Остановка без педали тормоза
Педаль не нажимается — что делать, если пропали тормоза?
Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Никому нельзя желать испытывать ситуацию, когда у автомобиля не работают тормоза. Полбеды, когда водитель обнаружит, что у него отказали тормоза на стоянке или во время начала движения. Но, ведь не все, садясь за руль авто, нажимают на педаль тормоза для того, чтобы проверить её ход.
Нет у нас такой привычки, а не мешало бы. Ведь, ещё не начав движение, вы можете узнать о том, педаль тормоза не нажимается или, наоборот, педаль проваливается в пол. Не каждый удосуживается, начав движение со стоянки, проверить работоспособность тормозной системы, притормозив.
Да, если быть объективным, ситуация, когда отказали тормоза, может возникнуть в любую минуту, хотя ровно час назад всё было в порядке. Как можно перестраховаться, и свести к минимуму возникновение такой ситуации, как отказ тормозов автомобиля.
Элементарные нормы эксплуатации тормозной системы
Наверное, нет нужды, постоянно напоминать водителю о том, что тормоза автомобиля – система нежная, требующая постоянного внимания и корректного регламентного обслуживания. Корректного, это значит то, что в тормозной системе должны применяться только рекомендованные производителем:
- тормозная жидкость должна быть именно того типа и замена тормозной жидкости должна производится в сроки (или пробег), указанные производителем;
- тормозные колодки должны соответствовать стандартам, а замена тормозных колодок должна производиться при первых признаках их износа;
- тормозные диски не должны иметь толщину диска менее, чем указана производителем и т.д.
То есть нужно навсегда запомнить, что самодеятельность или попытки сэкономить на деталях тормозной системы, чреваты непредсказуемыми последствиями.
Характерные причины отказа тормозов автомобиля
На самом деле, причин того, почему, вдруг отказали тормоза, огромное количество. Рассмотрим наиболее типичные из них для, практически, всех типов тормозов.
Состояние тормозной жидкости. Одна из наиболее распространенных причин того, почему у автомобиля отказали тормоза – это:
- утечка тормозной жидкости в силу механических повреждений сальников, прокладок, шлангов и трубопроводов тормозной системы;
- несвоевременная замена тормозной жидкости приводит к потере ею своих эксплуатационных качеств. Мы знаем о том, что «тормозуха» гигроскопична, и её несвоевременная замена приводит к тому, что она набирает высокий уровень влаги, что, в свою очередь, приводит к уменьшению температуры кипения.
- залив типа тормозной жидкости, который не предназначен для системы вашего автомобиля. Недопустимое смешивание ТЖ или залив несоответствующей ТЖ, приводит к выходу из строя резинотехнических деталей тормозной системы, и соответственно к утечке ТЖ.
Состояние суппорта. Процедуру непосредственного торможения выполняет суппорт. Поэтому закисшие направляющие или заклинивший поршень суппорта приводят к тому, что происходит неравномерный износ тормозных колодок, что в итоге приводит к тому, что клинит тормоза.
Распределитель тормозных усилий (регулятор давления). Причиной ситуации, когда клинит передние или задние тормоза вполне может служить именно распределитель. Вернее его неправильная регулировка. Классическая схема предполагает распределение тормозных усилий из расчета: 70% на переднюю ось, 30% на заднюю ось. Если распределитель отрегулирован неверно, то это может служить причиной заклинивания задних или передних тормозов.
Вакуумный усилитель тормозов. Нередки такие случаи, когда автомобиль, при нажатии на тормоз, глохнет, и создаётся такой звук, как будто свистят тормоза. ВУТ шипит, не усиливает нажатие на педаль тормоза, и пропуская воздух во впускной коллектор, обедняет смесь.
Причина, как правило, в том, что не срабатывает клапан в вакуумном усилителе тормозов. Обычно такая ситуация возникает при низкой температуре. Затем, когда, с горем пополам, машина прогревается, всё становится на свои места. Но, это уже первый звонок о том, что нужно морально готовить себя к ремонту или замене ВУТ.
Завоздушивание тормозной системы. Попадание воздуха в тормозную систему вполне может привести к отказу тормозов. Тормозная жидкость находится в герметичной системе, условие незжимаемости объёма ТЖ легко нарушается воздухом, который делает ход педали мягким и тормоз практически не срабатывает.
Отказали тормоза во время движения, что делать?
Ситуация, не позавидуешь: вы жмёте на педаль тормоза, машина не реагирует и продолжает движение. Естественно, сложно дать рецепт на все случаи, но некоторые моменты выхода из аварийной ситуации, нужно помнить.
- сброс оборотов двигателя – ногу с педали газа, но двигатель не глушим, ни в коем случае;
- несколько раз пытаемся нажать педаль тормоза до упора, не забывайте, что у нас двухконтурная система тормозов;
- переключаемся на пониженную передачу, обороты уже упали;
- если ничего не помогает, то пробуем тормозить стояночным тормозом (ручником). Не резко, так как резкий рывок ручника введет авто в занос (а у нас, не «полицейский разворот»)
- включаем «аварийку» и по возможности сигнализируем клаксоном и морганием, предупреждая участников движения о проблеме;
- если, принятыми мерами вы не достигли поставленной цели, то стараемся применить тактику аварийного торможения при помощи препятствий (при этом все пассажиры должны максимально зафиксировать своё положение): попутно идущий грузовик, элементы дорожного ограждения, сугроб – это идеальный вариант, неглубокий кювет, только входить в него нужно не под прямым углом и т.д. машину вы потом отремонтируете, но ведь здоровье и жизнь – дороже железа.
Успехов вам на дороге, и пусть у вас никогда не отказывают тормоза.
Остановка без педали тормоза
Самоучитель по вождению автомобиля
Обращение к читателю
В конце XX и в начале XXI века автомобиль наступил на Россию «широкими шагами» и вплотную вошел в нашу жизнь. С каждым днем увеличивается количество легковых и грузовых автомобилей на наших дорогах. Вместе с тем за последние годы увеличилось и количество ДТП. Статистика показывает, что свыше 80 % аварий происходит по вине водителей. К сожалению, уровень подготовки водителей и культура их вождения оставляют желать лучшего. Печально, но факт: существующая система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения, и прежде всего водителей, стала неэффективной. Наукой о безопасности дорожного движения доказано, что одними штрафами и другими принудительными мерами порядка на дорогах не добиться и что основной фундамент безопасности дорожного движения нужно закладывать на ранней стадии воспитания и обучения граждан. Поэтому необходимо со школьной скамьи учить растущее поколение основам безопасности и психологии, культуре поведения и этикета на дорогах и за рулем. Целесообразно разрабатывать методику сотрудничества автошкол с общеобразовательными школами и разрешить получать права в 16-летнем возрасте. Имея автомобиль, хотя бы ездить на нем, практически для любого молодого человека в возрасте 14–18 лет стало жизненной необходимостью, возможностью приближения к образу «настоящего мужчины». И в этом некого винить, кроме нас самих, превративших орудие передвижения в цель существования, в предмет, символизирующий успех.
Действительно, машина сегодня превратилась в объект поклонения, в нечто культовое. Это вопрос имиджа, символ места, занимаемого человеком в социальной иерархии. Можно сказать, что фраза «У меня есть автомобиль, следовательно я существую» заменила декартовское «Я мыслю, следовательно я существую». Одним словом, автомобиль составляет часть нашего материального и духовного мира.
А как обстоят дела с процессом обучения вождению?
Научиться управлять автомобилем – задача не слишком сложная, доступная даже детям. Доказательством тому могут служить хотя бы соревнования по картингу, победители которых – классные гонщики, хотя еще и дети. Да что дети, даже медведи в цирке ездят на мотоциклах!
Езда за рулем современного автомобиля, снабженного усилителем руля и тормоза, автоматической коробкой передач, бортовым компьютером, не требует физической силы, специальных навыков, легка и приятна.
Однако чтобы получить права на управление автомобилем и стать законным участником дорожного движения, необходимо в установленном порядке сдать экзамены в ГАИ. Для этого существуют курсы подготовки водителей в автошколах. Кроме этого, можно самостоятельно подготовиться и сдать в ГАИ экзамен экстерном. В любом случае необходимо всегда помнить, что автомобиль – источник повышенной опасности, его вождение – непрерывная, очень важная и ответственная работа и поэтому к обучению необходимо относиться со всей серьезностью.
Цель настоящего учебника – помочь кандидатам в водители самостоятельно приобрести навыки управления автомобилем. Это можно делать в спокойной обстановке на безопасной для себя, машины и окружающих площадке. В первой части книги приведены несколько уроков для самостоятельных занятий.
Знание ПДД, навыки управления автомобилем и чувство уверенности за рулем необходимые, но не достаточные условия для любого водителя. Мастерство, опыт и профессионализм, как и в любом другом деле, приходят со временем, после проехавших десятки тысяч километров.
Вторая часть книги посвящена методам и способам повышения мастерства, теории и практике безопасного вождения, анализа различных дорожных ситуация. Многочисленные иллюстрации помогут быстрому освоению изложенного материала. На практике есть всегда такая дорожно-транспортная ситуация, которая возникает впервые и водитель ее разгадать сразу не сможет и не готов безопасно выйти из нее. Однако надо ездить так, чтобы никогда не попасть в аналогичную ситуацию, а уж если попал, то безопасно для себя и других выйти из нее. Запомните, умный водитель тот, который умеет выходить из сложных ситуаций, а мудрый тот, который в такие ситуации не попадает.
Никто не застрахован от ДТП, но чтобы уменьшить вероятность попадания в ДТП, убедительно просим вас:
1. Хорошо изучайте и неуклонно соблюдайте ПДД и основы безаварийного вождения. Это залог безопасности всех участников дорожного движения.
2. Не отказывайте себе в удовольствии пропустить рюмочку-две. Пейте на здоровье, но никогда, ни при каких обстоятельствах не садитесь за руль в нетрезвом состоянии. В один прекрасный день последствия могут быть трагическими.
3. Относитесь с уважением к другим участникам дорожного движения. Будьте взаимовежливы, уступайте друг другу дорогу, всегда владейте собой, сохраняйте хладнокровие и выдержку за рулем. Учтите, нервозность – верный путь к ДТП.
4. Будьте терпимы к ошибкам других, помня о том, что они есть и у вас. Постарайтесь правильно прогнозировать развитие дорожной ситуации. Научитесь «читать дорогу».
5. Соблюдайте дорожную этику и культуру вождения – признак высокого профессионализма водителя.
6. В обязательном порядке пристегните ремни безопасности. Соблюдайте скоростной режим.
7. Следите за техническим состоянием автомобиля, своевременно проходите плановые ТО.
8. Помните, что автомобиль – источник повышенной опасности и его вождение – непрерывная и важная работа, к которой необходимо относиться с большой ответственностью.
9. Помните, что вы не одни на дороге. Она в равной степени предназначена для многих других автомобилей. Все водители плывут в одной лодке, и если ее начнет раскачивать один, то качаются все. Поэтому не предпринимайте такого действия, которое могло бы осложнить условия вождения для других водителей.
10. Постоянно совершенствуйте мастерство управления автомобилем, критически относитесь к своим ошибкам, учитесь на опыте других. Помните, пока вы за рулем – есть чему учиться.
11. Уступайте дорогу тем, кто особенно спешит, ведет себя по-хамски, агрессивно, нетерпеливо. Ведь красный свет светофора для них как красная тряпка для быка, а езда по улицам – как морская прогулка на катере.
Постарайтесь всегда помнить нашу просьбу и выполнять ее. Тогда ваша машина не принесет в ваш дом тревогу и скорбь, горе и слезы, а поездка на ней станет источником удовольствия и пользы, незабываемых радостных и приятных впечатлений для всей семьи.
Самостоятельное занятие № 1
Знакомство с автомобилем
Вот и сбылась ваша давняя мечта – первый в вашей жизни автомобиль (пусть даже не новый, а пробежавший не одну тысячу километров) стоит под окнами и как магнит притягивает вас к себе.
Но прежде, чем начать обучение вождению автомобиля, давайте кратко познакомимся с ним.
Любой автомобиль независимо от его класса, габаритов или цены имеет несколько обязательных элементов. Основной из них – двигатель. Именно он дает энергию, необходимую для движения автомобиля. Сегодня большинство автомобилей имеют 4-х цилиндровые двигатели. Зачастую можно встретить 6-цилиндровый двигатель. Ну а 8–12-цилиндровые двигатели остаются прерогативой автомобилей высокого класса, и не думаем, что ваш первый автомобиль относится к нему. На автомобилях малого класса можно было встретить даже 2-х цилиндровые двигатели, но из-за своего малого моторесурса и склонности к повышенной вибрации сегодня их можно встретить разве что на «Оке» или на зарубежных автомобилях 12–20-летней давности.
Для передачи максимального крутящего момента на ведущие колеса в зависимости от нагрузки автомобиля, дорожных условий (асфальт, грунтовая дорога, подъем, спуск и т. д.), а также для изменения направления движения (езда назад) служит коробка передач. Современные коробки передач имеют, как правило, 4–5 передачи (скорости). Для трогания с места необходимо пользоваться 1-й передачей – она обеспечивает передачу максимального крутящего момента на ведущие колеса автомобиля. По мере возрастания скорости включается следующая передача. Для длительного отключения двигателя от ведущих колес служит нейтральная передача.
Не нажимается педаль тормоза
Наиболее важным органом в любом автомобиле является тормозная система. Она должна быть в идеальном состоянии, ведь от нее зависит наша жизнь. Одним из основных индикаторов эффективности работы данного узла является педаль, которая обязана всегда отличаться привычным для ноги состоянием нажатия. Этим правилом нельзя пренебрегать и при малейших изменениях нужно сразу выполнить регулировку или ремонт. Ниже мы рассмотрим, что необходимо предпринять, когда педаль тормоза стала твердой, совершенно не нажимается или схватывает в самом конце хода. Также уделим внимание вопросам самостоятельной диагностики и изучим все причины выхода из строя данного механизма.
Причины поломок педали тормоза
Изменения степени усилий для нажатия педали происходят из-за ряда конструктивных нарушений, которые могут быть как универсальными для всех типов автомобилей, так и изъянами исключительно определенных моделей или серий. Мы рассмотрим перечень основных проблем, которые можно назвать типичными для современных и советских автомобилей. Как правило, выход из строя педали тормоза является следствием неисправности ВУ (вакуумного усилителя) или ГТЦ (главного тормозного цилиндра). Подробный анализ работоспособности и изменений в тормозной системе позволит выявить подлинный источник:
Засорение воздушного фильтра ВУ. Очистку этого элемента не выполняют. В случае попадания внутрь значительного количества инородных веществ, которое сказывается на работоспособности, необходимо произвести замену усилителя новым аналогом.
Механическое повреждение корпуса клапана ВУ. При незначительных дефектах механизм начинает заедать, что сказывается на силе нажатия на педаль. Такая поломка, к сожалению, не ремонтируется, а требует замены усилителя.
Повреждение диафрагмы ВУ. Признаком наличия данного дефекта могут служить посторонние звуки при срабатывании системы торможения. Исправляется поломка заменой усилителя.
Неисправен наконечник ВУ. Эта причина также может привести к тому, что педаль тормоза схватывает в конце хода. Для устранения проблемы, в отличие от предыдущих поломок, не требуется замена основного элемента. Достаточно установить только новый наконечник.
Обратный клапан не срабатывает или заедает — устраняется заменой данного механизма. Разгерметизация этого сегмента приводит к тому, что в полость усилителя попадает топливо. В дальнейшем это выводит из строя весь узел. В итоге нужно менять ВУ в комплекте с обратным клапаном.
Повреждение или ослабление крепления шланга соединяющего ВУ с впускным коллектором. В первом случае резиновую трубку нужно заменить, а во втором варианте придется подтянуть хомуты крепления или заменить их при наличии повреждений. Данная причина является самой распространенной и требует регулярного контроля и осмотра надежности крепления. Состояние шланга необходимо систематически проверять. Он изготавливается из специального полимера, который при охлаждении становиться жестким, после включения двигателя и прогрева материал становится гибким. Из-за этого снижается его пропускная способность. Вследствие данной проблемы возникают неполадки в работе тормозной педали. Чтобы не сталкиваться с этой неисправностью, нужно приобретать качественные детали, с конкретными термическими параметрами.
Разбухание уплотнительных колец в цилиндрах. Если не нажимается педаль тормоза, нужно сразу же проверить состояние эластичных уплотнителей. Чаще всего это происходит из-за попадания бензина и масел внутрь узлов или использования некачественной тормозной жидкости. В зависимости от степени повреждения проводится замена уплотнителей и некачественной тормозной жидкости на рекомендованный производителем аналог.
Видео – Почему не работает педаль тормоза
Диагностика работы педали тормоза
Правильное для ноги состояние нажатия можно рассматривать с разных аспектов. Однако ответ может быть только один. В эффективной и полностью работоспособной системе сила нажатия всегда остается неизменной, исключений в этом правиле нет. При этом стоит понимать, что признаком выхода из строя являются также нехарактерные звуки. Они возникают в процессе механического воздействия на рычаг, при этом сила нажатия может быть неизменной. В таких случаях нужно обращаться к специалистам или выполнять самостоятельный ремонт.
Способы диагностики неисправностей без специального оборудования
Запустите силовой агрегат, это создаст в тормозной системе разряжение. Затем нажмите на педаль. Если она все еще жёсткая – неисправен усилитель или шланг.
Заглушите мотор и не нажимая на тормоз, подождите 4-6 минут. По стечении времени нажмите на педаль. Если рычаг не утратил своей жесткости, вероятнее всего, неисправен клапан ВУ.
При выключенном моторе, выжмите несколько раз педаль. Эти действия снимут разряжение в тормозной системе. Зажмите педаль в крайнем положении и запустите мотор. Если педаль немного опустится вниз, значит, с ВУ проблем нет. Последний метод позволяет максимально эффективно проверить работоспособность усилителя.
Диагностировать разгерметизацию очень просто. Признаком данной неполадки служит неустойчивая работа двигателя, как говорят он «троит». Причина этого заключается в попадании воздуха во впускной коллектор. В процессе разгерметизации резко обедняется воздушно-топливная смесь. Если на заведенном автомобиле педаль не продавливается в первую очередь следует проверить надежность соединений. Признаком данной поломки также является характерное шипение из вакуумного усилителя на работающем двигателе.
Вышеописанная информация поможет в решении проблемы с «отвердением» педали тормоза. При обнаружении каких-либо изменений не откладывайте ремонт и устраняйте поломку как можно скорей. Вы должны всегда помнить, что от эффективности тормозной системы зависит безопасность всех участников движения.