именно как гелевый. В нём вместо геля используется пористое волокно и обычный растров электролита. Специальная технология обеспечивает ему свойства герметичности.
Второй тип имеет два преимущества:

  1. Возможность восстановления при разгерметизации (так как волокно не вытекает, а электролит можно закачать);
  2. Более низкая стоимость.

Далее рассмотрим плюсы и минусы гелевых аккумуляторов.

Преимущества

  • Автономность работы, без контроля уровня и качества электролита;
  • В случае нарушения герметичности вязкость электролита препятствует вытеканию;
  • Герметичность исключает выделение в окружающее пространство продуктов химических реакций;
  • Эксплуатация допускает любое положение, в том числе перевёрнутое;
  • Большой ресурс и срок службы;
  • Высокий уровень тока;
  • Допустимость использования в жилом помещении (не выделяет паров);
  • Выдерживание многократной зарядки-разрядки.

Недостатки

  • Высокая стоимость (в 2-3 дороже обычного);
  • Чувствительность к выходу напряжения заряда за установленные границы;
  • Чувствительность к короткому замыканию;
  • Некоторые виды гелевых аккумулятор испытывают проблемы при минусовых температурах.

Основные критерии выбора и проверка

При выборе необходимо руководствоваться основными техническими параметрами батареи и их соответствии вашему авто. Так, если генератор автомобиля подает на аккумулятор ток, который превышает 14,4 вольта, то покупка гелевых вариантов отпадает. В технической документации авто есть описание о том, кокой емкостью и силой тока должна обладать батарея. При этом, аккумуляторы с большими показателями использовать можно, а вот с меньшими не рекомендуется. Проверка такой батареи происходит так же, как и проверка обычной свинцово-кислотной. То есть, при покупке нового устройства, как и в процессе его эксплуатации, необходим постоянный визуальный осмотр, Появление на поверхности батареи грязи, потеков электролита, могут привести к саморазряду. Контроль уровня и плотности электролита в гелевом аккумуляторе производится при помощи специального тестера.
Полностью заряженный аккумулятор должен выдавать не менее 12,6 вольт напряжения. Проверка электрических параметров батареи требует использования следующих приборов:

  1. Вольтметр либо тестер, которые используются для проверки напряжения и силы тока;
  2. Тестер для определения электрической емкости батареи;
  3. Для определения работоспособности используют простую 12-ти ватную лампочку.

Аккумулятор считается работоспособным, если в течение 3 – 4 минут, интенсивность свечения лампочки не изменяется.
При покупке гелевого варианта стоит обратить внимание на генератор. Он должен выдавать ровное напряжение. В таком случае срок службы батареи значительно увеличится.

Резюме

Химические источники электрического тока, к которым относятся свинцово-кислотные, находятся в состоянии постоянного усовершенствования. Гелевые аккумуляторы являются очередным этапом этого развития.
Гелевые аккумуляторы идеально подходят для использования в транспорте на экстремальных или спортивных маршрутах, для владельцев мощных аудиосистем. Они прекрасно показали себя при высоких токовых нагрузках и имеют внушительный срок эксплуатации. В случае необходимости, восстановить уставший гелевый аккумулятор можно подавая циклическое напряжение.

Читать еще:  Обгон на нерегулируемых перекрестках

Как восстановить гелевый аккумулятор? Здравая экономия

Владельцы скутеров и другой техники иногда задаются вопросом, как восстановить гелевый аккумулятор. На сегодняшний день такие изделия получили широкое распространение и характеризуются как надёжные и качественно изготовленные приборы. По внешнему виду они практически неотличимы от кислотно-свинцовых приборов.

Для многолетней эксплуатации таких приборов нужно соблюдать правила эксплуатации и обслуживания их, это значит, что нужно правильно заряжать и хранить такие изделия.

Как восстановить гелевый аккумулятор, полезно будет знать всем, кто заинтересован в безотказной и многолетней их службе. При выходе из строя выбрасывать такие АКБ нельзя из-за возможного экологического заражения окружающей среды тяжёлым металлом, а вот восстановить такой прибор вполне возможно. Это возможно сделать практически всем владельцам таких АКБ.

Содержание

Несколько слов об их конструкции

По принципу работы эти приборы неотличимые от свинцово-кислотных аккумуляторов. Разница заключается только в состоянии электролита. В кислотных батареях он жидкость, а гелевые аккумуляторы имеют его в виде желе. Некоторые называют такие АКБ гелиевыми, но это неправильно, так как газа в них нет. Электролит изготовлен из серной кислоты и дистиллированной воды, но доведён до состояния геля.

Плюсы и минусы

Длительный период эксплуатации аккумуляторов, показал их возможности:

  • Имеющийся большой цикл заряда-разряда, способен обеспечить срок службы, при соблюдении правил эксплуатации, более 10 лет;
  • Им не требуется срочной подзарядки после глубоких разрядов, можно не бояться осыпания пластин сепараторов;

Когда восстановление невозможно?

К сожалению, такие случаи бывают чаще, чем со свинцово-кислотными аккумуляторами. Такое становиться при таких условиях:

  • Произошло вздутие одной или нескольких банок батареи, такое возможно в том случае, когда происходит отслоение электролита от пластин, восстановить такое изделие невозможно;
  • Разрушились пластины АКБ. Выявить такую проблему просто, достаточно её потрясти, и будет слышен шум внутри. Такое изделие подлежит утилизации.

Как восстанавливают

Давайте более подробно рассмотрим возможности восстановления таких батарей. Для этого необходимо приготовить набор отвёрток с плоским лезвием, пинцет, медицинский шприц, дистиллированную воду и зарядное устройство. Порядок работ по восстановлению будет следующим:

  • Снимается пластиковая крышка с АКБ, в некоторых изделиях возможна установка её в отдельности на каждую банку. В таком случае удаляют их со всех банок, а потом открывают защитные колпачки;
  • Теперь следует медицинским шприцем добавить в каждую банку примерно 2-3 кубика дистиллированной воды. К её выбору нужно отнестись весьма осторожно, лучше всего приобрести в аптеках, во избежание подделок;
  • Воды нельзя заливать много, она не должна находиться там, в свободном состоянии. После заливки нужно выдержать примерно 2-3 часа и проверить состояние электролита в банках. Излишки воды откачивают шприцем, а если нужно, то добавляют;
  • Устанавливая колпачки на своё место, их нужно зафиксировать любым возможным способом;
  • Дальше следует зарядить его обычным способом, не забывая, что напряжение не должно превышать величину 14,4 вольта.

Как видите, ничего сверхсложного в этом нет, и вполне доступно любому желающему сделать такую процедуру. Мы попытались весьма доступно рассказать о том, как восстановить гелевый аккумулятор. Но лучше будет, если его владелец будет неукоснительно следовать инструкции по эксплуатации, и как можно дольше продлит ресурс АКБ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector