Svarkin-spb.ru

Установка индикатора включенной передачи на мотоцикл

Lada 4×4 3D Альпийский снег › Logbook › Индикатор или указатель включённой передачи

Основой для разработки и изготовления этого указателя включённой передачи коробки переключения передач автомобиля стал прибор,
описанный в статье С. Гуляева “Индикатор включённой передачи” (“Радио”, 2010, № 6, с. 41). О том, что такой указатель полезен как новичкам,
так и опытным водителям, в ней сказано достаточно, чтобы появилось желание такой прибор изготовить и установить в свой автомобиль.
Но автору предлагаемой статьи захотелось усовершенствовать его, дополнив некоторыми новыми функциями.

Отличительная особенность предлагаемого указателя включённой передачи — индикация включения не только прямых передач,
но и заднего хода, а также стояночного тормоза. Кроме того, в определённых случаях на индикатор выводятся стрелки,
рекомендующие водителю перейти на повышенную или пониженную передачу.

При установке в автомобиле несложного датчика нейтрального положения рычага перемены передач указатель сигнализирует и о нём.
А когда двигатель заведён, но автомобиль не движется, указатель превращается в квазианалоговый тахометр.

Основа указателя — микроконтроллер DD1, работающий от внутреннего тактового RC-генератора. Начиная свою работу,
программа микроконтроллера конфигурирует выводы его портов как входы и выходы в соответствии с их назначением в указателе,
отключает неиспользуемые внутренние модули. Затем циклически происходит анализ сигналов датчиков скорости движения
и частоты вращения коленчатого вала двигателя, выключателя фонарей заднего хода, контактных датчиков состояния стояночного тормоза,
нейтральной передачи и выключателя режима калибровки SA1, проверяется наличие перемычки S1.
По результатам анализа этих сигналов на матричном светодиодном индикаторе HG1 формируются изображения символов,
характеризующих включённую передачу и некоторые особые ситуации.

Информация на индикатор HG1 выводится в динамическом режиме. Если применён индикатор с общими анодами светодиодов каждого столбца матрицы,
например TA07-11EWA, перемычка S1 должна отсутствовать. При этом на каждом из выходов RB3-RB7 микроконтроллера программа поочерёдно,
через определённые промежутки времени, устанавливает напряжение высокого логического уровня при низком уровне на остальных четырёх выходах.
Этим выбирается один из столбцов светодиодов индикатора HG1.

Какие из светодиодов выбранного столбца будут включены, определяет код, загруженный микроконтроллером через выходы RA0 и RA1 в сдвиговый регистр DD2.
Низкий уровень на выходе регистра означает, что соединённый с ним катодом светодиод активного в данный момент столбца матрицы включён,
а высокий — выключен. По истечении установленного времени программа выбирает следующий столбец и загружает в сдвиговый регистр
предназначенный для него код. За счёт инерции зрения все светодиоды, образующие выводимый символ, кажутся включёнными одновременно.

Если применён индикатор с общими катодами светодиодов каждого столбца, например TC07-11EWA, перемычку S1 следует установить.
В этом случае импульсы на выходах RB3-RB7 и коды, загружаемые в сдвиговый регистр DD2, будут программно проинвертированы, что и требуется для работы такого индикатора.

Большинство деталей указателя размещены на печатной плате, показанной на рис. 2, а индикатор HG1 с гасящими резисторами R11-R17
— на отдельной небольшой печатной плате, изображённой на рис. 3. Платы соединяют между собой жгутом монтажных проводов,
причём номера контактных площадок, к которым их припаивают, на обеих платах совпадают с номерами проводов согласно схеме рис. 1.
Платы рассчитаны на установку резисторов и конденсаторов для поверхностного монтажа типоразмера 1206. Диоды VD1-VD3 и сдвиговый регистр DD2
— также в корпусах для поверхностного монтажа.

Плату с индикатором помещают в удобном для наблюдения его показаний водителем месте. Основную плату крепят на стойках к обратной стороне
комбинации приборов автомобиля или помещают в корпус подходящих размеров. Соединения указателя с комбинацией приборов выполняют отрезками монтажного провода.

Если автомобиль неподвижен и при этом включён стояночный тормоз (на катоде диода VD1 установлен логически низкий уровень напряжения),
на индикатор выводится буква P. Если включена передача заднего хода, на индикаторе отображается буква R и звучит серия прерывистых звуковых сигналов,
подаваемых излучателем звука HA1, дополнительно привлекающих внимание водителя. Буква R имеет приоритет перед P. Значит,
если передачу заднего хода и стояночный тормоз включить одновременно, будет выведена буква R и подан звуковой сигнал.

Читать еще:  Как установить сигнализацию на авто своими руками

Если не включены стояночный тормоз или передача заднего хода и при этом автомобиль не движется, индикатор превращается в шкалу псевдоаналогового тахометра.
Высота столбца светящихся светодиодов пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя. Импульсный сигнал с датчика частоты вращения поступает
на вход RA4 DD1 через резистор R2 и защитный диод VD2. По каждому импульсу выполняется инкремент содержимого регистра TMR0 внутреннего таймера микроконтроллера.
В результате число импульсов, подсчитанных таймером за определённое время, пропорционально частоте вращения коленчатого вала.

Если двигатель остановлен, столбец погашен. При частоте вращения не более 1000 мин-1 его высота — один светодиод, при частоте 1000…2000 мин-1 — два,
при 2000.3000 мин-1 — три. И так далее до шести светодиодов при частоте 5000 мин-1. Если частота более 5500 мин-1, вспыхивает весь индикатор,
предупреждая водителя о недопустимости дальнейшего повышения частоты без нагрузки на двигатель.

Когда автомобиль движется, импульсный сигнал от датчика скорости его движения поступает на вход RB0 DD1 через резистор R1 и защитный диод VD3.
Программа микроконтроллера подсчитывает число этих импульсов за промежутки времени между переполнениями таймера TMR0, обратно пропорциональные
частоте вращения коленчатого вала. Поэтому результат счёта пропорционален отношению частот вращения выходного вала коробки передач и коленчатого
вала двигателя, т.е. при полностью включённом сцеплении — передаточному числу коробки. Образцовые значения, на основании сравнения с которыми
программа выносит заключение о включённой передаче (с первой по пятую), хранятся в EEPROM микроконтроллера.

По текущей частоте вращения коленчатого вала двигателя программа анализирует правильность выбора передачи. На первой и второй передачах двигаться
рекомендуется при частоте вращения коленчатого вала не более 3000 мин-1. На третьей и четвёртой передачах допустимая частота увеличена до 4000 мин-1,
а её минимальное значение на третьей-пятой передачах принято равным 1400 мин-1. При выходе за эти пределы на индикаторе цифр номера включённой
передачи заменяются стрелками, подсказывающими, что нужно сменить передачу и в каком направлении. Через 1,5.2 с вновь выводится номер включённой передачи.

При нажатой педали сцепления результаты счёта импульсов могут не соответствовать ни одной из имеющихся передач. О такой ситуации сигнализирует буква С на индикаторе.

Иногда при движении двигатель глохнет. Причины этого могут быть разными, но в такой ситуации наибольшую опасность представляет потеря эффективности тормозов.
О необходимости запустить двигатель предупреждает буква Д на индикаторе.

Зная передаточные числа зубчатых пар коробки перемены передач автомобиля и характеристики установленных на нём датчиков частоты вращения коленчатого
вала двигателя и скорости движения, можно заранее рассчитать образцовые числа импульсов для определения включённой передачи и занести их в EEPROM микроконтроллера
при его программировании. Но предусмотрен и другой способ.

Выберите достаточно длинный прямолинейный участок дороги с небольшим движением. После запуска двигателя замкните выключатель SA1.
На индикатор будет выведена буква K. Включите первую передачу и начните движение. Микроконтроллер подсчитает импульсы датчика скорости
и вычислит среднее арифметическое значение результатов трёх измерений. На индикатор будет выведен номер передачи — первый. Не прекращая движения,
включите вторую передачу и дождитесь, когда на индикаторе появится её номер. Такие же операции выполните с остальными передачами, вплоть до пятой.
После этого полученные результаты будут автоматически записаны в EEPROM. Прозвучит звуковой сигнал. Разомкните выключатель SA1. Указатель готов к эксплуатации.

Читать еще:  Создатели президентского лимузина выпустят аналог для рынка

Датчик нейтрального положения рычага перемены передач можно изготовить из постоянного магнита и геркона.
Магнит укрепляют на рычаге, а геркон располагают поблизости так, чтобы он был замкнут под действием магнитного поля только
при нейтральном положении рычага. При этом на индикатор будет выведена буква N.
Это статья из просторов инэта — я сделал свои разводки печатных плат и собрам уже три прибора один себе и два на заказ по просьбе друзей — все приборами довольны — пока выкладываю фото плат ну а видео в работе данного девайса будет попозже чуть чуть так как переделываю сам индикатор который хочу вмонтировать в саму ручку переключения передач

Как правильно переключать передачи на мотоцикле

Схема переключения передач на мотоцикле

Особо не покатаешься на мотоцикле, если не выполнять переключение передач. При первом столкновении с таким вопросом многие посчитают, что это очень проблематично. Но данное заблуждение очень легко развеять приведенными ниже фактами.

Когда нужно переключать

Присутствуют особенности, как, и когда выполнить переключение передач на разной КПП («механика» или «автомат»). В любом случае предварительно стоит изучить основные азы, как например расположение ручки сцепления, правила набора и сброса скорости, рычага переключения передач. Именно они используются в последующем для выполнения указанных действий.

Новички всегда испытывают проблемы со стартом на мотоцикле, а также последующим переключением передач. Ведь основной вопрос заключается в том, когда следует включать 1, 2, 3 и последующие скорости при движении.
Для первой передачи оптимальным старт будет установлен на уровне 3 тысяч оборотов.(Плавно отпускаете сцепление) Они должны увеличиваться равномерно при одновременном стравливании сцепления.
При повышении или понижении скорости надо следить за тем, чтобы обороты быстро не взвинчивались вверх. По этой причине следует выполнять все максимально слажено. Рост будет оптимальным до 1-1,5 тысячи оборотов. Если переключение будет осуществляться на низких оборотах, возникнет необходимость в перегазовке. Лучше всего все действия выполнять на высоких оборотах, в районе -3 000 от максимальной отсечки.
Действия выглядят следующим образом:

Выжимается рычаг сцепления и в один момент нажимается рычаг переключения передач левой ногой. После включения первой передачи, планомерно добавляется газ путем прокручивания ручки, а сцепление медленно отпускается.

При помощи носка левой ноги рычаг приподнимается вверх до характерного щелчка на 2-ю и последующие скорости. Некоторые «асы» производят переключение более простым способом: слегка приподнимают носком рычаг и сбрасывают газ. Но для этого нужен определенный опыт для плавности. В противном случае срок службы сцепления из-за повышенного износа значительно сократится.

Может возникнуть необходимость включения пониженной передачи. После сброса газа примерно на 2 000 – 3 000 оборотов путем торможения, следует выжать сцепление и выполнить переключение скорости вниз. Так можно продолжать до тех пор, пока не будет включена нейтраль. Плавные действия будут только в том случае, когда действующие обороты будут меньше примерно на 500 – 1 000 оборотов пониженной передачи.

Иначе будет ощущаться рывок.

Если брать во внимание коробку «автомат», здесь включения сцепления не требуется, так как оно взаимосвязано с КПП. По этой причине переключение может выполняться на любых оборотах при движении.
При сброшенном газе нажимается рычаг переключения передач вниз. Должен состояться только один щелчок для первой передачи. Аналогичным образом включаются повышенные скорости, но только рычаг поднимается вверх при отпущенной рукоятке газа (на один щелчок). Для сброса передач рычаг опускается вниз нажатием. При этом лучше выполнить именно так: поддается газ и сразу же убирается рука с ручки, а после падения оборотов производиться переключение скорости и вновь добавляется газ в нужном количестве.

Читать еще:  Ener-G-Force от Mercedes-Benz

За счет чего происходит переключение скорости

Когда происходит движения рычага выбора скорости байка, специальный привод позволяет привести в движение вилки. Они предназначены для перемещения муфт продольного включения. Одновременно две передачи включенными быть не могут, так как для этого используется замок (механизм для блокировки). Если рассматривать на примере трехходовой коробки, во время движения одного ползуна, остальные просто фиксируются замком.

В тот момент, когда муфта, отвечающая за включение, направляется к шестерне конкретной передачи, происходит встреча их зубчатых венцов. Они между собой соединяются, и происходит их единовременное вращение. Таким образом КПП передает вращательные движения от мотора посредством карданного вала главной передаче.

Рекомендации

Во время поездок на мотоцикле следует довести все действия до автоматизма. Начинающим водителям лучше откатать все моменты на площадке, где отсутствуют посторонние люди. Это позволит избежать травм, как самого ездока, так и окружающих. При этом стоит обратить внимание на некоторые другие советы.

  • Чтобы не поддать лишнего газа, руки должны держаться за рулевые ручки костяшками вверх. Это особенно важно при включении первой передачи.
  • Двигатель всегда должен в течение определенного времени прогреться. Никогда не стоит запускать полные обороты, чтобы избежать быстрого выхода из строя мотора.
  • Всегда лучше действовать на опережение и просчитывать каждый шаг во время поездки. Такая мелочь позволит избежать дорожно-транспортных происшествий и других проблем на дороге.
  • Практически все современные модели мотоциклов на приборной панели имеют специальный индикатор, указывающий на передачу, на которой происходит движение.
  • При необходимости затормозить при большой скорости, следует начинать с переднего тормоза, который выжимается постепенно. Именно он является основным. Задний тормоз используется для корректировки положения мотоцикла.
  • Каждое нажатие (щелчок) на рычаг переключения передач соответствует одной скорости. При этом надо слушать мотор. Если слышится низкое звучание, следует включить пониженную скорость от имеющейся и, наоборот, при сильном урчании двигателя.
  • ВАЖНО: Если первоначально выжать сцепление, а потом отпустить газ, мотор начнет «реветь», а при дальнейшем переключении передач он будет дергаться.

Видео


В данном видео представлено простое переключение передач на спортивном байке (на примере Honda CBR1000RR 2008), а также, которые будут понятны даже начинающим водителям. Кроме этого рассмотрен вариант работы со спортрежимом на ходу.

Индикатор включенных передач на МКПП

Установление индикаторов включенных передач на МКПП своими руками. С помощью индикаторов включенных передач можно определить, какая стоит позиция на механической коробке. Особенно это необходимо новичкам. Ниже представлен фотоотчет о самостоятельной установке этого устройства.

Составляющими устройства являются индикатор передачи, блоки распределительный и регулирующий работу ДХО. Вот видео о работе:

Пошаговая установка:
Как изготовить устройство

Двусторонняя схема, набранная на ПК, распечатывается на бумаге с глянцем.

После этого схему переводят на кусок текстолита, используя утюг. Основу платы вытравливают и очищают от краски. Здесь приводят схему создания распределительного блока:

Сборка блока, управляющего ДХО:

В евро панель в виде кнопки помещают индикаторное табло включенной передачи:

Как поставить устройство
Главное правильно определить место магнитных датчиков (герконов) и датчика нейтрали, чтобы определялась включенная передача на МКПП.

В тоннеле есть место для установки распределительного блока. Его крепят двухсторонним скотчем. После установки датчиков их калибруют около ручки рычага КПП.

Фары поворотника (его «плюс» и «минус») и ближнего света соединены проводами с их блоком управления. Между блоками есть взаимосвязь для управления ДХО. На панели будет располагаться кнопка индикатора.

Подведение итога
Преимуществом такого индикатора является сборка на основе диодного моста, что не требует прошивки и программирования. Такая сборка доступна даже новичкам с минимальным уровнем знаний в электротехнике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector