Svarkin-spb.ru

Чем отличается тормозная жидкость ДОТ 4 и ДОТ 3

Тормозная жидкость DOT 4: эксплуатационные особенности и разновидности

Автомобильные масла и ГСМ > Виды, классификация и характеристики > Тормозная жидкость DOT 4: эксплуатационные особенности и разновидности

автор: mexanic Ноябрь 3, 2016

Что мы знаем о тормозной системе автомобиля? Для обыденного человека ответить ничего, кроме предназначения в виде периодического снижения скорости движения. А вот автомеханик поведает намного больше. В современных транспортных средствах особое внимание уделяется системе безопасности — тормозам. Машины становятся быстрые, красивые, динамичные, приёмисты, требуют больше внимания при вождении.

«Главное не формы, а содержание». Крылатая фраза давно знакома многим. В данном случае применительно к тому, что от качества компонентов зависит безопасность. Развитие инженерных технологий привело к установке керамических тормозных суппортов. Это позволило продлить срок эксплуатации, сократить путь остановки за счёт способности выдерживать критические температуры и экстремальные нагрузки. Участники дорожного движения, пешеходы чувствуют себя уверенней. Но особое внимание уделяется «движущей силе», которая втискает керамические колодки в металлический обод – тормозной жидкости. О последней поговорим подробнее.

Экскурс в этимологию ↑

Задать вопрос о происхождении слова DOT. Преобладающее большинство автолюбителей не даст верного ответа. Корни уходят далеко в США, Департамент транспорта. Ничего проще «американцы» придумать не могли, как назвать разработку DOT — Department of transport.

Понятие и разновидности в обиходе ↑

Тормозная жидкость (далее ТЖ) – специальная химическая основа из нефтепродуктов, предназначенная для передачи механического давления от цилиндра к колодкам. За столь длительную «жизнь», в продаже появилось модификации, разновидности: DOT — DOT 5.1. На рынке представлена продукция отечественного и иностранного производителя Росдот и DOT, соответственно. Стандартизация смазок идентичная, разница в стоимости, модификациях компонентов.

Химические и физические свойства:

  • низкий коэффициент сжимаемости;
  • пиковая температура кипения. Чем выше точка нагрева, тем эффективнее работа узла;
  • вязкость;
  • обладание антиразрушительными свойствами;
  • минимальный показатель накопления влаги (абсорбция);
  • полная химическая нейтральность при взаимодействии с резиновыми изделиями.

Различия между ТЖ ↑

  1. класс ТЖ DOT 3 — матрица всех основ. Главным недостатком является содержание гликоля, удешевляемого стоимость, но увеличивающего гигроскопичность. Итог, повышение абсорбции, снижение температуры кипения, минимальная эффективность при нажатии на педаль;
  2. класс 4: на данном этапе появился дополнительный компонент в виде борной кислоты. Химический реагент благоприятно влияет на влагу, нейтрализуя её. Эффективность ТЖ повышается за счёт абсорбции, а значит, срок эксплуатации удлиняется. Смазка данного класса наиболее популярна и востребована. Свойства, проверенные годами;
  3. класс 5.0, 5.1, второе название — силиконовая смазка: современный вариант ТЖ, предназначенной для использования в высокоскоростной технике, гоночном автотранспорте, мотоциклетных агрегатах. Высокая температура кипения – главная «изюминка» продукта.

Совет: Можно ли смешивать между собой? Все классы совместимы между собой. Но следует знать одно правило, высший класс можно смешивать с низшим, наоборот – нет. К примеру, в DOT 3 можно долить 4 и 5 класс. Смешивание наоборот приведёт к выходу системы со строя, профилактикой, ремонтом. Известны случаи заклинивания механизмов. Не рискуйте, и не пытайтесь перехитрить судьбу. Помните, что каждый водитель в ответе за жизнь пассажиров.

Несколько слов о Роса ДОТ-4 ↑

Отечественный продукт чаще всего встречается в маркировке DOT 4. Соответствует требованиям и стандартам ТУ 2451-004-36732629-99. В составе различные компоненты, среди которых полиэфиры, антикоррозионные присадки, абсорбенты. Инженеры сумели довести показатели кипения до максимальных: 260°С в сухом виде, 170°С в мокром. В данном контексте следует понимать новую смазку и проработанную некоторое время в системе. Тормозная жидкость ДОТ 4 способна полноценно работать в таком диапазоне температур: от — 45°С до +55°С.

Зачастую на прилавках встречается модификация РОСА-2С. Многих владельцев она вводит в недоумение. Не стоит бояться, это не подделка. Всего лишь вариант для Крайнего Севера. Кто сталкивался, тот знает, как оно там «тепло». Производитель разливает продукцию в ёмкости объёмами 0,455л./0,910л./20л./50л./216л. Средняя цена от 150 рублей за пол-литра.

Помимо вышеперечисленных вариантов, встречаются «Томь», «Нева». Также отечественные ТЖ. Учитывая то, что они разрабатывались по технологиям и стандартам бывшего СССР, смешивать с пятым классом категорически запрещено вообще.

Эксплуатация и прочие нюансы ↑

Согласно данным официального производителя, срок использования составляет три года с момента покупки. Обязательно следует смотреть маркировку на фронтальной части полиэтиленовой упаковки. Просить предоставить сертификат качества на ТЖ у продавца-консультанта. Для посредников: хранить только в тёмном месте, без прямого попадания лучей солнца. Крышка должна быть плотно завинчена, наклейка припаяна к горловине. Промыть обильным количеством воды при попадании ни кожу.

Читать еще:  Нужны ли нам «кенгурятники»?

Характеристика DOT четвёртого поколения:

  • высокий показатель кипения;
  • химическая стойкость к критическим перепадам температур;
  • вязкость;
  • «нейтральность» к резиновым втулкам, уплотнителям;
  • антиокислительные свойства;
  • антикоррозионные показатели;
  • совместимость с низшими классами;
  • небольшая агрессивность на кожу человека.

Приобрети продукцию можно в специализированных автомагазинах, салонах, авторынке. В любой точке продаж будьте особо внимательны, остерегайтесь подделок. От качества содержимого зависит жизнь водителя и пассажира (-ов).

Сроки замены ТЖ ↑

Средний моторесурс составляет 15-20 тыс. км. пробега. Но, в зависимости от условий эксплуатации, стиля и манеры вождения, длительность может быть изменена в ту или иную сторону. Конкретный срок следует смотреть в инструкции по использованию транспортного средства. В иномарках проверка и замена осуществляется на третьем ТО. Послегарантийное обслуживание проводится спустя 12 – 15 тыс. км. пробега.

Самостоятельная промывка ↑

Ничего сложного в тормозной системе вовсе нет. Залить новую жидкость можно своими силами, без поездки в сервис. Необходимо:

  1. купить достаточное количество жидкости в магазине;
  2. загнать автомобиль на смотровую яму, эстакаду для удобства доступа;
  3. приготовить ветошь, набор инструментов, пустую ёмкость объёмом 3-4 литра для слива отработки;
  4. в зависимости от типа автомобильной марки, работы можно проводить со смотровой ямы или поочерёдно отвинчивать каждое колесо;
  5. с помощью помощника, нажимаем на педаль тормоза, а в это время отвинчиваем спускной клапан на тормозном суппорте.
  6. с помощью систематических действий спустить приблизительно четверть объёма с каждой стороны. Параллельно следует доливать новую ТЖ в расширительным бачок не выше отметки «Max» и не ниже «Min».

После завершения процедуры обязательно прокачайте тормоз перед началом движения. Категорически запрещён выезд без прокачки. Вероятность неработоспособности тормозов высока. Убедившись в исправности можно приступать к движению.

В завершение, хочется ещё раз напомнить владельцам о необходимости покупки оригинальных продуктов, сертифицированных на отечественном и мировом рынке. Только так можно быть уверенным в «завтрашнем дне». Опытные автомобилисты рекомендуют, независимо от марки авто, раз в неделю проверять уровень масла, охлаждающей и тормозной жидкости в расширительных бачках. При нехватке обязательно долейте. Успехов вам. Будьте осторожны на дорогах, уважайте встречного участника дорожного движения.

Чем отличается тормозная жидкость ДОТ 4 и ДОТ 3

  • Отличия тормозных жидкостей по составу
  • Классификация ДОТ-ов
  • Можно ли смешивать жидкости DOT
  • В заключении
  • Видео

    Безопасное управление автотранспортным средством невозможно, если его тормозная система работает с перебоями. Этот узел требует повышенного внимания, так как он напрямую отвечает за безопасность, как пассажиров, так и самого водителя. В связи с этим важно своевременно заменять тормозную жидкость, которая должна быть надлежащего качества и срока годности.

    Сегодня на авторынках и в специализированных магазинах представлен широкий выбор самых различных марок жидкостей для тормозной системы. Самыми популярными из них считаются Castrol и Mobil, но и среди бюджетных вариантов попадаются достойные составы, обладающие отличными характеристиками, например: rosDOT или SuperDOT.

    Все «дотовские» жидкости делятся на несколько типов: ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5. Каждый из этих составов обладает своими характеристиками и может использоваться только с определенными типами машин. Но, прежде чем разобрать состав тормозной жидкости ДОТ 4 и 3, стоит сказать несколько слов об общих характеристиках всех жидкостей для тормозной системы авто.

    Отличия тормозных жидкостей по составу

    Составы для тормозной системы отличаются соей основой. До сих пор можно встретить минеральные жидкости, основа которых – это касторовое масло в бутиловом или изопропиловом спирте. Недостатком таких «тормозух» является их низкая температура кипения, которая не переваливает за 200 градусов. Если система перегревается, то жидкость становится слишком вязкой и в результате может вообще потерять текучесть.

    Наибольшей популярностью пользуются гликолевые аналоги. Их изготавливают на основе гликолей и полигликолей, а также их эфиров. Такие «тормозухи» отличаются высокой температурой кипения и отличной вязкостью. Единственный недостаток – высокая гигроскопичность, а это означает, что гликолевые составы сильно поглощают влагу.

    Существуют также силиконовые тормозные жидкости, которые считаются одними из самых качественных и «долгоиграющих», но, к сожалению их практически не используют для обычных автомобилей. Поэтому лучшая тормозная жидкость – гликолевая. К этому типу относятся «дотовские» составы, отличия, классификацию и свойства которых мы рассмотрим подробнее.

    Читать еще:  Сколько служат солнечные батареи и как продлить этот срок

    Классификация ДОТ-ов

    Какие элементы включены в тормозные жидкости, их свойства, маркировка – на все эти параметры нужно обращать внимание при покупке того или иного состава. Поэтому стоит узнать побольше о классификации «дотовксих» составов.

    Первоначально аббревиатура DOT выглядела как USDOT и обозначала United States Department of Transportation, что переводится как Департамент транспорта США. Как вы уже догадались, это учреждение отвечает за безопасность автотранспортных средств. Этот же Департамент и создал спецификацию требований и свойств тормозных жидкостей, а также разделил несколько стандартов FMVSS №116 и присвоил им название ДОТ. Это означает что ДОТ это не название жидкости, а международный стандарт, согласно которому производителем этого продукта может быть любая фирма.

    Интересно! Такие международные стандарты, как SAE J 1703 и ISO 4925, появились намного позднее.

    Исходя из этого, появились следующие составы:

    DOT 3

    Эта тормозная жидкость основой, которой являются простейшие соединения гликолей (полиэтиленгликоль и полиэфиры), в связи с этим ее стоимость на порядок ниже. Это, конечно же, обеспечивает ДОТ 3 большую популярность среди автолюбителей. Как и все жидкости, изготавливаемые на основе гликолей, составы этого класса очень быстро поглощают влагу, в связи с чем, их температура кипения со временем понижается. Из-за этого ДОТ 3 не отличается долгим сроком службы, и менять такую «тормозуху» придется каждые 2 года.

    Полезно! Жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.

    Также стоит отметить что вязкость таких жидкостей составляет не так много – 1500 мм2/с при -40 градусах. Составы ДОТ 3 используются для тормозных систем автомобилей, на которых установлены барабанные тормоза. Также жидкость подойдет для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.

    DOT 4

    Жидкости DOT 4 обладают лучшими характеристиками. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, благодаря которой излишки влаги в составе нейтрализуются. Это означает, что температура кипения у ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость у этого состава самая высокая среди других «дотов». Поэтому сказать она лучшая нельзя. К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет. Помимо этого, состав этого класса тоже проявляет себя агрессивно по отношению к краске.

    Полезно! На полках отечественных магазинов можно встретить составы с маркировкой ДОТ 4,5 или ДОТ 4+. В американской системе таких классификаций нет, поэтому будьте осторожны.

    Тем не менее, тормозная жидкость дот 4, технические характеристики которой не идеальны, пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.

    DOT 5

    Если говорить о том, тормозная жидкость – какая лучше, то самой долговечной считается «дотовский» состав DOT 5. Дело в том, что она изготавливается на основе силикона, который отличается своей слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет. Остальные характеристики жидкости также приближены к идеальным. Среди преимуществ стоит упомянуть стабильную вязкость, высокую температуру кипения и многое другое. Помимо этого, состав отталкивает влагу и ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам или лакокрасочным покрытиям.

    Но, в каждой бочке найдется-таки ложка дегтя. Способность отталкивать лишнюю воду придется отнести к недостаткам ДОТ 5, так как излишки влаги не смешиваются с жидкостью, а постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. В результате образовавшийся водяной «апединкс» замерзает зимой и мешает работе системы. Еще одна проблема DOT 5 – это высокая степень аэрации, то есть насыщение воздухом. Именно поэтому такие жидкости категорически запрещено использовать для автомобилей с ABS. Ну а для тех, кто, как назло, являются хозяевами именно таких машин, был разработан специальный состав.

    DOT 5.1/ABS

    Жидкости этого класса изготовлены на основе гликолей, но, помимо этого, в них содержится большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому ДОТ 5.1 отличается высокой температурой кипения, низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам. Однако краску такие составы все же разъедают.

    Такие тормозные жидкости свободно циркулируют по системе, улучшая работу самих тормозов. Благодаря этим свойствам составы DOT 5.1 используются для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы такой жидкости составляет 3-4 года.

    Читать еще:  Краш-тесты легковых авто из Китая

    С появлением всех этих классификаций возникает вполне закономерный вопрос – а что будет если смешать разные классы жидкостей?

    Можно ли смешивать жидкости DOT

    Сразу стоит сказать, что тормозная жидкость, состав которой рассчитан на АБС, ни при каких обстоятельствах не должна смешиваться с другими «дотами». Активные присадки в ДОТ 5.1 не предусмотрены для работы с жидкостями других типов. Поэтому не допускается смешивания даже DOT 5 с DOT 5.1/ABS. Различный по химическому составу элементы и остальные компоненты, смешавшись, создадут непредсказуемый коктейль, которые не приведет ни к чему хорошему.

    Смешивать гликолевые жидкости с силиконовыми также не рекомендуется. Под действием химических реакций вы получите состав, который не будет отвечать существующим требованиям.

    Единственные два состава, которые ведут себя «дружелюбно» это ДОТ 3 и ДОТ 4, их можно смешивать. Однако и тут есть одна немаловажная особенность. Жидкость высшего класса должна быть добавлена в состав классом ниже. Соответственно добавлять рекомендуется ДОТ 4 в ДОТ 3. Благодаря этому вы улучшите характеристики первоначальной жидкости залитой в систему. Однако если вы нарушите это правило – ничего страшного не произойдет.

    В заключении

    Так как в основном тормозная жидкость обладает свойствами впитывать влагу, то при покупке состава обязательно необходимо обратить внимание на упаковку. Она должна быть целой, без заломов и повреждений. Лучше всего приобретать жидкости, которые продаются в бутылках с дополнительной защитой от вскрытия, либо это могут быть флаконы с горлышками, запечатанными фольгой.

    Состав тормозной жидкости

    Тормозная жидкость служит для передачи усилия к колодкам. Ее состав подобран таким образом, чтобы обеспечить сохранение эксплуатационных свойств в широком диапазоне температур на максимально длительный срок.

    Общий обзор состава ТЖ

    Большинство тормозных жидкостей состоит из трех основных компонентов. Значительную часть занимает растворитель. ТЖ может содержать его до 60-80%.

    Вторым важным компонентом тормозной жидкости является ее основа. Она определяет эксплуатационные свойства ТЖ. Доля основы в составе находится в пределах 20-30%.

    Наименьшую часть занимают добавки. Они составляют 2-5% от всего объема. Добавки улучшают технические свойства тормозухи.

    Минеральные ТЖ

    В состав минеральных тормозных жидкостей входит касторовое масло и спирт. Их пропорции могут отличаться. Минеральные ТЖ обладают общей формулой C3H5(C18H33O3)3. Для повышения температурной устойчивости и снижения коксовых отложений на медных и латунных поверхностях в состав вводятся бензтриазол и триметилборат. Даже при их наличии минеральная ТЖ рано закипает и обладает высокой вязкостью, поэтому не применяется с дисковыми тормозами.

    Состав тормозных жидкостей DOT-3 и ДОТ-4

    Основой состава для ДОТ-3 и 4 являются полигликолевые эфиры и борнокислотные полиэфиры. Гликолевые ТЖ являются взаимозаменяемыми между собой.

    ДОТ-3 и 4 являются гигроскопичными. Поэтому в их составе присутствует влага. Ее процентное содержание увеличивается с течением времени, снижая точку закипания жижи.

    В тормозную жидкость ДОТ-4 входит больше присадок, что улучшает ее свойства, такие как вязкость, температура кипения и сжимаемость.

    Обзор жидкости DOT-5

    Существенно отличается от предыдущих тормозных жидкостей ТЖ DOT-5. В ее основе лежит силикон. Поэтому она практически не впитывает влагу и не столь чувствительна к хранению в открытой таре. Силиконовая ТЖ имеет более длительный срок службы, который нередко доходит до 15 лет.

    Компоненты, входящие в состав DOT-5, вызывают высокую степень аэрации. ТЖ хорошо растворяет в себе воздух. Поэтому ее применение невозможно на машинах с антиблокировочной системой.

    Низкая гигроскопичность DOT-5 приводит к тому, что влага не смешивается равномерно, а скапливается в нижних точках. В зимнее время вода замерзает, что приводит к отказу тормозов и иногда повреждает элементы контура.

    Состав ТЖ DOT-5.1

    Тормозная жидкость DOT-5.1 имеет в составе полиэтиленгликоль, полиэфиры борной кислоты и силикон. Большую часть состава занимают гликоли. Поэтому DOT-5.1 взаимозаменяема с DOT-4 и ДОТ-3.

    Тормозная жидкость DOT-5.1 обладает массой дополнительных присадок. Поэтому смешивать рекомендуется более высокий класс с низким, а не наоборот. В противном случае температура кипения снизится, что может привести к попаданию в аварийную ситуацию.

    Обзор присадок

    В состав тормозной жидкости входит несколько присадок. Основные из них рассмотрены в таблице ниже.

    Таблица — Краткий обзор основных присадок тормозной жидкости

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector