Назначение смазки редукторов
Редукторное масло
Масла редукторные относятся к классу индустриальных и используются в промышленных механизмах для защиты от коррозии и снижении износа.
В производственной технике очень высок уровень силовых воздействий, масла в этой ситуации помогают уменьшить силу трения, а также снизить ударные нагрузки. Кроме этого, редукторные масла покрывают движущиеся части редукторов тонкой пленкой, предотвращая их преждевременный износ, и защищая их от коррозии. И, наконец, обеспечивают необходимое охлаждение.
Учитывая те колоссальные механические и температурные нагрузки, которым подвергаются редукторные масла, они имеют максимально высокие показатели.
Тип редуктора определяет выбор марки масла
Основное предназначение редукторов – передача мощности, но не только. В зависимости от своей конструкции, редукторы могут изменять крутящий момент, скорость, а также направление движения.
Фактически, редуктор – это узел механизма, испытывающий очень высокие силовые нагрузки. Помимо этого, редукторы с каждым годом становятся компактнее, только за последние 50 лет их размеры уменьшились в 3 раза, передавая при этом ту же мощность.
Нагрузка на детали редукторов возросла, увеличилось число оборотов, повысилась рабочая температура.
Соответственно, и к маслам для редукторов предъявляются постоянно растущие требования.
Редукторы различаются по типу передач на:
- Цилиндрические. Оси валов в них установлены параллельно.
- Конические. Оси валов имеют пересеченное размещение.
- Червячные. Оси валов перекрещены.
- Комбинированные. Сочетают вышеперечисленные типы передач.
Также модели редукторов делятся на одно- и многоступенчатые, это зависит от количества передач. В зависимости от типов редукторов применяются различные масла, которые должны соответствовать поставленным задачам.
Классификация
Классификация редукторных масел довольно сложна, но в целом, между собой они различаются, в первую очередь, степенью кинематической вязкости.
Для редукторов, работающих на высоких скоростях, используются менее вязкие масла, которые быстрее распределяются по поверхности.
В самых высокоскоростных редукторах применяются масла, создающие эффект «масляного тумана», при котором мельчайшие частицы размером до 0,02 мм постоянно пребывают во взвешенном состоянии и равномерно покрывают все рабочие поверхности.
Помимо степени вязкости, редукторные масла различаются комплектом присадок, подобранным под определенные цели. Степени концентрации присадок также различаются.
По своей основе масла различаются на:
- Минеральные;
- Синтетические;
- Полиальфаолефиновые;
- Полигликолиевые.
В США есть своя спецификация для индустриальных масел, созданная и контролируемая AGMA (Американская ассоциация производителей передач), однако в странах Европы пользуются спецификацией DIN 51517, которая разделяет редукторные масла по 3 стандартам качества:
- CL. Стандарт для масел, применяющихся при относительно невысоких нагрузках, и имеющих антиокислительные и антикоррозийные присадки.
- CLP. Масла содержат вышеперечисленные присадки, плюс противоизносные. Применяются в областях смешанного трения.
- CGLP. В их состав входят все вышеперечисленные присадки с активным действием, а также присадки для облегчения скольжения.
На территории бывшего Советского Союза класс вязкости редукторных масел определяет ГОСТ 17479, а также ISO 3448-75, в соответствии с которыми к минимальному классу вязкости – 32 – относятся масла с вязкостью 29,0-35,0. Самый высокий класс вязкости – 1000, к нему относятся масла с вязкостью 900-1100. Масла с минимальной вязкостью используются для редукторов с высокими скоростями, с максимальной – для механизмов с большими силовыми и ударными нагрузками.
Масла, используемые в редукторных передачах, подвергаются, помимо прочих факторов, воздействию высоких температур. Поэтому минимальная температура вспышки для редукторных масел 2400 ºС.
Марки
Самыми распространенными марками редукторных масел сегодня являются:
- ТНК Редуктор CLP 68 – 680. Гидроочищенная минеральная основа, присадки антиокислительные, антикоррозийные, противоизносные и противозадирные. Относятся к 3 классу DIN 51517. Используется в циркуляционных системах зубчатых передач с высокими нагрузками, а также при ударных нагрузках.
- Shell Omala 100 – 680. Линейка масел Omala используется в промышленных редукторах. Минеральная основа, активные присадки – антикоррозийные, противозадирные. Эффективно применяются в системах с масляным туманом. Хорошо сохраняют свою структуру, позволяют существенно увеличить периоды между заменами масла.
- Texaco MEROPA 68 – 680. Позиционируются, как премиум-класс. Предназначены для использования в редукторах закрытого типа. Противозадирные присадки с серно-фосфорной основой. Антиокислительное действие при высоких температурах. Устойчивы к вспениванию.
- Esso Spartan EP 150 – 460. Широко применяются в нефтедобывающих насосах, а также в судовом оборудовании. Не агрессивны к мягким металлам, устойчивы к окислению. Высокие антизадирные свойства увеличивают срок службы оборудования.
- Mobil Mobilgear 626 – 636. Линейка с очень сбалансированными свойствами, масла превышают классификационные требования по многим показателям. Предназначены для оборудования с высокими силовыми и ударными нагрузками. Максимальная защита от износа и коррозии. Используются в системах масляного тумана, широко применяются в морском оборудовании.
Стоит также выделить масла CLP 320 и CLP 220. Например ИТД 220.
Восстановление редкторного масла после отработки
У редукторных масел, как и у любых других, имеется свой срок службы, по завершении которого происходит либо замена масла, либо его полная регенерация.
Применяются следующие методы восстановления:
- Отстаивание;
- Фильтрация;
- Физико-химический метод.
Безусловно, самое оптимальное решение – полная замена масла после его отработки.
Однако, учитывая последующую утилизацию отработанного масла, экономически более выгодна регенерация.
Наименее затратным и наиболее широко используемым является метод отстаивания, однако наибольший эффект дает физико-химический метод, основанный на ионном обмене с применением растворителей.
Применение
По данным статистики, около 40% редукторных масел приходится на производственное оборудование – станки, штампы, кузнечные прессы и прочее. Еще 40% потребляет металлургическая промышленность. Оставшиеся 20% распределяются, в основном, среди шахтного и корабельного оборудования.
Существует отдельная категория редукторных масел, применяемых в оборудовании на пищевых производствах. Для этих масел разработаны специальные пищевые допуски, на случай их контакта с продукцией.
Масла на синтетической основе более распространены, поскольку они не подвержены испарению. К тому же, у них более длительный срок службы, в несколько раз превосходящий период годности масел на минеральной основе. Это позволяет реже заменять масло, или подвергать его регенерации.
Редукторные масла эксплуатируются в сложных условиях, поэтому у них более высокие показатели, чем у других, производство дорогостоящее и контролируется максимально тщательно.
Ведущие мировые корпорации ведут постоянное совершенствование характеристик масла, расходуя на это немалые средства, не все компании могут себе позволить такие разработки. У каждого серьезного производителя оборудования имеется свой список марок, который он рекомендует для своих механизмов. Поэтому не стоит пытаться приобретать масла малоизвестных фирм – сэкономив на покупке масел, можно впоследствии потерять немалые деньги на ремонт производственного оборудования.
13. Смазка редуктора и подшипников
Способ смазки – картерный. Смазка осуществляется окунанием колеса в масло, залитое внутрь корпуса редуктора. При картерной смазке достаточно, чтобы в смазку погружалось большее из двух зубчатых колес пары. Колеса конических передач погружаются в смазку на всю длину зуба. Предельную глубину погружения тихоходного колеса ограничивают в пределах его радиуса или 100 мм.
Количество заливаемого в картер масла:
где – мощность на быстроходном валу,
При смазке зубчатых колес окунанием подшипники качения опор валов обычно смазываются из картера в результате разбрызгивания масла зубчатыми колесами, образования масляного тумана и растекания масла по валам. Надежная смазка подшипников возможна при окружных скоростях зубчатых колес свыше 3 . Иначе для смазки подшипников применяется пластическая смазка в виде солмдол-жировой УС-3 или жировая 1-13. Применение раздельной смазки зацепления и подшипников вызывает необходимость в изоляции полости подшипника от внутренней части редуктора защитными шайбами, мазеудерживающими или маслоотражательными кольцами.
Масло заливается в корпус через смотровое окно в верхней части крышки. Уровень смазки контролируется по маслоуказателю фонарного типа. Слив масла производится через маслоспускное отверстие в нижней части корпуса, которое закрывается резьбовой пробкой с прокладкой.
Делись добром 😉
Похожие главы из других работ:
9. Смазка зацепления подшипников
Для червячных редукторов используют смазывание жидким маслом картерным способом (окунанием) , при котором масло в корпус заливается так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен. При вращении колеса масло захватывается зубьями.
12. Смазка зубчатых колес и подшипников
Смазывание зубчатого зацепления осуществляется окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, при котором зубчатое колесо погружено в масло на (0,5…5)•m, где m – модуль передачи для червячной передачи уровень масла h: мм.
13.1 Смазка подшипников
Бесперебойная работа подшипниковых узлов обеспечивается не только правильностью выбора подшипников, но и соблюдением технического обслуживания, связанного с выбором типа и количества смазочного материала.
2.5 Смазка зацепления и подшипников
Окружные скорости передач: ? = 1.75 м/с. При скоростях ? =0,3…12.5 м/с [7,c.105] применяют картерную смазку из общей ванной. Минимальный объем масла 0,5 л. На 1кВт мощности, т.е. 0,5•5,5 =2,75 л. Условие смазки подшипников [7,c/107] n2dа ? 100.
10. СМАЗКА ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ И ПОДШИПНИКОВ
Исходные данные: Способ смазки Выбираем картерную систему смазки, т.е. погружение зубчатого колеса непосредственно в масло.
11. Смазка зубчатых зацеплений и подшипников
Смазочные материалы в машинах применяют с целью уменьшения интенсивности изнашивания, снижения сил трения, отвода от трущихся поверхностей теплоты, а также для предохранения деталей от коррозии.
Смазка зубчатых зацеплений и подшипников
Смазочные материалы в машинах применяют с целью уменьшения интенсивности изнашивания, снижения сил трения, отвода от трущихся поверхностей теплоты, а также для предохранения деталей от коррозии.
14. СМАЗКА ЗАЦЕПЛЕНИЯ И ПОДШИПНИКОВ РЕДУКТОРА
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на высоту зуба. Объём масляной ванны V определяем из расчёта 0.
10.2 Смазка подшипников
Смазка подшипников осуществляется также как и зубчатых колёс циркуляционного: масло индустриальное И-20 по ГОСТ 9433-60 с вязкостью 17-23сст при t=50С. Ввиду того, что станок имеет достаточно высокую быстроходность.
12. Смазка редуктора и подшипников
Смазку передачи редуктора проектируется методом погружения зубчатого колеса в масляную ванну на глубину 20…30 мм. Выбор сорта масла зависит от значения расчётного контактного напряжения и фактической окружной скорости колёс.
12 Смазка редуктора и подшипников
12.1 Смазывание зубчатых передач редуктора Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, чем выше контактные давления, тем большей вязкостью должно обладать масло.
11. Смазка зубчатых зацеплений и подшипников
Картерную смазку применяют при окружной скорости зубчатых колес от 0,3 до 12,5 м/с. Определим окружную скорость вершин зубьев колеса: – для тихоходной ступени, где – частота вращения вала тихоходной ступени.
13. Смазка передач и подшипников редуктора
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижение интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку.
Смазка зацепления и подшипников.
1. Зацепление смазывается окунанием червячного колеса в масляную ванну. Глубина окунания – 1/3 радиуса колеса [№6 с.349]. При скорости скольжения (м/сек) по табл. 11.10 [№1 с.275] рекомендуемая вязкость масла (сст) (интерполяция). По табл. 11.11 [№1 с.
13. Смазка редуктора и подшипников
Способ смазки – картерный. Смазка осуществляется окунанием колеса в масло, залитое внутрь корпуса редуктора. При картерной смазке достаточно, чтобы в смазку погружалось большее из двух зубчатых колес пары.
СМАЗЫВАНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ
Смазочные материалы
Смазочные материалы предназначены для уменьшения износа трущихся поверхностей, повышения КПД механизмов и машин, предохранения от коррозии и лучшего отвода теплоты трущейся поверхности.
Наибольшее распространение получили два вида смазочных материалов:
- • жидкие минеральные масла, которые изготавливают из нефтяных и синтетических масел (табл. П.299);
- • эластичные смазки <консистентные пасты), получаемые сгущением жидких масел (табл. П.300).
Минеральные масла разделяют:
- • на конструкционные (моторные, трансмиссионные, индустриальные, турбинные и др.);
- • технические, применяемые при обработке металлов.
Основными характеристиками жидких смазок являются (табл. П.299):
- • кинематическая вязкость;
- • температура вспышки;
- • температура застывания.
Жидкие смазки, по сравнению с консистентными смазками, имеют следующие преимущества: меньший коэффициент трения и большую стабильность свойств; способны проникать в узкие зазоры, обеспечивают лучший отвод теплоты и удаление продуктов износа; допускают смену смазки без разборки механизма. Однако жидкие смазки требуют более сложных уплотнений и регулярного наблюдения за подачей.
Пластичные смазки (табл. П.300) по температуре каплеотделения (/*<>) разделяют:
Консистентные смазки эффективны при невысоких скоростях, больших давлениях и рабочей температуре пар трения до 120 °С, а также при переменном режиме работы и длительных перерывах в работе. Они лучше предохраняют детали от коррозии.
При выборе смазки необходимо учитывать:
- • условия работы пар трения;
- • характер и величину нагрузок;
- • величину скорости;
- • температурный режим;
- • специфические требования.
Маловязкие масла применяют при низких температурах и высоких скоростях, и наоборот – чем больше нагрузка и выше температура, тем большую вязкость должно иметь масло.
Смазывание зубчатых и червячных передач
Для смазывания передач широко применяется картерная смазка (рис. 6.1-6.4). В корпус редуктора заливают масло до погружения в нет венцов колес. При вращении колес масло разбрызгивается зубьями, попадает на внутренние стенки корпуса и стекает в его нижнюю часть. Внутри корпуса образуется масляный туман, который покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Картерную смазку применяют при окружной скорости зубчатых колес и червяков до 12 м/с. При более высоких скоростях масло центробежной силой отбрасывается с зубьев и в зацепление поступает недостаточное количество смазки. Кроме того, увеличиваются потери мощности на перемешивание масла.
Принцип назначения сорта масла (разд. 6.1) следующий:
- • чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла;
- • чем выше контактные давления в зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло.
При выборе сорта масла следует руководствоваться табл. П.299 и П.300.
Рекомендуемый уровень погружения колес цилиндрического редуктора с горизонтальными валами в масляную ванну составляет (2-2,5)/и, минимальный уровень – (1—1,5)/и. Наибольшая допустимая глубина по1ружения зависит от окружной скорости вращения колеса. Чем она меньше, тем на большую глубину колесо может быть погружено (рис. 6.1).
При расположении валов в вертикальной плоскости погружают в масло шестерню или колесо, расположенные в нижней части корпуса (рис. 6.2).
В конических редукторах зубья конического колеса или шестерни должны быть полностью погружены в масляную ванну.
Глубину погружения в масло деталей червячного редуктора принимают:
• при нижнем расположении червяка (рис. 6.3):
• при верхнем (рис. 6.4):
Если в червячной передаче необходимо уменьшить тепловыделение и потери мощности (например, при высокой частоте вращения червяка и длительной работе
Рис. 6.1
Рис. 6.2
Рис. 6.3
Рис. 6.4
передачи), понижают уровень масла в корпусе. В этом случае для смазывания зацепления на червяке устанавливают разбрызгиватели (1) (рис. 6.5). Масло заливают до центра нижнего тела качения подшипника.
При окружных скоростях более 12 м/с (для цилиндрических, конических передач), более 10 м/с (для червячных передач), а также при малых окружных скоростях (менее 1 м/с) для червячных передач с нижним расположением червяка для подачи масла в зону зацепления применяют циркуляционную смазку. Масло, находящееся в картере редуктора, подают насосом через очищающий фильтр, ниппель и подводящую трубку в зону зацепления.
Конструкция ниппеля представлена на рис. 6.6.
Трубки крепят к стенкам корпуса скобками.
При малом расходе масла и, следовательно, небольшом давлении в маслопроводе вместо металлических подводных трубок можно применять полихлорвиниловые (или подобные им маслостойкие) трубки. В этом случае конструкцию входного ниппеля следует выполнять аналогично представленной на рис. 6.7.
Рис. 6.5
Рис. 6.6
Рис. 6.7
Пример конструкции подачи масла в зону зацепления приведен на рис. 6.8.