Svarkin-spb.ru

Соответствие между классами качества API, ГОСТ, ACEA-98

Классификации масел API и ACEA

Выбор моторного масла для вашей машины в современной ситуации не так прост, как когда-то раньше. Поскольку ограничение содержания вредных веществ в отработавших газах становится все жестче, а производители машин разрабатывают все более сложные двигатели, требования к смазочным материалам становятся все выше.

Компании — производители масла стараются сделать все, чтобы подчиниться новым требованиям и сделать для вашей машины возможно лучший продукт. Но если каждый говорит, что лучшее масло именно у него, как вы сможете сделать выбор?

Здесь на сцену выходят классификации. Несколько независимых организаций – среди них API и ACEA – работают над созданием системы классификации масел, которая создает порядок из хаоса. Их целью является поддержание в актуальном состоянии ряда классификаций, которые помогают производителям и потребителям сравнивать различные продукты и выбирать из них самые подходящие.

В классификации API для дизельных масел сегодня таких масел семь категорий. Их обозначения таковы: для бензиновых двигателей — SJ, SL, SM, SN CF, для дизельных CH-4, CI-4, СJ-4. (подробнее смотри в таблице Эксплуатационные характеристики моторных масел по спецификации API) В классификации ACEA 2002 года два класса дизельных масел, в которых девять категорий, причем пять категорий масел класса «В», предназначенных для дизельных легковых автомобилей и легких транспортных средств, не имеют аналогов в классификации API, а масла класса «Е» (категорий Е2-96 выпуск 4, Е4-98 выпуск 2, Е5-02) для дизелей грузовиков (за исключением Е5-02) существенно отличаются по составу и свойствам от американских масел того же назначения. Кроме того, классификация API выделила в самостоятельную категорию CF-2 масла для двухтактных двигателей. Аналога этой категории в классе «Е» по ACEA нет.

Следует отметить, что при сертификации масла на соответствие категории CF-2 они подвергаются испытанию в двухтактном двигателе Detroit Diesel 6V92TA, которым контролируют в первую очередь противоизносные свойства масла. Европейские дизели с турбонаддувом часто «болеют» специфическим видом износа, называемым «полировкой цилиндра».

При моторных испытаниях масел класса «Е» обязательно контролируют величину заполированной поверхности зеркала цилиндров. В американских методах испытаний этот показатель отсутствует.

Какие моторные масла лучше — сертифицированные по американской классификации API или по европейской классификации ACEA?

Ответ очень прост. В двигателях американских автомобилей лучше применять американские масла, а моторы автомобилей европейского производства лучше смазывать европейскими маслами. Ни те, ни другие масла не лучше и не хуже. Они разные, так как предназначены для неодинаковых условий работы.

Сколько категорий дизельных масел для двигателей грузовых автомобилей и внедорожной техники?

В классификации API для масел дизельных двигателей сегодня таких семь категорий. Их обозначения таковы: для бензиновых двигателей — SJ, SL, SM, SN CF, для дизельных CH-4, CI-4, СJ-4. В классификации ACEA 2002 года два класса дизельных масел, в которых девять категорий, причем пять категорий масел класса «В», предназначенных для дизельных легковых автомобилей и легких транспортных средств, не имеют аналогов в классификации API, а масла класса «Е» (категорий Е2-96 выпуск 4, Е4-98 выпуск 2, Е5-02) для дизелей грузовиков (за исключением Е5-02) существенно отличаются по составу и свойствам от американских масел того же назначения. Кроме того, классификация API выделила в самостоятельную категорию CF-2 масла для двухтактных двигателей. Аналога этой категории в классе «Е» по ACEA нет.

Следует отметить, что при сертификации масла на соответствие категории CF-2 они подвергаются испытанию в двухтактном двигателе Detroit Diesel 6V92TA, которым контролируют в первую очередь противоизносные свойства масла. Европейские дизели с турбонаддувом часто «болеют» специфическим видом износа, называемым «полировкой цилиндра».

При моторных испытаниях масел класса «Е» обязательно контролируют величину заполированной поверхности зеркала цилиндров. В американских методах испытаний этот показатель отсутствует.

Отмеченные различия обусловлены тем, что поршни европейских дизелей имеют большую высоту огневой перемычки, на которой при недостаточности моющих свойств масла образуется слой твердого нагара, являющегося главной причиной «полировки цилиндра». Поэтому европейские масла обычно содержат больше зольных моющих присадок, чем американские, в которых больше беззольных дисперсантов. В последнее время эти различия все более нивелируются.

Читать еще:  Зачем нужен трехуровневый регулятор напряжения

Можно говорить о подобии масел категорий CH-4 и Е5-02. Полностью соответствуют требованиям к маслам для четырехтактных дизелей моделей конца 90-х годов американского, европейского и японского производства те масла, которые прошли сертификацию на соответствие первой всемирной спецификации GLOBAL DHD-1, введенной в действие с 2001 года. Новейшая категория CI-4 по API регламентирует требования к маслам для дизелей, оборудованных системой рециркуляции отработавших газов. Возврат на выпуск части предварительно охлажденных отработавших газов дает возможность значительно уменьшить образование оксидов азота в процессе сгорания и снизить их выброс в атмосферу. Но одновременно возрастают требования к противоизносным и антикоррозионным свойствам применяемого масла, его способности предотвращать негативное влияние загрязнения масла сажей.

Масла для бензиновых двигателей классифицированы API, ACEA и ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов). В настоящее время классификация API сертифицирует масла для бензиновых двигателей на соответствие двум категориям, обозначаемым SJ и SL. Классификация ILSAC, созданная американскими и японскими автопроизводителями, распространяется исключительно на масла для бензиновых двигателей. В ней также две категории, обозначаемые GF-2 и GF-3. Масла этих категорий совершенно идентичны маслам категорий SJ и SL, соответственно, но ILSAC ограничивает число вязкостных классов всесезонных масел тремя наименее вязкими по зимним характеристикам, а именно: SAE OW, SAE 5W и SAE IOW, — так как они должны быть обязательно энергосберегающими.

Классификация API не требует обязательности энергосберегающих свойств, но и не исключает их наличия.

В классификации ACEA класс «А» содержит пять категорий, обозначаемых AI-02, A2-96 выпуск 3, А3-02, А4-ХХ и А5-02.

Действующих категорий четыре, а одна А4-ХХ — резервная. Категории AI-02 и А5-02 регламентируют требования к энергосберегающим маловязким маслам, А2-96 выпуск 3 — это масла стандартного уровня, А3-02 — долгоработающие масла с повышенными эксплуатационными свойствами. Масла А5-02 также долгоработающие и несколько более вязкие, чем AI-02.

Прямое сопоставление эксплуатационных свойств американских масел с европейскими крайне затруднительно, поскольку для их сертификации используют разные методы испытаний. Только способность масел предотвращать образование в двигателях низкотемпературных отложений в США и Европе контролируют одним и тем же методом. Двигатели американских легковых автомобилей в среднем имеют существенно больший рабочий объем, и их номинальная мощность выше. Более компактные европейские двигатели работают так, что температурные режимы (в особенности температура и кратность циркуляции масла) и средняя по времени нагрузка у них выше. Поэтому классификация ACEA предъявляет более жесткие требования к испаряемости, антиокислительным и противоизносным свойствам масел для бензиновых двигателей. Эти различия становятся со временем значительно меньше, поскольку требования классификации API ужесточаются. Например, антиокислительные и противоизносные свойства масел новейшей категории SL значительно лучше, чем категории SJ. Эта тенденция в некоторой степени обусловлена увеличением числа средне- и малолитражных автомобилей в американском автомобильном парке.

Как выбрать моторное масло

Спецификации моторных масел API и ACEA

Существуют две распространенные спецификации моторных масел по качеству:

  • API – американского института нефти
  • АСЕА (ССМС) – ассоциации европейских производителей.

Спецификации API и ACEA одобрены всеми автомобилестроительными компаниями.

Как правильно выбрать класс качества моторного масла

Моторные масла по классификации API

Согласно API классификация продукции производится на основе результатов испытаний. Для проведения испытаний используются двигатели американского производства. Функциональность масел оценивается по моющим, противоизносным, противоокислительным и другим свойствам. Улучшенная спецификация «S» для бензиновых двигателей обозначается с помощью обозначения «SL». Для потребителя это обозначение будет являться гарантией того, что данное масло было разработано на основе необычайно строгих стандартов. Спецификации также сообщают потребителю о том, что данное масло было произведено и распостраняется в соответствии с требованиями API.

Знак «ЕС- Energy conserving»(Сохранение Энергии) означает, что данное масло способствует экономии топлива (и, следовательно, снижает эксплутационные затраты автомобиля) по крайней мере на 1.5% по сравнению со стандартным маслом, одобренным API.

В настоящий момент спецификация API имеет следующие классы:

для бензиновых двигателей:

  • SA, SB, SC, SD, SF – устаревшие классы;
  • SG, SH, SJ – действующие классы, т.е. те требования, по применению которых Вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей, начиная примерно с 89 года выпуска. Но даже если Ваш автомобиль старше и в инструкции рекомендуются один из приведенных выше устаревших классов (например, SD или SF), нет необходимости искать масло именно с таким же классом качества по API и имеющее, соответственно, далеко не самые совершенные характеристики. Недаром рекомендации производителя автомобиля звучат примерно следующим образом: «Рекомендуется моторное масло класса не ниже (например) SF по API». Таким образом, моторные масла самого последнего класса качества SJ (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000) являются абсолютно универсальными (с точки зрения API).
Читать еще:  Остановка без педали тормоза

для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п.:

  • CA, CB, CC, CD – устаревшие классы;
  • CF – действующий класс, который является универсальным (с точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, внедорожников и т.п.

Таким образом, с точки зрения API, масла, имеющие спецификацию SJ/CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применение масел, удовлетворяющих только лишь требованиям одного из классов по API (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000).

Классификация моторных масел по АСЕА

Собственные классификации и стандарты моторных масел разработали АСЕА (Ассоциация Европейских Автомобилестроителей) и ССМС (Комитет Автомобилестроителей Общего Рынка).

Как и API, ССМС имеет свою собственную систему классификации. Буква «G», которая означает «Бензин», использовалась для моторных масел, которые разработаны для бензиновых двигателей. Существуют две ступени G: G4 и G5. Моторные масла для дизельных двигателей обозначались с помощью букв «PD».

Система классификации ССМС была более всеобъемлющей, нежели система API. Тем не менее, в 1996 году система ССМС начала преобразовываться в пользу стандартов АСЕА. С 1 марта 1999г. все новые масла должны соответствовать более современным, требованиям – требованиям ACEA-98

В отличии от API, спецификация АСЕА более полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельным тестам значительно превышают требования API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации.

В настоящий момент спецификация АСЕА имеет следующие классы:

  • А1, А2, А3 – три уровня качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей
  • В1, В2, В3 и В4 – четыре уровня качества масел для легких дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов на базе легковых автомобилей
  • Е1, Е2, Е3 и Е4 – четыре уровня качества масел для тяжелых дизельных двигателей грузовых автомобилей.

Спецификации A1 и B1 – это специальные высококачественные маловязкие масла, применяющиеся в первую очередь для достижения максимальной топливной экономичности. Применяются там, где этого требует производитель. Типичными производителями, требующими применения A1, В1 являются Ford, Chrysler, Mazda, последние модели Opel и VW и еще ряд других.

Масла, одновременно удовлетворяющие классам А3-96 и В3-96, имеют самые совершенные характеристики и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п. (независимо от года выпуска) (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000).

Нет никакой разницы, в каком порядке написаны спецификации.

  • API SJ/CF означает то же, что и API CF/SJ;
  • ACEA A3-96/B3-96 означает то же, что и ACEA B3-96/A3-96.

Ни о каком преимущественном применении для бензиновых или дизельных двигателей порядок написания не говорит.

Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Конечно можно. Слишком «хорошего» масла не бывает. Чем качественней масло и чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно будет защищать даже самый старый и изношенный двигатель.

Хотя есть и исключения из этого правила (об этом в следующих статьях).

Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, джипов, микроавтобусов применимы как для бензинового, так и для дизельного двигателя.

О применении каждого конкретного масла для бензинового или дизельного двигателя можно узнать по спецификациям API и ACEA(CCMC), которые оно имеет.

Читать еще:  Как своими руками изготовить подставку под мотоцикл

Колонка тех.эксперта

Классификация моторных масел ILSAC и АСЕА

Американские и японские автомобилестроители, сотрудничая в рамках Меж­дународного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC), совместно разработали требования к моторным маслам для автомо­бильных бензиновых ДВС и ведут разработку требований к маслам для дизелей.

Масла, сертифицированные API на соответствие классификации ILSAC (по-английски читается “ай-эл-эс-эй-си”, а, используя латынь, произносят “ил-сак”), маркируются стандартным символом с зубчатым ободком (см. рис.2) и обязательно имеют высокие энергосберегающие свойства, что обозначается словосочетанием “ENERGY CONSERVING” в стан­дартном символе сертификации API.

У покупателей, читающих английский текст, при выборе масла для дизельного двигателя, может возникнуть сомнение в сле­дующей ситуации: на упаковке универсального моторного масла указаны экс­плуатационные классы для бензиновых и дизельных ДВС (например, SJ / CF), а в центре стандартного символа соответствия масла требованиям ILSAC написано “FOR GASOLINE ENGINES“, что в переводе означает “ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИ­ГАТЕЛЕЙ”. Указанная надпись говорит о том, что масло прошло дополнительную сертификацию на соответствие требований ILSAC для бензиновых ДВС. Для дизелей требования еще не разработаны. Таким образом, оговоренная выше надпись не накладывает никаких ограничений на приме­нение для дизелей данного универсального масла, а, наоборот, свидетель­ствует о высоком его качестве.

Стандарт ILSAC имеет три класса GF-1, GF-2, GF-3.

Европейские автомобилестроители разработали и ввели с 1996 года новую классификацию моторных масел. Новая классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей (АСЕА) заменила пока еще используемую класси­фикацию ССМС (по английскому алфавиту читается “си-си-эм-си”) – Комитета производителей автомобилей стран европейского Общего рынка.

В классификации АСЕА (ССМС) сформулированы единые требования к мо­торным маслам, согласованные с 16 ведущими европейскими фирмами, произ­водящими автомобили. Однако каждый член АСЕА вправе выдвигать свои специфические требования, которые находят отражение в фирменных спецификациях на моторные масла.

Классификация АСЕА (по-английски “эй-си-и-эйи, по латыни “а-цэ-е-а”), предъявляя более жесткие требования к маслам, содержит 14 классов и делит масла по назначению:

  • А– для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 и АЗ-98);
  • В– для дизелей легковых автомобилей (В1-98, 82-98, ВЗ-98 и В4-98);
  • Е– для дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96, ЕЗ-96, Е4-98 и Е5-99).

Свойства всех категорий объединены в таблице 1. Последние две цифры указывают год послед­него подтверждения класса.

Класс Применение и способности
Бензиновые двигатели легковых автомобилей
A1-98 Экстра-класс для двигателей без наддува современных европейских автомобилей с энергосберегающим эффектом
A2-96* Стандартный класс для двигателей с наддувом и без него современных европей­ских автомобилей
A3-98 Экстра-класс для двигателей с наддувом и без него современных европейских ав­томобилей
Дизели легковых автомобилей
B1-98 Стандартный класс для двигателей без наддува современных европейских авто­мобилей с энергосберегающим эффектом
B2-98 Стандартный класс для двигателей с наддувом и без него современных европей­ских автомобилей
B3-98 Экстра-класс для двигателей с наддувом современных европейских автомобилей
B4-98 Стандартный класс для двигателей с непосредственным впрыском топлива
Дизели грузовых автомобилей
E1-96* Стандартный класс для двигателей без наддува
E2-96* Стандартный класс для двигателей с умеренным наддувом и без него
E3-96* Высокий класс для двигателей с высоким наддувом, с увеличенным сроком за­мены
E4-98 Экстра-класс для двигателей с высоким наддувом, выполняющий требования EURO-II, с увеличенным интервалом замены
E5-99 Наивысший класс, обеспечивающий наименьшую токсичность отработавших га­зов

* Второе утверждение требований

В маркировку современных моторных масел также входит “одобрение” производителей авто­мобилей. Оно изображается фирменным знаком или кодом и означает, что применение данного масла одобрено на автомобилях этого завода-изготовителя.

Примеры:

SAE 5W-50, API SJ/CF, АСЕА АЗ-98;

ВЗ-98 VW 501.01/505.00, MB 229.1, BMW, Porsche.

  • Вязкостно-температурные свойства обозначены SAE 5W-50 (всесезонное масло, сочетающее в себе свойства масел зимнего SAE 5W и летнего SAE 50 классов).
  • Эксплуатационные свойства по американской классификации API и европейской АСЕА.

API SJ/CF

  • SJ – масло для бензиновых двигателей;
  • CF – масло для дизелей.

АСЕА АЗ-98; ВЗ-98

  • АЗ-98 – масло экстра-класса для бензиновых двигателей с наддувом и без него современных евро­пейских автомобилей;
  • В3-98 – масло экстра-класса для дизелей с наддувом легковых современных европейских авто­мобилей.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector