Svarkin-spb.ru

Глазомер у водителя

Психофизические основы труда водителей

В процессе работы водитель находится во взаимодействии с автомобилем, дорогой и находящимися на ней и в придорожном пространстве объектами (транспортными средствами, неподвижными предметами) и пешеходами.

В современных условиях работа водителя осложняется из-за непрерывно возрастающих скоростей движения автомобилей и интенсивности транспортного потока.

Управляя автомобилем, водитель должен учитывать меняющиеся дорожные условия, обстановку движения и возникающую ситуацию, предвидеть опасность, возможность ошибки или нарушений правил дорожного движения другими водителями или пешеходами, своевременно изменять режимы движения автомобиля.

Поэтому для водителя автомобиля исключительное значение имеют внимательность, наблюдательность, глазомер, зрительная память, осторожность, осмотрительность, быстрота и точность реакции, способность оценивать обстановку движения и принимать меры, направленные на предотвращение происшествий.

Внимательность — это умение сосредоточить психическую деятельность на каком-либо объекте или действии. Внимание характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно и достаточно ясно, умением сознательно и быстро переносить внимание с одних объектов на другие.

Наблюдение — один из способов познания, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств.

Наблюдательность — это умение подмечать существенное в предметах и явлениях. Она особенно важна для водителя, в деятельности которого требуются быстрота и точность ориентировки.

Внимание водителя должно быть постоянно сосредоточено на обстановке движения. Он не должен отвлекаться и ослаблять свое внимание к изменяющейся обстановке и управлению автомобилем.

Водителю необходимо совершенствовать и развивать свою наблюдательность и зрительную память, быть осмотрительным и настороженным.

Осмотрительность —это умение наблюдать, умение обозреть окружающую обстановку полностью.

Настороженность — способность быть напряженно-внимательным, умение быстро оценивать окружающую обстановку.

В процессе управления автомобилем могут возникнуть ситуации, когда не остается времени на раздумья, а надо принимать решения.

Развитое чувство осмотрительности и настороженности обеспечивает своевременное обнаружение из многих обозреваемых объектов объекта опасности или препятствия, которые могут потребовать от водителя принятия необходимых мер.

Водителю требуется постоянно оценивать положение подвижных и неподвижных объектов, их удаленность друг от друга и от управляемого автомобиля.

Эти оценки осуществляются посредством познавательных процессов — восприятий, в основном зрительных и слуховых. При восприятии пространства для водителя исключительно важен глазомер, т. е. умение определять расстояние до элементов дороги и находящихся на ней объектов.

По перемещению поверхности дороги и различных неподвижных предметов водитель должен оценивать скорость и направление движения своего автомобиля и их изменения, длительность тех или иных промежутков времени, продолжительность действий и перемещений, совершаемых водителями других транспортных средств и пешеходами.

Глазомер позволяет водителю оценить обстановку при выезде на перекресток, выборе дистанции и интервала, объезде и обгоне, выезде из ворот и т. д.

При встрече с опасностью на дороге водитель должен быстро сообразить, как ее избежать без ущерба для других участников движения.

Время реакции водителя, т. е. время от начала восприятия опасности до начала действий водителя, направленных на ее устранение, является одним из важнейших факторов в обеспечении безопасности движения.

Под психомоторной реакцией понимается ответное действие на раздражение (изменение дорожной обстановки, сигнал).

В каждой психомоторной реакции различают скрытый период, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного действия, и период рабочих (мышечных) движений, т. е. время от начала движения до его завершения.

Реакции могут быть простые и сложные.

Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель, например быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, приготовился к торможению.

Сложная реакция — это, например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении пешехода, но после выбора этого действия как наиболее целесообразного из других возможных (поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подача звукового сигнала). Сложная реакция требует значительно большего времени, чем простая.

Читать еще:  Устройство подшипника

Правильность, точность, скорость реакций и успешная работа водителя в целом определяются в огромной степени его эмоциональным состоянием, т. е. душевными переживаниями человека и его отношением к окружающей действительности.

Положительные эмоции благоприятно воздействуют на водителя: он спокоен, бодр и уверен в своих действиях.

Для водителя особенно важна способность правильно, точно и быстро действовать в напряженном состоянии, вызванном аварийной ситуацией.

При этом водитель должен проявлять волевые качества — самообладание и решительность.

Отрицательные эмоции (раздражение, возмущение, испуг), возникающие из-за неприятностей по работе или неурядиц в семье, угнетают психическое состояние человека. Поглощенный своими переживаниями водитель становится рассеянным, невнимательным и может допустить ошибки, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.

Способность не поддаваться растерянности и страху, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации (эмоциональная устойчивость) является одним из важных качеств водителя автомобиля.

Большое влияние на способность водителя автомобиля быстро и безопасно ориентироваться в дорожной обстановке оказывает утомляемость , т. е. временное снижение работоспособности человека, наступающее в процессе работы.

Главными причинами, вызывающими утомление водителей, являются: продолжительность непрерывного вождения автомобиля; психологическое состояние водителя перед началом работы, зависящее от отдыха перед работой, общего самочувствия, настроения; монотонность и однообразие движений; плохая вентиляция, слишком высокая или низкая температура воздуха в кабине, шум, вибрации и др.

По мере развития утомления у водителя снижается внимательность, точность и координация движений при управлении автомобилем, увеличивается время ответной реакции на изменение дорожной обстановки.

Ровная однообразная дорога, монотонный шум двигателя, равномерные колебания вызывают сонливость. Водитель начинает дремать, а иногда и засыпает.

Моменты потери бдительности во время длительной езды чаще всего кратковременны. После мгновенного провала наступает период бодрствования. Однако именно в момент такой кратковременной потери бдительности возможно дорожно-транспортное происшествие.

При длительных поездках необходимо периодически делагь остановки, во время которых следует выйти из кабины и выполнить несколько физических упражнений.

Так как способность быстро ориентироваться в сложной обстановке и принимать необходимые меры предосторожности ухудшается при нарушении режима труда и переутомлении, важное значение для работоспособности водителя имеет правильная организация труда и отдыха, соблюдение им личной гигиены, своевременное и нормальное питание.

На психофизиологические функции водителя отрицательно влияет употребление алкоголя. У водителя, находящегося в степени опьянения, появляются излишняя самоуверенность, неосторожность, невнимательность.

Даже малая доля алкоголя увеличивает время реакции, сильно снижает точность действий. Заметно уменьшается точность восприятия, ухудшаются глазомер и переключение внимания с объекта на объект.

Следовательно, употребление алкоголя водителем перед работой и во время движения даже в минимальном количестве недопустимо.

Психофизиологическое состояние водителя автомобиля не сохраняется постоянным. Оно зависит от здоровья, возраста, стажа работы и тренированности.

Глазомер у водителя

Зрение является наиважнейшим чувством при управлении транспортным средством. Свыше 90% информации о дорожном движении поступает именно через зрение. Минимально необходимый коэффициент зрения для получения водительского удостоверения категории B – 0.5. Для других категорий требования выше.

Если у вас плохое зрение, то водительское удостоверение может быть выдано с условием ношения очков или контактных линз. С возрастом зрение человека ухудшается, поэтому важно его регулярно проверять.

Поле зрения

Полем зрения называется та область, которую человек видит. Обычно это полусфера с углом зрения около 180 градусов.

Прямая видимость

Область, на которой вы можете сосредоточить взгляд, которую вы видите ясно. Также эту часть поля зрения называют центральным зрением. Прямая видимость составляет всего 1-2% от вашего поля зрения. Эта часть поля зрения важна, например, для того чтобы прочитать текст на дорожном указателе.

Периферийное зрение

Отстальные 98-99% поля зрения это так называемое “боковое” или периферическое зрение. Периферическим зрением вы можете заметить, например, движение, но для того чтобы понять что именно движется, вам нужно повернуть голову и рассмотреть это с помощью центрального зрения. Алкоголь и Усталость значительно ухудшают в первую очередь именно ваше периферическое зрение.

Читать еще:  Новые версии SUV, обреченные на победы и поражения

Обработка полученной информации

Невозможно передать в мозг всю информацию об обстановке на дороге, поскольку он просто не справится с таким количеством информации. Водитель делает это выборочно, отбирая самые важные, требующие внимания события.

Самым важным фактором, позволяющим быстро и безошибочно определять важные события на дороге, является опыт. Поэтому скорость реакции опытного водителя на дороге всегда выше, чем у молодого, но не опытного. Важно знать, на что следует обращать внимание, а что можно игнорировать.

Например, вы знаете, что обращать внимание на птиц, сидящих на деревьях вдоль дороги, не целесообразно. В то же время автомобиль, остановившийся рядом с перекрестком, может быть опасен, поскольку у него может внезапно распахнуться дверь, из-за него на дорогу может выбежать ребенок или автомобиль может неожиданно начать двигаться.

Опытные водители

  • Взгляд плавно движется.
  • Сосредоточен на движущихся объектах.
  • Охватывает широкое поле зрения.

Неопытные водители

  • Взгляд фокусируется и держится на объекте долгое время, после чего перемещается рывком на следующий объект.
  • Сосредоточен на неподвижных объектах.
  • Видит только то, на что смотрит.

Иллюзии

Мозг человека устроен таким образом, что достраивает недостающие элементы картинки до полной. Обычно такая картинка дорисовывается по наиболее вероятному сценарию, но иногда происходят ошибки, и к таким ошибкам необходимо быть готовыми.

В темное время суток на неосвещенных дорогах можно встретить автомобиль, у которого не работает одна фара, и принять его за мотоцикл. Помимо опасности лобового столкновения такая иллюзия способна нарушить вашу ориентацию на дороге, в результате чего можно съехать в кювет.

Очень сложно в таких условиях отличить движущийся на встречу мотоцикл от мопеда, поскольку скорость движения транспортных средств, движущихся на вас, вообще оценить на взгляд крайне сложно.

Из этой же серии, можно принять два движущихся рядом мотоцикла за автомобиль.

Тоннельное зрение

Тоннельное зрение означает, что вы значительно хуже начинаете воспринимать область периферического зрения. Вы словно движетесь в тоннеле с черными стенами, видя и замечая только то, что непосредственно впереди вас.

Тоннельное зрение возникает при движении на большой скорости. Также, его причиной могут быть усталость, опьянение или сильный стресс

Возрастные изменения

С возрастом зрение человека как правило ухудшается. По статистике к 60 годам 82% людей нуждается в очках или контактных линзах для того чтобы управлять автомобилем. Для каждого человека процесс возрастных изменений индивидуален, он зависит от генетики, окружающей среды и множества других факторов.

Перед получением первого водительского удостоверения вы проходите обязательную проверку зрения. В дальнейшем нет установленного обязательного интервала, когда это нужно делать. Тем не менее, рекомендуется периодически свое зрение проверять.

Тренажерная подготовка на симуляторе вождения

«Тренажерная подготовка»

Разный уровень подготовки обучающихся серьезно осложняет первые уроки практических занятий по вождению. Это связано с возрастом, полом, складом характера, образом жизни, специальностью и другими факторами. Чтобы снизить влияние данных факторов на эффективность обучения, в УЦ «Формула» организована тренажерная подготовка начинающего водителя.

Некоторые ученики психологически еще не готовы для вождения и боятся сесть за руль. Занятия на автотренажере проходят в спокойной обстановке, с более привычным для человека способом восприятия информации, отсутствует давление нагрузки на психику, которую он испытывает за рулем в реальном движении. В этой обстановке ученику проще делать первые шаги, после которых он уже с внутренней уверенностью садится за руль учебного автомобиля. Автотренажеры являются инструментом для обучения вождению транспортными средствами. С развитием компьютерной техники эффективность использования автосимуляторов увеличилась, появилась возможность реализовать математическую модель движения транспортного средства. Так современный автомобильный тренажер для вождения реалистично передает в динамике не только картинку окружающего мира, но и поведение физического объекта в зависимости от действий тестируемого. Чем выше уровень программного обеспечения, тем реальнее описывается физика процесса движения.

Цель обучения на автотренажере – существенно сократить время инструктора на обучение основным приемам работы с органами управления автомобиля во время занятий в реальном автомобиле. Сформировавшиеся на тренажере навыки, помогают ученику сосредоточиться непосредственно на вождении и уделять внимание контролю дорожной обстановки, с соблюдением Правил дорожного движения. (т. к. навыки работы с органами управления автомобилем будут доведены до автоматизма) , а инструктор может больше времени уделять главной задаче – подготовке будущего водителя к безопасному движению в условиях дорожного движения.

Ключевой принцип обучения на тренажере – многократное повторение действий. На их основе вырабатывается начальная мышечная память на правильное: руление, педалирование, переключение передач, включение поворотников, и т.п. Упражнения, многократно повторенные и закрепленные действием, превращаются в стойкий навык управления автомобилем.

После нескольких часов тренажерной подготовки обучающийся может научиться правильно работать рулем, педалями, переключать передачи, заводить и останавливать автомобиль. Всему этому возможно научиться, даже не подходя к реальному автомобилю, тем самым сохранив исправность техники, экологию окружающей среды, а также не нарушив психологическую устойчивость обучающегося и мастера производственного обучения вождению. Доведенные на тренажере до автоматизма действия позволят в дальнейшем легко и комфортно чувствовать себя в автомобиле любой модели.

С помощью тренажера обеспечивается:

– отработка правильной посадки водителя;

– изучение расположения органов управления, а также практическое обучение правилам пользования органами управления;

– отработке координации рук и ног при одновременном взаимодействии руль-педали-КПП;

– возможность настраивать интенсивность движения в зависимости от навыков обучаемого (это может быть как совершенная свободная от движения улица, так и сложная обстановка);

– отработка приемов начала движения, переключения передач, руления, торможения различными способами, движения задним ходом;

– изучение упражнений, составляющих элементную базу экзамена в ГИБДД;

– движение по дорогам виртуального автодрома, районов города и загородного шоссе;

– коррекция неверных навыков управления автомобилем, выработанных водителями в результате самообучения.

Автотренажеры способствуют развитию профессионально важных качеств водителя:

– психофизиологических (глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторика, эмоциональная устойчивость, динамика работоспособности);

– свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность);

– саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонности, утомлении, стрессе;

– отработку навыков движения в городском цикле и на оживленных магистралях, в том числе перестроение в плотном потоке, круговое движение, соблюдение дистанции и оптимальной скорости, прогнозирование возможных аварийных ситуаций и своевременное реагирование на них

– прохождение практического экзамена в ГИБДД.

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ

Программа “Тренажерная подготовка” состоит из занятий на рулевых тренажерах и тренажерах полного цикла. На рулевых тренажерах отрабатывается правильный хват руля, а также различные способы правильного руления. На тренажерах полного цикла отрабатывается правильная посадка, ознакомление с органами управления, порядок действий при трогании, работа педалями (сцепление, тормоз, газ), работа коробкой передач, начало движения, маневрирование, торможение.

Продолжительность и стоимость курса обучения устанавливается в индивидуальном порядке, в зависимости от наличия или отсутствия первоначальных навыков управления у обучающегося и их уровня.

Продолжительность 1-го занятия — 50 мин.

Стоимость 1-го занятия – 170 (Сто семьдесят) руб.

Стоимость 2-х и более занятий – 150 (Сто пятьдесят) руб. за каждое занятие.

Занятия на автотренажере проводятся по адресу:

305004 г. Курск, ул. Ленина, 90/2,

3-й этаж, 301-й офис

Запись по тел. : +7 4712 58-60-60 ,

8-950-874-91-58

Преподаватель – Литинский Николай Карлович

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector