Svarkin-spb.ru

Удаляем основной катализатор

Удаление катализатора

Каталитический конвертер или каталитический нейтрализатор — это официальные названия элемента выхлопной системы автомобиля, который для краткости называют просто катализатором. Его устанавливают на все современные автомобили с единственной целью — максимально уменьшить содержание вредных веществ в выхлопе.

Зачем нужен катализатор?

Все мы согласимся с тем, что человечество наносит непоправимый ущерб природе. И одним из главных факторов загрязнения являются автомобили, которые выбрасывают в воздух целый букет вредных и канцерогенных химических соединений: окись углерода, углеводороды, оксиды азота и пр. Эти газы являются основной причиной смога и кислотных дождей.

К счастью, проблему вовремя заметили и были приняты меры для снижения вредных выбросов. Можно долго рассказывать про гибридные авто или электродвигатели. Но одним из наиболее простых решений стала установка каталитических нейтрализаторов в систему выхлопа. Проходя через катализатор, токсичные соединения в результате различных химических реакций распадаются на вполне безопасные компоненты: водяной пар, азот и углекислый газ. Катализаторы устанавливают на авто как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями. В случае с дизельным топливом удается уменьшить количество вредных выбросов на 90 процентов.

Однако, существует одна значительная проблема — соты катализатора очень быстро забиваются и устройство не справляется с очисткой выхлопных газов. Лямбда-зонды, установленные перед и за катализатором на глушителе, фиксируют высокое содержание токсичных газов в выхлопе, из-за чего на бортовом компьютере постоянно загорается Check Engine.

Кроме того, когда катализатор забивается, это негативно отображается на функциональности двигателя:

  • снижается мощность;
  • отработанные газы попадают обратно в двигатель, нарушая нормальный состав топливно-воздушной смеси;
  • возрастает нагрузка на систему глушителя — появляется реальный риск его прогорания.

Выход остается один — отправляться в магазин дилера или на СТО и устанавливать новый катализатор. Правда, существует и другое решение. Можно попросту избавиться от каталитического конвертера. Экологам, конечно же, это вряд ли придется по душе, но зато ваше авто снова будет работать нормально, без необходимости установки нового катализатора.

Преимущества удаления катализатора

Ранее на нашем сайте vodi.su мы уже рассказывали, как и чем можно заменить катализатор. Самый простой способ — установка пламегасителя или обманки. Это простые металлические «банки», которые устанавливаются на место нейтрализатора. По цене они обходятся значительно дешевле, соответственно, водитель экономит определенную сумму денег.

Если же говорить про главные плюсы удаления катализатора, то их не так много, как может показаться на первый взгляд:

  • небольшой прирост в мощности двигателя, буквально на 3-5 процентов;
  • снижение расхода топлива — опять же в небольших количествах;
  • увеличение ресурса двигателя за счет того, что на пути выхлопных газов исчезает дополнительная преграда.

Понятно, что некоторые автолюбители не просто вырезают катализатор, а придумывают, чем бы его заменить. Например, в рамках тюнинга устанавливают «Пауки» — крепятся непосредственно к блоку двигателя вместо выпускного коллектора и соединяются с глушителем. Дают незначительное повышение мощности до десяти процентов (с учетом удаления катализатора).

Минусы удаления катализатора

Если разобраться детально, то минусов удаления катализатора тоже хватает. Самый основной недостаток — это повышение уровня вредных выбросов. Дело в том, что нормы как в ЕС, так и в РФ постоянно ужесточаются. Как известно, существует статья КоАП 8.23, по которой за превышение нормативов по выбросу вредных веществ владельцы транспортных средств могут быть оштрафованы на 500 рублей. Есть все предпосылки к тому, что нормативы будут еще более строгими, а за их соблюдением будут повсеместно следить сотрудники ГИБДД. Также существует риск, что на машине без катализатора вас не выпустят из страны.

Из других недостатков отметим следующие:

  • появление характерного, не очень приятного запаха, который исходит от грузовиков типа ЗИЛ или ГАЗ-53;
  • запах может попасть в салон;
  • горячие газы из коллектора (t — 300°C) прожигают металл глушителя значительно быстрее;
  • характерный звенящий звук на высоких оборотах.

На всю систему глушителя производится больше нагрузки, так как катализатор не только очищал выхлоп, но также охлаждал и приостанавливал его. Как результат — снижение ресурса глушителя. Решают этот вопрос путем установки тех же пауков или пламегасителей.

Читать еще:  Коробка передач Opel Easytronic

Еще один важный момент: электронный блок управления настроен на нормы Евро 3, 4, 5. Соответственно, если повышается содержание оксидов в выхлопе, постоянно будет выскакивать ошибка Check Engine. Поэтому придется устанавливать либо обманку (специальную проставку, закрывающую датчик кислорода от выхлопных газов), либо перепрошивать блок управления под более низкие нормы токсичности.

Как видим, минусов довольно много. И самый главный из них состоит в том, что самому же водителю и его пассажирам придется вдыхать канцерогенные газы и травить ими окружающих. Поэтому, если вы переживаете не только об экономии и небольшом увеличении мощности двигателя своей машины, но и о здоровье, то от удаления каталитического нейтрализатора лучше отказаться.

Катализатор: удаление, обманка лямбды

Катализатор – это элемент системы выпуска, который призван очистить отработавшие газы от вредных окислов. Устанавливается на все автомобили с экологическими требованиями Евро-3 и выше. Вместе с ним, в работе учавствует и кислородный датчик. Но о нем мы расскажем немного позже. А пока давайте рассмотрим, для чего удаляется катализатор и что это нам дает.

Удаляем катализатор или восстанавливаем?

Катализатор является расходным материалом и восстановлению он не подлежит. Единственный выход из ситуации – это его удаление. Либо замена на уже готовый пламегаситель.

Как производится удаление катализатора?

Рассмотрим данную процедуру в условиях СТО. Операция включает в себя несколько этапов. Сперва автомобиль загоняется на подъемник. Далее специалист находит расположение катализатора (находится сразу за приемной трубой) и начинает его демонтаж. В зависимости от конструкции, элемент крепится на трех или четырех болтах. Основная проблема в том, что они могут прикипеть. В запущенных случаях процедура удаления не обходится без применения болгарки. Так, вырезают часть трубы вместе с крепежом и начинают потрошить внутренности катализатора. Затем заваривают проделанное отверстие аргоновой сваркой и отрезают часть трубы с креплениями. На их место наваривают новую. Автомобиль спускается с подъемника и специалист производит прошивку электронного блока управления, подключившись ноутбуком через диагностический разъем. На старых моделях возможна установка механической обманки. Это позволяет стабилизировать работу мотора и вернуть его эксплуатационные характеристики к заводским параметрам.

Обманка после удаления катализатора: почему устанавливается?

Удаление катализатора – это только половина работ. После данной операции нужно «заглушить» кислородный датчик. Последний устанавливается на входе и выходе катализатора. Именно он определяет остаток кислорода в газах и передает сигнал на ЭБУ. От исправности лямбда-зонда зависит качество смесеобразования. По умолчанию, значение лямбды равно единице.

К чему это приводит? Блок будет «беднить» смесь на всех режимах его работы. Так он пытается восстановить температуру в воображаемом катализаторе (а как известно, этот фильтр работает только при температуре выше 300 градусов). Обороты двигателя будут «плавать» (особенно на холостом ходу), а на верхах пропадет тяга. Машина перестает нормально разгоняться, расход топлива возрастает на 1,5-2 литра.

Нужна ли обманка после удаления катализатора?

Некоторые ошибочно думают, что после удаления катализатора не нужна обманка лямбда-зонда. Но такое возможно только в случае полной перепрошивки ЭБУ. Если не принимать ни одной из мер, проблемы наступят в первые минуты эксплуатации.

О механической обманке

Она представляет собой бронзовую проставку, внутри которой содержится керамический наполнитель с каталитическим слоем. Газы, проходя сквозь эту обманку, окисляются кислородом. Электроника анализирует сигнал и делает вывод о том, что катализатор действует в штатном режиме (хотя на самом деле он вырезан). Механическая обманка устанавливается перед катализатором, в районе выпускного коллектора. Стоимость детали не больше, чем килограмма колбасы, без учета установки.

Эмуляторы

Существуют и электронные обманки. Они более технологичные и позволяют не только скрыть ошибки, но и обеспечить корректную работу системы управления ДВС. Эмулятор включает в себя однокристальный микропроцессор. Последний анализирует состав выхлопа и формирует выходной сигнал, который не отличается от второго (заводского) лямбда-зонда. Но стоимость электронных обманок уже порядка разового похода в универсам, когда покупается не только колбаса, но и сопутствующие продукты.

Читать еще:  Кольцевые гонки

Проблемы с работой мотора

Спустя 100-150 тысяч километров, многие водители сталкиваются с повышенным расходом топлива, падением мощности двигателя и ухудшением динамических характеристик. Наряду с этим, панель приборов будет «украшена» всевозможными ошибками. Если до этого не производилась замена или удаление катализатора, проблему следует искать именно в нем. Внутри фильтра имеются тонкие керамические соты, которые оплавляются и тем самым препятствуют нормальному прохождению газов. В итоге ухудшается продувка цилиндров, а расход топлива – увеличивается (в среднем на 10-15 процентов).

Отметим, что данные проблемы могут наступить и раньше. Почему оплавляются соты? Причина в повышенном расходе масла. Если его забрасывает в камеру сгорания, выхлоп будет насыщен сажей. Она забивается на входе катализатора. Из-за повышенных температур, сажа начинает тлеть, провоцируя плавление сот. Если с расходом масла все в порядке (на 10 тысяч километров уходит не более одного литра), соты могут забиться из-за некачественного топлива.

Какие преимущества это дает?

Основной плюс в том, что газы из цилиндров будут беспрепятственно выходить наружу. Остальные элементы системы (резонатор, коллектор, глушитель) имеют полую трубу. Даже при высоком расходе масла, сажа свободно уйдет в атмосферу. Срок службы пламегасителя – более 10 лет. Он не требует обслуживания. Мощность двигателя вернется к заводским параметрам. А что касается расхода топлива, это отдельный момент.

Почему пламегаситель лучше?

Ранее мы описали процедуру удаления катализатора. Это наиболее экономный вариант работ. Но потрошить старый катализатор можно только при полной его целостности. Если элемент начал ржаветь, лучше заменить его на новый пламегаситель. Да, катализатор имеет несколько стенок. Но надолго ли хватит его и не проржавеет ли стенка раньше срока, никто гарантировать не может.

Финансовый вопрос

Удаление катализатора – это вынужденная мера для российских автомобилистов. Данный элемент является «расходником». Но если любые другие фильтра имеют дешевую начинку (из плотной бумаги), то здесь применен дорогостоящий керамический сердечник. Также в катализаторе используется платиновое напыление. Некоторые производители используют палладий. Эти дорогостоящие металлы призваны ускорить прохождение каталитических реакций.

К чему это все? Из-за наличия драгметаллов, стоимость данного фильтра существенно возрастает. И это без учета установки, под заказ. Ждать приходится не менее двух недель.

Это основная причина, из-за которой автомобилисты производят удаление, а не замену катализатора на новый.

Катализатор: удаление, обманка – заключение

Итак, мы выяснили, для чего и как производят удаление катализатора. Немаловажной деталью в ходе выполнения работ является установка обманки лямбда-зонда. Без нее мотор будет работать в аварийном режиме. В качестве альтернативы, можно произвести прошивку блока управления, но такая услуга стоит дороже.

Удаление катализатора — ньюансы и помощь

Выход из строя нейтрализатора не проходит незаметно для автомобиля. Если не удалить катализатор, отработанные газы не смогут нормально через него проходить.

Роль катализатора в работе автомобильного двигателя одна из ведущих. Он выполняет в общей системе ряд полезных функций:

  1. Препятствует загрязнению экологии;
  2. Снижает уровень шума выхлопных механизмов.

Катализатор может негативно воздействовать на автомобильную динамику и по причине чисто механического повреждения. Внутри кат имеет керамическое покрытие. Если выхлопная труба ударилась о что-либо твердое, эта керамика вдребезги разлетается. При появлении характерных шумов при движении авто можно делать выбор: заменить или удалить катализатор из своего «железного коня».

Владелецы авто сталкиваются со следующей симптоматикой:

  • Добавление газа при движении вызывало неприятное дребезжание из-под днища;
  • Занижение оборотов, особенно на холостом ходу;
  • Наличие прогоревшей гофры.

Существует три способа решения данной проблемы:

  1. Покупка готового модуля катализатора;
  2. Выбить кат как вышедшую из строя запчасть;
  3. Замена забитого катализатора на стронгер (пламегаситель).
Читать еще:  Диагностика механической коробки передач

Любой из способов обладает достоинствами и недостатками. Установить рабочий кат – небюджетно.

Есть у этого «борца за чистый воздух» и свои недостатки. Кат отличается подавлением n-ного числа лошадиных сил. Кроме того, он не очень надежен и часто выходит из строя. Если автовладелец «проспал» ремонт, катализатор рождает многочисленные шумы и дребезжания при работе мотора.
Некоторые «тертые» автолюбители рекомендуют убрать катализатор из автомобиля. В результате очень быстро станут заметны перемены в плане расхода топлива – экономия просто налицо. Все знают, что забитый кат «жрет» много топливной смеси. Убирать данную составляющую из своего автомобиля или нет – каждый владелец решает для себя самостоятельно. Данная статья – не руководство к действию, а просто рассуждения на тему.

Плюсы и минусы удаления катализатора

Мы составили небольшую табличку с плюсами и минусами после удаления того самого катализатора

МИНУСЫ ПЛЮСЫ
Увеличение вредных веществ в выхлопе, снижение экологической составляющей Не нужно покупать новый катализатор, ведь он стоит очень даже недешево
Запах выхлопа, становится намного токсичнее, иногда этот выхлоп проникает в машину (неприятно пахнет) Небольшое увеличение мощности (реально небольшое в уровень погрешности, около 3%)
Звук выхлопа. После выбивания сот катализатора, желательно ставить пламегаситель иначе будет звенящий звук от пустой «банки» (особенно на высоких оборотах) Можно установить вместо пустой банки паук 4-2-1 или 4-1, плюс еще к мощности (что говорится на «ровном месте»)
Нужно ставить либо обманку, либо новую прошивку под ЕВРО2 Снижение расхода топлива (также около 3%)
Увеличение ресурса силового агрегата, ведь керамическая пыль может попасть в камеры сгорания и преждевременно износить его

Как видите плюсов немного больше, самый существенный это цена всей этой переделки (удалить будет стоять в разы, если не десятки раз — дешевле).

Как удалить катализатор: пошаговый алгоритм

Чтобы правильно убрать нейтрализатор, воспользуйтесь пошаговой инструкцией:

  1. Начните с диагностики выхлопной системы. Проверьте датчики, силовую установку и прочие элементы — убедитесь, что неисправен именно катализатор. Найти поломку самостоятельно трудно. Если есть возможность, обратитесь за профессиональной диагностикой.
  2. Демонтируйте часть выхлопной системы, которая включает в себя нейтрализатор.
  3. Изымите внутренности катализатора. Самым простым методом считается пробивание пары отверстий перфоратором с победитовым сверлом, диаметр которого — от 23 мм. Преимущество этого способа — простота. Не нужно резать метал, потом варить его. Правда, пробитые отверстия быстро забиваются снова. Также есть риск попадания кусочков керамики в цилиндры, что может привести к появлению задиров. Оптимальный метод — разрезание катализатора и полное вычищение его внутренностей. Надрез может быть выполнен вдоль или поперек выхлопной системы.Некоторые автовладельцы вырезают участок с нейтрализатором и ставят вместо него гофру. Это позволяет снизить механическую и тепловую нагрузку на выхлопную систему.
  4. После резки нейтрализатора нужно выполнить сварочные работы. Если оставить корпус катализатора без внутренностей, в выхлопной системе появятся паразитные вихревые потоки. Они создадут дополнительный шум при работе силовой установки. Кроме того, выхлопная система будет работать под повышенной температурной нагрузкой. Поэтому взамен нейтрализатора лучше поставить пламегаситель. Он снизит колебания потоков выхлопа — мотор будет звучат ровнее.
  5. В автомобили, соответствующие стандартам Евро 2, ставят только один датчик. Он фиксирует уровень CO2 в камере перед нейтрализатором. Поэтому при вырезке нейтрализатора не нужна перепрошивка ПО. Датчик определяет, что все в порядке и что ЭБУ не душит двигатель.

Удаление катализатора и последующая ошибка Check Engine

Один из способов погасить Check Engine — перепрошивка ЭБУ под Евро-2. У программы для перепрошивки нет заводского варианта, подобное ПО выпускают частные компании. Поэтому неизвестно, как перепрошивка повлияет на работу «движка». Альтернативный вариант — применение механических и электронных обманок.

Удалять сломанный катализатор или менять его на новый — зависит от финансовых возможностей автовладельца и его отношения к экологии. Новый, исправный компонент довольно дорогой, поэтому удаление катализатора сейчас является распространённой услугой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector