Мнимая безопасность автостоянок
TANK-SPB-RU › Блог › Хранение колес в паркинге — ЗАПРЕЩЕНО
Да, вот так сложилось, что в паркингах колеса хранить нельзя, только если имеются специально предназначенные для этого помещения.
в соответствии с СП 154.13130.2013 хранение вещей в пожарных проходах категорически запрещено! Места общего пользования, в т.ч. особенно пожарные проходы не являются частной собственностью, которую можно использовать для хранения вещей. Кроме того, нахождение вещей в пожарном проходе может повлечь наложение штрафа со стороны инспекции, а так же затрудняет и делает невозможным обслуживание систем паркинга и уборку.
Еще несколько важных вопросов, на которые нужно обратить внимание
1. Собственность
Согласно договору купли-продажи: Покупатель приобретает долю. Размер Доли соответствует одному месту для парковки автомобиля (далее – машиноместо) под условным номером **, машиноместо не имеет ограждения и персонального освещения, границы машиноместа обозначаются линиями.
Иными словами парковка предназначается только для хранения автомобиля. Собственник владеет долей, но для хранения автомобиля пользуется только место, ограниченное линиями разметки, остальное пространство является общей собственностью всех владельцев паркинга.
Помещение паркинга (пом 24-Н, автостоянка)
Помещение паркинга имеет на территории несколько технических помещений, однако не предусматривает помещений для организации хранения вещей (авторезины, ГСМ).
2. Пожарная безопасность
Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)”
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” При эксплуатации эвакуационных путей необходимо обеспечить беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы (ч.2 п.2 ст 53 ФЗ-123)
СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»
5.2.6. … запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке.
СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. ЭВАКУАЦИОННЫЕ ПУТИ И ВЫХОДЫ»
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами…
Нарушение влечет штраф в размере 150 000 – 200 000 рублей на юридическое лицо и 3 000 – 4 000 руб на физическое лицо. Повторно 200 000 – 400 000 руб и 4 000 – 5 000 руб соответственно.
В: Почему нельзя хранить колеса, ведь те же колеса и так стоят на машине?
О: 1. Считается, что при пожаре автомобиль можно выкатить на колесах, а колеса вынести тяжелее.
2. С нахождением хранящихся колес в дополнение к установленным на автомобиле возрастает вероятность их горения с последующим повышенным задымлением (актуально после пожара в клубе «Хромая лошадь»).
В: Почему нельзя хранить вещи за автомобилем (сбоку для некоторых мест)?
О: Хранимые рядом с автомобилем вещи (не только колеса) перекрывают эвакуационные проходы, в т.ч. препятствуя проходам пожарных подразделений. Кроме того, захламление препятствует обслуживанию территории и коммуникаций паркинга.
В: Подумаешь, я буду хранить колеса и пускай мне выпишут штраф…
О: Штраф выпишут на весь паркинг 150 000 — 200 000 руб (по 1 600-2 100р с одного машиноместа). В итоге и выйдет что 85 не нарушивших собственника заплатят за 15 нарушивших. Кроме того, хранение 6-8 месяцев комплекта колес в специализированных сервисах обойдутся в ту же сумму (1 000-2 000р за комплект колес), что уже теряет актуальность рисковать такими штрафами.
В: А мне надо хранить стройматериалы…
О: Границы разумного в данном случае размыты. Можете пожалеть, когда соседи начнут хранить вонючую квашенную капусту, мешки с навозом или сушить сети. Хотите хранить что-то? Снимите или купите специальные помещения, гаражи, склады, в конце-концов в соседнем доме паркинг продается в виде боксов, закрывающихся воротами — там нет таких ограничений.
ИТОГО
Собственник вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, если это не противоречит закону и не нарушает права других граждан.
Ответ: можно, при соблюдении следующих условий:
— соблюдение противопожарных правил;
— соблюдение внутренних правил пользования парковкой;
— соблюдение прав других собственников паркинг-мест.
Охрана стоянок автотранспорта
Широкие асфальтированные улицы современных городов просто невозможно представить пустующими – автомобили различных видов и назначений стали неотъемлемой, и естественной частью окружающей среды, а также человеческого быта. При этом транспорт не просто функционирует, но и требует особого ухода, а также финансовых вложений, необходимых для содержания автомобиля. Таким образом, возможность передвигаться по городским дорогам является довольно затратной, а потому и ценной.
В процессе работы прикрепленной к парковке охраны , у сотрудников милиции нередко возникают, казалось бы, противоречивые претензии, которые одновременно касаются превышения должностных полномочий сотрудников охраны и высокого процента угона автомобилей.
Открытые стоянки, паркинги при офисах, бутиках и супермаркетах, а также СТО, и заправочные пункты являются местами с повышенным риском угона. Так как на вышеперечисленных территориях можно встретить автомобили различных классов и производителей, для злоумышленников, а там более – опытных угонщиков, такие места представляют собой основное место деятельности. Таким образом, легкомысленный подход к обеспечению безопасности автомобильных стоянок может вылиться в убытки и частое общение с правоохранительными органами.
Уделяя внимание территориям, предназначенным для простоя автомобилей, можно выделить несколько категорий:
- Постоянные стоянки, в число которых входят гаражи, стационарные парковки, территории автокомпаний.
- Временные – стоянки, примыкающие к торговым центрам, автомастерским, заправкам.
Охрана движимого имущества имеет свои особенности и нюансы:
- Осуществление контроля передвижения транспорта относительно парковочной территории, а также технических характеристик автомобилей.
Во время работы на постоянных автостоянках, в распоряжение охраны поступают все необходимые документы, которые фактически составляют базу данных автомобилей и их хозяев. Это качественно отличает категории стоянок, так как основная деятельность сотрудников временных парковок заключается в наблюдении за подконтрольной территорией с целью предупреждения проникновения посторонних граждан.
Контроль и фиксация технических характеристик в основном проводится на закрытых парковках постоянного типа. Данная процедура, в первую очередь, необходима для снятия ответственности с персонала, если автомобиль изначально имеет повреждения, и предупреждения необоснованных конфликтов между автовладельцами, а также сотрудниками охраны. При этом технический осмотр автомобиля может проводиться как лично сотрудниками, так и с помощью средств видеонаблюдения. При визуальном осмотре сотрудники парковки обязаны делать записи характеристик транспорта, достоверность которых подтверждается подписями со стороны как представителя охраны, так и владельца имущества. При этом информация о любых обнаруженных повреждениях и особенностях автомобиля докладывается старшему сотруднику смены. В случае же технического контроля, ведется непрерывная видеозапись, которая сможет прояснить ситуацию во время возникновения претензий к персоналу.
- Строгий режим внутри контролируемого объекта.
Например, стоянки стационарного типа отличаются тем, что имеют довольно жесткую систему пропуска. Это значит, что доступ на подконтрольную территорию ограничен для всех, кроме автовладельцев, водителей и работников стоянки. Также практикуется привязка места стоянки к тому или иному владельцу транспорта.
У временных парковок, как открытых территорий с большим потоком клиентов, режим и вид контроля кардинально отличаются. В данном случае все ресурсы охраны направлены на процесс наблюдения за территорией и гражданами, находящимися на ней.
- Особое внимание правилам пожарной безопасности .
Тщательно продуманные правила поведения на территории, противопожарное оборудование и специально обустроенные места для курящих граждан – необходимость, которая касается не только автозаправочных станций.
- Строгий контроль автомобилей при выезде со стоянки.
Подобные меры обычно принимаются в том случае, если контролируемая территория является парковкой из категории постоянного хранения. Так же, как и в случае с поступающим на стоянку транспортом, охрана обязана уделять должное внимание проверке документов, подтверждающих личность водителя, а также его право на использование автомобиля. Подобные меры необходимы для того, чтобы предотвратить угон транспорта, а в случае с автопредприятиями – несанкционированное использование служебного автомобиля.
Естественно, при попытке угона транспортного средства со стоянки, персоналу следует принять меры по задержанию предполагаемого злоумышленника и выяснению обстоятельств инцидента.
- Обеспечение объекта технологическими охранными системами.
При эффективном осуществлении контроля за территорией, не обойтись без помощи технологий. При этом желательно не останавливать выбор на одном типе охранных систем, а использовать максимальное количество устройств, которые можно установить в любой точке объекта. Среди детищ инженерии будут полезными сочетания автоматических шлагбаумов и противоугонных систем, а также технологии видеонаблюдения и дистанционное управление, как воротами, так и вышеперечисленными системами охраны.
Несмотря на то, что применение технического элемента в процессе охраны является необходимостью для всех типов стоянок, платные – особый случай. Именно на платных парковках чаще всего можно встретить дорогие марки автомобилей, а также транспорт, в котором может находиться ценный груз. Оба типа машин, различных по своему назначению, привлекают больше всего внимания личностей, именуемых ворами и угонщиками. Таким образом, отсутствие должного оборудования на платной стоянке может приравниваться к приглашению криминальных элементов на парковочную зону.
Следовательно, для обеспечения максимальной безопасности на подконтрольной территории необходимо:
- Обеспечить непрерывное личное и техническое наблюдение.
- Обеспечить своевременное обнаружение посторонних на территории и за ее пределами.
- Обеспечить защиту территории от незаконного вторжения.
- Принять меры по предотвращению угона автомобилей, если возникнет необходимость.
Охранные системы, несмотря на всю свою эффективность, являются лишь вспомогательным элементом. На самом деле, безопасность объекта определяется еще на этапе подбора персонала. Учитывая специфику охраны автомобильных стоянок, помимо хорошей физической подготовки и подходящих психологических качеств, сотрудник охраны должен иметь определенные навыки, одним из которых является хорошая ориентация в автомобильных марках. Так как охранная кампания проводится относительно транспорта, вышеупомянутые знания будут полезны при составлении ориентировки, в случае угона машины. Мало того, обязательным требованием для сотрудников является наличие водительских прав, так как непредвиденные ситуации могут потребовать эвакуации автомобилей с территории стоянки.
Искра в бензобаке
Подобные конфликты между автомобилистами и охранниками автостоянок уже давно не редкость. Все знают, что деньги с гражданина хозяева автостоянок брать никогда не забывают, но при этом стараются за машину и все, что с ней произойдет, не отвечать. В споре хозяина пострадавшей машины и охранников автостоянки Верховный суд встал на сторону автовладельца.
Спор, который пересматривал Верховный суд, начался в городе Калининграде. Там на охраняемой автостоянке, которая принадлежала некой фирме, ночью сгорел автомобиль. Машина была не новая, но все равно жалко. На место пожара приехала полиция. Было возбуждено уголовное дело, так как следователь точно установил – загорелось авто не само по себе, это был поджог. Хозяйку машины признали потерпевшей по уголовному делу. Но того, кто это сделал, так и не нашли.
Пострадавшая гражданка свои претензии изложила в иске. Ответчик – фирма, владелец автостоянки. Хозяйка машины посчитала, что стоянка не обеспечила надлежащее хранение машины. А раз так, то пусть за нее заплатит. Фирма на суд не явилась, и решение райсуда было заочным.
Суд согласился с хозяйкой сгоревшей машины. Жалобу в областной суд подала уже фирма, и районное решение там отменили, посчитав, что вины охранников нет никакой.
Истица дошла до Верховного суда, который проанализировал дело и решил, что пострадавшая автовладелица была права.
Вот как рассуждал Верховный суд. Рассматривая дело, районный судья посчитал доказанным, что между гражданкой и фирмой были совершены действия по сдаче-принятию автомобиля на хранение. То есть заключен договор хранения. А еще местный суд сказал, что фирма-ответчик, фактически принявшая на сохранение машину, не обеспечила ее нормальное содержание и не контролировала качество охраны объекта. Отменяя это решение, областной суд сослался на то, что доказательств заключения договора на хранение машины между сторонами нет. И вообще, сказал облсуд, место, где стояла машина, вовсе не автостоянка, а парковка.
С такими доводами Верховный суд не согласился и заявил следующее.
По статье 886 Гражданского кодекса по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется сохранить вещь, переданную ей другой стороной, которую на юридическом языке зовут поклажедателем, и вернуть в том виде, в котором взяла. По следующей, 887-й статье Гражданского кодекса такой договор должен быть в письменной форме. Простая письменная форма такого договора считается соблюденной, если взятие вещи на хранение удостоверено распиской, квитанцией, жетоном, номером – всем, что удостоверяет прием вещи на хранение. А еще ВС подчеркнул – несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетелей.
Статья 162 Гражданского кодекса говорит о том, что даже без письменной формы сделки в таком случае в споре можно приводить другие доказательства.
Другими словами, несоблюдение простой письменной формы не делает договор хранения недействительным, а только ограничивает стороны в средствах доказывания.
А теперь о терминах, которые имеют основное значение в такого рода конфликтах. Так, место хранения машины в таком случае – это парковка или автостоянка? По Градостроительному кодексу парковкой считается специально обозначенное место, которое может быть одновременно частью дороги или примыкает к ней. А может быть частью тротуара или обочины. Парковка предназначена для организации стоянки транспорта за деньги или даром. Последнее решает собственник здания или земли. Такое же определение парковки есть и в Правилах дорожного движения.
Вывод из всего сказанного таков: парковка – это элемент благоустройства дорог, зданий, тротуаров и прочего. Она выполняет вспомогательную роль в организации стоянки транспорта.
Ну, а работу автостоянок регулируют Правила оказания услуг автостоянок. Их утвердило правительство 17 ноября 2001 года (N 795). Там написано, что автостоянкой является здание, часть его или специальная площадка для хранения транспортных средств. По правилам оказания услуг автостоянок (пункт 32) в случае утраты, хищения, повреждения или “нарушения комплектности” машины при хранении на стоянке хозяин стоянки обязан возместить ущерб. Если из-за повреждения качество машины изменилось настолько, что пользоваться ею нельзя, водитель может требовать от хранителей возмещения полной стоимости машины.
Верховный суд особо подчеркнул, если суды выясняют, было ли место, где пострадал автомобиль, парковкой или автостоянкой, то они должны исходить из конкретных обстоятельств, говорящих о назначении площадки. В частности: самостоятелен ли этот объект, есть ли оборудование, ограждения, как оформлен въезд и выезд машин.
По Правилам оказания услуг автостоянок, если услуга предусматривает, что машина будет регулярно приезжать и уезжать, то при заключении договора оформляется постоянный пропуск. В нем записывается марка машины, ее госномер, место на стоянке, срок окончания действия пропуска. Если машину поставили, как говорится, разово (на срок больше суток), то заключением договора будет выданная расписка или квитанции с номером машины. Обязанность оформления документов и учета полученных от клиентов денег лежит на исполнителе услуг.
В нашем случае факт того, что сгоревшая машина стояла на территории фирмы и то, что ее туда поставил владелец – доказанный факт, который ни одна из сторон не оспаривала.
Из материалов дела видно, что территория стоянки, где сгорела машина, обособлена. Там есть ограждение, охрана, КПП, оборудован въезд. Из договора фирмы с городом видно, что она арендовала земли именно для автостоянки. И эксплуатация автостоянки – это один из основных видов деятельности фирмы. Автовладелица, судя по документам, ежемесячно платила фирме 1800 рублей. Но квитанции, которые одновременно были и пропуском на стоянку, сгорели вместе с машиной. Отбиваясь в суде от претензий, фирма доказывала, что машину у гражданки они приняли не на условиях хранения, а просто предоставили парковочное место. По мнению Верховного суда, фирма ничем не подтвердила свои слова. У коммерсантов не оказалось на руках данных, сколько женщина им платила, не было доказательств, что коммерсанты приняли машину только на условиях парковки и без условий сохранения .
ВС подчеркнул, что оформление договора и кассово-бухгалтерский учет оплаты услуги лежат на исполнителе услуги. То есть на фирме. А утрата гражданкой квитанции – не основание для лишения потребителя прав, предусмотренных законодательством.
Еще Верховный суд обратил внимание на правила оказания услуг автостоянки, которые в суд принесла фирма. Эти правила подписал ее директор. И там сказано, что стоянка вообще не несет никакой ответственности за утрату или повреждение машин. Судебная коллегия по гражданским делам на это заявила – апелляция проигнорировала, что есть Правила оказания услуг автостоянок, которые утвердило правительство страны. И там сказано, что исполнитель как раз несет ответственность за хранение автотранспорта.
По закону профессиональный хранитель, каким является стоянка, освобождается от возмещения ущерба только в том случае, если докажет, что вред причинен “обстоятельствами непреодолимой силы” или если вред случился из-за “свойств вещи, о которых он знать не мог и не должен”. Поджог к таким случаям не относится.
Так что решение, что фирма не виновата, Верховный суд отменил.