Борьба с нечестными инспекторами
Почему полиции не в радость народные помощники и инспектора
На прошлой неделе в статье «Как заставить водителей соблюдать ПДД» («Ведомости» от 28.03.2019) мы рассуждали, почему ужесточение наказания для нарушителей правил дорожного движения не сработает. Вместо этого во всем мире используют фото- и видеокамеры для фиксации нарушений. В общем случае камеры устанавливаются там, где максимально велика вероятность аварии или нарушения. Однако охватить камерами все пространство потенциальных нарушений невозможно. Многие нарушения, которые действительно мешают людям (парковка на газонах) или создают существенные риски (парковка перед пешеходным переходом), государственные камеры смогут фиксировать еще не скоро. Эффективнее всего камеры работают в борьбе с нарушениями скоростного режима. Однако там, где бессильна государственная система видеонаблюдения, возможно участие обывателей. Люди могут сами фотографировать или записывать нарушения и присылать информацию о них в полицию.
В феврале Государственная дума в первом чтении приняла законопроект, позволяющий обычным людям фиксировать нарушения на дорогах с помощью специального приложения. В первую очередь инициатива направлена на борьбу с неправильными парковками, но функционал позволяет заявлять и о более серьезных нарушениях – всего в законопроекте 18 составов (в том числе проезд на красный свет). Планируется разработать и внедрить приложение «Народный инспектор» и состыковать его с порталом госуслуг, в котором должны быть зарегистрированы пользователи.
Предполагаемый бюджет на реализацию проекта – 2,7 млрд руб. Новость о таких планируемых затратах вызвала резонанс. Многочисленные комментаторы обращали внимание на завышенную цену разработки. При этом в финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что 100 млн руб. будет направлено на закупку оборудования, а оставшиеся 2,6 млрд – на закупку услуг связи для нужд реализации проекта.
Однако многие забыли, что подобные приложения уже давно существуют в России. Еще в 2012 г. московское издание The Village разработало приложение «Парковки». Чуть позже петербургские активисты создали приложение Spot, которое автоматизировало подачу заявления в полицию о нарушении правил парковки. Формально любой из нас может обратиться в ГИБДД, приложив фото- и видеоматериалы, свидетельствующие об административном правонарушении. Заявление может стать основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. На этом и строилась работа существующих приложений, упрощавшая для пользователя процедуру подачи такого обращения. Но достаточно быстро создатели приложений столкнулись с проблемами. Сотрудники ГИБДД сначала приняли инициативу с энтузиазмом, но вскоре поняли, что не успевают справляться с потоком заявлений.
Одна из главных трудностей в работе ГИБДД по заявлениям людей – маленький штат отделений инспекции. При успешном запуске приложений можно ожидать резкого увеличения потока заявлений, но количество полицейских, работающих с ними, не изменится. Раньше при появлении завала сотрудники могли просто отказаться принимать заявления, сославшись на неясный правовой статус фото- и видеоматериалов или на их недостаточное качество. С появлением официального приложения поступить так будет сложнее.
Проблема недостаточной численности инспекторов может быть решена, если инспектор будет делать только ту работу, которая действительно требует участия человека: определять наличие нарушения и его правовую квалификацию. Сегодня же инспектор заполняет еще множество бумаг, которые могли бы создаваться автоматически. Здесь рождается вторая проблема. Значительная часть отделений ГИБДД до сих пор использует устаревшую технику и программное обеспечение. Введение такой системы потребует изменения всей интернет-приемной и технического оснащения отделений ГИБДД, проведения большой работы по выстраиванию единой системы из абсолютно разных районных отделений со специфическими практиками правоприменения в каждом.
Даже если решить эти проблемы, останется еще одна опасность. Локальные инициативы «Помощник Москвы» и «Народный инспектор» в Татарстане столкнулись с тем, что существующее регулирование требует от инспектора работы с бумажными носителями. Несмотря на тренд на цифровизацию различных сфер государственного управления, в законодательстве фактически не прописаны стандарты, на основании которых документ, имеющий правовое значение, может существовать только в электронном виде или генерироваться компьютером. В результате возникает дублирование. Полученное через приложение заявление о неправильной парковке не отправляется напрямую на монитор инспектора, а распечатывается в управлении ГИБДД и затем в бумажном формате отвозится в районный отдел, где работа проходит уже одновременно и с бумажным, и с электронными носителями или и вовсе только с бумажным. Это не только тормозит процесс возбуждения административного дела, но также может приводить к утере материалов или ухудшению качества фотографий. При этом такая ситуация наблюдается не только в Госавтоинспекции. Она характерна для большинства государственных органов, столкнувшихся с необходимостью принудительного перехода на различные цифровые системы одновременно с сохранением обязанности оформлять бумажные документы.
Пример автоматизации учета дорожных нарушений показывает родовые дефекты многих инициатив по цифровой трансформации государства. Инициативы отталкиваются от правильных идей: расширение участия людей, перевод взаимодействия в электронную форму, опора на новые технологические возможности. Однако на стадии реализации государство выбирает неожиданные и неоптимальные решения. Вместо того чтобы развивать существующие модели, предлагается формировать новый механизм с нуля. Вместо того чтобы настраивать существующую практику применения закона, использовать уже работающие правовые механизмы, изменяется регулирование федерального уровня. Игнорируются существующие и очевидные сегодня проблемы (кадровое обеспечение и сложность полного ведения дела об административном правонарушении в электронном виде), которые сведут на нет любую инициативу по цифровизации.
Авторы — стажер-исследователь и директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Дорожно-патрульная инъекция
В Москве на текущей неделе автомобилист помог сотрудникам службы собственной безопасности полиции задержать двух нечистых на руку сотрудников ГИБДД. Портал iz.ru узнал у сотрудников компетентных подразделений МВД, как сегодня борются со взятками на дорогах.
В криминальном скандале оказались замешаны сотрудники 3-го спецбатальона ДПС ГИБДД на спецтрассе Игорь А. и Михаил Д. Как сообщил «Московский комсомолец», напарники дежурили у дома 72 на Ленинском проспекте и тормознули нарушителя, ехавшего по выделенной для общественного транспорта полосе. Водитель настаивал на составлении протокола об административном правонарушении, но ему дали понять, что расплатиться за правонарушение нужно на месте, им в карман и «без лишних формальностей».
Водитель для виду согласился дать взятку, но сказал, что за наличными придется ехать домой. Подозреваемые отпустили его на такси, но мужчина направился не за кровно заработанными, а прямиком в УВД по ЮЗАО, где написал заявление в подразделение собственной безопасности. Антикоррупционную операцию сыщики организовали очень быстро. Под контролем сотрудников ОСБ водитель передал деньги, а диалог с инспекторами записал на диктофон. Гаишников задержали с поличным.
Дело рук самих утопающих
«Привлечь к уголовной ответственности инспектора ГИБДД за взятку не так-то просто. Увы, не всегда сотрудники ОСБ такие расторопные. Многое зависит от самого пострадавшего. Например, распространение получил способ доказывания вины инспектора при помощи заранее сфотографированной купюры», — рассказывает сотрудник одного из подразделений службы собственной безопасности полиции.
Суть ловушки для мздоимца заключается в следующем: водитель, перед тем как отдать купюры алчному инспектору, должен незаметно сфотографировать их — главное, чтобы на кадре четко читался номер банкноты. Некоторые предусмотрительные автолюбители даже специально хранят несколько отснятых купюр в бумажнике на случай встречи на дороге со взяточником в погонах. После того как деньги оказываются в кармане коррупционера, пострадавший обращается в надзорные органы — «особисты» приезжают, досматривают гаишника и, если повезет, изымают банкноты, номер которых зафиксирован на снимках у потерпевшего.
«Суды принимают такие доказательства — подобная практика уже не редкость», — говорит оперативник.
Тем не менее бремя доказывания вины коррумпированных полицейских не должно ложиться на пострадавшего, считает собеседник портала iz.ru.
«Существуют методики, которые позволяют если не доказать вину в преступлении скомпрометировавшего себя сотрудника, то хотя бы уличить его в должностном проступке и уволить из полиции. Есть камеры видеонаблюдения, GPS-трекеры в служебных автомобилях. Поэтому не лишним будет сообщить о преступлении даже после его совершения. Это будет не лишним хотя бы для статистики», — говорит «особист».
По его словам, не всегда те госавтоинспекторы, которые попадаются с поличным задерживаются с соблюдением закона.
«Недобросовестные сотрудники подразделений ОСБ в некоторых случаях грешат так называемыми провокациями, иными словами, ловлей на живца. То есть умышленно засылают водителя-правонарушителя, а сами сидят в засаде. Когда подсадного нарушителя останавливают сотрудники ГИБДД — он нередко сам искушает гаишников. На языке уголовного права такие манипуляции преступны. Бороться с коррупцией нужно по факту, когда есть пострадавший, а не подталкивать на преступление всех подряд», — рассуждает оперативник.
Реальные заработки взяточников с жезлами
По оценке сотрудника собственной безопасности, задержание на Ленинском проспекте — редкий случай, в целом не характерный для реальной ситуации. «Сегодня коррумпированные сотрудники госавтоинспекции предпочитают охотиться редко, но метко. Они, как правило, выставляются на трассах ночью и ловят автомобилистов, злоупотребляющих спиртным. Во всяком случае, такую картину дает статистика. Дело в том, что редкий водитель придет к нам и расскажет о том, как сел пьяный за руль, а потом откупился. Часто «клиентами» гаишников становились обеспеченные молодые люди на дорогих автомобилях. Это люди, которые системно нарушают ПДД, у них есть связи в ГИБДД. Их знакомые в погонах выходят на тех, кто задержал, — такая система позволяет нечистоплотным гаишникам получить взятку безопасно, через своих коллег», — рассказал оперативник.
Впрочем, членам Федерации автовладельцев России известны и более безрассудные случаи вымогательства взяток у водителей.
«Мы сталкивались с ситуацией, когда полицейский потребовал перевести взятку на банковский счет. К нашему удивлению и удивлению следователей, карта была оформлена на самого инспектора, а не на подставное лицо. Ничего не боятся люди», — рассказал порталу iz.ru заместитель руководителя ФАР Дмитрий Клевцов.
По словам общественника, недобросовестные гаишники прекрасно знают места, где есть противоречие в правилах, и устраивают там ловушки.
«Существуют места, где разметка противоречит знакам. В компетенции сотрудников полиции выявлять такие проблемные участки дороги, чтобы в дальнейшем устранить разночтение. Вместо этого они устраивают там засады. Люди в этих местах вынуждены формально нарушать ПДД, а поскольку в их действиях присутствует фактическое нарушение, их останавливают и склоняют к даче взятки», — объяснил Клевцов, добавив, что это — классический способ «заработка» коррумпированных инспекторов.
Алкогольный впрыск
По части основного нелегального дохода преступников в погонах Клевцов солидарен с сотрудником собственной безопасности, по его мнению, это вымогательство денег за вождение в нетрезвом состоянии. Причем речь идет часто о трезвых водителях, которых обманным путем выставляют нарушителями.
«Трезвый человек дует в прибор, прибор показывает алкогольное опьянение. Приборы все проходят сертификацию, и, как правило, все исправные. В чем может быть подвох? Мы еще лет пять назад выявили такую махинацию (она встречается и сегодня): в запечатанный пакетик с одноразовым мундштуком злоумышленники через шприц вводят буквально каплю водки или спирта. В руки водителю упаковку не дают, чтобы проверить герметичность. Это очень популярный способ сделать трезвого водителя пьяным», — рассказывает координатор организации.
«Мы не защищаем людей, склонных к вождению в состоянии опьянения. Но те, кто уже имел судимость или административное наказание за пьяную езду — в группе риска с точки зрения коррупции. Если нечестный гаишник по базе узнает о прошлом водителя, риск ложного обвинения его в употреблении возрастает. Люди боятся тюрьмы и готовы отдать огромные деньги, чтобы туда не попасть», — говорит Клевцов.
Особая чуйка хапуги
Коррумпированные гаишники — опытные психологи. Они хорошо разбираются в том, кого из водителей можно развести на деньги.
«Чаще всего это неискушенные люди, плохо знающие процедуру проверки водителей на дороге, особенности работы спецприборов. Они не понимают разницы между освидетельствованием на дороге и медицинским освидетельствованием в стационаре и подписывают то, что им подсовывают недобросовестные инспекторы», — сказал вице-президент ФАР.
Опытный коррупционер с жезлом способен «заработать» только на том, что определенным образом выстроил разговор.
«Распространенная афера: возвращается дачник из пригорода, его тормозит инспектор, проверяет документы и интересуется между прочим, давно ли он выпивал. Человек может сказать, например, что день назад выпил бутылку пива. Гаишник начинает оказывать давление на человека, дескать, прибор чувствительный, может показать присутствие алкоголя в крови. Намекая, разумеется, на возможность решить вопрос за вознаграждение. Огромный процент людей поддаются на эти уловки и отдают десятки тысяч рублей взяточникам на ровном месте», — говорит Клевцов.
По словам собеседника портала iz.ru из подразделения собственной безопасности полиции, статистически сотрудники ГИБДД чаще других попадают в поле их зрения.
«Панацеей от поборов на дороге может послужить лишь одно — тотальный отказ всех водителей давать деньги гаишникам. Но это, увы, утопия. Сегодня, несмотря на технические средства контроля, которыми оборудованы автомобили полицейских, далеко не всегда удается доказать вину госавтоинспектора. Хотя людей систематически привлекаем к уголовной ответственности», — говорит он.
Юридически грамотные способы противостоять “разводам” инспекторов на трассе
Приветствую Вас, друзья!
Сегодня я не только хочу озвучить свои наработки в плане борьбы с разводами на трассе, но и обратиться к Вам, дороги читатели -попросить Вас поделиться опытом. Дело в том, что на этих выходных мы едем из г. Ростова-на-Дону в Краснодар, самый короткий путь пролегает через Кущевский пост ДПС. О нем много негативных отзывов, в связи с чем, прошу Вас дать пару советов:
- какая сейчас там обстановка, к чему нужно быть готовым?
- на какие способы “развода” на трассах попадали Вы?
- какие методы борьбы с недобросовестными инспекторами на трассе у Вас сработали?
Пишите комментарии в конце статьи, а сейчас перейдем к теме:
Юридически грамотные способы противостоять “разводам” на трассе
Речь пойдет о тех случаях, когда нарушение ПДД не было замечено инспектором ДПС лично. По сообщениям на автомобильных форумах, в настоящее время существует 2 наиболее распространенных “развода” водителей на трассах:
Превышение, которого не было
Суть данного развода следующая – водителя останавливают, сообщают о факте серьезного превышения скорости, допущенного ранее на трассе. На просьбу представить доказательства, могут предоставить распечатку с Вашим авто, где “подрисована” скорость, превышающая допустимую. Могут также сослаться на данные, которые им передали по рации, без предоставления распечатки. Если дело происходит на посту, то в 90% случаев, водителя приглашают в комнату, где долго и упорно “прессуют”, угрожая лишением прав, предлагая решить вопрос мирно (говорят, могут держать даже несколько часов).
Выезд на встречную полосу
Ситуация аналогичная, только в данном случае практически никогда не предоставляются фото фиксации нарушения. Как правило, информация оказывается полученной по рации, переданной с другого поста ДПС. Как правило, в данном случае активно используется угроза в адрес водителя лишить его прав.
Что делать:
1. Воспользоваться правом не выходить из автомобиля, которое предоставлено водителю ст. 93.1 Приказа №664, согласно которой инспектор может лишь предложить водителю выйти из авто. Требовать выхода инспектор может лишь в случае проведения досмотра ТС (ст. 207 Приказа), и для осуществления задержания (ст. 180 Приказа).
Если выйти из автомобиля, и согласиться пройти на пост ДПС, можно легко попасть под волну психологического давления, и “застрять” там надолго. Кроме того, водитель лишится возможности записать разговор на видеорегистратор.
2. Помните, что все нарушения с камер приходят не в МВД, а в Единый Центр Фиксации нарушений ПДД, и у инспектора таких данных быть вообще не может, в связи с чем очень уместным будет вопрос – “как данные с камеры попали на пост ДПС, да ещё и в короткий срок?”.
3. В ответ на любые обвинения – предложить все присылать по почте, сообщить о намерении оспаривать любые протоколы в суде. Помните, что протокол “на месте” возможно составить только тогда, когда инспектор лично видел факт нарушения. По фотофиксации составление протокола неправомерно.
4. При любых обстоятельствах, не соглашаться “решить вопрос мирно”. Во-первых – это уголовная ответственность. Во-вторых, в большинстве случаев, обвинения инспекторов оказываются выдумкой, и если до последнего идти в отказ, то возможно никакой протокол так в итоге и не поступит.
5. В случае, если инспектор угрожает “лишением” напомнить ему, что лишение прав по фотофиксации невозможно. Кроме того, лишить водительских прав может только суд, но никак не инспектор ДПС.
6. В случае любых неправомерных действий со стороны инспектора – немедленно звонить по горячей линии поддержки водителей:
8 – 800 – 222 – 74 – 47
По данному номеру можно сообщить о нарушениях прав водителя, получить рекомендации. Номер лучше всегда держать при себе.
Вот все наиболее важные рекомендации, которые необходимо помнить. Напоследок, посмотрите небольшое видео о том, как водитель сумел противостоять откровенному разводу на трассе (P.S. видео не новое, на тот момент ещё действовал 185-й Приказ, сейчас он заменен 664-м). Также не забудьте отписаться в комментариях, спасибо!
Спасибо за внимание! Если статья была полезна, ставьте “палец вверх” и подписывайтесь на канал – впереди только самое полезное и интересное для автомобилистов.