Движение назад с прицепом
Несколько советов по безопасной буксировке прицепа
Безопасность – превыше всего. Ничто так не портит поездку, как аварии (которые более вероятны при буксировке). Этот перечень советов создан для того, чтобы помочь Вам всегда добираться до места назначения без каких-либо проблем с Вами, вашим автомобилем и Вашим грузом, который вы везете с собою.
Контроль при вождении автомобиля с прицепом
Всем известно, что самое безопасное вождение – вождение на умеренных и разумных скоростях. Тем более об этом стоит помнить, когда по мимо вашего автомобиля вы управляете еще и прицепом. Помните – уменьшение скорости движения по дороге всегда приводит к уменьшению нагрузки на фаркоп, автомобиль и прицеп, а также позволяет лучше контролировать дорожную ситуацию, поскольку на меньших скоростях управлять всегда проще.
Старайтесь не тормозить и не разгоняться слишком резко. Помните – прицеп создает собственную дополнительную инерцию, к которой Вы не привыкли (если в основном ездите без него), что во время резких маневров и/или торможений может приводить к заносу (вплоть до “складывания” или переворота как прицепа, так и автомобиля).
Все время движения следите за положением прицепа. Особенно актуальным данный совет покажется вам, в момент, когда вы будете поворачивать или перестраиваться. Радиус вашего разворота, поворота или перестроения значительно увеличивается, если у вас на буксире прицеп.
При быстром движении, Вам стоит быть более внимательным, поскольку из-за прицепа Ваш автомобиль будет испытывать (и Вы это ощутите!) дополнительные нагрузки, такие как увеличенное лобовое сопротивление воздуха, а также влияние потоков от проезжающих во встречном направлении или обгоняющих автомобилей. Особенно этот эффект заметен, если у вас достаточно массивный прицеп (“Дом на колесах”, например – автотрейлер). Старайтесь помнить об этом и своевременно предпринимать все меры для восстановления контроля. Если Вы начинаете ощущать, что прицеп начинает раскачиваться, плавно начинайте отпускать педаль газа, чтобы снизить скорость. Не применяйте тормоза – это усугубит ситуацию.
Всегда правильно балансируте нагрузку. Старайтесь размещать большую часть груза или самые тяжелые грузы так, чтобы основная нагрузка приходилась на на ось или оси вашего прицепа. Хорошим решением также является равномерное разделение веса грузов по всему прицепу.
Всегда строго следуйте инструкциям производителей фаркопа и прицепа! Никогда не превышайте нагрузки, которые ими рекомендованы! Обратите также особое внимание на регулировки – некоторые прицепы и тяговые устройства могут настраиваться. Например, расположение шара фаркопа у некоторых моделей ООО “Лидер-Плюс” может меняться – опускаться и подниматься, в зависимости от типа и загруженности прицепа.
Советы по торможению, при езде с прицепом
Соблюдайте дистанцию! Помните – прицеп – это дополнительный вес. Торможение автомобиля с прицепом будет занимать больше времени (до полной остановки) и тормозной путь тоже будет больше. Старайтесь всегда, когда у вас на фаркопе находится что-то тяжелое держать несколько большую дистанцию.
Старайтесь предвидеть ситуации, в которых вам нужно будет тормозить и заранее планировать процесс торможения. Кстати, самый безопасный способ сброса скорости без потери управляемости – торможение двигателем (переключаетесь на пониженную передачу, плавно отпускаете газ и затем, тоже плавно, нажимаете на тормоз).
Используйте тормозной контроллер для прицепа. Если ваш прицеп оснащен тормозами, то вам необходим тормозной регулятор, чтобы правильно задействовать их. Одним из самых распространенных типов, являются электрические тормозные контроллеры.
Они питаются от бортовой сети автомобиля и за счет резервного аккумулятора. Срабатывает контроллер при нажатии вами на тормоз с силой, устанавливаемой контроллером. Если контроллер настроен правильно, водитель может притормозить “автопоезд”, состоящий из буксирующего автомобиля и прицепа (трейлера, автодачи), также легко, как автомобиль без прицепа.
Прохождение спусков и подъемов при движении на автомобиле с прицепом
Про эффективное торможение двигателем мы рассказывали чуть выше. Его можно применять и при затяжных спусках и оно будет также более эффективным, нежели стандартное торможение.
Берегите ваши тормоза. Во время затяжных спусков старайтесь чередовать различные режимы торможения и нагрузку на тормозные колодки. Не стоит все время “ехать на тормозах”, поскольку это приведет к перегреву тормозных механизмов автомобиля, что в свою очередь, скажется на снижении эффективности. Помните – разогретые тормозные колодки (как в барабанных, так и в дисковых тормозных системах) тормозят значительно хуже.
При затяжных подъемах не забывайте о повышенном износе систем сцепления передач, если у вас на буксире прицеп. Старайтесь, если это возможно, контролировать температуры коробки передач. Периодически “давайте автомобилю отдохнуть”, тем самым вы продлите жизнь сцеплению вашего автомобиля.
Движение задним ходом
Движение задним ходом с прицепом, обычно, не самое простое и приятное занятие даже для водителей со стажем. Самый простой способ запомнить куда именно будет двигаться прицеп при движении назад такой – куда крутим руль, туда и едет прицеп.
Старайтесь не спешить и проделывать эти маневры медленно. Если есть возможность, попросите кого-нибудь контролировать перемещение прицепа стоя позади самого прицепа. Очень полезными бывают камеры заднего вида, установленные непосредственно на прицепе.
Движение назад с прицепом
Следует помнить, что вести трактор задним ходом сложнее, чем передним, поэтому от учащегося требуется особая внимательность, осторожность и осмотрительность.
Если во время движения передним ходом имеется достаточное поле обзора, то при движении трактора задним ходом учащемуся приходится наблюдать за дорогой, местностью и объектом работы в условиях ограниченной видимости. Вследствие этого искажается перспектива, предметы кажутся дальше, чем в действительности, что приводит к ошибкам в расчете движения. Поэтому при движении задним ходом следует обратить особое внимание на развитие навыка в наблюдении за дорогой и объектом работы. Необходимо помнить, что нельзя двигаться назад, не убедившись в полной безопасности: незанятости дороги, отсутствии людей и т. п. При плохой видимости следует воспользоваться для наблюдения помощью другого лица.
При выполнении упражнения следует соблюдать указанную ниже последовательность.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Подготовка трактора к работе. Учащийся проверяет готовность трактора к работе, выполняет все операции по подготовке двигателей к пуску, быстро и правильно пускает двигатели с соблюдением правил безопасности.
Движение задним ходом по прямой. Учащийся занимает рабочее место; наблюдая через заднее окно, дает сигнал и трогает трактор с места задним ходом, выравнивая его движения по обоз-, наченной прямой плавным выключением соответствующего рычага управления.
Повторяет упражнение, наблюдая за дорогой через заднее и боковое окно или открытую дверцу кабины.
Движение задним ходом с плавными поворотами налево и направо. Трактор двигается задним ходом по прямой, а затем по обозначенной кривой, при этом учащийся включает левый или павый рычаг управления и, выдержав заданное направление, отпускает рычаг.
Переменные повороты задним ходом. Трактор двигается задним ходом по прямой в направлении на первую вешку. Доехав до первой вешки, учащийся поворачивает трактор в нужном направлении с применением тормоза и двигается до следующей вешки и т. д.
Переменное движение налево и направо по «восьмерке». Трактор двигается задним ходом по прямой, затем учащийся выполняет первый полуоборот, выполняет полный оборот, завершает второй полуоборот и выезжает на прямую.
Подъезд к прицепу. Трактор двигается задним ходом по направлению к прицепу. Не доезжая до прицепа, учащийся выравнивает трактор и продолжает вести его задним ходом по направлению прицепа, держа ногу на педали сцепления. Как только трактор подойдет к прицепу, учащийся выключает сцепление и нажимает ногой на педаль тормоза, переводит рычаг коробки передач в нейтральное положение и плавно снимает ногу с педалей сцепления и тормоза. Приближаясь к прицепу, необходимо делать кратковременные остановки для лучшего ориентирования в движении.
Въезд в ворота передним и задним ходом. Трактор движется передним ходом по направлению к стойкам, обозначающим ворота, под любым углом. За 10 м до ворот учащийся выравнивает трактор так, чтобы он был направлен в центр ворот (поворачивать трактор в воротах не разрешается), и проезжает в ворота.
Проехав 10—15 м, необходимо остановить трактор, включить задний ход (у трактора Т-100М, Т-100 МГП , С-100, Т-140 и Т-180 дополнительно рычаг реверса) и, двигаясь задним ходом и выравнивая трактор рычагами управления, приблизиться к воротам, снизить скорость и, наблюдая через заднее окно, проехать ворота. Повторять упражнение при уменьшении ширины ворот до минимально возможной.
Указания инструктору. Занятие проводится на учебно-тренировочной площадке, имеющей такие же обозначения, как и при проведении предыдущих занятий. Кроме того, к занятиям надо подготовить стойки для обозначения ворот, рулетку, вешки и колышки, а также макеты прицепных дорожных машин.
Указанные выше упражнения имеют важное значение в обучении учащихся маневрированию при движении трактора задним ходом и подъезде его к прицепным дорожным машинам и механизмам, так как приближают обучение к производственным условиям работы машиниста. Необходимо добиться усвоения учащимися приемов поворота и разворота трактора в условиях ограниченной площади и видимости, добиваясь соблюдения всех требований безопасности.
Начинать упражнение следует на свободном участке, постепенно усложняя оостановку. Проводить занятия нужно в следующей последовательности: трогание трактора с места назад; движение задним ходом по прямой и с произвольными поворотами; движение строго по прямой с поворотами налево и направо по установленным направлениям; подъезд к прицепному механизму и проезд в ворота передним и задним ходом.
В процессе обучения инструктор должен: ознакомить учащихся с маршрутом движения и последовательностью выполнения упражнения; объяснить и по-азать приемы поворота трактора при движении задним ходом; объяснить и показать при движении назад приемы наблюдения за дорогой через заднее окно, через боковое окно и попеременно через заднее окно, через открытую дверцу кабины с соблюдением правил безопасности, а также по сигналам человека, находящегося сбоку.
При выполнении упражнения наибольшее время следует отводить движению задним ходом с поворотами, а также подъезду к прицепу и проезду ворот. Сначала следует добиться от учащихся умения управлять трактором при движении задним ходом по прямой без отклонений в стороны, а затем переходить к поворотам. Для этой цели от прицепной серьги трактора инструктор проводит на земле колышком прямую линию, а затем линию с поворотами налево и направо.
Учащийся должен вести трактор задним ходом по обозначенной линии, выравнивая движение рычагами управления.
После освоения приемов вождения трактора задним ходом на свободном пространстве, инструктор продолжает занятие в более сложной обстановке, когда на линии движения находится какое-либо препятствие (камень, столб, дерево), которое надо объезжать сначала с левой, а затем с правой стороны.
Необходимо следить, чтобы учащийся не допускал резких поворотов и излишнего пробуксовывания сцепления для замедления скорости движения задним ходом.
Когда учащийся твердо усвоит приемы движения на тракторе задним ходом по. прямой и повороты, необходимо изучить приемы приближения задним ходом к прицепу. Трактор должен подводиться к прицепу так, чтобы отверстие для шкворня прицепной серьги совпало с отверстием в планке прицепа.
Необходимо изучить также приемы проезда ворот передним и задним ходом. Для этой цели применяются переносные стойки. Выполнение упражнения следует начинать с проезда в ворота передним ходом, а затем задним ходом, вначале с большим по ширине запасом, затем постепенно его уменьшая.
Степень усвоения упражнения оценивается умением учащегося: управлять трактором при движении задним ходом, наблюдать за дорогой и соблюдать правила безопасности; выдерживать заданное направление при движении задним ходом по обозначенной кривой «зигзагом» и по «восьмерке»; устанавливать трактор в исходное положение, въезжать в ворота и выезжать из ворот передним и задним ходом с соблюдением мер предосторожности (двигаться на низшей передаче и малой скорости, останавливаться перед выездом из ворот и т. п.); подъезжать к прицепу с соблюдением правил безопасности и установленной сигнализации.
Техника езды на автомобиле с прицепом
Многие автолюбители, особенно те, которые никогда не ездили с прицепом, почему-то считают, что это совсем не сложно и никаких особых навыков тут не требуется. Они считают, что знают, как ездить с прицепом. Это ошибочное мнение дилетанта. Некачественная установка и неправильная эксплуатация могут привести к серьезной аварии на дороге.
Если нужно перевезти крупный багаж, прицеп будет кстати
Так же следует понимать, что прицепы бывают разные и использовать их можно в соответствии с категорией водительских прав. Водители категории «В» могут ездить только с прицепом, который имеет разрешенную массу не более массы самого транспортного средства. А водители, имеющие категорию «С» или «Д», могут использовать легкий прицеп.
Видео: берегите крылья
Важно учитывать, что на прицепе должны быть исправны все световые сигналы: поворотники, стоп-сигналы. В случае если прицеп-фургон или трейлер имеет ширину больше, чем ширина самого автомобиля, то зеркала заднего вида должны быть вынесены на удлиненные кронштейны для полного обзора дороги. Так же необходимо иметь в наличии клинья для колес. Ведь если придется остановиться на склоне, даже небольшом, то они обязательно понадобятся.
Есть ещё один важный момент, касающийся езды с прицепом. Следует быть готовым к тому, что расход топлива может увеличиться, иногда даже до 20%. Так же следует аккуратно и плавно тормозить, иначе прицеп может занести. Навыки езды с прицепом приходят со временем. Однако есть основные правила такого вождения:
- Правильное размещение груза;
- Знание нюансов движения с прицепом задним ходом;
- Знание всех основ и особенностей управления транспортным средством с прицепом.
Подготовка к движению
Перед поездкой необходимо проверить полную исправность прицепа. У него должны быть исправны все световые сигналы, замок крепления не должен быть поврежден и важно, чтобы он фиксировался в закрытом состоянии крайне крепко и надежно.
Обязательно следует проверить страховочные тросы и цепи. Они должны крепиться к автомобилю прочно, чтобы не было даже намека на возможное их отцепление при движении. Фаркоп должен быть хорошо смазан графитовой смазкой, чтобы снизить трение. Для предотвращения кидания прицепа из стороны в сторону, необходимо проверить, чтобы колеса были накачаны одинаково, и амортизатор был в рабочем состоянии.
Загрузка прицепа
При размещении груза в прицепе необходимо знать правила его расположения. Самые тяжелые вещи следует класть на дно и непременно ближе к оси прицепа, однако, сместив слегка вперед. Если слишком перегрузить корму, то может случиться такая ситуация, как поднятие вверх задней части транспортного средства. Это довольно неприятная ситуация, при которой резко возрастает вероятность того, что задние тормоза будут иметь очень низкую эффективность, что крайне нежелательно.
Обратная ситуация, при которой наоборот, будет перегружен передок прицепа, тоже не является правильной. В этом случае машина станет в положение поднятого носа автомобиля. При этом управление транспортным средством будет усложнено.
Не стоит перегружать прицеп грузом
В итоге, получается, что вся поклажа должна быть укомплектована так, чтобы вес равномерно был распределен по всему прицепу, и не было отклонения прицепа в какую-либо сторону. Тогда управлять автомобилем и прицепом будет легко, и возникновение аварийных ситуаций будет сведено к минимуму.
Правила езды с прицепом
Транспортное средство с прицепом реально тяжелее и длиннее обычного автомобиля. Особенностями такого движения является то, что машина намного медленнее набирает скорость и, естественно, длина разгона будет намного больше, чем обычно. Именно поэтому следует учитывать этот момент при обгоне других машин на дороге, ведь вернуться обратно в свой ряд будет уже проблематично и намного дольше по времени.
В случае, когда на обгон идет большегрузное транспортное средство, то желательно принять немного вправо и слегка притормозить. Делается это для того, чтобы исходящий от него поток воздуха не отбросил ваш прицеп в сторону. Лучше небольшая остановка, чем неприятные последствия, которые могут получиться из-за беспечности водителя.
Ездить с прицепом нужно уметь
Так же важно понимать, что поворачивать следует так же предельно осторожно. Важно оставлять запас территории от бордюра до автомобиля не менее 1,5 метра, в противном случае прицеп может занести на тротуар.
При движении по холмистым проселочным дорогам следует так же быть очень внимательным и ехать на небольшой скорости без резких поворотов рулем из стороны в стороны. Тем более что подобные дороги имеют колеи и есть большая вероятность того, что машина будет двигаться по одной колее, а прицеп по иной.
Видео: движение с прицепом
Предотвратить это можно так: при съезде на проселочную дорогу нужно до предела снизить скорость, так же следует её снижать до минимума при проезде особо трудных участков подобных дорог, причем заблаговременно, а не на самом участке иначе можно застрять. Если необходимо преодолеть брод, то лучше это делать в том месте, где берега максимально пологие.
Движение задним ходом
Вопрос «Как научиться ездить с прицепом?» предполагает так же обретение навыков езды с прицепом задним ходом. Это совсем не так просто, как аналогичный маневр просто на машине. Главное правило здесь заключается в том, что руль необходимо всегда поворачивать в сторону, являющуюся противоположной повороту прицепа. До выезда на дорогу начинающему водителю следует потренироваться выполнять такие маневры.
Движение задним ходом требует особого внимания
Подводя итог всему изложенному, можно сказать, что ездить безопасно с прицепом можно лишь в случае соблюдения всех правил такого движения. Не стоит лихачить и переоценивать возможности груженого автомобиля. Он обладает более низкой управляемостью, ведь тяжелый прицеп имеет на него определенное давление. В этом случае действительно «тише едешь – дальше будешь».