О покупке машины в Приморье
Покупать б/у автомобили в Приморье – огромный риск – эксперты
Покупать б/у автомобили в Приморье – огромный риск. При покупке хоть в Интернете, хоть на авторынке, нужно проявлять осмотрительность. Существует множество “подводных камней”, которые подстерегают покупателей. Об этом на пресс-конференции рассказали специалисты автобизнеса и сотрудники правоохранительных органов, передает РИА PrimaMedia.
Дмитрий Пенязь, генеральный директор автомобильной компании “Веросса”:
“Все мечтают ездить на новых авто, но финансы позволяют далеко не всем. Сегодня купить дешевый б/у автомобиль можно, как правило, на авторынке или в компании, которая доставляет машины с японских аукционов. Значительно реже – с китайских. Но при покупке как в Интернете, так и на рынке, нужно проявлять предусмотрительность. Что касается аукционов, то советую покупать автомобили у компаний, которые зарекомендовали себя на рынке в течение 5-10 лет, с которыми не связаны никакие скандалы. С новыми же компаниями стоит быть осторожнее.
На рынке покупать машины удобнее и, как правило, дешевле. Потому что они там уже могли “постоять”. А нечистые на руку продавцы могут и скрутить пробег. Зато можно потрогать автомобиль, показать ее специалистам сервиса.
В первую очередь нужно проверить документы, прошла ли машина таможенное оформление, уплачены ли пошлины. Многое зависит от порядочности продавца. Всегда есть опасения, что машина, например, была утоплена. Нужно смотреть историю машины. Если нет опыта определить состояние авто, нужно обращаться в сервис. Придется не пожалеть несколько тысяч рублей на обследование.
Должна насторожить слишком дешевая цена. Чудес не бывает, и за низкой ценой могут стоять мошенники. Обязательно сверяйте номерные узлы и агрегаты, проверьте наличие сварных швов. Если есть подозрения – лучше отказаться”.
Автомобильный рынок во Владивостоке, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов
Роман Бородин, старший инспектор группы розыска ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Владивостоку:
“Есть риск купить машину-“двойник”. Человек пытается ставить ее на учет, но выясняется, что такая машина уже где-то ходит. Если машина продается в другой регион, совершается “потеря” ПТС, оформляется дубликат, машина уезжает в другой регион, а под якобы потерянный документ ввозят очередной конструктор.
До сих пор в ГИБДД встречаются случаи мошенничества – выявляют поддельные ПТС или с подчищенными номерами. А невнимательные покупатели все еще покупают незаконные “конструкторы” и “распилы”.
Автомобили ввозят во Владивосток, Фото с места события собственное. Автор фото: Сергей Ланин
Сергей Носов, и.о. заместителя начальника МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю:
“Если в ГИБДД выявляются нарушения, то мы либо отказываем в регистрации транспортного средства, или принимаем решение об аннулировании регистрации. Покупатель должен помнить, что он не защищен от мошенничеств.
Нужно решать: либо покупать в автосалонах, либо самому проверять. Например, надо тщательно проверять собственника. Если машину продает доверенное лицо – надо сразу задуматься. Также не следует брать авто “из регионов”.
Приобретая автомобиль не в автосалоне, а у частных лиц, человек не застрахован ни от чего. Он уже изначально должен знать, что рискует. Если в автосалоне его защитит закон о потребителях, то здесь – только в суд. Но по статистике, в 90% случаев суды стоят на стороне органов полиции”.
Сбросили обороты
И, кстати, не без оснований. По официальной информации, в 2015 году ввоз легковых машин через таможни Дальнего Востока сократился по сравнению с 2014-м с 144806 единиц до 48186, а бюджет недополучил более 15 миллиардов рублей сборов. “Увеличения ввоза в 2016 году с таким курсом валюты не будет”, – заявил начальник ДВТУ Юрий Ладыгин. Насколько пессимистичны настроения автодилеров на известном в ДФО и Сибири авторынке “Зеленый угол”, выясняла корреспондент “РГ”.
Менять автомобиль к весне было в недавние времена нормой у дальневосточников. Считалось, что пробегавшая два года машина – уже и не машина почти, надо покупать новую (то есть не у нас подержанную).
Нынешняя экономическая ситуация к такому пижонству не располагает, но ведь охота пуще неволи. Поэтому, прикинув возможности (накопления, кредит и стоимость старого авто), я поехала на разведку. На тот самый “Зеленый угол”.
На вопрос “Что самое дешевое?” получила ответный: “А что для вас значит “дорогое”?” Честно сказала: все, что свыше 350 тысяч рублей.
Первый шок: машин стоимостью меньше, чем 400 тысяч рублей, – нет. Те редкие экземпляры, что встретились, покупать нельзя – несолидно для моего водительского стажа.
– На днях звонили бывшие клиенты из Сибири. Говорят, возьмем три любых автомобиля за 350 тысяч каждый. Я поспрашивал ребят, но никого такие деньги не прельстили, хотя и соблазнительно было отдать сразу три “лошадки”, – говорит продавец Анатолий.
Из чего складывается цена автомобиля?
– Вот считайте: таможенная пошлина за эту машину с объемом двигателя 1300 кубов – 230 тысяч рублей, раньше была 150. В итоге себестоимость получается не меньше 350 тысяч. Продаю за 390 тысяч рублей, и то, боюсь, торговаться будут, – сетует другой торговец, Александр.
Да, продавцов на рынке осталось мало, и маржа у них нынче не та, что была. Рассказывают, что покупателей из сибирских регионов уже нет, а вот из Хабаровского края и Амурской области еще едут. Наплыва, если можно этим словом назвать нынешнее количество клиентов, ждут весной. Дело в том, что в Японии техосмотр проходят в конце зимы. Многие перед этим стараются купить новое авто, избавившись от старого, а оно, в свою очередь, и попадает на российский рынок.
Последний звездный час автодилеров был в минувшем декабре. Когда рубль стал падать по отношению к доллару, на “Зеленом углу” раскупили почти все. Вот надеждами на повторение такой ситуации и живут сейчас продавцы автомобилей.
Автодилеры работают с минимальной прибылью или, по их собственным утверждениям, вообще без нее, так как машины продаются за рубли, а таможенные платежи государство берет в валюте. Кроме того, с начала 2015 года в России перестали выдавать техпаспорта на авто ниже класса “Евро-5”, а свидетельство о безопасности машин старше трех лет стоит примерно 15 тысяч рублей.
Тем не менее, рассуждая о стагнации на рынке, продавцы авто не помышляют о полном прекращении торговли.
– Поймите, ну нет альтернативы подержанным иностранным машинам, если говорить о цене. Раскупят и те, что есть, и новые, которые привезут уже по другим ценам. Откажут себе в чем-то другом и приобретут. А аукционная цена на автомобиль тоже зависит от спроса, и если его нет, то она будет падать. Совсем рынок не замрет, и наш бизнес тоже, – уверяет меня еще один продавец.
Выбор машин на авторынке есть. И вот примета времени. Раньше на автомобиле не цена указывалась (чтоб не продешевить), а только телефон дилера. Нынче на каждом лобовом стекле написана стоимость. Посмотрела я на цены и взгрустнула.
“Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное”, – говорил герой известного мультфильма. Вот я сейчас почти в такой ситуации. Кто купит мою пять лет проездившую по Приморью машину?
А впрочем, на “Зеленом углу” и купят. Вернее, возьмут.
– Снимайте с учета, пригоняйте сюда, мы посмотрим, если документы в порядке и состояние приемлемое, то заберем, – удивили меня на рынке.
Оказывается, есть такая практика: продавцы мне – свежую машину, я им – свой автомобиль плюс разницу в цене. Потом автодилеры мой автомобиль продадут таксистам.
Многие дальневосточники решили было, что введение режима свободного порта Владивосток сулит им возможность беспошлинного ввоза автомобилей из-за границы. Точки над “i” расставил вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев.
– Свободный порт Владивосток касается привлечения инвестиций и не предполагает открытие беспошлинной границы для того, чтобы физические лица смогли ввозить автомобили, – заявил он.
Японские авто в Приморье стоят дороже, чем в Москве
Приморье с его «правым рулем», всегда был и остается для страны регионом «не таким, как все». Что представляет собой рынок подержанных автомобилей в западных регионах? Оставим в стороне программы «трейд-ин» официальных дилеров. Через них в 2015 году, если верить экспертам, прошло около 5% объема вторичного рынка. Можно предположить, что весь остальной объем пришелся на долю, так называемых, «независимых игроков». По большому счету, частные лица, используя все необходимые средства коммуникаций, этот рынок и формируют. От Приморского края «вольные торговцы запада» отличаются тем, что в их распоряжении, в основном, машины с пробегом, ранее купленные в салонах официальных дилеров. То есть, владелец, решивший продать некогда новый автомобиль, выставляет на рынок продукт в прямом смысле «secondhand».
Приморский же рынок «пробежных» авто выглядит иначе. Здесь, в большинстве своем, представлены машины как минимум «thirdhand». У нас «бэушный» автомобиль, недавно миновавший российскую границу, считается условно «новым». Статус «пробежного» он приобретает через определенный период «проживания» в нашей стране. Соответственно, хозяин, решивший сменить автомобиль, выставляет его на продажу уже для «третьих рук».
С понятиями о «пробежности» определились. Переходим к их стоимости. Уже никого не удивляет тот факт, что интересней некоторые модели «японок» покупать на западе страны. Даже с учетом расходов на доставку, они обходятся дешевле «праворульных» аналогов. Особенно это актуально для моделей, чей класс несколько выше среднего.
С некоторого времени ряд причуд наблюдается и с другими сегментами. Так, например, «праворульная» «Corolla» или, допустим, компактный аппарат, с настоящим джиповским характером – «iO», с пробегом по российским дрогам в районе 5 лет, где-нибудь в Иркутске или Новосибирске могут стоит дешевле своих «пробежных» в Приморье. Возможно, что здесь на рынке автомобилей с пробегом на ценники влияет «дилерский секондхенд», которого в этих городах достаточно. И это несмотря на то, что модельный ряд официальных салонов несколько скромен в отличии от «свободного» рынка.
В Приморском крае все несколько иначе. По ряду экспертных данных 2015 года, здесь доля новых автомобилей, проданных через официальные салоны, составляет порядка 4%, остальное – «бэушный» автоимпорт.
В случае с «беспробежными» машинами где-то можно понять логику в образовании ценников: закупочная (аукционная) цена +транспортные расходы + пошлины + степень скупости продавца. Стоимость автомобилей с пробегом в 3-5 лет часто удивляет. Судя по объявлениям одного из популярных автомобильных порталов, приморский ценник на авто с пятилетним пробегом может быть немногим меньше, чем на свежепривезенный аналог. При этом, продавец «пробежной» машины технично объясняет, что всему виной рост курса доллара. Иными словами, человек планирует сегодняшней продажей компенсировать себе курсовую разницу за былые несколько лет. В этой связи интересно смотрятся «объявления-долгожители», владельцы которых оперативно отреагировали на январский валютный «скачек», увеличив стоимость продающихся авто. При этом не каждый откорректировал текст внутри самого объявления. Фразы «такая цена только до апреля» или «этот ценник до 1 декабря, потом дороже» вызывают совершенно определенные эмоции. При этом, есть еще и уточнения «продаю неспешно» или «с продажей не тороплюсь». Интересно, насколько подобные пояснения влияют на результат? Возможно, их эффективность равносильна другим «перлам», типа «состояние машины идеальное, ездила девушка в режиме дом – работа». Подобное для кого-то является «гарантией» хорошего технического состояния автомобиля? Парадокс, но иногда стоимость автомобилей «с девушкой» несколько выше машины с такими же характеристиками, но «без девушки».
Бытует мнение, что ценник на «пробежные» авто в Приморье держится из-за неких перекупщиков. Владельцы, выставляя на продажу свои машины, изначально пытаются лишить «перекупов» возможного «дисконта». Но, с другой стороны, понятие «торг» никто не отменял. Кроме этого, у многих сдают нервы и, соответственно, падает ценник, после того как серьезный парень с видом авторитетного специалиста просматривает, прослушивает и простукивает продаваемый автомобиль. Затем, выносит «вердикт», больше похожий на приговор. Владелец узнает, что машина «бита-крашена-ремонтирована» неоднократно, да и как он вообще ездил на такой «капсуле смерти». Кто-то с услышанным соглашается и оформляя сделку параллельно пытается вспомнить, когда весь этот ужас с его автомобилем произошел.
В 2015 году одной известной приморской компанией были предприняты попытки придать цивилизованный вид рынку автомобилей с пробегом посредством организации аукционов. Несколько пилотных мероприятий были проведены. Закрепится ли этот проект в жизни, – покажет время. Пока же приморский рынок «пробежных» машин живет по классической схеме с двумя неизвестными.