Машины Geely белорусской сборки будут продаваться в России
БЕЛДЖИ и конвейер Geely: как построить европейский автомобильный завод с чистого листа
Стартовав из Москвы, уже на второй день мы достигли первой важной точки нашего пробега: завода БЕЛДЖИ в белорусском Жодино. О старте производства уже было рассказано много – но как живет завод сейчас? Куда едут машины, произведенные в Беларуси, каков уровень производства, и главное, какие новинки ждут нас в ближайшем будущем?
О том, как устроен завод в Жодино, мы рассказывали полтора года назад: уже тогда мы выяснили, что производство выстроено в соответствии с современными мировыми стандартами. Завод в Беларуси весьма схож с предприятием в китайском Нинбо, с небольшой разницей в уровне автоматизации: первый этап сборки кузова, когда лонжероны стыкуются с моторным щитом, здесь отдан не роботам, а рабочим. Но самые ответственные работы по сварке пола, стыковке боковин, установке крыши и так далее выполняют роботизированные руки – так можно гарантировать, что качество итоговой работы, геометрия кузова и равномерность стыков будут безупречными. Кстати, контроль здесь постоянный: как минимум один готовый кузов из каждой партии отправляется на 3D-стенд, проверяющий все его размеры и геометрию.
Сваренный кузов отправляется в цех окраски – там он обезжиривается, фосфатируется, проходит катафорезную антикоррозийную обработку, грунтуется и красится. Оцинковка кузовных панелей обещает достойную коррозионную стойкость, которой также способствует дополнительная обработка – помимо упомянутой выше катафорезной обработки это и покрытие днища защитной мастикой, и тщательная обработка швов. В это время в соседнем помещении красится и полируется пластик – бамперы, накладки и молдинги. Кстати, распространенное мнение о том, что бамперы слегка отличаются по цвету от кузова исключительно потому, что краска по-разному ложится на металл и пластик, не совсем верное. Дело в том, что и краски для них применяются разные: кузов окрашивается эмалью на водной основе, а для бамперов применяются сольвентные краски, которые колеруются отдельно.
Окончательно машина приобретает товарный вид в цеху сборки – о том, что такое «свадьба», когда кузов «женят» с силовым агрегатом и подвесками, знает, пожалуй, каждый, кто представляет себе процесс производства автомобилей. Ну а перед тем как попасть на склад готовой продукции, абсолютно каждый автомобиль отправляется в дождевальную камеру для проверки герметичности.
Производство хорошее – но насколько оно успешно?
Кратко разобравшись с процессом производства, стоит уделить внимание вопросам не менее важным: а насколько успешно оно работает? Сколько машин должно сходить с конвейера, и насколько выбраны заявленные мощности, которые, как известно, составляют 60 тысяч машин в год? На эти и другие вопросы лучше всего ответит главный инженер завода, Николай Лисовский.
Организовывая производство, мы прежде всего оценивали потенциал рынка. В настоящее время мы производим около 100 машин в смену и вплотную приблизились к целевому проектному показателю в 120 машин в смену. Более того, этот показатель вполне достижим – но пока производство организовано по односменному восьмичасовому графику при планируемом двухсменном режиме. С учетом запросов российского рынка и потенциала марки Geely в РФ и Белоруссии на конец 2019 года и начало 2020-го также пока ожидается односменный режим. При этом целевой план производства на 2019 год – 22 тысячи машин, а на следующий – около 33-35 тысяч машин, с учетом ожидаемых продаж на рынке России и Белоруссии и стран Европы.
Николай Лисовский, главный инженер
При этом автомобили, производимые в Беларуси, были благосклонно приняты не только российским, но и домашним, белорусским рынком: здесь продается примерно 46% от всего объема продаж, остальные объемы выбирает Россия. За 7 месяцев, во многом благодаря программам господдержки, в Беларуси было продано 3 800 машин, а ожидаемые годовые продажи – более 7 000. Российские планы еще более амбициозные: здесь планируют реализовать около 15 тысяч машин. Но это еще не все: уже ведутся переговоры, по результатам которых в ближайшем будущем должны начаться поставки автомобилей на новые рынки. Мы надеемся на то, что мы сможем предоставить большим клиентам хорошие продукции с постоянным расширением продуктовой линейки.
Еще одно важное направление работы – это повышение уровня локализации. На данный момент для модели Atlas он составляет 55%, и постоянно продолжаются поиски новых качественных поставщиков. Уже сейчас по сборке локализованы двигатели, сиденья, радиаторы, передний и задний мосты, аккумуляторы. Ведутся переговоры о локализации шумоизоляции пола, дисков и стекол. Кстати, по критериям работы в ЕАЭС локализованные детали могут изготавливаться на территории союза, поэтому локализация не ограничивается белорусскими поставщиками, и компоненты приезжают в том числе и из России: в частности, сейчас ведутся переговоры о поставках на конвейер стекол с завода Fuyao Glass в Калуге.
Важным стратегическим шагом была локализация моторов, устанавливаемых на флагманский кроссовер Atlas: уже не первый год все двигатели для него поставляются с Борисовского завода, а с апреля была освоена глубокая сборка для всех трех агрегатов – атмосферников на 2 и 2,4 литра, а также нового 1,8-литрового турбомотора с непосредственным впрыском.
А еще что-то новенькое будет?
Внедрением нового мощного мотора дело, конечно не ограничится. Во-первых в Китае кроссовер Geely Atlas уже перенес рестайлинг – и российский рынок тоже ждет обновленную модель. Хорошие новости: соглашение между головным офисом и руководством завода БЕЛДЖИ уже достигнуто, и сейчас обсудим подробности о подготовке производства. С учетом того что сейчас Atlas – это не только флагман модельного ряда, но и лидер продаж с долей примерно в 53%, с рестайлингом можно ожидать еще большего роста и этого показателя, и общих продаж.
Ну а во-вторых, новый кроссовер Geely SX11, к которому мы присматриваемся еще с прошлого года, тоже приедет в Россию – и он должен встать на белорусский конвейер! Николай сдержанно отметил, что сборка модели будет налажена «в соответствии с планом технического развития».
Помимо флагманского Atlas белорусский завод производит еще две модели – кроссовер X7 и седан Emgrand 7, и последний, несмотря на сравнительно невысокий спрос, тоже останется на конвейере. По словам Николая, у него есть своя пользовательская аудитория: помимо частных покупателей в Беларуси машина востребована Министерством внутренних дел и Министерством обороны. В общем, седан остается не только ради сохранения широкого ассортиментного ряда, но и по вполне объективным рыночным причинам.
Еще один важный вопрос, который интересует каждого покупателя новой машины – это обслуживание и доступность запасных частей. Николай успокоил нас и здесь:
Во-первых, существует утвержденный минимальный перечень запасных частей, которые обязаны быть в наличии у каждого дилера как в России, так и в Белоруссии, а во-вторых, центральный склад запасных частей есть и на заводе БелДжи, причем в денежном выражении его объем исчисляется миллионами долларов! Более того, даже для моделей, снятых с производства, техническая поддержка не прекращается: при необходимости есть даже возможность заказать доставку необходимых запчастей самолетом, а срок поставки в этом случае не превышает 30 дней с момента заказа.
Прочный фундамент будущего развития
Теперь, после посещения завода и беседы с главным инженером, кое-что стало еще более понятным. Современное производство, своевременное обновление модельного ряда, разработка и внедрение актуальных силовых агрегатов вкупе с надежной гарантией, обширным складом и поддержкой в том числе даже моделей, снятых с производства – это твердый фундамент, на котором будет основываться дальнейшее развитие концерна Geely как на российском, так и на других рынках, включая европейские. Но о Европе мы поговорим более конкретно уже совсем скоро: следующая точка нашего маршрута – центр электромобилей Geely в Раунхайме, и это только начало европейского тура. Оставайтесь на связи!
Первые автомобили нового завода «БелДжи» планировалось продавать еще в ноябре
Первые автомобили нового завода «БелДжи» планировалось продавать еще в ноябре
Новый завод «БелДжи» начал серийное производство автомобилей: уже выпущено 222 машины, которые завершают испытания.
Поступление автомобилей в продажу в ноябре зависит от готовности сервисных центров обеспечить покупателям и клиентам определенный уровень корпоративных стандартов компании «Джили».
Если дилеры не смогут гарантировать соблюдение этого уровня к ноябрю, то должны обеспечить к концу года.
Проектная мощность нового завода под Борисовом на первом этапе составит 60 тыс. машин в год с перспективой увеличения мощностей до 120 тысяч. При этом до 90% продаж предполагается на экспорт.
На новом заводе «БелДжи» будут выпускать два кроссовера Geely — NL 3 и NL 4 — и компактный седан.
Что такое «БелДжи»
Автомобили под маркой Geely выпускает белорусско-китайское СЗАО «БелДжи», созданное в 2011 году. Первый автомобиль на предприятии был собран в феврале 2013 года.
- ОАО «БелАЗ» (51,49%),
- Zhejang Jirun Automobile Co., Ltd (33,47%),
- СЗАО «Союзавтотехнологии» (9,01%)
- CITIC International Investment Limited (6,03%).
В 2015 году между Борисовом и Жодино началось строительство новой площадки по выпуску автомобилей за средств китайского кредита на 158,7 млн долларов. Общий объем инвестиций составит 400 млн евро.
Как работает завод «БелДжи»
На заводе технологический процесс производства состоит из трех этапов — сварка, покраска и сборка. Покраска тоже делится на два участка: цех покраски кузовов и цех покраски мелких деталей — бамперов, ручек, корпусов зеркал.
Цеха штамповки деталей пока не будет — это нерентабельно при годовом объеме выпуска менее ста тысяч автомобилей. Поэтому сюда ввозят готовые детали. К заводу подведена железнодорожная ветка для доставки кузовных панелей.
В сварочном цехе все процессы автоматизированы и роботизированы, установлена адаптивная система сварки производства Bosch, обеспечивающая стопроцентную гарантию качества. Такие же системы стоят на заводах Mercedes и Audi.
На автоматической линии сварки установлены 26 роботов KUKA, как и на конвейерах мировых автопроизводителей. Сюда поступает каркас днища, и в автоматическом режиме сваривается весь кузов.
Готовые кузова выборочно проверяются на координатно-измерительной машине шведского производства, способной контролировать параметры 6 тысяч точек. Совпадение должно быть 96%. Такой же стандарт, как и у Audi.
Окраска кузовов производится в условиях идеальной чистоты экологически чистыми красками на водной основе.
Кузова проходят горячее фосфатирование, катафорез и воскование, что дает длительную гарантию от появления ржавчины. Тест на коррозионную стойкость делают по стандарту Volvo.
В цехе окончательной сборки пока вместе работают китайские и белорусские рабочие. В дальнейшем останутся только белорусы.
Здесь используют только электрический инструмент, который позволяет контролировать процесс затяжки крепежа по двум параметрам — по моменту и углу поворота. Если винт не так закрутился, программа это сразу распознает.
История сборки каждого автомобиля хранится десять лет.
Завод можно перепрофилировать на выпуск любого автомобиля с несущим кузовом, подходящим по габаритам. Сегодня Geely — завтра хоть BMW.
На каких условиях белорусам предложат покупать новые автомобили Geely
Кредитная история на колесах
Есть люди, которые машины меняют как перчатки. И каждый раз очередная железная пассия моложе предыдущей. Однако новые автомобили наши соотечественники сейчас покупают гораздо реже. Впрочем, в Правительстве пообещали: до конца года в стране появится программа, которая простимулирует продажи собранных у нас автомобилей Geely. Корреспондент «Р» выяснила, какой по цене и качеству должна быть наша машина, чтобы за ней выстраивались очереди, и сможет ли производитель конкурировать с мировым и российским автопромом.
Фото БЕЛТА
На днях Правительство анонсировало появление программы, которая позволит автолюбителям активнее покупать новенькие Geely. Премьер-министр Андрей Кобяков в эфире программы «Контуры» на канале ОНТ обрадовал: к концу года такой продукт будет предложен. В чем будут заключаться «плюшки» для покупателей, разработчики программы пока не говорят. Смеем предположить, что будет задействован самый эффективный в данном случае механизм: доступные кредиты с льготными ставками.
Пока в стране только Беларусбанк выделяет кредитные деньги конкретно на покупку новых автомобилей Geely. Правда, особые преференции для кредитополучателей заключаются не в особой процентной ставке (кредит на Geely сейчас выглядит, как и на другие марки: 13% первые 180 дней, а дальше — под 15% годовых), а лишь в упрощенных условиях кредитования. В финучреждении не подсчитывали, сколько кредитополучателей оформили займы именно на белорусский автомобиль, и не спешат озвучивать мнение по предполагаемому снижению ставок. Давать какие-то обещания заранее банкиры вообще никогда не склонны. Вот дождемся конкретных решений Правительства, а там уже и обещать будем, говорят они.
Судя по всему, белорусско-китайскому производителю придется продавать на внутреннем рынке до шести тысяч экземпляров в год. Цифра для нашего рынка немаленькая, особенно если учесть уровень конкуренции. Пока что наш производитель занимает лишь 12-е место в рейтинге дилеров — он продал всего 197 автомобилей. А вот в двадцатку самых популярных моделей завод «БелДжи» не попал. Почему? Вероятно, дело не в том, что предложение не успевает за спросом. Сегодня бэушки Geely продаются по цене нового автомобиля в российских автосалонах.
Изучаю предложения на авторынках: например, за трехлетний Geely Emgrand X7 просят 9 тысяч долларов, двухлетняя модель обойдется уже в 11 тысяч долларов. В то же время новенький внедорожник Renault Duster будет стоить у соседей на 300 долларов дешевле. А если сравнить Geely с исконно русской «Ладой», которая сегодня в тройке лидеров по продажам на нашем рынке, выбор будет явно не в нашу пользу.
Генеральный директор завода «Белджи» Дмитрий Батраков краток: о программе стимулирования продаж пока ничего не известно и вести разговоры о конкретике рано. Зато потенциальные покупатели автомобилей Geely предлагают свои версии, как повысить спрос. На форумах, к примеру, предлагают обеспечить возможность покупки автомобиля непосредственно с завода без дилерской наценки. А также беспроцентной рассрочки и отсутствия обязательного страхования КАСКО. В числе предложений фигурируют также автокредиты на уровне 1 — 3% годовых и качественное гарантийное обслуживание вместе с доступностью автокомпонентов на рынке.
На заводе «Белджи» озвучили стоимость будущих моделей. Согласитесь, ценовой диапазон 12—27 тысяч долларов явно пока не позволяет ожидать, что автомобиль, собранный в Борисове, станет народным. Скептицизм разделяет и председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич: только лидеры продаж — ведущие компании с производственными площадками в России и высокой степенью локализации производства — сегодня могут реализовывать более 5 тысяч новых автомобилей в год. Займет ли это место Geely? Сложно сказать. Заявленный к середине следующего года уровень локализации производства на «Белджи» должен составлять не менее 50%. Это значит, что наполовину автомобиль должен быть произведен из собственных комплектующих. Будут ли они дешевле китайских — вопрос риторический и, скорее, из разряда фантастики.
Такой уровень локализации эксперты авторынка называют настоящим вызовом. Более того, покупатели не готовы отдавать свои деньги исключительно за патриотизм. Если машина качественная, а стоимость ее ниже конкурентов — шансы есть. Для этого нужно с прибылью производить надежный автомобиль и продавать по цене ниже рыночной.
Владимир КОЛТОВИЧ, министр антимонопольного регулирования и торговли:
— Борьба с ростом цен — это контрмеры против того, что уже произошло. Так что главная задача Правительства в целом и МАРТ в частности заключается в повышении доходов населения. Наше министерство сейчас работает с монополистами, которые занимают большие доли на рынке связи, электроэнергии, продовольствия. Для них мы определяем возможность повышения цены. Взять, к примеру, услуги сотовой связи. В прошлом году темп роста цен составил 122%, в этом — 109%. И больше давать разрешение на повышение цен мы не планируем.