Технические характеристики J20A
J-20 «Черный орел»: китайские ВВС обогнали «русских соколов»
Китай опередил Россию в принятии на вооружение истребителя пятого поколения
Китайский самолет-«невидимка» пятого поколения J-20 («Черный орел») официально принят на вооружение ВВС НОАК. Таким образом, Китай стал второй страной в мире после США, имеющей на вооружении истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В этом смысле он определил Россию с ПАК ФА.
Официальный представитель Министерства национальной обороны КНР У Цянь в ходе пресс-конференции в Пекине заявил, что машина прекрасно показала себя во время летных испытаний, после чего Центральный военный совет принял решение официально принять самолет на вооружение НОАК. Однако офицер не уточнил, сколько единиц были уже переданы частям ВВС.
J-20 характеризуется в китайских СМИ как «истребитель среднего и дальнего радиуса действия четвёртого поколения», но по западной классификации принадлежит к пятому.
Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20
Китайская компания Chengdu Aerospace Corporation начала разработку J-20 в конце 1990-х годов. Первый прототип истребителя с бортовым номером «2001» взлетел в 2011-м. Считается, что он участвовал в испытаниях аэродинамической компоновки и технологий малозаметности. На втором прототипе с номером «2002» (сейчас «2004») проводились испытания бортового радиоэлектронного оборудования, систем гидравлики и пневматики. Третий и четвертый прототипы («2002» и «2003» соответственно) в летных испытаниях участия не принимали: как отмечают эксперты, возможно, на них производились различные статические тесты, включая прочностные испытания. На остальных летных прототипах проводились испытания доработанных систем и элементов конструкции.
Технические характеристики J-20 официально не раскрываются. Предположительно, истребитель имеет в длину 20,4 метра и размах крыла 13,5 метра. Самолет максимальной взлетной массой 36,3 тонны способен развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час. СМИ пишут, что самолет якобы имеет ряд конструктивных заимствований, в том числе от американского истребителя F-22 и российского опытно-экспериментального МиГ-1.44, который создавался как противовес американскому «двадцать второму».
Помимо тяжелого J-20, в Китае создается еще один истребитель пятого поколения — легкий J-31, оснащенный двумя российскими двигателями РД-93.
Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, специалист по ВПК КНР Василий Кашин полагает, что самолет J-20 действительно можно отнести к истребителю 5-го поколения.
— У него пониженная радиолокационная заметность, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, современная информационная система. Слабое место — двигатель: сейчас на нем используется вариант российского АЛ-31, но в перспективе машина должна получить вариант АЛ-41. Но в целом пока в отношении этого самолета слишком много неизвестных. Мы, например, знаем, как принимались на вооружение американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35, какой это был мучительный процесс, сколько тогда было потрачено денег и времени. Говорить, что китайцам будет проще, нельзя. Возможно, у них это займет даже еще больше времени. А то, что сейчас про их самолет мало информации, связано с тем, что в КНР ниже «уровень открытости». Хотя даже по той малой информации, которая есть, можно сказать, что это довольно мощный и современный самолет.
«СП»: — В Китае разрабатывается еще один истребитель 5-го поколения — J-31. Он будет только экспортным вариантом или китайцы придерживаются схемы легкого и тяжелого самолетов?
— Судьба J-31 в ВВС пока не ясна. Есть вероятность, что он будет чисто экспортным самолетом. В целом, китайцы хотят иметь сочетание легкого и тяжелого истребителей, но, как и в других странах, может получиться так, что им не удастся полностью вытеснить самолеты поколения 4+, тем более что они продолжают в них вкладываться. Также, по некоторым сведениям, первые поступившие в войска J-20 сводят в аналог эскадрильи-«агрессора» для тренировки своих ВВС общего назначения в противостоянии с малозаметным самолетом.
«СП»: — КНР позиционирует J-20 как свою собственную разработку. Это так?
— Это самостоятельная разработка, в отличие от J-31, где присутствовал «элемент воровства». Вообще, выполнение самолета по аэродинамической схеме «Утка» — это показатель самостоятельности. В Китае она имеет довольно давнюю историю. Первый истребитель по такой схеме компанией Chengdu был сделан еще в 70-е годы — J-9. Это довольно оригинальная и совершенная для своего времени разработка, которую они не осилили по причине слабого на тот момент двигателе- и приборостроения. Потом они выполнили по схеме «Утка» многоцелевой истребитель J-10, и вот сейчас она получила очередное развитие.
То есть можно говорить, что у китайцев сформировалась определённая школа, причем довольно сильная, по проектированию такого рода самолетов, и она дает результат. И это итог работы, которая велась непрерывно около 40 лет. Просто она долгое время была незаметна для внешних наблюдателей.
Пара истребителей J-20 открывает выставку Airshow China-2016.
«СП»: — Китайское ракетное вооружение соответствует требованиям самолета 5-го поколения?
— С вооружением класса «воздух-воздух» у них все довольно хорошо. PL-12 — вариант нашей управляемой ракеты средней дальности (110 км) Р-77 (РВВ-АЕ), причем по некоторым позициям улучшенный. Кроме того, они создали современную ракету малой дальности PL-10 — функциональный аналог нашей РВВ-МД малой дальности и Р-73. И еще у них, видимо, в серийное производство поступила ракета большой дальности PL-15. В связи с этим, возможно, что у них сохранится какая-то зависимость от нас по поставкам отдельных агрегатов и комплектующих, но все равно — их успехи большие.
«СП»: — А концептуально, что для китайцев вообще означает самолет пятого поколения?
— Целостного объяснения я не видел. Но, как и во многих других странах, под 5-м поколением имеется в виду сочетание малозаметности, интегрированных в единое целое электронных систем, РЛС с АФАР, крейсерского сверхзвука. Но я не уверен, что китайцы сильное внимание обращают на сверхманёвренность — это компонент, который ограничивают физические возможности лётчика.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что реальные возможности радиоэлектронного оборудования самолета J-20 не ясны.
— В целом, речь идет о тяжелом двухдвигательном истребителе с большим радиусом действия, способным действовать без дозаправки и за пределами первой цепи островов, проходящей через Окинаву, Тайвань, Филиппины и Малайзию. То есть, самолет создавался под китайскую специфику с учетом разработок концепций применения ВВС КНР. На сегодняшний день известно о шести летающих экземплярах. Что касается самолета J-31, то вроде бы он ориентирован на внешний рынок как некий «китайский F-35», так как он меньше по размерам J-20 и, соответственно, дешевле. Но пока он, как я слышал, существует только в двух экземплярах.
По технологиям китайцы самостоятельно продвинулись далеко вперед, и вроде бы они даже разрабатывали для J-20 замену российским турбореактивным двухконтурным двигателям с форсажной камерой — свои WS-15, но каков их реальный ресурс, характеристики — неизвестно. Как бы то ни было, Китай — это вторая страна после США, которая одновременно разрабатывает два истребителя 5-го поколения.
Chengdu J-20
Галерея J-20
Разработчик | Chengdu | |
Первый полет | 2011 | |
Единиц произведено (2014) | 6 прототипов |
Chengdu J-20 – китайский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый компанией Chengdu Aircraft Industry Corporation. Планируется, что он поступит на вооружение к 2017 году.
История J-20
История истребителя начинается в 1990-х годах, когда в Ченду начались первые работы по истребителю нового поколения в рамках программы J-XX. Разработанный компанией Chengdu Aircraft «Проект 718» победил в тендере ВВС НОАК в 2008 году и вышел на этап создания летных прототипов.
11 января 2011 года прототип J-20 совершил первый полет. В сопровождении истребителя J-10 самолет провел в воздухе 15 минут.
Конструкция J-20
Chengdu J-20 представляет собой большой и тяжелый истребитель схемы «утка». Он имеет треугольное крыло с наплывами и цельноповоротное переднее горизонтальное оперение. Вертикальное оперение — двухкилевое, с наклоненными в стороны цельноповоротными килями и с подфюзеляжными гребнями.
Для самолета схема во-многом аналогична с советским прототипом МиГ 1.44, но хвостовое оперение «развалено» в стороны. Конструкция воздухозаборников позаимствована с американского F-35. Носовая часть и беспереплетный фонарь кабины аналогичны этим элементам F-22.
Не смотря на весьма внушительный вид и внешность истребителя пятого поколения самолет едва ли способен удовлетворять требованиям этого поколения.
Малозаметность
Аэродинамика J-20, как и у прототипа МиГ-1.44 должна быть весьма не плохой, однако, схема «утка» значительно ухудшает показатели невидимости самолета. Кроме того, многие элементы самолета не отвечают требованиям технологии Стелс. Безусловно, «светимость» самолета будет значительно ниже, чем у истребителей четвертого поколения, однако, современные комплексы ПВО все-равно будут его хорошо видеть.
Видео J-20 : Видео подготовки, руления и полетов опытного истребителя пятого поколения
Сверхзвуковая крейсерская скорость
Здесь у конструкторов из Ченду проблем еще больше. Во-первых, воздухозаборники. Схема воздухозаборников для F-35 выбрана оптимально, но, стоит иметь в виду, что F-35 – многоцелевой легкий истребитель, не предназначенный для полетов на огромных скоростях и на большие дистанции, а J-20 же имеет аналогичную схему воздухозаборников, но, при этом является значительно более тяжелой машиной. В связи с этим, многие эксперты ставят под сомнение возможность истребителя разгоняться более 1,5 скоростей звука, не говоря уже о крейсерской скорости на сверхзвуке.
Кроме того, до сих пор неясно, какие на нем будут двигатели. Понятно, что создать собственный двигатель для пятого поколения китайцы еще не могут – WS-15 пока лишь проект. Вероятно, на первой серии (как и на одном из прототипов) будут устанавливаться российские АЛ-31Ф от Су-27. Возможна установка двигателей 117С от российского Су-35, однако, передача технологий такого двигателя Россией маловероятна.
Помимо очень серьезных барьеров в конструкции и силовых установках, по прежнему непонятна судьба комплекса бортового оборудования. Очевидно, что иностранные партнеры такие технологии не передадут (США и вовсе даже ближайшим союзникам отказываются поставлять F-22 боясь утечки). Поэтому БРЭО китайцам придется создавать самим, а это потребует огромной работы и времени.
Учитывая вышеперечисленное, многие эксперты ставят под сомнение боевые перспективы J-20 и оставляют ему роль раннего прототипа и демонстратора технологий. Тем не менее, последние десятилетия показали, что смеяться над Китаем не стоит: 20 лет назад их лучшими истребителями были копии МиГ-21, а теперь мы сравниваем их J-20 с Т-50 и F-22 – вершинами боевого авиастроения.
Технические характеристики J20A
Чэнду J-20 (кит. трад. 殲撃二十型 , упр. 歼击二十型 , пиньинь: Jiān jī èr shí xíng, палл.: Цзянь цзи эр ши син или 歼-20, Jiān-20, J-20, буквально Истребитель модель 20, также называют «Чёрный орёл») — китайский истребитель четвёртого (по китайской номенклатуре [5] [6] ) или пятого поколения (по западной [7] [8] ). Разработан Авиационной промышленной корпорацией (Chengdu Aircraft Industry Corporation) в г. Чэнду.
Принят на вооружение в начале 2017 года. [9]
Содержание
История создания
В 2002 году Jane’s Defence Weekly сообщила, что авиастроительная корпорация Шэньян была выбрана генподрядчиком для проекта исследования и разработки нового истребителя [10] .
В ноябре 2009 года заместитель командующего китайских военно-воздушных сил подтвердил, что «интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по истребителю пятого поколения продолжаются» [11] [12] .
В начале ноября 2010 года несколько китайских СМИ утверждали, что первые два планера завершены [13] .
В конце декабря 2010 года китайские СМИ сообщили более подробную информацию о J-XX: теперь он называется J-20, было представлено несколько фотографий [14] [15] [16] .
11 января 2011 года истребитель совершил первый пробный полёт [17] . К августу 2011 выполнил 27 испытательных полётов [18] ; на февраль 2012 года совершено 60 испытательных полётов [19] .
В феврале 2014 года поднялся в воздух самолёт с бортовым номером «2011», конструкция которого серьёзно отличалась от предшествующих лётных прототипов [20] . Изменению подверглись воздухозаборники, получившие меньшее сечение, изменились задние кромки у законцовков крыла и оперения, оребрение кромок отсеков вооружений и створок шасси, а также геометрия хвостовых балок и расположенных на них подфюзеляжных гребней. В дополнение к этому под остеклением фонаря появилась силовая дуга, напоминающая таковую у американского F-35.
1 ноября 2016 года самолёт впервые предстал перед публикой в рамках авиакосмического салона Airshow China – 2016 [21] .
В декабре 2016 года первые машины поступили в состав 176-й бригады, относящейся к учебно-испытательному центру ВВС НОАК, а в марте 2017 года самолёт официально принят на вооружение [9] .
Конструкция и характеристики
По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели для истребителей четвёртого поколения АЛ-31ФН; китайские военные также массово закупили списанные двигатели этих марок [22] .
Большая часть тактико-технических характеристик разработки остаётся в тайне. Chengdu J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского, так и не завершившего испытания, МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35, таких как треугольное крыло, ПГО — данный самолёт выполнен по схеме «утка» (горизонтальное оперение расположено в передней части относительно центра масс, поэтому он имеет большую маневренность, но менее устойчив), пара подфюзеляжных гребней и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44 [23] ), фонарь и носовую часть, идентичные этим же элементам на F-22 [24] , боковое расположение воздухозаборников, имеющих схожую с F-35 конструкцию [25] . Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию [26] .