Svarkin-spb.ru

О высоковольтных проводах зажигания

Система электрооборудования автомобиля

Устройство высоковольтных проводов

Назначение высоковольтных проводов

Высоковольтные провода служат для передачи импульсов электричества высокого напряжения от катушки к свечам зажигания.

Основные требования к высоковольтным проводам автомобиля

Высоковольтные провода должны быть прочными и устойчивыми к агрессивной среде. Основная задача высоковольтных проводов передавать электрические импульсы во-что бы то не стало, независимо от температурного режима, и других условий под капотом автомобиля.

К высоковольтным проводам следует уделять столько внимание, сколько они этого требуют, ведь от них зависит работа двигателя, электронных систем автомобиля, и даже некоторые устройства. Не редко повреждения или неисправность высоковольтных проводов может привести к неравномерной работе двигателя, т.е. двигатель начнет «троить». Что означает троит двигатель?

Устройство высоковольтных проводов зажигания

Высоковольтные провода состоят из токопроводящей жилки, защитного слоя (его еще называют изоляцией), специальных металлических контактов и колпачков. Существует несколько видов высоковольтных проводов. К обычному (дешевому) относится тип проводов, который состоит из многожильного провода с толстой изоляцией. Сопротивление таких высоковольтных проводов равно нулю, что не правильно влияет на работу катушки зажигания.

Второй дорогой тип высоковольтных проводов состоит из нити размещенной по центру покрытой ферропластом сверху, которой намотана железоникелевая проволока. У этого типа высоковольтных проводов достаточное сопротивление, что значительно снижает радиопомехи и подходит для нормальной работы катушки зажигания. Для еще большего уменьшения радиопомех используют повышенную изоляцию. Следует отметить, что правильный порядок подключения высокольтных проводов играет важную роль в нормальной работе системы зажигания двигателя.

Изоляция высоковольтных проводов предназначена для предотвращения утечек электрического тока и изоляции жилы от влаги и других загрязнителей. Изоляция бывает однослойной и многослойной.

Металлические контакты высоковольтных проводов (наконечники) служат для установки соединения между жилами проводов и гнездами свечи зажигания и трамблером.

Требования к наконечникам высоковольтных проводов:

  • Обеспечение надежного контакта с жилок провода;
  • Надежные и прочные крепления ;
  • Достаточная коррозионная устойчивость и качественная изоляция.

Колпачки высоковольтных проводов обеспечивают герметичность соединений контактов, защищая места соединений от воздействия влаги и утечек тока.

Порядок подключения высоковольтных проводов: проверка и замена высоковольтных проводов

Для проверки провода, вам понадобится мультиметр-тестер, мс помощью которого вы сможете замерить сопротивление проводов — которое должно быть не более 20 КоМ (как правило провод 1 цилиндра имеет сопротивление до 10 КОм). Если сопротивление провода выше 20 Ком — он подлежит замене. Тщательно осмотрите провода на предмет износа. При установке проводов не допускайте перегибов, перекосов или натяжки проводов.

1. Порядок подключения высоковольтных проводов Daewoo Lanos, Daewoo Nexia ( Дэу Ланос, Дэу Нексия)

2. Порядок подключения высоковольтных проводов переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108, ВАЗ 2109

Неисправности высоковольтных проводов

К основным неисправностям высоковольтных проводов можно отнести разрыв электрической цепи и утечку тока.

Причины неисправности: неаккуратное снятие провода, плохое соединение, окисление и в последствие разрушение жилки провода высокого напряжения. Утечка тока происходит вследствие попадания в соединение влаги. При минусовой температуре изоляция высоковольтных проводов становится жесткой и риски повреждения проводов возрастают. Срок эксплуатации тоже влияет на износ высоковольтных проводов. Ведь при работе двигателя возникает вибрация, которая воздействует на все соединения, банально разбалтывая их. Также на соединения оказывает влияние повышенная температура, которая исходит от двигателя.

Рекомендации по уходу за высоковольтными проводами:

  • Производите периодическую проверку высоковольтных проводов на наличие повреждений.
  • Проверяйте надежность соединений наконечником с элементами системы зажигания;
  • Все манипуляции по снятию и установке в ысоковольтных проводов проводите бережно и осторожно, не дергая за изоляцию.

Как купить хорошие высоковольтные провода?

Осмотрите упаковку, проверьте соответствие вашей модели автомобиля, узнайте завод изготовитель.

Высоковольтные провода зажигания: устранение неисправностей

Как образуется искра на свече зажигания? Согласно теории электротехники, для пробоя 1 мм идеального воздушного пространства требуется напряжение 3000-4000 вольт. В условиях внутреннего пространства блока цилиндров условия более жесткие, но в любом случае, для свечей зажигания важна бесперебойная подача электроэнергии. Тысячи вольт вырабатывают катушки или модуль зажигания, их описание заслуживает отдельного материала.

Для исключения слабого звена некоторые производители устанавливают бобины прямо на свечи. Это делает систему надежнее и, соответственно, дороже. Мы рассмотрим классическую схему: катушка – высоковольтные провода зажигания – свеча.

Автолюбители называют провода зажигания по-разному: свечной, провод бобины, бронированный кабель. Речь идет об одном и том же изделии.

Какие требования предъявляют к свечным проводам?

Любой проводник имеет определенный срок службы. Если кабели уложены в жгут, имеют наружную оплетку и закреплены стационарно (защита от вибрационных нагрузок), период эксплуатации равен продолжительности жизни автомобиля. Другое дело – высоковольтный провод катушки зажигания. Он находится в эпицентре неблагоприятных условий: вибрация, высокая температура (а также перепады в зимнее время), пары бензина, поэтому к качеству изоляции высоковольтных проводов и к сердечнику предъявляются высокие требования:

  • Жилы бывают исключительно медными (как известно, этот материал обладает наименьшим сопротивлением), а вот защитный слой может быть силиконовый или резиновый. Остальные материалы изоляции хоть и обладают хорошей защитой, но недостаточно мягкие. Еще одно требование к высоковольтным проводам – эластичность. В противном случае, от постоянной вибрации поверхность просто растрескается;
  • Толщина оболочки – это поиск компромисса. Если произойдет пробой высоковольтных проводов, искра будет образовываться между центральной жилой и корпусом мотора. До свечи напряжение не дойдет, но и наличие искрящего проводника в подкапотном пространстве, мягко говоря, не полезно для авто. Обратная сторона медали – слишком толстый провод неудобен в монтаже, он неэластичный, что затрудняет укладку и обслуживание;
  • Длина высоковольтных проводов – еще одна головная боль производителя. Из закона Ома известно: чем короче проводник, тем меньше потерь для электрического тока. В автомобиле не так просто разместить все взаимодействующие узлы рядом друг с другом. Установка катушки зажигания над свечными колодцами – хорошо для электриков, но плохо для компоновщиков. К тому же, желательно, чтобы кабели были схожей длины, поэтому схема подключения высоковольтных проводов тщательно рассчитывается, и заменить кабели на универсальные означает нарушить режим работы всей системы зажигания на авто.
Читать еще:  Технические характеристики 6G72 3 л/141 – 225 л. с.

Наконечник высоковольтного провода – для чего он нужен

Подключение традиционным способом невозможно. Наконечники свечи должны быть легкосъемными, но обеспечивающими надежный контакт. Как правило, колпачки выполнены из твердого диэлектрика, хотя бывают исключения. Резина лучше прилегает к стенкам свечного колодца и обеспечивает герметичность. Однако этот материал подвержен износу. Пластиковый диэлектрик более долговечен, но под ним может конденсироваться влага. Какой материал выбрать – решает производитель в зависимости от конструкции ГБЦ.

От катушки зажигания идет один провод, распределение по свечам происходит на трамблере. В зависимости от конструкции двигателя в четырехцилиндровом варианте бывает до десяти наконечников. Так же, как и основные провода, колпачки могут стать причиной пробоя или потери контакта. Под них попадает вода, материал растрескивается, искра «прошивает» по изолятору свечи.

Порядок подключения высоковольтных проводов

Если кабели одной длины, их можно легко перепутать. На выходном устройстве должна быть маркировка цилиндров. Неправильное соединение приведет к нарушению последовательности искрообразования. В лучшем случае возникнет троение или детонация, в худшем – двигатель просто не будет работать. Чтобы соблюсти порядок подключения высоковольтных проводов, рекомендуется перед их демонтажем сфотографировать процесс, или пометить колпачки в соответствии с номерами цилиндров.

Если трамблер (модуль зажигания) расположен в торце блока цилиндров, длина будет разной, и замена высоковольтных проводов не вызовет затруднений.

Неисправность высоковольтных проводов: симптомы и последствия

Общие признаки похожи на неполадки со свечами (если в сбоях не виноват инжектор), поэтому перед тем, как проверить высоковольтные провода, убедитесь в исправности остальных компонентов мотора.

  • Проблемы с запуском – на свечи не поступает достаточное напряжение. Это может быть оборванная жила или коррозия контактов наконечника. Неисправность характерна для не прогретого мотора;
  • Двигатель «стреляет» при старте; если запускается, то работает неровно, с повышенными вибрациями. Нарушен порядок подключения высоковольтных проводов;
  • Рваная работа на холостых оборотах. Соединение со свечой пропадает от вибрации;
  • Нарушение норм выброса СО. Проблема сопровождается периодическим троением мотора. В одном из цилиндров пропуски зажигания, и топливо сгорает не полностью;
  • Помехи на мультимедийной системе: характер меняется при изменении числа оборотов коленвала. На сленге автолюбителей — высоковольтные автомобильные провода «шьют на массу». Множественные разряды на корпус двигателя создают «грозовые» помехи;
  • Запах озона под капотом. Причина, как в предыдущем пункте: высоковольтные провода пробивают на корпус.

Проверка высоковольтных проводов зажигания подручными средствами

Если ваш автомобиль оснащен портом OBD, можно локализовать неисправность как минимум до номера цилиндра. Самый примитивный сканер (типа ELM 327) покажет пропуски или отсутствие зажигания. При любом способе выявления проблемного участка тестировать провода лучше в снятом состоянии. Для полной проверки понадобится умножитель напряжения и мегомметр (для проверки изоляции). К источнику высокого напряжения подключаются провода, и проводятся лабораторные испытания. Такого оборудования в гараже, как правило, нет, поэтому воспользуемся мультиметром.

Читать еще:  Cтиль вождения теперь можно определить объективно

Тест начинается с визуального осмотра. На изоляции не должно быть трещин, черных точек пробоя искры, кабель должен изгибаться с одинаковым усилием в любом месте. Наконечники без окислов, надломов. Колпачки целые, с одинаковой толщиной юбки.

Затем измеряем сопротивление высоковольтных проводов зажигания. На всех бронекабелях оно должно быть примерно одинаковым – в пределах 2кОм – 10кОм. Какое именно значение – зависит от производителя. Номинал можно посмотреть в паспорте изделия. Заменить высоковольтные провода на нештатные (от другого авто) нельзя, их сопротивление рассчитано под возможности катушки зажигания. Неисправные надо отбраковывать: ремонт высоковольтных проводов внутри изоляции невозможен.

Важно! Подсоединение щупов мультиметра должно иметь хороший контакт, иначе вы можете внести высокую погрешность в измерение.

Проверка высоковольтных проводов зажигания, не снимая их с автомобиля

Это примитивный, но достаточно эффективный метод. Самый простой вариант – поставить заведомо исправный кабель и сравнить работу двигателя. Если расположение высоковольтных проводов позволяет, можно менять их местами (вместе с разъемом на трамблере), и вновь считать ошибки сканером. Он укажет на другой номер цилиндра.

Надев на руку диэлектрическую перчатку, можно поочередно снимать наконечники со свечей на работающем моторе. Когда вы дойдете до проблемного цилиндра, характер работы не поменяется.

Определение пробоя «на глазок». В темноте видно, как искра «шьет» на корпус ДВС. Можно соединить толстый провод с массой, и проводить оголенным концом по изоляции. Слабое место вы увидите сразу – пробьет искра.

Несмотря на целый букет поломок, которые могут вызвать бронепровода, их решение не сложнее замены пробок в домашнем электрощитке. Выявили неисправный – установили новый. Если есть проблема, как поменять высоковольтные провода на трассе или в чистом поле (вдали от магазинов), помните, что кабели не ломаются внезапно, регулярная диагностика поможет не оказаться застигнутым врасплох.

avtoexperts.ru

Для работы бензинового двигателя внутреннего сгорания необходимо два условия – это наличие топлива и искры для его воспламенения. Высоковольтные провода как раз служат для «доставки» искры от катушки зажигания до свечей в цилиндрах силовой установки.

Условия эксплуатации

Провода работают в тяжелых условиях, сопровождающихся перепадами температур, вибрацией и попадания влаги и грязи с дорожного полотна, а также воздействию горюче-смазочных материалов. По мере эксплуатации на поверхности проводов появляются микротрещины, способствующие утечке тока.

Влага и грязь создают условия для окисления контактов и нарушению искрообразования на свечах зажигания.

Наличие вибрации двигателя вызывает нечеткую посадку контактов в соединениях, что ведет к сбою в работе мотора. Высокая температура, особенно в районе свечных «колодцев», приводит к отказу свечных колпачков.

Почему эти провода называют «высоковольтные»?

Как следует из теории горения для воспламенения топливной смеси требуется высокое напряжение в несколько десятков тысяч вольт, чтобы сформировать искру между электродами свечи зажигания.

Сама же электрическая цепь автомобиля рассчитана на питание от 12 вольтовой батареи и не в состоянии создать подобное напряжение. Для этой цели в системе зажигания авто предусмотрена катушка зажигания, способная выдавать необходимое напряжение для создания искры.

По сути данный прибор служащий для преобразования низкого напряжения сети (12В) в высокое, составляющее порядка 35-40 тыс. вольт.

Низковольтное питание к катушке подводится обычным проводом, на выходе же из катушки уже стоит высоковольтный провод или как его еще называют – броне провод.

Провод катушки зажигания соединен с центральным контактом в крышке трамблера, в которой имеются также и дополнительные выводы для проводов, по количеству цилиндров двигателя.

Устройство

Конструкция проводов достаточно проста. Это токопроводящий элемент (медь, стекловолокно с пропиткой графитом), покрытый слоем изоляции, на концах которого имеются металлические наконечники. Один конец провода устанавливается в гнездо катушки зажигания, а второй на свечу зажигания через пластмассовый, резиновый либо силиконовый наконечник.

Изоляция является наиболее важным элементом, выполняя три основные функции:

• Защита токопроводящей жилы от попадания влаги;

• Минимальная утечка тока при работе;

• Сохранение эластичности в эксплуатации при различных температурах.

При этом металлические наконечники должны иметь надежную защиту от коррозии, что будет гарантировать постоянный контакт в соединениях и длительный срок эксплуатации изделия.

Причины неисправности

• Обрыв центральной жилы провода;

Появление перечисленных неисправностей отражается на работе двигателя, что выражается в следующих симптомах:

Читать еще:  Почему плавают обороты – локализация неисправности

• Нестабильный холостой ход, а также в режиме средних и высоких нагрузок;

• Повышенный расход топлива, снижение мощности;

• Появление радиопомех, ведущих к сбою в работе электронных систем и мультимедиа;

• Невозможность пуска двигателя при повреждении центрального провода от катушки.

Наиболее ярко неисправности проявляют себя в сырую погоду.

Способы проверки высоковольтных проводов

Существует несколько вариантов проверки проводов, доступных любому, даже начинающему автолюбителю и заключаются в следующих действиях:

Наиболее доступный способ, это визуальный осмотр бронепроводов. На изоляции не должно быть каких-либо трещин, потертостей, перегибов и следов оплавления. Помимо этого, провода должны быть гибкими, так как часто от перегрева, либо после длительной эксплуатации они могут «задубеть».

Очень наглядно неисправность изоляции проводов можно обнаружить, если в темное время суток при работе двигателя открыть капот, выключить наружное освещение и посмотреть на двигатель. Если провода неисправны, то они будут выглядеть как мерцающие гирлянды. Плюс к этому, можно также заметить место плохого контакта, так как в этом месте будет заметно искрение.

При нарушении целостности изоляции можно будет услышать характерные щелчки. Щелчки будут также слышны, если при работе двигателя снять наконечник со свечи и держать его на минимальном от нее расстоянии, что дополнительно подскажет о целостности провода.

• С помощью мультиметра

Провода необходимо снять и проверить каждый отдельно. Прибор устанавливается на проверку сопротивления в режиме омметра. Щупы прибора касаются к обеим сторонам провода и на шкале отражаются данные проверки.

Исправные изделия должны показать сопротивление порядка 3.5 -10 кОм, в зависимости от материала из изготовления и длинны. Когда распределить или модуль зажигания расположен с торца двигателя, то соответственно длина проводов и их сопротивление будут различны. Разница же в показаниях между проводами не должна быть более чем на 2-4 кОма, иначе необходимо заменить весь комплект.

Значение сопротивления обычно указывается на самих проводах.

• Проверка на искру

Берется зачищенный с обеих сторон кусок обыкновенного провода. В ночное время при заведенном двигателе, одним концом провода нужно коснуться массы (мотор, корпус авто), а вторым провести по проводу по всей его длине, а также и по свечному наконечнику. Если имеется пробой, то в этом месте проскочит искра.

Проверить непосредственно сам провод можно путем его надежного крепления на небольшом расстоянии от металлических частей двигателя. В момент прокручивания стартером между наконечником провода и массой мотора должна «проскочить» искра.

Срок службы

Согласно ГОСТ 14867-79 в отношении ВВП (высоковольтные провода) срок их службы должен составлять 8 лет, а гарантийный срок 5 лет считая с дня начала эксплуатации изделия, не превышающий 2000 моточасов мотора, либо 40 тыс. км пробега.

Данные параметры даны для провода марки ППОВ – провод в полиэтиленовой изоляции, облученный с поливинилхлоридной оболочкой.

В реальной же жизни провода могут как отказать и ранее предписанного срока, так и выходить гораздо более длительный период времени и их замена производится по мере обнаружения признаков их неисправности.

Выбор при покупке

Приобретая провода лучше отдавать предпочтение изделиям, предназначенным для конкретной марки и модели автомобиля. При этом нужно обращать внимание на сопроводительные надписи, как на упаковке, так и на самих проводах. Шрифт должен быть ровным, без ошибок и каких-либо подтеков.

Также на упаковке должен быть указан производитель, материал изготовления, правила эксплуатации.

Лучшие характеристики проводов, длительное время не теряющие своих свойств, имеют изделия из силикона. Они более эластичные и способны надежно работать в диапазоне температур от -30 до +30 градусов Цельсия, с учетом температуры моторного отсека, составляющей порядка 100 градусов.

Эластичность провода важна для работы двигателя, так как чем жестче провода, тем быстрее происходит ослабление контактов в соединениях.

Это изделия таких фирм, как: Denso, Bosch, NGK, Champion, Tesla, Slon, Finwhale.

Однако нужно быть внимательным, так как в продаже встречается множество подделок, где даже само слово «silicon» часто нанесено с ошибкой.

Ценовая политика

Стоимость ВВП от различных производителей может сильно отличаться и в среднем находится в диапазоне от 500 до 1700 рублей за комплект.

В заключение

Стоит заметить, что бронепровода не отказывают внезапно, поэтому нужно взять за правило, время от времени уделять им внимание, чтобы не оказаться с отказавшим двигателем на трассе или в чистом поле вдали от магазинов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector