Svarkin-spb.ru

Наиболее часто встречающиеся неисправности

Наиболее часто встречающиеся неисправности блоков питания.

Наиболее часто встречающиеся неисправности блоков питания.

Большинство цепей БП находятся под напряжением сети, и для ремонта необходимы соответствующая квалификация и знание правил безопасности. Перед поиском неисправности отключите БП от сети и разрядите высоковольтные конденсаторы в фильтре.

Очень часто выходят из строя детали в высоковольтном фильтре, высоковольтном ключе, выпрямителях в каналах +5 В и +12 В, и микросхемы ШИМ-контроллера. Неисправности можно искать в таком порядке:

1) Проверить предохранитель, стоящий перед сетевым фильтром (номинал – 4 А) и при его неисправности заменить на предохранитель с таким же номиналом. Если любите риск, можете поставить вместо него “жучок”, но при этом никаких гарантий у вас не будет и объем ремонта может сильно увеличиться. Если предохранитель сгорит опять – ищите дальше.

2) Провести внешний осмотр монтажа печатной платы, желательно через увеличительное стекло. Печатные проводники должны быть целыми, без разрывов, выводы деталей не должны болтаться (ложные пайки выглядят как кольцеобразная трещина вокруг вывода детали).

3) С помощью омметра проверьте высоковольтный выпрямитель, высоковольтный фильтр и высоковольтный ключ. Конденсаторы фильтра не должны иметь обрывов (отсутствие броска при проверке омметром) или коротких замыканий. Если есть осциллограф, можно посмотреть форму выпрямленного напряжения на выходе высоковольтного фильтра (на входе осциллографа должен быть включен делитель 1:10). При подключенной к каналу +5 В нагрузке 1-2 Ом двойная амплитуда пульсаций не должна превышать 5 В. Транзисторы высоковольтного ключа, скорее всего, будут иметь встроенный защитный диод, включенный между коллектором и эмиттером. Найти эти транзисторы просто – они имеют большой корпус, закреплены на радиаторе, на плате у их выводов обычно нанесена маркировка “В”, “С”, “Е” (база, коллектор, эмиттер). Проверяются также защитные диоды, если они установлены, подключенные к выводам коллектора и эмиттера транзисторов. Транзистор считается неисправным, если сопротивление “коллектор – эмиттер” мало или равно нулю в обоих направлениях.

Дальше – проверка каналов +5 В, +12 В, -5 В, -12 В. Для проверки каналов +5 В и +12 В измеряют сопротивление их выходов (шина +5 В и общий, шина +12 В и общий). Проводник + 5 В обычно окрашен в красный цвет, +12 В – в желтый, общий провод черного цвета. Сопротивление выхода должно быть больше 100 Ом. Если оно намного меньше или даже равно нулю – скорее всего, пробиты диоды в выпрямительном мосте (как минимум один). Заменять неисправные детали нужно аналогичными. Выпрямители представляют собой два диода, соединенные катодами и залитые в пластмассу. На корпусе нанесена маркировка – изображений двух диодов, включенных встречно. Эти блоки также закреплены на радиаторе, причем он может быть общим для выпрямителей и транзисторов высоковольтного ключа. При установке выпрямителей и транзисторов обязательно проверяйте целостность изолирующих прокладок.

Если пробит один или оба диода в любом из каналов, БП не будет заводиться: слышно только слабое жужжание, все выходные напряжения сильно занижены, вентилятор не крутится, импульсов на выходе микросхемы (выводы 3, 9, 10, 11> тоже может не быть. Обычно сразу начинают подозревать неисправность микросхемы ШИМ-контроллера, и напрасно. Аналогично проверяется исправность каналов -5 В и -12 В. Выпрямители в них часто собирают на двух обычных диодах. Если применяются интегральные стабилизаторы типов 7905 и 7912, измеряют сопротивление на их входах (должно быть больше 100 Ом). Пробиться могут и конденсаторы в фильтрах, но это бывает реже.

4) Проверьте компараторы. Руководствуясь схемой (рис. 1) и цоколевкой, измерьте напряжения на входах и выходах компараторов. Если напряжение на неинвертирующем входе больше, чем на инвертирующем, выходное напряжение должно быть примерно 4,9 В, если наоборот – то гораздо ниже.

Читать еще:  Замена моторчика печки на ВАЗ 2114

Рис. 1. К омпаратор LM 339N. Микро схема TL494.

5) ШИМ-контроллер проверяется так: измерьте напряжение питания (вывод 12), оно должно быть примерно 10-15 В (диапазон рабочих напряжений 7-40 В). Если этого напряжения нет или оно очень низкое, нужно перерезать печатную дорожку, идущую к выводу 12. Если напряжение появится, микросхему надо менять – она неисправна. Если напряжение не появилось, проверяйте эту цепь дальше. В некоторых моделях это напряжение вырабатывает выпрямитель, подключенный к небольшому трансформатору. Скорее всего, схема выпрямителя такова: трансформатор со средней точкой подключен к двум диодам и конденсатору.

Проверьте выход опорного напряжения (вывод 14), на нем должно быть +5 В. Это напряжение подается через резистивные делители на входы компараторов. Если оно больше нормы более чем на 10% или равно напряжению питания, меняйте микросхему. Если опорное напряжение ниже нормы или отсутствует, перережьте дорожку на плате, идущую к выводу 14. Если после этого напряжение на выводе появилось, проверяйте внешние цепи, если нет – неисправна микросхема.

Импульсы на выводе 5 проверяются с помощью осциллографа. На этом выводе должно быть пилообразное напряжение амплитудой около 3 В и частотой несколько десятков килогерц. Возможна частота в пределах от 1 до 50 кГц. “Пила” должна быть неискаженной. Если есть искажения или слишком мала (велика) частота, проверьте конденсатор и резистор на выводах 5 и 6. Если навесные элементы исправны, микросхема требует замены. Проверьте сигналы на выходах микросхемы. Схему их включения можно определить “на глаз” – если выводы 9 и 10 подключены к общему проводу, выходные сигналы нужно наблюдать на выводах 8 и 11, а если к проводу питания подключены выводы 8 и 11, выходные сигналы проверяют на выводах 9 и 10. На выходах должны быть импульсы с четкими фронтами, амплитудой 2-3 В и длительностью, зависящей от мощности подключенной нагрузки. Эти импульсы непосредственно или через трансформаторы подаются на базы транзисторов высоковольтного ключа. Если амплитуда импульсов мала, перерезают проводники, ведущие к выводам микросхемы, и наблюдают сигналы непосредственно возле микросхемы. Если амплитуда сигналов стала нормальной, пробиты переходы транзисторов и их следует заменить.

Если напряжения в норме, но вентилятор не вращается – скорее всего, неисправен сам вентилятор. Достаточно почистить крыльчатку, смазать его подшипник машинным маслом, и, если он не сгорел окончательно, то будет крутиться как новенький.

Бывает и такое – при низкой температуре окружающего воздуха БП не включается, после прогрева работает нормально. В технических условиях обычно оговаривается, что компьютер должен работать при температурах +10. +35°С. Если температура менее +10°С, нормальная работа не гарантируется. Если в помещении выше +10°С, но БП не запускается – можно попробовать заменить микросхему ШИМ-контроллера. Микросхемы TL494 с буквой “I” (например, TL494ID) работают в диапазоне температур от -25 до +35°С, а с буквой “С” (например, TL494CN) – при температурах от О до +70°С.

6) Разрушение информации в CMOS может быть вызвано не только батарейкой. Для проверки проделайте следующее: если перед включением питания удержать нажатой кнопку “reset” и отпустить ее через несколько секунд, этим можно имитировать увеличение задержки сигнала Power Good. Если при этом данные сохраняются – мала задержка при включении. Если данные все равно теряются, проверьте задержку при отключении. Для этого “reset” нужно нажать перед отключением питания и удерживать еще несколько секунд – это имитация ускорения снятия сигнала Power Good. Если при таком выключении данные сохраняются, дело в большой задержке при выключении. В обоих случаях требуется ремонт блока питания и его настройка. Обязательно проверяется уровень напряжения +5 В, иногда советуют понизить его величину до 4,9 В при наличии такой регулировки в блоке питания.

Читать еще:  Как промывать двигатель промывочным маслом

Основные неисправности в эксплуатации и методы их выявления

Наиболее характерными неисправностями электрических аппаратов являются потеря контакта, невключение или невыключение исполнительного механизма, оплавление контактов и прожог дугогасительных камер, изменение уставок защитных аппаратов, появление значительных утечек сжатого воздуха и др.

Причинами, вызвавшими эти неисправности, могут быть ухудшение состояния подвижных или неподвижных соединений, электрический или механический износ подвижных узлов, старение резиновых и изоляционных деталей, пробой изоляционных элементов вследствие старения или коммутационных перенапряжений, уменьшение площади сечения проводов и спиралей резисторов, включаемых в силовые цепи, и др. Поломка или отказ аппарата может быть по причине некачественного обслуживания (отсутствие смазки, загрязнение, несвоевременная подтяжка резьбовых соединений) и несоблюдения периодичности и объема ремонтов.

Перечень наиболее часто встречающихся или возможных неисправностей в электрических аппаратах и методы устранения неисправностей приведены в табл. 8.1.

Возможные неисправности электрических аппаратов

Отсутствие цепи при замыкании контакта

  • 1. Наличие подгара и копоти на контактной поверхности.
  • 2. Загрязнение контакта.
  • 3. Излом контакта.
  • 4. Обрыв гибкого шунта

Протереть контакт. Заменить контакт. Заменить шунт

Оплавление силовых контактов

  • 1. Излом притирающей пружины.
  • 2. Ослабление крепления контакта

Заменить пружину. Подтянуть узел крепления контакта

Невключение электромагнитного привода при подаче напряжения на катушку

  • 1. Обрыв цепи катушки или витковое замыкание.
  • 2. Увеличение рабочего зазора под якорем.
  • 3. Заедание подвижной системы

Устранить заедание и трение в шарнирах

Застревание контакта в промежуточном положении при включении

Завышенное контактное нажатие и провал контактов

Произвести регулировку аппарата согласно нормам

Невыключение аппарата при снятии напряжения с катушки

  • 1. Приварились силовые контакты.
  • 2. Заедание подвижной системы.
  • 3. Залипание аппарата из-за износа диамагнитной прокладки

Зачистить или заменить контакты.

Отрегулировать подвижную систему.

Невключение или замедленное включение аппарата с пневматическим приводом

  • 1. Утечка воздуха по манжете поршня.
  • 2. Утечки воздуха по крышке, узлу крепления вентиля.
  • 3. Отсутствие или замедленное поступление воздуха в привод.
  • 4. Неисправность вентиля

Осмотреть, смазать или заменить манжету.

Заменить прокладки, протянуть резьбовые соединения. Прочистить калибровочное отверстие втулки впускного ниппеля.

Помимо перечисленных неисправностей, нарушение нормальной работы цепи возможно в результате пониженного напряжения аккумуляторной батареи, неустойчивой работы генераторов управления и пониженного давления воздуха в пневматической цепи управления. Иногда причиной нарушения нормальной работы цепи может быть комбинация из двух или более неисправностей, например обрыв цепи и короткого замыкания.

Для быстрого определения причины и места повреждения электрической цепи необходимо хорошо знать принципиальную и монтажную электрические схемы электровоза, пневматическую схему, назначение, работу и расположение машин и аппаратов, способы обнаружения неисправностей.

Обычно поврежденную цепь и характер повреждения (к.з., обрыв) устанавливают в кабине машиниста с пульта управления по показаниям сигнальных ламп, измерительных приборов, положению рукоятки контроллера машиниста, кнопок управления, характерным звукам, сопровождающим повреждение. При необходимости уточнения проверяют включение и работу оборудования сначала от рабочего пульта управления, а затем из другой кабины с одновременным анализом условий и признаков, при которых появилась неисправность. После определения неисправной цепи и характера ее повреждения производят тщательный внешний осмотр этой цепи, обращая внимание на характерные признаки для данного вида повреждения в наиболее уязвимых местах (предохранители, места подсоединения проводов, силовые и блокировочные контакты и др.).

Для определения условий и возможности дальнейшей эксплуатации необходимо четко определить вышедший из строя узел цепи или же отдельный электрический аппарат.

В зависимости от вида и характера повреждений машинист принимает решение о дальнейшем следовании поезда в аварийном режиме или же в условиях пониженной мощности с отключением части оборудования (вспомогательных машин, тяговых двигателей и т.д.). Для этого локомотивная бригада должна собрать аварийную схему или же отключить всю неисправную секцию (моторный, прицепной вагон).

Основные причины отказов компрессоров

Компрессор — «сердце» холодильного оборудования и самый дорогостоящий его элемент. Современные компрессоры весьма надежны и могут без проблем служить долгие годы. Однако иногда они все-таки выходят из строя. В данной статье мы рассмотрим и разберем типовые причины неисправностей компрессоров.

Заводской дефект

Отказы по причине заводского дефекта, то есть из-за нарушений технологии изготовления или сборки компонентов, зачастую происходят на первоначальном этапе работы компрессора, например, из-за повреждения изоляции обмоток статора при его сборке на заводе сгорает электродвигатель во время пуско-наладочных работ.

Читать еще:  Паркетные внедорожники (паркетники)

Существуют дефекты, которые проявляют себя не сразу, а вносят «разлад» в работу компрессора постепенно. Они могут быть заранее обнаружены при диагностике — по отклонению параметров работы от номинальных.

Поэтому очень важно не только правильно смонтировать и запустить оборудование, но и внимательно наблюдать за его работой в начальный период времени.

Однако, учитывая современные технологии и налаженную систему контроля за качеством изготовления, у ведущих мировых производителей компрессоров, таких как Frascold, Bitzer, Copeland, RefComp, Dorin, процент отказов по причине заводского дефекта сведен к минимуму.

Нарушение условий эксплуатации

Это самая распространенная причина отказов компрессоров. Она обусловлена различными факторами, начиная с некорректного подбора компонентов холодильной системы и неквалифицированого монтажа оборудования и заканчивая неправильным запуском и отладкой компрессора в составе холодильной системы, несоблюдением требований к напряжению, температуре окружающей среды, области применения и прочим параметрам эксплуатации.

В результате компрессор работает вне диапазона применения, регламентированного производителем. Если в процессе эксплуатации не принимается никаких мер по недопущению или же устранению этих факторов, то компрессор неминуемо выходит из строя.

Наиболее часто встречающиеся неисправности компрессоров

Сгорание электродвигателя

Происходит в результате перегрузки электродвигателя. Причины могут быть различными: некачественное электропитание, нарушение условий охлаждения электродвигателя, повышенные нагрузки со стороны движущихся механических частей (подклинивание, повышенное трение, попадание жидкости в полость сжатия), а также неправильная работа или сбой в работе низковольтной аппаратуры и электроники.

Разрушение или повреждение механических частей — клапанов, роторов, шатунов, фланцев и подшипников

Основными причинами здесь являются: неправильная работа системы смазки или отдельных узлов холодильной системы; некорректная настройка системы управления компрессором и системой в целом, некачественный монтаж контура.

Очевидно, что холодильные компрессоры должны правильно применяться и грамотно эксплуатироваться, но в реальной жизни так случается не всегда. Что же делать, если компрессор все же вышел из строя?

Сегодня существуют официальные и авторизованные сервисные центры по диагностике и ремонту компрессоров, которые профессионально решают различные задачи в формате своей деятельности.

Пользуясь услугами сервисного центра, владелец компрессора экономит от 20 до 60% средств от стоимости аналогичного нового компрессора.

Рентабельность ремонта зависит не только от степени повреждения и количества неисправных элементов, но и от стоимости компрессора: чем она выше, тем выгоднее будет ремонт. Например, практически всегда есть смысл ремонтировать компрессор стоимостью 10 000 евро, но не всегда экономически оправданно везти в ремонт компрессор стоимостью 500 евро.

При этом клиент сервисного центра получает еще одну немаловажную услугу — диагностику технического состояния компрессора. Грамотно проведенная диагностика позволяет резко сузить круг возможных причин, приведших к отказам в работе системы и выходу компрессора из строя, правильно произвести корректировку условий работы холодильной системы в целях сокращения времени и затрат на восстановление ее работоспособности, а также правильно составить «карту лечения» компрессора.

В завершении следует отметить, что существует гамма так называемых «герметичных» компрессоров, которые по типу исполнения являются неремонтопригодными и подлежат замене на новый или исправный. Как правило, это спиральные компрессоры — герметичное исполнение которых вызвано особыми требованиями к технологии и точности сборки, а также некоторые поршневые компрессоры небольшой производительности, как правило экономкласса.

Статья подготовлена техническим отделом компании «Остров-Комплект»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector