Что нового будет в новых программах обучения
5 главных трендов бизнес-образования
Последние несколько лет стало очень модно учиться. Работодатели регулярно отправляют своих сотрудников на различные курсы повышения квалификации и тренинги, заказывают корпоративное обучение и даже создают корпоративные университеты, в которых обучают не только своих сотрудников, но и партнеров и постоянных клиентов.
Сами сотрудники тоже не отстают от работодателей и постоянно находятся в режиме поиска лучших курсов по нужным им темам. Популярность бизнес-литературы тоже растет. На полках книжных магазинов лежит большое количество бестселлеров, которые учат успешно строить бизнес, карьеру и быть по-настоящему эффективным: в 2018 году российские эксперты отмечали тридцатипроцентный рост рынка деловой литературы и нон-фикшна.
Еще совсем недавно ситуация была другой. В начале нулевых, когда Русская Школа Управления только появилась, не было такого повального увлечения продуктивностью и профессиональным ростом. Конечно, люди учились и даже заказывали корпоративное обучение. Но в основном это были профильные курсы повышения квалификации. Управленческими компетенциями и личной эффективностью компании мало интересовались.
Запросы клиентов меняются, а вместе с ними меняется и рынок. Конец года — это отличное время для того, чтобы подвести итоги, заглянуть в будущее и решить, как реагировать на уже наметившиеся тренды. Предлагаем вместе разобраться, что ждет нас в новом десятилетии в сфере бизнес-образования.
Тренд 1. Высшего образования недостаточно
Высшее образование давно не является гарантией устройства на работу и залогом успешного карьерного роста. Согласно опросу Русской Школы Управления, 35% сотрудников российских компаний не работают по специальности, и это не мешает им строить карьеру. Для подавляющего числа работодателей куда важнее наличие нужных для работы компетенций: чем больше специфических точечных навыков у кандидата на вакансию, тем выше его шансы получить заветную должность. Компаниям нужны компетентные сотрудники, которые держат руку на пульсе и всегда знают, как использовать новые инструменты и технологии на своем месте. За такими работниками — будущее, и в такое развитие компания готова вкладывать.
К сожалению, высшее образование не направлено на отработку практических навыков. Обучение в вузах очень теоретизировано, там крайне мало преподавателей-практиков и очень редко используются форматы тренингов и деловых игр, в рамках которых можно отработать изученный материал.
Еще сложнее ситуация обстоит с управленческими компетенциями. Быть эффективным руководителям не научат в вузе и не расскажут, как ставить задачи, проводить совещания и мотивировать персонал. Всему этому приходится постоянно учиться самому.
Такие жесткие условия конкуренции и являются катализатором спроса на курсы повышения квалификации и тренинговые форматы. Они единственная возможность получить максимум практических знаний за короткий срок.
Тренд 2. Автоматизация бизнеса и процессов
Пока не так много компаний плотно занимаются проектами автоматизации и цифровой трансформации бизнеса. Однако постепенно ситуация меняется, и все больше руководителей пробуют реализовывать такие проекты.
Уже понятно, что банальной покупкой компьютеров и программ здесь не обойтись. Проекты автоматизации требуют существенной перестройки процессов уже на старте. Но, что более важно, процесс взаимной притирки ИТ и бизнес-процессов продолжается бесконечно, время от времени взрываясь кардинальными перестройками.
Топ-менеджеры не имеют права отдать эту зону ответственности на откуп ИТ-специалистам или внешним подрядчиками. Цифровизация все больше проникает в ключевые процессы компании, в которых досконально разбираются только руководители.
Традиционные управленческие навыки постепенно дополняются новыми возможностями и расширяют сферу влияния топ-менеджеров компаний. Бизнес-школы вынуждены подстраиваться под изменения потребностей руководителей и расширять свои управленческие программы обучения, внедряя новые прикладные инструменты.
Тренд 3. Короткие форматы
Бизнес-образование постепенно идет к сокращению сроков обучения. Еще несколько лет назад идеальным форматом обучения для руководителя считался MBA, который длится 2-3 года. Сейчас же тенденции серьезно меняются. Руководители не готовы тратить так много времени на обучение и выбирают менее продолжительные курсы. По данным исследования РШУ, только 6% руководителей проходили обучение по программе MBA. Все остальные предпочитают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, краткосрочные семинары и тренинги.
Людям не хватает времени на обучение, поэтому сейчас востребованы быстрые программы. Сегодня все привыкли к многозадачности и высокой интенсивности. И от обучения также хотят максимально активного вовлечения и большого объема знаний. С их помощью можно ненадолго выйти из цепочки своих дел, посмотреть стратегически на всю ситуацию, проконсультироваться с преподавателем и понять, что нужно менять. После этого можно приехать в офис и начать внедрять изменения.
Фактор нехватки времени, конечно, скажется на рынке бизнес-образования в будущем. Форматы будут все короче, а информация станет подаваться более концентрированно.
Тренд 4. Дистанционное обучение и новые технологии
Нехватка времени приводит еще к одной тенденции — переходу обучения в онлайн. Рынок дистанционного образования растет год от года. В 2018 году, по данным аналитиков, российские пользователи потратили на него более 1,3 млрд руб. Однако говорить о грядущем полном переходе бизнес-образования в онлайн пока рано.
Участники курсов и тренингов по-прежнему больше доверяют традиционному аудиторному формату. Согласно опросу Русской Школы Управления, в 2020 году 94% российских компаний планируют проводить обучение своих сотрудников в очном или очно-заочном форматах.
Главными факторами, влияющими на популярность аудиторных занятий, по-прежнему являются получение полноценной обратной связи от преподавателя, обмен опытом с коллегами по обучению и отработка навыков в рамках групповых практических занятий.
Онлайн-формат позволяет получать новую информацию и нужные знания. Но вот мотивационный толчок даст только очное обучение, так как только там можно пообщаться с коллегами и перенять их опыт, получить обратную связь от эксперта-преподавателя и задать вопросы по конкретным узким темам. Все это мотивирует на развитие и применение новых знаний.
Тренд 5. Обучение специалистов старше 50 лет
В этом году в связи с пенсионной реформой остро встал вопрос профессионального развития старшего поколения сотрудников. Работать теперь они будут дольше, а значит заметно вырастет конкуренция на рынке труда. И здесь важно понимать, в чем специфика профессионального развития таких специалистов.
Специалисты в возрасте 50+ — это довольно опытные эксперты. Если они уже достигли высокого профессионального уровня, то наверняка давно сформировали привычку регулярно учиться и повышать квалификацию. И такие специалисты обычно учатся до самой пенсии.
Но есть немало тех, кто хочет усилить свой профессионализм, добиться новых карьерных высот или радикально изменить сферу деятельности. В этом случае сотрудники часто идут учиться управленческим компетенциям. Позиция руководителя предполагает, что он должен хорошо разбираться в управлении персоналом, финансах, маркетинге и других отраслях. Самостоятельно получить такие навыки довольно сложно.
Некоторые специалисты решают серьезно подтянуть свои soft skills (переговорные и презентационные навыки, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, управление командой). Такие навыки усиливают профессиональную базу специалиста и позволяют максимально реализовать свой потенциал.
Отдельным трендом является обучение бизнес-навыкам. В этом возрасте многие решаются на открытие собственного дела. И, как ни странно, шансы основать успешный стартап у них максимально высокие. Согласно исследованию Kellogg, у 50-летнего человека почти в три раза выше шансы создать успешный стартап, чем у 25-летнего. Содержательно здесь потребуется и полный спектр управленческих компетенций, и особые «стартаперские»: разработка и развитие продукта, поиск и развитие клиентской базы, управление проектом и привлечение финансирования.
Присоединяйтесь к нам в Telegram! Канал Русской Школы Управления о вопросах непрерывного развития, повышения квалификации и трендах бизнес-образования @rusuprav
Рынок делового образования быстро меняется и реагирует на ключевые изменения в экономике, трудовом законодательстве и технологиях обучения. Задача работодателей и бизнес-школ — вовремя обратить внимание на существующие тренды и заранее начать перестройку существующих образовательных процессов, не забывая использовать разные форматы, индивидуально подстраиваемые под конкретные цели. Только в этом случае можно говорить об эффективном и действительно полезном обучении персонала. Анастасия Боровская Директор Русской Школы Управления
16 отличных сайтов, которые научат новому
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Образование ценится всегда и открывает для нас много перспектив. И не страшно, если мы не имеем возможности учиться в лучших учебных заведениях мира — есть ресурсы, которые помогут сделать это, не выходя из дома, а некоторые — даже совершенно бесплатно.
AdMe.ru собрал 16 сайтов на русском и английском языках, где можно пройти обучение, вложив в него только свое время.
Онлайн-курсы
Два престижных вуза — Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт — объединились, чтобы предложить всем желающим курсы по разным областям знаний без вступительных экзаменов и часто бесплатно. Довольно легко подобрать себе курс по душе — например, пройти обучение в области музыкальной индустрии. Конечно, если английский язык для вас не проблема.
Udemy
Udemy — это платформа для обучения онлайн, причем вы можете быть как обучаемым, так и преподавателем. Udemy предлагает большое количество курсов по таким прикладным направлениям, как дизайн, программирование, веб-разработка. Среди преподавателей можно встретить Марка Цукерберга и других гигантов IT-индустрии.
Сoursera
Этот англоязычный проект сотрудничает с университетами, которые публикуют и ведут в системе курсы по различным отраслям знаний. Слушатели не только проходят курсы, но и общаются с сокурсниками, делают тесты и сдают экзамены непосредственно на сайте Coursera.
Универсариум
Здесь размещены бесплатные образовательные курсы, которые проводят преподаватели ряда российских университетов и научных центров. Курсы составлены по образовательным стандартам и включают видеолекции, домашние задания, тесты, групповую работу и итоговую аттестацию.
Расширение кругозора
TED («technology, entertainment, design», или «наука, искусство, культура») -известная конференция, где собираются и делятся своими идеями ученые, предприниматели, художники, музыканты, инженеры и другие.
Khan Academy
Khan Academy — это библиотека разнообразного интерактивного контента. Уроки небольшие, длительностью от 5 до 15 минут. Они посвящены самым разным предметам, темам и дисциплинам. Все строится от простого к сложному, буквально от примера «дважды два — четыре» до университетского курса высшей математики.
Learnist
Это социальная платформа для обучения, напоминающая Pinterest. Идея сайта состоит в том, чтобы собрать воедино разбросанный по интернету цифровой контент на определенную тему. Здесь можно найти курс по визуализации данных, английскому языку или даже панк-музыке.
Snapguide
Snapguide — это тысячи инструкций о том, как сделать что-то своими руками. Каждая инструкция содержит не просто описание, а имеет ряд картинок, на которых шаг за шагом рассказывается, что и как нужно делать. Если что-то непонятно, всегда можно попросить объяснить в комментариях.
Программирование
Stuk.io
Обучение для новичков — азы программирования. Каждый курс учит, как построить конкретный вид веб-приложения (маркетплейс, социальная сеть, дейтинговое приложение и так далее) с помощью Ruby On Rails и других веб-технологий. На платформе доступны видео и пошаговые руководства. «Выпускники» курса получают соответствующий сертификат.
Udacity
Udacity ориентирован на тех, кто хочет получить практические навыки для развития карьеры или смены профессии. Большинство курсов на Udacity посвящено информационным технологиям. Тут можно найти курсы от Google, AT&T, Facebook и других крупных компаний. Помимо курсов, обучающих техническим навыкам, Udacity предлагает программы по предпринимательству, дизайну, математике и физике.
Code School
В отличие от большинства интерактивных обучающих сайтов, Code School предлагает более углубленные курсы по подготовке — вы превратитесь из «зеленого» новичка в эксперта в выбранной области.
Treehouse
Наиболее полный сервис онлайн-курсов, который позволяет очень быстро изучить программирование под Android, iOS или же освоить веб-разработку, а также начать свой бизнес или найти новую работу. Сервис отлично подойдет и новичкам, и уже знатокам дела.
Изучение языков
Duolingo
Один из самых популярных сервисов для изучения иностранных языков с нуля. На выбор предлагаются 6 языков: английский, немецкий, испанский, французский, итальянский и португальский. Программа каждого курса построена в форме «дерева достижений». Чтобы перейти на новый уровень, нужно набрать определенное количество очков, которые даются за правильные ответы.
Lingvist
Посыл Lingvist очень простой и в то же время громкий: выучи язык за 200 часов. Сервис обучает через запоминание слов, чтение текстов и прослушивание аудио. Cверхбыстро, удобно, эффективно. И — бесплатно.
Пользователю предлагаются flash-карточки со словами его родного языка, которые сопровождаются рисунком или описаниями предмета, места, действий, которые он должен перевести на изучаемый язык. В конце задания предлагается проверить, был ли виртуальный ученик прав в своих переводах. Здесь доступны для изучения 45 языков, в том числе арабский, датский, китайский.
Busuu
Это виртуальное сообщество для изучения иностранных языков. Сайт содержит большое количество уроков, которые помогут запоминать слова, учить произношение и многое другое. При этом ваши упражнения будут проверять сами же носители языка. А вы, в свою очередь, можете проверять, как они выполнили свои упражнения по русскому языку.
5 образовательных технологий, которые изменят мир в ближайшие пять лет
Пройдет совсем немного времени, и все то, что для нас в образовании было привычным (лекции, тетрадки, грифельные доски), станет примитивным прошлым. Редактор интернет-журнала о будущем образования Edutainme Наталья Чеботарь рассказала «Снобу» о том, какие образовательные технологии вскоре до неузнаваемости изменят процесс обучения
Поделиться:
1. Одной из самых революционных современных образовательных технологий являются массовые открытые онлайн-курсы (massive open online course — MOOC), которые начались в Стэнфорде с Udacity и Coursera (в 2012-м) и с инициативы MIT edX.
Открытые онлайн-курсы делают качественное образование настолько доступным, что раньше это и представить было невозможно — я, например, выросла в Кишиневе и не могла даже мечтать о том, чтобы, не выходя из дома, слушать лекции преподавателей мирового уровня и получать за эти курсы дипломы.
Сначала университеты начали выкладывать свои лекции, в частности, MIT много лет делал свою библиотеку лекций, потом к ним стали добавлять другие функции. К тому, чтобы сделать открытый бесплатный курс с проверочными заданиями, которые позволят сказать, что человек его успешно прошел, образовательные технологии пришли два года назад.
2. Следующая технология — так называемые большие данные.
Когда вы задаете в интернете параметры поиска, весь мир, который есть в онлайне, настраивается на ваши параметры. В образовании этого пока нет. В компьютерных и сетевых образовательных методиках можно собрать и проанализировать данные, например, о миллионе кликов и видеть, с чем именно у человека возникают проблемы, где он не понимает; можно сравнивать его с другими учащимися; можно давать рекомендации по тому, каким образом ему продвигать обучение, можно выстраивать персональные траектории.
Большие данные сами по себе позволяют сделать очень много интересных выводов, и благодаря им педагогика превращается в точную науку, которой она раньше не была. Если раньше мы получали информацию, опросив тысячу человек, или проводили эксперимент в ста школах, или оценивали эффективность обучения несколько раз в году, то сейчас можно померить все что угодно на бесконечном количестве учеников и увидеть, что работает, а что нет, какие методики и педагогические приемы дают результат, а что является непроецируемым и немасштабируемым эффектом харизматичности и личных свойств преподавателя. Большие данные дают возможность сделать процесс обучения более точным. Кроме того, они делают возможным существование следующей технологии — адаптивного обучения.
3. Адаптивное обучение — это когда ученик получает на основании больших данных рекомендации по содержанию, процессу, методикам и темпу обучения, когда для него выстраивается образовательная траектория. Все коммерческие онлайн-сервисы (например, сайт по продаже билетов) бесконечно адаптируются под вас, потому что они таким образом зарабатывают деньги. То же самое теперь можно делать и в образовании. Самый известный в этой области стартап Knewton берет любой контент (видео, игру, лекцию) и использует огромное количество разных метрик к этому контенту, чтобы понять, как человек с ним взаимодействует. Как на сайтах есть google analytics, так и адаптивное обучение — это такой аналитик для образования. При этом он не только собирает данные, но и перерабатывает их и рекомендует студенту тот контент, который будет для него наиболее эффективным.
4. Обучайся, играя: еще одна мощная новая образовательная технология — геймификация. Все знают, что обучение через игру — лучшее, что можно придумать, так учатся дети, все это давно доказано исследованиями. Смысл геймификации — вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом контексте: например, превратить в игру мытье посуды. В России о ней стали говорить после взлета Foursquare, который геймифицировал свое приложение, и все стали пытаться геймифицировать всё подряд.
5. Другая методика, которая сейчас набирает обороты, — смешанное (гибридное) обучение, blended learning. Его смысл в том, чтобы сочетать обучение за компьютером и общение с живым учителем. Благодаря тому, что можно индивидуально собирать курс из частей разных курсов, геймифицировать, адаптировать, собирать данные и давать обратную связь, в смешанном обучении есть возможность выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию и дать ребенку управление своим обучением.
Выглядит это так: ребенок приходит в школу, получает плей-лист, в котором написано: сейчас ты будешь делать то-то, потом пойдешь туда, потом сюда. В школе нет уроков, нет классов. Каждый ученик идет по своей программе. Плей-лист может быть напечатан на бумажке, может быть в приложении в телефоне, может показываться на экране при входе. Далее ребенок идет заниматься на компьютере. Если ему нужна помощь, он занимается с учителем, а учитель благодаря программе уже знает, что именно недопонял ученик. Расписание становится тоже очень подвижным и электронным, каждый день оно меняется, и учитель тоже каждый день получает плей-лист, где говорится: сегодня этому надо помочь с этим, потом собрать вот этих трех и сделать с ними то-то. Ребенок сам управляет своей программой обучения, но не может перейти на следующий уровень, пока не освоит предыдущий блок на отлично. Таким образом полностью ломается классно-урочная система, потому что не остается ни традиционных классов, ни уроков.
Что дадут новые образовательные технологии традиционной школе в ближайшие пять лет:
- Отомрет традиционная классно-урочная система, и каждый сможет учиться в своем темпе, по личному учебному плану, столько, сколько именно ему требуется для прохождения программы. Это значит, что сильные ученики смогут самостоятельно уходить вперед, а слабые получат больше внимания и поддержки за счет быстрой обратной связи внутри программ и освободившегося специально для них времени учителя.
- Автоматизируется проверка работ, проведение выпускных экзаменов, ЕГЭ.
- Изменится привычная система оценивания: компьютеры уже сейчас могут автоматически проверять не только тесты, но и эссе, распознавать изображения, оценивать степень участия в коллективной работе, собирать данные об успешном решении каждого примера в течение всего обучения в школе. Поэтому не будет такого, что в конце школы учащийся проходит один большой тест, чтобы вдруг на одиннадцатом году обучения школа узнала, что около 20% учащихся не могут набрать минимум по русскому языку. Оценивание будет происходить по более сложным параметрам: личный прогресс, объем и глубина освоенного материала, оценка навыков XXI века (навыки коммуникации, коллаборации, творческого мышления, критического мышления, умения вести себя в цифровой среде).
- Учебник перестанет быть книгой и станет цифровой образовательной средой, в которой можно будет получать знания в виде тестов, видео, тренажеров, анимации и еще массы новых форматов, характерных для цифровых медиа, а также приобретет социальный функционал: можно будет обсудить узнанное, сравнить себя с другими, поделиться успехами с друзьями, транслировать результаты исследований и проектов во внешний мир.
- Родители, даже незаметно для себя, начнут активнее участвовать в образовательном процессе, получая уведомления о жизни ребенка в школе через мобильный телефон (это есть уже сейчас). Появятся образовательные приложения, которые будут формировать отчеты об успехах ребенка, давать методические рекомендации о том, как именно родитель может помочь своему ребенку усвоить конкретную тему — куда сходить, что посмотреть-почитать, о чем рассказать и как увлечь.
- Будет существовать оперативная обратная связь, которой раньше в обучении не было. Раньше было так: ты сдаешь работу и получаешь результат через неделю, а за это время вы уже прошли новую тему, и если ты получил по работе тройку, то к старой теме никто не возвращается, и непонятный вопрос так и остается. В интернете многие вещи автоматизируются, и ты получаешь мгновенную обратную связь, сразу знаешь, где ошибся, сразу можешь исправить ошибку.
- Новые образовательные методики позволят создавать контент из множества разных кусочков, собирая его под себя. В науке сейчас становится все более важной междисциплинарность, и сегодня можно делать курсы именно на стыке дисциплин — взять кусочек из биологии, химии и программирования и собрать свой курс, что раньше было сделать невозможно.