Svarkin-spb.ru

Таблица вязкости трансмиссионного масла

Автотранспорт – правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

6. Классификация трансмиссионных масел.

Классификация трансмиссионных масел.

1. Общие сведения.

1.1. Трансмиссионные масла служат для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии (ведущих мостах, рулевых передачах, коробках перемены передач, раздаточных коробках, и коробках отбора мощности) автомобилей, тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин.

Назначение трансмиссионных масел – уменьшение износов деталей в агрегатах трансмиссии, снижение потерь на трение, отвод тепла от трущихся поверхностей деталей и предохранение деталей от коррозии.

1.2. ГОСТ 17479.2-85 устанавливает обозначения минеральных трансмиссионных масел, которые состоят из трех групп знаков:

— первая группа знаков обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло);

— вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам (5 групп);

— третья – обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.

2. Классификация по вязкости.

2.1. В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100°С отечественные трансмиссионные масла делятся на 4 класса (9,12,18 и 34).

Класс вязкости 9 – кинематическая вязкость 6,00-10,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.

Класс вязкости 12 – кинематическая вязкость 11,00-13,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.

Класс вязкости 18 – кинематическая вязкость 14,00-24,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.

Класс вязкости 34 – кинематическая вязкость 25,00-41,00 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.

Масла с классом вязкости 9 — для применения в арктических зонах России, с классом вязкости 12 – в северных районах, с классом вязкости 18 — в средней полосе, с классом вязкости 34 – в южных районах.

2.2. Импортные трансмиссионные масла подразделяются на классы по вязкости при 100°С на основании классификации SAE J 306, согласно которой трансмиссионные масла делятся на 4 зимних класса, 3 летних и всесезонные. К зимним относятся классы SAE 70W, 75W, 80W, 85W (чем меньше цифра, тем при более низкой температуре зимой масло сохраняет свою работоспособность). К летним – классы SAE 90, 140 и 250. Чем выше цифра, тем выше температура окружающего воздуха, при которой масло сохраняет свою работоспособность.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение (например, SAE 75W/80, 85W/90, 80W/90). Здесь 85W – класс вязкости при отрицательных температурах (зимняя вязкость), 90 – класс вязкости при положительных температурах (летняя вязкость).

2.3. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.2- 85 и SAE J 306 и температурный предел применения трансмиссионных масел приведено в таблице 1.

Класс вязкости по SAE Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 Температурный предел применения (среднее значение), до
по SAE по ГОСТ
75W 9 -40 -45
80W 12 -26 -35
85W 12 -12 -35
90 18 +30 -18
140 34 +45

3. Классификация по эксплуатационным свойствам.

3.1. В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла по ГОСТ 17479.2-85 делятся на группы 1, 2, 3, 4 и 5, указанные в таблице 2.

Группа масел по эксплуатационным свойствам Состав масел Рекомендуемая область применения
1 (ТМ-1) Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температура масла в объеме до 90°С
2 (ТМ-2) Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температура масла в объеме 130°С
3 (ТМ-3) Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
4 (ТМ-4) Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
5 (ТМ-5) Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С

В группу ТМ-1 входит нигрол, изготавливаемый по ТУ38-101529-75. Нигрол является неочищенным остатком от прямой перегонки нефти, характеризуется неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяется.

К группе ТМ-2 относится масло марки ТС для коробок передач и рулевых управлений (Ост 38 01260-82). Применяется на старых моделях легковых автомобилей, к этой же группе относится масло ТЭП-15, которое применяется для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач тракторов в районах с умеренным и жарким климатом.

Читать еще:  Почему плавают обороты – локализация неисправности

К группе ТМ-3 относятся масла ТСП-10, ТАП-15В и ТСП-15К (ГОСТ-23652-79). Масло ТСП-10 применяется для тяжелонагруженных цилиндрических, конических, спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов (обеспечивает свободное трогание машин без разогрева масла при температуре минус 40-45 °С).

Масло ТАП-15В служит для тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач автомобилей и других машин, работающих при температуре окружающего воздуха до минус 30 °С.

Масло ТСП-15К – всесезонное, применяемое в умеренной климатической зоне для автомобилей КамАЗ, КрАЗ и УралАЗ.

К группе ТМ-4 относятся масла ТСП-14 гип, производимое по ГОСТ 23652-79, ТСЗ-9 гип (ОСТ 38-01158-78) и ТС гип (ОСТ 38 01260-82). Масло ТСП-14 гип содержит антиокислительную, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей в качестве всесезонного в южной и средней климатических зонах страны.

Масло ТСЗ-9 гип применяется в агрегатах трансмиссий грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера.

Масло ТС гип предназначено для гипоидных передач легковых автомобилей старых моделей.

Группа ТМ-5 включает в себя масло ТАД-17И и ТМ 5-12рк.

Масло ТАД-17И предназначено для применения в качестве универсального для смазывания всех видов передач грузовых и легковых автомобилей.

Масло ТМ-5-12рк (ТУ 38 101844-80) – универсальное для цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей, всесезонное, применяется в северных районах страны.

Пример обозначения трансмиссионных масел:

Марка масла – ТМ -5- 9З, где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – пятая группа по эксплуатационным свойствам (масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия); 9 – класс вязкости; з – масло содержит загущающую присадку.

3.2. Зарубежная классификация API делит все трансмиссионные масла на пять эксплуатационных групп от GL-1 до GL-5.

В группу GL-1 входят масла для ненагруженных автомобильных цилиндрических и спирально-конических передач.

В группу GL-2 – масла для автомобильных червячных передач. Трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

В группу GL-3 – масла для конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач

В группу GL-4 – масла для всех видов передач грузовых и легковых автомобилей, работающих на высоких и малых скоростях. Для синхронизированных передач.

Группа GL-5 включает в себя масла для всех видов передач, работающих при высоких скоростях и ударных нагрузках. Основное предназначение – для гипоидных передач.

3.3. Соответствие эксплуатационных свойств масел по классификации API и ГОСТ 17479.2-85 приведено в таблице 3.

Таблица вязкости трансмиссионного масла

Классификация и обозначение

Transmission oils. Classification and designation

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 “Нефтяные топлива и смазочные материалы”, Открытым акционерным обществом “Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти” (ОАО “ВНИИ НП”)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47-П)

За принятие проголосовали:

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 августа 2015 г. N 1140-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному документу SAE J306:2005* “Наземные транспортные средства. Классификация автомобильных трансмиссионных масел по вязкости” (SAE J306:2005 “Surface vehicle standard. Automative gear lubricant viscosity classification”, NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. – Примечание изготовителя базы данных.

7 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 11-2017), Поправкой (ИУС 8-2019)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

Читать еще:  Технические характеристики двигателя 2103

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге “Межгосударственные стандарты”

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение трансмиссионных масел для агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники.

1.2 Настоящий стандарт не распространяется на масла, используемые в зубчатых передачах промышленного оборудования, а также на масла для гидромеханических и гидрообъемных передач.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 33 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
________________
В Российской Федерации действует ГОСТ 33-2016 “Нефть и нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической и динамической вязкости”.

ГОСТ 1929 Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре

ГОСТ 9490 Материалы смазочные жидкие и пластичные. Метод определения трибологических характеристик на четырехшариковой машине

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Обозначение трансмиссионных масел

3.1 Обозначение трансмиссионных масел состоит из групп знаков:

– первая группа знаков – буквы ТМ (трансмиссионное масло), она не зависит от состава и свойств масла;

– вторая группа знаков – цифры, характеризующие принадлежность масла к группе в зависимости от области его применения;

– третья группа знаков – цифры, характеризующие класс трансмиссионного масла в соответствии с величиной вязкости, которую определяют при высокой температуре по ГОСТ 33 и при низкой температуре по ГОСТ 1929.

Примечание – Допускается в обозначении класса трансмиссионного масла в скобках указывать класс трансмиссионного масла в соответствии с классификацией SAE J306 (см. таблицу А.1, приложение А).

4 Группы трансмиссионных масел

4.1 В зависимости от области применения трансмиссионные масла подразделяют на пять групп, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Группы трансмиссионных масел

Группа трансмиссионного масла по области применения

Состав трансмиссионного масла

Рекомендуемая область применения

Трансмиссионные масла без присадок

Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме не выше 90°С

Трансмиссионные масла с противоизносными присадками

Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме 130°С

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

Цилиндрические, конические, спирально-конические передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С

Примечание – Допускается при обозначении масла по настоящему стандарту в скобках указывать примерную группу трансмиссионного масла в соответствии с классификацией API (см. таблицу А.2, приложение А).

4.2 При разработке новых масел и постановке на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года (по графикам, согласованным с потребителем) группу трансмиссионных масел устанавливают по результатам оценки их эксплуатационных свойств в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 – Группы трансмиссионных масел в зависимости от эксплуатационных свойств

Как классифицируются трансмиссионные масла?

Классификация трансмиссионных масел довольно непроста для понимания рядового водителя. Однако обычным автомобилистам вовсе не нужно разбираться в множестве стандартов. Необходимо понимать лишь наиболее популярные классификации трансмиссионных масел.

Читать еще:  Как поменять аккумулятор на планшете самостоятельно

Трансмиссионные масла для лета имеют маркировку наподобие «SAE 90». Такое автомасло заливается в КПП недорогих авто с движками малой мощности. SAE 140 предназначается для внедорожников с высокомощными моторами. Назначение SAE 250 – обеспечивать смазывание трансмиссионных деталей спортивных авто.

Как смазки классифицируются по характеристикам

По показателям эксплуатации масла для трансмиссии подразделяются на шесть классов (соответственно с классификацией API и ГОСТ). Автомасла API GL-1 предназначаются для трансмиссий, функционирующих в малонагруженных условиях, а также цилиндровых, червячных, конических КПП. API GL-2, в отличие от предыдущего вида смазок, содержат противофрикционные элементы. Назначение API GL-3 – смазывать ступенчатые КПП, узлы руля, основные передачи. API GL-4 обычно применяются в КПП, работающих в нормальных эксплуатационных условиях. Смазки, относящиеся к четвертому классу GL, отличаются наличием множества присадочных элементов, особенно антизадирных.

GL 5 считается 2-м по популярности классом масел. Такие смазки применяются в редукторах, КПП, которые функционируют в сложных условиях. Нефтепродукты данного вида особенно часто используются в МКПП, мотоциклетных карданах. Содержат много антизадирных добавок, состоящих из серы и фосфора.

Масла GL-6 используются в агрегатах, функционирующих в условиях больших скоростей и сильных нагрузок. Такой вид автомасел применяется достаточно редко.

Общепринятой классификации автомасел для АКПП нет. Каждый изготовитель создает собственную спецификацию. К примеру, «Дженерал Моторс» подразделяет смазки на четыре вида. Они маркируются словом «Dextron» и цифрой от одного до четырех. Компания «Форд» маркирует собственные продукты как «Меркон», а фирма «Хонда» – ATF.

Изготовитель трансмиссий ZF маркирует собственные автомасла как ZF TE-ML с числом от одного до четырнадцати. Цифра указывает не на класс вязкости, а на назначение расходника.

  • 1 – несинхронизированные механические коробки переключения передач.
  • 2 – МКПП и АКПП грузовых машин, автобусов.
  • 3 – гидротрансформаторные агрегаты мобильных механизмов.
  • 4 – судовые КПП.
  • 5 – ведущие мосты внедорожников.
  • 6 – КПП и гидроприводные узлы тракторов.
  • 7 – гидрообъемные, механические приводы, электроприводы.
  • 8 – узлы руля без гидроусилителя.
  • 9 – узлы руля с гидроусилителем.
  • 10, 11, 14 – автоматические коробки переключения передач легковушек.
  • 12 – ведущие мосты легковушек, грузовиков, автобусов.
  • 13 – особые трансмиссии, установленные в военной технике.

Кроме того, расходники для трансмиссии делятся на минералку, синтетику, полусинтетику.

Подбор автомасла

Выбирая автомасло для трансмиссии собственной машины, нужно следовать правилу высшей категории. Если изготовитель советует применять смазки определенного класса, можете использовать нефтепродукты, относящиеся к более высокой категории. Однако в обратную сторону данное правило не действует. Если изготовитель не дает четких рекомендаций, нужно руководствоваться следующим. В агрегаты без гипоидных передач можно лить смазки GL-3. Если в трансмиссии есть гипоидные передачи, нужно применять GL-5. В МКПП легковушек необходимо лить автомасла GL-4. В ведущие мосты требуется заливать GL-5.

Большая часть автомобилистов останавливает свой выбор трансмиссионных масел по SAE классификации. Иначе говоря, вязкость смазки считается основополагающим критерием при выборе нефтепродукта. Обусловлено это достаточно суровыми климатическими условиями. Когда начнутся сильные холода, масло, имеющее неподходящий вязкостный индекс, попросту замерзнет. Разумеется, что о качественном смазывании запчастей не может быть и речи при подобном раскладе. Если же в знойное время вы зальете в трансмиссию слишком жидкое масло, оно разжижится еще сильнее, станет просто стекать по трансмиссионным деталям, не обеспечивая нормального смазывания.

Классификацией API при выборе нефтепродукта руководствуются обычно опытные автомобилисты, которые разбираются в характеристиках масляных жидкостей. Они понимают, что заливка, к примеру, смазки для ведущего моста в МКПП может привести к весьма печальным последствиям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector