Svarkin-spb.ru

Виды выжимных подшипников

Устройство и принцип работы сцепления автомобиля

Сцеплением называется механизм трансмиссии, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач за счет силы трения. Также оно позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить. Существует достаточно много разновидностей муфт сцепления. Они различаются по количеству ведомых дисков (однодисковое, двухдисковое или многодисковое), по типу рабочей среды (сухое или мокрое) и по типу привода. Разные виды сцеплений имеют соответствующие преимущества и недостатки, но наибольшее распространение на современных автомобилях получило однодисковое сухое сцепление либо с механическим, либо гидравлическим приводом.

Функции сцепления

Муфта сцепления устанавливается между двигателем и коробкой передач и является одним из наиболее нагруженных элементов трансмиссии. Она выполняет следующие основные функции:

  1. Плавное разъединение и соединение двигателя и коробки передач.
  2. Передача крутящего момента без проскальзывания (без потерь).
  3. Компенсация вибраций и нагрузок от неравномерности работы двигателя.
  4. Снижение нагрузок на элементы двигателя и трансмиссии.

Элементы муфты сцепления

Стандартная муфта сцепления, применяющаяся на большинстве автомобилей с механической коробкой передач, включает следующие основные элементы:

  • Маховик двигателя — ведущий диск.
  • Ведомый диск сцепления.
  • Корзина сцепления — нажимной диск.
  • Выжимной подшипник сцепления.
  • Муфта выключения сцепления.
  • Вилка сцепления.
  • Привод сцепления.

На ведомый диск сцепления с обеих сторон установлены фрикционные накладки. Его функция — передача крутящего момента за счет силы трения. Встроенный в корпус диска пружинный демпфер крутильных колебаний смягчает соединение с маховиком и гасит вибрации и нагрузки от неравномерности работы двигателя.

Схема расположения диска сцепления, корзины и выжимного подшипника с муфтой выключения

Нажимной диск и диафрагменная пружина, воздействующие на ведомый диск сцепления, в сборе представляют собой единый узел, получивший название «корзина сцепления». Ведомый диск сцепления расположен между корзиной и маховиком и соединен с первичным валом коробки передач с помощью шлицев, по которым он может перемещаться.

Диафрагменная пружина корзины может быть либо нажимного, либо вытяжного принципа действия. Отличие – в направлении приложения усилия от привода сцепления: к маховику или от маховика. Особенность конструкции пружины вытяжного действия позволяет использовать корзину, толщина которой значительно меньше. Это делает узел максимально компактным.

Принцип работы

Принцип работы сцепления основан на жестком соединении ведомого диска сцепления и маховика двигателя за счет возникающей силы трения от усилия, которое создает диафрагменная пружина. Сцепление имеет два режима: «включено» и «выключено». Основное время работы ведомый диск прижат к маховику. Крутящий момент от маховика передаётся ведомому диску, а от него через шлицевое соединение на первичный вал коробки передач.

Схема работы диафрагменной пружины

Для выключения муфты водитель нажимает на педаль, которая соединена с вилкой механическим или гидравлическим приводом. Вилка перемещает выжимной подшипник, который, нажимая на концы лепестков диафрагменной пружины, прекращает её давление на нажимной диск, а он, в свою очередь, освобождает ведомый. В этот момент двигатель разъединен с трансмиссией.

После включения нужной передачи в коробке передач водитель отпускает педаль сцепления, вилка перестаёт воздействовать на выжимной подшипник, а тот на пружину. Нажимной диск прижимает ведомый к маховику. Двигатель соединен с трансмиссией.

Виды сцепления

Сухое сцепление

Принцип действия сцепления данного типа основан на силе трения, возникающей при взаимодействии сухих поверхностей: ведущего, ведомого и нажимного дисков. Это обеспечивает жесткую связь двигателя и коробки передач. Сухое однодисковое сцепление – самый распространенный вид, использующийся на основной массе автомобилей с механической КПП.

Мокрое сцепление

Данный вид сцепления предполагает работу трущихся поверхностей в масляной ванне. По сравнению с сухой, такая схема обеспечивает более плавное соприкосновения дисков; узел эффективнее охлаждается за счет циркуляции жидкости и может передавать больший момент на трансмиссию.

Двойное сцепление мокрого типа

Мокрая схема обычно применяется на современных роботизированных КПП с двойным сцеплением. Особенность работы такого сцепления заключается в том, что на четные и нечетные передачи КПП подается крутящий момент от отдельных ведомых дисков. Привод сцепления — гидравлический, управляемый электроникой. Переключение скоростей происходит при постоянной передаче крутящего момента на трансмиссию без разрыва потока мощности. Данная конструкция является более дорогой и сложной в производстве.

Сухое двухдисковое сцепление

Сухое двухдисковое сцепление предполагает наличие двух ведомых дисков и промежуточной проставки между ними. Данная схема способна передать больше крутящего момента при тех же размерах механизма сцепления. Сама по себе она проще в производстве по сравнению с мокрой. Обычно применяется на грузовиках и легковых автомобилях с особо мощными двигателями.

Сцепление двухмассового маховика

Двухмассовый маховик состоит из двух частей. Одна из них связана с двигателем, вторая – с ведомым диском. Обе составляющие маховика имеют небольшой свободный ход относительно друг друга в плоскости вращения и соединены пружинами между собой.

Читать еще:  Меняем втулки стабилизатора поперечной устойчивости

Схема двухмассового маховика

Особенностью сцепления двухмассового маховика является отсутствие пружинного демпфера крутильных колебаний в ведомом диске. Функция гашения колебаний заложена в конструкцию маховика. Помимо передачи крутящего момента он максимально эффективно сглаживает вибрации и нагрузки, возникающие от неравномерности работы двигателя.

Ресурс сцепления

Ресурс сцепления главным образом зависит от условий эксплуатации автомобиля, а также от стиля езды водителя. В среднем, срок службы сцепления может доходить до 100-150 тысяч километров пробега. В результате естественного износа, возникающего в момент соприкосновения дисков, фрикционные поверхности изнашиваются и требуют замены. Основная причина – проскальзывание дисков.

Двухдисковое сцепление обладает большим ресурсом за счет увеличенного числа рабочих поверхностей. Выжимной подшипник сцепления задействуется при каждом разрыве соединения двигателя и коробки передач. Со временем в подшипнике вырабатывается и теряет свойства вся смазка, в следствие чего он перегревается и выходит из строя.

Особенности керамического сцепления

Ресурс сцепления и эффективность его работы на пределе нагрузок зависит и от свойств материала, обеспечивающего зацепление дисков. Стандартный состав накладок дисков сцепления большинства автомобилей включает спрессованную смесь стеклянных и металлических волокон, смолы и каучука. Поскольку принцип работы сцепления базируется на силе трения, фрикционные накладки ведомого диска рассчитаны на работу при высоких температурах, доходящих до 300-400 градусов Цельсия.

Диск сцепления с керамическими фрикционными накладками

В мощных спортивных автомобилях нагрузки на сцепление намного превышают обычные нормы. Для некоторых трансмиссий может применяться керамическое и металлокерамическое сцепление. В состав материала таких накладок входит керамика и кевлар. Металлокерамический фрикционный материал менее подвержен износу и выдерживает нагрев до 600 градусов без потери рабочих качеств.

Производители используют различные конструкции муфты сцепления, оптимальные для определенного автомобиля, исходя из его назначения и стоимости. Сухое однодисковое сцепление остается достаточно эффективной и недорогой в изготовлении конструкцией. Данная схема широко применяется на легковых автомобилях бюджетного и среднего классов, а также на внедорожниках и грузовиках.

Выжимной подшипник: принцип работы, основные неисправности

Узел сцепления можно отнести к наиболее важным устройствам автомобиля. Благодаря сцеплению происходит безопасное, плавное отключение и подключение крутящего момента от двигателя на коробку передач. В системе сцепления механических коробок переключения передач (МКПП), одну из главных ролей играет выжимной подшипник (ВМ), о котором собственно и пойдет речь в этой статье.

Как работает выжимной подшипник сцепления?

Существует два вида выжимных подшипников — механический и гидравлический. Первый, как уже понятно из названия, приводится в действие посредством механического воздействия благодаря специальным тягам и тросам. Гидравлический тип работает под руководством гидравлики, которая берет на себя выполнение силовых нагрузок, облегчая для водителя пользование данным узлом.

Устройство выжимного подшипника довольно простое на первый взгляд, и вместе с тем оно весьма эффективное. Состоит ВМ из подшипника как уже можно было догадаться из названия и муфты, на которой он запрессован. Располагается выжимной подшипник сцепления на первичном валу КПП, а точнее на его фланце. В зависимости от педали сцепления подшипник передвигается по этому валу.

Работает это следующим образом. Когда вы жмете на педаль сцепления при помощи тяг или тросиков, ну или гидравлики в случае с гидравлическими системами, выжимное усилие передается на вилку сцепления. Эта вилка собственно и производит перемещение выжимного подшипника по фланцу. Выжимной подшипник в свою очередь воздействует на лепестки корзины сцепления, в результате чего осуществляется разъединение фрикционных дисков. Именно в этот момент происходит переключение той или иной передачи.

Когда выжатая ранее педаль отпускается, ВМ возвращается на исходную позицию, так же как и лепестки диафрагменной пружины. Давление не осуществляется, поэтому маховик, нажимной и ведомый соединяются, в итоге происходит включение сцепления.

Почему выжимной подшипник выходит из строя?

Неисправность ВМ происходит по нескольким причинам. Во-первых, из-за того, что некоторые водители злоупотребляют сцеплением и, выжимая его подолгу, не отпускают педаль (держат ногу на педали), тем самым подвергая большим нагрузкам выжимной подшипник. Эта небольшая деталь не рассчитана на длительные нагрузки, поскольку задача заключается в том, чтобы быстро переключить скорость, получив при этом минимум нагрузки. Но если сцепление выжато на протяжении длительного времени и так происходит регулярно — ресурс детали существенно сокращается.

Во-вторых, износ выжимного подшипника происходит в результате естественного износа после того как ресурс детали исчерпан, как правило это —100-150 тыс. км. пробега. В случае несоблюдения правил эксплуатации, выжимной может выйти из строя гораздо раньше.

В-третьих, на износ влияют внешние факторы, такие как: пыль, грязь, влага, а также температурные и механические нагрузки. Сам по себе выжимной подшипник стоит недорого, однако неприятность поломки ВМ состоит в том, что если вовремя не заметить его выход из строя, можно незаметно “угробить” весь узел сцепления. В результате потребуется полная замена сцепления в сборе, что во много раз дороже, чем обычная замена выжимного подшипника.

Читать еще:  Выбор накладок на пороги

Признаки неисправности выжимного подшипника сцепления

  • Во время нажатия на педаль сцепления слышны посторонние звуки (свист, гул и т. д.).
  • Трудности во время переключения передач.
  • Возможно появление вибраций или даже стука.

Замена выжимного подшипника

Самостоятельная замена выжимного подшипника вполне возможна при условии, что “руки стоят как надо” и для работы есть все необходимое. Работа производится в следующей последовательности: сливается масло, откручиваются болты, соединяющие КПП и мотор, далее демонтируется коробка (хотя существует способ замены сцепления и без снятия коробки и слива масла) и отсоединяется подшипник от вилки. После снимается сам ВМ, а на его место устанавливается новый. После завершения всех работ необходимо выполнить регулировку сцепления, как это сделать вы можете узнать из этой статьи.

Подведем итоги

Выжимной подшипник, как и большинство других узлов, страдает от несоблюдения правил эксплуатации, а также привычки ездить с выжатым сцеплением. При первых признаках неисправности выжимного подшипника, примите меры, в противном случае придется менять все сцепление в сборе, а это стоит намного дороже.

У меня все, спасибо, что дочитали до конца, напишите в комментариях о том, через сколько вы меняете выжимной подшипник и по каким признакам определяете его неисправность. Если статья пришлась по душе поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, используя для этого специальные кнопки, расположенные ниже. Удачи вам, берегите себя!

Выжимной подшипник сцепления

Трансмиссия автомобиля предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, изменяет движение по величине и направлению участвует в процессе остановки и трогания.

Трансмиссия состоит из нескольких агрегатов и узлов: коробка передач, раздаточная коробка, одного или двух карданных валов, зубчатой передачи переднего заднего мостов, полуоси, ступичной части колеса, муфты сцепления, которая является одним из самых сложных узлов в силовой передаче.

Муфта сцепления служит для отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при трогании автомобиля с места, участвует в процессе переключении передач.

Основные детали муфты сцепления: самая первая деталь — маховик, непосредственно к механизму не относится так-как соединяется с коленчатым валом двигателя и относится кривошипно-шатунного механизм (КШМ), но маховик оканчивается диском, который является частью муфты. Сама конструкция муфты состоит из кожуха, корзины, нажимного диска, ведомого диска и механизма привода сцепления, к которому относится: привод рычага выключения, вилка выключения сцепления, выжимной механизм.

Комплект сцепления с выжимным подшипником можно приобрести у нас зайдя на сайт и пройдя не сложную процедуру регистрации.

Принцип работы сцепления

Водитель, нажимая на педаль через систему гидравлических или пневматических цилиндров перемещает рычаг, связанный с нажимным приспособлением. Нажимной подшипник при перемещении по первичному валу коробки передач выдвигается вперед и давит на систему липестковых рычагов, которые опираясь на корпус муфты вытягивают нажимной диск, выводя ведомый фрикционный диск из зацепления. Таким образом, двигатель продолжает работать, маховик вращается, корзина сцепления вращается, нажимной диск вращается, ведомый диск с которым связан первичный вал коробки передач из работы выключен и вращение на коробку передач не попадает. Когда водитель уменьшает давление на педаль, выжимное устройство уменьшает давление на лепестковые рычаги и под действием пружин нажимной диск прижмется к ведомому диску, как начинается передача вращения от двигателя на коробку передач. Из вышеописанной работы механизма становится понятна роль диска сцепления и выжимного подшипника

Конструкция привода муфты

В зависимости от сложности конструкции автомобиля привода выжимные подшипники по конструкции различаются на механические, гибридные, и гидравлические.
При механическом, привод в действие муфты осуществляется системой механических тяг или тросов. При гидравлическом, роль тяги выполняет гидравлическая жидкость воздействуя через гидравлический цилиндр, который конструкционно совмещен в одном корпусе с выжимным подшипником.

Гибридный или комбинированный способ включает в себя систему тяг и гидравлических или пневматических цилиндров, предназначенных для уменьшения усилия нажатие на педаль. Привод для отключения муфты остается механическим посредством вилки через корпус.

Гидравлический выжимной подшипник сцепления по конструкции самый сложный, так — как у него корпус является одновременно гидравлическим цилиндром и направляющим. И хотя такая конструкция самая сложная, она является наиболее передовой и технологически оправдана. Суть работы гидравлического механизма заключается в том, что водитель, нажимая на педаль приводит в действие гидросистему, которая через распределителя и систему шлангов воздействуют непосредственно на поршень перемещая его на необходимую величину в зависимости от давления. Сам корпус гидроцилиндра остается неподвижным. Роликовый подшипник работает как нажимной узел воздействуя на лепестковые рычаги муфты. При этом наружная обойма вращается с той же скоростью, что диски и корзина, принимая на себя силу сопротивления отжимных рычагов.

Читать еще:  Причины закоксованности ДВС

Признаки неисправности выжимных приспособлений

Несмотря на небольшие размеры, функция выжимного устройства муфты играет большую роль в эксплуатации автомобиля. Ведь при его неисправности дальнейшее движение будет невозможно, поэтому на первые симптомы неисправности нужно сразу обратить самое серьезное внимание.

Самый первый признак — изменение усилия нажатия педали сцепления. При его обнаружении необходимо обязательно проверить систему привода: заедание механических рычагов, привода гидроцилиндров или воздушный диафрагмы, утечек. Смазать шлицы первичного вала смазкой солидол, литол («ЛЦС-15»), по которому движется выжимная втулка. Если это не причина, возможен перекос внутренней обоймы.

Второй признак — появление скрежета шестерен при включении передач, особенно задней — появление этой неисправности говорит о нарушении синхронизации привода включения дисков муфты, либо о недостаточном зазоре разведении фрикционных дисков муфты. Однако, это может быть, из-за большого люфта соединения корпуса выжимного подшипника с вилкой. Требует немедленной замены вилки и корпуса устройства, иначе выйдет из строя весь комплект сцепления с выжимным подшипником.

Посторонний шум в районе коробки передач. И хотя любая причина постороннего стука или звука должна быть немедленно устранена, характерным звуком для выжимного узла муфты является появление шороха или визга при нажатой педали. Возможная причина недостаток смазки иди неисправность выжимного узла муфты.
Причина небольшого стука зимой, может стать разница линейных расширений корпуса и обойм из-за недостатка или замерзания смазки. Поэтому, если обнаружится слабый стук зимой, то стоит некоторое время понаблюдать за ситуацией. Если при повышении температуры воздуха стук пропадает, значит причина всему смазка. Есть стук остается и в теплое время — это веская причина разобраться в причинах ее появления.
Если характер шума не меняется при не нажатой педали в нейтральном положении рычага КПП, то причина, скорее всего, в неисправности первичного вала коробки передач.

Причины неисправности выжимного узла

Как правило, во всех автомобилях это уже проверенный отработанный узел, в котором устанавливается подшипник с закрытыми обоймами рассчитанным, как минимум, на 5000 часов работы. Как показывает практика, основной причиной неисправности становится агрессивная манера вождения: быстрый старт; резкое торможение; частое переключение передач; дрифтинг, частая езда по ухабистой дороге.
Еще одна причина — утеря смазки из обойм из-за установки некачественных подшипников или попадание в них загрязнения.

Смазка выжимного подшипника

А если всё-таки это произошло, даст ли замена на новый гарантию, что будет установлен качественное изделие с закладкой в обоймы необходимой качественной смазки, особенно, если это производители сомнительных фирм?
Прежде всего на некачественное изделие указывает, то, что сепаратор закрыт крышками с капроновым замком, который в процессе эксплуатации от нагрева может лопнуть или отойти от металлической крышки и во внутрь попадет грязь или вытечет смазка.

Некоторые в этом случае советуют положить подшипник в банку с литолом и нагреть ее до температуры 70°С (это предел, при большей температуры возможна деформация сепаратора т.к. он выполнен из капрона или латуни). После того как подшипник прогреется, оставить его в банке охлаждаться вместе со смазкой. В процессе охлаждения в имеющиеся пустоты в обоймах между роликами смазка затянется через неплотности крышек (такой прием называется варка). Стоит попробовать заложить между роликами более качественную смазку отогнув капроновый замок.

Рассмотрим, как это сделать поэтапно:

  1. Подогреть подшипник до 30-40°С для размягчения капронового замка;
  2. Острым ножом поднять три четверти длины капронового замка;
  3. Проворачивая за обойму, острой деревянной палочкой убрать имеющуюся смазку (категорически нельзя лезть во внутрь металлическом предметом, (можно повредить сепаратор);

  1. Заложить соответствующую смазку Литол, продавливая деревянной лопаткой смазку между роликами, затем провернув обойму, заложить еще смазку и так во все ролики;
  2. По окончании закладки установить замок на место, насухо вытереть наружную часть;
  3. Провести герметизацию обоймы с двух сторон клеем на каучуковой основе, например, «Момент», или «88».

Рекомендуется провести такую «операцию» и с вновь приобретенными — отечественными.

Во избежание поломок авто в самый неподходящий момент (а это всегда так) нужно устанавливать только качественные зап. части приобретенных у проверенных поставщиков. Так, купить выжимной подшипник сцепления, можно у нас на сайте, мы работаем только с проверенными производителями, которые дорожат своей репутацией. Кроме того, на сайте можно получить консультацию специалиста по приобретению и доставке выжимных подшипников сцепления по низким ценам, т.к. мы работаем напрямую с поставщиками без посредников. Заходите к нам на сайт, и вы не останетесь без нужных запчастей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector