Пара слов о ГБО
Рейтинг топ блогов рунета
Yablor.ru – рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.
Фототоп – альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.
В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.
Реклама
ГБО, или пара слов о вкусе кокосовых орехов от тех, кто их ел.
Доброе утро, сообщники!
Регулярно в сообществе спрашивают про ГБО. Не претендую на истину в последней инстанции, но, чтобы люди не забивали себе голову глупостями про (якобы) неизбежный запах газа или про то, что экономия на самом деле иллюзорна, пару слов скажу.
Для начала заметим, что, как правило, когда речь идёт о ГБО (газобаллонное оборудование) для легковушек, имеется в виду система, обеспечивающая работу мотора на ПРОПАН-БУТАНе. Так же называют и системы для работы на природном газе, МЕТАНЕ, (логично – и газ присутствует и баллон). Однако у этих последних своя специфика: очень высокое давление в системе, трудности с его понижением, на порядок более строгие требования к баллонам и самое худшее – неприемлемый для легковушки вес и объём и малый запас хода. Метан не спасает даже очень низкая цена. Впрочем, на агрегатах, где есть куда воткнуть здоровые баки, он вполне применим на грузовиках и автобусах. Из проблем остаётся только безопасность, но это тема другого разговора. Наш разговор исключительно о пропановом ГБО.
Для начала скажем зачем его ставят. Конечно для экономии. Значительна ли она? Подсчитать несложно. Возьмём обычную машинку с расходом в 12 литров бенза по городу. Ну, что-то такое с мотором литра в два, с учётом кондиционера, пробок. Газа она будет есть на 10% больше (хотя производители уверяют, что нет, у меня ест побольше, если будет столько же, вам же лучше =)). Но стоит газ около 17 р. за литр против 28 р. за литр бензина (или сколько нынче? я не слежу).
Экономия получается примерно в треть, а в абсолюте чуть больше рубля с километра.
Цена установки зависит от поколения оборудования и мотора, на который ставят. Колеблется от 12000 (карбюраторные ВАЗы) до 35000 (8-цилиндровые Крузаки и т.п.) руб. На нашу с вами двухлитровку, которую мы взяли для примера, хорошее оборудование с мозгами, баллоном и установкой будет стоить примерно 21000 и окупится за. 21000:1,12=18750 км. Нетрудно заметить, что, чем больше расход и пробег, тем быстрее окупается эта штука.
Теперь про недостатки.
Два реальных недостатка, которые есть – безопасность и необходимость искать место под баллон.
Про безопасность. Сам баллон очень прочен, видел ситуации, когда машина всмятку, баллон ОК. Оно и неудивительно – металл в палец толщиной; но медные трубки газопроводов куда уязвимее. Впрочем, правильный баллон должен оснащаться расходным клапаном, а также ещё одним, спускающим давление плавно. Первый обеспечивает блокировку в случае превышения определённого расхода (грубо говоря, если газ начинает утекать со скростью больше литра в минуту, это явно внештатная ситуация и клапан блокируется). Второй наоборот обеспечивает сброс газа при превышении давления – в пожаре это выглядит как серия вспышек без взрыва.
Учитывая изложенное, считаю ГБО достаточно безопасным, хотя конечно рисков добавляется тк у вас появляется целый второй источник возможных проблем с огнём. Относитесь соответственно своим убеждениям.
Про место. Если нет необходимости в ровной поверхности пола багажника – ставим баллон туда и наслаждаемся. Для большинства -50 л. некритично. Если необходимость есть, кладём тороидальный (в форме бублика) баллон вместо запаски, для самой запаски ищем место в багажнике. Плюс в том, что оказавшуюся в багажнике запаску вы можете перемещать по усмотрению, когда груза окажется много, в отличие от жёстко зафиксированного баллона.
В общем-то и всё: истории с прогорающими клапанами не комментирую – может у кого-то и было, но я таких людей не видел (на заправках-то всё время общаешься с такими же товарищами). У самого в семье было 4 машины (и сейчас есть) на ГБО, никаких проблем не испытываю. На нынешней (РАВ4) пробег с ГБО около 200000 км. Что ещё? Ах да, запах. Его нет :)) Если у вас нормально собранная система, его нет. Да, на предмет сборки: все мастера, которые попадались, даже достаточно неприятные по характеру, работали на совесть и никаких нареканий к качеству я не имел и не имею до сих пор. Заправок полно, просто их не очень хорошо видно. И по Питеру, и по трассам – я ездил до Днепропетровска и Ростова-на-Дону и нигде не имел проблем с газом. Кстати, пару лет назад газ по стране был даже дешевле, чем у нас.
Никого не агитирую, просто, если кому-то интересен мой опыт и мнение, вот вам пожалуйста. Ежели что упустил, напоминайте – допишу. Хороших выходных!
Плюсы газового оборудования на автомобиле и минусы газа на авто
Экономия – понятие, которое прочно засело в нашем менталитете, с молоком матери проникает в организм и жирной чертой проходит через всю жизнь. Интересно, что чем больше необходимо платить, тем отчаяннее мы экономим, иногда поступаясь комфортом. Автомобиль- вещь затратная, но необходимость его в обыденной жизни и для ведения бизнеса неоспорима. Основная затрата в машине -топливо, о нем и пойдет речь.
Рассмотрим, в какой мере выгодна установка, а так же плюсы и минусы газового оборудования на автомобиле.
Начнем со знакомство с Основными видами, устанавливаемого газа:
- Пропан.
- Метан.
Метан(CH4) природный газ, в естественных условиях без запаха, легче воздуха, не токсичен, не опасен для здоровья. Для использования в промышленности в газ добавляют вещества, что придает характерный запах.
Пропан-Бутан (С3Н8)сжиженный газ, малотоксичный, имеет специфический запах, по степени воздействия на организм относится к 4-му классу опасности.
Пара слов об эволюции ГБО (Газобаллонное оборудование )
На данный момент существует 6 поколений ГБО для пропан-бутана и 4 для метана. Деление это больше похоже на маркетинговый ход, так как кардинальные изменения происходили трижды, а остальные этапы просто промежуточные. Все отличия заключаются в модификации подачи топлива с бензиновой на газовую. На данный момент советую рассматривать только 4 и 5 поколения, так как остальные безнадежно устарели, а последнее недоступно российскому пользователю.
И первым критерием для сравнения будет сам процесс установки, его стоимость.
Начнем с пропан-бутана, установка оборудования, достаточно приличного, 4го поколения может начинаться от 20 тыс рублей. Такая модификация автомобиля очень распространена, выбор компаний огромный. В результате мы получим компактный баллон (25-35кг) с внутренним давлением 12-15 атмосфер. Можно рассмотреть вариант, при котором баллон аккуратно помещается в отдел для запаски, тогда вообще никакой потери площади в багажнике. Заправок много, они доступны почти в каждом районе города.
С метаном сложнее, газ находится под огромным давлением, примерно 200-250 атмосфер, следовательно, баллон больше и тяжелее (65-130 кг), чтоб выдержать нагрузку. Выбор сервиса ограничен, не многие берутся за установку. Центры по продаже где вы сможете сделать покупку и купить автомобиль на метане в Воронеже dilergaz.ru. Цена установки от 50 тыс рублей. Еще одна проблема – заправки, их мало и находятся они часто на окраине.
Следующим критерием станет безопасность установки.
Любой газ взрывоопасен, необходимо рассмотреть худший вариант. Итак, при взрыве пропан-бутана вы можете получить ожоги, безумно испугаться, но непоправимых последствий, чаще всего, можно избежать. Взрыв метана невероятно силен, как раз – таки по причине высоких атмосфер в баллоне. Часто можно увидеть, что сами баллоны устанавливают на крыше, так как взрыв направлен вверх и это может спасти жизнь. Однако, в самих системах ГБО новейших поколений практически полностью исключена возможность утечки за счет многоступенчатой защиты. Например, клапана обратного давления, которые разделяют магистраль подачи на несколько циклов, не дают газу собираться в больших количествах.
Почти все производители улучшили защиту баков и отказались от резиновых шлангов, которые ссыхались, трескались со временем и перешли на медные трубки с конусом на конце. Таким образом, в современных системах практически полностью исключена утечка газа, которая может стать не только причиной неприятного запаха в салоне, но и взрыва. Более того, если у вас коммерческий транспорт и деятельность связана с перевозкой людей, существуют обязательные проверки исправности системы каждые3-6 месяцев. Если планируете использовать машину в личных целях, необходимость проверки есть, но сделать это можно просто и быстро.
Обсуждая тему автомобиль на газу его плюсы и минусы, часто всплывают такие опасения как: использование газа ведет за собой выход из строя двигателя. Связано это с тем, что октановое число газа выше. Для сравнения: у газа среднее октановое число 105 , у бензина 98. Чем выше октановое число, тем дольше горит газ в цилиндрах. Но, опять-таки, прогресс не стоит на месте и на современных ГБО стоит все необходимое для регулировки горения газа.
Бытует, также, страх потери мощности и большой расход топлива. Загвоздка в максимальной скорости распространения фронта горючего. У пропана- 0,81 м/с, бензин- 0,85 м/с , метан- 0,80м/с. Наглядно видно , что скорость распространения у бензина выше, но разница в сотые процента. Различия есть и в калорийности (имеется ввиду теплота сгорания), но и здесь сотые доли. Безусловно, любой газ проигрывает бензину по этим параметрам, но разница всего в 5 – 7%. Если же взять для сравнения пропан 6-го поколения, то разница сократиться вообще до 2 -3% , а значит ощутимой потери мощности, практически нет.
И, наконец, то, ради чего вы вообще начали читать эту статью, главный «+» газа – окупаемость. Насколько установка ГБО выгодна и экономична? Разложим все на сухие числа.
Затрата на установку оборудования составила 50 тыс рублей, это может быть пропан 5го поколения или метан 4го. Средний расход по городу 8л на 100км. Предположим, что в месяц мы в дороге 2000 км.
Бензина необходимо 160л/мес , берем среднюю цене в 35р/л, итого 5600р –наши затраты на топливо за один месяц.
Пропан-бутан, по средней цене в 15р/л, тритим чуть больше, допустим 170л/мес, итог 2550р/мес.
Выгода очевидна, экономим 3050р, но были же затраты. Сколько необходимо потратить времени, чтоб начать-таки экономить? Посчитаем окупаемость, за год мы экономим 36600р, путем нехитрых математических вычислений видим, что возврат вложенных средств займет чуть больше года. Сюда не включена сумма за ТО. Если общий километраж меньше этого значения, то и срок окупаемости увеличится.
Очевидно, что если в планах установить ГБО на грузовую машину для коммерческих целей, чей пробег в месяц будет больше, то это выгодно, а если это личный транспорт, с маленьким пробегом, то, скорее всего машина уйдет из жизни раньше, чем вы переступите порог окупаемости. Оценить стоимость установки газа в Воронеже можно здесь ССЫЛКА 1.
Новый личный транспорт на газу с завода будет стоить всего- то на 10тыс больше, чем на бензине, а ощутить экономию вы сможете меньше чем через год.
Итак, все возможные плюсы и минусы газового оборудования на авто разобраны, выбирать только Вам. Удачи.
ГБО: мифы и реальность, или почему не надо ставить
Хотим сразу предупредить читателя о том, что данная статья задумана как определенная провокация. Дело в том, что о всевозможных достоинствах установки газобаллонного оборудования не говорит только ленивый, да и прочитать об этом можно на сотнях (если не тысячах) сайтов как кровно заинтересованных установщиков этого самого ГБО, так и вполне незаангажированных лиц. Более того, информации о негативных аспектах, сопровождающих установку ГБО, в Интернете намного меньше, чем восхваляющих ее. Даже по запросу о развенчании мифов, связанных с ГБО, в подавляющем количестве случаев вы найдете все о преимуществах работы автомобиля на газу по сравнению с бензином, а не наоборот (чего ждешь по логике названия подобных статей). Так, может действительно в установке ГБО одни плюсы и даже думать не о чем?
Так вот, ради чистоты эксперимента, мы и попробуем собрать лишь негативные факторы, связанные с установкой ГБО. И абсолютно не важно, что может и сам автор склоняется к тому, что экономия, которая достигается благодаря установке газобаллонного оборудования, с лихвой перекрывает все недостатки. Итак, еще раз оговоримся, что только ради объективности в отражении ситуации остановимся на минусах, которые, по нашему мнению, заслуживают внимания и могут быть учтены при решении вопроса об установке ГБО или отказе от этого.
Вот оно – яблоко раздора (ну, или точнее, один из его вариантов)
Газобаллонное оборудование для автомобиля
Особенности и нюансы про ГБО
- Возьмемся за историческую составляющую. Во многих аналогичных статьях вы можете прочитать, что еще в 80-х годах прошлого века в СССР была попытка перевести автопарк на газ. И только саботаж и алчность водителей, которые имели дополнительный доход от слива бензина, не дала этому масштабному мероприятию состояться. Они, мол, жаловались, что оборудование ломается и очень ненадежно. Однако рискнем предположить, что, вероятно, в их словах есть толика правды. Не исключаем и того, что имел место саботаж, но если даже с современным уровнем развития технологий нельзя говорить о полной надежности оборудования, то допустим, что в 80-е действительно имелись существенные проблемы.
- Как ни крути, а современный автомобиль (в большинстве случаев) – вполне самодостаточный продукт, плод труда огромного количества специалистов (от дизайнеров и инженеров до всевозможных тестировщиков). И если вы счастливый обладатель автомобиля с предустановленным на заводе ГБО, то следующее опасение – не для вас. К огромному огорчению, мы с вами не застрахованы от возможности пасть жертвой криворукости или недобросовестности наших доморощенных «мастеров». И если вам такие никогда не попадались, то вы просто счастливчик!
- Недобросовестные мастера редко заморачиваются с антикоррозийной обработкой отверстий, которые они наделали в кузове для крепления магистрали, что приводит к возникновению очагов коррозии.
- Миф о повышенной пожароопасности автомобилей с ГБО вроде как уже и успешно развенчан (хотя даже сторонники данного утверждения настоятельно рекомендуют от курения в салоне воздержаться. На бочке с порохом не курят). Действительно, даже температура самовоспламенения газа (хоть бутан, хоть пропан) почти в два раза выше, чем у бензина, как и октановое число (вопрос о детонации), да и газовый баллон покрепче, чем бензиновый бак. Вроде все так, но…: 1) см. пункт о криворукости; 2) навряд ли автомобиль с двумя топливными системами (из которых одна установлена не на заводе) кто-то решится признать более безопасным. (Метан – отдельная история, но на отечественном рынке и не особо распространенная для легковых автомобилей).
- Мощность двигателя таки падает. И пусть с современным оборудованием не так критично, как раньше, но на 5-10% гарантированно.
- Оформление нового техпаспорта, хоть и не проблема, а мелочь, но все равно трата времени.
- Качество газа. Можем только порадоваться, что в Украине с 1-го февраля, наконец-то, принят новый стандарт качества автомобильного газа ДСТУ EN 589:2017, призванный унифицировать наши стандарты с европейскими. Но: функция контроля возложена на Госэкоинспекцию и Госпотребинспекцию, у которых проверять качество газа просто нечем (самый простой анализатор качества стоит 80 тысяч у.е.). Максимум, что они могут проверить, – паспорт качества, который, наверняка, в порядке. А вот соответствует ли сам газ заявленному качеству, узнает только уже сам автомобилист в процессе эксплуатации. Опаньки! Не спешим! Выводы делаем самостоятельно. О чем бы свидетельствовала данная поправочка? Введение нового стандарта на сжиженный газ откладывается. «Украинское агентство стандартизации» продлило действие старого ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» до 1 января 2019 года. Честно говоря, официального ни подтверждения, ни опровержения пока не нашли. Но звоночек понятен.
- Запах в салоне. Все мы знаем, что газ не пахнет, а неприятный запах издают специально введенные для контроля утечек одоранты (например, этилмеркаптан), но откуда-то ж он периодически берется, даже при вроде полностью герметической системе.
- Конструкторы БМВ (или Мерседес – не важно), которые так гордятся почти совершенной развесовкой своих автомобилей, наверняка, желчью исходят, когда слышат об установке ГБО!
- Дополнительные килограммы в багажнике неизбежно влияют и на управляемость автомобиля (и если на разумных скоростях вы этого можете и не заметить, то на высоких будьте бдительны и помните, что в корме ваша ласточка прибавила в весе).
- Объем багажника может сильно пострадать. Установка тороидального баллона может частично решить эту проблему, но он уступает в объеме обычному и съедает место такой полезной штуки, как запасное колесо.
Баллон ГБО в багажнике автомобиля
- Следует учитывать и тот факт, что, как и любое другое оборудование, ГБО требует квалифицированного обслуживания (замена фильтра, чистка форсунок, замена мембраны, регулировка редуктора, опрессовывание баллона и т.д.). Не поручимся на 100%, как обстоят дела сейчас, но еще пару лет назад нередки были случаи, когда в сервисе отказывались обслуживать автомобиль, если ГБО было установлено не у них. Поэтому знакомый автора до сих пор ездит из столицы в один из городов-спутников за 50 км, чтобы решить ту или иную проблему по ГБО, которая возникает у него с частотой раз в 2-3 месяца (потому что тот знает систему).
- Скорее всего, после установки ГБО пострадает бензонасос вашего автомобиля. Это обусловлено конструктивной особенностью установки клапана отключения подачи топлива.
- Эксплуатация автомобиля с ГБО, конечно же, экономически более выгодна, чем на бензине. Не говоря уже о большем запасе хода у битопливной системы, да и, чего греха таить, более экологической чистоте. Все так, но если вернуться только к экономической составляющей, то смело можно утверждать, что не для каждого автомобилиста овчинка будет стоить выделки. Например, если вы владелец какого-нибудь условного форда с новейшим литровым трехцилиндровым (один из которых еще и отключается) экобустом и проезжаете в год 10-15 тысяч, то затея с ГБО явно не для вас. Само собой, пример притянут за уши, но призывает каждого осуществить просчет целесообразности установки газобаллонного оборудования.
- И напоследок: нужно помнить, что качество (читай и безопасность) стоит дорого и это явно не тот случай, когда надо экономить. Интересно, сколько владельцев авто с ГБО 6-го поколения читают такие статьи? А ведь и 4-е стоит недешево (400-1500 у.е.), хотя на фоне непрерывающегося полета цен на бензин уже и не так пугающе. Также помним о том, что и сервисмены не спешат снижать цены на свои услуги (ремонт, плановое обслуживание), что еще раз говорит о необходимости просчитывать целесообразность установки ГБО.
Не будем в данной статье рассматривать дополнительные страшилки, типа проблем с запчастями со снятыми с производства моделями ГБО, опасности получения сорвавшимся баллоном в спину во время аварии, конденсата в баллоне, потери гарантии, непредсказуемости поведения ГБО во время мороза, появления трещин в цилиндрах и т.д. и т.п. Скажем честно, всякое бывает, но это уже частности.
Если же все наши предположения не повлияли на ваш выбор (на чем мы, собственно, ни в коей мере и не настаивали) и вы решили поставить ГБО, то ради своей же безопасности и своих близких отнеситесь к выбору специалистов, которые будут осуществлять инсталляцию, со всей серьёзностью и ответственностью! Обязательно требуйте на СТО показать всю соответствующую документацию! В идеале, и сертификаты о прохождении мастерами обучения по установке ГБО у его производителя.
Помочь выбрать подходящих инсталляторов, ознакомиться с отзывами на их работу и расценками можно на нашем сайте
Поиск мастеров по установке и сервису ГБО
Поиск станций технического обслуживания на CarBook