Занос автомобиля при обгоне
Обгон на тот свет. Как правильно выполнять один из самых опасных маневров на дороге
«При обгоне водитель не справился с управлением и столкнулся со встречным автомобилем». Такая формулировка нередко встречается в милицейских сводках. Обгон по встречной полосе — один из самых опасных маневров на дороге, где малейшая ошибка приводит к трагедии, подобной той, что произошла под Воложином. В результате неудачного обгона погибли три человека. Руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников рассказал, как безопасно и правильно выполнять обгоны в сложных условиях.
Для начала соблюдайте ПДД!
В первую очередь стоит вспомнить базовые понятия об обгоне, изложенные в главе 12 ПДД РБ. Порой для того, чтобы этот маневр был безопасным, достаточно строго следовать правилам. Но ситуации на дороге бывают разными, так что практические советы от эксперта по контраварийному вождению помогут любому водителю.
Оцените ситуацию. Трезво и критично
— Обгон начинается с оценки ситуации. В первую очередь скорости — нашей и впереди идущего авто. Если машина впереди едет со скоростью 80 км/ч, а вы — 90 км/ч, то обгон получается безумно долгим. По подсчетам — 920 метров или 37 секунд. То есть возникает большая вероятность того, что за это время кто-то появится на встречной полосе или ситуация в целом может измениться, — говорит Сергей Овчинников.
Поэтому когда такая небольшая разница в скорости, в голове у водителя должен возникать резонный вопрос: «А нужно ли вообще обгонять?». Возможно, в такой ситуации безопаснее будет просто сбросить скорость, понимая, что маневр не будет безопасным.
— У меня на занятиях часто спрашивают: как обгонять, когда каша на дороге? Я отвечаю: А если машину занесет, вы знаете, что делать? Нет? Ну, а зачем тогда обгонять? Выезжая на кашу, колеса тормозят и провоцируют занос. И если по раскатанной колее автомобиль еще более-менее устойчиво едет, то при перестроении возникает большая вероятность потери контроля, — предупреждает эксперт.
Следующий фактор, который должен учитывать водитель, — это видимость. Можем ли мы что-то рассмотреть через стекла впередиидущего автомобиля? Происходит обгон в темное или светлое время суток? Ночные обгоны — это еще более повышенный уровень опасности. Особенно если какой-то автомобиль будет выезжать с прилегающей территории. Его мы можем заметить слишком поздно. В ночное время на обгон выходим с ближним светом. Дальний включаем, когда автомобили поравняются передними бамперами.
Думайте за себя и другого водителя
— Иногда возникают ситуации, когда машина перед нами медленно едет, мы идем на обгон — а она начинает поворачивать налево. На это надо обратить внимание. Я бы советовал в таких случаях поглядывать на левую обочину, нет ли там каких-то съездов, потому что с большой вероятностью медленно едущий автомобиль может туда повернуть, — советует Сергей.
Тут будет нелишним вспомнить об одном пункте ПДД, который очень полезен, но мало используется в реальной жизни. Вне населенного пункта водитель может предупреждать об обгоне звуковым сигналом, включением-выключением света фар в дневное время и миганием дальним светом в ночное время суток.
— При выезде на перекресток со второстепенной дороги водитель обычно смотрит лишь налево и, если там свободно, выезжает на главную дорогу. А на то, что справа одна машина обгоняет другую, он даже не обращает внимания. В голове у многих водителей, к сожалению, нет этого алгоритма — посмотреть как налево, так и направо, — отмечает Сергей Овчинников.
При оценке ситуации надо учитывать, какое транспортное средство мы обгоняем — одиночное или две-три машины, а то и вовсе автопоезд. В последнем случае обгон, естественно, занимает гораздо больше времени. А здесь уже нужно понимать возможности своего автомобиля — мощность, динамику, загрузку.
— Если мы не можем быстро создать хорошую разницу в скорости, это повышает риск при обгоне. Тут нужно знать некоторые приемы вождения. Например, уметь плавно переходить на пониженную передачу без сброса газа. Можно оставаться на высокой передаче, но придать динамике импульс, коротко нажимая и бросая педаль сцепления. Но это должны быть отработанные действия и рекомендуется делать эти приемы на сухой дороге! Если эти действия не отработаны до автоматизма, применять их опасно, — предупреждает эксперт.
Ошибка многих водителей в том, что они начинают обгон, двигаясь вплотную к впередиидущему автомобилю. Потом перестраиваются левее и начинают разгон. Естественно, что время, необходимое для обгона, еще больше увеличивается. Нужно держать дистанцию, чтобы мы могли фактически создать полосу разгона и к месту обгона уже подъезжали со значительной разницей в скорости.
— Конечно, активный разгон нужно совершать с поправкой на погодные условия — снег, гололедицу, дождь. А также учитывать наличие электронных систем безопасности, состояние шин, тип привода и многое другое. Кроме того, многие водители настолько сосредотачиваются на подготовке к обгону, что забывают посмотреть в зеркало заднего вида. Может оказаться так, что кто-то другой уже начал обгон, — предупреждает Сергей Овчинников.
Очень важно при обгоне пользоваться указателями поворота. В первую очередь для встречных водителей, чтобы они понимали, в какой фазе обгона вы находитесь. Часто возникает вопрос — когда возвращаться в свою полосу после обгона? Эксперт советует делать это, когда обгоняемый автомобиль будет полностью виден во внутрисалонное зеркало заднего вида. Еще необходимо убедиться в том, что обгоняемый водитель неожиданно не ускорился. Такое, к сожалению, бывает.
Тормозите, даже если правы
— В случае, если возникает опасная ситуация со сближением двух автомобилей, важно предпринять необходимые действия заранее. Должно быть не менее 5 секунд в запасе, чтобы обоим стало понятно, кто куда съезжает, и выбрать правильный порядок ответных действий. А иначе получается, что несутся до последнего лоб в лоб, и потом оба съезжают в одном направлении, — рекомендует эксперт.
К сожалению, поведение встречных водителей в такой ситуации зачастую бывает неверным. Они мигают дальним светом обгоняющему, вместо того чтобы понять простую вещь — сейчас может быть лобовое столкновение и пострадают все. И здесь неважно, кто прав, кто не прав. Нужно тормозить. Чем меньше скорость, тем больше шансов выйти из ситуации с минимальными потерями.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Ошибки водителей при обгоне!
В этой статье я хотел бы рассказать о самых частых ошибках, которые допускают неопытные водители при обгоне, поясняя ошибку своими комментариями о возможных последствиях.
Нарушение правил дорожного движения (несоблюдение знаков и разметки на дороге). Знаки и разметка на дороге наносится не просто так, а для безопасности движения по дорогам.
Не посмотрел в зеркала заднего вида перед началом обгона. В данной ситуации можно получить “удар в спину” от автомобиля, который уже может начать маневр обгона сзади Вас.
Не включил поворотник во время обгона. По сути можно получить тот же результат, что и в пункте два.
Совершение затяжного обгона (медленный обгон) на трассе. Нужно как можно быстрее завершить маневр и точно рассчитывать “силы своего железного коня”. Т.е нужно просто знать на что способна Ваша машина и учитывать это при обгоне.
Водитель не учитывает условия на дороге, это может быть дождь, туман, снег, занесенная дорога, колея и так далее. Для примера, если летом на определенном участке обгон проходит без проблем, то зимой он может вызвать осложнения из-за состояния дороги. Также при плотном тумане не всегда видно что находится впереди, а это очень опасно при движении на высокой скорости, и тем более при обгоне.
Обгон на участке с затяжным поворотом вправо. В данной ситуации водитель не видит что находится впереди на встречной полосе, но при этом может казаться что обгон будет безопасным.
Обгон паровозиком, т.е. пытаться обогнать автомобиль вслед за начавшим обгон водителем, без ожидания завершения маневра последним. В данной ситуации водитель не видит что находится впереди, так как перед ним будет первый обгоняющий, а так же Вы лишаете возможности возможности впереди “идущего” водителя затормозить и вернуться в свой ряд из-за нехватки времени на обгон, в данном случае ДТП будет на 100%. Также если впереди находится колонна, то лидер обгона может завершить маневр и занять место в своем ряду, а для Вас там может места уже и не быть!
Обгон сразу нескольких автомобилей. Ну тут тоже нужно рассчитывать силы автомобиля и понимать, успеете ли Вы завершить такой маневр или нет, но в любом случае лучше перестраховаться. Также есть вероятность того, что в процессе обгона массы машин, кто-то решит совершить обгон и вылезет прямо перед Вами, допустив ошибку номер два из данного списка.
Незнание действий в опасных ситуациях. Если Вы совершаете обгон и понимаете что маневр не удастся завершить, то нужно притормозить вернуться в свой ряд. Но если там места уже нет, так как его занял следующий автомобиль, то нужно включить правый сигнал поворота и поморгать дальним светом встречке, чтобы водитель скинул скорость и прижался как можно сильнее к обочине, в то время, как Вы должны прижаться максимально к обгоняемому авто. В данной ситуации трое на дороге смогут разъехаться без ДТП. Категорически запрещено выезжать на левую обочину, так как водитель встречки интуитивно будет съезжать именно на нее.
Неверные действия водителя обгоняемого автомобиля. Водитель обгоняемого ТС должен двигаться с той скоростью, с которой он двигался, не ускоряться и не тормозить (даже из добрых побуждений). А обгоняющий водитель должен сам решить, притормозить ему или ускориться и завершить маневр.
Препятствие обгону обгоняемым ТС. Иногда при попытке обгона обгоняемый водитель может прибавить газу, чтобы не дать себя обогнать. Вы встречали такое на дороге? Лично я – да. В данной ситуации обгоняемый водитель нарушает правила ПДД (пункт 11.3). Последствия таких действий не сложно предугадать.
Плотный прижим к обгоняемому авто перед обгоном. Иногда водители прижимаются вплотную к обгоняемому ТС и потом пытаются совершить маневр, при этом если перед ним автобус или грузовик, то обзор становится минимальным, та же ситуация может быть если перед вами тонированный авто. Лучше немного отъехать от него, тогда обзор встречки будет достаточным.
Сброс скорости после обгона ниже чем двигалась обгоняемая машина. Тут думаю и так все понятно. Иногда водители обгоняют ради обгона и в данной ситуации можно не слышать, как водитель сзади будет Вас вспоминать бранными словами, особенно это касается дальнобойщиков, которым повторный обгон совершить значительно сложнее.
Обгон на перекрестке – запрещен. (ПДД пункт 11.4) Перекрестки надо проходить медленно, а поворотники включать заранее, особенно это касается при повороте налево. Т.е. Вы можете попытаться обогнать авто перед Вами, а его водитель резко включат поворотник и заворачивает влево.
Незнание “негласных правил”. Обычно водители грузовиков и дальномеров помогают водителям сзади при совершении обгона. Они сидят высоко и видят что происходит на дороге вреди. Если Вы догнали фуру и она мигает Вам правым сигналом поворота, то можно совершать обгон, если при попытке совершить обгон фуры ее водитель включает левый сигнал поворота, то обгонять не нужно, так как впереди находится автомобиль на встречке или препятствие безопасного для обгона. Эти правила не прописаны в ПДД, не стоит доверяться им на 100% и при совершении обгона всегда будьте бдительны.
Занос автомобиля при обгоне
Войти
Азбука обгона
Обгон является одним из самых сложных и опасных манёвров при вождении автомобиля. Согласно статистических данных, примерно 10-15 процентов дорожно-транспортных происшествий из общего числа всех аварий совершается во время обгона. При этом, в силу специфики данного манёвра, связанной с высокими скоростями и ограниченностью видимости, большинство аварий имеют тяжёлые и катастрофические последствия.
Однако, несмотря на весь риск и опасность большинство водителей продолжает данный манёвр выполнять, причём умудряются ещё и нарушать сразу по несколько требований Правил дорожного движения, подвергая себя и окружающих огромной опасности.
Возможно, для того, чтобы изменить печальную статистику в положительную сторону необходимо поменять менталитет и мировоззрение многих людей, заставить их посмотреть на проблему с другой стороны. Неужели порою так важно и необходимо обогнать крупную вереницу грузовиков, выиграв при этом пару минут, в то же время подвергать опасности свою жизнь и жизни многих, окружающих Вас людей?
Однако, это вопрос всё-таки риторический, обгоны совершались, совершаются и будут совершаться, а значит для того, что бы избежать печальных последствий, водителю надо со знанием дела и умело выполнять обгоны.
Перед обгоном не следует лишать себя обзора, то есть не надо подъезжать к автомобилю, который собираетесь обогнать, вплотную и держаться прямо за ним. Кроме обзорности, Вы также теряете расстояние, необходимое для совершения разгона, который, в свою очередь, необходим для быстрого и полноценного маневрирования при обгоне. Также Вы рискуете столкнуться с впередиидущим автотранспортом, если он резко затормозит, поскольку сами добровольно сократили дистанцию, необходимую для реакции и внезапного торможения.
Процесс обгона надо начинать с некоторого расстояния от обгоняемого авто, причём чем автомобиль, который Вы собираетесь обогнать, больше, тем больше должно быть такое расстояние. Например, если Вы собираетесь обогнать крупногабаритную «фуру», то начинаёте манёвр примерно с 30-40 метров.
Во время нахождения на встречной полосе внимательно следите за транспортом, который выезжает с примыкающих второстепенных дорог слева. Как правило, водители такого автотранспорта больше своего внимания уделяют тому, что происходит у них слева и не смотрят на право, где, по их мнению, ни кого быть не может – ведь это полоса встречного движения.
Сам обгон лучше начинать с более низкой передачи, переключаясь на более высокие по ходу набора оборотов. Это прибавит Вам динамики и упростит процесс выполнения манёвра. Кроме того, во время нахождения Вашего автомобиля на встречной полосе, Вы должны иметь запас мощности, для внезапного и непредвиденного маневрирования в случае непредвиденных обстоятельств.
Время нахождения на встречной полосе надо минимизировать, однако при этом немедленно возвращаться в свою полосу после опережения обгоняемого транспорта не следует, иначе Вы его можете «подрезать». Выдержите небольшую паузу и возвращайтесь в свою полосу только тогда, когда увидите транспорт, который Вы обгоняете, в зеркале заднего вида.
Перед началом обгона включайте левый поворот. Оставляйте его работающем всё время в ходе обгона, а перед началом возвращения в свою полосу, включайте правый поворот. Данные сигналы укажут водителям, окружающим Вас, на какой именно стадии обгона Вы находитесь и какие манёвры собираетесь проводить.