Svarkin-spb.ru

Как устроен ДПКВ, его неисправности и проверка

Симптомы и признаки неисправностей датчика коленвала и его проверка

Коленчатый вал ДВС отвечает за преобразование возвратно-поступательных движений поршневой системы во вращательные. Датчик положения коленвала (ДПК) необходим для синхронной работы системы топливного впрыска и стартера двигателя. Электронный прибор сигнализирует о неисправностях в механизме подачи топлива двигателя и системе зажигания.

Зачем нужен датчик коленвала и где он находится в моторе

ДПК является электромагнитным элементом, отвечающим за синхронизацию механизма запуска ДВС и топливных форсунок.

Основные функции датчика:

  • Информация для ЭБУ двигателя . Данные ДПК об угле поворота, частоте и направлении вращения КВ передаются на блок управления (ЭБУ). Сигнал, переданный с ДПК на ЭБУ, позволяет точно определить объем впрыска топлива и запустить зажигание;
  • Расчет среднего числа оборотов ДВС — данные передаются в электронную систему управления мотором и могут выводиться на цифровое табло на приборной панели;
  • Определение ускорения подкрутки КВ после зажигания топливной смеси в каждом цилиндре. Когда смесь загорается, давление газов повышается, под его воздействием КВ разгоняется, а переходя к следующему цилиндру снова замедляется. Таким образом, по ускорению подкрутки, ЭБУ оценивает эффективность работы каждого цилиндра по отдельности и выравнивает их скорость, тем самым изменяя длительность топливного впрыска для каждой форсунки;
  • Диагностика синхронизации КВ и распредвала (РВ) путем сравнения сигналов, поступающих с двух датчиков: ДПК и ДПРВ.

Чтобы понять, где находится ДПК, необходимо разобраться в классификации датчиков и знать, как они выглядят, так как в зависимости от типа датчика — его местоположение в ДВС может отличаться.

ДПК бывают трех типов:

  1. Индуктивные (электромагнитные). Принцип действия: магнитом продуцируется магнитное поле, которое меняется задающим диском в момент прохождения зуба синхронности через него, в результате возникает импульс, который преобразуется в сигнал, передаваемый в БЭУ для обработки.
  2. Использующие эффект Холла (цифровые). Конструкция — полупроводник, принцип работы: диск синхронности, попадая в переменное магнитное поле, вступает с ним во взаимодействие и формирует сигнал, поступающий в БЭУ для расшифровки.
  3. Оптические. В основу работы таких датчиков положен принцип перебивки свето-потока, идущего от светодиода на диск синхронности, в котором сделаны специальные отверстия. Когда диск вращается, поступающий на него свет перебивается, формируя импульс, поступающий в блок управления.

Обычно ДПК устанавливается рядом со шкивом коленвала в спец-кронштейне. На диске маховика коленчатого привода насчитывается 58 зубьев, которые размещены в промежутках по 60 мм между каждым. Промежуток, где нет 2-х зубьев, создает электро-импульс синхронности оборотов КВ, который далее преобразуется и передается в ЭБУ.

Обратите внимание, что ДПК внешне мало чем отличается от того же ДПРВ. Единственное существенное отличие, по которому можно найти и определить индикаторное устройство КВ — это идущий от него длинный провод (около 70 см).

Признаки неполадок датчика

Если датчик КВ неисправен, то показателем его поломки может быть ряд симптомов, свидетельствующих о том, что устройство должно быть в срочном порядке проверено и заменено.

ДВС не запускается

После поворота ключа в замке зажигания или попытки запуска ДВС другим способом — силовой агрегат не запускается. Поломка ДПК является причиной отсутствия искры в системе зажигания, в результате — не происходит синхронизация с топливной подачей и мотор не заводится. В данном случае поможет только полноценная замена датчика на новый.

Двигатель постоянно глохнет

ДВС глохнет на «нейтралке» или во время движения автомобиля. Это говорит о том, что ДПКВ работает нестабильно или вот-вот выйдет из строя. В этой ситуации следует как можно скорее посетить СТО или устранить проблему самостоятельно;

Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты

Работа мотора нестабильна, при больших нагрузках на силовой агрегат (резкое ускорение или плавают обороты холостого хода) может возникать детонация. Когда есть проблема с работой ДВС на приборной панели загорается соответствующий индикатор «Check», сигнализирующий о неполадках;

Падение или внезапное повышение оборотов двигателя. Неисправный ДПКВ провоцирует неконтролируемый впрыск топлива в систему, в результате чего мотор начинает «троить»;

Снижение мощности автомобиля

Еще может наблюдаться снижение мощностных характеристик мотора. Из-за некорректной работы датчика коленвала двигатель работает в холостую даже на повышенных передачах, разогнать авто до нужной скорости практически невозможно. Это происходит из-за отсутствия синхронности между механизмом топливного впрыска и ЭБУ.

Важно знать, что все перечисленные признаки, могут также быть спровоцированы выходом из строя и других компонентов ДВС. Поэтому прежде чем снимать, ремонтировать и менять датчик КВ следует провести диагностику других устройства, например, ДПРВ, который работает с ДПКВ в паре.

Читать еще:  Меняем свечи зажигания самостоятельно

Как проверить датчик положения коленчатого вала

Есть несколько способов диагностирования неполадок ДПКВ. Рассмотрим самые популярные из них.

Проверка при помощи измерительного прибора — мультиметра

Подключив его к вызывающему подозрения в исправности датчику нужно измерить сопротивление. Нормой считается показатель равный от 560 до 745 Ом, но лучше прочитать «мануал» конкретной марки автомобиля, так как для разных моделей значения нормы могут отличаться.

Обратите внимание, что для того чтобы провести измерение сопротивления — датчик нужно снять.

Применение осциллографа

Здесь все происходит почти по той же схеме что и с мультиметром. Осциллограмма проверки отображает любой дефект в работе датчика. Измерительный прибор подключается к снятому ДПК и производится диагностика.

В первую очередь следует обратить внимание на показатели напряжения, если оно не соответствует нормативам, заявленным в паспорте авто (обычно 5 или 12 В), значит ДПК сломан, и подлежит замене.

Тестирование значения индуктивности

Это комплексный и точный метод определения неполадок ДПК, но наиболее сложный. Для замера индуктивности помимо мультиметра, понадобятся дополнительные измерительные приборы: вольтметр, сетевой трансформатор и мегаомметр.

В этом случае производится комплексный замер всех электронных характеристик датчика: сопротивление, напряжение, индуктивность. Все результаты сопоставляются с нормой и анализируются в комплексе, на основании чего делается вывод о работоспособности устройства.

В заключение, стоит отметить, что езда на авто с неисправным датчиком положения коленчатого вала небезопасна, так как может привести к выходу из строя мотора в самый неподходящий момент.

Признаки неисправности датчика положения коленвала

Среди россыпи, безусловно, важных и нужных датчиков в современном автомобиле, датчик положения коленчатого вала, или ДПКВ занимает особое место. Дело в том, что если этот датчик радикально выходит из строя, то машина попросту никуда не поедет. Чем важен данный электронный компонент, какие функции он выполняет, как проявляются признаки неисправности датчика коленвала и что можно сделать для их устранения, обо всем этом, мы сейчас и поговорим.

Функции ДПКВ и признаки его неиспраности

Как выглядит ДПКВ

Самой важной функцией описываемого прибора является синхронизация работы системы впрыска с системой зажигания. То есть, синхронизацией, конечно же, занимается электронный блок управления двигателем, но без показаний ДПКВ эта задача не решаема. Вот почему при отказе датчика положения коленвала мотор попросту заглохнет. Но это если датчик совсем перестал передавать ЭБУ свои показания, если же случается какой-то сбой и этот сбой повторяется регулярно – проявляются следующие признаки неисправности ДПКВ:

  • необоснованное падение мощности движка;
  • плавают обороты на холостом ходу и во время движения автомобиля;
  • возрастает расход топлива;
  • мотор захлебывается при активном нажатии на педаль акселератора;
  • детонация на высоких оборотах;

Как вы можете увидеть, большинство из симптомов неполадок датчика положения коленчатого вала, вполне могут быть обусловлены другими поломками и сбоями в других датчиках и системах. Более того, сами проблемы с ДПКВ достаточно редки и чаще вызваны небрежностью ремонтных работ, проводимых в подкапотном пространстве, чем износом датчика или другими факторами.

Если же датчик оборотов коленвала вообще отказал, мотор заглохнет, а если он остановлен, уже не заведется. Ведь при отсутствии показаний датчика коленвала, электронный блок управления двигателем подает насосу в баке команду стоп и топливо перестает поступать в систему.

Как устроен и как работает ДПКВ

Перед тем, как поговорить о ремонте и диагностике датчика положения коленвала следует рассказать о том, какими вообще бывают эти датчики и каков принцип работы подобных устройств. И так, существует три основных типа датчиков положения коленвала:

  • магнитно-индукционные;
  • оптические;
  • датчики Холла;

В магнитном датчике индуцируется электрическое напряжение, когда через магнитное поле, которым окружен датчик, проходят зубья диска синхронизации. Такой датчик достаточно прост, а главное он не требует для своей работы дополнительных затрат электроэнергии.

В оптическом датчике, зубья синхронизационного диска прерывают световой луч, проходя между светодиодом и воспринимающим светочувствительным элементом. И здесь уже, для работы датчика нужен какой-то минимум электричества, иначе диод просто не будет светить.

Датчики Холла основаны на одноименном эффекте и работают по принципу пересечения переменным магнитным полем диска синхронизации, постоянного поля датчика.

На основании показаний ДПКВ определяется положение коленчатого вала, а так же частота его вращения. Благодаря чему, возможна синхронизация работы двигателя в целом и подачи топлива с системой поджига в частности.

Читать еще:  Разновидности курток байкера

Читайте также: Признаки неисправности датчика распредвала .

Ремонт и диагностика ДПКВ

Найти датчик положения коленвала не очень сложно, хотя, установлен он в достаточно неудобном месте, рядом с приводным шкивом электрогенератора, но его выдает длинный провод подключения. В принципе, чаще всего причинами неполадок этого датчика являются посторонние предметы и частицы, которые попадают в промежуток между самим датчиком и диском синхронизации. Еще одной распространенной причиной сбоев в ДПКВ является нарушение расстояния между диском синхронизации и сердечником самого датчика. Это расстояние в норме может колебаться от полутора миллиметров до 0,5 миллиметра. Ну а регулируется этот зазор при помощи шайб, которые подставляются в посадочное гнездо датчика.

Ну и конечно же, причиной отказа ДПКВ может стать обрыв провода или плохой контакт. Следует хорошенько осмотреть подключение датчика и провод, посредством которого ДПКВ соединяется с электронным блоком управления мотором. Если же детальный осмотр не выявил механических или иных повреждений, которые могут быть причиной отказа или сбоев в работе ДПКВ, нужно продиагностировать его обмотку. Для этого, датчик следует снять, и замерить величину сопротивления его обмотки. Нормальными считаются показатели от 550 Ом до 750 Ом. Выход же за рамки этих значений, как правило, говорит нам о том, что датчик оборотов коленвала, с высокой вероятностью, вышел из строя.

В том случае, если на вашем автомобиле установлен оптический ДПКВ, причиной его отказа может стать выработавший свой ресурс, светодиод.

Подводя итоги

И так, мы теперь знаем, что датчик положения коленчатого вала, это один из важнейших компонентов электронной системы управления двигателем, и без показаний этого датчика нормальная работа силового агрегата, попросту невозможна.

Так же мы знаем, что симптомы неполадок в ДПКВ весьма и весьма красноречивы, вот только они могут свидетельствовать о проблемах с другими датчиками или компонентами авто. Сами же поломки датчика оборотов коленвала случаются достаточно редко. Также, мы ознакомились с тремя видами ДПКВ и характерными для них поломками.

Читайте также: Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки .

Видео на тему




Как проверить датчик коленчатого вала на работоспособность

Если исправность датчика коленвала под вопросом, надо срочно в этом разбираться. Можно, конечно, обратиться к специалистам, но можно сделать это и самостоятельно. В этой статье мы вам расскажем, как это сделать.

Неисправности датчика коленчатого вала

Основные признаки, указывающие на то, что датчик коленвала двигателя неисправен.

  • Динамика автомобильного двигателя сильно снижается на момент начального движения. Если это произошло по совершенно иной причине, то на вашей панели приборов сразу появится такое послание — «CHECK ENGINE«. Это говорит о том, что данная неисправность полностью зарегистрирована контроллером, значит, она к вашему датчику коленвала совершенно не имеет отношения. Если же такой надписи нет – ДПКВ точно неисправен.
  • Обороты двигателя вашего авто совершенно неустойчивые при работе на месте (холостой ход).
  • Двигатель автомобиля самостоятельно может снижать, или начинает повышать обороты.
  • Мощность вашего двигателя снижается, что достаточно ощутимо чувствуется и без приборов.
  • Когда идет повышение нагрузок динамики, резко усиливается детонация, происходящая в двигателе.
  • Бывает так, что «движок» совсем не желает запускаться, или это происходит «через раз».

Вот такими бывают основные моменты, которые точно указывают на то, что исправность датчика коленвала под большим сомнением. Он не очень удобно расположен, но вот протестировать его на исправность совсем не сложно. Тогда сразу можно будет понять, требуется его замена, или проблема совершенно в другом месте.

Лучшие способы как проверить датчик коленвала

Есть несколько хороших приемов, которые позволят вам это сделать своими силами. Для них вам будут нужны специальные приборы, которые несложно достать. Здесь вы узнаете о двух самых популярных способах проведения диагностики исправности вашего датчика коленвала.

Проверка датчика коленвала омметром

Итак, давайте все выполнять пошагово, так как любое неверное выполнение действий может привести к большим неприятностям.

Шаг первый

ДПКВ надо снять и отметить яркими маркерами его начальное положение по отношению к двигателю – так вам станет проще возвращать его обратно. Делайте эти метки очень яркими и четкими, вы же это делаете для себя, для своего удобства – не скупитесь!

Затем очень тщательно обследуйте датчик оборотов коленвала со всех сторон. Посмотрите, нет ли механических повреждений, в порядке ли контакты, сердечник и контактная колодка. Затем все контакты надо тщательно зачистить и протереть спиртом, даже если загрязнений нет – это не помешает.

Читать еще:  Борьба технологий

Прежде чем снять ДПКВ тщательно промерьте расстояние, которое существует между сердечником и диском синхронизации. Это самое расстояние не должно быть большим, чем от 0.6 до 1.5мм. Когда после всех осмотров, протирок и замеров стало ясно, что причина в чем-то другом – переходим к тестированию электросхемы.

Шаг второй

С помощью омметра надо замерить сопротивление, которое есть у обмотки нашего датчика оборотов коленвала. Когда показания получены, внимательно читаем Инструкцию к эксплуатации автомобиля, там всегда четко прописаны те показатели, которые установлены производителем.

Обычно это предполагает величину от 550 до 750 Ом. Если показания не соответствуют тем, что в Инструкции или тем, что мы сейчас указали, то в этом случае ДПКВ точно неисправен и подлежит замене.

Это первый способ, которым можно проверить датчик положения коленвала.

Проверка с помощью омметра и цифрового вольтметра

Переходим к описанию второго способа, которым можно протестировать датчик своими руками. Это более масштабный способ, для которого надо иметь несколько приборов и проводить все тестирование при температуре не ниже 20 или 22 градусов, иначе все показания будут не точными.

Вот те приборы, которые вам будут необходимы чтобы протестить датчик:

  • Вольтметр цифровой.
  • Омметр, работу с ним мы уже описали выше.
  • Измеритель индуктивности, которым мы и замерим эту самую индуктивность у нашего датчика, а потом запишем. Норма для оборотов коленчатого вала составляет пределы от 200, и не больше 400 мГц.
  • Мегаометр, он потребуется для промера сопротивления изоляции. Такое сопротивление, когда идет напряжение в 500В, совершенно не должно превышать 20 Мом.
  • Сетевой трансформатор нужен на тот случай, если вдруг при тестировании или ремонте произойдет намагничивание ДПКВ. Он поможет ваш датчик размагнитить и привести в норму.

Получив все данные от приборов, вы сможете получить полную картину неисправности и приступить к замене датчика.

Причины, по которым может произойти поломка ДПКВ

Таких причин немного, но все они ведут к нестабильной работе автомобильного двигателя и к замене вашего датчика.

1. Межвитковое замыкание в обмотке ДПКВ. Такое замыкание ведет к сбою импульсов к электронному блоку управления двигателем, или ЭБУ, а все современные автомобили относятся к типу импульсных, поэтому такая причина требует замены датчика на новый.

2. Облом зубьев задающего венца. Эту причину собственно к самому ДПКВ не отнесешь, но на функцию его работы это влияет сильно.

3. Плохие контакты в системе обмотки и подвода проводов. Такая причина по своей сути легко устранима и не требует замены датчика, надо просто очень хорошо очистить все соединения и саму обмотку.

После того, как проведены все тесты и определена неисправность датчика коленвала на двигателе, надо установить новый ДПКВ. Для этого вы и делали отметки его правильного расположения при демонтаже. Строго по этим отметкам надо поставить новый датчик. Затем тщательно подергать все крепления и соединения, желательно крепежные болты опять использовать старые. Так ваш ДПКВ будет зафиксирован правильно.

Надо очень точно соблюдать расстояние, которое должно быть между диском синхронизации и самим сердечником в датчике. Так как для различных моделей авто, такое расстояние разное, надо еще раз свериться с инструкцией – там точно всегда указаны все параметры.

В комплекте с ДПКВ всегда имеется шайба, специальная прокладка, которой вы и сможете регулировать глубину правильной установки. И, естественно, устанавливать датчик вращения оборотов коленвала в старое положение надо строго в обратном порядке от того, как вы его снимали.

Затем мы проверяем датчик коленвала на исправность и правильность установки. Для проверки запускаем пару-тройку раз двигатель и слушаем его работу на холостом ходу. Если звук правильный, обороты стабильны и не сбрасываются – следовательно все установлено как нужно, в том числе и датчик. Теперь двигатель работает без перебоев.

Так что теперь Вы знаете, как проверить датчик коленвала и как установить его после проверки на двигатель!

Автомобиль, как и женщина, требует постоянной заботы и внимания, иначе он просто обидится на вас и перестанет приносить вам удовольствие. Не ленитесь и не жалейте средств на то, чтобы периодически проводить диагностику вашего авто, тогда многих проблем можно будет избежать еще в момент их намека, а не появления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector