Svarkin-spb.ru

Что лучше использовать антифриз или тосол

Тосол или антифриз выбрать для своего автомобиля, что лучше и как сделать правильный выбор?

Что выбрать, тосол или антифриз? На самом деле это очень простой выбор, но для начала немного теории. Это разные жидкости, хотя и предназначение у них одно и то же. В статье мы попытаемся рассказать некоторое факты, которые помогут в выборе охлаждающей жидкости. Расскажем про плюсы и минусы тосола и антифриза.

Откуда было взято начало охлаждающих жидкостей?

В начале прошлого столетия на смену паровым двигателям, пришли двигатели внутреннего сгорания, и в скором времени ДВС полностью вытеснили паровые двигатели. Однако процесс вытеснения парового двигателя произошёл не сразу. Ранние ДВС не обладали большой мощностью и имели много проблем, в том числе и проблемы с охлаждением двигателя.

Инженерами было выяснено, что с увеличением температуры в камере сгорания, повышается мощность и крутящий момент ДВС, но без нужного охлаждения они быстро ломались. Поэтому, практически сразу было решено применять воду для охлаждения. Но тут же появилась и другая проблема — вода замерзала при отрицательных температурах, и система охлаждения в паре с ДВС ломались.

Перед инженерами встала задача заменить воду жидкостью равной с ней по теплоёмкости и при этом не замерзающую при минусовых температурах. Для этой цели подходил глицерин, с некоторыми добавками он не замерзал даже при температуре минус 25 градусов по Цельсию. Глицериновые смеси положили начало незамерзающим охлаждающим жидкостям, создав целый класс жидкостей для авто — антифризы.

Что же такое Антифриз?

С самого начала, название такого класса жидкостей звучало как No freeze – не замерзает. Но позже название поменялось на Anti freeze – против замерзания. Они состояли из глицерина с добавками, разбавленного водой. Температура замерзания у некоторых видов этой жидкости достигала -45 градусов по Цельсию.

Но при эксплуатации появилась проблема высокой вязкости такого антифриза. Для того чтобы обеспечить его стабильную прохождение по каналам системы охлаждения в циркуляцию систему охлаждения ДВС начали ставить помпы и насосы. Ещё одной проблемой было разъедание деталей двигателя из-за высокой коррозионной активности такой жидкости. Это и стало толчком к созданию антифризов со сниженными коррозионными свойствами и не замерзающими при отрицательных температурах.

Что такое Тосол и чем он отличается от антифриза.

К пятидесятым годам прошлого столетия строился Тольяттинский автозавод и антифриз, который существовал в то время не подходил для систем охлаждения Жигулей. Когда это выяснилось, перед НИИ ОХиТ «Технологии органического синтеза» (в сокращении ТОС) поставили задачу — создать новый вид охлаждающей жидкости, который подходил бы для Жигулей, где использовались дешёвые материалы.

Эта задача была быстро решена и была создана жидкость на основе двухатомного спирта. Другими словами, в основе тосола этанол, а антифриза этиленгликоль. Наименование класса охлаждающей жидкости было образовано из ТОС (название отдела где он был создан) и ОЛ (указывает на этанол в основе) Одно из главных достоинств тосола — малая коррозионная активность и в зависимости от присадок он мог менять свои свойства.

Что лучше, антифриз или тосол?

В наше время, когда практически все материалы из которого сделан ДВС уже имеют высокую коррозионную стойкость, этот вопрос не так актуален. Однако, отличия все таки остались и из-за обозначений тосола в ГОСТе и происходит путаница тосол или антифриз. В ГОСТе был даже стандартизован цвет антифризов и тосолов.

Когда у жидкости есть цвет, то проще контролировать нужный уровень в расширительном бачке. А так же цветом маркируют разные сорта жидкости, имеющие разные температуры кристаллизации.

Однако сейчас почти никто не соблюдает стандартов на цвет жидкости, кроме известных производителей. Потому и нужно сохранить марку охлаждающей жидкости, которую заливали. И никогда, повторяем, никогда не смешивайте тосол с антифризом или жидкости разных цветов.

И чтобы проверить качество охлаждающей жидкости, нужно взять пробу (небольшое количество испытуемой жидкости) и положить её в морозилку, где должна быть температура минус 20-25 градусов.

На что можно ориентироваться, покупая тосол/антифриз?

Самые качественные охлаждающие жидкости вы найдёте под марками Mobil, KYK, российский Coolstream. Самые дорогие марки антифриза на данный момент будут по цене 280-410 рублей за литр, а дорогие марки тосола стоят 70-120 рублей.

Читать еще:  Общее описание и особенности мотора ej204

Антифриз известной марки Motul стоит 1400-1800 рублей за 5 литров, а качественный тосол Luxe будет стоить 290-420 рублей за 5 литров.

Самое главное в охлаждающей жидкости это отнюдь не цена, а качество, поэтому можно подумать и об экономии. Однако не стоит экономить настолько, чтобы покупать жидкость на обочине, иначе траты на ремонт превысят экономию. Советуем вам прислушиваться к рекомендациям производителя авто, и выбирайте наиболее подходящую жидкость для вашего автомобиля, исходя из официальных рекомендаций. При всех совпадениях, антифриз остаётся более долговечен, а тосол менее агрессивен.

Что лучше выбрать — тосол или антифриз?

Антифриз или тосол: что лучше из них использовать — основной вопрос, которой вводит в ступор многих начинающих владельцев автомобилей.

Конечно же тосол — считают те, кто хочет сэкономит и покупает охлаждающую жидкость на рынках. Конечно антифриз — мнение более опытных автолюбителей, которые не считают нужным гробить свои машины на корню. На самом деле все тосолы, это те же самые антифризы, только самого низшего класса G-11, которые были изобретены еще в СССР и массово выпускались химической промышленностью на радость обывателям. Именно тогда охлаждающая жидкость первого образца выступила в качестве замены банальной воды, что решило некоторым образом проблемы замерзания воды в системе охлаждения двигателя в морозную погоду.

Кстати, тосол имя нарицательное и к истокам названия никакого отношения не имеет. Уже позже, что бы избежать путаницы, многие производители ОЖ стали писать на канистрах Тосол, награждая его различными цифрами — 30, 40, 50. Цифры — это не код, а банальная температура за бортом автомобиля, при которой охлаждающая жидкость потеряет текучесть и замерзнет.

И все же, что лучше — тосол или антифриз?

Ответ кроется в заветной сервисной книжке, где производитель машины заранее предусмотрел список технических жидкостей, которые необходимы конкретно взятой машине в конкретно отведенный период времени. Да, да, антифризы, тосолы и еще что то, то же нужно заменять через определенный срок.

В основном тосолы (антифриз G-11) показаны для пользования в машинах выпущенных до 96 года включительно. Тосол достаточно агрессивен по своей химической формуле и современные моторы и системы охлаждения явно пострадают от его «защиты». Срок службы тосола так же не велик, всего три года отводится на всю линейку ОЖ G-11. Опять же даже современные антифризы этого класса работают на защиту системы охлаждения посредством образования специальной защитной пленки, которая покрывает все части агрегата и системы.

С одной стороны это не плохо, так как изначально обеспечивается постоянная защита. С другой — зачем защищать так активно. Теплопроводность при этом повышается и поэтому все тосолы имеют точку кипения в 105 градусов выше нуля. Это безусловно мало для высокофорсированных двигателей, в коих G-11 и не применяется.

Другое дело, антифризы G-12, G-12+ G-13 — это охлаждающие жидкости нового поколения, у которых более щадящая химическая формула, сбалансированный антикоррозийный пакет присадок и продленный срок службы до 5 лет, за которые производитель гарантирует бесперебойную работу двигателя без перегревов, и защиту системы охлаждения от коррозий различной природы.

Правда надо учесть, что подобное заявление относится только к проверенным производителям охлаждающих жидкостей, так как от самопала или контрафакта сложно ожидать качества даже самого заурядного тосола.

Особенности антифризов

Антифриз класса G-12 — самый распространенный, так как показан для использования во всех типовых двигателях, независимо от того, работают они на дизель топливе или на бензине. Современные системы охлаждения, «напичканные» электроникой, спокойно могут использовать антифризы 12 и 12+. По сути они одинаковые, только плюсовой имеет еще более щадящую формулу не только к внутренностям машины, но и к окружающей среде. Антифризы G-13 — это уже совершенно новое поколение охлаждающих жидкостей, которые превышают температуру закипания даже класса G-12, а она далеко, как не маленькая — 120 градусов выше нуля. Разработки G-13 были ориентированы на сверхмощные форсированные двигатели спортивных машин и болидов.

Читать еще:  Отзывы владельцев о Киа-Сид 2008

Еще один плюс антифризов современных линеек в том, что они не создают никакой защитной пленки, а работают точечно. Есть необходимость локализовать появление коррозийного налета и устранить его в конкретном месте, антифризовая присадка движется именно туда и начинает работать быстро и эффективно.

Тосол и антифриз: главные отличия

Перед каждым начинающим автолюбителем рано или поздно возникает дилемма: что покупать, тосол или антифриз. «Опытных» советчиков великое множество, но ремонт автомобиля, если что, придется делать за свой счет. Так что, необходимо понимать разницу между этими веществами, есть ли она вообще и для чего они нужны.

Чем охлаждается двигатель

Во время работы двигатель автомобиля будет неизбежно нагреваться. До определенных пределов это даже необходимо для его работы. Однако перегрев – это уже плохо и потому существует система охлаждения. Поскольку только воздушным обдувом задачу не решить, существует еще и жидкостное охлаждение. Оно осуществляется либо при помощи воды, либо при помощи специальных жидкостей – антифризов.

И то, и другое заливается в радиатор. Вода используется только в теплое время года, ибо на морозе она, само собой, замерзает и, расширяясь (согласно законам физики) разрывает радиатор и блок цилиндров. Поэтому с наступление холодов начинают использовать антифризы. Впрочем, большинство водителей делают это круглый год.

Таким образом, разница между тосолом и антифризом заключается преимущественно в том, что первый – это марка охлаждающей жидкости отечественного производства. А слово «антифриз» в дословном переводе означает «против замерзания». Свойство не замерзать обуславливается наличием в составе этиленгликоля. Но он является очень агрессивным веществом и вызывает коррозию в двигателе. Для противостояния этому негативному явлению добавляются разнообразные присадки.

Почему в быту любой антифриз часто называют «тосол»?

Для начала стоит уточнить, что такая традиция сложилась только на постсоветском пространстве, где и была разработана эта охлаждающая жидкость еще во времена СССР. А если говорить точнее, то в 1971 году. Название этого вещества представляет собой аббревиатуру (Технологии Органического Синтеза) с добавлением «химического» окончания –ол.

Он замечательно работал с отечественными двигателями и был очень популярен среди советских автолюбителей. Со временем название превратилось в нарицательное и тосолом стали называть любую охлаждающую жидкость. С другой стороны, любую такую же жидкость, но произведенную за рубежом, также по сложившейся традиции называют антифризом. Что, в общем-то, и не является ошибкой, просто не указывается марка.

Так есть ли разница?

И все-таки, владельцы авто продолжают упорно говорить об отличиях тосола от антифриза. Они действительно существуют, если говорить о химическом составе. Ну, и как следствие, будут различия и в свойствах. Самый распространенный тосол в основе своего химического состава имеет этиленгликоль (40%), дистиллированную воду и 10 специальных присадок, которые предохраняют жидкость от вспенивания (фосфаты, силикаты, нитриты, нитраты). Эта охлаждающая жидкость покрывает двигатель изнутри особым антикоррозийным слоем. Его толщина составляет около полумиллиметра.

Чтобы различать их визуально было проще, производители добавляют красители: красный, синий, зеленый, желтый. Жидкости одного цвета, пусть они даже от разных производителей, можно смешивать между собой без каких либо последствий. Но стоит при этом обращать внимание на то, где произведен хладогент. Дело в том, что в Японии и Европе разные стандарты. Европейцы при помощи цветных маркеров определяют еще и класс допуска по классификатору VW. Поэтому мешать японскую продукцию с европейской не стоит. Точно также смешивание разноцветных хладогентов даже одного производителя может привести к выпадению осадка, образованию пены. Само собой, у любознательных автолюбителей возникает вопрос о том, можно ли в антифриз долить тосол. Этого делать нельзя, так как в этом случае тоже пройдет нежелательная химическая реакция.

Что лучше?

Единственным преимуществом Тосола может быть только его цена. И этот фактор играет решающую роль у владельцев старых автомобилей советского производства. Это вполне объяснимо, так как их ресурс либо уже исчерпан, либо на исходе. Получается, заливать дорогие импортные хладогенты в попытке сберечь и так изрядно «уставший» двигатель нет смысла.

Среди недостатков тосола числятся следующие его особенности:

  • антикоррозийная пленка, образующаяся на двигателе, ухудшает теплоотдачу. Само собой, работа в повышенных температурных режимах не окажет положительного воздействия на мотор. Кроме того, это приводит к увеличению расхода топлива.
  • самый высококачественный тосол требует замены через сорок тысяч пробега (или через каждые два года). Антифриз же нужно менять только после 100, а в некоторых случаях и после 250 тысяч (или каждые пять лет). Это связано с составом и количеством присадок.
  • тосол очень агрессивен по отношению к алюминию. А во многих автомобилях радиаторы изготавливаются именно из этого металла. А среди антифризов имеются содержащие карбоксилаты, которые защищают детали из алюминия и его сплавов.
  • благодаря тем же карбоксилатам, импортные антифризы не «убивают» водяные насосы, а также отлично «уживаются» со всеми резиновыми и пластмассовыми деталями.
  • во время применения тосола в системе охлаждения неизбежно образуется гель, который может засорить и испортить радиатор. С качественными антифризами такого не происходит.
Читать еще:  Мощность или крутящий момент – что важнее?

Все эти аргументы, полученные на основе многолетнего опыта и испытаний, должны дать окончательный ответ на вопрос о том, что лучше использовать: антифриз или тосол. И если кто-то решит перейти на более качественную охлаждающую жидкость, то будет полезно узнать, как это правильно делать.

Как заменить охлаждающую жидкость

О том, когда нужно менять охладитель, косвенно говорилось чуть выше. Показателей два: пробег и срок годности. Оба указываются на упаковках. Суть замены сводится к трем этапам:

  • слив старой жидкости (вам понадобится вместительная емкость с учетом объема залитого тосола или антифриза в систему охлаждения конкретного ДВС);
  • промывка системы охлаждения (здесь нужна дистиллированная вода, в крайнем случае, подойдет и обычная проточная);
  • заливка в систему новой жидкости.

Итак, слив старую жидкость, нужно установить все пробки на свои места, после чего залить в систему дистиллированную воду (она стоит очень дешево) до отметки MAX в бачке. После этого запускается двигатель и около 10 минут работает на оборотах 2500 – 3000. В это время стоит следить за температурой, чтобы не было перегрева. Затем двигатель глушится, остывает несколько минут и вода сливается. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет оставаться чистой.

После промывки в систему заливается новый охладитель. В этот момент возможно образование воздушной пробки. Чтобы ее убрать, нужно запустить двигатель с открытой крышкой расширительного бачка или радиатора (она должна находиться выше всей системы, для чего можно поставить авто на домкрат или под уклоном) и после того, как он прогреется до рабочей температуры, несколько раз резко нажать на педаль газа, чтобы выгнать воздух. Одновременно с этим подливается жидкость.

И еще один момент. Иногда возникает необходимость доливать жидкость в систему без полной замены. При этом либо нет нужной жидкости под рукой, либо вообще неизвестно, что там залито. В таких случаях можно добавить обычной дистиллированной воды. Однако надо помнить, что в результате температура кипения тосола и антифриза понижается, а температура замерзания повышается (доливаемая вода разбавляет антифриз в несоответствующих пропорциях). Поэтому, лучше, все-таки знать, что находится в системе охлаждения.

Как определить, что залито?

Конечно, самый точный ответ на вопрос о содержимом радиатора даст только специальная химическая экспертиза. Но и собственными силами можно хотя бы установить, что залито: тосол или антифриз. Но прежде всего, стоит помнить, что на цвет ориентироваться не стоит. Антифризы тоже бывают синими, о чем уже говорилось. Крайне не рекомендуется пробовать жидкости на вкус. Во-первых, вкус – это не показатель, а во-вторых, хладогенты крайне ядовиты. Основные доступные каждому способы:

  • по запаху и на ощупь. Антифриз ничем не пахнет, а на ощупь маслянистый, чего не скажешь о тосоле;
  • при помощи воды. Для этого небольшое количество жидкости отливается в банку, после чего туда же добавляется немого воды. Как правило, в тосоле появляются различные эффекты: помутнения, расслоения и прочие. В антифризах такого не наблюдается;
  • при помощи ареометра. Плотность антифриза и тосола разная. Антифризы дают показания 1,072 г/cм3 до 1,080 г/cм3. Замеры нужно производить при комнатной температуре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector