Svarkin-spb.ru

Компания Renault планирует сотрудничать с «АвтоВАЗом»

«АвтоВАЗ»: к новой жизни с помощью «Renault»

Многомесячная история с поиском стратегического партнера для АвтоВАЗа завершилась. Из четырех претендентов, среди которых числились итальянский FIAT, американская General Motors, канадская Magna, выбор пал на французский Renault. Предложение французского автогиганта оказалось самым конкурентоспособным с финансовой точки зрения и наилучшим в производственном и технологическом аспектах.

Сергей Чемезов – глава Государственной корпорации “Ростехнологии” и председатель Совета директоров ОАО “АвтоВАЗ”, Сергей Скворцов – президент Troika Capital Partners, а также Карлос Гон, президент альянса Renault-Nissan, подписали 8 декабря Протокол о взаимопонимании (Memorandum of Understanding). Согласно документу, Renault до 25 февраля 2008 года станет владельцем 25%-ного пакета акций АвтоВАЗа. Аналитики оценивали сделку более чем в $1,36 млрд.

Это партнерство позволит компаниям:
– ускорить развитие АвтоВАЗа, обновить и расширить его модельный ряд;
– развивать марку LADA, сохраняя ее индивидуальность, чтобы помочь ей удержать лидерские позиции на российском рынке и укрепить ее коммерческий успех;
– обменяться технологиями и ноу-хау.

При этом государственная корпорация “Ростехнологии”, главный акционер ОАО АвтоВАЗ, сохранит свое участие в капитале компании и будет по-прежнему обеспечивать поддержку со стороны российский властей. “Ростехнологии” и Renault станут равными акционерами ОАО АвтоВАЗ в долгосрочном партнерстве. Как только капитал АвтоВАЗа реструктурируется в первой половине 2008 г., будет образован холдинг, в котором Renault и ГК “Ростехнологии” на паритетных началах будут владеть 50% акций ОАО АвтоВАЗ. Таким образом, Renault станет важнейшим акционером АвтоВАЗа.

Компании намерены обменяться технологиями и ноу-хау, особенно в области инжиниринга, производства и маркетинга с целью улучшения привлекательности, конкурентоспособности и качества продукции АвтоВАЗа. Партнеры также обменяются менеджерами в различных сферах профессиональной деятельности с целью усиления связи между компаниями и ускорения процесса преобразования АвтоВАЗа в автопроизводителя мирового уровня с производственными мощностями более 1 млн. автомобилей в год. В рамках данного партнерства также запланировано сотрудничество в области производства двигателей и платформ, которыми будут оснащаться автомобили LADA и Renault.

Инвестиции будут способствовать укреплению конкурентной позиции Renault и Альянса Renault-Nissan на российском рынке.

Силовой агрегат и трансмиссии Renault позволят АвтоВАЗу в краткие сроки обновить и обогатить всю линейку моделей LADA. Это относится к проекту LADA класса C.

Таким образом, Россия станет первым рынком по объему продаж для группы Renault. По соглашению с АвтоВАЗом и его акционерами, объемы продаж марки LADA будут консолидированы компанией Renault. В результате, обязательства по объемам продаж Renault, принятые в рамках плана Renault Контракт 2009, будут пересмотрены на увеличение.

На ОАО «АвтоВАЗ» будут производить автомобили LADA, Renault и Nissan, сообщил президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон. По его словам, количество выпускаемых автомобилей будет доведено до 1,5 млн. штук в год, в дальнейшем производство увеличится. «Своей целью участники соглашения ставят снизить издержки на всю конечную продукцию, чтобы сделать конкурентоспособными марку LADA, марки Renault и Nissan».

Между тем, по словам слухам в инвесткругах, подписание меморандума с Renault еще не означает завершение поисков АвтоВАЗа. Другие топ-менеджеры завода выступают за GM и FIAT. Не исключено, что в феврале сделка просто не будет закрыта. Эти слухи подтверждает следующая информация. Итальянский автопроизводитель Fiat продолжает изучать возможности инвестиций в АвтоВАЗ. Об этом заявил исполнительный директор итальянкой компании Серджио Марчионне. В октябре 2007 г. АвтоВАЗ и Fiat подписали меморандум о взаимопонимании. В частности, стороны договорились о сотрудничестве в области инжиниринга, технологических процессов, разработки, производства и поставки изделий, двигателей и других компонентов. Со своей стороны, американская автомобильная корпорация General Motors также интересуется развитием отношений с АвтоВАЗом. Пресс-секретарь GM Марк Кемп сообщил, что мировой автомобильный рынок испытывает трудности, поэтому компания планирует инвестиции в развивающиеся экономики, в частности, в АвтоВАЗ. В числе компаний, рассматривавшихся в качестве кандидата в стратегические партнеры, на АвтоВАЗе называют канадского производителя автокомплектующих Magna International Inc.

7 декабря состоялось заседание Совета директоров ОАО АвтоВАЗ. На нем была выражена уверенность в успешном завершении преобразования волжского автогиганта из предприятия замкнутого цикла в современную автомобильную корпорацию мирового уровня. Как отметил на заседании председатель Совета директоров Сергей Чемезов, в течение этого года российский фондовый рынок благоприятно реагировал на действия руководства «АвтоВАЗа». За отчетный период позиции предприятия существенно укрепились. Наблюдается устойчивый рост обыкновенных и привилегированных акций ОАО АвтоВАЗ, а объемы торгов ими на Московской международной валютной бирже значительно возросли.

Финансовые аналитики позитивно отнеслись к соглашению между АвтоВАЗом и Renault. Разрешение неопределенности относительно стратегического партнера приведет к очередному взлету котировок АвтоВАЗа.

Наша справка:

АвтоВАЗ – один из самых крупных автопроизводителей в Восточной Европе и лидер автомобилестроения в России, где он контролирует около 70% автомобильного производства. Производственные мощности компании позволяют производить более 750 000 автомобилей ежегодно. АвтоВАЗ выпускает 14 моделей шести семейств, в том числе LADA KALINA, LADA PRIORA, LADA 4х4. АвтоВАЗ входит в совместное предприятие с General Motors – GM AVTOVAZ, производящего SUV Chevy-Niva и автомобиль Chevrolet Viva. АвтоВАЗ и GM каждый владеют равными долями акций совместного предприятия – по 41,5% каждый, в то время как Европейский Банк Реконструкции и Развития владеет остальными 17%. В 2006 г. чистая прибыль АвтоВАЗа достигла 2 512 млн. руб. (€70,5 млн., что на 79,4% больше, чем в 2005 г. В 2007 г. компания планирует выпустить 959 тыс. 700 автомобилей и сборочных комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс. автомобилей Lada 112 Coupe. Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2007 г. планируется увеличить до 194 тыс. единиц.

Читать еще:  Как залить спирт в тормозную систему

Renault – автопроизводитель мирового масштаба, продающий ежегодно около 2,5 млн. автомобилей (согласно прогнозам на 2007 г. около 100 000 из них будет продано в России). Renault, со своим партнером по Альянсу Nissan является четвертым в мире производителем, который, согласно прогнозу, продаст в 2007 г. около 6,3 млн. автомобилей. Renault присутствует на российском рынке с 1905 года. В 1998 году компания Renault совместно с Правительством Москвы создала совместное предприятие ОАО Автофрамос и в 2005 году запустила производство в Москве, на своем заводе, мощности которого будут удвоены.

Nissan намерен открыть производственную площадку в Санкт-Петербурге.

По материалам ИА Росбалт, Прайм-ТАСС, Финам, РБК

Расскажем о главном: подписывайтесь на «Капитал страны» в Instagram

Зачем Renault и «Ростеху» полный контроль над АвтоВАЗом?

100% автоконцерна соберут в одних руках. Это один из этапов оздоровления АвтоВАЗа, который 5 лет генерировал убытки

СП Renault и «Ростеха» выкупит последние акции АвтоВАЗа у миноритариев, став, таким образом, единственным собственником автоконцерна. Это можно считать одним из этапов финансового оздоровления компании, за 2013—2017 годы получившей более 160 млрд рублей убытков. Эксперты отмечают, что в последнее время дела компании улучшились, хотя говорить об окончательном выходе из кризиса рано. Подробнее — в материале «Реального времени».

«А потом будем думать»

15 октября зарегистрированная в Амстердаме Alliance Rostec Auto B.V — основной собственник АвтоВАЗа — разослала миноритариям концерна принудительную оферту на выкуп их ценных бумаг. Как видно из сообщения АвтоВАЗа на сайте раскрытия информации, выкупу подлежат все виды акций, список их текущих владельцев будет составлен 30 ноября.

Оферент установил цену приобретения: 12,4 рубля за одну обыкновенную акцию и 12,2 — за привилегированную. Это чуть дороже рыночной стоимости бумаг в день, предшествовавший оферте (тогда обыкновенные акции стоили 12,15 рубля, префы — 12 рублей). По словам начальника пресс-службы АвтоВАЗа Сергея Ильинского, цена взята «не с потолка» — она устанавливалась в соответствии с законодательством и под полным контролем ЦБ.

Alliance Rostec Auto B.V — совместное предприятие Renault и «Ростеха», сейчас эта компания является собственником 96,6% АвтоВАЗа. До недавнего времени ее пакет был меньше, однако в конце сентября СП докупило более 13% акций в рамках другой оферты. Тогда у миноритарных владельцев было приобретено в общей сложности 1,5 млрд бумаг.

Сергей Скворцов, комментируя прошлую оферту, сказал, что увеличение доли Alliance Rostec Auto B.V — «логичное продолжение процесса рекапитализации, в рамках которой предприятие было очищено от долгов на сумму свыше 100 млрд рублей». Фото rostec.ru

В процессе нынешней оферты СП приобретет все оставшиеся на руках у миноритариев акции и станет единственным собственником завода, говорит Ильинский.

Глава совета директоров АвтоВАЗа Сергей Скворцов, комментируя прошлую оферту, сказал, что увеличение доли Alliance Rostec Auto B.V — «логичное продолжение процесса рекапитализации, в рамках которой предприятие было очищено от долгов на сумму свыше 100 млрд рублей».

Рекапитализация, о которой говорил Скворцов, началась два года назад — с тем, чтобы провести финансовое оздоровление автозавода. Она проходила в несколько этапов: в конце 2016 года АвтоВАЗ привлек капитал через дополнительный выпуск акций, а в этом году в акции были конвертированы долги концерна более чем на 60 млрд рублей (собственником этих бумаг стала Alliance Rostec Auto B.V).

Таким образом, окончательная консолидация 100% акций — одна из стадий рекапитализации. В сентябре глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что после процедуры оздоровления («когда с кредитами разберемся») автозавод проведет делистинг и уйдет с Московской биржи. «А потом будем думать, что дальше делать», — добавил он.

Пять лет в убытках

Долги АвтоВАЗ копил в течение последних нескольких лет. Судя по отчетности компании, резкий рост кредиторской задолженности начался после 2013 года, а в целом с 2013-го по 2017-й включительно задолженность выросла в три с лишним раза — с 22,7 до 69,7 млрд рублей. В этом году она несколько сократилась. На начало июля долг составлял 57,6 млрд рублей, что на 12,1 млрд (17,4%) меньше, чем годом ранее.

Улучшились и другие показатели компании. В I полугодии 2018-го выручка по МСФО увеличилась на 31,5% — до 134,7 млрд рублей. Кроме того, концерн получил 3,1 млрд рублей прибыли — впервые за очень долгое время. До этого в течение 5 лет «АвтоВАЗ» генерировал убытки. Самый крупный убыток был получен в 2015-м (73,9 млрд рублей), а суммарный убыток за 2013—2017 годы превысил 161 млрд рублей.

Читать еще:  Как заменить поршневые кольца?

В июне этого года концерн сменил главу — на смену французу Николя Мору, который руководил компанией 2 года, пришел его соотечественник Ив Каракатзан. Уход Мора был связан с его назначением на должность главы регионального подразделения Renault, однако в то же время некоторые эксперты отмечали, что Мор попросту выполнил свою основную миссию по расчистке долгов.

Уход Мора был связан с его назначением на должность главы регионального подразделения Renault. Фото Максима Платонова

«Предприятие по-прежнему убыточное, но перспективы есть»

Эксперты отмечают, что положение АвтоВАЗа понемногу восстанавливается, хотя говорить об окончательном выводе компании из кризиса рано.

Главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов вспоминает, что история с поиском инвестора началась еще в 2000-х. Что касается положения концерна, то здесь наметилось некоторое улучшение. «Положительная динамика есть, продажи в России растут, есть рост и на иностранных рынках, развитие экспорта. Обновление модельного ряда приносит результат, — говорит Еськов. — Так или иначе в последние годы в продажах и финансовом состоянии есть подвижки в лучшую сторону. Предприятие по-прежнему убыточное, но перспективы у него есть».

Сейчас АвтоВАЗ успешно обновляет модельный ряд, на рынок вышли новые модели Lada, которые пользуются хорошим спросом, говорит руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Например, Lada Vesta по итогам 9 месяцев этого года стала самым продаваемым автомобилем в России, хотя в предыдущие два года этот титул принадлежал иностранным маркам.

На внутреннем рынке Lada все еще остается маркой номер 1 (на нее приходится 20% местного рынка). Скорее всего, этот титул останется за АвтоВАЗом надолго, считает Тимерханов. Кроме того, компания ищет новые рынки. Так, в этом году после долгого перерыва она вернулась в Чехию и Тунис. Всего же за 9 месяцев АвтоВАЗ нарастил экспорт на 65%. Нельзя не отметить и сокращение убытков предприятия, накопленных за время кризиса, продолжает он: «Поэтому то, что делает руководство компании, можно считать правильным».

С этим соглашается аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков: «Без оглядки на финансовые показатели можно сказать, что АвтоВАЗ остается лидером отечественного рынка. Более того, обновление модельного ряда существенно сказалось на росте продаж. Конечно, это уже далеко не Fiat, но Renault».

На внутреннем рынке Lada все еще остается маркой номер 1 (на нее приходится 20% местного рынка). Фото Максима Платонова

Процесс оздоровления предприятия он считает достаточно успешным, хотя и затянувшимся. Компания пока далека от того, чтобы генерировать устойчивую прибыль и существенно сократить долговую нагрузку. С другой стороны, рост выручки и устойчивость на внутреннем рынке позволяют ей и дальше работать над повышением эффективности производства. Новые модели уже не теряются на рынке, а их локализация постоянно растет, что повышает конкуренцию в условиях невыгодных валютных курсов.

В январе—сентябре продажи Lada выросли на 17% при общем росте рынка на 10,6%. Быстрее продажи росли только у Kia, отмечает Кочетков. В ближайшие кварталы АвтоВАЗу предстоит поработать над эффективностью, чтобы выйти на долгожданный уровень прибыльности, резюмирует он.

Говорит по-французски

Renault подписал соглашение о контроле над “АвтоВАЗом”

Альянс Renault-Nissan 3 мая договорился с “Ростехнологиями” о создании СП, в результате которого иностранцы получат контроль над “АвтоВАЗом”. Для этого им придется заплатить за приобретаемые акции вдвое больше рыночной цены, однако за эти деньги альянс будет управлять одним из крупнейших автопроизводителей в Восточной Европе, пусть и убыточным. Впрочем, говорить о завершении сделки пока рано.

Российская госкорпорация “Ростехнологии”, альянс Renault-Nissan и “Тройка Диалог” 3 мая подписали в Париже соглашение о создании совместного предприятия, которому будет принадлежать 74,5 процента “АвтоВАЗа”. Альянс получит 67,13 процента акций нового СП.

По условиям протокола о намерениях, Renault (владеет 25 процентами “АвтоВАЗа”) и Nissan инвестируют в СП 750 миллионов долларов, “Тройка Диалог” (контролирует 20 процентов акций) выйдет из капитала автопроизводителя, а госкорпорация (владеет 29 процентами завода) снизит долю до блокирующей и согласится на продление срока погашения беспроцентных кредитов на сумму около 46 миллиардов рублей, выданных за счет государства. Таким образом, контроль над крупнейшим автопроизводителем в Восточной Европе переходит к иностранцам.

Первая доля Renault

“АвтоВАЗ” начал процесс интеграции в мировое автомобилестроение с начала 2000-х годов. Первым совместным проектом с зарубежными компаниями стал выпуск Chevrolet-Niva вместе с американским GM. Затем последовало подписание соглашения с канадской Magna о строительстве нового завода мощностью 450 тысяч автомобилей в год и о разработке новой модели Lada класса С, однако дело не продвинулось дальше подписания протокола о намерениях.

В 2007 году тольяттинский завод начал переговоры о стратегическом партнерстве с Fiat и Renault. В итоге была выбрана французская компания, с которой в конце того же года и подписали меморандум о взаимопонимании.

Читать еще:  В Польше нетрезвых виновников ДТП будут лишать прав навсегда

В феврале 2008 года Renault купил 25 процентов акций “АвтоВАЗа” за миллиард долларов. Через полтора года акционеры тольяттинского завода подписали соглашение об инвестициях Renault-Nissan в размере 300 миллионов евро в виде имущественного взноса, который включал передачу технологий, оборудования, знаний и опыта для производства автомобилей на платформе В0 (на ней же выпускается бюджетный седан Renault Logan). В ответ “АвтоВАЗ” обязался предоставить свои мощности Renault-Nissan для выпуска машин под их собственными брендами.

В начале 2010 года при участии зарубежных партнеров была разработана программа развития “АвтоВАЗа”, в соответствии с которой к 2016 году планируется полное обновление модельного ряда. Объем производства Lada к 2020 году должен достигнуть миллиона штук в год, из которых 10 процентов будут идти на экспорт (Renault после получения контроля может и отказаться от бренда Lada, однако о соответствующих планах не сообщалось). Согласно принятой программе, “АвтоВАЗ” останется лидером российского рынка легковых автомобилей, а его доля на внутреннем рынке новых “легковушек” составит около 25 процентов.

Господдержка решает все

Фактически после вхождения Renault в капитал “АвтоВАЗа” завод стал прибыльным только в 2011 году (заработал 3,1 миллиарда рублей по РСБУ – российским стандартам бухгалтерской отчетности). В 2009 году убыток составил 49,2 миллиарда рублей. В 2010 году автопроизводитель заработал 3,6 миллиарда рублей чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (по РСБУ – 2,4 миллиарда рублей), однако она была получена в основном за счет скидок по государственным займам, которые предоставили “Ростехнологии”.

Владимир Путин был готов тратить миллиарды бюджетных денег, лишь бы “АвтоВАЗ” не закрылся, а тысячи жителей Тольятти не потеряли рабочие места. Чтобы “оживить” завод без трат из казны, в 2009 году премьер потребовал от Renault-Nissan инвестиций, но те не отреагировали на “поручение”. После прозвучало несколько заявлений о готовности правительства рассмотреть предложения иностранцев по увеличению доли, явно направленных на то, чтобы инициатива исходила от последних; ответа не последовало. В ноябре 2010 года Путин заявил на встрече с главой Renault-Nissan Карлосом Гоном, что российское правительство “приветствует” расширение участия альянса в капитале “АвтоВАЗа”. После этого начались переговоры об увеличении пакета иностранцев до контрольного.

Как писал “Коммерсантъ” со ссылкой на подсчеты аналитиков, без господдержки “АвтоВАЗ” получил бы в 2010 году убыток более 4 миллиардов рублей.

В ноябре прошлого года “АвтоВАЗ” показал первое после кризиса серьезное падение продаж, которое достигло 17 процентов по сравнению с ноябрем 2010 года. На заводе такие показатели связали со спадом спроса на “классику” (2107), который произошел после окончания государственной программы утилизации и льготного кредитования.

В первом квартале 2012 года прибыль “АвтоВАЗа” упала в девять раз до 106 миллионов рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи в годичном исчислении продолжили падать, хотя, к примеру, в апреле по сравнению с мартом они выросли на 12,9 процента (неудивительно, учитывая откат в 17 процентов в минувшем декабре).

Эксперты не ждут серьезного улучшения показателей тольяттинского завода и во втором квартале, учитывая апрельские продажи, долгие майские праздники и самую масштабную за последнее время отзывную кампанию (завод отзывает 94 тысячи Kalina и Granta в связи с “потенциально возможным проявлением неисправности” топливной системы).

Участники рынка давно ждали завершения переговоров с Renault-Nissan: передача контроля иностранцам рассматривается как единственный спасительный для “АвтоВАЗа” вариант.

Реакция рынка на такое позитивное событие, как договоренность с Renault, оказалась неожиданной: 3 мая акции завода сначала немного подорожали, а затем рухнули на 8 процентов. На торгах 4 мая ценные бумаги производителя также падают на 8 процентов (по состоянию на 14:30 по Москве).

Столь масштабные распродажи связывают с тем, что закрытие сделки планируется на середину 2014 года, а не на 2012-2013 годы, как ожидали участники рынка. Кроме этого свое влияние могли оказать и не до конца ясные параметры соглашения, в первую очередь создание СП. Закон обязывает акционера, который консолидирует более 30 процентов и более 50 процентов акций выставить оферту миноритариям, однако Renault-Nissan получает контроль через СП, и есть вероятность, что альянсу удастся избежать объявления оферты. Миноритарии, рассчитывая в будущем продать неликвидные акции “АвтоВАЗа” Renault, могли удариться в панику и устроить распродажу.

Несмотря на некоторые “но”, сделка представляется выгодной для всех сторон. Зарубежные автопроизводители получают контроль над “АвтоВАЗом”; он придется весьма кстати, учитывая, что Россия по итогам марта занимает третье (после Великобритании и Германии) место в Европе по продажам машин. Российское государство, с одной стороны, избавится от неэффективного предприятия, которому постоянно нужны деньги, а с другой – выполнит важную социальную задачу, сохранив рабочие места. Тольяттинский завод, в свою очередь, сможет с помощью зарубежных технологий и опыта существенно расширить модельный ряд. Впрочем, об окончательном успехе пока говорить рано: обязывающее соглашение планируется подписать только в конце этого года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector