Svarkin-spb.ru

Режим работы и отдыха водителей: новшества 2014 года

В ПДД закрепили режим труда и отдыха при управлении автобусами и грузовиками

Согласно новым правилам дорожного движения, которые вступят в силу в начале года, водителям грузовиков и автобусов запретят находиться за рулем более девяти часов в сутки, каждые четыре с половиной часа нужно будет отдыхать. Суммарное время управления машиной в течение недели не должно превышать 56 часов. Штраф для водителей, нарушающих правила, составит 1,5–2 тыс. руб.

Премьер Дмитрий Медведев подписал поправки к правилам дорожного движения (постановление правительства от 20 декабря 2019 г. №1733), сообщается на сайте Белого дома. Впервые вводятся требования к режиму труда и отдыха водителей, управляющих грузовиками массой более 3,5 тонны и автобусами. За рулем можно находиться не более девяти часов в сутки. В качестве исключения, не чаще двух раз в рабочую неделю, можно ехать в течение 10 часов. Каждые четыре с половиной часа нужно делать 45-минутный перерыв (либо два перерыва — 15 и 30 минут).

В течение недели суммарное время нахождения за рулем не должно превышать 56 часов, в течение двух недель — не более 90 часов. Отдых водителя должен быть непрерывным и составлять не менее 11 часов в сутки.

Поправки к ПДД связаны с новой редакцией закона «О безопасности дорожного движения», которая вступила в силу 1 ноября 2019 года: в ней прописана обязанность перевозчиков соблюдать «нормы времени управления». За нарушение правил водители могут быть оштрафованы на 1,5–2 тыс. руб., санкция прописана в ч. 3 ст. 11.23 КоАП.

Устройства обязательны с 1 ноября 2019 года на всех автобусах и грузовиках (независимо от собственника). 15 октября Минтранс утвердил приказ №339 о порядке оснащения транспортных средств, принадлежащих физлицам, контрольным оборудованием. В нем заложена поэтапность: в частности, до 1 февраля 2020 года тахографами должны быть оснащены автобусы массой более 5 тонн с третьим (и ниже) экологическим классом, до 1 марта — старые грузовики массой более 12 тонн с неопределенным экологическим классом и т. д. Дольше всего, до 1 января 2022 года, смогут ездить без тахографов небольшие автобусы массой до 5 тонн, используемые многодетными семьями для перевозки детей.

Новые ПДД поэтапности не предусматривают, обязанность соблюдать режим работы и отдыха касается всех. Правила начнут действовать уже в январе, когда постановление вступит в силу.

Пока инструментального способа контроля не будет, инспекторы ГИБДД, возможно, смогут применять другие способы выявления нарушений, предполагает председатель ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин, например опрос пассажиров автобусов.

«Соблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха является обязательным, независимо от наличия на грузовых автомобилях свыше 3,5 тонн и автобусах тахографа,— пояснили “Ъ” в пресс-службе Минтранса.— В случае необходимости должностное лицо, имеющее право рассматривать дело о правонарушениях по части 3 статьи 11.23 КоАП, может использовать любые фактические данные, в том числе свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения для привлечения к административной ответственности за нарушения установленных норм».

Координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко поправки к ПДД раскритиковал: «Новые правила возможно соблюдать только на европейской части России. Да и то — с оговорками».

«Вполне реальна ситуация, когда грузовик встает в пробку на МКАД на несколько часов. Режим труда и отдыха нарушается, стоянку найти негде, как быть? Или, например, выясняется, что на маршруте Москва—Питер несколько подряд стоянок для отдыха заполнены, встать негде, соблюсти правило невозможно. Что делать? Ведь все равно оштрафуют. В Германии полицейский в таких случаях по телефону получает подтверждение, что стоянка переполнена, у нас инспекторы едва ли будут этим заниматься»,— считает господин Войтко. На остальной территории России за Уралом новые ПДД соблюдать еще сложнее, отмечает он, там стоянок еще меньше. «Европейские правила у нас неприменимы. Надо было дать водителям самим выбирать, когда и где отдыхать, но в Минтрансе решили зачем-то объять необъятное»,— говорит эксперт.

Особенности режима работы водителей

Работа водителя – это деятельность с высоким уровнем опасности. Центральное место в ее организации занимает режим труда и отдыха. Почему это так важно? Водитель, который отдохнул недостаточно, имеет больший риск попадания в ДТП. Работа его становится менее эффективной.

Читать еще:  Сенсация Парижа: новый Logan за 300 тысяч

Нормативное обоснование

Деятельность водителей регламентируется ТК РФ и Положением «О режиме времени водителей автобусов», установленным Приказом Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. 5 июня 2018 года были внесены изменения в Положение. Изменения установлены Приказом Минтранса №170.

Нормативные акты являются актуальными для любых работодателей, в штате которых работают водители. Это может быть как крупное промышленное предприятие, так и ИП. Есть только одно исключение – специалисты, занятые на международных рейсах или на вахтовой работе. По отношению к ним действуют отдельные нормативные акты.

Что именно входит в рабочее время

Рабочее время водителя – это не только периоды, связанные непосредственно с вождением авто. Это также следующие отрезки времени:

  • Перерывы на протяжении трудовой смены, которые нужны для отдыха от управления ТС.
  • Время на подготовку к работе и на ее завершение. Этот период предназначен для подготовки авто к поездке и так далее.
  • Осмотр перед поездкой и после нее.
  • Остановка в зонах погрузки.
  • Простои, возникшие не по вине сотрудника.
  • Время на устранение поломок, возникших в процессе рабочей поездки.
  • Время охраны груза и ТС в процессе стоянки на пункте А и пункте Б, если соответствующее положение прописано в договоре.
  • Если это дальний рейс и на нем занято два сотрудника, в рабочий период включается время, на протяжении которого за рулем находился второй водитель.

Если день специалиста составляет 7 часов, то это вовсе не обозначает, что все 7 часов человек работает. В это время входят и перерывы, и осмотры, и остановки в пунктах разгрузки.

Важно отметить, что ряд перечисленных отрезков времени учитывается при определении режима не полностью. Пропорции при зачете периодов:

  • Охрана груза – не менее 30%.
  • Управление ТС вторым водителем – не меньше половины.

Все эти нюансы нужно учитывать при определении режима работы.

Примеры

Рассмотрим расчет продолжительности труда на примере:

Работа Реально затраченное время Рабочее время
Осмотр перед рейсом 15 минут 15 минут
Вождение Полчаса Полчаса
Погрузка Полчаса Полчаса
Вождение 3 часа 3 часа
Охрана груза 2 часа 40 минут (30%)
Разгрузка Полчаса Полчаса
Итого 6 часов 45 минут 5 часов 25 минут

Длительность рабочего дня указывается в трудовом соглашении. Она учитывается при определении зарплаты.

Периоды работы и отдыха

Работодатель может продлить смену сотрудников до 10 часов в день. Иногда смена может продолжаться до 12 часов. Однако в этом случае совокупное время вождения должно составлять не больше 9 часов. Увеличивать это время нельзя. Если водитель будет беспрерывно находиться за рулем больше 9 часов, это снизит концентрацию его внимания. А это может привести к ДТП. 12 часов – это исключительный случай. В приказе Минтранса №170 от 3 мая 2018 года оговорены обстоятельства, в которых можно увеличивать длительность рабочего дня:

  • Человек занят на городских маршрутах (пункт 11 Положения).
  • Человек занят на международных перевозках (пункт 10).
  • Перевозки, связанные с нуждами здравоохранительных, коммунальных, почтовых учреждений.
  • Поездки на служебных авто, связанные с нуждами государственных органов (пункт 12).
  • Работа на инкассаторских авто.

Ранее в этот перечень входили перевозки на пожарных и аварийно-спасательных ТС, однако сейчас они исключены из Положения.

ВНИМАНИЕ! Иногда возникает необходимость в рейсе, превышающем 12 часов. К примеру, это может быть поездка в дальний город. Что делать в этом случае? В рейс нужно направлять двух водителей. Работать они будут посменно.

Дополнительные особенности

День водителя может разделяться на 2 части. Это актуально, к примеру, для водителей городских маршрутов. Однако рабочее время, в совокупности, не должно быть больше максимальной продолжительности (9 часов).

В приказе №170 в 2018 году появилось дополнительное ограничение. В частности, совокупный объем часов, затрачиваемых на управление авто, не должен быть больше 56 часов в неделю. Ранее ограничение составляло 90 часов за 2 недели.

Читать еще:  Когда нужно регулировать фары

Периоды отдыха

Нормативные акты устанавливают необходимость отдыха для водителей. В частности, это следующие временные отрезки:

  • Перерыв на обед. Предоставляется на протяжении рабочего дня. Продолжительность его составляет 30 минут – 2 часа. Если продолжительность смены составляет больше 8 часов, можно утвердить два перерыва на прием еды. Однако общая их продолжительность должна составлять не больше 2 часов.
  • Перерыв между сменами. Длительность его определяется длительностью рабочего дня. Перерыв между сменами составляет не меньше 200% от смены. К примеру, смена равна 8 часам. Перерыв в данном случае должен составлять не меньше 16 часов.
  • Выходные. Составляют не меньше 42 часов. Если используется суммированный учет времени, количество выходных должно быть не меньше числа полных недель в месяце. К примеру, количество недель составляет 4. В этом случае и минимальное число выходных составляет 4 дня.

Специфические условия труда предполагают дополнительное время для отдыха. К примеру, оно предоставляется при международных рейсах. В этом случае у водителя должен быть перерыв на 15 минут после каждых 4-х часов беспрерывного вождения. И это положение является новшеством 2018-го года. Ранее предоставление таких перерывов было ответственностью работодателя. Сейчас их должны самостоятельно организовывать водители. Формулировка была изменена в Приказе №170.

Утверждение графика работы

Все особенности режима труда и отдыха фиксируются в документации. В частности, для этого используются Правила внутреннего распорядка. Именно на основании этих правил оформляется трудовое соглашение с сотрудником. В этом документе также должен быть указан режим работы. Если график ненормированный, это также должно быть указано в трудовом договоре.

Работодатель должен каждый месяц утверждать график труда водителей. В нем указывается эта информация:

  • Рабочие дни.
  • Время начала и завершения смены.
  • Время на перерывы и обеды.

Вся документация должна составляться на основании Приказа Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. Этот Приказ внес ряд изменений в Положение, а также в ТК РФ.

Ответственность за нарушение рабочего режима водителя

Работодатель обязан оснастить ТС тахографами. Это специальные аппараты, позволяющие непрерывно регистрировать данные о скорости, маршруте, режиме труда и отдыха. Если тахографа нет, ответственность накладывается на основании статьи 11.23 КоАП РФ:

  • Отсутствие тахографа, если его установка обязательна, или нерабочее состояние аппарата. Штраф составит 1 000-3 000 руб для граждан, 5 000-10 000 руб для должностных лиц.
  • Нарушение режима труда – штраф от 1000 до 3 000 рублей.

В последнем случае штраф уплачивается именно водителем. Наказание может накладываться в течение 2 месяцев с даты совершения правонарушения.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2020 ГОДУ

Центр профессионального развития ГК «Земля-СЕРВИС» приглашает Вас посетить семинар

Время проведения семинара: 10:30 – 16:30 с перерывом на обед.

Место проведения семинара: г. Обнинск, ул. Просп. Маркса, д.45, отель «Триумф»

Лектор: Шнайдер Светлана Анатольевна (г. Москва) – член рабочей группы по разработке КОСов для независимой оценки квалификации СПК по управлению персоналом, преподаватель кафедры государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, практикующий консультант по вопросам применения трудового законодательства, кадрового делопроизводства и управления персоналом.

Будет осуществлена доставка слушателей из г. Калуги транспортом ГК «Земля-СЕРВИС»

Цель: на семинаре будут рассматриваться практические вопросы, возникающие при работе с водителями, сложные ситуации начиная от подбора и заканчивая увольнением за пьянство, кражу ГСМ, лишение права управления транспортным средством.

Задачи: посетив семинар, участники получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и должностных инструкций, смогут разобраться в требованиях к квалификации водителей.

Почему важно посетить это мероприятие:

Водители – особая категория работников. К ним предъявляются требования, и как к участникам дорожного движения, и как к работникам. В декабре 2018 года к работодателям водителей предъявили новые требования по обеспечению безопасности. Предъявлены новые требования к специалистам по безопасности дорожного движения, механикам, парковкам. Сами водители считают себя правой рукой руководителя и не соблюдают требования трудового законодательства. При этом у трудовой инспекции – водители – излюбленная категория проверяемых работников. Ни одна проверка не обходится без вопроса: «А водители у вас есть?». Практика последних лет показывает, что максимальное количество штрафов именно по этим работникам.

Как на это влиять, и какие последствия в игнорировании требований законодательства – вы узнаете на семинаре.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя?

Как не остаться без водителей в одночасье, в связи с утверждением квалификационных требований и требований к отбору?

Какому водителю можно разделить рабочий день на части?

Что делать с переработками и кто это отслеживает?

Как взыскать с водителя штрафы, выписанные на предприятие?

Что будет если не выдать водителю сигнальный жилет?

Ответы на эти, а также другие непростые вопросы участники получат на семинаре.

Программа семинара:

1. Нормативное регулирование труда водителей в 2019 – 2020 году.

1.1. Новый порядок привлечения к ответственности за нарушение режима труда и отдыха водителей. Новые штрафы с 01.11.2019 года.

1.2. Профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций, занимающимися перевозками: изменения 2018 года. Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения водителей. Локальные акты работодателя, определяющие особенности труда водителей в организации.

2. Обязанности работодателей и требования к обеспечению безопасности (изменения, вступившие в силу с 21.12.2018):

  • специалист по БДД – обязательный работник в каждой компании;
  • контролер технического состояния – требования к образованию;
  • парковки – требования к ночным стоянкам автомобилей;
  • требования к квалификации водителей.

Приказ Минтранса России от 28.09.2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Требования к водителю-международнику с 2018 года. (Свидетельство профессиональной компетентности (СПК) международного автомобильного перевозчика).

3. Прием на работу водителей. Документы, обязательные при приеме на работу. Новые требования к водительским удостоверениям иностранцев. Должностная инструкция водителей, трудовая функция, необходимые знания и навыки. Ограничения при работе по совместительству. Особенности трудового договора. Заполнение трудовой книжки. Защита персональных данных водителей и соискателей.

4. Служебные поездки. Оформление поездок, командировочных документов: типичные ошибки. Порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками. Авансовый отчет. Суточные. Расходы на проживание.

5. Документирование учета рабочего времени водителей. Путевой лист: новый порядок оформления, синхронизация с табелем учета рабочего времени. Использование тахографа. Оформление маршрутного листа. Требования, предъявляемые инспекционными органами при проверке чеков на заправку, парковку и пр. Правовые последствия несовпадения указанных документов с учетными документами работодателя. Суммированный учет рабочего времени (с изменениями 2018 года). Оплата труда. Привлечение водителей к работе в выходной/ нерабочий праздничный день.

6. Режим работы и отдыха водителей: состав рабочего времени: время в пути, время ожидания, время простоя, время отдыха и др. Максимальная продолжительность часов работы водителя и времени, проведенного в пути. Ненормированный рабочий день. Гибкий график. Сменный режим работы. Суммированный учет рабочего времени. Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Последствия нарушения режима труда и отдыха водителей.

7. Охрана труда водителей. Медосмотры: предварительные, предрейсовые, послерейсовые, психиатрическое освидетельствование. Проведение инструктажа. Стажировка. СУОТ. Характеристика условий на рабочем месте. Вредные условия труда водителей. Проведение спецоценки рабочего места водителя. Установление класса вредности. Гарантии и компенсации за вредные условия труда. Санитарные правила по гигиене труда водителей. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Можно ли перевести водителя на другой автомобиль?

8. Материальная ответственность водителей при ДТП, перевозке грузов и пр.

9. Особенности расторжения трудового договора с водителями. Дисциплинарные проступки и наказания. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

10. Проверки ГИТ соблюдения требований по регулированию труда водителей.

11. Порядок осуществления транспортного надзора. Сроки и виды проверок. Сроки давности привлечения к ответственности. Периодичность проверок. Порядок проведения проверки. Права и обязанности инспектора, работодателя, при проведении проверок. Как подготовиться к проверке, с чего начать.

Новый вид контроля – проверочные листы.

Ответственность работодателя за нарушения режима работы и отдыха водителей; за несоблюдение требований охраны труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector