Каждый автовладелец регулярно приобретает резину, и у многих возникает немало сложностей с выбором. Это обусловлено тем, что лишь правильно подобранные покрышки смогут обеспечить безопасность движения, комфорт при езде, а главное – такое приобретение станет целесообразным вложением денежных средств.
Именно поэтому нужно уметь читать маркировку шин для автомобилей. Также полезно представлять особенности конструкции автопокрышки. Предлагаем рассмотреть схематичное обозначение основных параметров.
Маркировка и обозначения шин, конструктивные особенности
Маркировка шин (вне зависимости от модификации и назначения) содержит информацию о следующем:
Изготовитель. Чаще всего эти данные обозначаются большими буквами или в форме фирменного логотипа. Обычно информация хорошо заметна, что делается в маркетинговых целях.
Торговая марка или модификация. Некоторые концерны располагают несколькими зарегистрированными ТМ, под которыми выпускаются автопокрышки. В пределах одной серии можно приобрести автопокрышку с различными габаритами и эксплуатационными характеристиками.
Размер. Именно эта метка в маркировке летних/зимних/всесезонных шин является ключевой, так как определяет совместимость изделий с различными ТС. Стандартно она выглядит примерно так: 195/60R16. Первая цифра (то есть 195) означает ширину профиля. Это значение рассчитывается как расстояние между внешними границами боков накачанной автошины. Второе число отражает отношение значения высоты к ширине профиля, оно обозначается в процентах. В приведенном примере оно соответствует 117 миллиметрам (рассчитывается как 0,6х195). Следующая буква отвечает за тип автопокрышки, она может быть радиальной (R) или диагональной (D). Первые на сегодняшний день являются более востребованными. Помимо этого, выпускаются бескамерные изделия (они имеют в маркировке обозначение TUBELESS), а также камерные – символ TT. Последнее число отражает размер посадочного диаметра в дюймах.
Как обозначаются индексы на шинах
Маркировка легковых и грузовых шин также содержит данные об индексах:
Максимальной нагрузки. В маркировке после размера посадочного диаметра может присутствовать буква C. Это свидетельствует о том, что автопокрышка имеет усиленную норму слойности, то есть подходит для микроавтобусов, грузовиков. Индекс максимальной грузоподъемности может быть обозначен двумя числами. Первое отражает возможное значение нагрузки на одну автопокрышку, а вторым обозначаются параметры для сдвоенной. Например: 195/85 R16C 104/102S имеет индекс при одиночной установке 104, что соответствует 900 килограммам, а при сдвоенной – 102, то есть 850 килограммов. Обратите внимание: для легковых ТС реальная нагрузка не должна превышать 80% от значения, указанного в маркировке шин.
Индексскорости. Этот параметр указывается после значения допустимой нагрузки. В представленном выше примере он обозначен как S, что соответствует 180 километрам в час.
Индекс давления. Этот параметр обозначается в кПа, а также на некоторых модификациях в PSI. Второй вариант, отражающий значение в фунтах на кв. дюйм, принят в Соединенных Штатах Америки.
Индекс торможения. Он обозначает способность автопокрышки тормозить, то есть сцепляться с дорожной поверхностью на влажных и скользких участках. Обозначения могут быть: A, B, C, – первый вариант считается наилучшим.
Индекс температуры. Это значение обозначается одним из трех вариантов A, B или C. Оно отражает, насколько автопокрышка устойчива к высоким температурным воздействиям и сохраняет ли она при этом свои свойства. Наиболее высокими показателями обладают изделия с индексом A.
Индекс километража. Указывается в числах, превышающих 100. Это базовое значение эквивалентно 48000 километров пробега. Естественно, чем больше это значение, тем больше ресурс у автопокрышки.
В условных обозначениях, имеющихся на покрышке, есть данные о ее назначении. Стандартно эту информацию наносят перед типоразмером. Шины могут быть:
легковыми – P;
грузовыми – LT;
для прицепов – ST;
для прицепов с низкой платформой – LRO;
запасные, то есть временные – T.
Помимо этого, в таблицах маркировки шин можно найти и другие обозначения. Наиболее важное среди них – уровень защиты от проколов. Современные технологии, используемые изготовителями, позволяют ТС продолжать передвижение при частичной и даже полной потере давления на протяжении максимум 150 километров. Ограничение – скорость передвижения не должна быть больше 80 километров в час.
На автопокрышках также есть данные, которые указывают на сезонность и рекомендованные эксплуатационные условия. Рассмотрим самые популярные варианты:
AS – автопокрышка подходит для применения в любое время года;
AGT – обозначение всесезонных моделей;
R+W – авторезина, предназначенная для холодного времени года;
Frost – зимняя модификация;
AW – изделие применяется в любую погоду;
A/T – авторезина может применяться на любых типах местности;
M/T – допустима эксплуатация автопокрышки на грязном ландшафте;
Water, Aqua, Aquatred – модели, используемые в условиях значительного количества воды.
Практически все современные шины имеют в маркировке полезную для водителя информацию о следующем:
Год и месяц выпуска. Данные обозначаются в овале, наносятся на бок автопокрышки. Первые две цифры – неделя в году (ее порядковый номер), когда была изготовлена автопокрышка, а вторые – год.
Тип шипов. Они могут быть алюминиевыми (AD), иметь твердосплавный (SD), овальный (OD) или прямоугольный сердечник и алмазную грань (DD). Также производятся модели с пластиковыми шипами, имеющими твердосплавный сердечник (MD).
Степень износа. Обычно эту метку наносят на дно углубления протектора. На область расположения этого индикатора указывает специальная стрелка.
Направление вращения. Это слово Rotation и стрелка. Метка обозначает направление вращения автоколеса при передвижении вперед.
Цветовые маркировки. Например, желтые метки круглой формы обозначают самые легкие части боковой поверхности. Эта информация очень полезна при балансировке. Красный круг указывает на место соединения слоев каркаса и брекера. На изделии могут присутствовать разноцветные линии, которые не несут важной информации для водителя. Обычно ими обозначают информацию для складских работников, например упрощенно метят размер, модель и тип шины, чтобы работнику было проще сортировать и размещать продукцию на хранение.
Маркировка шин: все о расшифровке обозначений и символов на покрышках
Маркировка шин для современных автомобилей — своего рода паспорт, по которому можно узнать о покрышке абсолютно все. Конечно, если уметь расшифровывать маркировку. Как правило, наш водитель озадачивается сменой покрышек в лучшем случае два раза в год, поэтому расшифровка обозначений на боковине покрышки часто пробрасывается в процессе покупки. Зря, поскольку не зная маркировки и ее значения, можно совершить досадную ошибку при выборе нужной модели даже самой знатной фирмы.
Зачем нужна маркировка шин
Товарная маркировка есть на каждом продукте. Начиная от нижнего белья, заканчивая ракетными двигателями, каждое изделие получает свою маркировку. Зная ее, пользователь может получить всю необходимую ему информацию. И даже больше
Конечно же, мы знаем какие шины должны быть установлены на нашем автомобиле по размеру, знаем размеры диска и разболтовку, знаем какие лучше шины для зимы и для лета. Все это, или почти все, указано в руководстве по эксплуатации, если вдруг водитель подзабыл посадочный диаметр диска или ширину, то эту информацию запросто можно найти на самой шине.
Кроме того, применяемость покрышки, лимиты скорости и нагрузки также указаны прямо на колесе, а что еще более важно при покупке — там указана и дата выпуска. Дело в том, что покупать просроченную покрышку так же опасно, как покупать б/у-шный или восстановленный литой диск. Резина со временем портится и теряет эластичность. Это происходит примерно через два года после даты выпуска, именно поэтому важно знать маркировку шин и уметь ее расшифровывать. А сложного здесь ничего нет.
О чем расскажет покрышка: зашифрованные данные
Грамотному автомобилисту не обязательно ворошить кучи документации, чтобы узнать о конкретной покрышке абсолютно все. Достаточно просто подойти к автомобилю и считать маркировку, а она уже расскажет обо всем, что касается покрышки
На всех современных автомобилях, как правило, устанавливают бескамерные покрышки с радиальной архитектурой силового каркаса. В отличие от устаревшей диагональной конструкции, армирующие волокна расположены радиально и не пересекаются между собой. По рисунку протектора покрышка может быть:
с направленным рисунком, в этом случае имеет значение сторона установки покрышки, а направление вращения будет обязательно указано стрелкой с индексом Rotation;
с ненаправленным рисунком, самые недорогие шины, которые устанавливаются с завода на большинство бюджетных машин;
с асимметричным рисунком протектора (обозначаются Outside и Inside с обеих сторон), могут выполнять сразу две функции, к примеру, одна половина резины подходит для мокрого асфальта, вторая — для сухого, в этих случаях не только протектор справа и слева, но и боковины должны иметь разную жесткость.
Кроме рисунка протектора, покрышки различаются по предназначению, сезонности, максимальной нагрузке и скорости, высоте профиля, проходимости. Все эти данные можно найти на боковине в зашифрованном виде.
Расшифровка маркировки шин, полный список обозначений
Маркировка покрышек содержит достаточно много информации, часть из которой будет полезна только профессионалам и продавцам. Тем не менее знать расшифровку каждого обозначения желательно
Основная информация, которая нанесена на резину сбоку, касается в первую очередь размерности. Ведь это главный параметр, который определяет применяемость покрышки на том или ином автомобиле. Выглядит это так:
первая цифра указывает на ширину покрышки в миллиметрах;
вторая цифра, через дробь, указывает на отношение высоты профиля к ширине и выражается в процентах; значением этого параметра ни в коем случае нельзя пренебрегать, поскольку при одинаковой ширине покрышке чем больше этот параметр, тем шина выше и наоборот, при одинаковом соотношении ширина/высота при увеличении ширины увеличивается и высота покрышки;
третий символ, как правило, R и он совсем не обозначает радиус, как полагают некоторые, а указывает на то, что покрышка имеет радиальную конструкцию;
следующий параметр — диаметр диска и он указывается в дюймах;
индекс скорости указывает на максимально допустимую скорость движения автомобиля на конкретной покрышке, обозначен символом, каждому из которых соответствует определенная скорость движения, полный список индексов скорости — в таблице;
следующий параметр — индекс нагрузки, указывающий максимальную нагрузку на одно колесо автомобиля, таблица индексов — ниже;
Таблица индексов нагрузки:
Кроме этих обозначений, на покрышке мы видим логотип производителя, марку шины или серии шин, а также дату изготовления. Как мы говорили, это очень важный параметр. Он обозначается четырьмя цифрами в овале:
первые две обозначают порядковую неделю в году;
последние две цифры — год выпуска покрышки.
Например, 1812 — 18-я неделя (апрель) 2012 года.
Дата выпуска покрышки
Дополнительные данные, маркировка шины для специалистов
Более детальную информацию о покрышке и о ее возможностях, а также о предполагаемом пробеге и узкой специализации можно узнать, если рассмотреть более мелкие обозначения
Но это далеко не вся информация, которую можно получить, изучив маркировку покрышек.
На боковине предоставлена информация:
Максимальное давление, кПа — MAX PRESSURE.
Может быть обозначена максимальная нагрузка в кг — MAX LOAD.
Если покрышка оборудована усиленными боковинами, мы увидим маркировку REINFORCED.
Все бескамерные покрышки помечаются как TUBELESS.
В том случае, если конструкцией покрышки предусмотрено дополнительная нарезка борозд между ламелями, на боковине будет надпись REGROOVABLE.
Обозначение ALL STEEL говорит о том, что брекер изготовлен из металла и оборудована металлокаркасом.
RSC обозначает покрышку, изготовленную по технологии RunFlat System Component. Это говорит о способности покрышки удерживать давление при проколе на скоростях до 80 км/ч. Правда, пробег на поврежденной резине может быть недолгим, от 30 до 80 км в зависимости от производителя. И еще, эта технология обозначается производителями по-разному. К примеру, Dunlop — DSST (Dunlоp Self-Suppоrting Technolоgy), Br >
Зная тонкости маркировки покрышек, теперь каждый сможет вынуть максимум информации о ней, просто прочитав и расшифровав шинную символику.
Расшифровка маркировки шин M+S, XL, Run Flat, SUV и тд.
09.11.2017
маркировка шин шины
195/65 R15 91 T XL
195 — это ширина шины в мм.
65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».
Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).
Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:
XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).
M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.
All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.
SUV – (Sport Utility Vehicle) Шины для внедорожнико и кроссоверов. Они отличаются от обычных шин тем, что рассчитаны на значительный вес, эксплуатацию в условиях бездорожья, и большую скорость, поэтому резина, из которой они производятся, проходит специальное тестирование, а также усиливается дополнительным металлическим или армированным кордом. Именно этим данные шины отличаются от обычных. Более подробно о SUV и CUV можно прочитать здесь
Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.
Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.
RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.
Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.
Tubeless (TL)— бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.
Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.
Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).
Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.
MO – Mercedes Original – значит шины разработаны с участием специалистов Даймлера/AO – Audi Original и тд.
N (N0, N1)
Омологировано для а/м PORSCHE
✩
Омологировано для а/м группы BMW (BMW, MINI)
MO
Омологировано для а/м MERCEDES
✩ MO
Омологировано для а/м группы BMW (BMW, MINI) и а/м MERCEDES
AO
Омологировано для а/м AUDI
Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.
Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).