Svarkin-spb.ru

Причины нестабильной работы генератора

Причины неисправности генератора и способы их устранения

Генератор представляет собой сложное устройство, являющееся обязательной частью любого авто. Владельцу машины следует знать возможные причины неисправностей генератора, способы устранения их, и уметь выполнять их профилактику.

Выделяют 2 вида генераторов: переменного тока и постоянного тока. Нынешние автомобили оборудуют генераторами переменного тока, имеющими диодный встроенный мост (выпрямитель), который преобразовывает переменный ток в постоянный.

Каждый электроприбор в авто рассчитан на тот или иной диапазон напряжения, обычно — от 13,8 до 14,7 В. Поскольку генератор прикрепляется к коленвалу, напряжение, выдаваемое им, отличается на разных оборотах двигателя авто. Реле-регулятор сглаживает и регулирует выдаваемый ток.

Разновидности неисправностей генератора

Все неисправности этого агрегата подразделяют на 2 категории — электрические и механические. Практически любая механическая неисправность является результатом длительной эксплуатации, приводящей к разрушению корпуса, креплений, подшипников, ременного привода, прижимных пружин и других частей. Электрические неисправности — это обрыв обмотки, выход из строя диодного моста, выгорание щёток и их износ, биение ротора, пробои, выход из строя реле-регулятора.

Нужно проводить регулярную проверку натяжения ремня привода и его износа.

«Дедовский» метод диагностики неисправностей

Суть метода заключается в сбрасывании клемм с аккумулятора. Категорически запрещенный метод для современных авто. Следствием перепадов напряжения может стать выход из строя всей бортовой электроники. По этой причине генератор следует проверять исключительно путём замера электрического напряжения в электросети или диагностики снятого узла с использованием специального стенда. Вначале замеряют напряжение на аккумуляторных клеммах, запускают мотор и снимают показания уже во время его работы. До момента запуска двигателя напряжение должно составлять примерно 12 В, а после запуска — 13,8-14,7 В. В случае отклонения в сторону увеличения имеет место «перезарядка», указывающая на выход из строя реле-регулятора, отклонение в сторону уменьшения говорит об отсутствии поступления тока, что указывает на неисправность генератора либо цепей.

Причины неисправностей

  • Износ, коррозия. Нынешние генераторы оборудованы закрытыми подшипниками, заменяемыми после завершения срока службы либо пробега авто. Узлы электрической части полностью заменяются.
  • Низкое качество комплектующих.
  • Несоблюдение правил эксплуатации.
  • Факторы внешнего характера (жидкости, соль, температурные колебания, дорожная «химия»).

Износ подшипников является наиболее распространённым вариантом неисправности. Его признаки — вой либо свист во время работы. В таком случае необходимо заменить подшипники. Когда натяжение приводного ремня ослабевает, это тоже может привести к низкой эффективности работы генератора. Основным признаком в этом случае является свист при разгоне автомобиля.

Устранение неисправностей генератора

Неисправности механического типа устраняют посредством замены неисправного узла на исправный. Для генераторов старых моделей необходима проточка контактных колец. Причиной изменения приводных ремней является их износ, максимальное растяжение либо завершение срока эксплуатации. Роторные либо статорные обмотки заменяются.

Электрические неполадки устраняют в результате проверки других составляющих электрической цепи, а также непосредственно деталей генератора и выходного электрического напряжения. Распространённой проблемой является перезаряд генератора либо недостаточное напряжение. Устранение первой неисправности возможно путём проверки и замены регулятора напряжения или диодного моста, тогда как низкое напряжение является чуть более сложной проблемой. Возможные причины низкого напряжения — повышение нагрузки на бортовую сеть, пробой диода, поломка регулятора напряжения и некоторые иные.

Диагностика неисправностей автомобильного генератора

Генератор – значимый компонент конструкции любого автомобиля. Устройство обеспечивает снабжение электрической энергией многих важных узлов транспортного средства. Электричеством, полученным от генератора, питается система зажигания, приборы света, всевозможные электронные устройства, коих в составе современного авто множество. Наконец, зарядка аккумуляторных батарей осуществляется благодаря работе генераторного модуля. Естественно, неисправности генератора оказывают существенное влияние на эффективность работы всех электронных приборов автомобиля, вплоть до полной блокировки работоспособности этих приборов.

Читать еще:  Основные сведения о LADA Kalina

Основные неисправности генератора автомобиля

Внешний вид автомобильного генератора

Прежде чем рассматривать неисправности генератора ВАЗ и многих других авто, стоит заметить: большинство современных конструкций автомобилей оснащаются устройствами, работающими в режиме синхронной генерации трехфазного переменного тока. Постоянный ток из переменного тока получают посредством внедрения в схему трехфазного выпрямителя, выполненного по схеме Ларионова. Стабилизация выходного напряжения обеспечивается за счёт включения в схему генераторного устройства специального элемента – регулятора напряжения. При этом регулятор напряжения может выступать в качестве неотъемлемой детали генератора, либо присутствовать в виде устройства, функционирующего как отдельный элемент.

Основные неисправности генератора могут проявляться следующим образом:

  • наличие ярко выраженного шума при работе;
  • недостаточный заряд аккумуляторной батареи;
  • полное отсутствие заряда аккумулятора;
  • отсутствие индикации контроля заряда аккумуляторных батарей;
  • наличие постоянной индикации заряда батарей в любом режиме работы;
  • завышенный уровень напряжения бортовой сети;

Шумовые признаки неисправности генератора

Повышенный шум генераторного устройства, как правило, связан с дефектами подшипниковых узлов. Вероятнее всего и в большинстве случаев, шум подшипников возникает по причине недостаточного количества смазки. Такой дефект устраняется просто – путем добавления смазочного материала в подшипниковые узлы. Однако шуметь подшипники могут и по причине механических дефектов – разрушение сепаратора, износ дорожек качения, проворачивание наружного кольца в крышке корпуса и т.д. В таких случаях замена подшипников становится необходимой, так как в противном случае неизбежным становится появление другого дефекта – касание ротора и статора, что может вызвать обрыв обмоток.

Часто появление «воющего» звука является причиной межвиткового замыкания статорных обмоток. Чрезмерный шум генератора может появляться по причине наличия межвитковых замыканий обмоток тягового реле, а также в случаях короткого замыкания обмоток на корпусную шину. Неисправности контактора зажигания, плохие контакты в штекере тягового реле и на аккумуляторных клеммах также могут сопровождаться появлением шумовых эффектов при работе.

Основные узлы автомобильного генератора

Недостаточный заряд или полное отсутствие заряда аккумулятора

Так как зарядка аккумуляторных батарей напрямую связана с работой генератора автомобиля, дефекты устройства могут стать причиной недостаточного заряда или же полного отсутствия заряда. Однако в первую очередь, до того как начинать поиск неисправностей генератора, следует убедиться в том, что:

  • степень натяжения ремня привода генератора соответствует норме;
  • контактные лепестки электрических проводов обеспечивают хорошее качество соединения на клеммах аккумуляторной батареи и на клеммах генератора;
  • схема электрической цепи от генератора до аккумулятора не имеет повреждений;
  • исправны все секции аккумуляторной батареи;

Если все перечисленные пункты исключают наличие дефектов, можно приступить к обследованию непосредственно самого устройства, вырабатывающего электрический ток, а также убедиться в том, что регулятор напряжения исправен и правильно отрегулирован.

Как определить неисправность генератора? В общем-то, довольно сложно, если, к примеру, неисправность – это результат межвиткового замыкания обмоток. Для определения такого дефекта требуется специальная аппаратура. Нередко работоспособность нарушается ввиду замыкания обмоток на «корпус». Здесь наличие замыкания можно определить омметром – прибором, измеряющим сопротивление. При помощи омметра также определяется целостность диодного моста, соединительных проводов, наличие контакта держателей щеток.

Визуальная диагностика неисправностей

Часто те или иные возможные неисправности генератора позволяет определить индикатор контроля заряда батарей. Так, если в момент включения зажигания индикаторная лампа не светится, такое состояние может сопровождаться:

  • неисправностью аккумулятора;
  • неисправностью самой контрольной лампы;
  • нарушением контакта или целостности проводов цепи индикатора;
  • износом щеток генератора или плохим контактом на щеточном узле;
  • неисправностью регулятора напряжения;

В тех случаях, когда отмечается постоянное свечение индикатора независимо от режима работы двигателя, могут иметь место следующие неисправности:

  • износ или ослабление приводного ремня генератора;
  • пробой диодов в схеме диодного моста;
  • обрыв, короткое замыкание статорной обмотки;
  • неисправность или сбой настройки регулятора напряжения;

Крепление генератора автомобиля

Читать еще:  Технические характеристики 5A FE 1,5 л/105 л. с.

Завышенный уровень напряжения в бортовой сети

Признаком нормальной работы автомобильного генератора является стабильное выходное напряжение на клеммах устройства, равное 13,8 – 15,5 вольт. Если верхний порог напряжения завышен, такое состояние может привести к выходу из строя электрических компонентов схемы автомобиля, а также к разрушению аккумуляторной батареи. Причиной повышенного выходного напряжения часто является неисправность регулятора напряжения или же неверная настройка этого устройства. Кроме того, повышение напряжения на выходе генератора становится возможным в случае пробоя диодного моста, наличия межвитковых замыканий обмотки ротора, плохого контакта на корпусной клемме генератора. Иногда причиной повышенного напряжения бортовой сети может стать аккумулятор, если образуется короткое замыкание любой из аккумуляторных секций. Этот момент следует учитывать, пытаясь определить причины неисправности генератора.

Основные неисправности дизельных генераторов и как их избежать

Надежность и долговечность двигателей, а также большой запас мощности электрической части, позволяют использовать дизельные электростанции в самых сложных условиях, нередко подключая к ним большие нагрузки. Активная эксплуатация приводит к тому, что резко проявляются некоторые недостатки или выявляются частые неисправности генераторов.

Что может выйти из строя?

Важно помнить, что автономная электростанция, неважно какой механизм приводит ее в действие, состоит, как минимум, из двух частей:

  • силовая генераторная установка;
  • движущий мотор или привод.

Соответственно неполадки могут выявляться в каждом механизме отдельно, и симптомы поломок тоже резко отличаются.

Возможные проблемы с дизельным двигателем

Для удобства определения, что точно вышло из строя и как можно исправить поломку, приводится следующий список возможных неисправностей дизельного двигателя. Выбрав наблюдаемую неполадку, можно быстро определить, как ее удалить.

Двигатель не запускается.

Возможной причиной неполадки может быть неисправность в работе:

  • впрыскивающего насоса, нужно удалить воздух;
  • нагнетательного трубопровода, топливо слишком медленно протекает или утекает, нужно проверить состояние трубки или подтянуть резьбовые соединения;
  • холодный мотор, есть возможность поднять температуру за счет горячей воды, залитой в систему охлаждения;
  • малое количество топлива, просто долить горючего в бак;
  • недостаточное сжатие топливной смеси в цилиндрах, возможно, застревают клапаны, слишком обгорели, лопнула одна из пружин клапанного механизма, изношенность цилиндров или повреждение поршневых колец;
  • нельзя запустить двигатель из-за слишком тугого прокручивания или вообще стопора, возможно, произошел задир подшипников или поршней, единственное решение – капитальный ремонт мотора.

После запуска двигатель останавливается сам собой.

Причиной может быть неисправность подводящего трубопровода, системы впрыска (в частности впрыскивающего насоса), забит или неисправен топливный фильтр. При ремонте нужно или заменять новыми деталями, или прочистить имеющиеся части.

Неплавная работа дизеля.

Причиной может быть недостаточная плотность во всасывающих трубках, нарушение впрыска, слабое охлаждение, низкокачественное топливо, попадание воды в бак, слабое сжатие или слабая плотность клапанов, попадание воздуха в топливную систему.

Резкая остановка двигателя.

Среди возможных причин важно выделить следующие:

  • недостаток топлива, нужно просто долить горючее и проверить перепускной кран (открыть);
  • причина в топливном трубопроводе, необходимо убедиться, что каналы не засорены, проверить отсутствует ли воздух в трубках. Нужно прочистить трубки и выпустить воздух из системы;
  • кривошипно-шатунный механизм. Возможно, произошло заклиниванием поршней из-за повреждений, также заедают коренные или шатунные подшипники. Запрещено насильно проворачивать коленный вал мотора, для ремонта требуется разборка механизма и возможно замена подшипников, поршней, поршневых колец или, что требует очень редко, полная замена кривошипного механизма.
Читать еще:  Какие бывают виды и типы батареек?

Сильное выделение дыма при работе с нормальными нагрузками.

Существует две основные причины:

  • слабое сжатие топлива, что может вызываться высокой нагрузкой, не плотностью поршня (поршневых колец или износ самого поршня), низкая плотность клапанов. Доступное решение – снизить нагрузку;
  • неполадки с впрыскивающей форсункой, возможно деталь засорена или игла форсунки не выдерживает компрессию. Для устранения неисправности можно или заменить форсунку или проверить исправность имеющейся.

Стук двигателя.

Причиной может служить:

  • перегрев. Нарушение в работе охлаждения, слабая проходимость топлива, нарушения работы впрыска;
  • стук подшипников. Необходимо немедленно остановить мотор и заменить неисправный подшипник. Причиной стука может быть поломка коренного или любого другого подшипника, который испытывает значительные нагрузки при работе двигателя;
  • нарушение сжатия. Ошибки в настройке впрыска, неисправность устраняется при настройке параметров по тех. данным;
  • подшипники перегреты, недостаточное количество масла. Нужно незамедлительно пополнить запас смазывающей жидкости;
  • задираются подшипники и поршни. Причина – недостаточное количество масла или засорены каналы смазывающей системы. Необходимо промыть систему и долить до требуемого уровня;
  • большой зазор подшипников, является обычным результатом долгой работы, ремонт – полная замена детали.

Чтобы дизельный генератор работал стабильно, важно постоянно следить за уровнем топлива и смазывающей жидкости, иначе упущения будут стоить больших материальных затрат.

Электрическая часть станции, и ее неисправности

Автономный генератор имеет в себе электрическую машину переменного тока, построенную по принципу синхронных установок. В процессе работы могут возникать следующие неисправности:

  1. Перегрев обмоток. Причинами могут выступать:
    – токовые перегрузки (нужно уменьшить количество потребителей);
    – межвитковое соединение, исправить неисправность путем замены катушки или ее перемотки.
  2. Перегревается ротор (обмотка возбуждения):
    – увеличен ток на катушке, нужно снизить;
    – чрезмерно медленно вращается движущий мотор, увеличить обороты;
    – слишком низкая нагрузка, подсоединить любую полезную нагрузку;
    – межвитковое замыкание катушки (только перемотка или якоря/катушки).
  3. Слишком низкое или полное отсутствие напряжения на выходе:
    – нарушение контакта в регуляторе возбуждения или его неисправность, проверка и ремонт регулирующей конструкции;
    – плохой контакт или полный обрыв в соединениях полюсов, проверить цепь на обрыв и устранить неисправность;
    – недостаточный контакт возбудителя с контактными кольцами, проверить исправность детали и устранить выявленные отклонения (возможно заменить или прочистить контактные части).
  4. Напряжение только между двумя фазами (для 3-х фазных генераторов):
    – обрыв в одной из фаз, нужно проверить цепи и устранить поломку.
  5. Сниженное напряжение:
    – слишком низкая частота вращения, нужно добавить оборотов дизельному мотору;
    – поломка возбудителя, проверяется исправность цепи и устраняется поломка, при выявлении замыканий между витками возбудителя необходимо перемотать катушку или полностью ее заменить.

Для предупреждения неисправностей в работе генератора, необходимо тщательно придерживаться всех указанных производителем норм и требований. Запрещено перегружать установку по току и реактивной нагрузке. Постоянно должны быть исправными контролирующие приборы на панели установки. А также исключать увлажнения электрической части станции, особенно катушек, так как этом может приводить к преждевременному выходу из строя защитного лака обмоток (защита от межвиткового замыкания или контакта).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector