Svarkin-spb.ru

Как выбрать аккумулятор для мотоцикла?

Выбор аккумулятора для мототехники

Выбор аккумулятора для мотоцикла

Большинство АКБ на мотоцикл 12 вольтовые, исключение – 50 кубовые байки, которые, как и аккумуляторы на скутер, требуют 6 вольтовые АКБ. Особенность эксплуатации мотоаккумулятора в том, что он больше подвержен воздействию неблагоприятных погодных условий и испытывает больше вибраций, чем аккумулятор на легковой автомобиль. Это необходимо учитывать при выборе батареи на мотоцикл: корпус должен быть герметичным, исключающим вытекание электролита, иметь защиту от вибраций, опрокидываний, ну и, конечно, радовать своей емкостью и подходить по размерам.

Гелевый мотоаккумулятор

Если купить гелевый мотоаккумулятор, можно исключить вытекание электролита из АКБ, а заодно избавиться от хлопот, связанными с проверкой количества жидкости. В нем вода не закипит, а значит, не надо ее подливать. Гелеобразное состояние раствора серной кислоты достигается за счет добавления диоксида кремния. Отметим, не стоит путать гелевые аккумуляторы (от слова «гель»), с «гелиевыми», которых не существует, поскольку газ гелий не используется в батареях.

Гелевые аккумуляторы на мотоцикл имеют недостаток – сравнительно высокая стоимость, в остальном они превосходят традиционные АКБ. Что касается последних, то выкипающая кислота не только снижает срок работы батареи и требует ухода, но и разрушает различные разъемы, раму, проводку и другие места, куда могут попасть пары серной кислоты во время езды. Поэтому на сегодняшний день, гелевый аккумулятор на мотоцикл – самый оптимальный вариант.

Купить гелевые аккумуляторы не сложно – они представлены практически во всех специализированных магазинах, но подобрать вариант, удовлетворяющий и качеством, и ценой сложнее. Впрочем, встречаются производители, удовлетворяющие обоим параметрам. Например, гелевые аккумуляторы австрийской марки BANNER, которые, кстати, еще в 1968 году выпустили первый сухозаряженный аккумулятор в Европе. Стоимость батарей этой марки сравнительно невысока, а качество – основной козырь компании, ради которого они отказались от производства в других странах. Настоящие аккумуляторы BANNER выпускаются только в австрийском городе Линц. В нашем мегамаркете представлен огромный ассортимент аккумуляторов BANNER, в том числе есть АКБ на мотоциклы.

Емкость мотоаккумулятора

Замена аккумулятора на мотоцикл может потребоваться не только после его выхода из строя, но и если емкость оказалась мала для ваших потребностей, что обнаруживается, например, после установки мощной звуковой системы. На какую же емкость ориентироваться при выборе аккумулятора на мотоцикл?

Ёмкости менее 6V 12Aч не хватит для запуска мотоцикла, хотя достаточно, чтобы поддерживать работу небольших динамиков, штатного освещения и зажигания. А вот если емкость АКБ 6V12Aч или 12V12Aч, то ему по силам завести мотоцикл средних размеров. Ёмкость мотоаккумулятора более 12V 12A необходима для запуска большого мотоцикла и работы звуковой системы, освещения, зажигания.

Разряжен аккумулятор

Самый лучший способ определить разряжен аккумулятор или нет – проверить его вольтметром. И уже по напряжению, которое он покажет, понять требует АКБ на мотоцикл зарядки или нет. Если напряжение выше 12,7 В – все в порядке, но если оно упало ниже этого, значит аккумулятор разряжен.

Заряжать аккумулятор мотоциклетный нельзя автомобильными зарядными устройствами, за исключением того, на котором можно выставить до 0,1 А. АКБ на мотоцикл требует зарядки сверхмалыми токами от 0.1 А до 0.6 А. Батарея готова к использованию, при заряде от 11 до 13 В.
В один момент, зарядка АКБ не исправляет ситуацию и, несмотря на то, что вода в обслуживаемом аккумуляторе находится на нужном уровне, подзарядка ничего не изменяет и по-прежнему аккумулятор разряжен. Причиной этого служит обычно сульфатация пластин аккумулятора (подробно об этом процессе написано в статье про грузовые аккумуляторы).

Стоит помнить, что, если аккумулятор быстро разряжается, возможно, причина не в нем. Причиной могут стать вышедшие из строя: реле регулятор, сигнализация, генератор. Понять, что виновен регулятор напряжения можно после небольшого теста: включите фары, заведите двигатель, «погазуйте», увеличивая обороты, если после этого фары начнут светить ярче – все нормально, будут тускнеть – реле требует замены. Самая лучшая диагностика генератора – это измерение напряжения, которое должно составлять при всех включенных системах не менее 13,6 В.

Говоря про разряд АКБ нельзя обойти вопрос саморазряда. Даже если мотоцикл стоит в гараже, бортовая электроника не дремлет – часы, контроллер ДВС, сигнализация – все это продолжает работать, используя мощности аккумулятора. Восстанавливать потери от саморазряда необходимо примерно каждые три месяца. Если вы эксплуатируете мотоцикл зимой, то надо иметь в виду, что в холодное время саморазряд идет интенсивнее.

Обслуживание аккумулятора

Аккумулятор мотоциклетный требует обслуживания чаще, даже чем АКБ на грузовой автомобиль. Обслуживание АКБ включает мытье, проверку уровня электролита (которая не понадобиться, если используете необслуживаемый мотоакб), проверка зарядки батареи, а также выполнение определенных правил при хранении аккумулятора.

Поскольку большинство мотоциклистов расстаются с мотоциклом с приходом холодов, то стоит обратить внимание на правила хранения батареи. Решив, что пришло время отправить мотоцикл на консервацию, снимите аккумулятор, зарядите его, промойте и положите на хранение.

Нельзя хранить глубоко разряженную батарею на морозе, поскольку в этом случае внутри замерзнет электролит. Не рекомендована для него температура выше 0 С, поскольку способствует быстрому глубокому разряду. Поэтому теплое место в квартире – не лучший вариант для хранения АКБ. Диапазон температур, пригодных для хранения, колеблется от 0 С до -30 С. Каждые 2-3 месяца аккумулятор необходимо подзаряжать для восстановления саморазряда.

Читать еще:  Как проверить аккумулятор?

Мотоаккумуляторы: классификация и маркировка

К мотоаккумуляторам предъявляются гораздо более высокие требования, чем к тем же автомобильным. Плотная компоновка и ограниченное пространство накладывают ограничения на их размер. В тоже время рабочий объем многих мотоциклетных двигателей весьма серьезен и для их запуска от аккумулятора требуется соответствующая энергоотдача. Плюс постоянное воздействие повышенного уровня вибрации и тряски, а в отдельных случаях – регулярная работа в наклонном положении и частые падения. Поэтому конструкция мотоаккумуляторов имеет специфические конструктивные особенности и не перестает совершенствоваться.

Рассмотрим современные разновидности мотоаккумуляторов на примере продукции японской компании Yuasa и итальянской фирмы Unibat, чей ассортимент наиболее полно перекрывает потребности самой различной мототехники.

Стандартные свинцовые кислотные мотоаккумуляторы традиционной конструкции. Производятся компаниями Yuasa и Unibat с маркировкой 12N для 12-вольтовых и 6N для 6-вольтовых батарей. Относятся к категории Standard SLI (Starting, Lighting and Ignition) – стандартная аккумуляторная батарея для запуска двигателя, обеспечения работы зажигания и освещения. Такие аккумуляторы, хоть и называются обычными, но будучи мотоциклетными, так или иначе рассчитаны на некий умеренный уровень тряски и вибрации. Как правило, выпускаются в белом полипропиленовом корпусе с черным верхом и цветными крышками заливных отверстий. Исполнение негерметичное – с газоотводным каналом. Сухозаряженные. Перед началом эксплуатации необходима заправка электролитом, после чего через 30-60 минут аккумулятор готов к работе. Требуют регулярного контроля уровня электролита и снятия крышек при подзарядке.

Аккумуляторы для мотоциклов Yuasa YuMicron имеют обозначение YB (аналогичные батареи Unibat обозначаются CB). Более совершенная конструкция аккумуляторов с увеличенным количеством пластин. Обладают повышенной вибростойкостью, благодаря применению высокопрочных стеклянных сепараторов. Более низкое внутреннее сопротивление гарантирует холодный пусковой ток примерно на 30% выше, чем у обычных аккумуляторов. Правила эксплуатации аналогичны обычным аккумуляторам.

Мотоаккумуляторы Yuasa YuMicron CX (в линейке Unibat обозначаются CB-CX) – батареи на основе свинцово-кальциевой технологии. Ориентированы на крупную мототехнику с повышенными требованиями к холодному пусковому току, как правило – на снегоходы. Помимо повышенной энергоотдачи, свинцово-кальциевая технология значительно снижает саморазряд аккумулятора и испарения электролита, что позволяет увеличить интервалы технического обслуживания и срок службы аккумулятора. Правила эксплуатации аналогичны обычным аккумуляторам.

Мото Аккумуляторы для мотоциклов Yuasa YTX, YT ( по классификации Unibat – CBTX, CT) – необслуживаемые свинцово-кальциевые аккумуляторные батареи, построенные с применением технологии AGM (Absorbed Glass Mat) и содержат, помимо свинцовых пластин и обычных сепараторов, специальный впитывающий стекловолоконный материал, который «связывает» электролит. Такие аккумуляторы имеют герметичную конструкцию с клапанной системой для выпуска выделяемых газов VRLA (Valve Regulated Lead Acid), исключающую утечку кислоты. Часто такой тип батарей называют «гелевым», хотя в данном случае это не корректно, так как электролит в принципе остается жидким, в то время как настоящие гелевые батареи, действительно имеют желеобразный электролит.

Благодаря технологиям AGM и VRLA, аккумулятор типа YTX приобретает целый ряд преимуществ перед классическими:

– Не требуют обслуживания при нормальной эксплуатации. После заполнения в начале эксплуатации электролит, впоследствии не требуется проверки его уровня и доливки, и вообще запрещено последующее вскрытие аккумулятора.

– Герметичная конструкция с клапанной регулировкой, предотвращающая утечку кислоты и возможную коррозию клемм. За счет герметичности корпуса также допускается установка аккумулятора в различных положениях (но не рекомендуется установка дном к верху) и обеспечивается безопасность в случае падения и переворота техники, что актуально для спортивного применения вообще и мотоспорта в особенности.

– Высокий стартовый ток при холодном пуске и при низких температурах.

– Чрезвычайно низкий уровень саморазряда при длительных стоянках техники, например при хранении техники в межсезонье.

– Высокая виброустойчивость, исключающая такие явления, как «осыпание пластин» и, соответственно, увеличенный срок службы.

При всех своих плюсах, аккумуляторы типа YTX крайне чувствительны к превышению напряжения зарядки и боятся полной разрядки. Для подзарядки необходимо использовать специальное зарядное устройство для мотоаккумуляторов, умеющее корректно заряжать аккумуляторы небольшой емкости. При правильном режиме зарядки практически полностью исключается газообразование и соответственно риски вздутия аккумулятора, взрыва и т.д. Не следует оставлять аккумулятор в межсезонье на хранение на холоде и доводить его до полного разряда, так как это впоследствии может сказаться на снижении его емкости.

Мото аккумуляторы для мотоцикловYuasa YTZ (по классификации Unibat – CTZ) – усовершенствованная конструкция необслуживаемых мотоаккумуляторов с увеличенным количеством пластин и радиальным строением решетки, сочетающая все особенности аккумуляторов YTX с еще большим значением холодного пускового тока и улучшенными показателями вибростойкости. Для отдельных типоразмеров аккумуляторов, при равной с YTX емкости, максимальный пусковой ток может быть выше на 30%. Большинство моделей аккумуляторов Yuasa YTZ поставляются с завода уже заправленными и сразу готовыми к эксплуатации.

Мотоаккумуляторы Yuasa GYZ – новейшая разработка компании Yuasa, только начинающая свой путь на моторынке. Ключевая особенность – увеличенная в высоту площадь пластин, занимающих большее полезное пространство внутри аккумулятора. Новый корпус со встроенными, удобными для транспортировки аккумулятора, выемками. Усовершенствованные универсальные клеммы с встроенными латунными гайками. Выпускаются в типоразмерах от 16 до 32 А-ч и холодным пусковым током от 240 до 500А. Ориентированы на применение в большекубатурных V-Twin-ах, туристических мотоциклах и квадроциклах.

Читать еще:  Что такое кальциевый аккумулятор, его плюсы и минусы

Аккумуляторы типа YTX (CBTX) и YTZ (CT, CTZ) в настоящее время являются де-факто стандартом в мотопромышленности и благодаря своим высоким характеристикам применяются практически повсеместно от скутеров до люкс-туреров. Именно ими комплектуется подавляющее большинство мотоциклов и скутеров, сходящих с конвейера и именно на них стоит ориентироваться в первую очередь, если вам нужно купить мотоаккумулятор. Даже если у вас достаточно пожилой мотоцикл, в спецификациях к которому его производителем рекомендован обычный аккумулятор, при его замене стоит обратить внимание – не существует ли более современный необслуживаемый аналог из серии YTX, подходящий по емкости, габаритам и расположению клемм.

Обратная замена современных мотоаккумуляторов на более простые типы категорически неприемлема ввиду гораздо большей насыщенности современных мотоциклов чувствительным и требовательным к питанию электрооборудованием: электронными системами впрыска, ABS и т.д., а также из соображений расположения аккумулятора на мотоцикле и вибронагруженности.

Самая подробная, актуальная и достоверная информация о габаритах, емкости, типе, расположении клемм, а также о применяемости конкретной модели аккумулятора на той или иной модели мотоцикла и квадроцикла, имеется на сайтах производителей

Приведем здесь лишь краткую расшифровку обозначений мотоаккумуляторов, на примере Yuasa. Маркировка Yuasa стала, по сути, стандартом для мотоаккумуляторов и для продукции Unibat смысл обозначений абсолютно аналогичен, за исключением замены символа Y на C или CB.

*Примечание – для AGM батарей емкость в маркировке не абсолютное значение, а относительное, приведенное к параметрам емкости стандартных батарей, обычно чуть выше фактического.

Мотоциклетный аккумулятор. Подбор. Обслуживание

Всю неделю мы работаем и ждем с нетерпением выходные, чтобы сесть на свой любимый байк и уехать куда-нибудь подальше от шумного города. И вот наступает выходной день, и мы “летим” в гараж с улыбкой на лице и радостью в сердце. По дороге обзванивая друзей, с которыми договорились встретиться заранее в назначенном месте, c радостью сообщаем: “Все по плану, скоро буду!”

И вот со скрипом открыв ворота гаража, с удовольствием смотрим на байк. Но долго любоваться хорошо вымытым и отполированным байком времени нет, нужно выезжать. Накинув быстро мотоэкипировку, выводим байк на улицу и закрываем гараж. Сев на мотоцикл, поворачиваем ключ зажигания и нажимаем кнопку стартера. К нашему большому разочарованию при нажатии кнопки стартера слышится лишь щелчки и потрескивания стартера. Все приехали, поездка накрылась по причине разрядившегося аккумулятора. Можно конечно завести с “толкача“ или “прикурить” АКБ от машины. Но, что будем делать, если отъехав куда-то далеко от города и заглушив мотор мы в дальнейшем столкнёмся с той же проблемой и не сможем завести байк?

Да, такие или подобные ситуации периодически случаются с нами. Тогда мы понимаем, что красивый и ухоженный байк, это еще не все. Нужно уметь, его правильно и, что особенно важно, вовремя обслуживать. Тогда на очередной выходной день мы не будем ковыряться в гараже, а поедем куда захотим, получая максимальное удовольствие от дороги и четкой работы байка.

Короткий ликбез по мотоциклетным аккумуляторным батареям

Попробуем затронуть только ключевые моменты, которые могут нам понадобиться при выборе и обслуживании аккумуляторной батареи.
Аккумуляторная батарея обеспечивает электрическим током все потребители в момент, когда двигатель мотоцикла не работает, а также позволяет произвести пуск двигателя при помощи стартера. Также аккумулятор необходим для нормальной работы электропотребителей мотоцикла в момент низких оборотов двигателя.

Типы мотоциклетных аккумуляторных батарей

На мототехнике используются свинцово-кислотные аккумуляторы двух типов: обслуживаемые и не обслуживаемые . Вдобавок аккумуляторы можно разделить еще, в зависимости от добавок, материалов и компонентов, на: традиционные (классические), AGM и гелевые.

  • В традиционных аккумуляторах (сурьмянистых, малосурмянистых, кальциевых, гибридных) электролит находится в жидком виде. Традиционные аккумуляторы стоят значительно дешевле, чем аккумуляторы AGM или гелевые, но имеют ряд особенностей. Такие аккумуляторы устанавливаются строго в вертикальном положении. Не рекомендуется установка аккумуляторов с жидким электролитом на технику подверженную сильным вибрациям и большим наклонам в процессе движения техники. Требуется периодическая проверка уровня электролита.
  • Аккумуляторы AGM все чаще используются в современной мототехнике не оставляя никаких шансов классическим аккумуляторам. Все дело в особенностях конструкции аккумулятора. Электролит в аккумуляторах AGM находится не в жидком состоянии, а в гелеобразном. Этого удалось достичь за счет добавления специального пористого материала между пластинами АКБ, который впитывает в себя электролит и удерживает его в гелеобразном состоянии. Аккумуляторы AGM имеют ряд преимуществ по сравнению с классическими.

1. Прежде всего, это отличная виброустойчивость и возможность установки аккумулятора в любом положении (кроме перевернутого).
2. Низкий саморазряд. Что позволяет долго хранить АКБ без подзарядки.
3. Высокий ресурс. Ресурс аккумулятора AGM значительно выше классических аккумуляторов.

Читать еще:  Правильно заряжаем гелевый аккумулятор самостоятельно

Как выбрать аккумулятор на мотоцикл, скутер, квадроцикл

Итак, если старый аккумулятор всё-таки необходимо заменить, что нам нужно знать для правильного подбора нового АКБ?
❶ Самый быстрый вариант поиска нужного аккумулятора, это воспользоваться подбором на сайте мотоэкспресс (у нас он находится в левой части на главной странице) или на сайтах производителя АКБ.
❷ Один из вариантов, это воспользоваться сервис мануалом. В сервисной книжке всегда указываются возможные варианты аккумуляторных батарей, которые могут быть установлены на данную технику.
❸ Подобрать аккумулятор можно по размерам. Размеры указывают всегда в последовательности (Д-Ш-В): длинна, ширина, высота.
❹ При выборе аккумулятора необходимо уделить внимание расположению полярности клемм. В современных мотоциклах все довольно компактно и установив аккумулятор с противоположной полярностью нам просто может не хватить длинны проводов.
❺ Расположение аккумулятора. Необходимо помнить, что аккумуляторы в которых электролит находится в жидком состоянии можно устанавливать только строго вверх.
❻ Учитываем технику, на которую устанавливаем аккумулятор. При использовании аккумулятора на “спокойной” дорожной технике достаточно будет и недорого аккумулятор классического типа (электролит в жидком виде). На спортивную мототехнику испытующую сильные вибрации, встряски, прыжки и тд. лучше устанавливать аккумуляторы типа AGM или гель.

Как обслуживать мото аккумуляторы? Как заряжать мото аккумуляторы?

Довольно часто новый аккумулятор сразу после покупки устанавливают на байк и забывают про него. Прослужив один от силы два сезона аккумулятор «умирает» и приходится снова покупать новый. В большинстве случаев причина небольшого ресурса аккумулятора кроется в неправильном его обслуживании или полном его отсутствии.

Что необходимо знать про обслуживание аккумуляторов

Чтобы аккумулятор служил долго, необходимо с самого начала о нем позаботится. Поэтому будем сразу правильно обслуживать наш аккумулятор с момента покупки. Рассмотрим три типа аккумуляторов, с которыми можем столкнуться при покупке в мотосалоне или интернет-магазине.

❶ Сухозаряженный классический(жидкий электролит).
❷ Сухозаряженный AGM.
❸ Подготовленный AGM.

Первые два варианта аккумуляторов требуют подготовку после покупки, третий вариант подготовлен к использованию еще на заводе.
Первые два типа аккумуляторов продаются в сухозаряженном состоянии, в комплект входит кассета с электролитом.

Подготавливаются следующим образом.

  • Снимаем защитную пленку, прикрывающую пробки аккумулятора;
  • Снимаем с кассеты электролита планку-пробку. Откладываем ее в сторону, так как нам она еще пригодится;
  • Переворачиваем кассету электролита и вставляем сверху аккумулятора. Несильно надавливаем на кассету и наблюдаем, как электролит заливается в аккумулятор. Процесс выливания электролита можно ускорить сжиманием кассеты по бокам;
  • После полного заполнения аккумулятора электролитом необходимо подождать 3-4 часа, для лучшей пропитки пластин аккумулятора. Температура окружающей среды должна быть около 20 ℃. Если температура ниже, то необходимо увеличить время пропитки;
  • Аккумулятор практически готов к использованию. Как правило, после пропитки пластин, аккумулятор заряжен ≈80%. Читая инструкцию по правильному вводу аккумулятора в эксплуатацию, можем там увидеть рекомендацию замерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора после пропитки пластин АКБ. Напряжение на клеммах от 12,5В считается достаточным для начала эксплуатации аккумулятора. Но, тем не менее перед установкой на технику, лучше все-таки полностью зарядить аккумулятор специальным зарядным устройством;

Первоначальная зарядка аккумулятора должна выполняться с открытыми банками. Не будем сильно вдаваться в подробности зарядки аккумуляторной батарей, так как это даже не отдельная статья, а целая книга. Достаточно будет перечислить основные моменты позволяющие зарядить аккумулятор без вреда для него:

① Напряжение не должно превышать 14,2V, ток зарядки не больше 10% от емкости аккумулятора. Если есть сомнения в зарядном устройстве аккумуляторов, все эти показатели можно измерить мультиметром.
Хотя, если нет желание заморачиваться со всеми этими премудростями, то достаточно просто приобрести “умное” зарядное устройство для мото аккумуляторов.
② Подготовленный аккумулятор как описывалось в статье выше, закрываем крышкой – пробкой. Ну, вот в принципе и все, теперь стартер будет легко крутить двигатель, обеспечивая его легкий запуск в любой момент. Теперь в свой выходной день можно будет наслаждаться поездкой на мотоцикле и общением с друзьями.

Кстати, затронув тему о правильных зарядных устройствах, стоит упомянуть, что приобрести такой необходимый аксессуар можно в интернет-магазине мотоэкспресс, перейдя по ссылке тут .

Послесловие

Некоторые моменты, которые нужно знать о мотоциклетных аккумуляторах.

• Все аккумуляторы требуют периодического обслуживания. Даже не обслуживаемые аккумуляторы необходимо периодически заряжать внешними зарядными устройствами.
• При долгих простоях мотоцикла аккумулятор будет разряжаться. Особенно быстро разрядка аккумулятора будет происходить, когда на байке установлены дополнительные устройства. Следовательно, если заранее известно, что техника будет долгий период не использоваться, необходимо снять провода с клемм аккумулятора, и полностью зарядить аккумулятор.
• При небольших пробегах аккумуляторная батарея не будет полностью заряжаться. В таких случаях тоже необходимо будет заряжать аккумулятор дополнительно.
• Хранить аккумулятор можно и в холодном гараже. При этом аккумулятор должен быть полностью заряжен.

В завершении статьи интересное видео мотоцикла с электродвигателем. Было бы весьма интересно протестировать байк такого типа.


Читайте также:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector