Svarkin-spb.ru

Новые программы обучения водителей утверждены полностью

Новые программы обучения водителей в автошколах

Эта статья является комментарием к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

С 11 августа 2014г вступает в силу очень важный документ для всех желающих получить автомобильные права. Он регламентирует программы профессионального обучения водителей транспортных средств, утвержденных Министерством образования России.

Поскольку данный документ очень важный, без него не мог заработать в полную силу закон о безопасности дорожного движения. Хотим напомнить, поправки в него вступили в силу еще 5 ноября 2013г. А именно, этими поправками были введены в действие новые категории и подкатегории. К примеру, появилась категория «М», дающая право управлять мопедами и скутерами. До настоящего момента водить эту технику разрешалось без прав.

Несмотря на то, что поправки в закон о безопасности дорожного движения вступили в силу еще осенью 2013г, ГИБДД не привлекала таких водителей к ответственности по причине невозможности пройти обучение и получить эти права.

Ведь не было программ подготовки водителей, но после вступления закона в силу водителям мопедов придется получить необходимый документ.

Также напомним, что любая открытая категория дает право на управление мопедом. Получить категорию «М» можно теперь с 16 лет, раньше за руль мопеда можно было садиться с 14 лет.

Отсутствие программ подготовки водителей также стояло проблемой при разработке нового регламента по приему экзаменов. Непонятно чему и как учить — неясно что принимать.

О регламенту расскажем позже, вернемся к программам. В чем их отличие от нынешних?

Во-первых, в них указаны строгие требования к материально-технической базе автошколы, а именно требования к учебным автомобилям, классам и даже учебной площадке. Причем согласно правилам лицензирования, вступившим в силу 17 ноября 2013г, каждая автошкола, для обучения по новым программам, должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие этой базы учебным программам. Для площадки установлен минимальный ее размер — не меньше 0,24 га. Впервые в программах прописаны формулы, определяющие пропускную способность автошколы, которая зависит от количества и размеров классов и от количества учебных машин. Как Вы понимаете, автошкола, имеющая в наличии один учебный автомобиль, обучить за год две тысячи курсантов.

Все эти требования появились потому, что развелось много «псевдо» автошкол с приставкой «якобы». О подготовке водителей там речь и не шла. Там просто продавали корочки об окончании автошколы, как в магазине! А поскольку до 5 ноября еще была возможность сдавать экзамен в ГИБДД экстерном — это было золотым дном для недобросовестных автошкол.

Одно лишь только требование о наличие правильной площадки сильно уменьшит количество желающих обогатиться на обучении водителей, потому что в площадку нужно вкладывать деньги. А ведь раньше можно было представить документы, чтобы получить лицензию, и этого достаточно было. Проверки не было, есть ли автомобили, площадка и классы. Поэтому и была возможность дешево распродавать корочки об обучении.

Более жестко по нечестным предпринимателям ударит расчет количества возможных курсантов. Так после вступления в силу этих программ можно будет надеяться, что автошколы начнут выпускать на дороги не «полуфабрикат», а действительно Водителей.

Сами же программы построены модулями. К примеру, базовый модуль, который изучают все при первичном обучении. Это самый большой блок — 84 часа, здесь обучают законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. Впервые включены в обучение психологические моменты, к примеру, как не допустить конфликтов на дороге, уделяется внимание самым незащищенным на дорогах людям — пешеходам, детям, велосипедистам.

Если человек уже имеет права, то для открытия следующей категории изучать базовый модуль не требуется. Достаточно пройти лишь обучение по спецификации для нужной категории.

Поэтому, если первоначальное обучение по количеству часов увеличилось, то для получения новой категории или подкатегории время на обучение сократилось. До настоящего времени на обучение по категории «В» отводилось 156 часов, из которых 106 – теория, 50 часов — практика. А теперь — 190 часов. Из них 130 — теория, 56 — практика и 4 часов- экзамен. Причем, если теория считается академическими часами, то практика — астрономическими.

Также впервые в программы обучения включен внутренний экзамен в самой автошколе.

Однако, открыв впервые категорию «В», на получение категории «С» не потребуется тратить столько времени. Ведь базовый модуль уже изучен, значит, минус 84 часа.

Для получения прав на мопед потребуется 122 часа, из них 100 часов — теория, 18 — практика и 4 — экзамен.

Читать еще:  Разбираемся в тонкостях протоколов самодиагностики

Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с АКПП (автоматической коробкой передач),но только для тех, кто уверен, что за руль автомобиля с механической коробкой никогда не сядет. После сдачи экзамена, эти люди получат в правах отметку «АТ», что дает возможность управлять автомобилем соответствующей категории только с АКПП. Время на обучение это сократит всего лишь на два часа.

Тем, кто уже сейчас обучается по старым программам можно доучиваться по ним же. Но ученики, пришедшие в автошколы после вступления в силу приказа, должны будут обучаться по новым программам.

Теперь по итогам обучения выпускникам автошкол будет выдаваться свидетельство о профессии водителя.

А вот теперь об экзаменах. Как уже говорилось, без принятия программ об экзаменах на вождение и говорить не приходилось. Теперь это стало актуальным. Уже давно в правительстве на рассмотрении находится постановление о допуске к управлению транспортными средствами. После подписания, ГИБДД сможет засчитывать внутренний теоретический экзамен и площадку в качестве основного экзамена. Но подходит это для автошкол с автоматизированными автодромами. Для автошкол, не имеющих автоматизированных автодромов, предусмотрен другой порядок. Сотрудники Госавтоинспекции будут приезжать к ним принимать экзамен. Понятно, что ученику легче сдавать экзамен на знакомой площадке и в «родной» автошколе. Но если процент сдачи у такой автошколы будет низким (ниже 80 %), то инспекторы не будут сюда приезжать и сдавать экзамен придется в ГИБДД на общих основаниях.

Для приема экзаменов необходим еще и административный регламент, но он уже практически готов. Программы подготовки водителей приняты, осталось дождаться подписания постановления правительства о допуске к управлению транспортными средствами и тогда уже будет принят и регламент. Ориентировочно, обучение по новым программам займет три месяца. Так что у Госавтоинспекции есть запас времени для утверждения этого документа. Но запас крайне небольшой.

Подробно в автоновостях:

Как допустить водителей к работе: новые правила

В сентябре вступили в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте и программы повышения квалификации для водителей. В статье инструкция, которая поможет обучить работников по новым требованиям. Чтобы не нарушить сроки обучения, воспользуйтесь шаблоном приказа и образцом программы первичного инструктажа на рабочем месте для водителей, которую редакция разработала на основе новых правил.

Что нужно сделать

27 сентября 2018 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н , утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.

До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:

разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;

разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;

внеплановый инструктаж по охране труда;

внеочередную проверку знаний по охране труда.

Что изменилось

Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы ( п. 2 9 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным ( п. 137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6 . В приложении утвердили наряд-допуск на работы с повышенной опасностью.

Перечень вредных и опасных производственных факторов. В Правилах дополнили перечень производственных фактов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств. Теперь в него включили физические и нервно-психические перегрузки.

Средства коллективной защиты. В программу инструктажа и инструкции по охране труда нужно будет включить сведения о коллективных средствах защиты согласно Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н ; далее — Правила № 310н).

Периодичность обучения по охране труда. Повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца и проверку знаний не реже одного раза в 12 месяцев теперь будут проводить только для сотрудников, которые выполняют работы с повышенными требованиями охраны труда.

Труд водителей связан с повышенной опасностью для окружающих ( ст. 1079 ГК). Поэтому работодатель обязан проследить, чтобы водители проходили повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний — не реже одного раза в 12 месяцев. Срок, который исчисляют месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца ( ч. 2 ст. 4.8 КоАП).

Читать еще:  Преимущества и недостатки кожаного салона.

Требования к производственной территории. Производственные здания и сооружения, помещения и площадки должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ( Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ ). Раньше они должны были соответствовать только строительным нормам и правилам.

Требования к санитарно-бытовым помещениям. Из Правил исключили пункт об устройстве мест для курения в производственных помещениях. Убрали требования об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта и медпункта в зависимости от численности работников, о площади комнаты для предрейсового медосмотра и комнаты для отдыха, о гигиенических душах для женщин и отдельных курительных комнат для них. Также исключили требование о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т. п. Вместо этого указали, что работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения по установленным нормам ( п. 14 Правил).

Режим труда и отдыха. Такой раздел из Правил исключили. Определили, что режим труда и отдыха устанавливают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя ( п. 13 Правил).

Как проводят повышение квалификации водителей

Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору ( приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7 ). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией ( ст. 65 ТК).

Работодатель организует повышение квалификации водителей ( ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.

С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161 , который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.

Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда

В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.

В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.

На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.

Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда

Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.

По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:

к производственным территориям и организации рабочих мест;

площадкам для хранения транспортных средств;

размещению технологического оборудования;

технологии производственных процессов;

эксплуатации транспортных средств;

размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.

В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.

В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам

Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2018 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).

Читать еще:  RDRC – кубок России по дрэг-рейсингу

Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф ( ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника ( решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу № 7–5928/16 ).

Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.

Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.

Утверждены новые программы переподготовки водителей

Опубликован приказ Министерства образования и науки об утверждении программ переподготовки водителей.

Напомним, что в процессе реформы у нас новые категории, а также подкатегории. Для того чтобы готовить водителей этих категорий и подкатегорий, нужны были программы их подготовки. Программы были сделаны модульными. Есть базовый модуль, который при первичном обучении изучают все. Это, пожалуй, самый объемный блок – 84 часа. В нем обучают законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. И есть специальные блоки. Если у человека не было прав, то ему положено пройти полный курс обучения. Например, для категории «В» он составляет 190 часов, из которых 130 часов – это теория, большая часть которого – это общий для всех категорий базовый модуль.

Приказ министерства образования и науки об утверждении программ переподготовки водителей (6,57 Мбайт)

Чтобы водителю для обучения на другую категорию не пришлось заново проходить обширный базовый модуль, который он уже изучал, и были разработаны программы переподготовки водителей с одной категории на другую.

Самые основные из них, наиболее востребованные, приняли вместе с основными программами. Теперь приказом утверждены все остальные программы переподготовки. Например, с категории «М» – мопеды – на категорию «А». Для получения прав на мопед потребуется 122 часа. Из которых 100 часов – теория, 18 часов – практика и 4 часа – экзамен. Но если у вас есть права на мопед и вы хотите открыть категорию «А», то есть управлять мотоциклами, то согласно новым программам переподготовки на такое обучение потребуется 24 часа, из которых 8 часов теории и 16 практики.

Напомним, что прошел год с момента вступления в силу основных программ подготовки водителей. С этого момента и началась реформа в этой сфере деятельности. Чтобы бороться с так называемыми серыми автошколами, которые ничему не обучали, а попросту продавали свидетельства якобы об их окончании, была заведена практика проверки автошкол на соответствие их учебно-материальной базы и учебных программ требованиям программ, утвержденных министерством образования. Только такие автошколы могут обучать водителей. Их список публикуется на сайте ГИБДД.

По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, с заявлениями о выдаче заключений в подразделения Госавтоинспекции обратилось 6204 автошколы. Программы согласованы 5795 организациями, заключения получили 5329 автошкол.

Однако проблемы по-прежнему остаются. «Серые» схемы продолжают активно использоваться. Группы учеников набирают не только автошколы, у которых есть лицензии, но нет заключения ГИБДД, но также и те, у которых лицензия либо приостановлена, либо организация и вовсе ее лишилась. Они по-прежнему торгуют свидетельствами об обучении, только не своими. Они покупают такие свидетельства у легитимных автошкол в регионах. В результате в ГИБДД Центральной России приходят сдавать экзамены якобы ученики дальневосточных автошкол.

Некоторые автошколы идут на такие хитрости. Они заключают договор аренды на площадку для подготовки водителей, помещение для обучения теории, а после получения заключения ГИБДД эти договоры расторгают. В каких условиях и как они обучают будущих водителей, под большим вопросом.

Как обезопасить себя от такой автошколы? В первую очередь перед выбором учебного заведения внимательно изучить список автошкол на сайте ГИБДД и обращаться в одну из тех, которые получили заключения.

И очень важно внимательно прочитать договор, который вы подписываете. В нем четко должно быть указанно, что за ваши деньги вам оказывают именно образовательные услуги. Должно быть указано и количество часов подготовки. Их не должно быть меньше, чем в примерных программах.

Одно из условий выполнения условий договора – получение свидетельства о прохождении обучения и профессии водителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector