Какие изменения в КоАПе коснутся водителей?
Штраф за тюнинг авто в 2020 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Практически каждый владелец автомобиля со временем проводит какие-то доработки и усовершенствования своего “железного коня”.
У кого-то изменения получаются весьма незначительными, например, замена колпачков ниппелей на цветные. Другие автолюбители подходят к усовершенствованиям более основательно и вносят изменения в двигатель, подвеску, кузов автомобиля. Все перечисленные изменения относятся к тюнингу (доводке) транспортного средства.
В этой статье речь пойдет о том, какие штрафы ждут владельца автомобиля за незаконный тюнинг.
Разновидности тюнинга автомобиля
В первую очередь выделим распространенные разновидности тюнинга, которые получили широкое распространение на территории России:
Все эти изменения носят массовый характер, поэтому каждое из них рассмотрено в отдельной статье. Сегодня мы не будем останавливаться на них подробно.
Что касается прочих разновидностей тюнинга, то их можно разделить на следующие группы:
- Улучшение внешнего вида автомобиля. К данной группе относится, например, установка нестандартных бамперов и спойлеров на автомобили.
- Улучшение технических характеристик машины. В данном случае речь идет о внесении изменений в двигатель автомобиля, его подвеску или другие элементы конструкции.
- Улучшение проходимости автомобиля. Подготовка машины к поездкам по бездорожью включает в себя установку дополнительного оборудования, например, лебедки или шноркеля, а также доработку конструкции самого автомобиля.
В общем, внесение изменений в конструкцию затрагивает довольно большую группу автовладельцев.
Штраф за тюнинг автомобиля в 2020 году
Штрафы за изменение конструкции транспортного средства предусмотрены статьей 12.5 КоАП:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Итак, водитель получит штраф в размере 500 рублей за большинство изменений, внесенных в конструкцию.
Есть несколько исключений, за которые предусмотрены более серьезные штрафы:
- Установка на передней части автомобиля фар с красными огнями – лишение прав от 4 до 6 месяцев (часть 3 статьи 12.5);
- Установка специальных световых (мигалок) или звуковых сигналов – лишение прав от 12 до 18 месяцев (часть 4 статьи 12.5);
- Установка знака “Инвалид” – штраф 5 000 рублей (часть 4 1 статьи 12.5);
- Установка цветографических схем оперативных служб – лишение прав от 12 до 18 месяцев (часть 6 статьи 12.5);
- Установка цветографической схемы легкового такси – штраф 5 000 рублей.
Все перечисленные выше изменения конструкции являются незаконными и это не вызывает вопросов у водителей. Нас же в рамках данной статьи интересуют те изменения, которые в указанный перечень не попадают. Требуется понять, в каком случае штраф в размере 500 рублей может быть наложен, а в каком – нет.
А для этого нужно разобраться с тем, какие виды тюнинга относятся к изменениям конструкции.
Примечание. В случае выявления изменения конструкции транспортного средства ГИБДД может аннулировать регистрацию автомобиля:
Что относится к изменениям конструкции транспортного средства?
В данном документе к тюнингу относится заключительный пункт 7.18:
7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
После прочтения данного пункта возникает вопрос, что именно относится к изменениям конструкции транспортного средства, за которое можно получить штраф в размере 500 рублей.
Понятие “внесение изменений в конструкцию транспортного средства” приведено в Техническом регламенте Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”:
внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;
Данное определение не дает однозначного ответа на вопрос, что именно относится к составным частям и оборудованию, влияющим на безопасность:
“безопасность транспортного средства” – состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
Однако в техническом регламенте есть Приложение №9, которое в том числе содержит перечень отдельных (не всех) изменений в конструкцию:
- Замена типа кузова грузового автомобиля.
- Установка дополнительных топливных баков.
- Установка подъемников и лебедок на грузовики.
- Установка специального оборудования.
- Установка и демонтаж ГБО.
- Замена внешних световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных ламп).
- Переоборудование автомобиля для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Все перечисленные выше пункты гарантированно относятся к изменениям конструкции транспортного средства. Если выполнить их самовольно, то можно получить штраф в размере 500 рублей.
Что касается установки прочего оборудования, то остается непонятным, в каких случаях его нужно относить к изменениям конструкции транспортного средства.
Например, установка нестандартных бамперов, изготовленных из другого материала (металлических вместо пластиковых). Очевидно, что такой вариант тюнинга влияет на безопасность автомобиля в случае дорожно-транспортного происшествия.
Другой пример. Установка видеорегистратора на лобовое стекло автомобиля. С одной стороны, установка элементарна и не должна влиять на безопасность. С другой стороны, в случае срабатывания подушек безопасности они могут “дернуть” за провод питания регистратора, оторвать его от стекла и отправить “летать” по салону.
Еще один пример, установка заднего парктроника. Данное устройство снижает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия при движении задним ходом, а следовательно влияет на безопасность.
В общем, ответ на данный вопрос остается открытым. Как провести грань между изменениями, не требующими согласования в ГИБДД и изменениями, влекущими штраф?
Кстати, если Вам известны случаи, в которых ГИБДД требовало внесение изменений в конструкцию из-за установки оборудования, не перечисленного выше, то напишите об этом в комментариях к статье.
Как узаконить изменения в конструкцию транспортного средства?
Если автовладелец хочет узаконить изменения конструкции транспортного средства, то ему нужно выполнить следующие шаги:
1. Предварительная техническая экспертиза. Экспертизу нужно пройти до установки соответствующего оборудования. Если дополнительное оборудование уже установлено, то его придется предварительно снять. Иного порядка узаконить изменения конструкции в 2020 году нет.
2. Установка оборудования – внесение изменений в конструкцию. Установку следует провести в специализированной организации, которая выдаст Вам соответствующий комплект документов (копии сертификатов на установленное оборудование).
3. Проверка безопасности конструкции проводится в той же организации, где Вы проходили проверку по пункту 1. Однако на этот раз организация проверяет, что безопасность транспортного средства соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза.
В целом процедура не такая сложная, как это кажется на первый взгляд. Однако стоимость ее может быть довольно значительной. В разных регионах за проверки требуют от 5 000 до 20 000 рублей. Высокая стоимость узаконивания заставляет многих автовладельцев отказываться от подобного тюнинга.
Таким образом, в настоящее время нет четкой грани между изменениями, которые не требуют обязательной регистрации в ГИБДД и изменениями влекущими штраф в размере 500 рублей. Если по данному вопросу появится дополнительная информация, статья будет дополнена.
Изменения в КоАП для автолюбителей в 2019 году
Краткое содержание:
На этой неделе Верховный суд ВС представил проект постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Глава 12 КоАП РФ посвящена штрафам и санкциям для водителей, нарушивших ПДД.
Последние изменения в данную главу закона вносились более 10 лет назад. На текущий момент ситуация во многом изменилась. Таким образом, новый проект был одобрен в первом чтении. Второе чтение планируется подготовить к началу июля. Новый проект содержит существенные изменения и нововведения.
Номера, вызывающие неоднозначное прочтение
Так, ст. 12.2 КоАП, в которой прописаны санкции для водителей, номера транспортных средств которых по разным причинам не читаются либо являются нестандартными, установлены с нарушениями. Суд разъясняет, что в случае, если номер читается на момент остановки сотрудниками ГИБДД, но на номере установлены механические приспособления, с помощью которых возможно сокрыть номер, действия водителя будут рассматриваться как нарушение ст. 12.2 КоАП (штраф до 5000 рублей или лишение водительских прав в зависимости от ситуации). Также если номер или его часть прикрыта любым способом или залеплена снегом, грязью, для установления вины водителя инспектор должен будет предоставить фото автомобильного номера. При этом, если номер загрязнен в связи с погодными условиями, такие действия не будут рассматриваться как умышленное сокрытие государственных номеров. В этом случае будет приниматься во внимание внешнее состояние всего автомобиля.
Если в ходе проверки будет установлено, что водитель сам произвел действия, направленные на визуальное восприятие другой цифры в номере (подчистка, дописка, выдавливание и т. д.), суды должны расценивать такие действия, как управление авто с подложными номерами, так же расценивается и установка номеров, которые были изготовлены организацией, не имеющей на то разрешения (ч. 4 ст. 12.2 КоАП). За это полагается лишение прав на срок до 1 года.
Дополнительное освещение, где его можно использовать?
Много копий сломано и в дебатах по поводу дополнительного освещения и ксенона. В этом случае ВС разъясняет, что дополнительное освещение может быть установлено в любом месте транспортного средства, признаком нарушения ч. 3 ст. 12.5 КоАП будет являться направленность освещения по ходу движения. Санкция статьи предусматривает лишение прав на срок до 1 года.
Важным условием является и то, что источник света работает одновременно с нарушением требований к цвету и режиму работы.
Использование в штатной фаре ксеноновых ламп повлечет ответственность в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).
Также ВС дал пояснения по нанесенным на автомобиль цветографическим схемам, по внешним признакам, напоминающим внешний вид автомобилей оперативных служб. При этом согласно новым разъяснениям за нарушение цветовой раскраски автомобиля нарушители будут подвергнуты лишению прав.
Немного об освидетельствовании
По поводу применения статей, регулирующих ответственность за вождение в пьяном виде (ст. 12.8 КоАП) и отказ от медосвидетельствования (ст. 12.26 КоАП), санкции остаются прежние, но при этом инспектору ГИБДД необходимо предложить водителю освидетельствование при помощи алкотестера, а после этого отправлять в медицинское учреждение. Отказ или воспрепятствование проведению процедуры освидетельствования должен быть, как и прежде, зафиксирован в протоколе о нарушении ПДД.
Уступить или проехать?
Водители, не уступившие дорогу транспорту, пользующемуся преимущественным правом движения (перекресток со знаком «Уступи дорогу»), будут привлекаться к штрафу в размере 500 рублей, предусмотренному ч. 3 ст. 12.14 КоАП.
Газоны не для авто
Даны разъяснения по поводу применения ч. 3 ст. 12.19 КоАП за стоянку на пешеходном переходе или тротуаре. Статья четко определяет места стоянки, за которые предусматривается привлечение к административной ответственности. При этом следует учитывать, что за стоянку в иных местах, таких как газоны, детские площадки, ответственность возникает из региональных законов, соответственно, и размер штрафов везде различный в зависимости от региона.
Возможны казусные ситуации, когда автомобиль стоит и на тротуаре, и на газоне. В этом случае ответственность будет назначаться по совокупности нарушений, но материалы должны быть составлены представителями различных служб, ГИБДД и МАДИ соответственно.
Виновник или потерпевший
Суд дал разъяснения по поводу применения ст. 12.24 КоАП. Вопрос касается аварий, повлекших вред здоровью легкий или средней тяжести. Размер штрафа по данной статье составляет от 2500 рублей или лишение прав до 2 лет.
Суд при этом разъяснил, что, если в аварии пострадал водитель, который является виновником ДТП, то он не может быть одновременно и нарушителем, и потерпевшим. В этом случае при выезде инспектора на место материал по ст. 12.24 КоАП не составляется.
Кто виноват?
Интересное разъяснение дал суд и по поводу тех штрафов, которые приходят владельцам автомобилей с камер видеонаблюдения. Если на камеру сфотографирован не номер автомобиля, а прицеп, суд пояснил, что нарушителем будет владелец транспортного средства, т. к. прицеп самостоятельно передвигаться не может. При этом для оспаривания привлечения владельца транспортного средства к административной ответственности водитель должен предоставить доказательство того, что прицеп находился в момент нарушения в пользовании другого лица.
Суд разъяснил также и ситуации, когда камеры фиксируют на одном участке два и более одинаковых нарушения, связанных, предположим, с нарушением скоростного режима. На практике такое может произойти, когда камеры находятся близко друг к другу, и экстренное торможение может спровоцировать аварийную ситуацию.
В таком случае суд разъясняет, что при оспаривании таких материалов необходимо запрашивать подобные сведения у ГИБДД, ГИС и в других источниках для установления законности привлечения лица к ответственности.
Сам проект пока составляет порядка 30 листов. Интересное чтиво ждет всех автолюбителей. Всем доброй дороги!
Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться
Штрафы без поправок
Проще говоря, предложения о введении новых штрафов или об увеличении уже действующих, либо вовсе отмена какого-нибудь административного наказания должны проходить серьезную экспертизу.
Тем более когда речь идет не о простом законе, а о КоАП. Ведь Кодекс об административных правонарушениях касается всех без исключения граждан. Нагрубил кому-нибудь человек, подрался, закурил в неположенном месте или перешел дорогу на красный свет, в общем, за любое нарушение в нем прописано свое наказание. В основном это штрафы на разные суммы.
Как отметил председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, при подготовке нового кодифицированного акта необходимо учитывать действующие нормы, проводить системный анализ существующих положений Кодекса, его взаимосвязи с отраслевым законодательством, устанавливающим права и обязанности.
Поэтому при рассмотрении предложений об изменениях в КоАП важно учитывать мнение правительства. Желающих поправить КоАП огромное количество. Некоторые предложения довольно несуразны или бессмысленны. Поэтому отзыв правительства будет неким фильтром для внесения таких поправок.
За примерами далеко ходить не надо. Были предложения ввести права для велосипедистов и штраф за их отсутствие. Или из последних – введение штрафа за использование заглушек для ремней безопасности. Было еще предложение запретить эвакуацию автомобилей с животными. Надо сказать, что КоАП и так содержит много норм, которые практически не применяются. Например, наказание за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Редко применяется статья за нарушение правил движения в жилых зонах. Как проконтролировать, что автомобиль стоит с работающим двигателем в жилой зоне более пяти минут? Стоять около него с секундомером и свидетелями?
Очень важно, что публикуемый сегодня закон не оговаривает, что для внесения законопроекта о поправках в КоАП в Госдуму отзыв правительства должен быть положительным. Ведь у нас не раз были случаи, когда правительство давало отрицательный отзыв, но закон все-таки принимался после соответствующих изменений. Так было с введением 50-процентной скидки на быстро уплаченный штраф за нарушение правил дорожного движения. А сейчас эту скидку планируется распространить на все статьи КоАП. И правительство это поддерживает.
Кстати, норму о “половине штрафа” предлагается закрепить в новой редакции КоАП, которую разрабатывает комиссия во главе с вице-премьером правительства РФ Константином Чуйченко. Но эта льгота не будет распространяться на грубые правонарушения, которые, кстати, намечено выделить в отдельный вид.
Предполагается, что и сами наказания приведут в соответствие со степенью их опасности. А то у нас за проезд на красный свет штраф 1000 рублей, а за нарушение правил остановки или стоянки в Москве или Санкт-Петербурге – 3000 рублей.
Предполагается, что Кодекс получит новую структуру. Административное законодательство будет разделено на материальное и процессуальное. При этом процессуальное также разделят на две части: порядок рассмотрения административных дел судами, а также правила рассмотрения таких дел госорганами. То есть инспектор ГИБДД или участковый будут назначать штраф по процедуре, прописанной в Кодексе. Обсуждается и введение обязательного участия адвоката в делах, когда гражданину грозит административный арест.
Новую редакцию КоАП планируется внести в Госдуму уже в марте следующего года.