Пара слов о предназначении баллонов ГБО
ГБО: вопросы и ответы. Часть 1
Самые популярные вопросы о ГБО. Отвечают специалисты “Блюзмобиля”.
Установка газового оборудования на авто хоть и не вчера началась, но дело до сих пор довольно-таки новое. И как все новое окружено слухами, легендами, домыслами. Но зачем же растрачивать впустую мозговые ресурсы, размышляя о том, что не понимаешь, если можно получить грамотную консультацию. Скажем, в “Блюзмобиле” Вам могут ответить на все вопросы и за спрос денег не возьмут.
На страницах этого материала мы попытаемся осветить некоторые важны вопросы, связанные с газобаллонным оборудованием – его особенностями, минусами и плюсами и прочими нюансами…
Первое, что всегда интересует: неужели на самом деле такая значительная экономия достигается при переводе с бензина на газ? Каков расход?
Смотря как эксплуатировать двигатель… Еще имеет значение время года и сам состав газа – соотношение компонентов в смеси пропан-бутан. Порой расход газового топлива может превышать бензиновый на 15 или более того – до 20 процентов.
На авто это, конечно, повлияет? Имеется в виду динамика автомобиля.
Начнем с того, что газ сгорает медленее бензина. Значит, использование газа снижает нагрузку на поршневую группу, а также коленчатый вал. В качестве моторного топлива газ приводит к тому, что двигатель работает мягче. Правда, сие ухудшает динамику на 2-5%, смотря от степени сжатия.
Много ли газа входит в баллон при заправке?
80% объема баллона, что соответствует нормам, остальное пространство заполняет образующаяся паровая подушка. За счет неё при нагревании объем жидкого газа увеличится, не вызывая опасного увеличения давления в баллоне. Вообще, давление газа при температурном режиме от -40 до +45 находится в пределах 0,2-1 Мпа.
Сразу заметим, что баллон рассчитан на максимальное рабочее давление 1,6 МПа. А минимальное давление – то есть, то, при котором авто сохраняет работоспособность – 0,2 МПа.
Да, но вдруг повредится газовая магистраль…
Все предусмотрено: в блоке арматуры – специальный вентиль под названием «скоростной клапан». Он закрывает расходную магистраль в случае обрыва трубки, которая проложена от баллона в моторный отсек. Когда имеешь дело с газом, безопасность должна быть абсолютной, и в этом направлении сделаны необходимые расчеты и разработки.
А если у меня инжекторный автомобиль?
Системы ГБО (газобалонное оборудование) третьего и четвертого поколения предназначены для перевода на газ инжекторных моторов. Они подают газ через смеситель, встроенный во впускной воздуховод, как в случае с ГБО 3-го поколения, или через специальные газовые форсунки (ГБО 4 поколения). При этом бензиновые форсунки отключаются ЭБУ.
Допустим, при работе двигателя на газу слышны хлопки – в чем тут дело?
В данном случае причиной может быть слишком бедная смесь (неправильная настройка редуктора, дозатора, подсос воздуха), неисправность свечи (или свеч), большой зазор в свечах, неисправность наконечника свечи или высоковольтного провода… Позднее зажигание, неисправность клапанного механизма – например, клапан «зажат» или налицо его прогар.
Некоторые водители утверждают, что их авто плохо заводится на газе. Как вы можете прокомментировать сие?
Причины могут быть разные. Для электронных редукторов: убавлена чувствительность, т.е. регулировка произведена неправильно; возможна неисправность редуктора (негерметичность диафрагмы второй ступени, если быть более точным); неисправность разрешающего клапана (т.е. замкнутые витки, заедание якоря); неисправность блока электроники – дает слишком мало газа или вообще не дает пуск газа при включении); неисправный стартер (не включаются электроклапаны в результате того, что «просаживает» напряжение при работе); износ цилиндропоршневой группы – иначе говоря: неисправность двигателя.
Добавим недостаточность разрежения для вакуумного редуктора во впускном коллекторе вследствие подсоса, износа поршневой группы или неисправности стартера. Для лучшего пуска для вакуумных редукторов желательно установить электромагнит принудительной подачи газа.
Пропан или метан? В чем разница?
Собственно существует два вида газового топлива: пропан и метан. Пропан – сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан – природный газ (в авто под давлением 200-250 атмосфер). Разумеется, из за этой разницы требуются разные баллоны. Для пропана используется металлический баллон со стенками 4-5 мм, а вот для метана – надо стеночки потолще… Соответственно, возникает ограничение на использование метана в легковых авто. Для метана нужны прочные баллоны – давление нешуточное. Чтобы облегчить массу баллонов, их делают металлопластиковыми.
О запасе хода… В 50-литровый пропановый баллон входит 40 литров сжиженного газа, расход в данном случае всего лишь на 10% (это максимум) выше расхода бензина. Метан измеряется в кубометрах. У метановых установок значительно выше требования к безопасности. Соответственно, чаще на легковые авто ставят пропановое оборудование.
Редуктор – что это?
Обязательная составная часть газового оборудования для автомобилей. Газ на заправке заправляется под давлением 10-15 атмосфер. В баллоне газ находится в сжиженном виде. Эта жидкость под давлением поступает в редуктор через ГК. В редукторе давление понижается до атмосферного. Но вообще – данный ответ сильно обобщенный. В каждой системе свои тонкости.
Чем можно объяснить ухудшение динамики автомобиля с ГБО?
Неправильная настройка редуктора, дозатора, неисправность редуктора, засоренность фильтра в газовом электроклапане, очень низкая температура для того состава газа, что у вас в баллоне (зимой), низкая температура редуктора – плохой проток охлаждающей жидкости или ей недостаточный уровень в системе, вызывающий переобогащение смеси.
Надо ли отключать бензонасос?
Одни считают, что не надо – могут повредиться форсунки. Обычно это мнение теоретиков или установщиков. Практики же в один голос говорят, что ничего форсункам плохого не будет, а вот ресурс насоса при отключении – больше. Можно отключать бензонасос, но заводиться на бензине, тогда форсунки в безопасности.
Интересно, какие вообще бывают баллоны?
Все газовые баллоны округлые. Два вида – цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические – разных размеров, т.е. можно подобрать баллон любой емкости. Тороидальные – небольшого объема, они предназначены для установки в нишу «запаски». Их полезный объем обычно не более 40 литров.
Наличие ГБО как-то сказывается на работе авто на бензиновом топливе?
Правильно установленное – НЕТ! НИКАК! Если у вас по-другому, значит, плохо сработали установщики. Бывает, конечно, в случае, когда смеситель установлен над карбюратором, он частично перекрывает подачу воздуха и немного обогащает смесь на бензине. Это может сказаться на расходе бензина, А НЕ НА КАЧЕСТВЕ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ.
Можно ставить ГБО на турбированные двигатели?
Можно – но только ИНЖЕКТОРНОЕ ГБО, которому не важно, как сильно идет воздух в мотор. Такое ГБО само впрыснет нужное количество газа.
ГБО и свечи зажигания… Нужны какие-то специальные свечи?
Для езды на газе годятся обычные свечи. Лишь бы они были исправными, так как плохая свеча может привести к «обратному хлопку», что плачевно скажется на моторе. Инжекторного, разумеется. Хотя некоторые полагают, что выпускаются специальные свечи с надписью «Для газа»… Повторяем: обычные свечи подойдут.
Как влияет газ на клапана?
Согласно выводам теоретиков, клапана работают в более теплонагруженном режиме, а значит – их ресурс тает со временем. Но езда на газе никак не влияет на состояние клапанов. Если оборудование настроено правильно.
Сколько времени занимает установка ГБО?
Обычная система второго поколения займет порядка 3-4 часов, установка газового оборудования впрысковой системы потребует чуть больше – от 7 до 12 часов. Смотря какой двигатель.
Одинаково просто установить ГБО на иномарку и отечественный авто?
На иномарку давно уже ставят ГБО. Правда, не на все двигатели. Все зависит от его конфигурации: если двигатель оборудован системой непосредственного впрыска GDI, т.е. бензиновые форсунки вмонтированы в цилиндр, то такой двигатель лучше не переводить на газ – при сгорании газа в цилиндре создается повышенная температура; в иных случаях – ГБО ставится как на карбюраторный, так и на инжекторный двигатели.
А если, не дай, бог столкновение? А если удар придется туда, где расположено ГБО?
Ничего страшного не произойдет. Наихудший вариант – повредится медная трубка, через которую заправляется газ. Но не более: в баллоне вмонтирован клапан, могущий лишь ВПУСТИТЬ газ в баллон, но никак не выпустить!
И последнее: что такое «Впрысковая система» ГБО?
А Вам известно, как работает бензиновая инжекторная система? Знайте: впрысковая система газового оборудования – полный её аналог. Своя форсунка на каждом целиндре, отдельный блок управления, который контролирует работу форсунок, температурный датчик (осуществляет своевременный переход на другой вид топлива), датчик давления газа в рампе форсунок и так далее.
Насколько безопасно современное газобалонное оборудование для авто?
Автомобили с ГБО по-прежнему вызывают у многих автолюбителей опасения: а не полыхнет ли, можно ли быть уверенным в безопасности оборудования? Сегодня узнаем, какие защитные системы имеет современное ГБО
Системы безопасности автомобильного газового оборудования
1) Газовый баллон
Газовый баллон изготавливается из высококачественной стали толщиной 3-4 мм. Рабочим давлением, при котором хранится газ в баллоне, считается 16 атмосфер. В действительности в давление в баллоне в обычных условиях эксплуатации редко превышает 10 атмосфер. При производстве баллоны проверяются самым тщательным образом. Вот как, к примеру, выглядит эта процедура на Новогрудском заводе газовой аппаратуры. Баллон, сошедший с конвейера, отправляют на рентгеновскую установку. Оператор проверяет качество сварных швов и отсеивает все те, которые вызвали у него подозрение. Затем баллоны накачивают воздухом под давлением в 25 атмосфер, после чего выдерживают определенное время под водой. Таким нехитрым способом баллон повторно проверяется на герметичность.
В отношении проверки баллонов производителем это еще не все. Согласно европейским правилам, один баллон из тысячи должен быть испытан «на разрыв». Это значит, что его накачивают давлением до тех пор, пока он не лопнет. Баллоны для сжиженного газа, рассчитанные на использование до 16 атмосфер, рвутся примерно при давлении в 80-100 атмосфер. подобные испытания «на разрыв» проводятся и при смене партии стали, используемой для производства продукции.
2) Мультиклапан – блок затворной аппаратуры
Мультиклапан совмещает в себе несколько функций, и большинство из них имеет к безопасности самое непосредственное отношение. Мультиклапан снабжен отсекающим поплавком. При достижении заполненности баллона 80-85 процентов, мультиклапан перекрывает доступ газа в баллон. Это нужно, чтобы в случае нагрева баллона в жаркий день или в других условиях, не произошло непредвиденной ситуации.
Категорически запрещено заправлять баллон «под завязку» жарким летним днем, зная что проехав после заправки 500 метров-километр, поставите машину стоять день на стоянке под солнцепеком!
Мультиклапаны, используемые в автомобильном газовом оборудовании, бывают А-клсса и В-класса. Мультиклапаны А-класса, имеют предохранительный клапан, соответственно, В-класса – не имеют. Предохранительный клапан нужен на тот случай, если давление в баллоне все-таки превысило допустимый порог. Большинство предохранительных клапанов отрегулировано на 20-25 атмосфер. То есть, при этом давлении они начинают стравливать избыточное давление. В каких случаях давление в баллоне может возрасти выше допустимого? Первый случай – вы заполнили баллон «поз завязку» и поставили автомобиль греться на солнышке, второй – это пожар. Если автомобиль окажется в огне, то баллон не взорвется, как многие себя это представляют, а будет как Змей-Горыныч пыхать огнем до тех пор, пока газ внутри сосуда не выгорит полностью.
Еще одно устройство безопасности, имеющееся в мультикапане – это скоростной клапан. Если вы где-то, случайно перебьете топливную магистраль, по которой газ подается из баллона в подкапотное пространство, газ будет выходить из баллона со скоростью превышающей нормальный расход. В этом случае сработает скоростной клапан и перекроет выход газа наружу.
3) Защита электронными устройствами
Оборудование разных поклонений, имеет разные дополнительные пороги безопасности, обеспечиваемые электронными устройствами. Например, электронные переключатели работающие совместно с электрическими редукторами, имеют функцию LPG-control. Работает она так: если переключатель переведен в положение «газ», зажигание автомобиля включено, но двигатель не заведен, то через 2-3 секунды, переключатель автоматически переведет автомобиль в режим работы «на бензине», тем самым отключив газовое оборудование и закрыв газовые клапана. Сделано это на случай, если оставленный без присмотра автомобиль по какой-то причине заглох. Переключатель запирает газовые клапана, препятствуя выходы газа и скоплению его в подкапотном пространстве. Блоки управления впрысковым оборудованием имеют более серьезные функции безопасности. Переход с бензина на газ в ГБО 4-го поколения осуществляется полностью автоматически. Перед тем как перевести автомобиль на газ, БУ ГБО измеряет температуру редуктора и подаваемого газа, подает пробную порцию газа в систему питания и затем измеряет изменение давления, проверяя тем самым герметичность системы и готовность ее к переводу автомобиля на газ.
Пара слов о предназначении баллонов ГБО
От правильно выполненной заправки газом зависит не только дальность поездки автомобиля. Мультиклапан газового оборудования в этом процессе играет другую очень важную роль.
Речь идет о безопасности при наполнении газом баллона автомобильного ГБО. От того, насколько правильно выполнена эта операция, зависит безопасность автомобиля и состояние здоровья людей, перемещающихся на транспортном средстве, которое использует сжиженный газ в качестве топлива.
Мультиклапан газового оборудования и безопасное заполнение баллона
Этот многофункциональный и поэтому сложный по конструкции узел, обеспечивает правильное автоматическое прохождение процесса закачки сжиженного газа в емкость баллона.
Особенности наполнения баллона газом
Это первый процесс в последовательной цепочке от наполнения заправочной емкости автомобиля газом и до его транспортировки в двигатель. Здесь задачей мультиклапана является принятие требуемого количества горючего.
Дело в том, что сжиженный газ по своим химическим особенностям постоянно пребывает в двух состояниях – сжиженном и газообразном. Газообразное возникает вследствие испарения сжиженной составляющей этого продукта.
Находясь в емкости (в нашем случае в баллоне, установленном в автомобиле), его сжиженная доля занимает нижнюю часть баллона, а газообразная располагается сверху. Для каждого из этих состояний должно быть обеспечено достаточное количество объема баллона, чтобы процесс испарения проходил безопасно. Для сжиженной части такой нормой является 80% объема баллона и остальные 20% предназначены для паровой фазы.
При возможном нагреве по самым разным причинам, например от наружной температуры воздуха, сжиженная часть, кроме естественного испарения, начинает дополнительно переходить в газообразное состояние. Это приводит к увеличению давления в емкости.
Если газ при заправке был закачан с избытком, то для его газообразной части остается мало места, чтобы обеспечить безопасное нахождение. Давление в баллоне начинает расти и это увеличивает риск достижение его предельной величины.
Поэтому, первым и главным назначением мультиклапана является обеспечение при заправке газом принятия такого его количества, которое не приведет в дальнейшем к вышеизложенной ситуации.
Как это происходит
Мультиклапан газового оборудования имеет в своей конструкции, так называемое отсечное устройство. Его назначение состоит в том, чтобы в нужный момент при заполнении баллона газом, автоматически прекратить этот процесс. Отсечка представляет собой механическую пружинно-рычажную конструкцию, собранную в пластиковом корпусе.
Оценка уровня заполнения баллона производится специальным поплавком, который прикреплен к отсечному устройству при помощи рычага.
Поплавок, поднимаясь в процессе заправки, одновременно перемещает рычаг вверх. При достижении предельно допустимого уровня наполнения рычаг проворачивает свою оконечность, имеющую форму полумесяца и выводит из зацепления шток отсечного устройства.
Он освобождается, проскакивает мимо полумесяца, в который до этого упирался своим концом, и при этом прекращается поступление газа. Процесс сопровождается специфическим металлическим звуком (похоже на срабатывания трещотки).
Риски переполнения баллона газом
Теперь понятно, что если водитель погнался на заправке за достижением максимального наполнения баллона, то при определенных условиях давление в баллоне может возрасти до недопустимых величин.
Опасно ли это? Опыт некоторых владельцев автомобилей, использующих газ вместо бензина, может дать повод сказать, что ничего страшного не произойдет. Но им просто пока повезло. Переполнение баллона по многолетнему опыту газовиков однозначно опасно.
Это аксиома, прописанная в правилах использования газа, и, к сожалению, подтвержденная несчастными случаями с серьезными последствиями. Не следует повторять их печальный опыт, ведь не известно, кто из отчаянных и безответственных пользователей может пополнить ряды неудачников.
Некоторые владельцы автомобилей с ГБО умышленно отключают всевозможными способами функцию мультиклапана, связанную с контролем уровня наполнения баллона, чего категорически делать нельзя. Переубедить их в обратном очень сложно, остается только «пожелать успеха» в безопасной эксплуатации такого оборудования и помнить, что в автомобиле иногда они перемещаются не только в одиночку.
Есть ли защита
К счастью, для предупреждения непредусмотренного роста давления газа, мультиклапан газового оборудования имеет в своей конструкции специальное устройство – предохранительный сбросной клапан.
Не следует понимать, что он предназначен именно для таких пользователей, которые постоянно переполняют баллоны. Его задача обезопасить водителя и пассажиров автомобиля в случаях, когда давление возрастает выше нормы при нештатных ситуациях.
Автор: Сергей Морозов
Внимание! Эта статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения.