Отличительные особенности щелочных аккумуляторов
ЩЕЛОЧНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ
5. ЩЕЛОЧНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ.
По сравнению с кислотными аккумуляторами щелочные аккумуляторы обладают следующими достоинствами: они значительно легче, не боятся толчков и сотрясений, не портятся от коротких замыканий, а также от больших зарядных и разрядных токов, могут длительное время оставаться в разряженном состоянии. Но щелочные аккумуляторы дороже свинцовых и имеют меньшую ЭДС. Они отдают при разряде не более 65% энергии, полученной во время заряда. Электролитом в щелоных аккумуляторах служит раствор щелочи (едкого кали или едкого натра) с небольшой добавкой едкого лития, который несколько увеличивает ёмкость. Для этих аккумуляторов применяются железные никелированные сосуды. Пластины представляют собой железные рамки с коробочками из тонкого листового железа, имеющего много отверстий. Эти коробочки наполнены активной массой, состоящей для положительных пластин из гидрата оксида никеля и графита, а для отрицательных пластин – из кадмия и железа. Аккумуляторы с такими пластинами называются кадмиево-никелевыми. Кроме того, применяются ещё железо-никелевые аккумуляторы, у которых активная масса имеет несколько иной состав и не содержит кадмия. Свойства аккумуляторов обоих типов примерно одинаковы.
Положительные пластины обычно соединяются с сосудом аккумулятора, а отрицательные пластины изолируются от него. В каждом аккумуляторе количество положительных пластин на одну больше, чем отрицательных. На рис. 11. показан внешний вид одного из щелочных аккумуляторов.
Рис.11. Внешний вид Рис.12. Устройство герметичного
щелочного аккумулятора кадмиево-никелевого аккумулятора.
ЭДС щелочных аккумуляторов ниже, чем кислотных, и менее постоянна. Рабочим значением можно считать 1,2 В. В начале разряда ЭДС достигает 1,4 В, а когда напряжение падает до 1 В, разряд следует считать законченным и надо поставить аккумулятор на заряд. Нормальный заряд щелочных аккумуляторов продолжается шесть часов, причем ток должен составлять емкости аккумулятора.
Номинальный разрядный ток принимается равным, емкости. При необходимости допускается ускоренный заряд.
«Кипение» электролита у щелочных аккумуляторов происходит в течение всего заряда и поэтому не может служить признаком его окончания. Последнее определяется главным образом по продолжительности заряда и по значению ЭДС каждого элемента. Необходимо иметь виду, что лучше перезарядить щелочной аккумулятор, чем недозарядить его.
Во время заряда и в течение двух-трех часов после него пробки должны быть вынуты из аккумулятора. Электролит у щелочных аккумуляторов имеет неприятную особенность: он образует мелкие кристаллы, которые покрывают внутри все стенки сосуда и «выползают» наружу, загрязняя выводы от пластин. Для устранении этого явления нужно добавить в каждый элемент несколько капель вазелинового масла, а также смазывать вазелином все части на верхней крышке. Желательно менять электролит один раз в шесть месяцев. Срок службы щелочных аккумуляторов составляет не более 1000 циклов заряд-разряд.
В процессе работы при низких или высоких температурах щелочные аккумуляторы заметно снижают емкость. Чтобы уменьшить такую потерю емкости, при температуре выше +20° следует в качестве электролита применять раствор едкого натра плотностью 1,16 – 1,18. Заряд в жаркую погоду рекомендуется осуществлять вечером или ночью. Зимой при температуре –15° нужно применять едкий кали плотностью 1,3. При температуре от –15° до +20° применяют раствор едкого кали плотностью 1,18 – 1,20. Следует помнить, что едкая щёлочь, как кислота, может испортить одежду и вызвать ожоги. Для нейтрализации щелочи под руками нужно иметь раствор борной кислоты или уксус.
Промышленностью выпускаются герметичные щелочные (кадмиево-никелевые) аккумуляторы малого размера двух типов дисковые и цилиндрические. Дисковые аккумуляторы по внешнему виду похожи на герметичные малогабаритные сухие элементы (рис. 12). Они имеют стальной никелированный корпус, состоящий из двух частей, между которыми находится герметизирующая резиновая прокладка. Находящиеся внутри корпуса положительный и отрицательный электроды отделены друг от друга сепаратором. Самый маленький дисковый аккумулятор имеет диаметр 11,6 мм, высоту 5,5 мм и массу 2 г.
Цилиндрические малогабаритные аккумуляторы отличаются от дисковых формой корпуса и наличном нескольких положительных и отрицательных пластин, для крепления которых в корпусе имеются кольцевые канавки.
У всех герметичных аккумуляторов напряжение в начале разряда составляет 1,3 В, в конце разряда – 1 В. Заряд их рекомендуется проводить в течение 15 ч током, составляющим 0,1 емкости. Эти аккумуляторы могут работать при температуре от –10° до +50°С. Если рабочая температура ниже нуля, то емкость значительно снижается. При –10° емкость вдвое меньше, чем при +20 °С. После 500 циклов заряд-разряд емкость снижается на 50 %. Саморазряд при хранении заряженных аккумуляторов довольно велик. За тридцать суток хранения ёмкость уменьшается на 40 %.
Помимо одиночных аккумуляторных элементов, выпущены также батареи из нескольких дисковых или цилиндрических аккумуляторов, помещенных в пластмассовый корпус.
Многие десятки лет единственными применяемыми типами аккумуляторов, были кислотные и щелочные (кадмиево-никелевые или железо-никелевые) аккумуляторы. В последнее время стали выпускаться серебряно-цинковые щелочные аккумуляторы.
По сравнению со старыми типами эти новые типы аккумуляторов имеют значительно большую емкость, малые объём и массу, очень малый саморазряд, малое внутреннее сопротивление. Они допускают число циклов заряд-разряд до 500. Отдача по емкости у них до 100%, по энергии – до 85%.
Положительные пластины серебряно-цинкового аккумулятора делаются из серебра и оксида серебра. Отрицательные пластины спрессованы из порошка цинка в оксида цинка. Пластины находятся в сосуде из пластмассы. Электролитом является раствор едкого кали плотностью 1,4. Рабочее напряжение 1,5 В, а в самом начале разряда оно достигает 2 В. В конце разряда напряжение начинает резко снижаться и тогда аккумулятор следует ставить на заряд. Напряжение в течение всего разряда стабильно, и поэтому аккумулятор этого типа можно использовать в качестве источника эталонного напряжения.
Серебряно-цинковые аккумуляторы допускают разряд очень большими токами. В течение 15 мин аккумулятор можно разрядить почти до полного использование емкости. Номинальная рабочая температура составляет –30° до +70 °С. Недостатком этих аккумуляторов является высокая стоимость.
1. Л. М. Пиотровский., Электрические машины, – М.: Госэнергоиздат,1960. – 532с.
2. Пособие для изучения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей . Электрическая часть электростанций и электрические сети, – М.: Госэнергоиздат,1962. – 560с.
3. И. П. Жеребцов., Электрические и магнитные цепи. Основы электротехники, – Л.: Энергоатомиздат,1987. – 256с.
4. Справочник по наладке электроустановок и электроавтоматики, – Киев: Наукова думка, 1972. – 624с.
5. Справочник по физике, – М.: Наука,1971. – 940
Чем щелочной аккумулятор отличается от кислотного?
Многим известно что в наших машинах используется два принципиально различных типа аккумуляторов, кислотный и щелочный. Но немногие знают в чем же реальное отличие этих двух видов. Ниже мы сможем с вами разобраться, какие основные преимущества и недостатки этих видов.
Устройство кислотного аккумулятора
Кислотный аккумулятор как правило состоит из нескольких(как правило двух) групп свинцовых пластин, помещенных в серную кислоту, сами пластины при этом делаются решётчатыми.
Устройство щелочного аккумулятора
В основном тут используются железные или никелевые пластины, помещенные в раствор едкого калия. Сами же пластины производятся из никелированного железа с большим количеством отверстий. Раствор щелочи в данном аккумуляторе используется как электролит.
Срок службы
Итак, основным и даже ключевым критериев при выборе аккумулятора для любого потребителя является высокий срок службы. Здесь как раз лучший вариант именно щелочный аккумулятор. Известно что при длительном простое свои свойства и характеристики щелочный аккумулятор сохраняет гораздо дольше.
При физическом воздействии сохранность пластин у них более стойкая, в свою очередь как у кислотных аккумуляторов пластины более хрупкие. Тут дело в том что у щелочных пластины из никелированного железа, а у кислотных пластины свинцовые идут с добавками сурьмы. Именно из за этого пластины подвержены ломкости, и кислотные аккумуляторы требуют более бережного к себе отношения.
Переносимость нагрузок
Весомым плюсом кислотных аккумуляторов состоит в том что, напряжение в них выдается 2 В., в свою очередь в щелочных всего 1,25В. Еще одной немаловажной особенностью у этих аккумуляторов является различный состав используемого электролита. Благодаря более качественному составу электролита в щелочных аккумуляторах, им с большей легкостью получается переносить небольшие перегрузки, а также короткие замыкания.
Из положительных моментов у кислотных аккумуляторов стоит выделить их низкую стоимость. А так же тот фактор, что они гораздо лучше переносят глубокую разрядку и дальнейшую зарядку с нуля. Для них не нужны какие то специальные, дорогостоящие зарядки, а подойдут самые обычные и дешевые.
Внешний вид
Внешне аккумуляторы можно отличить по корпусу. Как правило, у щелочных аккумуляторов он стальной, у кислотных пластиковый. Также они сильно отличаются по массе, щелочные гораздо легче кислотных.
Утилизация
Большим недостатком у кислотных аккумуляторов является повышенное содержания яда (сурьмы) ,что затрудняет его утилизацию.
Основные моменты по уходу за кислотными аккумуляторами
- Нельзя оставлять разряженный аккумулятор дольше чем на сутки.
При хранении аккумулятора его следует немного разрядить, после слить старый электролит и желательно промыть пластины дистиллированной водой. - Заряд аккумулятора не должен падать ниже 1,8 В .
- Заряжать аккумулятор стоит при открытых банках, и до того времени пока во всех не будет одинаково кипеть электролит.
- Если ваш заряженный аккумулятор некоторое время был в инертном состоянии, то через некоторое время его следует подзарядить.
Основные моменты по уходу за щелочными аккумуляторами
При зарядке пробки нужно обязательно снимать во избежания перегрева и разрушения АКБ. После успешной зарядки ( время около полусуток в зависимости от степени разряженности АКБ) пробки необходимо поставить на место.
Заряд аккумулятора не должен падать ниже 1,1 В.
По истечении года электролит необходимо заливать заново, а в течении года необходимо подливать дистиллированную воду. Когда соберетесь сменить электролит, АКБ необходимо промыть водой и разрядить до 0,8 В.
Вывод
Какой же вывод из всего вышесказанного можно сделать? Если вы обслуживаете свой аккумулятор на регулярной основе то кислотной аккумулятор для вас предпочтителен. Если же сама техника работает не регулярно, без необходимого обслуживания, то есть смысл приобрести щелочной аккумулятор.
Конструкция, принцип действия щелочных аккумуляторов
В гражданской авиации России и других государств используются никель-кадмиевые аккумуляторы, которые конструктивно и по своим электрическим характеристикам подобны друг другу.
В качестве активного вещества положительных электродов в никель-кадмиевых аккумуляторах используется гидрат окиси никеля, отрицательных электродов – губчатый кадмий. Электролитом является водный раствор едкого кали (КОН).
Электрохимические процессы, происходящие при разряде и заряде аккумулятора описываются выражением:
2Ni(OH) 2 + KOH + Cd 2Ni(OH) 2 + KOH + Cd(OH) 2
В отличие от кислотных аккумуляторов в щелочных аккумуляторах плотность электролита при заряде и разряде аккумулятора почти не изменяется. При эксплуатации плотность электролита выбирают в зависимости от температуры, при которой предполагается использование аккумулятора.
ЭДС аккумулятора (одного элемента) составляет 1,36 В и не зависит от температуры и плотности электролита. Для получения напряжения аккумуляторной батареи 24÷25 В используется батарея из двадцати последовательно включенных аккумуляторов (элементов). Ёмкость никель-кадмиевого аккумулятора мало зависит от величины тока разряда.
Конструктивно самолётная щелочная батарея аккумуляторов состоит из двадцати отдельных аккумуляторов (элементов) НКБН-25 (рис.2.2.1.), каждый из которых имеет индивидуальный корпус из полихлорвинила
Рис.2.2. Щелочной аккумулятор (элемент) НКБН-25
1 – корпус ; 2 – блок пластин (электродов); 3 – крышка; 4 – мостик;
5 – борн (полюсной штырь); 6 – гайка; 7 – уплотнительное кольцо;
8 – пробка; 9 – шайба; 10 – экран.
(или полиамидной смолы). В каждом элементе расположены блоки из 15 положительных и 14 отрицательных электродов (пластин), которые отделены друг от друга сепаратором, выполненным из одного слоя капрона и одного слоя щёлочестойкой бумаги. В верхней части каждого элемента расположены два борна (полюсных штыря с резьбой в верхней части), а также резьбовое отверстие для заливки электролита. Положительный борн маркируется знаком + (см. рис.2.2.3). Отверстие после заливки электролита глушится пробкой, которая не даёт выливаться электролиту при любом положении самолёта, а также обеспечивает сообщение полости аккумулятора с воздушной средой.
Рис.2.3. Общий вид щелочной батареи 20НКБН-25
1 – ручка затвора; 2 – ручка для переноски; 3 –замок; 4 – корпус; 5 и 14 – соединительные шины (накладки); 6 и 9 – прокладки; 7- шайба; 8 – гайка;
10 – крышка; 11 – окна; 12 – изоляционный уголок; 13 – аккумулятор НКБН-25;
15 – стержень крепления.
Элементы размещаются в общем стальном корпусе в 2 ряда (рис.2.2.3). Ряды отделены друг от друга изолирующей прокладкой 4. Аккумуляторы НКБН-25 отделены друг от друга и от корпуса батареи с помощью прокладок, которые помимо изоляции обеспечивают плотное размещение элементов в корпусе батареи. Для последовательного соединения элементов между собой предусмотрены шины 3 и 7 в виде накладок, которые надеваются на положительный и отрицательный полюса соответствующих элементов и крепятся с помощью гаек.
Для контроля уровня электролита на боковых стенках корпуса предусмотрены смотровые окна.
Сверху корпус закрывается пластмассовой крышкой 10 (рис.2.2.2.), которая закрывается защёлкивающимися (патефонными) замками 3.
Для изоляции корпуса батареи от металлической конструкции самолёта к основанию с двух сторон прикреплены изоляционные уголки.
Рис. 2.4. Вид на аккумуляторную батарею 20ЕКБН-25 сверху.
1 – розетка штепсельного разъёма; 2 – корпус; 3 – соединительная шина (накладка); 4 – прокладка; 5 – гайка; 6 – прокладка задняя; 7 – шина;
8 – аккумулятор (элемент) НКБН-25; 9 – вывод.
Для подсоединения батареи к бортовой сети на задней стенке корпуса расположен штепсельный разъём РША-1.
Основные данные аккумуляторной батареи 20НКБН-25:
– напряжение при токе нагрузки 80÷100 А не менее 24 В
– максимальный разрядный ток……………………….650 А
– ёмкость при токе разряда 10 А………………………..25 Ач
– время разряда при токе 50 А…………………………..22 мин
– время разряда при токе 100 А…………………………11 мин
– отдача по ёмкости……………………………………. 80÷85 %
Вместо отечественных аккумуляторных батарей 20НКБН-25 на самолётах и вертолётах гражданской авиации разрешается комплектная установка французских аккумуляторных батарей аккумуляторных батарей 26108 фирмы SAFT и 20FR25Н1С-R VARTA, которые полностью взаимозаменяемы с аккумуляторными батареями 20НКБН-25.
Данные аккумуляторные батареи состоят из двадцати никель-кадмиевых элементов (аккумуляторов) типа VHP 260 KH-3. Каждый элемент имеет индивидуальный корпус из полиамидной пластмассы. Все элементы размещаются в общем корпусе из нержавеющей стали, полностью идентичном корпусу аккумуляторной батареи 20НКБН-25. Электролит – раствор едкого калия (КОН) с относительной плотностью 1,30. Аккумуляторные батареи могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -40°С до +71°С.
Номинальное напряжение при токе 90 – 100А составляет 24В. При температуре воздуха ниже -5°С при проверке аккумуляторной батареи допускается напряжение;
22,5 В – для аккумуляторных батарей SAFT :
23 В – для аккумуляторных батарей VARTA.
Достоинства щелочных аккумуляторных батарей:
Щелочные аккумуляторы в сравнении с кислотными имеют следующие преимущества:
– меньше масса (примерно на 4¸5 кг);
– больше удельная мощность;
– не боятся ударов;
– не боятся вибрации;
– не боятся коротких замыканий во внешней цепи;
– не боятся недозарядов и глубоких разрядов;
– хранятся в разряженном состоянии;
– имеют больший срок службы;
– проще в эксплуатации.
Щелочные аккумуляторы имеют и недостатки, из которых самый существенный – явление “теплового разгона”. “Тепловой разгон” возможен только в конце заряда щелочного аккумулятора от мощного источника постоянного тока. Он проявляется в виде резкого роста тока заряда с одновременным ростом температуры электролита.
Тепловой разгон возможен при наличии одновременно трех факторов:
– заряд аккумулятора от источника постоянного тока значительно более мощного, чем аккумуляторная батарея;
– заниженный уровень электролита (значительная поверхность электродов и сепаратора находятся над поверхностью электролита);
– в сепараторе над поверхностью электролита есть повреждения, через которые могут проникать газы, образующиеся при заряде аккумулятора.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10246 – | 7936 –
или читать все.