Svarkin-spb.ru

Как проводится восстановление аккумулятора бесперебойника

Почему бесперебойники так быстро убивают аккумуляторы

Источники бесперебойного питания (ИБП) или просто «бесперебойники» мрут как мухи. Вернее не сами устройства, а аккумуляторы в них. Выходят они из строя очень быстро, хотя производитель порой заявляет что срок их службы может доходить до 10 лет. Вы видели, чтобы хоть один бесперебойник прожил столько времени без замены аккумуляторов? Лично я — нет.

Поработают они пару лет от силы и происходит непоправимое. в чём же дело? А дело всё в зарядке и несоблюдении температурных режимов работы. Как следствие трещины и вздутия корпуса, а внутри у нас «погремушка», так как пластины уже развалились.

Небольшой лафхак, как убедиться что батарее пришёл конец, если внешне она выглядит нормально? Попробуйте её потрясти. Внутри ничего не должно громыхать.

Рекомендации по условиям зарядки прописаны на корпусах аккумуляторных батарей (Constant voltage charge):

  • STANDBY USE — напряжение которое держит бесперебойник на полностью заряженном аккумуляторе, но пока не используется (на батарею подается слабый ток подзаряда);
  • CYCLE USE — напряжение источника зарядного тока, которым заряжается батарея;
  • INITIAL CURRENT. Начальный ток зарядки аккумулятора. Максимальный ток заряда зависит от емкости аккумулятора (Ампер/час, Ah).

Производители бюджетных моделей бесперебойников не всегда соблюдают эти рекомендации или просто не заморачиваются с выставлением нужных значений, хотя такая возможность и заложена в схемотехнике аппарата.

Так, в распространенном ИБП Powercom BNT-600 на плате есть подстроечный резистор VR1, которым можно выставить конечное напряжение заряда. У меня имеется два подобных бесперебойника, но разных годов выпуска. Так вот, на более старом напряжение зарядки выставлено 13,8V и аккумулятор до сих пор живой, а в новом оно составляло 14,5V и батарею пришлось заменить.

Не надо забывать и о второй проблеме с температурным режимом. На многих аккумуляторах пишут, что данный диапазон напряжений для обоих режимов справедлив при 20°C, но не секрет что бесперебойники (особенно самые дешёвые) греются на ровном месте как утюги.

Батареи в большинстве бесперебойников находятся в непосредственной близости от трансформатора, который может нагреваться на холостом ходу до 40-50°C, что резко снижает срок службы АКБ. По этой причине, в первую очередь, электролит высыхает в банках расположенных ближе к трансформатору.

Продлить срок службы аккумулятора, в данном случае, можно установкой вентилятора или «заколхозить» дополнительные отверстия в корпусе. Можно поступить более радикально и вынести АКБ за пределы корпуса на толстых проводах (так ещё делают при замене обычной батареи бесперебойника на автомобильный аккумулятор).

Если считаете статью полезной,
не ленитесь ставить лайки и делиться с друзьями.

Комментариев: 10

температура и повышенное напряжение высушивают батарею, либо её рвёт давлением при выходе из строя зарядника внутреннего

Чушь, мой UPS отработал более 10 лет.

Роман, а пробовали делать аварию – вынуть шнур питания из розетки?

Согласен. Добавлю только один неописанный фактор – убыль воды из электролита в результате электролиза и превращения в водород и кислород. Правильная настройка напряжения окончания заряда несколько продлевает срок службы. Восполнить потерю воды из электролита можно при помощи дистиллированной воды (воды для инъекций) и шприца. Защитой для глаз при этом пренебрегать нельзя! Немало аккумуляторов удалось восстановить таким способом. Однако, если напряжение аккумулятора упало заметно ниже 10В, и еще это обнаружили не сразу – ни один доктор не поможет. На помойку. Лично мне это надоело и для себя собрал батарею из литий- железо- фосфатных аккумуляторов без платы балансировки. 3 года полет нормальный. Кто-то ставит ионисторы – не пробовал.

Аноним, не путайте напряжение циклического и буферного режима. Если свинец заряжать до 14,5В и оставлять с этим напряжением надолго, то АКБ больше года не протянет. А если снизить напряжение буферного режима до 13,5В, то на несколько лет хватит.

Всё правильно. Максимальное напряжение заряда кислотно-свинцовых аккумуляторов – 14,8 В; минимальное – 13,8 В, номинальное – 14,3 В, на которое настроены реле заряда автомобилей. Но есть ещё много факторов, влияющих на продолжительность жизни аккумулятора: температура, настройка ПО, стабильность питающей сети, и т.д., и т.п.

Месяц назад,вызвал мастера д,для ремонта ИБП.Мастер поступил более радикально и вынести АКБ за пределы корпуса,жду когда вернётся.—-АКБ- Попробуйте её потрясти.ничего не должно громыхать.А со слабыми ручками,не обязательно самому трясти АКБ.Положите батарею в бетономешалку(там пусть трусится) и прислушивайтесь на здоровье.

Очень сильно зависит от качества батарей. У приличных производителей – Yaesu, CSB, Long, Panasonic,BB срок службы – порядка 5 лет. При работе в идеальных условиях – до 6-7 лет. Проверку состояния батарей можно сделать через три года.

Средний ценовой диапазон – DELTA, будут ходить около 3-4 лет. Проверку нужно сделать уже через два года после замены.

У неприличных производителей – это разного рода, Китай, батареи надо проверять ежегодно и выбрасывать все потерявшие емкость.

Читать еще:  Правила техники безопасности в автобусах

Чем ещё интересны китайцы. Noname-китайцы могут сделать в батарее только половину секций, а вторую половину – забить стеклом для веса. Даже исправный элемент имеет половину емкости. Единственный выход – закуп у проверенных поставщиков.

Батареи, используемые в ИБП – имеют AGM тип (Absorbed Glass Mat – Батарея с абсорбирующим стеклянным матом)

Батареи не предназначены для долгого лежания на складе. Срок установки для AGM батарей, составляет в среднем, полгода со дня даты производства (смотрите инструкцию).

При более длительном хранении возможна потеря свойств и преждевременный выход из эксплуатации.

Ещё одна особенность эксплуатации, связанная с конструкцией AGM – тепловой разгон. Ему подвержены все батареи, фактор риска – работа в жарком помещении (работа при температуре +30/+40С окружающего воздуха уменьшает ресурс вдвое) но особенно ему подвержены те, у которых подходит к концу срок эксплуатации.

Точные причины инженеры IEEE систематизировали, но до конца химия и физика процесса не совсем понятна.

При тепловом разгоне температура батареи начинает расти до 120-150 градусов. Электролит выкипает. Частично при этом производится сероводород, так что в серверной пахнет характерным тухлым запахом,

Но, что самое опасное – при этом процесс переходит на соседние элементы, а иногда и на соседние блоки.

В стандартной конструкции ИБП APC предусмотрено

8шт 12V*5Ah элементов в блоке, четыре блока соединяются в батарею (с выходом по постоянному напряжению 192-200V). Блоки объединяются параллельно до 10 штук.

Я видел до трех неисправных батарей расплавившихся за один раз (3 * 4 * 8 = 96 шт стандартных 12V*5Ah вышедших из строя одновременно)

ИБП, даже большое и дорогое – трехфазные APC (типа лидеры рынка) достаточно тупое устройство. Всё что он может – измерять ток и напряжение на присоединённой суммарной батарее постоянного тока. Обнаруживать неисправности на отдельных элементах – он не может. Мониторинг тока и температуры на ИБП – это считается дорогим решением.

Что могу сказать, как человек, восстанавливающий свой домашний аккум после 2 лет работы. Высох бедняга. Буферный режим 13,7В убивает не только бесперебойники, но и дальнобойники, которые катаются по 10-15часов непрерывно. Сульфатация однако, и при снижении рабочей площади пластины растёт ток заряда и выкипание. Первая батарея отслужила 6 лет, но упса была в порядке, и производила кратковременный разряд каждые 2 дня. Потом с ней приключилась неприятность и функция была утрачена. Я не заметил, что она перестала пищать время от времени, и спустя год оригинальный аккум дал дуба. Следующий(который счас восстанавливаю) аккум прослужил 2 года до высыхания. Ёмкость уже растёт, держит снова нагрузку до 250Вт, не теряет напругу, как раньше.

Восстановление очень простое: доливка водички дистиллированной, чтоп закрыть маты стеклянные белые, дальше LMкой 317, выставляю стабилизированный ток 0,01Сн. Дальше лечит время. За месяц, не порванную и осыпавшуюся батарейку вполне можно вернуть к нормальной жизни.

Я заметил несколько другое: “родные” АКБ служат достаточно долго, особенно на APC, а вот те, которые уже покупаются на замену – больше двух лет не выживают. Даже если всё выставлено правильно и температура в норме.

Рекорд был – 10 лет, в прошлом году сменил АКБ, новый сейчас держит комп всего 2 минуты, а поначалу держал почти 10.

На более поздних и дешёвых UPS и АКБ попроще – до 4-х лет “родные” живут, не больше.

Как восстановить аккумулятор бесперебойника

Если ваш источник бесперебойного питания для компьютера по прошествии нескольких лет перестал держать нагрузку после отключения питания, то скорей всего у него вышла из строя аккумуляторная батарея. Это самая распространенная поломка бесперебойников. Ремонт крайне простой: заменить батарею и забыть о проблеме ещё на несколько лет.
Батареи таких типов не из дешевых. Я предлагаю попробовать восстановить аккумулятор очень простым способом.

Теория

Почему батарея теряет емкость и не держит заряд? Одной из причин выхода из строя аккумуляторов такого типа является пересыхание банок. Поэтому нам необходимо будет просто долить в каждый отсек немного дистиллированной воды.

Восстановление аккумуляторной батареи

Не хочу вас ложно обнадеживать, но способ не сто процентный, так как возможно батарея потеряла емкость не из-за пересыхания. Хотя любое восстановление не имеет 100% гарантии. Поэтому мы дадим батарее только шанс, который определенно стоит использовать, так как солидных усилий от вас это не потребует, а уж если восстановление принесет результат – это сэкономить вам хорошие деньги.

Диагностика

Разбираем источник бесперебойного питания и вынимаем из него аккумулятор. Мультиметром замеряем напряжение. Если оно ниже 10 В, то шансов восстановить батарею ничтожно мало, но все же они есть.
У высохшего аккумулятора напряжение обычно колеблется в районе 13 В, а при подключении нагрузки практически сразу падает.
В моем случае все плохо – 8 В всего.

Процесс восстановления

Данные батареи неразборные и не предназначены для обслуживания. Поэтому отсеки банок заклеены пластиковой накладкой, которую необходимо поддеть острым ножом.

Читать еще:  Троит двигатель. Причины и методы устранения

Немного сноровки и если пройтись острием по периметру, пластина отходит.

Под ней видно шесть резиновых колпачков, для каждого отсека. Это своеобразные клапаны.

Они просто снимаются вручную. Снимаем их все и убираем в сторону.

Далее нам необходимо найти примерно 200 мл. дистиллированной воды. Ее можно купить в авто магазине или очень просто получить в домашних условия без специального оборудования – как это сделать, читайте в этой статье.
Так же ещё понадобится шприц на 20 кубиков. А если нет такого, берите любой, который есть в наличии.
Теперь все просто: добавляем в каждый отсек по 15-20 мл. дистиллированной воды. Точное количество сказать сложно, поэтому наливаем в отсек и смотрим фонариком, чтобы было почти доверху.

Обходим все банки.

Если немного подождать, то уровень воды постепенно уменьшиться, так как вода впитается в наполнитель, который находится между свинцовыми электродами.

Закрываем резиновыми пробками отверстия. Подключаем зарядник и пытаем зарядить. Конечно аккумулятор можно сразу установить в ИБП, но кто узнает – будет ли он там заряжаться или нет.

По прошествии часа отключаем и проверяем напряжение. Оно выросло почти до 11 В. Значит батарея восстанавливается.

Оторванную пластиковую накладку сажаем на клей, нанесенный на те же места, где и был раньше заводской.

Продолжаем заряжать ещё 3 часа. И повторный замер показывает, что аккумулятор заряжается.

Данной батарее было порядка 5 лет. Она конечно же не сразу перестала держать заряд, а проседала постепенно. Теперь она возвращена к жизни и имеет 80% емкости от первоначальной. Думаю, без проблем протянет ещё пару лет, хотя кто знает…
Вот такой простейший метод, который поможет вернуть к жизни старый аккумулятор. Попробуйте сами, а выкинуть батарею вы всегда успеете.

Смотрите видео

Как проводится восстановление аккумулятора бесперебойника

Аккумуляторы от UPS

Очень давно меня начинала интересовать тема про обыкновенные аккумуляторы, так как по работе я по ним буквально хожу как по новым так и по старым
Но не так давно пришлось мне пообщался с технарем из компании APC (эта та самая которая производит бесперебойники и аккумуляторы) пришел к выводу что производители что то недоговаривают…

И начал я немного экспериментировать с аккумуляторами
Для начала полез в инет
И все что я там нашел вразумительное это то что многие для продления срока службы аккумов просто доливали туда дистиллированной воды 2 миллилитра, некоторые умники доливали по самое горлышко, и даже все это снимают на видео, особенно меня позабавили фразы таких умников которые светят в горлышко банок аккумов говорят что там сухо…
Я ради интереса раскрывал апсолютно новые такие аакмы и что то я ни в одном из них так и не видел что там электролит плюхается так же как и в автомобильных – ну нету его там в таком количестве – НЕТУ…
Электролит в аккумуляторах от UPS как бы есть но его там как бы и нет, его количество на столько мизерное что можно сказать кот наплакал.


Но вот сами колпачки на новом аккуме были в капельках электролита

Немного предыстории: прошедшим летом у меня помер на авто аккумулятор, помер внезапно, сразу покупать новый за 4 тыс у меня желания не было, экспериментировал со старым и долгими упорными усилиями мне его все же удалось растормошить, как я это делал напишу ниже.
Итак вернемся к нашим маленьким источникам электричества:
Если я скажу что в ходе моих экспериментом ни один аккумулятор не пострадал то конечно такого быть не может, пострадали и не один и не пять, а несколько десятков старых и под 10 полностью новых…
Что я делал со старыми: Для начала я пошел по пройденному пути активных пользователей тырнета которые выкладывали все свои аля тесты на ютуб, и был слегка разочарован
Как я начал делать с самого начала
1) Заряжал аккумулятор от обыкновенной авто зарядки.
2) Снимал пластиковую крышку аккума, снимал колпачки на банках.
3) Доливал дистиллированную воду начиная 2 мл
4) Закрывал колпачки
5) Ставил на зарядку

Вывод первых экспериментов с простой дистиллированной водой показал: Да, аккумулятор способен еще *немного* пожить если в него в каждую банку вливать 2 и не более 3 миллилитров (*немного*, это понятие очень растяжимое так как все зависит от того изначального состояния в котором Вам достался аккумулятор) если был коротыш в какой либо одной из 6 банок то можно сразу выкидывать этот аакум
Так же если в процессе подзарядки аккумулятор сильно нагревается, так же ему скоро настанет писец но он еще может вам послужить (не в UPS только в них стоят какие то хитрые контроллеры которые на такие отклонения хорошо реагируют)
Если у вас после доливания дистиллированной воды при подзарядке все же нашелся такой аккум который не греется, поставьте его на циклическую разрад-заряд на 12 часов (многие старики автолюбители рекомендуют на 2 суток, типа так раньше делали перед зимой)

Читать еще:  Меняем стеклоочистители вовремя

После этой длительной зарядки аккумулятора, отсоедините подзарядное устройство и дайте аакму постоять минут 15, после чего сделайте замеры. Если вольтметр показал не менее 12.50 то поздравлять еще рано, второй и третий и так далее замеры делайте с периодичностью в сутки
ВНИМАНИЕ: если вы налили много дистиллированной воды то напряжение будет падать (я голову сломал по этому вопросу когда то) придется доливать электролит о чем чуть ниже.
Не забываем что в нормальных аккумуляторах которые стоят в автомобилях уровень кислоты замеряется ореометром и этот уровень должен составлять 1.27 – 1.29 а в особо морозной местности даже иногда 1.4
Лично я очень много даже нормальных аккумов убил именно тогда когда пытался вычислить количество доливаемой дистиллированной воды, повторяю не более 3 миллилитров.
Если вы нальете больше дистиллированной воды (3 мл это кстати так же уже очень много, лучше не более 2)то аккум впринципе еще поживет немного
Кстати забыл указать еще на один дефект в аккумах это немного вздувшиеся банки – такие кандидаты так же в очереди на помойку но они способны еще немного поработать

Вторая часть экспериментов мне до сих пор не дает покоя

Я не стал извращаться с дистиллированной водой а пошел дальше, начал доливать самый настоящий кислотный электролит который специально продается в любых автомагазинах.

Для начала я начал доливать частично в разных пропорциях дистиллированную воду и электролит, ну допустим 2 мл воды и 2 мл электролита, результат был немного лучше чем просто с водой
Далее я начал учитывать всевозможные пропорции и чем больше электролита тем результат был лучше.
Один из предпоследних экспериментов показал что если у вас как бы старенький аккум и вы хотите продлить ему жизнь то залить 1 мл дистиллированной воды, зарядить, долить кубиков 9 электролита, и это самый лучший вариант для аккума который вы планируете использовать где угодно но не в UPS
ВНИМАНИЕ: до горлышка доливать не нужно, при зарядке электролит может немного выливаться, примерно не более 1 кубика выливается если доливать изначально более 10

Так же обратил внимание на то что в аккумуляторы одной и той же фирмы входит разное количество электролита например SVEN
в один аакум этой фирмы залит 12 кубиков а в другой всего по 8
На мой взгляд и одного кубика воды на 9 электролита многовато, лучше 0.5 и 9.5 (первым заливать воду и желательно поставить на короткую зарядку в пол часа а после этой недозарядки уже долить электролита)
ВНИМАНИЕ: сначало воду а потом электролит после недозарядки, если ливанете электролит в старый аккум и поставите на зарядку то это будет кандидат на вылет — дистилированная в старых аккумах обязательна

В данный момент я полностью пытаюсь отказаться от дистиллированной воды (эксперементирую с новыми аккумами) пытаюсь найти золотую середину самого этого электролита, а именно какое же его количество вдействительности ДОЛЖНО БЫТЬ А НЕ ЕСТЬ (производители изначально закладывают срок службы этих аккумов и это факт который я сам себе доказал)
В настоящее время взял 2 новых аккума и залил туда по 10 кубиков электролита 1.27 после десятка успешных тестов по зарядке и разрядке аккумы чувствуют себя превосходно
Заметил интересный факт: в пять банок заливаю по 10 кубиков и уже видно как этот электролит там булькает а в шестую банку надо залить 12.5, и это при чем уже на нескольких апсолютно новых аккумах (даже и не знаю как такое возможно, но банки разные)

Разряжаю обыкновенным автомобильным старым стартером – крутится за милу душу

Знаю одно что аккум заряженный электролитом протянет гораздо больше цыклов полного разряда чем обыкновенный стандартный из магазина

Кстати заметил так же интересный факт: заряженные аккумы и пролежавшие на морозе всю ночь при минус 15 показывают хоть немного силу тока до 10 ампер, стандартные аккумы в которые ни чего не добавлялось показывают по амперам чистый НОЛЬ

Ну и под конец про автомобильные аккумуляторы
Для его восстановления надо
1) зарядить аккумулятор
2) открутить крышки на банках
3) Слить электролит
4) Залить дистиллированную воду
5) Зарядить
6) Слить дистиллированную воду
7) Залить новую воду
8) зарядить
9) Проверить ореометром, должно быть не более 1.1 если больше то повторить пункты 4-8
10) залить обыкновенный электролит
Примерно в 60% случаев Ваш аккум будет жить еще долго и счастливо

Для себя сделал вывод:
В схроне нужно иметь небольшую заначку электролита — цена вопроса 200 рублей за 10 литров

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector