Гонки на четверть мили в России
Под Москвой прошли гонки «Безумных ведер» на четверть мили
Хотя клуб организаторов дрэг-рейсинга 29 сентября и зовется Mad Buckets, ведрами съехавшиеся на Дмитровский полигон авто язык не поворачивается назвать. А вот безумными — легко!
Чаще асфальт прямой Дмитровского полигона видит заезды всяческих «Гэтэров» да «Хураканов», но только не в этот раз. Сегодня здесь машины, многим из которых уже исполнилось по 30–40 лет, но медленными их от этого назовешь едва ли. Многолитровые V8 из золотой эпохи американского автомобилестроения, когда 2-литровым был лишь пакет молока — вот основные участники субботних гонок. Причем совершенно не важно, куда этот V8 запихнули — в легкий Corvette Stingray, огромный Buick Riviera или пикап Dodge Ram. Скорость здесь явно неглавное, а вот стиль и породистый рык нижневального мотора родом из 60-х явно в цене.
Нужно понимать, что средний объем движка у «безумных ведер» колеблется в районе 5 литров. Это немного больше, чем под капотом у какого-нибудь «Соляриса». Поэтому здесь никто не удивляется бешеному расходу литров этак в 50 на сотню, как например, у кастомной дрэговой «Волги» ГАЗ-24 с GM V8. И хоть большинство янки легко переваривают дешевый 92-й бензин, были и куда более требовательные моторы. Например, Jeep Grand Cherokee с редким 5,9-литровый мотором на 230 коней, который с завода кушал только высокооктановый 98-й бензин. Это позволяло этому джипу объезжать куда более легкие купешки и показывать время на уровне современных Jeep SRT.
Схема заездов была такова, что каждый из участников мог проехать с кем ему пожелается. Поэтому рядом на старте могли оказаться и Camaro c Grand Cherokee, и Dodge Viper c Chrysler 300 °C. При этом, предугадать исход заезда было практически невозможно, ведь на старте редко появлялись недопиленные авто. Разобраться, кто же оказался быстрее на финише, помогала телеметрия. И если какие-нибудь пикапы вроде Dodge Ram ехали в рамках 15–16 секунд на квотере, то заряженные Corvette и Nova были секунды на 4 быстрее. А случайно затесавшийся в стан янки скромный BMW E30 и вовсе «дунул» так, что вышел из 11 секунд с результатом в 10,8!
В перерывах между заездами участники устраивали перетягивание каната пикапами или вовсю наваливали боком в специально отгороженном бетонными блоками колизее. Где вы еще увидите 5-метровый Buick Riviera, который, неистово кренясь, в заносе стирает в дым задние покрышки? А заезд двух «бусиков» Dodge Ram, в салоны которых набилось по 15–17 человек, а время на квотере от такого балласта не сильно изменилось?
Но все же большинство зрителей собрались тут ради действительно быстрых стартов. Изюминкой дня стало противостояние двух Chevy Nova из Питера и Москвы. Первая была построена в стиле шикарного гран туризмо, тогда как во второй все было подчинено скорости. Это и серьезное облегчение, и вварной каркас, и самый большой на гонках мотор в 9,5 литров объема. Думаем, вы уже поняли, что по результатам многих заездов Москва все же оказалась быстрее, а Питер несомненно красивее. На том день с Mad Buckets и завершился, еще раз доказав, что некоторым раритетам в музей еще рано.
Стритрейсинг (Streetracing). Виды уличных гонок: ЧЕЛЛЕНДЖ (challenge), СТРИТ ЧЕЛЕНДЖ (street challenge), СПРИНТ (Sprint), Дрифт (Drift), ДРЭГ (Drag Racing), Quarter-mile, Пушечное ядро (Cannonball Run)
Сити-Стайл (CITY-STYLE), городской стиль
разновидность Стрит-Челленджа. Трасса прокладывается по улицам города, а водителям выдается “Легенда”, описание местонахождения всех чек-поинтов и последовательности их преодоления. Это тоже ночное ориентирование по городу на автомобиле, но уже маршрут складывается из чётких опознавательных знаков, указанных в Легенде.
“Валилово”
разновидность Стрит-Челленджа. Аналог “Сити-Стайл” – гонка через чек-поинты, местонахождение которых известно с самого начала.
Сити-Джангл (CITY-JUNGLE), городские джунгли
разновидность Стрит-Челленджа. Все точки (чек-поинт) известны заранее, неизвестен финиш. Финиш расположен на одном из чек-поинтов. Даётся несколько мест, где может быть чек-поинт, но только одно место может быть верным – там и находится чек-поинт. На каждом чек-поинте экипаж получает отметку о прохождении, и только после этого, приезжает на финиш.
Переполох
разновидность Стрит-Челленджа. Участвует команда, необязательно умещающаяся в транспортное средство. Как правило в машине водитель и штурман. Остальные участники находятся в стационарном месте и помогают разгадывать ребусы, решив которые определяется место следующего чек-поинта. Но никто не запрещает их брать (или постояно возить) с собой, если предстоит выполнять сложные задания.
СПРИНТ (Sprint)
Гонка на короткой, как правило, хорошо просматриваемой трассе. Различают кольцевой спринт и ралли-спринт. Для кольцевого спринта точка финиша совпадает с точкой старта. Наиболее распространен Спринт по мини кольцу: Трасса прокладывается не по улицам города, а на некотором участке со снежным, гравийным или асфальтовым покрытием. Участники по очереди едут по трассе. Показавший быстрейшее время признается победителем. В кольцевом и ралли спринте допускается старт с некоторым временным интервалом.
Не смотря на то, что “Спринт” значит “Небольшой, короткий” к такому виду гонок относят соревнование типа “Сити-Стайл”, но маршрут движения указывается не Чек-поинтами, а
Слалом (Slalom)
Разновидность гонок типа “Спринт”, но проводимых на скользком покрытии. Традиционным покрытием трасс для слалома является лед.
ДРЭГ (Drag), он же дрег рейсинг (Drag Racing), Quarter-mile
Парный заезд на четверть мили (Quarter-mile). Дрег-рейсинг – гонка на ускорение, одно из самых зрелищных и динамичных соревнований. Кратковременные заезды ( как правило не больше 10-15 секунд) и быстрое определение результата. Неофициальная летопись этого вида авто- и мотоспорта ведется с середины 20-х годов, когда на гладком дне высохшего озера Мохаве, что в Калифорнии (США), были проведены первые гонки. Ездить можно было на чем угодно: главное, чтобы средство передвижения имело мотор и колеса. Целью было развить максимальную скорость на определенной дистанции в одну четверть мили. Европейская история дрега началась в 30-е годы ХХ века когда состоялись первые соревнования по дрэг-рейсингу в Англии. Это были заезды на 440 ярдов. Впоследствии они дали начало английской традиции по дрэгу. Однако вторая мировая война сильно затормозила развитие гонок в Европе. В 1948 году началась официальная история данного вида соревнований в США на специально построенном для дрэг-рейсинга треке в калифорнийском городе Голета. Этот вид спорта резко повысил автомобильную культуру страны, как техническую, так и водительскую. История российского дрэг-рейсинга берет свое начало с середины 90-х годов, когда были проведены первые гонки на мотоциклах. Позже появились и гонки на автомобилях.
ДРИФТ (Drift), он же дрифтинг, слалом
он же, согласно словарю, «особая техника выполнения поворота» – это прежде всего демонстрация наивысшего контроля над машиной и управлением. Это точно выверенные нажатия на педаль газа, призванные удерживать заднюю ось в состоянии заноса и вхождение в повороты в таком состоянии. Дрифт рожден в Японии. Местные уличные гонщики очень часто использовали технику управляемого заноса в гонках на трассах проложеных по подземным парковкам. Позже переросло в самостоятельный вид соревнований для которого начали строится трассы с покрытием уменьшающим сцепление колес с дорогой. Позже появились поклонники такого вида гонок в США, затем в Великобритании и других странах. В дрифте, в отличие от драг-рейсинга, скоростные характеристики машины играют не самую важную роль. А стиль и зрелищность вхождения в повороты делают этот вид соревнований одним из самых популярных в автоспорте.
Автофристайл
показательное выступление умений водителя по фигурному управлению автомобилем на закрытой площадке.
Burnout, отжиг резины
Соревнование проводится на закрытой площадке с большой аудиторией. Как правило проводится среди “двухколесных братьев”. Задачей выступающего максимально красиво и эффектно стереть резину до дыр. Он сам определяет как он это будет делать “заламывая” мотоцикл на бок или, высший шик, с поступательным движением вперед. Клубы дыма и запах жженой резины сопровождаемое мотофристайлом делает эти соревнования очень зрелищными.
ПУШЕЧНОЕ ЯДРО (Cannonball Run)
Самый экстримальный вид уличных гонок. Участникам необходимо проехать как можно быстрее из пункта старта в пункт финиша по произвольному маршруту. Старт дается всем участникам сразу. Выигрывает быстрейший. Такой вид соревнований может проходить не только через весь город, но и трансконтинентальным.
В Шушарах построен гоночный автодром для всех желающих
В Петербурге открылcя в тестовом режиме первый в городе автодром для гонок. За 100 млн рублей в Шушарах построена трасса мирового уровня, которая рассчитана на обычных автолюбителей.
Участок в 26 га в Шушарах находится в частной собственности, имя владельца не раскрывается. ООО “Автодром СПб”, согласно данным ЕГРЮЛ, на 100% принадлежит Надежде Кузьминой. Ей принадлежит также ООО “Бизнес-центр “Интеграл” (Лифляндская ул., 6). По неофициальным данным, реальными инвесторами стали известные бизнесмены, энтузиасты автоспорта.
В Петербурге прошли соревнования по дрифтингу — езде с заносом
Длина трассы автодрома – 3,1 км. Ширина – 12-16 м (как на КАД). Общий объем запланированных инвестиций до 1 млрд ублей. В эту стоимость входит и земельный участок, в 8 км от КАД. Эксперты оценивают такой участок в $8-15 млн.
Михаил Горбачев, архитектор автодрома, говорит, что срок окупаемости аналогичных проектов – 3-4 года. Длается это планируется за счет проведения официальных соревнований и сбора платы с частных автолюбителей за заезды. Сейчас на автодроме уже готова трасса, стоимость которой – 100 млн рублей. Основные затраты пришлись на заливку 6 га трассы дорогостоящей маркой асфальта. Он готовился по специальной формуле на заводе “Магистраль” и укладывался в течение 29 часов непрерывным способом. Для подвоза асфальта использовалось 370 асфальтовозов.
Как рассказал управляющий проектом ООО “Автодром СПб” Александр Ортин, к концу 2011 года на автодроме будут достроены зоны безопасности, ремонтные и сервисные помещения и трибуны на 10 тыс. зрителей. При этом, он настаивает на том, что этот проект некоммерческий и затруднился назвать даже приблизительные сроки окупаемости.
Рекорд трассы, установленный организаторами на суперкаре Dodge Viper – 285 км/ч, а 90-градусный поворот они проезжали на скорости 110 км/ч. Пока автодром работает в ограниченном режиме. Он уже доступен всем желающим, но максимальная разрешенная для посетителей скорость на нем – 120 км/ч.
За три дня работы автодрома по нему проехало 300 автомобилей клиентов. Александр Ортин подчеркивает, что 60% из них были не специальные спортивные машины, а самые обычные серийные автомобили. По подсчетам организаторов, в Петербурге есть около 30 тыс человек, интересующихся автогонками.
Автопарк Петербурга – около 1,7 млн машин. Ежегодно, по данным ГУВД по Петербургу и Ленобласти, он пополняется на 80-100 тыс. новых машин. Многие покупатели мощных и быстрых машин пока yигде не могут испытать их максимальные возможности. Это привело к появлению десятков полулегальных клубов, организующих заезды не только на заброшенных городских окраинах, но и на КАД.
В Петербурге открыли сезон гонок на четверть мили
Городские власти уже не раз пытались прекратить такие “покатушки”. Появление автодрома, где их можно проводить, станет лишним аргументом к тотальному запрету на гонки по городу. Представители гоночных клубов полагают, что на новый автодром в основном будут приезжать никак не связанные с автоспортом водители. А большинство клубов, как и прежде будут проводить сборы на заброшенных городских окраинах.
Хотя плата за заезд по автодрому (1 тыс. рублей за 3 круга) не кажется чрезмерной даже для регулярных тренировок и соревнований, сама суть идеи стритрейсинга – гонок по улицам городов – отрицает заезды, организованные на закрытом полигоне.
Интерью с Михаилом Горбачевым, архитектором проекта автодрома “Санкт-Петербург”
Когда откроется автодром?
Презентация гоночной дорожки запланирована на ноябрь 2010 года. Торжественное открытие – на весну 2011 года.
Для каких гонок он предназначен, сколько зрителей на нем могут присутствовать?
Трасса по нашей задумке будет иметь самую быструю скоростную Прямую в России, значит, будет и самой интересной и зрелищной с точки зрения прохождения скоростных поворотов! Автодром “Санкт-Петербург” – это Шоссейно-кольцевая трасса с высокотехнологичным асфальтовым покрытием, спроектирована в соответствии с требованиями FIA (международной федерации автоспорта) к трассам категории 2 и требованиям РАФ к шоссейно-кольцевым гоночным трассам категории 1. Здесь могут гоняться любые гоночные автомобили за исключением Ф1. Кроме того построена прямая для дрэг-рейсинга – “дрэг-стрип” и предусмотрена площадка для дрифтинга. Когда будут готовы трибуны и площадки для зрителей, автодром сможет принять до 10 000 человек.
Кто является инвестором данного автодрома, сколько составили инвестиции в строительство?
Инвестором данного проекта является частный бизнес. Просто настоящим энтузиастам автоспорта надоело ждать у моря погоды. В таком большом городе как Санкт-Петербург должна быть гоночная трасса. Сбросились, и построили. Сколько они инвестировали, сказать не могу, не интересовался. Наше дело – это спортивный мастер-план, то есть авторская уникальность конфигурации гоночной дорожки, что делает её неповторимой. Обычно, километр гоночной дорожки автодрома обходится под 30 миллионов рублей. При таких затратах автодром окупится довольно быстро, за 3-4 года.
Считаете ли Вы его своего рода заменой “Невскому кольцу”?
“Автодром Санкт-Петербург” – это уникальный многоцелевой стационарный учебно-спортивный комплекс, соответствующий международным стандартам. Здесь планируется строительство и необходимой инфраструктуры. Так что замена получается очень и очень достойная. Особенно радует, что это целиком русский проект, так как и проектировщики, и строители – россияне. Мы уже второй раз доказали что можно с успехом обойтись без очень дорогого и амбициозного Германа Тильке.
Как Вы лично относитесь к перспективе гонок “Формула 1” в России?
Я отношусь к этой затее скептически. В неавтомобильной стране России нужно развивать автомобильную культуру, автоспорт, автопром и только потом думать о Формуле 1, а не наоборот. Для этого нужны именно такие комплексы как “Автодром Санкт-Петербург”. Потом, мне непонятно кто собирается заплатить 40 млн евро за приезд Большого цирка, и главное зачем? Отбить эти деньги нереально. Говорить, что одна неделя в году решит проблему невостребованности всей олимпийской инфраструктуры в Сочи – легкомысленно. Кроме того, на примере такой же неавтомобильной Турции понятно, что наполняемость трибун будет очень низкая.