Svarkin-spb.ru

Агрессия за рулем

Эксперт – о дорожных разборках: “Ни один психиатр на медкомиссии на глаз не определит, что человек склонен к агрессии за рулем”

Происшествия на дорогах все чаще перерастают в драки с использованием оружия. 13 сентября в Москве водитель разрешил конфликт тем, что выстрелил в ногу своему оппоненту, а затем и в машину с его женой и детьми. В июне в Петербурге перепалка на дороге переросла в драку с топором, а ранее в Москве участника конфликта до смерти забили бейсбольной битой. Вызвать неадекватную реакцию у водителя может подрезавший его автомобиль, неправильная парковка и даже пешеход, недостаточно быстро переходящий дорогу.



О том, что провоцирует на агрессию, рассказал завотделом медицинской психологии “Научного центра психического здоровья” РАМН Сергей Ениколопов.

Почему водители так часто из-за мелочей хватаются за оружие?

Ениколопов: Потому что оно у них есть. Когда у человека есть оружие, он ведет себя более агрессивно и начинает его применять. Хотя, если бы его не было, может быть, в ход пошли монтировки. Но важно именно то, что человек с оружием ведет себя более агрессивно, чем человек без оружия. Человек становится агрессивнее, даже если в его поле зрения просто появляется оружие. Пистолет, топор, бита или монтировка не всегда должны лежать в машине. Если они там есть, значит, человек намеренно их туда положил.

Изменил бы ситуацию запрет на ношение оружия?

В таком случае кто-то будет незаконно покупать, кто-то будет обходиться битой и монтировкой. Монтировку и домкрат вы не запретите, биту кто хочет, тот и покупает. Хотя запрет огнестрельного и травматического оружия уменьшил бы агрессию.

Правда ли, что водители чаще разрешают конфликты при помощи оружия, чем пешеходы?

Исследований таких пока нет. Не ясно, это водители покупают оружие для того, чтобы защищать себя и свою машину, как они считают, или водители богаче пешеходов и поэтому могут позволить себе такую роскошь, как оружие. Но, действительно, пешеходы более миролюбивы.

Меняется ли поведение человека, когда он садится за руль?

Он чувствует себя более уверенно, самооценка у него повышается, часто он ведет себя более нагло. Особенно если машина большая, тяжелая, и он меряется своим престижем и достатком с окружающими. Огромное количество людей со страхами и тревогами начинают приобретать дорогие, тяжелые машины. Когда при московских пробках люди покупают машины, которые больше напоминают грузовики, – это не рациональный выбор. Это страхи, тревоги вылезают, а обратная сторона страхов и тревог – агрессия.

Кто чаще других подвержен таким всплескам агрессии?

Сложно сказать. Есть ситуативные факторы. Например, в жару агрессия проявляется чаще. Усталость, пробки, неприятности на работе. Всего вроде бы понемножку, а вместе может привести к взрыву.

Если оставить за скобками ситуативные факторы, в чем психологические причины агрессии?

Это защита своего “я”. Грубо говоря, тварь я дрожащая или кто? Человек ощущает, что его не уважают. А на дороге это всегда очень заметно – и по маркам машин, и по отношению водителей друг к другу. Угроза самооценке, угроза своему представлению о себе провоцирует на насилие.

Такое поведение – это патология, или любой человек под влиянием перечисленных факторов может внезапно схватиться за оружие?

Не любой, но многие. Это не является патологией, это комбинация факторов. В Америке одна из форм наказания агрессивных водителей – отправить их на курсы управления гневом, которые есть при многих университетах.

Насколько они действенны?

Считается, что действенны, обратных материалов я не видел. Но знаю, что уже несколько лет в ряде штатов они существуют. Американская полиция не будет же просто так отправлять, эти курсы не принадлежат полиции, они университетские.

А нам нужны такие курсы?

Курсы нужны, но для этого должна быть инфраструктура. Должны быть очень хорошие психологи, институты, свои исследования, потому что у нас есть свои проблемы, которые нас поражают. Должно быть взаимодействие ГАИ и каких-то психологических центров, чтобы оттуда им отвечали, что человек прошел курс. Американцы тоже не сразу это все создавали, но сейчас во всех больших городах есть хорошие университеты, куда людей отправляют.

Читать еще:  Для чего нужно менять масло

Если однажды человек проявил агрессию на дороге, есть вероятность, что он и в дальнейшем будет решать дорожные споры с помощью оружия?

Да. И это задача уже для психологов – определять вероятность рисков.

На ваш взгляд, как нужно за такое поведение наказывать?

В рамках Уголовного кодекса. Разницы между водителем и просто человеком, который выхватил оружие, никакой нет.

Растет ли в последнее время уровень агрессивности?

Нет. Сейчас не 90-е. Жизнь налаживается, она стала более структурированной. Огромное количество людей знают, где они работают, сколько они получают, как они живут. Чем более структурированная жизнь, тем она более налаженная, тем меньше преступлений.

Влияет на уровень агрессии негативный информационный фон?

Когда идет сообщение, что кого-то убили, люди слышат это по всем каналам. Убили одного человека, а кажется, что пять-шесть. Это влияет, кого-то такие новости могут подтолкнуть к насилию. Если же вы имеете в виду Украину, то это отдельная вещь. Она может вызвать агрессию только между собой: кто-то из-за позиции по Украине может поссориться, но сказать, что у нас из-за этого происходит рост преступности, нельзя.



Как заранее определить, что человек склонен к агрессии за рулем, например, при прохождении медкомиссии у психиатра?

Это сложно. Пока нет методики, ни один психиатр на глаз это не определит. Более того, из-за этого может возрасти коррупционная составляющая. Один психиатр будет за деньги говорить, что кто-то кроткий, а другой – что агрессивный. Объективно, такие хорошие психологические методики должны разрабатываться специально.

А на дороге можно понять, что в соседней машине сидит потенциальный агрессор и с ним стоит быть аккуратнее?

Это субъективно, иногда чувствуется.

Если конфликт уже возник и человек схватился за оружие, что делать?

Бежать. Других вариантов тут нет.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Термин «агрессивное вождение» появился лишь в 1980-х годах, когда появилось большое количество сообщений о водителях, мешающих другим участникам движения своим поведением на дороге.

На сегодняшний день психологи еще не определились с тем, как классифицировать агрессивное вождение. Они пока не уверены в том, что регулярные приступы агрессии у отдельных водителей можно классифицировать как признаки психического заболевания.

Тем не менее, недавнее исследование, проведенное в США, показало, что, как правило, агрессивная модель поведения на дороге является результатом расстройства прерывистой вспыльчивости. Это состояние характеризуется импульсивным поведением и вспышками гнева, которые проявляются в поведении или на словах. В приступе гнева люди могут подвергать себя и других опасности, за что впоследствии будут испытывать стыд и сожаление.

Поводом для вспышки гнева могут стать эмоциональные проблемы, стресс и т.д. Напряжение, как утверждают исследователи, скапливается и из-за того, что водителя ограничивают дорожные знаки и правила движения, хотя он уверен, что мог бы двигаться гораздо быстрее. Раздражение накапливается, становясь одним из предвестников стресса.

Ранее исследования показывали, что женщины менее терпимы, чем мужчины, к проблемам на дороге. Их раздражают пробки, мотоциклы, велосипедисты и т.д. Мужчины, как выяснилось, чаще проявляют доброту и понимание. Психологи объясняют это тем, что женщины чаще возят детей в машинах. Любая нестандартная ситуация вызывает у них всплеск адреналина, который в древности помогал защитить потомство, но в наши дни выражается как агрессивное поведение на дороге.

Тем не менее, половина женщин скрывают свое раздражение под вежливым поведением: они пропускают автомобили вперед и благодарно машут другим водителям, накапливая стресс. На это, опять же, влияет наличие детей в салоне, которые заставляют своих родителей вести себя лучше, чем они бы это делали в одиночестве.

Читать еще:  Ипподромные трековые гонки в России

Между тем, несмотря на то, что «агрессивное поведение» входит в законодательство все большего количества стран, наказание за него остается не слишком жестким. В большинстве случаев агрессоров ждет штраф, либо исправительными работами или лишением свободы на короткий срок.

Несмотря на то, что все больше инцидентов на дороге приводят к проявлению агрессивного поведения, ему подвержены не все люди. Лишь 4% водителей признаются, что практикуют агрессивное поведение на дороге на постоянной основе. Для остальных оно до сих пор остается аномальным событием. Зачастую другие участники движения принимают на себя роль добровольных дружинников, усмиряющих агрессора.

Исследователи подготовили несколько рекомендаций, которые помогут выпустить пар. Пожалуй, самым главным правилом остается взаимная вежливость. Постарайтесь быть более вежливыми к вашим оппонентам независимо от того, как они себя ведут. Только уважение к окружающим вызывает ответное желание быть обходительным с другими участниками движения. Попробуйте потренироваться в сострадании и доброте, хотя это, вероятно, будет сложнее, чем в других ситуациях.

Они рекомендуют вербализовать свои эмоции. Иными словами, раздражение по поводу других участников движения не следует держать в себе, ругаться можно и даже нужно, однако вполне достаточно будет проговорить все, что вы хотели сказать, «в пространство», не открывая окна и не адресуя свои выпады никому конкретно.

Более чем полезно будет ударить пару раз по боксерской груше. Конечно, в ограниченном пространстве установить настоящую грушу будет непросто, однако всегда можно найти ее заменители. Некоторые производители выпускают компактные модели-антистресс, которые можно закрепить на приборной панели. Кроме того, никто не запрещает ударить по рулю.

Психологи рекомендуют сначала подумать, а потом действовать. Они напоминают, что ошибки допускают все, включая и любителей агрессивного поведения за рулем. Прежде, чем наказывать кого-то за ошибки, вспомните, не поступаете ли вы так же в аналогичных ситуациях.

Если вы решили наказать других участников движения за какую-то выходку на дороге, в первую очередь, вспомните, что вы не наделены какими бы то ни было полномочиями для этого. Вы не полицейский и это не является частью вашей работы. Если водитель действительно угрожает безопасности, сделайте фото- и видеодоказательства, запишите номер нарушителя, а затем передайте эти данные в ГИБДД. В противном случае наказание будет ждать не только лихача, но и того, кто решил наказать других участников движения.

Главной заботой остается безопасность вас и ваших пассажиров. Помните, что агрессивное поведение всегда вызывает исключительно ответный гнев – «око за око, зуб за зуб», что может повлечь драку в которой акценты смещаются не на воспитание лихача, а на то, кто здесь главней. Задуматься о своем поведении это не заставляет никого.

Еще одним верным способом остается контроль дыхания. Это упражнение является испытанным средством борьбы со стрессом. Задача состоит в том, чтобы снизить частоту сердечных сокращений, что быстро и эффективно поможет успокоиться. Сделайте несколько долгих вдохов, которые заполнят все легкие воздухов. Задержите дыхание на несколько секунд, а затем медленно выдыхайте. Повторите цикл столько раз, сколько сможете.

Как избежать агрессии на дорогах?

Практически каждый водитель хотя бы раз в своей водительской практике сталкивался с хамством и агрессий на дорогах. Дорожное безумие приводит к тому, что каждые десять минут на американских дорогах гибнет один человек, на дорогах России каждые семь минут учитывая, что у нас в десять раз меньше машин, чем в той же Америке. Следует отметить, что люди гибнут не обязательно в ДТП, а в потасовках, которые устраивают между собою агрессивно настроенные водители. Нас раздражают малейшие вещи, отрицательные эмоции давят на нас, мы вечно спешим суетливо по инерции, без всякой в принципе нужды. Возникает вопрос, как избегать конфликтов с агрессорами на дорогах?

Читать еще:  Пару слов об устройстве редуктора ГБО

Американский психолог, руководитель Института стрессовой медицины штата Коннектикут Джон Ларсон в своей работе под названием «Дорожное безумие» исследовал феномен ярости за рулем. Он утверждает, что причиной агрессии на дороге является не хулиганство, а болезнь, во многом сходная с алкоголизмом: «Вспышка эмоций овладевает водителем, ведет к насилию и крайне рискованным действиям. Эти вспышки могут привести к патологическим изменениям в организме. В результате – болезнь».

Доктор Джон Ларсон предлагает пять принципов, которые помогут изменить свое поведение за рулем:

  1. Вместо «доехать как можно быстрее» — «доехать как можно комфортнее». Спланировать поездку с запасом по времени, получить удовольствие от расслабленной, спокойной езды, музыки в салоне и беседы с попутчиками.
  2. Вместо «быть королем на дороге» — «быть на дороге королем». Получать удовольствие не от обгона всех и вся, а от спокойной езды в чистой, исправной машине, дополняющей ваше хорошее настроение.
  3. Вместо «попробуй меня сделать» — «смотри, я — джентльмен». Обращаться с людьми на дороге так же, как вы обращались бы со своими пассажирами. Великодушно уступать им, испытывая удовольствие вежливого человека, но — не унижение.
  4. Вместо «этого нельзя позволить на дороге» — «живи и дай жить другому». Признать, что вы не вправе контролировать поведение других за рулем. Вспомнить, что даже во время простой прогулки вы должны переступать лужи, обходить препятствия и движущихся вам навстречу людей.
  5. Вместо «преподать ему урок» — «оставить наказание для полиции».

Помнить, что обидевшие вас водители в подавляющем большинстве не ставили перед собой такой цели. Они просто превысили скорость, были невнимательны, усталы, злы. Со злостными хулиганами тем более опасно вступать в конфронтацию. В США ситуация улучшилась за счет введения единого номера по всей стране по которому можно позвонить и сообщить об агрессивном поведение на дороге. Многие водители имеют при себе пачку карточек на случай непредвиденного инцидента. В карточку необходимо вписать номер нарушителя и отправить по почте. Если на данного кандидата придет 20 таких замечаний, полиция Вам сделает предупреждение, свыше 30 вынуждена будет начать расследование.

Бельгийские исследователи института EOS-Gallup Europe пришли к выводу, что наиболее агрессивные водители живут в России, Франции, Австрии, США и Бельгии. Наименее агрессивные автомобилисты живут в Швеции, Италии, Финляндии и Испании. Интересно, что в каждой стране агрессивное поведение выражается по-своему. Например, в Австралии и Великобритании признак агрессии выражается средним пальцем. В Японии и Германии основным агрессивным фактор неуважения является несоблюдение дистанции между автомобилями. В Аргентине это словесные ругательства и оскорбления.

Итак, полезно научиться планировать свои поездки без напряжения, связанного со временем. Получайте удовольствие от езды на своем автомобиле и не нервничайте по пустякам: слушайте радио, любимую музыку, общайтесь с попутчиком, при этом старайтесь не превышать установленную максимальную скорость движения. В результате это сделает вашу поездку более благоприятной и безопасной!

И в заключение совет: если вас охватывает волнение за рулем, рекомендуем прибегнуть к дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на состояние психики человека, используется в качестве средства управления своими эмоциями. Первый этап: медленно вдохните и выдохните через нос на счет 5. Далее: так же вдохните, и выдохните на счет 10, 15, 20. Постарайтесь расслабиться. В чрезвычайном случае — остановите машину и отойдите от нее. Этот способ поможет вам сразу успокоиться. Следите за своими эмоциями и в награду получите истинное удовольствие от вождения своего автомобиля!

Использованная литература:
1. Гейко Ю. В. Автоэнциклопедия.-М.:Престиж книга: Рипол классик,2006.-544 с.:ил.-(Высшая школа водительского мастерства).
2. РИА Новости

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector