Тюнинг подвески
Тюнинг подвески
Тюнинг подвески. Общие сведения.
Для большинства людей тюнинг автомобилей сводится к установке спойлера на крышку багажника да к пластиковой обвеске кузова. Более «продвинутые» могут поставить резину пошире да пружины пожестче и покороче. Ну и, конечно, спортивный руль и спортивное сиденье. О том, что существуют тюнинговые ателье, что-то такое делающие с машинами, отчего обычные с виду седаны да хэтчбеки превращаются в настоящие «пушки», многим приходилось читать, но вот что делают с машинами в этих ателье, остается для большинства загадкой.
На самом деле подвеска автомобиля является таким же средством повышения скорости движения автомобиля, как и двигатель. И в спорте нередки случаи, когда правильная настройка подвески позволяла компенсировать недостаток мощности двигателя. Задача подвески формулируется очень просто: необходимо обеспечить в любых условиях максимальный контакт колес с дорогой. Ведь только в том случае, когда колесо стоит на дороге, автомобиль может разгоняться, тормозить, поворачивать. За простотой формулировки кроются очень противоречивые требования, предъявляемые к деталям и узлам подвески. С одной стороны, для высокой скорости движения нужна жесткая короткоходная подвеска, удерживающая кузов от колебаний при проезде пологих неровностей. Но, с другой стороны, на выбоинах и более мелких неровностях подвеска нужна помягче, чтобы колесо успевало «отслеживать» мелкую «рябь» покрытия, а не прыгать с кочки на кочку. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, в спортивных подвесках используются регулируемые стойки с двойными пружинами. Регулировки легко позволяют изменять дорожный просвет в зависимости от условий движения, а две пружины разной жесткости справляются с неровностями. Более мягкая пружина работает на малых ходах подвески, «фильтруя» мелкую «рябь», а когда она сжимается полностью, в дело вступает вторая, более жесткая. Таким образом, удается получить прогрессивную характеристику жесткости подвески. В корпус регулируемой стойки вставляется регулируемый же амортизатор, позволяющий точно согласовывать усилия демпфирования с жесткостью пружин, типом резины и характером дорожного покрытия. Но только подбором характеристик пружин и амортизаторов работа с подвеской не ограничивается. Есть еще пресловутый «сход-развал», или, говоря более строгим языком, углы установки колес. На серийных автомобилях обычно регулируются два угла: наклон колеса в вертикальной плоскости – развал, положение колес относительно друг друга в продольном направлении – схождение. Оба эти угла чрезвычайно важны. Ведь правильно установленные углы развала позволяют в повороте более нагруженному наружному колесу поддерживать контакт с дорогой по всей ширине протектора, несмотря на деформацию покрышки. Значит, лучше сцепление с дорогой, следовательно, с большей скоростью можно пройти поворот. Опять же угол развала будет зависеть от типа резины, от давления в колесах, от характера покрытия, по которому предстоит ехать. Угол схождения серьезнейшим образом влияет на управляемость. Ошибки в установке схождения приводят, например, к тому, что машина станет очень неустойчивой на прямом отрезке и в то же время будет очень неохотно въезжать в поворот. О какой борьбе за победу можно говорить в такой ситуации? Между тем есть еще один важный параметр подвески – угол продольного наклона оси поворота колеса, или кастор. На серийных автомобилях этот угол задается конструктивно, и в процессе эксплуатации его регулировка не предусмотрена. В спорте же все иначе. Для регулировки кастора на ВАЗ-2108 вместо штатной изогнутой растяжки устанавливают прямую регулируемой длины, убивая тем самым двух зайцев. Кроме изменения кастора, прямая растяжка просто прочнее, ведь работает она только на растяжение-сжатие, а не на изгиб.
Выставив углы в подвеске, желательно сохранять их неизменными во время движения. С привычными сайлентблоками сделать это не удастся. Ведь резинометаллические сайлентблоки при нагрузках деформируются, поэтому при повороте вначале сжимаются сайлентблоки, а затем машина начинает поворачивать. Кроме того, меняется геометрия подвески. Для того чтобы сделать поведение автомобиля строже, точнее, сайлентблоки в подвеске заменяются шаэсами (ШС – шарнир сферический) с соответствующей переделкой рычагов подвески. Шаэсы – вещь довольно капризная, ведь они не имеют уплотнений, поэтому срок их службы недолог. На эти жертвы приходится идти ради повышения точности управления автомобилем и большей прочности подвески. Правда, механики перебирают такие подвески после каждой гонки. Способность доработанных узлов выдерживать большие нагрузки вылезает другим боком: узлы подвески становятся прочнее серийного кузова, и при нагрузках начинает деформироваться уже сам кузов. Значит, придется усиливать и его, но это – тема отдельной статьи.
С подвеской же нужно еще поработать. С помощью проставок в ступицах можно расширить колею, уменьшив тем самым склонность автомобиля к опрокидыванию. А поскольку раллийные автомобили все же частенько летают, чтобы во время прыжка амортизаторы не испытывали вредных нагрузок, устанавливаются ограничители хода подвески, или, попросту говоря, тросики, не дающие пружинам «растянуть» амортизаторы до упора.
Что же дают все вышеперечисленные ухищрения? По словам мастера спорта Анатолия Хамлюка, на ралли «Русская зима», когда удалось должным образом настроить автомобиль, он практически перестал пользоваться педалью тормоза – машина великолепно «ставилась» в поворот при помощи руля и газа, и управлять ею в скольжении было очень легко. Руководитель команды НАСК-Маркелл Валерий Сазанков вспоминает другое ралли, в Литве. Он тогда ездил штурманом с Анатолием Хамлюком, и на полном ходу они вылетели с трассы. Автомобиль проскакал по придорожным канавам, каким-то чудом не застрял в снегу и вернулся на трассу. Но на этих колдобинах трясло так, что любой серийный автомобиль оставил бы там всю подвеску. А раллийная машина смогла продолжить гонку, и Анатолий Хамлюк с Валерием Сазанковым выиграли это ралли.
Источник: www.ptuns.ru
ВНИМАНИЕ !
Запрещается любая републикация, полное или частичное воспроизведение материалов данного сборника, а также фотографий, чертежей и схем, размещенных в нем, без предварительного согласования с авторами представленных статей.
Напоминаю! Что за любое противоправное и противозаконное использование материалов, опубликованных в энциклопедии, редакция ответственности не несет.
Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru
© “Энциклопедия Технологий и Методик” Патлах В.В. 1993-2007 гг.
Тюнинг подвески своими руками
Во время модификации подвески с целью улучшения управляемости авто всегда нужно следовать определенным правилам. Уменьшение высоты подвески может привести к снижению клиренса. В итоге водитель может просто потерять какую-то слишком дорогостоящую часть днища от авто. Если же наблюдается увеличение жесткости амортизаторов, то в этом случае приходится смириться с комфортабельной ездой.
Качество системы управления
Тюнинг подвески и тормозов
Главный параметр, над которым стоит хорошенько подумать при тюнинге подвески, так это точное представление о возможных изменениях, которые необходимо ощутить в поведении авто по завершении всех работ. Управление машиной может производиться хуже или лучше. Если же прибегнуть к замене некоторых случайных частей подвески, то авто может крениться или вспахивать носом землю, это случиться только тогда, когда замену будет производить неопытный человек.
Правильное распределение весовых параметров
Надо учитывать распределение веса
Одним из главных условий во время поворота автомобиля является правильное перераспределение веса. Что касается внешних шин, то по отношению к повороту они получают больше нагрузки, чем внутренние.
- Существует всего два параметра, при помощи которых можно в значительной мере поменять поперечное распределение веса. Прежде всего, это метод увеличения межколесных расстояний. А также уменьшение центра тяжести вашего авто.
- Один из способов, при помощи которого можно сделать межколесное расстояние больше – это переход на резину, которая шире предыдущей, но зачастую ширина кузова не может позволить значительно поменять такие параметры.
- Снижение центра тяжести достигается путем установки более коротких стоек. Такие действия помогут сделать ход подвески гораздо меньшим, уменьшить клиренс и произвести увеличение отрицательного вала.
- Водителю стоит помнить о том, что ход колес может сокращаться, именно по этой причине понадобятся жесткие стойки, это нужно для защиты укороченной подвески от частых ударов. Следовательно, с помощью этих процедур будет увеличена максимальная боковая нагрузка, что обеспечит увеличение теоретической максимальной скорости прохождения поворотов автомобилем.
- При замене стоек авто статистический вес останется неизменным, поэтому его статистическое соотношение останется прежним. А вот распределение сможет измениться во время вхождения в поворот.
Главные особенности тюнинга подвески
Особенности тюнинга
Как известно, в некоторых случаях произведенный тюнинг подвески может привести к неожиданным и нежеланным результатам. Поэтому перед началом осуществления всех необходимых процедур следует хорошенько все обдумать и взвесить.
Итак, существует правила, которых необходимо придерживаться во время тюнинга:
- Прежде всего, надо ответить на вопрос о том, для чего необходимо осуществлять такие действия.
- Второй этап заключается в понимании водителем того, что осуществляемый тюнинг подвески может полностью изменить привычную управляемость авто, его маневренность, физические свойства и многое другое.
Исходя из двух приведенных выше правил, во время работ должны быть проведены точные и тщательные расчеты как свойств авто, так и бюджета.
Распорка передних стоек
- Во время тюнинга подвески меняются почти все ее узлы. Нельзя производить частичную замену, так как авто может повести себя непредсказуемо, если передняя подвеска, например, будет обладать новыми свойствами, а задняя продолжать свою привычную работу.
- Что касается распорки верхних опор амортизаторных стоек, то этот вопрос всегда являлся спорным. Кто-то выступает «за» осуществление таких действий, а кто-то «против». Если водитель не намерен принимать участие в ралли Париж-Дакар, а просто будет ездить по городу, то распорку можно и не делать. Это можно осуществлять по желанию.
- Амортизаторы сегодня представлены в широчайшем ассортименте на рынке автозапчастей. Любой автолюбитель сможет найти для своего авто качественные амортизаторы самых популярных марок, в большинстве своем их свойства будут совпадать, поэтому придется сделать непростой выбор. Пружины стоит подбирать с высокой степенью жесткости и нелинейной кривой жёсткости, с целью обеспечения снижения центра тяжести авто.
Завышенная подвеска
Неплохим вариантом может оказаться полная замена подвески на гидропневматическую. Но если автомобиль куплен достаточно давно и не обладает новым функционалом, то следовало бы задуматься о том, как бы обзавестись новым. Покупка гидропневматической подвески очень дорогое удовольствие.
Видео
Тюнинг подвески УАЗ Патриот:
Тюнинг подвески — зачем нужен и все за и против
Сегодня поговорим о подвеске автомобиля, а точнее о том, как её тюнинговать, и на что при этом обратить внимание.
Дороги в России оставляют желать лучшего, на ней попадаются многочисленные кочки, ямы, трещины в асфальте. Все это не сильно ощущается во время движения автомобиля т.к. для устранения этой проблемы существует подвеска.
Что же такое подвеска
Это конструкция в виде элементов, которая связывает между собой кузов и ходовую часть автомобиля. Выполняет функцию амортизации. Т.е. при движении авто, она служит для уменьшения неровностей проезжей части. Стабилизирует положение машины при движении.
Основные составляющие подвески
- Упругие элементы — элементы имеющие характеристики распределять нагрузку колебаний, при неровной поверхности по которой движется автомобиль.
-
- Они состоят из металлических элементов: рессоров (в основном используются в грузовых автомобилях) пружины (предназначены для легковых авто) торсионов (преимущественно во внедорожниках)
- Неметаллических: пневматические элементы (распространены на прицепах и грузовиках) гидропневматические (используются в дорогостоящих авто)
- Гасящие устройства — они уменьшают колебания кузова. Устанавливается в большую часть легковых автомобилях и в основном объединяется с упругим элементом. Из чего получается стойка.
- Направляющие элементы -они обеспечивают характер движения колёс относительно кузова.
- Стабилизатор поперечной устойчивости — при повороте и дороге с поперечным уклоном обеспечивает устойчивость транспорта. В основном устанавливается на независимую подвеску
- Опора колес — другие составляющие подвески соединяются с колесом с помощью этой опоры.
- Элементы крепления –это детали с помощью которых крепится все элементов между собой
Виды подвесок
Подвеска может быть:
- пневматической-это подвеска способна подстраиваться под дорожную ситуацию. это происходит за счет накачивание и стравливание воздуха в установленных на амортизаторов баллонов.
- гидропневматическая- ее главной особенностью является автоматическое регулирование клиренса. Автомобиль при высокой скорости и ровной поверхности(магистраль) автоматически опускает авто на несколько миллиметров, это предназначено для динамики и устойчивости Автомобиля. При меньшей скорости и плохой дороге, авто автоматически поднимается. Плюс в том, что при “нагруженности” авто клиренс не изменяется, а за счет автоматике сохраняет положение.
Подвеска может быть:
- Зависимая — колеса на одной балки между собой связаны. К примеру, при попадании на кочку одним колесом, изменяет угол всей оси. Такой вид прост по своей конструкции и считается бюджетным вариантом.
- Независимая- колеса на оси не связаны друг с другом. В таком случае при попадании на кочку одним колесом, угол всей оси не изменяется. Применяется в более дорогостоящих автомобилях.
Также подвеска разделяется по степени жесткости:
- Жесткая подходит больше для быстрой езды, как правило она устанавливается на спортивных автомобилях
- Мягкая она достаточно хорошо сглаживает дорожные неровности, в основном предназначена для легкового авто.
Что нужно учесть
Прежде чем приступить к изменениям ходовой части вашего авто, необходимо определиться какие свойство своей ходовой части вы хотите усовершенствовать. При этом необходимо соблюдать некие правила. Т.к., например, при уменьшении высоты подвески, автомобиль во время движения может цеплять неровности дороги днищем. Это может привести к нежелательным повреждениям.
Так же водителю необходимо понимать, что при тюнинге, автомобиль может полностью поменять привычную управляемость, характеристики, маневренность и т.д. Перед модернизацией своего авто желательно рассчитать свой бюджет.