Барабанные тормоза до сих пор актуальны. Почему?
Устройство и принцип работы барабанных тормозов
Тормозные механизмы фрикционного типа, то есть работающие за счет силы трения, подразделяются на барабанные и дисковые. Барабанный тормозной механизм в качестве вращающейся части использует тормозной барабан. Неподвижную часть механизма представляют тормозные колодки и тормозной щит. На данный момент барабанные тормоза не столь популярны у автопроизводителей в силу объективных причин и применяются в основном на бюджетных и грузовых автомобилях.
Устройство барабанных тормозов
Конструктивно в барабанные тормоза входят следующие элементы:
- барабан, устанавливаемый на ступицу колеса;
- тормозные колодки, на рабочую поверхность которых крепятся фрикционные накладки;
- рабочий тормозной цилиндр с поршнями, уплотнительными манжетами и штуцером для прокачки;
- возвратные (стяжные) пружины, крепящиеся к колодкам и фиксирующие их в неактивированном положении;
- тормозной щит, устанавливаемый на ступицу или балку моста;
- стойка поддержки тормозных колодок;
- нижняя опора колодок (с регулятором);
- механизм стояночного тормоза.
Помимо барабанных тормозов с одним цилиндром существуют системы с двумя цилиндрами, эффективность которых будет значительно лучше, чем в первом варианте. В этом случае вместо нижней опоры устанавливается второй тормозной цилиндр, за счет чего увеличивается площадь соприкосновения барабана и колодки.
Принцип работы барабанных тормозов
Работают барабанные тормоза следующим образом:
- Давление рабочей жидкости в системе создается за счет нажатия водителем на педаль тормоза.
- Жидкость давит на поршни рабочего тормозного цилиндра.
- Поршни, преодолевая усилие стяжных пружин, приводят в действие тормозные колодки.
- Колодки плотно прижимаются к рабочей поверхности барабана, замедляя скорость его вращения.
- За счет сил трения, возникающего между накладками и барабаном, происходит торможение колеса.
- При прекращении воздействия на педаль тормоза стяжные пружины отводят колодки в исходное положение.
Фрикционные накладки передней (по ходу движения) колодки в момент торможения прижимаются к барабану с большей силой, чем задние. Поэтому износ передних и задних колодок неравномерный. Это следует учитывать при их замене.
Преимущества и недостатки барабанных тормозов
Барабанные тормоза отличаются простотой производства и более низкой стоимостью в сравнении с дисковыми. Также они являются более эффективными за счет большей площади соприкосновения колодки и барабана, а также за счет эффекта «расклинивания» колодок: благодаря тому, что нижние части колодок связаны друг с другом, трение о барабан передней колодки усиливает давление на него задней.
А есть ли недостатки у барабанных тормозов? В сравнении с дисковыми, барабанные тормоза имеют большую массу, худшее охлаждение и нестабильность торможения при попадании воды или грязи в барабан. Данные недостатки очень весомы, поэтому они послужили одной из причин перехода производителей на дисковые механизмы.
Обслуживание барабанных тормозов
Износ колодок барабанных тормозов можно определить через специальное отверстие, находящееся с внутренней стороны тормозного щита. Когда фрикционные накладки достигают определенной толщины, колодки необходимо менять.
Если фрикционный материал нанесен на колодку с помощью клея, то её рекомендуется менять при толщине материала в 1,6 мм. В случае размещения фрикционных накладок на заклепках замену необходимо производить, если толщина материала составляет 0,8 мм.
Изношенные колодки могут оставлять на барабанах канавки, а при их продолжительном использовании даже повредить барабан.
Какие тормоза лучше: дисковые или барабанные?
Как ни крути, но у обоих видов тормозов есть свои положительные и отрицательные стороны.
Барабанные тормоза. Некоторые считают, что сначала всё-таки были барабанные тормоза, перекочевавшие с гужевых повозок, однако уже в то время дисковые тормоза были известны за именем англичанина Уильяма Ланчестера. Интересно, что в этом же году Луи Рено продемонстрировал свой механизм тормоза. Между прочим, механизм Рено осталсяпрактический неизменным и по сей день, изменилось только то, что цилиндров в наше время два, а также возникли распорные планки.
Казалось бы, что в наши дни совсем не осталось машин на передних барабанных тормозах, но можно встретить легковушки, так называемые “бюджетники” с барабанными тормозами на задней оси.
Существует утверждение, что дисковые тормоза не такие дорогие, как барабанные, но тут можно поспорить.
У барабанов есть несколько неопровержимых плюсов:
- Значительный ресурс. У тормозных колодок значительная рабочая поверхность, но и толщина рабочей части не уступает по величине.
- Хорошая защита от грязи.
- Элементарное сочетание с механизмом стояночного тормоза.
Минусы барабанных тормозов:
- Существует возможность перегрева при больших нагрузках из-за плохого охлаждения.
- Проблема плохой самоочистки. Тормозной механизм не даст машине тронуться с места, если внутрь барабана попадёт влага и при минусовых температурах образуется лёд.
- Сложно проконтролировать степень износа тормозного механизма, придётся снимать барабан.
- Колодки изнашиваются неравномерно. Как правило, передняя изнашивается быстрее. Иногда, из строя может выйти и какая-то часть колодки из-за заедания или неправильной регулировки механизма.
Дисковые тормоза. Когда стала заметно расти мощность моторов и скорость легковых автомобилей, возникли дисковые тормоза.
Плюсы дисковых тормозов:
- Большая эффективность из-за равномерного прилегания колодок к дискам.
- Хорошая охлаждаемость.
- Лёгкость и компактность.
- Способность к самоочистке.
- Не возникает проблем с диагностикой, обслуживанием и заменой.
- Есть возможность точной регулировки.
- Возможность применения многопоршневых суппортов, использования перфорации, разнообразных газо- и грязеотводящих канавок, насечек.
Минусы дисковых тормозов:
- При попадании холодной воды на раскалённую рабочую поверхность, может произойти деформация или растрескивание тормозного механизма.
- При работе, выделяется слишком много тепла.
- Незащищённость от коррозии и загрязнений.
- При использовании стояночного тормоза колодки могут примёрзнуть к дискам на задней оси, именно поэтому до сих пор на легковых авто использовали и используют барабанные тормоза на задней оси при дисковых на передней.
Появляется вопрос почему бы инженерам не соединить положительное от дисковых и барабанных тормозов в один механизм и попутно избавиться от минусов? Естественно попытки были. В качестве такого оборудования автоконцерн Chrysler предлагал дисковые тормоза, помещённые в барабаны. Автопроизводитель Audi ставил гибридные механизмы на серийные модели V8 и 200. Эти тормозные механизмы заработали прозвище UFO за соответствующий вид. Но, к сожалению, попытки создания таких механизмов не увенчались успехом, так как гибридные механизмы соединяли в себе скорее минусы, чем плюсы.
Вывод. Если подумать, то наилучшим для семейного авто является совмещение барабанных тормозов на задней оси и дисковыми на передней.
Из-за большей результативности при больших нагрузках дисковые тормоза лучше годятся быстрым и мощным автомобилям. Ну и конечно дисковые тормоза выглядят более красиво, что и является основанием установить именно их на свой модный автомобиль.
Барабанные тормоза до сих пор актуальны. Почему?
– На производство тормозных механизмов барабанного типа тратится меньше денег, чем на дисковые. Поэтому при покупке нового автомобиля с такой системой можно думать, что он нам обойдется на 150-200 долларов США дешевле;
– Ресурс барабанных тормозов больше дисковых примерно в 2,5-3 раза. С среднем барабаны способны ходить по 100-150 тысяч километров пробега до серьезного ремонта или замены тех или иных деталей, но это напрямую будет зависеть от манеры езды водителя;
– Следовательно, если выше ресурс всего механизма, то и увеличиваются интервалы замены расходников, а значит мы меньше будем тратить денег на его обслуживание.
– Плохое пятно контакта, следовательно менее эффективны при торможении;
– Быстро нагреваются на больших скоростях (более 90 километров в час) из-за того, что конструкция закрытого типа. Быстрый нагрев все также ведет к снижению эффективности при торможении;
– Зачастую сильно загрязняются изнутри пылью и грязью, в следствии чего быстрее наступает износ колодок, а также падают тормозные свойства;
– Кропотливое и более трудоемкое обслуживание, чем у дискового механизма. Довольно часто при разборе механизма его элементы просто закоревают на своих местах и нередко приходится использовать специальные инструменты для их демонтажа.
– Эффект при торможении значительно лучше, чем у барабанов;
– Незначительный нагрев в сравнении все с теми же барабанами. Особенно выделяются на этом фоне вентилируемые и перфорированные диски. Благодаря постоянному обдуву воздухом, они значительно не нагреваются;
– Особо не загрязняются в процессе функционирования, как барабанные механизмы;
– Легко обслуживаются и меняются на новые, как говорится при наличии желания, а также необходимого инструмента под рукой, процедуру можно провести самостоятельно.
– Зачастую колодки в таких системах приходится менять через каждые 30 тысяч километров пробега (передние) и через 40 тысяч километров пробега (задние);
– Быстрый износ дисков, который приводит к полной негодности элемента на пробеге в 70-80 тысяч километров;
– Появление скрипов при сильном нагреве колодок и дисков, особенно четко данный момент прослеживается на не вентилируемых механизмах.
Видео: “Какие тормоза лучше: дисковые или барабанные? Особенности, принцип работы, плюсы и минусы”