Svarkin-spb.ru

История развития марки «Москвич»

История развития марки «Москвич»









Рождение и становление

1929 год. Октябрь Началось строительство Московского автосборочного завода, рассчитанного на сборку 24 тысяч автомобилей в год.

1930 год. Ноябрь Автосборочный завод вступил в число действующих предприятий. До 1933 г. выпускал автомобили “Форд-А”и “Форд-АА”.
Декабрь Постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться “Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве”.

1932 год. Декабрь Начало сборки грузовых автомобилей “ГАЗ-АА” (около 30% от всего выпуска) из деталей, поставлявшихся Горьковским автозаводом.

1933 год. Август Автосбосрочный завод им. КИМ стал филиалом Горьковского автозавода и перешёл полностью на выпуск автомобиля “ГАЗ-АА”.

1939 год. Февраль В соответствии с приказом Наркомсредмаша Автосборочный завод им.КИМ выведен из состава Горьковского автозавода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое “Московский автомобильный завод имени КИМ”.

1941 год. Октябрь Завод им.КИМ был эвакуирован на Урал. Его производство было переориентировано на военную продукцию.

1945 год. Май Принято Постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражки автомобилей “Москвич” и о наименовании завода “Московский завод малолитражных автомобилей” (МЗМА).

1947 год. Апрель Начался серийный выпуск легковых малолитражных
автомобилей “Москвич-400”.

1948 год. Апрель Положено начало экспорту автомобилей “Москвич”.

1954 год. Февраль Освоен выпуск модернизированной модели автомобиля “Москвич-401”.

1956 год. Апрель С главного конвейера сошел последний “Москвич-401”. Начат выпуск “Москвича-402”

1958 год. Июль Начат выпуск автомобиля “Москвич-407” с верхнеклапанным двигателем.
Август На Всемирной автомобильном выставке в Брюсселе автомобили “Москвич-407” и “Москвич-423” отмечены золотыми медалями.

1963 год. Декабрь С главного конвейера сошел последний автомобиль “Москвич-407”. Начат выпуск переходной модели “Москвич-403”.

1964 год. Сентябрь Начат выпуск автомобилей “Москвич-408”.

1967 год. Май С главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль “Москвич-408”.
Октябрь Выпущена первая партия автомобилей “Москвич 412”.

1968 год. Январь Начало реконструкции завода и строительства главного сборочного корпуса.
Май Начат выпуск модификаций “Мосвквич-412” – автомобиля “Москвич-427” с кузовом “универсал” и автомобиля “Москвич-434” с кузовом “фургон”.
Октябрь В связи с 50-и летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

От единиц – к миллионам

1971 год. Сентябрь Образовано автомобильное производственное объединение “Авто-Москвич”.

1973 год. Май Открыт памятник – стелла — воинам – автозаводцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Сентябрь На филиале АЗЛК – Инишемском заводе запасных частей вступил в строй главный корпус.

1974 год. Август С главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль “Москвич-412”.

1975 год. Декабрь Начато производство новых автомобилей “Москвич-2138” и “Москвич-2140”.

1977 год. Декабрь На экспорт отправлен миллионный автомобиль “Москвич” с начала поставок их за границу.

1980 год. Август 25 августа сошел с конвейера трехмиллионный автомобиль “Москвич-2140”.

1982 год. Январь АЗЛК начал большую реконструкцию: строительство корпусов прессового, механосборочного цехов, “Порозо” и цеха “Пластмасс”.

1986 год. Сентябрь 17 сентября с конвейера завода сошел четырехмиллионный автомобиль “Москвич”.

1988 год. Июль Закончено производство автомобилей “Москвич-2140”.

1989 год. Развернута работа по подготовке производства пикапа на базе мод. 2141 и прицепа.

1992 год. Ноябрь Освоен выпуск грузового автомобиля “Москвич-2335-пикап” и прицепа мод. 8135.

1994 год. Август Совместно с Киевским авторемонтным заводом организован выпуск многоцелевой модели “Москвич-2901”.

1997 год. Январь Возрождение завода после более чем годового простоя.
Апрель Освоен выпуск новой модели “Юрий Долгорукий” с двигателями ВАЗ и Рено.
Июнь Начало выпуска модели “Князь Владимир” с
двигателем Рено.
Август На базе серийных автомобилей “М-2141” и “М-2335-пикап” разработаны модели электромобилей (экологически чистые).
Декабрь Начато производство новой модели автомобилей “Святогор” с двигателем “Рено” и импортными комплектующими узлами.

1998 год. Февраль-март Организован рекламный пробег “Москва-Омск-Новосибирск-Москва” на автомобилях “Святогор” и “Князь Владимир” протяженностью 7500 км.
Август Модельный ряд пополнил автомобиль новой модели “Калита” с двигателем Рено.
Ноябрь Разработана полноприводная модель автомобиля “Калита”.
Декабрь С конвейера ОАО “Москвич” сошел 5-и миллионный автомобиль “Князь Владимир”.

История марки «Москвич»

Среди российских марок автомобилей есть немало таких, которые сверкнули совсем ненадолго и сгинули. Зачастую мы даже не помним их названий. Из последних примеров, наверное, можно назвать Ё-мобиль. Но с другой стороны медали есть долгожители, марки, которые мы воспринимаем как должное. Если задуматься, то они прошли очень долгий путь и каждая история такой марки знает и взлёты, и падения. Они могли быть обласканы властью, могли выпускать непопулярные машины или, как часто бывало, давать своим потребителям максимум возможностей по низкой цене, используя все возможности науки и промышленности, к которым им дали доступ. Иногда народ их любил, иногда потешался над ними, но никогда не оставался равнодушным. Об одной из таких легенд сегодня и поговорим.

Начало истории

В 1930 году в Москве был основан Московский автомобильный завод имени Коммунистического интернационала молодёжи. В те времена предприятие занималось сборкой автомобилей Ford, но уже спустя три года история марки совершила первый из своих кульбитов и завод стал филиалом ГАЗа, задействовав свои мощности для производства их моделей А и АА. Прошло всего 6 лет, и Москвич снова стал самостоятельным предприятием, запустив при этом малолитражку КИМ-10. Старт производства был дан в 1940-м. Но уже в 1941-м завод, разумеется, переориентировали на производство бронетехники.

Вплоть до конца ВОВ завод занимался именно этим.

Вообще говоря, довоенный период в истории марки едва ли можно считать значимым для общей картины, хотя и сбрасывать со счетов тоже нельзя. Но основное развитие марки случилось уже после 1945-го. Именно в мае этого года было принято постановление о переименовании КИМ в «Москвич». Именно под этим именем мы и знаем эту марку. По крайней мере, история создания автомобилей «Москвич», столь полюбившихся советским гражданам, начинается именно с этого момента.

Первым автомобилем, поставленным на конвейер, стал через 2 года «клон» Opel Cadett под номером 400. Учитывая, что оригинал был датирован 38 годом, говорить о какой-либо инновационности разработки не приходилось. Однако в 54-м был выпущен 401-й, переживший значительную переработку. На эту модель приходится наиболее успешный период истории марки. С 54-го и до конца 60-х модельный ряд «Москвича» регулярно обновлялся, новые машины выпускались конкурентоспособными по сравнению с иностранными автомобилями. Жители нашей страны по достоинству оценили такую работу завода, и эти машины пользовались постоянным спросом. Учитывая, что завод ввёл «в народ» кузова универсал и фургон, аналогов которым в СССР не было, продажи держались на стабильно высоком уровне.

Надо сказать, что постоянные обновления шли в ногу с европейским автомобилестроением. Так, за 2 года до начала шестидесятых «Москвич» получил алюминиевую головку блока цилиндров и верхнее расположение клапанов. Продукция завода имела для государства ещё и экспортное значение. Гоночная команда завода показывала отличные результаты, руководство страны даже стало задумываться о возможности создания конюшни Формулы-1. Внутри страны конструкторы «Москвича» и ВАЗа соперничали между собой как в гражданском автомобилестроении, так и на гоночном треке. Экспорт машин за рубеж не прекращался, и наши машины там пользовались спросом у самых разных слоёв населения.

Пик и падение

В режиме «народной любви» прошло 10 лет, за это время заводом несколько раз были обновлены главные модели марки. А в 68-м завод снова был переименован, на этот раз в АЗЛК. Но это не стало началом нового прорыва. Руководство страны решило сделать ставку на ВАЗ и при этом «зарезало» несколько перспективных проектов. Например, показательна история создания автомобиля «Москвич», который так и не получил порядкового номера; он должен был стать большим и комфортным семейным седаном, заняв нишу между «копейкой» и «Волгой», но в итоге разработку отменили, чтобы сосредоточиться на разработке внедорожника. Его тоже решили не делать, так как нужно было переходить на переднеприводную схему. В итоге из-за всех этих просчётов «Москвич» за короткое время потерял всю свою репутацию на западных рынках. Немало этому способствовало и то, что в погоне за объёмами выпуска завод потерял в качестве продукции. К тому моменту морально устаревшие модели уже никто не хотел покупать. Руководство завода надеялось на 2140.

Модель изначально задумывалась как «флагман». Для разработки салона, например, был нанят американский дизайнер, который запросил баснословный гонорар. Но качество сборки и деталей не замаскируешь никакими дизайнерскими изысками. Поэтому спрос на него и был низким. Большие надежды АЗЛК возлагал на 41-й.

История создания этой модели может считаться показательной. Планировалось, что будет создано целое семейство автомобилей с разными кузовами, для этого завод открывал новые линии конвейера, автоматизированные и даже роботизированные. Но откровенно плохое качество сборки и деталей перечеркнуло надежды начисто. Был кратковременный рост спроса, были даже ожидания населения на возрождение былого величия марки, но разваливающегося и ржавеющего насквозь кузова «Москвичу» никто не хотел прощать.

Тем временем наступили 90-е. 2142 не оправдал надежд завода (по всё тем же причинам), и в 1996 году произошло то самое символичное событие, которого все причастные к истории марки так боялись. Конвейер впервые с 1930 года встал. Московское правительство попыталось как-то вдохнуть жизнь в легендарную марку, но, как вы догадываетесь, успехом это мероприятие не увенчалось. Кризис производства вынудил руководство «Москвича» направить все ресурсы на производство модели «Святогор», но и она вышла на рынок заведомо устаревшей. Импортные запчасти сделали его производство нерентабельным ещё до запуска. С конвейера завода сходили недоукомплектованные машины, и хоть как-то покупали разве что модификацию с французским движком. Проект по мелкосерийному производству машин представительского класса был предсказуемо провальным, и в 2001 году завод окончательно прекратил работу. А в 2006-м руководство инициировало процедуру банкротства. Она была завершена в 2010-м.

Надо сказать, что автомобильный завод не может существовать сам по себе. По сути, это целая экосистема; компании, занимавшиеся снабжением производства, до сих пор существуют. Именно они производят запчасти для тех немногих машин, что ещё ездят. Но с уменьшением парка таких машин эти предприятия также неизбежно разоряются. Производственные активы компании, например, недостроенный моторный цех, в итоге через дочернюю компанию забрала себе Renault. Некогда славная компания канула в Лету так быстро, что историю марки до сих пор считают незавершённой.

Послесловие

За те годы и десятилетия, которые пережил «Москвич» за свою историю, он познал многое. Признание и слава, заработанные тяжким трудом, за несколько лет менеджерской чехарды были безвозвратно утеряны, и завод так и не смог оправиться от этого удара. Много раз они пытались вернуться на вершину, но безрезультатно. Сегодня о них всё ещё помнят, но не как о легендарном производителе, а как о неудачниках, которые толком не могли сделать хотя бы одну модель. История марки бесславно завершена, и, несмотря на слухи о возрождении, пока что ожидания потребителей сильно занижены. Придётся предложить им что-то кардинально новое, чтобы переломить эту ситуацию. На настоящий же момент «Москвич» остаётся просто именем, запятнанным плохим качеством и просчётами руководства.

Как создавали «Москвич-400», первый народный автомобиль в СССР

В 1946 году в Советском Союзе запустили производство сразу нескольких новых автомобилей: «Победы», грузовика ГАЗ-51 и, наконец, народного «Москвича-400».

Д олгий путь к конвейеру

Советское партийное руководство ещё в 1930-е годы прошлого столетия, глядя на опыт западных соседей, пришло к выводу, что стране необходим автомобиль, так сказать, для «индивидуального пользования». Правда, советский посыл отличался от европейского и американского. Если там, за бугром, машина рассматривалась как проявление свободы, то в Союзе посчитали, что «стальной конь» станет хорошим «тренажёром» для получения водительских навыков. А пригодиться они могли как в мирное время, так и на войне.

Создание «народной» машины поручили заводу Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), который впоследствии превратиться в МЗМА. И в 1940 году стартовало мелкосерийное производство модели КИМ-10, которую создали на основе автомобиля Ford Prefect. Но дальше дело не пошло. По одной из версий, сначала машина не понравилась Сталину, поскольку являлась двухдверной, а потом началась Великая Отечественная война и о «народном автомобиле» пришлось забыть.

К этому вопросу вернулись в 1945 году. Иосифу Виссарионовичу показали четрыхдверный седан КИМ-10-52 и немецкий Opel Kadett K38. Вождь выбрал «немца», велев его копировать и запустить в июле 1946 года.

Четырёхдверный Opel Kadett

Задача оказалась невыполнимой. Дело в том, что после победы СССР имел права на использование немецкого промышленного оборудования в Германии. Например, находящегося на заводе в городе Рюссельсхайм — там как раз и собирали «Опели». Правда, толку от оборудования практически не было, поскольку в годы войны предприятие переквалифицировалось на выпуск авиационных деталей. Но главная проблема заключалась в том, что британцы разбомбили завод.

После долгих поисков удалось найти тайники, а в них — документацию по производству шасси и кузова модели Kadett K38 в двухдверном варианте (эта модель являлась самой ходовой в довоенный период). А вот обнаружить хоть какие-нибудь чертежи силовых агрегатов не вышло.

Двухдверный Opel Kadett

Так у советских инженеров в распоряжении была часть документации и несколько живых «Кадетов». И из этого «богатства» им требовалось создать первый массовый автомобиль СССР. Можно, конечно, было обратиться за помощью к заокеанским коллегам из концерна General Motors, который выкупил Opel ещё в 1929 году, но после войны отношения между недавними союзниками резко испортились. Поэтому просить о помощи не стали.

Собственных сил советским специалистам не хватало, и к созданию автомобиля решили подключить самих немцев. И, как показало время, этот ход сработал. Германские мастера из бюро в Шварценберге сумели создать и сам четырехдверный кузов, и шаблоны для штампов, и другие части «Опеля». А инженеры из берлинской конторы сумели воссоздать нижнеклапанный мотор с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками.

На просторах Союза

По официальной версии, первый «Москвич-400» собрали 4 декабря 1946 года. Автомобиль был очень тепло принят советскими людьми. Большую роль сыграли прогрессивные решения в конструкции «Москвича»: независимая подвеска типа Дюбонне, несущий кузов, гидравлические тормоза, алюминиевые поршни мотора, а также стеклоочиститель с механическим приводом от распредвала силового агрегата. А вот указателей поворотов не было, поскольку в те времена они еще не считались чем-то обязательным.

В 1947 году, когда Москва праздновала 800-летие, предприятие выпустило юбилейную партию легковушек. От стандартной версии они отличались аккуратным геральдическим щитом, размещенным на капоте с левой стороны.

Отправка продукции МЗМА, 1951 год

Постепенно «Москвич» получал улучшения. Сначала инженеры оснастили машину синхронизаторами на третьей и четвертой передачах, затем переместили рычаг коробки передач на рулевую колонку, после — усилили подшипники в заднем мосту. Ряд инноваций получил и силовой агрегат. Главное изменение — увеличение мощности с 23 до 26 «лошадок». Модель, получившая модернизированный двигатель, стала называться «Москвич-401-420».

Сам по себе «Москвич» оказался настолько удачным, что на его базе вскоре сделали фургон «Москвич-400-422», медицинский автомобиль «Москвич-400М» и даже кабриолет «Москвич-400-420А». С самого начала серийного производства модели был налажен экспорт: сперва машины отправляли в Финляндию, а затем география расширилась, охватив еще Албанию, Польшу и Китай.

Автомобиль для народа

В конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого столетия «Москвич» стоил дорого, около 8 тысяч рублей. Но за ту же «Победу» просили ровно в два раза больше. А ГАЗ-12 и вовсе стоил фантастические 40 тысяч рублей! Так что на «четырехсотого» вполне мог накопить даже простой труженик: средняя зарплата в те времена составляла примерно 550–600 рублей.

Москвич-400 в Тюменской области

На боевом посту «Москвич-400» находился девять лет. За это время выпустили 247 439 машин разных модификаций, около 20 тысяч из них ушли на экспорт. Последний «Москвич» сошел с конвейера 20 апреля 1956 года. На этом история первого «народного автомобиля» и закончилась. Настало время других героев.

Читать еще:  Обзор пятидверного кроссовера Audi Q3
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector