Весомые показатели выбора амортизаторов
Как правильно выбрать амортизатор
Статья о том, какими критериями нужно руководствоваться при выборе амортизаторов для машины. Принципы работы и виды амортизаторов. В конце статьи — видео о том, как делают амортизаторы для авто.
Первый амортизатор появился очень давно, в то время, когда скорость передвижения самоходных экипажей увеличилась до 25 км/ч. Ведь при таких поездках по неровным дорогам пассажиры чувствовали себя некомфортно, их постоянно трясло. Поэтому нужно было найти способ, как избавиться от этих неудобств на дороге. Таким образом, появился автомобильный амортизатор. С его помощью ездить на автомобиле стало мягко и удобно, управляемость транспортным средством возросла, поэтому автомобиль стал маневренным.
Основные принципы работы
Амортизаторы, которые использовали еще в давние времена, практически ничем не отличаются от современных аналогов, разве что они немного видоизменили свою конструкцию и функциональные возможности. Работа амортизатора заключает в передвижении поршня, содержащего специальные отверстия. Эти отверстия наполняются специальной рабочей жидкостью, в результате чего автомобиль сохраняет ровное движение. В зависимости от скорости перемещения жидкости амортизаторы бывают жесткими и мягкими.
Необходимость диагностики и ремонта
Все амортизационные системы необходимо периодически диагностировать для того, чтобы своевременно производить их замену. Покупая новые амортизаторы, не следует слишком экономить — большинство автолюбителей даже не задумываются о том, что, покупая дешевые амортизационные системы, придется платить дважды.
Во-первых, срок эксплуатации у таких изделий достаточно небольшой, и они в скором времени могут выйти из строя. В такой ситуации потребуется покупка новых амортизаторов, а это снова влетит в копеечку. Во-вторых, амортизаторы низкого качества могут нанести существенный вред подвеске вашего автомобиля, в результате машине нужен будет дорогой ремонт.
Но если вовремя провести диагностические работы, можно избавиться от других более серьезных проблем. Поэтому специалисты на СТО советуют проводить диагностику любого транспортного средства после пробега в 20 тыс. км.
Многие автомобилисты предпочитают использовать недостаточно эффективный способ проверки состояния амортизации своего автомобиля. Надавливая на капот машины, они расшатывают весь автомобиль. Но таким образом сложно определить состояние ваших амортизаторов. Ведь все зависит от силы нажатия и его интенсивности. Поэтому по поведению автомобиля сложно судить о состоянии его амортизационной системы.
Виды амортизаторов
По конструкции амортизаторы бывают газовые, гидравлические, однотрубные и двухтрубные. Более современные модели могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. Некоторые специалисты могут их относить к разновидностям деталей тюнинга. Различные виды амортизаторов могут отличаться схемой действия.
Гидравлические амортизаторы наполняются специальной рабочей жидкостью в виде масла. Самым популярным их видом является двухтрубный гидравлический амортизатор. В газовых амортизаторах в процессе гашения колебаний дополнительно используется специальный газ. Двухтрубный амортизатор состоит из двух цилиндров, между которыми происходит перемещение рабочей жидкости.
А однотрубные изделия вторых цилиндров не имеют, их дополнительно наполняют специальной газовой смесью, которая имеет высокое давление. От величины этого давления зависит быстрота реагирования амортизатора на неровной дороге. Поэтому если вы во время путешествия на своей машине почувствуете малейший дискомфорт (непонятная тряска или какой-либо шум), это, скорее всего, связано с функционированием амортизаторов. Поэтому к выбору и установке амортизационной системы необходимо подходить максимально ответственно.
Причины выхода амортизаторов из строя
Изначально для того, чтобы понять, не вышел ли ваш амортизатор из строя, его нужно осмотреть. Сделать это можно на смотровой яме или на эстакаде. При внешнем осмотре вы сможете увидеть, не потекло ли масло, не треснул ли корпус цилиндра, не появились ли дефекты на штоке. При обнаружении любой из этих поломок на изделии его нужно сменить.
Основные причины, из-за которых автомобильный амортизатор может выйти из строя:
- Чаще всего амортизаторы выходят из строя по причине их старения, долгой эксплуатации. При старении амортизатора изнашиваются сальник, клапанная система, корпус цилиндра становится негерметичным и др;
- Отсутствие или повреждение сальника, в результате чего появляются различные дефекты на штоке, происходит его коррозия;
- Неправильная установка амортизационной системы.
Если вы решили самостоятельно установить на свой автомобиль амортизационную систему, работа должна быть выполнена качественно. Для этого вы можете предварительно взять уроки по установке у квалифицированного специалиста, ведь от качества работы зависит качество и безопасность вашего передвижения. Поэтому если вы не уверены в своих возможностях, лучше установку амортизаторов доверить профессионалам.
Нюансы выбора амортизаторов
Перед покупкой амортизатора следует изначально определиться с тем, чего вы хотите добиться от передвижения в автомобиле – мягкости или устойчивости.
Если вам важно ощущать комфорт и мягкость в своем автомобиле, который постоянно перемещается по городским дорогам, нужно отдать предпочтение обыкновенным двухсторонним гидравлическим амортизаторам. Они обладают хорошей износостойкостью в условиях любого города. Такую амортизационную систему характеризуют как достаточно мягкую на неровных дорожных покрытиях.
Если вы хотите видеть свое авто маневренным и легко управляемым, вам понадобятся однотрубные газовые амортизаторы, которые имеют высокое давление. Эта амортизационная система отлично взаимодействует с любым дорожным покрытием, в результате чего автомобиль становится более устойчивым независимо от скорости передвижения.
Часто автомобильные производители изначально указывают, какие амортизаторы стоит устанавливать на конкретную модель автомобиля. Это поможет значительно облегчить задачу автомобилиста по подбору амортизационной системы.
В дальнейшем вы сможете выбрать амортизатор по своему личному опыту использования данного изделия с учетом прежних параметров.
Автомобильные амортизаторы необходимо устанавливать на каждую опору машины, то есть на каждое колесо, поэтому любая амортизационная система состоит из четырех амортизаторов на каждом колесе. Они непосредственно создают гашение колебаний, которые могут возникнуть на неровной поверхности дороги. Поэтому вопрос по подбору амортизаторов достаточно простой.
Амортизатор работает при помощи специальной пружины, которая сжимается, когда машина попадает в яму. И тем самым происходит смягчение удара. После чего пружина разжимается и возвращается в свое исходное положение. При этом амортизатору необходимо контролировать плавное разжатие пружин для того, чтобы колесо скорее заняло свое нормальное положение, которое обеспечивает максимальную устойчивость автомобиля.
Газовые и масляные амортизаторы
Для того чтобы автовладельцы не гадали о том, каким амортизаторам для своего автомобиля отдать предпочтение, производители машин уже побеспокоились об этом, установив самые подходящие изделия на транспортное средство. Для этого были проведены специальные расчеты, соответствующие весу и параметрам авто. Поэтому проводить самостоятельно такие эксперименты не стоит.
На каждую модель машины производитель может устанавливать масляные или газовые амортизационные системы. При частых поездках по ровной дороге предпочтение отдают газовым амортизаторам, которые обладают большей жесткостью.
Если же вы ездите в основном по неровным дорогам, тогда лучше отдать предпочтение масляным амортизаторам, с которыми будет проще проходить дорожные неровности.
Газовые амортизаторы сложнее в производстве и дороже по цене. Для их изготовления необходимо использование специальных демпфирующих камер и уплотнительных материалов. Такие амортизаторы при качественном изготовлении очень долговечны.
Время от времени необходимо проводить диагностику амортизационной системы вашего автомобиля. Ведь только специалисты могут вовремя обнаружить неисправность той или иной автомобильной системы и сменить ее. Поэтому не экономьте на мелочах и отдавайте предпочтение амортизаторам средней ценовой категории.
Видео о том, как делают амортизаторы для автомобилей:
Как выбирать и на что обращать внимание при выборе амортизаторов
Рано или поздно автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора амортизаторов, которые в российских условиях считаются если и не расходником, то близкой к тому деталью. Окончание гарантии заставляет задуматься о выборе менее дорогих запчастей, а владельцы «возрастных» авто часто даже не рассматривают оригинал в принципе. Как же среди десятков позиций не ошибиться в выборе и получить оптимальные амортизаторы по цене и качеству? На все наши вопросы ответил Сергей Малов, директор по маркетингу бренда Trialli.
— При выборе новых амортизаторов лучше покупать заводские или есть смысл выбрать аналоги сторонних брендов? Сторонние бренды подгоняют характеристики амортизаторов под настройки заводских или с помощью иных амортизаторов можно изменить характеристики поведения автомобиля?
— Естественно, на автомобиль лучше всего ставить заводские детали, какого механизма мы бы ни коснулись. Но возникает вопрос о целесообразности и стоимости такого решения. Прежде всего нужно понимать, что из себя представляет заводская деталь. Реалии современного автомобильного производства таковы, что инженеры автопроизводителей, разрабатывая новый автомобиль, закладывают определенные параметры в него и в его компоненты. Далее они ищут подходящего поставщика для комплектующих будущего автомобиля. Так например, на автомобиле может стоять тормозная система Bosch, охлаждения — Behr, амортизаторы Sachs и т. д. Производитель делает запчасти на конвейер и на aftermarket под оригинальным номером.
К примеру, на амортизаторах Mercedes-Benz можно увидеть маркировку Sachs, на Lada Vesta, Largus или X-Ray — маркировку Monroe, на большинстве корейских марок — Mando. Спустя какое-то время официальный поставщик получает разрешение производить запчасти и под своим брендом. Оригинал обычно стоит дороже, поэтому, если вы хотите запчасть оригинального качества, но немного дешевле, нужно понимать, кто делал оригинальные запчасти при производстве вашего автомобиля.
Тем не менее это по-прежнему будет дорого. Но есть и другие производители, которые также не дремлют. Как правило, они делают уже точные копии с оригинальных деталей. Современное оборудование позволяет достичь практически стопроцентного соответствия. Таким образом поступаем и мы в компании Trialli. Брать оригинал или аналог — этот выбор всегда остается за покупателем.
Все бренды в большинстве своем изготавливают амортизаторы согласно заводским характеристикам. Мегагиганты отрасли, помимо прочего, имеют отдельные линейки амортизаторов с улучшенными характеристиками, правда, только на очень популярные модели автомобилей. Тут важно понимать, что изменение настроек амортизатора влечет за собой изменение свойств пружин и кинематики подвески в целом, а это влияет на поведение автомобиля и, как следствие, на безопасность. Кроме того, это сложный и затратный процесс разработки, поэтому не все могут себе его позволить.
— Если рассматривать амортизаторы сторонних брендов, зависит ли качество от цены? То есть актуально ли для амортизаторов выражение «чем дороже, тем лучше»?
— Амортизатор — это довольно простая конструкция. Для него нужны качественный шток, клапаны, сальниковые уплотнения и масло. Все остальное вторично. Внутри они будут одинаковыми, за исключением диаметра штока и настройки клапанов.
Так что качество амортизаторов одного и того же бренда для разных авто может зависеть от конкретного завода, где они были сделаны, от этого же будет зависеть и цена. Привезти амортизатор из Америки дороже, чем из Турции, например, при этом по качеству оба могут быть примерно одинаковыми. Еще это зависит от поставщика на территории России. У всех разная ценовая политика.
Еще один важный параметр — популярность модели. Если посмотреть на рынок амортизаторов, например на Volkswagen Golf ранних поколений, то можно увидеть огромное предложение. Оно и не удивительно: довольно старая модель, амортизаторы на ней имеют огромную применяемость. Естественно, конкуренция там большая. Цены, как следствие, не очень высокие. Качество? Вероятнее всего, у именитых брендов оно будет получше.
Ну или взять ту же Lada Vesta. Пока на нее, кроме оригинальных запчастей, нет ничего. Цены, естественно, высокие. Аналоги постепенно появляются, но тоже пока по достаточно высокой цене. При этом качество будет в среднем такое же, как и у остальных амортизаторов данного конкретного бренда, так как все делается на одном и том же заводе. А вот цена может быть немного выше. Почему? Новый амортизатор — это новая задача для производства плюс затраты на разработку. Мероприятие недешевое. Да и рынок на первых порах это устроит. Потом уже будут думать, как снижать цену, сокращать издержки, переносить производство на другой завод, в другую страну и т. д. При этом может пострадать и качество.
Параметр цены/качества амортизатора — это сложный вопрос, включающий в себя много неизвестных: конкретная марка и модель, год выпуска, производитель аналога, конкретный завод аналога, продавец на территории России, вероятность подделки и проч. Слишком много всего. Я думаю, это вопрос личной лояльности к тому или иному бренду или поставщику запчастей, иначе вы рискуете погрязнуть в бесконечных поисках лучшего соотношения.
— На какие параметры нужно обращать внимание при выборе амортизаторов?
— Бренд, его популярность и отзывы клиентов. Далее — упаковка и маркировка. Доверие вашему поставщику или продавцу.
— Страна производства имеет большое значение? Сильно ли различаются амортизаторы одного и того же бренда, произведенные, условно говоря, в Европе и Китае?
— На мой взгляд, все зависит от конкретного завода. Безусловно, европейские, японские или американские заводы именитых брендов вне конкуренции. Но цена будет в разы выше. Да, качество процентов на 10–15 лучше при увеличении цены от 50 до 100 процентов. Стоит ли переплачивать за эти 10–15 процентов? В Индии и Китае есть заводы, уровень которых не ниже европейского. При этом завод довольно среднего уровня может находиться, например, в Польше, которая считается Европой. Вопрос в том, как угадать, что амортизатор, который вы приобретаете, нужного вам качества и стоит тех денег, которые вы за него платите.
Важный момент: иногда недобросовестные продавцы на территории нашей страны могут выдавать за европейское качество именитого бренда товар, произведенный в Китае.
— Может ли как-то распознать подделку обычный покупатель в магазине запасных частей? Насколько велика доля подделок на российском рынке?
— Год от года подделки становятся все более искусными. Но есть пара моментов, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, чем популярнее бренд, тем больше шансов встретить подделку. Положительный момент в том, что почти все известные компании внимательно следят за этим и регулярно проводят семинары, где рассказывают, как распознать подделку. Китайские производители контрафакта, например, обычно меняют одну букву в названии бренда и т. д. Обращайте на это внимание. Также у всех производителей есть строгий стандарт на нанесение маркировки. Информацию можно найти на их сайтах.
Особенно тяжелый случай, когда сторонний производитель работал, скажем, по лицензии одного из известных брендов, но по каким-то причинам прекратил с ним сотрудничать. Естественно, ассортимент и стандарты по упаковке и маркировке остаются известными. Такой товар можно ввезти в страну контрабандой и продавать по соответствующей цене. Какого он качества — останется загадкой. Поэтому запчасти стоит покупать только у проверенных поставщиков. Лучше всего, если они являются официальными дилерами того или иного бренда. Да, это, возможно, будет несколько дороже, но шансы нарваться на подделку — в разы меньше.
Добавь комфорта: выбираем правильные амортизаторы
Разбираемся, какие амортизаторы выбрать в зависимости от вашего стиля езды
При замене амортизаторов в автомобиле, его поведение на дороге может кардинально измениться. Один и тот же автомобиль с разными амортизаторами может приобрести жесткий характер спортивного авто, а может и плавность хода бизнес-класса.
Но, безусловно, амортизаторы — это, прежде всего, безопасность автомобиля, а уж потом комфортные условия для водителя и пассажиров.
Вопреки распространенному мифу среди автовладельцев, амортизаторы не поддерживают кузов автомобиля — эта функция пружин. Амортизаторы сокращают количество и амплитуду колебаний пружин. Представьте, если бы машину оснащали одними пружинами, то после любого скачка на кочке, она бы долго и безустанно раскачивалась. Это привело бы к неконтролируемым колебаниям кузова, постоянно изменяющемуся центру тяжести, и плохим сцеплением колес с дорогой, что совершенно небезопасно.
Работу амортизаторов можно сравнить с работой обычных масляных насосов. Колеблющаяся подвеска приводит в движение шток амортизатора, в то время, как жестко закрепленный на нем поршень сжимает масло, находящееся в одной из частей напорного цилиндра. В результате масло как бы продавливается через крохотные отверстия — жиклеры в полость, находящуюся за поршнем. Так как через жиклеры просачивается очень маленькое количество масла, это приводит поршень к замедлению, за счет чего мы и получаем замедление колебания подвески. Если нагрузка достаточно резкая и носит ударный характер, то пропускной способности жиклеров не хватает, и в это время открываются специальные клапаны, пропускающие основную часть масла. В этом случае, усилие, которое направлено на гашение кузовных колебаний напрямую зависит от того, с какой скоростью перемещается подвеска: чем быстрее ее перемещения — тем большее сопротивление оказывает амортизатор.
Разделяют амортизаторы по 2 параметрам. Основной параметр — состав рабочего вещества (масляные, газо-масляные и газовые). Но по сути, внутри абсолютно любых амортизаторов обязательно присутствует масло.
Второй параметр определяет количество трубок (полостей) в составе амортизатора. Существуют двухтрубные (масляные и газо-масляные) и однотрубные (газовые амортизаторы). Отдельно выделяют спортивные модели, в которых регулируется степень жесткости.
У масляных амортизаторов наиболее простая конструкция, и как следствие они довольно надежны. Но их существенный недостаток заключается в том, что при определенной эксплуатации авто, они недостаточно эффективны.
— Во время достаточно быстрой езды по неровным дорогам, поршень резко перемещается, способствуя возникновению кавитационных пузырьков, что приводит к вспениванию масла. За счет этого снижается пропускная способность клапанов, через которые проходит масло, и в результате мы получаем практически полное отсутствие пружинящих свойств амортизатора.
Если же вы по большей части эксплуатируйте автомобиль по загородным дорогам, и вам сложно удержаться от скоростной езды, то вам стоит обратить внимание на газо-масляные амортизаторы.
Газо-масляные амортизаторы, как и масляные, состоят из двух цилиндров, помещенных один в другой. В верхнюю часть полости резервного цилиндра помещают азот. Небольшого давления (2,5−5 бар) вполне достаточно для увеличения эффективности амортизаторов. Чем выше давления газа внутри амортизатора на масло — тем быстрее их реакция. Но при этом, используя такие амортизаторы, мы получаем значительно более жесткую подвеску авто.
Достоинства газо-масляных амортизаторов заключаются в том, что при низкой амплитуде колебаний подвески они обеспечивают лучшую амортизацию. Так же в этих видах амортизаторов образование вспенивания и появление пузырьков сведено к минимуму, следовательно, газо-масляные амортизаторы наиболее эффективны при быстрой езде и на загородных дорогах.
Газовые амортизаторы состоят из одного цилиндра, внутри которого находится газ под давлением около 25 бар. Газ от масла здесь отделяет плавающий поршень. Благодаря высокому давлению газа, масло практически не вспенивается, а перегородка (плавающий поршень) исключает полностью возможность их смешивания.
Достоинством газовых амортизаторов является мгновенная реакция устройства на изменение режима движения колес, что обеспечивает ощутимое улучшение управляемости. Но, отчасти, это является и минусом. В автомобиле с такими амортизаторами вы почувствуете в прямом смысле на себе все кочки и неровности. Поэтому газовые амортизаторы выбор тех, кому важно уверенно держать любую дорогу даже на высоких скоростях, вопреки собственному комфорту.
Когда пора менять амортизаторы
Срок жизни амортизаторов зависит:
— от общего состояния подвески
— от дорог, на которых эксплуатируется автомобиль
— от стиля и манеры езды
В среднем, правильно установленные амортизаторы прослужат около 3−4 лет при среднем пробеге в 25 тысяч км в год. Сегодня практически все СТО предлагают услугу по диагностике амортизаторов, но можно и самому понять по ряду причин, что пора менять амортизаторы:
— прежде всего, это увеличение тормозного пути
— снижению безопасной скорости в момент вхождения в поворот
— уменьшение скорости, при которой начинается аквапланирование в дождливую погоду.
Как мы видим, признаки, по которым можно определить износ амортизатора, довольно серьезные. Поэтому не стоит пренебрегать своей безопасностью, и проводить диагностику ходовой каждые 20 тыс. км.