Svarkin-spb.ru

К выходу готовится очередной китайский конкурент Tesla

У китайского конкурента Tesla закончились деньги

Акции китайского стартапа Nio Inc. рухнули на фоне удручающих финансовых результатов за второй квартал этого года. Компания проводит экстренную реструктуризацию бизнеса и сокращает персонал, но без дополнительного привлечения капитала ей не выжить – своих денег хватит всего на пару недель.

Компания Nio Inc. была основана в 2014 году и на фоне десятков других амбициозных китайских стартапов, желающих разбогатеть на производстве премиальных электромобилей, выглядела весьма перспективно. В то время как большинство конкурентов лишь планируют выйти на рынок в следующем десятилетии, Nio уже в середине прошлого года запустила в продажу на китайском рынке электрический кроссовер ES8. Автомобиль имеет привлекательный дизайн и достойные технические характеристики (полный привод, 653 л.с., 355 км на одной зарядке), но покупают отечественную чудо-машину китайцы неохотно: с июля по декабрь прошлого года реализовано 12 807 экземпляров, а в первом полугодии 2019-го – лишь 6690.

Руководство Nio объясняет почти двукратное снижение спроса на свою первую массовую модель торможением китайской экономики, общим обвалом на китайском рынке новых автомобилей, сокращением государственных субсидий на покупку электрокаров и торговой войной между США и Китаем, из-за которой рухнули продажи автомобилей премиум- и лакшери-сегментов.

Нам же проблема видится в другом: минимальная цена на Nio ES8 составляет 448 тысяч юаней ($62 600), в то время как Tesla Model 3 с запасом хода в 460 км обойдётся китайскому потребителю в 328 тысяч юаней ($45 900). С такой ценовой политикой успеха добиться трудно, практически невозможно.

В мае Nio выпустила на рынок более доступный кроссовер ES6, но за два месяца (май, июнь) продан всего 791 экземпляр. Стоит ES6 от 358 тысяч юаней ($50 100), то есть всё равно очень дорого. Вдобавок в июне компания была вынуждена отозвать 4803 автомобиля из-за риска самовозгорания, что изрядно подмочило репутацию бренда Nio.

Результат закономерен и печален. Во втором квартале этого года убытки компании, по данным Reuters, составили 478,6 млн долларов, что на 25% больше убытков первого квартала. Совокупные убытки, накопленные с 2014 года, достигли 6 млрд долларов. Публикация отчёта привела к очередному падению стоимости акций Nio Inc. на Нью-Йоркской фондовой бирже, на которую китайская компания вышла в сентябре прошлого года. На старте размещения инвесторы давали по 9,9 доллара за акцию, пиковая цена зафиксирована в марте 2019-го (10,06 доллара), после чего началось стремительное падение. К середине сентября цена за одну акцию снизилась до 3,21 доллара, а на сегодняшний день опустилась уже до 1,75 доллара. Такими темпами акции Nio скоро превратятся в обычные фантики.

Чистая выручка компании во втором квартале этого года составила всего 198,4 млн долларов, на 8% меньше, чем в первом квартале. Финансовые аналитики считают, что с текущим объёмом ликвидности компания протянет всего пару недель, после чего ей будет нечем платить по счетам. Вполне возможно, что деньжат подбросит холдинг Tencent, изначально поддерживавший Nio, но для этого руководство Nio должно убедить инвесторов, что шансы на выживание есть.

На данный момент Nio заканчивает плановое сокращение персонала с 9900 до 7800 человек, после чего будет объявлено о новых увольнениях. Вместе с тем компания намерена вложиться в сеть небольших, камерных (площадью менее 200 м2) автосалонов Nio Spaces, сравнительно недорогих и быстро организуемых – к концу этого года должно появиться 200 таких торговых точек, которые охватят более ста китайский городов. Вкупе с программами лизинга и подписки это должно подстегнуть продажи. О выходе на международные рынки, судя по всему, пока говорить не приходится.

Между тем Nio потратила много денег на имиджевый проект EP9 – электрический гиперкар мощностью один мегаватт (1360 л.с.), который стал самым быстрым серийным электромобилем Нюрбургринга: он проехал легендарную трассу за 6 мин 46 с. Увы, серийный статус «китайца» вызывает сомнения – якобы было выпущено 10 экземпляров, но в свободной продаже их никто не видел. Машина засветилась в популярных автомобильных шоу типа Grand Tour и повысила узнаваемость бренда Nio, но монетизировать её компании не удалось, то есть пиар-проект лишь увеличил убытки.

Читать еще:  Почему нужно регулярно обслуживать двигатель

Для других электромобильных брендов потенциальный крах Nio – тревожный симптом: ясно, что дорогие «электрички» из Поднебесной мало кого интересуют даже при наличии качественного дизайна и инжиниринга. В США и Европе собственных стартапов теперь столько, что иные последователи Греты Тумберг признают, что рынок электромобилей оказался перегрет уже в начальной фазе своего развития – миф о глобальном потеплении может похоронить не одну автомобильную корпорацию и, как следствие, стать причиной нового кризиса в мировой экономике. На его фоне о Nio никто и не вспомнит.

Контрольный выстрел. Как китайская Tesla будет убивать бензиновые автомобили

Фото © Chesnot / Getty Images

Главная проблема Илона Маска, похоже, решена. Первые Tesla Model 3 с китайского завода компании уже отгружаются клиентам.

В начале января Илон Маск был настолько рад, что станцевал на открытии завода Tesla в Китае. Для этой радости действительно есть много причин. Главная из них — впервые со времён основания компании удалось исправить историю с удовлетворением пользовательского спроса. В США Tesla — одна из самых популярных и желанных к покупке машин, однако первые пару лет после запуска производства и продаж Tesla Model S компания не могла производить достаточного количества автомобилей. С вводом в строй завода в Китае Илон Маск убил сразу двух зайцев. Во-первых, смог обеспечить достаточные темпы производства: завод в КНР сможет производить 250 тыс. электромобилей после выхода на полную мощность. Тестовые мощности, рассчитанные на шесть месяцев, — 170 тыс. автомобилей.

Во-вторых, Tesla китайского производства через год-полтора после начала производства будет стоить существенно дешевле, чем 50 тыс. долларов, которые за неё просят сейчас. Кроме того, вся компонентная база, комплектующие и другая “мелочь”, которая нужна для производства автомобилей в Китае, пока что завозится из США. Но в ближайшие два года, если верить инсайдам, процент комплектующих местного производства будет доведён до 50%, а через три года до 70%. Именно это и снизит стоимость китайских Tesla, которые уже сейчас (с учётом государственных субсидий и дешёвых кредитов) можно взять за 40–42 тыс. долларов при начальной стоимости в 50 тыс.

Сразу же нужно пояснить, что завод Tesla в Китае хоть и обошёлся Илону Маску в $2 млрд, но начал поставлять автомобили всего через 357 дней после начала строительства — рекорд даже для китайских темпов производства. Китай, кстати, станет первой площадкой, где в полный рост будет налажено производство автомобилей Tesla Model Y — компактных кроссоверов на базе Tesla Model 3.

К 2021 году ещё один завод Tesla будет построен в Германии. Производство в пригороде Берлина будет более производительным, чем в Китае, — 500 тыс. автомобилей в год сразу после запуска. Этого будет достаточно, чтобы “закрыть” потребности всех потенциальных покупателей электрокаров в Европе. Кроме того, уже с 2015 года исправно работает завод по сборке автомобилей Tesla в Нидерландах, правда, это производство скорее отвёрточное.

Этих действий хватит, чтобы оставить не у дел основных конкурентов Маска по автомобильному бизнесу. К примеру, Tesla Model 3 при цене в 42 тыс. долларов и аккумуляторе, которого хватает на 500 километров, гораздо приятнее и привлекательнее, чем, например, новый электромобиль EQC от Mercedes за 80 тыс. долларов и батареей на 320 километров пробега. И немцы, и сам Илон Маск хорошо понимают, что угнаться за передовиком производства будет тяжело. Но это лишь начало безумной электрической гонки.

Каким должен быть электромобиль?

Фото © Getty Images / Justin Sullivan / Getty Images

Эксперты не раз отмечали, что нормальный запас хода для электромобилей будущего — от одной до полутора тысяч километров. Мощная батарея и производительные электродвигатели позволят заезжать на зарядку примерно раз в две-три недели, а всё остальное время можно будет тратить на личные дела. Наработки Илона Маска, а точнее, его ведущего инженера Джей Би Штробеля, который и создал силовую установку для Tesla, уже “оседлали” китайские инженеры. Компания Wuhan Grove Hydrogen Automobile Co ещё в 2018 году представила электромобиль с запасом хода в одну тысячу километров. Только полноценным электромобилем его назвать сложно. Это гибрид, внутри которого работает водородный двигатель, производящий электричество и заряжающий батарею.

Читать еще:  Особенности кузовного ремонта

У Илона Маска дела с батареей большой ёмкости пока не очень. Заводской предел в 500 километров — верхняя планка миллиардера и его команды по разработке на данный момент. Единственным, кто смог предложить рациональное и недорогое решение этой проблемы, стал швейцарский стартап Innolith. Инженеры страны банков и альпийских лугов в 2019 году обещали выпустить батареи, обеспечивающие запас хода электрокаров до 1000 км.

Батареи с неорганическим электролитом и энергетической плотностью 1000 Втч/кг должны произвести революцию в производстве электромобилей, и Tesla, по некоторым данным, уже купила долю в этом стартапе с целью использовать разработки после завершения программы.

Фото © Getty Images / Andia / Universal Images Group via Getty Images

Забавно, что крупные автопроизводители, например BMW и Mercedes, на несколько лет отстали от небольшой американской компании, над идеями которой постоянно смеялись. Ситуация с электрической гонкой такова: Tesla уже предлагает к покупке полноценный электромобиль, купить который можно хоть сейчас, а Mercedes и BMW, да и другие автопроизводители, занимаются лишь созданием концептов и прокладыванием своего собственного пути. Уже упомянутый EQC и электрическая BMW i4 пока не продаются. Они либо находятся на тестах, либо активно дорабатываются в надежде запрыгнуть на подножку последнего вагона отъезжающего от немецких компаний поезда.

Разумеется, планы у автопроизводителей – конкурентов Tesla грандиозные, но догнать хитрого Илона Маска с темпами производства (считая все заводы скопом) в один-полтора миллиона электромобилей в год почти невозможно. При этом вложения в разработку электромобилей колоссальные — только Mercedes потратил на создание электрических моделей не менее десяти миллиардов евро. BMW c вложениями в 8,5 млрд евро до 2025 года дышит Mercedes в затылок, но особенной эффективностью здесь не пахнет. Всё дело в том, что Илон Маск начал производство и продажу электромобилей на заводе во Фримонте, Калифорния, в тот момент, когда в цехах работало 2855 человек.

Если обратиться к официальным данным немецкого Института экономических исследований (IFO), то можно обнаружить, что во всей автомобильной индустрии Германии трудоустроен миллион человек. 800 тыс. из них непосредственно работают на автомобильных заводах (или смежных с ними предприятиях), ещё 200 тыс. занимаются логистикой и обслуживанием производств. Если верить данным немецких исследователей, один только отказ от продажи машин с двигателем на бензине может спровоцировать несколько волн массовой безработицы — свои места потеряет около 600 тыс. человек.

И на этом моменте надо остановиться и посмотреть на календарь. Volkswagen, BMW, Mercedes, Audi и много кто ещё обещали, что почти вся линейка автомобилей будет переведена либо на электричество, либо на высокоэффективные гибриды. Борьба за экологию и всё такое. Но реальность с планами к 2020 году добиться массового производства электромобилей хуже ожиданий. 2020-й уже на дворе, а массового производства и хороших продаж электромобилей от немецких автопроизводителей всё ещё нет. Зато у Илона Маска и его компании всё хорошо: 21 января на фоне продаж электромобилей в КНР капитализация компании достигла 100 млрд долларов. Илон Маск, судя по всему, решил все операционные проблемы и теперь действительно готов убивать автомобили с двигателями внутреннего сгорания и их производителей.

Nio идёт ко дну: у китайского конкурента Tesla закончились деньги

Акции китайского стартапа Nio Inc. рухнули на фоне удручающих финансовых результатов за второй квартал этого года. Компания проводит экстренную реструктуризацию бизнеса и сокращает персонал, но без дополнительного привлечения капитала ей не выжить – своих денег хватит всего на пару недель.

Компания Nio Inc. была основана в 2014 году и на фоне десятков других амбициозных китайских стартапов, желающих разбогатеть на производстве премиальных электромобилей, выглядела весьма перспективно. В то время как большинство конкурентов лишь планируют выйти на рынок в следующем десятилетии, Nio уже в середине прошлого года запустила в продажу на китайском рынке электрический кроссовер ES8. Автомобиль имеет привлекательный дизайн и достойные технические характеристики (полный привод, 653 л.с., 355 км на одной зарядке), но покупают отечественную чудо-машину китайцы неохотно: с июля по декабрь прошлого года реализовано 12 807 экземпляров, а в первом полугодии 2019-го – лишь 6690.

Читать еще:  Каучук из одуванчика, или новое – хорошо забытое старое

Nio ES8

Руководство Nio объясняет почти двукратное снижение спроса на свою первую массовую модель торможением китайской экономики, общим обвалом на китайском рынке новых автомобилей, сокращением государственных субсидий на покупку электрокаров и торговой войной между США и Китаем, из-за которой рухнули продажи автомобилей премиум- и лакшери-сегментов.

Нам же проблема видится в другом: минимальная цена на Nio ES8 составляет 448 тысяч юаней (4,1 млн рублей в переводе по текущему курсу), в то время как Tesla Model 3 с запасом хода в 460 км обойдётся китайскому потребителю в 328 тысяч юаней (3 млн рублей). С такой ценовой политикой успеха добиться трудно, практически невозможно.

Nio ES6

В мае Nio выпустила на рынок более доступный кроссовер ES6, но за два месяца (май, июнь) продан всего 791 экземпляр. Стоит ES6 от 358 тысяч юаней (3,2 млн рублей), то есть всё равно очень дорого. Вдобавок в июне компания была вынуждена отозвать 4803 автомобиля из-за риска самовозгорания, что изрядно подмочило репутацию бренда Nio.

Результат закономерен и печален. Во втором квартале этого года убытки компании, по данным Reuters, составили 478,6 млн долларов, что на 25% больше убытков первого квартала. Совокупные убытки, накопленные с 2014 года, достигли 6 млрд долларов. Публикация отчёта привела к очередному падению стоимости акций Nio Inc. на Нью-Йоркской фондовой бирже, на которую китайская компания вышла в сентябре прошлого года. На старте размещения инвесторы давали по 9,9 доллара за акцию, пиковая цена зафиксирована в марте 2019-го (10,06 доллара), после чего началось стремительное падение. К середине сентября цена за одну акцию снизилась до 3,21 доллара, а на сегодняшний день опустилась уже до 1,75 доллара. Такими темпами акции Nio скоро превратятся в обычные фантики.

Nio ES8

Чистая выручка компании во втором квартале этого года составила всего 198,4 млн долларов, на 8% меньше, чем в первом квартале. Финансовые аналитики считают, что с текущим объёмом ликвидности компания протянет всего пару недель, после чего ей будет нечем платить по счетам. Вполне возможно, что деньжат подбросит холдинг Tencent, изначально поддерживавший Nio, но для этого руководство Nio должно убедить инвесторов, что шансы на выживание есть.

На данный момент Nio заканчивает плановое сокращение персонала с 9900 до 7800 человек, после чего будет объявлено о новых увольнениях. Вместе с тем компания намерена вложиться в сеть небольших, камерных (площадью менее 200 м2) автосалонов Nio Spaces, сравнительно недорогих и быстро организуемых – к концу этого года должно появиться 200 таких торговых точек, которые охватят более ста китайский городов. Вкупе с программами лизинга и подписки это должно подстегнуть продажи. О выходе на международные рынки, судя по всему, пока говорить не приходится.

Nio EP9

Между тем Nio потратила много денег на имиджевый проект EP9 – электрический гиперкар мощностью один мегаватт (1360 л.с.), который стал самым быстрым серийным электромобилем Нюрбургринга: он проехал легендарную трассу за 6 мин 46 с. Увы, серийный статус «китайца» вызывает сомнения – якобы было выпущено 10 экземпляров, но в свободной продаже их никто не видел. Машина засветилась в популярных автомобильных шоу типа Grand Tour и повысила узнаваемость бренда Nio, но монетизировать её компании не удалось, то есть пиар-проект лишь увеличил убытки.

Для других электромобильных брендов потенциальный крах Nio – тревожный симптом: ясно, что дорогие «электрички» из Поднебесной мало кого интересуют даже при наличии качественного дизайна и инжиниринга. В США и Европе собственных стартапов теперь столько, что иные последователи Греты Тумберг признают, что рынок электромобилей оказался перегрет уже в начальной фазе своего развития – миф о глобальном потеплении может похоронить не одну автомобильную корпорацию и, как следствие, стать причиной нового кризиса в мировой экономике. На его фоне о Nio никто и не вспомнит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector