Svarkin-spb.ru

Берегись автомобиля

Берегись автомобиля

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 097
  • КНИГИ 592 406
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 769

Эмиль БРАГИНСКИЙ, Эльдар РЯЗАНОВ

Читатель любит детективные романы. Приятно читать книгу, заранее зная, чем она кончится. Вообще, лестно чувствовать себя умнее автора…

Итак, стояла темная ночь. Накрапывал дождь. Тускло светили редкие фонари – зачем освещать город, когда все равно темно? По обе стороны улицы молча высились дома-близнецы с черными провалами окон. Оставалось загадкой, как счастливые новоселы находят свой дом, тем более ничью. Но одинокий прохожий с портфелем в руках шагал уверенно. Было совершенно очевидно, что он знал, куда и на что идет! Около ворот одного из домов прохожий остановился и огляделся по сторонам. Глаза его, как водится, горели лихорадочным блеском. Он прижался к стене, стараясь остаться незамеченным. Это ему удалось. Он вошел во двор. Огромная тень скользнула по белой плоскости дома. Неизвестный подкрался к стоящему в самой глубине двора типовому гаражу и снова огляделся.

Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.

Первым делом, злоумышленник достал из портфеля бутылку с подсолнечным маслом и, аккуратно открыв пробку, полил им замок и петли ворот гаража. Потом он надел перчатки и, вынув из того же портфеля отмычку, вскрыл замок. Подсолнечное масло было высшего сорта, и ворота гаража распахнулись бесшумно.

Неизвестный перевел дух…

В это время на шестом этаже беспокойно ворочался в постели Филипп Картузов – неправдоподобно толстый человек. Ему снилось, что у него угоняют машину. Это был тот редкий случаи, когда сон в руку!

Услышав звук заведенного мотора, Филипп проснулся и, вскочив с кровати, побежал к раскрытому окну.

Из его собственного гаража выезжала его собственная “Волга”!

– Угоняют машину! – беспомощно закричал Филипп. Как был, в одних трусах, он скатался вниз по лестнице и выбежал под дождь, машина приветливо подмигнула своему бывшему хозяину красным огоньком и скрылась. В этот момент у места происшествия, конечно, совершенно случайно, не оказалось ни одного милиционера. Зашлепав босыми ногами по лужам, потерпевший припустился к перекрестку.

На углу в стеклянном стакане дежурил регулировщик. Не подозревая ничего дурного, он только что дал зеленый свет украденной машине

Увидев голого человека, милиционер с нескрываемым любопытством высунулся из своего стакана и сочувственно спросил:

– У меня угнали машину!

В настоящем детективе регулировщик, как Тарзан, выпрыгнул бы из стеклянной будки и, с размаху угодив в седло мотоцикла, устремился в погоню.

– А ну, дыхните! – привычно велел милиционер.

Картузов покорно дыхнул. Он не в первый раз дышал в лицо милиции. Не учуяв алкоголя, регулировщик стал звонить куда надо… На милицейские посты всех шоссе, убегающих из Москвы, был сообщен номер украденной “Волги”.

А виновница торжества мчалась в южном направлении. Фары редких встречных машин на мгновения освещали мужчину, прильнувшего к рулю. Эти мгновения были столь коротки, что разглядеть лица похитителя не представлялось возможным. Стрелка спидометра замерла на цифре 110. Машина глотала километры. Погони пока еще не было, но преступник не сомневался – погоня будет! И вот коварный, крутой поворот.

Уважаемый читатель! Когда ты угоняешь машину, соблюдай правила уличного движения!

Не снижая скорости, “Волга” пошла на поворот! Визг тормозов, но… поздно! Машина перевернулась! Задранные кверху колеса продолжали стремительно вращаться, но сейчас машина обходилась без них! Царапая крышей асфальт, “Волга” продолжала нестись по шоссе с угрожающей быстротой! И это ее спасло. Машина снова перевернулась и, приняв нормальную стойку, как бешеная, поскакала дальше…

На следующее утро на столе у следователя Подберезовикова появилась новая папка:

“Дело об угоне автомобиля “Волга” у владельца Картузова Ф.ф.”

Бесконечно разнообразен мир городского пассажирского транспорта /в алфавитном порядке/:

Мотоциклы с коляской ,

Олени северные, ослы,

Но человеку всего этого мало. Он, как никто из живых существ, любит создавать себе дополнительные трудности. Очевидно, это свойственно только мыслящим организмам. Ничем другим не объяснить желание каждого индивидуума иметь собственный автомобиль. Разговоры, что машина экономит время, ссылки на классиков, что “автомобиль не роскошь, а средство передвижения”, – только разговоры и ссылки.

Каждый, у кого нет автомобиля, мечтает его купить. Но зато каждый, у кого есть автомобиль, мечтает его продать. Удерживает от этого только то, что, продав, останешься без автомобиля.

Видя эти колебания автовладельцев, можно подумать, что сделано еще не все, чтоб отравить радость собственника. А между тем и в этой области достигнуты немалые успехи.

Читать еще:  Технические характеристики SR20DE 2 л/130 – 180 л. с.

Гаражей нет. Помыть машину негде, а ездить на грязной машине дорого.

– Скажите, – вежливо осведомился сержант милиции у автолюбителя, рискнувшего уехать утром на неумытой машине, – вы сами по утрам умываетесь?

– Я опаздываю на работу! – голос у любителя умоляющий, он действительно опаздывает.

– И зубы вы чистите? – спокойно расспрашивает сержант: он-то никуда не торопится.

– Да вам некогда помыть машину. Ваши права.

– Ну, оштрафуйте меня, я же опаздываю! – канючит нарушитель. Противно просить, чтобы тебя штрафовали. Но сержант милиции сделает одолжение и удовлетворит просьбу!

Шофер, а любитель тоже шофер, всегда виноват, даже тогда, когда он прав. На любом перекрестке можно наблюдать, как регулировщик отчитывает водителя, но никто никогда не видел обратной картины. Любитель не может быть культурным, если не стал им до того, как приобрел свой транспорт. У владельца нет свободного времени. Когда он не чинит машину, не полирует ее, не заправляет бензином, не накачивает шины, не рыскает по городу в поисках запасных деталей, не развозит по домам знакомых или знакомых своих знакомых, он испытывает страх. Обыкновенный животный страх, что машину уведут! Каждый собственник убежден, что вору приглянулось именно его движимое имущество. Поразительное самомнение!

Каких только замков не увидишь на личной машине? В этой области техническая мысль находится на уровне нашего кибернетического века. Тут и тайные реле, и прерыватели, и замки с алгебраическим шифром, и фантастические запоры на руле, похожие на ракетные установки. И только некоторые любители-консерваторы ставят на дверцы машин дедовские амбарные замки. Существует и такое приспособление: От машины на четвертый этаж, прямо в окно, тянется электрический провод. Когда вор лезет в автомобиль, в квартире хозяина пронзительно воет сирена. Хозяин просыпается, высовывается в окно и лично наблюдает, как угоняют его машину…

Ровно в 9 утра невыспавшийся мятый Картузов волочил свое измученное тело по коридору следственного отдела районной прокуратуры, у двери с табличкой “Подберезовиков М. П.” высокий костлявый субъект, выбросив, как шлагбаум, длинную руку, преградил Картузову путь.

– ..ините, мне…оже…обходимо в этот…бинет! – загадочно и нежно проблеял Пеночкин, ибо фамилия костлявого шлагбаума была такова.

Берегись автомобиля

  • Жанры : Мелодрамы, Комедии
  • Год создания : 1966
  • Страна : СССР
  • Студия : Мосфильм
  • Продолжительность : 94 мин.

Актёры и команда 17

Фото 36

Сюжет фильма Берегись автомобиля

Главного героя фильма “Берегись автомобиля” страхового агента Юрия Ивановича Деточкина природа наделила выдающимися актерскими способностями и обостренным чувством справедливости.

Свою страсть к лицедейству Деточкин реализовывает, участвуя в постановках самодеятельного театра, которым руководит бывший футбольный тренер Евгенией Александрович (Евгений Евстигнеев).

Неистребимое же стремление к справедливости толкнуло рядового работника Госстраха на противоправные действия. По роду своей службы Деточкину приходилось встречаться с самыми разными людьми, и среди его клиентов было много тех, кто нажил свое имущество неправедным путем – взяточников, спекулянтов, вымогателей, расхитителей социалистической собственности и прочих негодяев.

Поначалу Юрий Иванович просто собирал сведения о гражданах, живущих не по средствам, а затем перешел к решительным действиям. Он стал угонять купленные на нетрудовые доходы автомобили у своих клиентов-жуликов. Украденные автомобили Деточкин перегонял в другие города, там продавал их, а вырученные деньги переводил детским домам.

Благодаря своей изобретательности и изворотливости, угонщик-меценат не только долгое время избегал наказания – о второй жизни скромного и застенчивого страховщика Деточкина не подозревали ни его начальник (Готлиб Ронинсон), ни невеста Люба (Ольга Аросева), ни родная мать (Любовь Добржанская).

Дело о неуловим похитителе машин вел следователь Максим Подберезовиков (Олег Ефремов), который, зная подробности преступлений, представлял себе угонщика коварным, хитрым и крайне опасным злодеем.

Максим даже не догадывался, что машины угоняет его добрый приятель, с которым его сблизила страсть к театральному искусству, и партнер по любительской сцене — Юрий Деточкин.

История создания фильма Берегись автомобиля

За основу сценария, ставшего первой совместной работой Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, была взята распространенная в ту пору городская легенда о благородном угонщике, который, движимый чувством справедливости, угонял автомобили у жуликов и взяточников, продавал, а вырученные деньги переводил на счета детских домов.

Как бы то ни было, человека, послужившего прототипом героя легенды, Эльдар Рязанов, потративший на его поиски немало времени, по его словам, так и не нашел:

Читать еще:  Tiguan vs Forester

Фильм уже был запущен в производство, когда в дело вмешался министр культуры. Прочитав сценарий, он решил, что фильм окажет вредное влияние на советских людей: по его мнению, посмотрев картину, вместо того, чтобы обращаться в милицию, граждане начнут заниматься самосудом, что может привести к росту преступности.

Работа над картиной была приостановлена на неопределенный срок, и тогда Рязанов с Брагинским переделали киносценарий в детективную повесть и опубликовали ее в журнале “Молодая гвардия“, а затем и отдельной книгой. Повесть получила положительные отзывы литературных критиков и вызвала большой интерес у читателей, после чего чиновники Госкино разрешили Эльдару Рязанову продолжить работу над фильмом.

Интересные факты о фильме Берегись автомобиля

— Первоначально сценарий картины назывался “Угнали машину“.
— На роль матери Юрия Деточкина пробовались Рина Зеленая и Цецилия Мансурова.
Эльдар Рязанов планировал снять в главной роли Юрия Никулина, но тот на несколько месяцев уехал вместе с цирком в зарубежный гастрольный тур. Следующим претендентом на роль стал Олег Ефремов, но в итоге Деточкиным стал Иннокентий Смоктуновский, а Ефремов сыграл следователя Максима Подберезовикова, в роли которого должен был сняться Юрий Яковлев.
— Принадлежавший студии “Мосфильм” автомобиль «Волга» ГАЗ-21, на котором Деточкин ушел от преследовавшего его милиционера в исполнении Георгия Жженова, «засветился» еще в двух культовых советских фильмах — “Бриллиантовая рука” и “Три тополя на Плющихе“. В первом он «сыграл» «такси на Дубровку», на котором ЛеликПапанов вез ГорбунковаНикулина, а во втором на этой машине возил по Москве героиню Татьяны Дорониной таксист-Ефремов.
— По требованию Рязанова Смоктуновский для съемок в картине окончил водительские курсы и сдал на права. Дублером актера стал известный каскадер Александр Микулин, который на обычной серийной, не переоборудованной специально для трюков машине мастерски выполнил все сложные маневры, так что Рязанову не пришлось прибегать к комбинированным съемкам.
Ольге Аросевой также пришлось сдать на права, но другой категории: актриса училась водить троллейбус. В кадре Аросева управляет настоящим рейсовым троллейбусом, который едет по одному из маршрутов, а пассажиры в нем – обычные москвичи, а не актеры массовки.
— Главный герой фильма исполняет в самодеятельном спектакле роль Гамлета. Двумя годами ранее Иннокентий Смоктуновский, снявшийся в роли Деточкина, сыграл принца датского в экранизации бессмертной шекспировской пьесы, поставленной Григорием Козинцевем. Однако роль Иннокентию Михайловичу пришлось учить заново, так как в “Берегись автомобиля” использовался перевод Михаила Лозинского, а не Бориса Пастернака, как в фильме “Гамлет“.
— Следователь Подберезовиков настолько сильно любит театр, что в его кабинете вместо портрета Дзержинского (традиция украшать свои рабочие места изображениями «железного Феликса» сохранилась среди работников правоохранительных органов с советских времен до сих пор) висит портрет Станиславского.
— В 2010 году в СМИ появилась информация о том, что компания “Формула цвета“, которая колоризировала черно-белые советские фильмы “Семнадцать мгновений весны“, “Веселые ребята“, “Волга-Волга“, “В бой идут одни старики“, “Подкидыш” и “Офицеры“, собирается сделать цветную версию картины “Берегись автомобиля“. Эльдар Рязанов отнесся к новости с большим интересом и одобрил идею «раскрасить» фильм.

Съемочная группа фильма Берегись автомобиля

Режиссер фильма Берегись автомобиля: Эльдар Рязанов
Авторы сценария фильма Берегись автомобиля: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Любовь Добржанская, Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Георгий Жженов, Евгений Евстигнеев, Донатас Банионис, Любовь Соколова и другие
Операторы: Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
Композитор: Андрей Петров

Дата премьеры фильма Берегись автомобиля: май 1966 года

«Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова

В основу сюжета легла городская легенда о «подвигах» советского Робин Гуда, однако впоследствии эта версия так и не нашла своего подтверждения.

В 1962 году Рязанов и Брагинский переписали городскую легенду в сценарий, добавив главному герою — борцу со взяточниками — черты Дон Кихота. Сценарий получил противоречивые отзывы от редакторов Госкино. Те посчитали, что в целом положительный персонаж, кем является Юрий Деточкин, не может угонять машины — это не вписывалось в советскую парадигму ценностей, а потому сценарий положили на полку. Однако в 1964 году авторы переписали сценарий в повесть и опубликовали ее в журнале «Молодая гвардия».

Читать еще:  Предупреждающие знаки на заднем стекле, полный перечень

Получив положительный отклик у литературных критиков и читателей, сценарию дали «зеленый свет» на высшем уровне. Как писал Рязанов: «Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин».

На главную роль Юрия Деточкина пробовалось немало известных актеров (Юрий Никулин, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев), но режиссер практически сразу выбрал кандидатуру Иннокентия Смоктуновского. Правда, уговаривать его пришлось ни много ни мало четыре года. В 1962 году режиссер не мог на него рассчитывать из-за занятости актера в съемках легендарной впоследствии картины — в «Гамлете» Григория Козинцева. Тогда на роль Деточкина утвердили Юрия Никулина, а на роль Подберезовика — Юрия Яковлева. В 1964 году Никулин отправился в длительное мировое турне с цирком и был вынужден отказаться от роли. Рязанов вновь обратился к Смоктуновскому, но снова безуспешно. И только к 1966 году режиссер смог уговорить актера, который до того момента не сыграл ни одной комедийной роли.

Ему импонировала природная чудаковатость Смоктуновского, столь необходимая для остранения характера главного героя (по Брехту). И вместо академичного «Гамлета» Смоктуновскому пришлось переодеться в посредственного актера самодеятельного театра, играющего роль датского принца. Забавно, что и в самой пьесе Шекспира присутствует прием «театра в театре» (сцена Мышеловка), отчего, казалось бы, легкомысленный сюжет приобретает драматургическую и местами даже трагическую форму. Ефремов и Смоктуновский были драматическими актерами, что не могло ни отразиться на характерах главных героев, поэтому «Берегись автомобиля» получился по жанру трагикомичным.

Второстепенные роли оказались не менее яркими, чем образы главных героев. Андрей Миронов и Анатолий Папанов сыграли очень важные характеры, внеся в настоящий детективный сюжет немного комедийного абсурда. Образ работника торговли Димы Семицветова — одна из самых ярких комедийных ролей Андрея Миронова. Воплотив характер типичного советского спекулянта (таких называли «волосатая лапа»), он стал олицетворением роскоши по-советски, вызывавшим как зависть, так и гнев. Герой Миронова получился карикатурным, а потому негодование Юрия Деточкина кажется вполне обоснованным на фоне таких персонажей, как Дима Семицветов и Филипп Картузов (директор пивной), чьи действия подстрекают главного героя выйти за рамки закона, который формально располагается на их стороне.

Полной противоположностью видится тесть Димы Семицветова — подполковник в отставке Семен Васильевич Сокол-Кружкин — бравый буденновец, правдоруб старой закалки и воплощение совести в семье Семицветова. Герой Анатолия Папанова, зная о тайных заработках Семицветова, пытается всячески вывести на чистую воду предприимчивого зятя. Его роль содержит не так много текста, но практически все фразы протагониста Папанова разлетелись на цитаты: «Тебя посодют, а ты не воруй» или «Надо бы тебе дать под зад коленом, надо!».

Еще одним заметным героем можно считать Волгу ГАЗ-21, на которой Деточкин участвовал в погоне от автоинспектора. После этой «роли» Волга стала на десятилетие главной машиной в советском кино. Этот же автомобиль снимался в других известных мосфильмовских картинах: «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе». Кроме автопогонь в фильме можно отметить естественные декорации Москвы 1960-х. Рязанов под влиянием эстетики французской «новой волны» показал столицу расслабленной и гостеприимной.

Возможно, в другое время и не появились бы персонажи, подобные Деточкину и Семицветову, которые олицетворяют собой если не вседозволенность, то пример экранного социализма с «человеческим лицом» в духе того времени. Юрий Деточкин совершает подвиги, хотя каждый советский зритель понимал, что подобные подвиги запрещены. Дима Семицветов, напротив, ведет полубогемный образ жизни: имеет, несмотря на подпольный статус, достаток, недоступный для простого советского человека. Рязанову и Брагинскому удалось создать и воплотить запоминающиеся образы из обычной городской легенды, обыграв ее в контексте реальных социокультурных изменений в стране.

Цитаты из фильма:

1. «Он, конечно, виноват, но он не виноват»

2. «Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины»

3. «— С жульём, допустим, надо бороться! — Ну почему он жулик? Человек умеет жить»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector