Команда КАМАЗ-мастер
КАМАЗ-мастер – история успеха раллийной команды
Успешное начало
Первое участие молодой советской команды было соревнование «Ельч», проходившее в Польше. От команды выдвинули троих участников полноприводных автомобиля «КамАЗ», который не был известен западному миру. Даже сами участники не могли предположить, что их молодая команда возьмет призовое место, а именно 2 место и серебро. Успешное начало породило дальнейшее успешное участие в следующих соревнованиях. Неизвестным героем стал автомобиль Камского автомобильного завода под индексом 4310.
Следующее участие команды был международный ралли-рейд «Objectif Sud» в 1989 году. Именно тогда команда решила попробовать силы на более престижном чемпионате, где смогли выхватить второе и третье место в общем командном зачете.
Настоящий триумф для команды произошел в 1995 году, когда «КамАЗ — Мастер» в состязании «Мастер Ралли» взяли первое почетное место. Именно с этой победы ведется отсчет истории российской команды. Начиная с Чемпионата РФ, и заканчивая мировым Кубком, экипаж завоевал 35 первых мест, 2 мест -12, и 3-х мест-7. С 2000 года по сей день, команда насчитывает 61 призовое место, из которых — 7 за третье, 12 за второе и 42 за первое место. Российская команда и дальше продолжает участи во всевозможных соревнованиях в своем классе.
О составе команды
Команда насчитывает чуть более 90 человек. В коллектив входит непосредственно экипаж, технический персонал, инженеры и менеджеры. Основной секрет чемпионства команды состоит во взаимопомощи, доброжелательности и высокой ответственности всех сотрудников. Это одна сплоченная семья, благодаря которой «КамАЗ» известен всему миру как сильнейший соперник западным грузовикам. По словам генерального директора Сергея Анатольевича Когонина, люди в команде являются деталями большого узла, где одна маленькая запчасть выходит из строя – и весь узел выходит из строя.
На сегодня состав экипажа может похвастаться заслуженными мастерами спорта, а так же мастеров спорта международного класса, которые общепризнаны в элите международного ралли, а именно:
- МС и тренер Якубов Семен;
- МС Чагин Владимир;
- Савостин Сергей –МС;
- Карибов Фирдаус –МС;
- Беляев Айдар –МС.
Примечательно, что президент Татарстанской республики является одним из участников команды, а именно почетным членом. Принимает раз в году участие в ралли Desert Challenge. Команда постоянно пополняется молодым коллективом, ведь профессиональный спорт постоянно нуждается в достойной молодой замене ветеранам спорта.
Особенности коллектива
Главный герой – КамАЗ
За историю команды было 10 грузовиков. С появлением следующих моделей была проведена глубокая модернизация узлов и агрегатов, а так же работа над ошибками и слабыми местами, которые проявлялись непосредственно на гонке. Примечательно, что первый гоночный автомобиль был собран исключительно из отечественных деталей, что, к сожалению, не обеспечивало должную надежность. Из чего же состоит последняя модель автомобиля?
КамАЗ 4326-9 – каркас взят с армейской версии отечественного грузовика. Двигатель установлен Ярославского моторостроительного завода, дизельный с турбиной, развивающий более 600 лошадиных сил, и момента 830 Н/м. Коробка передач уже не отечественного производства, а немецкого, фирмы ZF. В паре с иностранной шеснадцатиступенчатой трансмиссией «КамАЗ» способен разогнаться до 160 км/ч. Раздаточная коробка так же позаимствована у западных инженеров фирмы Steyr, имеет блокировку межосевого дифференциала. Карданный вал турецкий, амортизаторы производства Голландии, мосты финские, шины Michelin, тормоза бельгийские. От отечественного гоночного грузовика остается лишь родная кабина, рама и двигатель.
Ходовые характеристики потрясающие: угол преодоления подъема более 35%, радиус разворота чуть более 11 метров, а разгон до 100 км/ч -16 секунд.
Двигатель питается не только дизелем. Он является газо-дизельным. 89 литровые баллоны заправлены природным газом, в итоге запас топлива 80 кубометров компримированного газа, которого, при расходе 140 литров на 100 км, хватает на 350 км пути. Общий запас хода – 1500км. Газодизельная смесь состоит из 70% газа, и остальное дизельное топливо. Благодаря отечественным передовым инженерам, удалось идеально совместить два вида топлива, увеличив при этом КПД мотора.
Так же автомобиль может использоваться не только как раллийная машина, а как автомобиль для экспресс доставки грузов через самые сложные бездорожья, беспощадно прыгая на высокой скорости по ухабам, ямам и прочим прелестям бездорожья. В 2017 году проходили последние соревнования этого года «Дакар». Это был самый тяжелый заезд. Несмотря на дождь, оползень и селевые потоки, команда взяла первое место. За 2017 год команда пополнялась лишь серебром и золотом, что доказывает легендарность отечественного грузовика, и невероятный профессионализм команды.
Устройство самого известного КамАЗа во всем мире! (7 фото)
О спортивных грузовиках команды «Камаз-Мастер» известно немногое: какой двигатель установлен? до какой
скорости разгоняются? какие детали импортные, а какие отечественные? В этой статье вы найдете все
ответы!
В 1988 году, когда российские гонщики только начали выступать на грузовиках «КамАЗ», техника была
фактически серийной: в качестве основы спортсмены выбрали трехосный полноприводник «КамАЗ-4310»,
которому форсировали двигатель до 290 л.с. (серийная «восьмерка» выдавала 210 «лошадей»), немного
доработали системы охлаждения и смазки, установили каркас безопасности, более жесткие рессоры, новые
амортизаторы и. все! В таком исполнении «КамАЗ-С4310» («С» — спортивный) дебютировал на европейском
ралли «Ельч», где камазовцы завоевали 2 и 4 места личного зачета и 1 место командного.
Дальше началась череда переделок: какие только моторы не примеряли гоночные грузовики! В 1989-м —
форсированный до 400 «лошадей» камазовский агрегат, в 1989-м — опытный 10-цилиндровый двигатель (он
оказался слишком ненадежным), в 1991-м, наконец, появилась специально разработанная «восьмерка»
мощностью 430 л.с. Естественно, мощный двигатель потребовал существенной переделки трансмиссии: на
заводе изготовили экспериментальную коробку передач и новую раздаточную коробку. Также инженеры
усовершенствовали подвеску и гидроусилитель, разработали и установили систему подкачки шин.
Заметим, что первым иностранным компонентом, который прописался на российском спортивном грузовике
стало сцепление британского производства, хотя дальше камазовцы использовали больше и больше импортных
запчастей. Например, следующее поколение гоночных грузовиков (уже двухосных!) получило американский
двигатель Cummins мощностью 520 л.с. Впрочем, когда ярославские моторостроители предложили силовой
агрегат ЯМЗ-7Э846, камазовцы выбрали российский турбодизель: он покорил большим крутящим моментом на
низких оборотах и хорошей работой на низкосортном топливе.
С таким двигателем среднемоторный «КамАЗ-49252» вынес камазовцев на победный подиум марафона
«Париж-Москва-Пекин» и позволил завоевать золотого бербера на «Дакаре’96». Но затем грузовику снова
имплантировали новое сердце: 12-цилиндровое мощностью больше тысячи «лошадей»! На «Дакаре’98» такой
«КамАЗ» выступил неудачно, поскольку огромную мощность не смогла «переварить» трансмиссия. Этот
прототип стал последним камским грузовиком, где двигатель размещался посередине: новые правила
марафонов заставили инженеров спешно создавать и испытывать новую машину — «КамАЗ-49256».
После созданной впопыхах модели 49256 появился уникальный «КамАЗ-4911 Extreme» — машина, которая не
имела аналогов по проходимости, маневренности и динамике. «Сорок девять одиннадцать» успели окрестить
«летающим грузовиком»: этот монстр, отталкиваясь от естественных трамплинов, эффектно взлетал над
землей! В дебютном 2003 году за скоростным большегрузом остались победы на Кубке и Чемпионате России,
ралли «Дезерт Челлендж», «Хазарские степи», «Каппадокия», а главное — золотой и бронзовый берберы
«Дакара». Можно ли придумать машину лучше? «Можно!» — ответили камазовцы.
В 2007 году родилась нынешняя генерация спортивных грузовиков — «КамАЗ-4326-9». На этом спортивном
грузовике установлен российский двигатель ЯМЗ-7Э846 оъемом 18,47 л. На стенде 8-цилиндровый V-образный
турбодизель развивает внушительные 830 л.с. мощности и 3500 Н·м крутящего момента. Впрочем,
ярославский турбомонстр неидеален: во-первых, прожорлив (в гонке мотор потребляет больше 100 литров
солярки на каждые 100 километров пробега), во-вторых, массивен (1400 кг), в-третьих, отличается
скромным ресурсом — до списания двигатель проходит примерно 30 тысяч гоночных километров.
Остальная механическая начинка грузовиков команды «Камаз-Мастер» — сборная солянка из отечественных и
импортных агрегатов: сцепление — английское SACHS, коробка передач — немецкая 16-ступенчатая ZF,
раздаточная коробка — австрийская Steyr, карданная передача — турецкая Tirsan Kardan. Если раньше
устанавливались тяжелые камазовские мосты, то теперь гоночные грузовики получили финские мосты Sisu,
правда, вместо штатных дисковых тормозов смонтированы отечественные барабанные (привод тормозных
механизмов — от бельгийской компании Wabco). Шины — проверенные гонками Michelin 14.00 R20XZL.
Кстати, машина семикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина отличается от остальных грузовиков
«синей армады»: если «обычный» гоночный «КамАЗ» стоит около 200 тысяч евро, то стоимость 900-сильного
чагинского автомобиля — 680 тысяч евро! Откуда набежала такая разница? Из всех созданных командой
«Камаз-Мастер» грузовиков этот — самый легкий и самый быстрый: максимальная скорость составляет 180
км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает меньше 10 секунд. А вот визуально машина Чагина отличается только
маленькими ксеноновыми фарами, а также кабиной, максимально сдвинутой вперед.
Что будет дальше? Совсем недавно камазовцы тестировали американские моторы Cummins, но пока
альтернативы ярославскому двигателю нет. Еще инженеры команды занимаются снижением массы грузовиков
(сейчас машины весят почти 9200 кг, хотя по регламенту «Дакара» масса может составлять 8500 кг) и
улучшением развесовки (на прототипе Чагина удалось добиться пропорции «пятьдесят на пятьдесят»).
Впрочем, доработка нынешних автомобилей — это попытка сделать из лучшего идеальное: спортивный «КамАЗ»
остается бескомпромиссной машиной, которая позволяет штамповать победы одну за другой.
Справка:
Кабина — КамАЗ, Россия
Двигатель — ЯМЗ (18,47 л, 830 л.с., 3500 Н·м), Россия
Сцепление — SACHS, Германия
Коробка передач — ZF (16 ступеней), Германия
Раздаточная коробка — Steyr, Австрия
Карданная передача — Tirsan Kardan, Турция
Мосты — Sisu, Финляндия
Тормозная система — Wabco, Бельгия
Амортизаторы — Reiger, Голландия
Шины — Michelin (14.00 R20XZL), Франция
НТВ приступил к съемкам спортивной драмы о легендарной команде
Телеканал НТВ приступил к съемкам многосерийной спортивной драмы «Мастер» о сильнейшей команде , лучших автопилотах мира в классе спортивных грузовиков.
Сюжет сериала вымышлен, но имеет отсылки к реальным историям из жизни команды и повествует о смене поколений в экипаже, когда после многолетних побед новичкам и старожилам предстоит создать новый боеспособный коллектив.
Главные роли в картине исполнят заслуженный артист России Анатолий Белый, Игорь Петренко, Антон Васильев, Макар Запорожский, Аристарх Венес, Никита Павленко и Линда Лапиньш. Также в картине задействованы народный артист России Сергей Шакуров, заслуженный артист России Олег Филипчик, Ангелина Поплавская и Ингрид Олеринская.
Бывший пилот гоночной команды Денис Сазонов (Антон Васильев) после перерыва и краха на всех жизненных фронтах хочет вернуться в родную команду. Но это оказывается непросто: , став самым молодым чемпионом мира в истории , он был уволен из за нарушение командной этики. Денис хочет вернуть уважение коллег и причастность к «большому делу» и снова выиграть . Но в команде его никто не ждет. Заместитель директора команды Ерёмин (Игорь Петренко) не хочет давать ему шанс, считая, что Денис нарушил командные правила. Сазонов устраивается в команду уборщиком, проходя весь путь с самого начала. Но и здесь его ждет неприятный сюрприз: он встречает свою бывшую жену Женю (Линда Лапиньш), которая планирует занять место штурмана и стать первой в мужском коллективе.
Линда Лапиньш, исполнительница роли Жени: «В первый день мы катались на спортивных КамАЗах, и это было просто невероятно! Чаще всего у людей складывается впечатление, что грузовик не может быстро гонять и что степень адреналина гораздо меньше, чем, например, когда ты ездишь на спортивной машине. Но на самом деле это совершенно не так, а когда ты забираешься в кабину, то у тебя ощущение, что ты король мира. Также забавно было наблюдать за первой реакцией ребят на заводе, когда они увидели меня, женщину, да еще и в костюме пилота! У всех в глазах читался немой вопрос, что я здесь делаю и почему на мне фирменная форма . А я отвечу: потому что впервые в истории , пусть и в кино, но одним из штурманов команды будет женщина».
По сюжету на последнем «Дакаре» занял только одно призовое место. Это хоть и выглядит как успех, но руководитель команды Кузнецов (Анатолий Белый) знает, что это не так. К тому же в новом сезоне им предстоит еще более острая борьба: кроме традиционных соперников французов, немцев и чехов, в соревнования вступает новая команда «Крон Рэйсинг». И без кардинальных изменений предсказуемо скатится вниз. Кузнецов идет на риск и резко меняет состав, взяв в команду «необстрелянных» пилотов Максима Ерёмина младшего (Аристарх Венес) и Наиля Абдуллина (Никита Павленко).
Анатолий Белый, исполнитель роли руководителя команды Кузнецова: «Мне было 20 с лет, и везде гремело словосочетание „Париж, Дакар и : все говорили о ребятах, которые одерживали одну победу за другой. Команда действительно гремела на всю страну. Мне, как и каждому пацану, была известна фамилия Чагина, и судьба распорядилась так, что я буду воплощать этого человека на экране. Для меня это большая ответственность. Я хожу по цехам и коридорам завода, стараюсь впитать всю эту атмосферу, энергию, а она действительно зажигающая. Ты смотришь эти фотографии, видишь эти огромные машины, и просыпается такое ребячество в хорошем смысле этого слова. Дух победы передается через все это, и внутри появляется нереальный драйв и азарт, который мы постараемся передать на экране».
Макар Запорожский, исполнитель роль пилота Сергея Беликова: «Я потрясен! Нас прокатили на настоящих спортивных грузовиках тех, на которых проходят трассу пилоты. Это бомба! Это восторг! Каждый мальчик и, по желанию, каждая девочка все должны это попробовать. Даже находиться здесь очень интересно, познавательно и удивительно. Ходить по цеху, видеть, как люди сами делают эти машины. Я даже слов не могу найти того, насколько я потрясен! В детстве все хотели стать космонавтами, а я мечтал проехаться по пустыне на такой машине! Честно говоря, я не знал, что команда называется , но знал, что ежегодно проводятся эти прекрасные ралли. И еще я знал, что „КамАЗ“, как и наши синхронистки, могут похвастаться такими же достижениями: столько раз становиться чемпионами с момента существования команды! Не могу сказать точно, сколько раз они выигрывали „Дакар“, да, наверное, никто и не помнит, когда они не были чемпионами. Но накануне первого съемочного дня мы прошлись по музею, и я понял, что они не побеждали. Но я был оторван от контекста, когда они не были победителями, поэтому для меня они всегда были чемпионами».
Спортивная команда уникальная в России заводская команда, успешно представляющая страну в мировом автоспорте, была основана в 1988 году. Тернистый путь к покорению «Дакара» начался в 1990 году, а впервые экипаж выиграл гонку в 1996 году. С тех пор команда 29 раз участвовала в гонке и 17 раз побеждала в ней. Также на их счету три Кубка мира и восемь побед в супермарафоне «Шёлковый путь». В 2020 году гонщики из Набережных Челнов стали победителями «Дакар» в Саудовской Аравии. Примечательно, что съемки сериала стартовали ровно спустя две недели после этой уверенной победы.
Подготовка к проекту была долгой и кропотливой: весь процесс занял около пяти лет. Съемки картины пройдут в Республике Татарстан на тренировочной базе «КамАЗа» в Набережных Челнах и Казани, а также в Москве, Астрахани и Астраханской области на территории, где проходит автогонки «Золото Кагана», и в Казахстане, в том числе на трассе международного «Шёлковый путь».
Производством проекта занимается компания Art Pictures Vision при поддержке спортивной команды и президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова.