Svarkin-spb.ru

В некоторых странах, левый руль – запрещен

Лево руля! Интересные факты о правостороннем и левостороннем движении

Все автомобилисты мира делятся на две группы: одни ездят по правой стороне дороги, другие — по левой. Первых больше почти в два раза, но единства по вопросу, какое же движение «правильное» — право- или левостороннее, — нет. Между тем история организации дорожного движения вообще и выбор ведущей полосы в частности — штука весьма интересная. Об исторических предпосылках, а также о том, как целая страна в один день «переехала» на другую сторону дороги и что на данную тему говорит закон, — в материале «Вокруг света».

История вопроса

На самом деле до сих пор нет единого мнения, почему так получилось, что в одних странах ездят по правой стороне дороги, а в других — по левой. Археологи, исследуя всевозможные материалы и свидетельства, смогли доказать, что, например, у древних римлян движение было левосторонним. Так, были найдены остатки старых каменоломен, по дороге от которых левая колея была обычно разбита сильнее, чем правая. На одном из выпусков серебряных монет, датированном 50 годом до нашей эры, изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне дороги. Действительно, это логично при езде верхом: боевая правая рука по отношению к встречному всаднику свободна и в любой момент может быть занесена для удара или защиты.

Позднее, когда «ездить» с оружием стали реже, во многих государствах начало складываться правостороннее движение. Это казалось удобнее с физиологической точки зрения: большинство людей правши. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Потому-то это и стало сначала традицией, а потом и нормой. В России указ о введении правостороннего движения был издан в 1752 году императрицей Елизаветой.

На Западе было иначе, и в 1756 году был издан английский билль, согласно которому по Лондонскому мосту экипажам следовало ездить по левой стороне. Нарушитель регламента должен был выплатить штраф в виде фунта серебра. Еще через двадцать лет закон закрепил это правило на всех английских дорогах, в том числе на железных, а следом традиция перекочевала и во все британские колонии.

Все дело в конструкции

У самых первых автомобилей руль совсем не был похож на современный. Это было не колесо, а рычаг, напоминавший штурвал корабля и перемещавшийся в горизонтальной плоскости. Так как у большинства водителей правая рука все-таки сильнее и ловчее, они начали садиться слева, чтобы проще было перенести нагрузку на руль. Уже потом, с появлением в конце XIX века круглой баранки, начались споры, к какому борту ее, собственно, смещать. Сначала устанавливали ближе к краю дороги, то есть справа, чтобы проще было выходить из авто. Потом, с возникновением необходимости обгонов, — слева, чтобы лучше видеть встречный поток. А первым серийным автомобилем с левым рулем и современной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.

Исключения встречались и встречаются даже там, где движение правостороннее. Например, в Италии долгое время все модели производителя Lancia оснащались правым рулем — специально для езды по горной местности, так как, по замыслу конструкторов, при подъеме водитель должен был сидеть подальше от обрыва. Та же история с некоторыми американскими и канадскими почтовыми автомобилями — руль справа, чтобы почтальону было удобно опустить корреспонденцию в почтовый ящик, не выходя из машины.

Попробуй перестройся!

Сегодня по левой стороне дороги ездят во многих странах — в ЮАР и Великобритании, в Японии, Таиланде и Сингапуре, в Австралии и Индии, на Ямайке и в Восточной Африке. Нередко бывает так, что при пересечении границы приходится переезжать на другую сторону дороги. Например, сообщение между левосторонним Таиландом и правосторонним Лаосом осуществляется при помощи специальных сигнальных огней. Иногда для этой цели сооружают многоуровневые развязки — как, например, между Китаем и анклавом Макао.


В первые дни после введения в Швеции в 1967 году правостороннего движения ситуация на дорогах в Стокгольме выглядела так

Кстати, в Швеции ездили по левой стороне дороги до 1967 года. Потом вопрос о переходе на правостороннее движение вынесли на референдум, и 83% шведов высказались против — всех все устраивало. Спустя несколько лет парламент уже не спрашивал ничьих мнений, а просто вынес постановление. Действо было беспрецедентное — 5 сентября в 4:50 все автомобили остановились и осторожно сместились на правую сторону, а ровно в 5 утра продолжили движение. Водителям, понятное дело, было боязно, поэтому в первый месяц после введения новых правил количество ДТП в Швеции стремилось к нулю. Потом, правда, все вернулось на круги своя.

Читать еще:  Замена передних и задних амортизаторов Шевроле-Круз

Были и другие подобные переходы. Например, Корея перешла на правостороннее движение в 1946 году, как только закончилась японская оккупация. А на Самоа получилось еще интереснее: так как местный автопарк по большей части состоял из подержанных «праворуких» авто, правительство в какой-то момент решило, что ездить надо по левой стороне.

А это вообще законно?

Венская конвенция о дорожном движении еще в 1968 году утвердила, что въезд в страну с иным расположением полос в большинстве случаев остается в рамках закона. Впрочем, документ подписан не всеми государствами. Например, в Австралии и Чили автомобили с «неправильным» рулем запрещены и по правилам на въезде обязательно должны быть переоборудованы. Исключение делают разве что для антикварных машин.


В Камбодже «праворукие» транспортные средства в начале двухтысячных были запрещены одномоментно, невзирая на то что составляли подавляющее большинство местного автопарка

В некоторых европейских странах, например в Словакии и Литве, с регистрацией праворульного автомобиля обязательно возникнут сложности. К тому же перестановка руля обойдется недешево: в вышеупомянутой небогатой Камбодже замена вполне может быть сопоставима и со среднегодовым доходом рабочего. Одно радует: ни заводская установка, ни перемещение руля никак не сказываются на расположении педалей. Во всех странах оно закреплено формулой АВС — Accelerator-Brake-Clutch, то есть «газ, тормоз, сцепление» справа налево. Или «газ, тормоз», если речь идет о машине с автоматической коробкой передач.

В России процент авто с правым рулем существенно растет по мере перемещения с запада на восток. Причиной тому близость Японии и огромное количество достойных авто с пробегом, которые ввозятся оттуда по доступной цене. Впрочем, и в Москве, и в Санкт-Петербурге есть автолюбители, которые принципиально предпочитают правый руль, хотя таких меньшинство. Большая же часть автовладельцев считает, что «праворукие» машины — это как-то несолидно, что ли. А вот в Японии автомобиль с левым рулем, напротив, воспринимается как роскошь, экзотика и статусная «игрушка».

Фото: Denver Post / Contributor / Getty Images, Science & Society Picture Library / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Gerhard Joren / Contributor / Getty Images

ТОП-7 стран мира с левосторонним движением

Статья о левостороннем движении: страны с таким типом движения, особенности, интересные факты. В конце статьи — видео о правостороннем и левостороннем движении.

Содержание статьи:

  • Немного истории
  • Страны с левосторонним движением
  • Интересные факты
  • Как направление движения сказалось на конструкции автомобиля
  • Видео о правостороннем и левостороннем движении

Сейчас в большинстве стран правостороннее движение, причём касается это не только автомобильного, но и железнодорожного транспорта. Однако правила некоторых стран, в силу тех или иных причин и внутренних особенностей, предусматривают использование левостороннего движения.

Что это за страны и почему они предпочли движение по левой стороне дороги?

Немного истории

Для многих может стать откровением, что преобладающую часть своей истории люди использовали именно левостороннее движение. И лишь несколько столетий назад ситуация в корне изменилась, и правостороннее движение стало преобладать.

Доказательством этому служит римский динарий, на одной из сторон которого изображена пара наездников, разъезжающихся по левой стороне, а также найденные в карьерах следы повозок, которые слева (если смотреть с каменоломни) имели более отчётливый след.

Кроме того, левостороннему движению в то время способствовало и то, что большая часть населения были (и остаются) правшами, включая всадников, которым было необходимо держать в правой руке оружие.

Популяризацию движения по правой стороне в странах Европы приписывают Франции, в частности — Наполеону, который утвердил его и распространил не только во Франции, но и на всех территориях завоёванных государств, которые в последующем решили ничего не менять.

В то же время, популяризацию левостороннего движения в ряде стран Азии и в Австралии приписывают Великобритании — в разных частях света у Британии было множество колоний, на жизнь которых она серьезно повлияла.

Страны с левосторонним движением

В данный момент в мире насчитывается 46 стран, где используется левостороннее движение. Наиболее значимые из них представлены ниже.

Великобритания

В Британии первым законодательно зафиксированным документом, обязывающим население страны придерживаться левостороннего движения, является билль, датированный 1756 годом. В нем власти обязывали всех использовать правую сторону дороги при перемещении по Лондонскому мосту. А уже спустя 20 лет это правило распространилось на территорию всей страны, которое актуально и по сей день.

Австралия

Австралия унаследовала правило левостороннего движения от Англии. Австралия была британской колонией с 1770 по 1901 год, после чего до 1931 года являлась доминионом Соединенного Королевства. В 1931 году Австралия получила статус независимого государства, хотя её главой (как и главой других стран Британского Содружества) формально остается королева Великобритании.

Читать еще:  Технические характеристики мотора 21114

Индия

Как и в случае с Австралией, левостороннее движение в Индии появилось под влиянием метрополии. Интересно, что практически в каждом городе имеются уникальные особенности дорожного движения, и правила передвижения по дорогам в одном населённом пункте могут быть не применимы в соседнем.

Кроме того, в этой стране на автомобильных дорогах царит полнейший хаос, способный вызвать неподдельное изумление даже у опытных автомобилистов.

Новая Зеландия

Ещё одна страна, которой левостороннее движение досталось «в наследство» от Англии. Тут же стоит упомянуть тот факт, что по количеству машин на единицу населения Новая Зеландия входит в ТОП-10 стран мира – её показатель составляет 7 авто на 10 человек.

При этом контроль за соблюдением правил ПДД возложен на камеры наблюдения, которыми оснащены все дороги без исключения.

Ирландия

Ирландия находится в непосредственной близости от Британии, что без сомнения оказало прямое влияние на направление дорожного движения в стране.

Помимо этого, в Ирландии крайне высокие штрафы за нарушение ПДД. Так, за попытку проезда «зайцем» по платной автостраде нарушителю грозит штраф более чем в 1200 евро.

Сингапур

Небольшая страна, расположенная на юго-востоке Азии, в которой также в ходу левостороннее движение.

Одной из ключевых особенностей этой страны является то, что быть обладателем собственного автомобиля тут очень и очень дорого. Кроме того, власти Сингапура, с целью борьбы с пробками, внимательно контролирует количество автомобилей — по местным правилам, ежегодный прирост количества транспортных средств в стране не должен превышать 3%.

Япония

История появления левостороннего движения в Японии имеет два мнения. Согласно первому, японские самураи носили свои мечи с левой стороны, поэтому, чтобы не цеплять друг друга во время езды на лошадях, придерживались именно левостороннего движения.

Второе говорит о том, что езде с левой стороны в Японии поспособствовали тесные торговые взаимоотношения страны все с той же Великобританией.

Как бы там ни было, общегосударственный указ о левосторонней езде в Японии был принят в 18 столетии, а окончательно утвержден лишь в 1927 году.

Интересные факты

В США вплоть до конца 18 века придерживались левостороннего движения, пока возничие не пересели на повозки, запряжённые большим количеством лошадей. Дело в том, что такие повозки не были оборудованы специальным местом для «водителя», поэтому ему приходилось располагаться на самой задней левой лошади, чтобы правой рукой, которая зачастую намного сильнее левой, было удобнее управлять всей упряжкой. В такой ситуации намного комфортнее и безопаснее передвигаться именно с правой стороны.

Этот же принцип был взят за основу Генри Фордом при проектировании своего первого автомобиля, руль которого располагался именно с левой стороны.

Швеция стала последней страной на территории континентальной Европы, которая перешла с левостороннего движения на правостороннее. Дело в том, что все соседние страны использовали правостороннее движение, и это создавало массу проблем при пересечении границы автомобилистами. Кроме того, преобладающее количество выпускаемых автомобилей были с левым расположением руля.

Любопытно, что к переходу на правостороннее движение жители Швеции готовились в течение 4-х лет. Сам же переход произошёл 3 сентября 1967 года – ровно в 04:50 все движение на улицах было остановлено, а уже с 05:00 — возобновлено, но уже по правилам правостороннего движения. В истории Швеции этот день значиться как «День «Н», где «Н» – это сокращение от шведского слова «h?gertrafik», которое дословно переводится как «правостороннее движение».

В настоящее время в мире существует достаточное число городов, где есть улицы и с левосторонним, и с правосторонним движением. В их числе значатся, например, Одесса и Санкт-Петербург.

Как направление движения сказалось на конструкции автомобиля

Заключение

Около 33% всех дорог в мире имеют правостороннюю направленность, а это не так уж и мало. Поэтому на всякий случай перед автомобильным путешествием в дальнее зарубежье лучше изучить особенности ПДД тех стран, территорию которых вы собираетесь посетить.

Видео о правостороннем и левостороннем движении:

Восемь стран с очень странными ПДД

Отправляетесь на отдых в далекие страны? Осторожнее! Возможно, там действуют законы, о которых вы даже не подозреваете.

Правила дорожного движения – удивительная вещь. С одной стороны, они максимально стандартизированы во всем мире. Не случайно существуют две конвенции о дорожном движении – Венская и Женевская, цель которых сделать так, чтобы водители не путались в правилах после пересечения границы. С другой стороны, нюансы ПДД в разных странах могут очень сильно отличаться друг от друга.

Не верите? Тогда обязательно прочитайте о необычных ПДД. Уверены, знание этих особенностей законов поможет вам не попасть впросак, где бы вы ни отдыхали.

Читать еще:  Сколы на капоте: как убрать и защитить кузов в дальнейшем

1. Таиланд

В этой азиатской стране, пользующейся большой любовью российских туристов, есть один очень интересный закон: запрещено управлять автомобилем с обнаженным торсом. Причем абсолютно неважно, какая температура на улице, правило действует без исключений и для мужчин, и для женщин. Сложно сказать, как часто полиция штрафует за данное нарушение. Но если вы собрались сесть за руль в Таиланде, имейте это в виду, и наденьте футболку.

2. ЮАР

Южная Африка – страна довольно развитая. Например, именно здесь совершили первую в мире пересадку сердца. Однако некоторые местные ПДД вызывают, скорее, недоумение. Как вам, например, такое правило: “при движении по дороге общего пользования водитель должен остановить автомобиль по сигналу погонщика или наездника таких животных как лошадь, осел, мул, овца, коза, свинья или страус, двигающихся по той же дороги”. Посмеялись? Но за нарушение данного правила предусмотрен самый настоящий штраф, эквивалентный 500 долларам.

3. Япония

Взять автомобиль в прокат в Японии очень сложно, если не вообще невозможно. Но если вам все же посчастливилось сесть за руль в этой стране, помните, что здесь тоже существуют очень странные правила. Например, строго запрещено проезжать по луже так, чтобы вода попала на пешехода. И неважно, что качество покрытия в стране такое, что луж на дороге практически нет. Другое интересное правило касается алкоголя. Оно запрещает пить в машине не только водителю, но и пассажирам. Хотя последние все-таки могут употребить в салоне. Но только после того, как выпьет… сам водитель! В общем, или не пьет никто, или пьют все и никуда не едут. Строго, но справедливо!

4. США

О “глупых” американских законах не слышал только ленивый. Все они возникли много лет назад и уже фактически не применяются, хотя и продолжают действовать. И все же, читая особенности местных ПДД, нельзя не улыбнуться. Например, в Монтане запрещено перевозить овец в кузове пикапов и грузовиков, если там не сидит пастух. В Алабаме запрещено ездить с повязкой на глазах, потому что это… опасно (А мы-то думали, в чем же дело!). Ну, а в Нью-Джерси перед обгоном другого водителя нужно предупреждать нажатием на клаксон.

5. Германия

Остановка на автомагистрали запрещена что в России, что в Германии. Но все же немцы доходят в исполнении этого правила до легкого абсурда. Например, если вы остановитесь на автобане из-за того, что у вас кончился бензин, будьте уверены – вас оштрафуют. Поэтому не забывайте заправиться, особенно учитывая, что заправки на автобанах встречаются не так часто, как многим хотелось бы.

6. Испания

Если для управления автомобилем вам нужно носить очки, а в Испании вы собираетесь сесть за руль, подготовьтесь к поездке заранее. Дело в том, что по местным ПДД, водитель обязан иметь в автомобиле дополнительный комплект очков на случай, если основные разобьются или потеряются. Правда, штрафовать за это или нет, решает полицейский, который, может и отпустит нерадивого туриста с миром. Но лучше все же не провоцировать, и купить дополнительные очки заранее.

7. Франция

А вот в винной Франции действует другой интересный закон. Местные водители обязаны возить в автомобиле новый алкотестер. Правда, речь идет не о дорогущем электронном приборе, а о специальном одноразовом анализаторе воздуха, купить который можно в любой аптеке. Смысл данного правила в том, чтобы защитить водителя от несправедливых обвинений со стороны полиции. В случае проверки, автомобилист самостоятельно открывает подобный алкотестер, дышит в него, и показывает полицейскому результат. В случае, если анализатор показал пары алкоголя в воздухе, стражи порядка приступают к дальнейшей проверке, если же нет – водителя отпускают. Согласитесь, честно и удобно. Хотя требование возить всегда с собой алкотестер выглядит все же очень странно.

8. Кипр

Наконец, еще одно странное правило действует на Кипре. На этом острове водителям запрещено “без нужды” снимать руки с рулевого колеса. В теории это означает, что человек может оторвать руку, чтобы переключить передачу, но при этом не может пить или есть за рулем – это запрещено. На практике никто толком не знает, как контролировать исполнение этого закона. Просто из-за роста ДТП местные власти решили принять меры, направленные на повышение сознательности водителей, и они получились несколько странными.

Итак, как можно убедиться, за границей можно очень легко столкнуться с достаточно странными особенностями ПДД. Ну, а если вы считаете, что это для вас не проблема, советуем пройти наш небольшой тест, который покажет, как хорошо вы разбираетесь в подобных правилах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector