Svarkin-spb.ru

Уважайте большегрузные автомобили

Правила для грузовиков категории B

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для грузовых автомобилей категории B, которые отличаются от правил для легковых автомобилей.

В данном случае начать следует с того, что далеко не все водители видят разницу между легковыми автомобилями категории B и грузовиками категории В.

И действительно, если поставить рядом внедорожник и пикап какого-нибудь производителя, то они могут быть весьма похожи. Однако различить их можно по записи в графе “Наименование (тип ТС)” ПТС.

Многие водители, которые покупают небольшие грузовые машины, не обращают внимание на записи в документах и продолжают ездить на них, как на легковых. Однако есть несколько пунктов правил, которые отличаются от правил для легковых машин:

Выбор полосы движения

Третий абзац пункта 9.4 ПДД распространяется только на грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 2,5 тонны:

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Он говорит о том, что если в данном направлении есть хотя бы 3 полосы, то выезжать в крайнюю левую можно только для поворота налево или разворота:

На рисунке выше белый автомобиль проезжает по крайней левой полосе через перекресток в прямом направлении, однако это запрещено правилами.

Примечание. Данное требование распространяется не только на перекрестки, но и на прямые участки дорог. Например, на МКАД грузовик тяжелее 2,5 тонн не может ехать по левой полосе.

Стоянка на краю тротуара

Рассмотрим пункт 12.2 Правил дорожного движения:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

8.6.2 – 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

Грузовики категории В не могут быть поставлены на стоянку на тротуаре или рядом с тротуаром, т.к. приведенные выше таблички на них не распространяются:

Примечание. В отличие от перечисленных выше, табличка 8.6.1 распространяется на все транспортные средства, в том числе и на грузовики категории B:

Перевозка детей в автомобиле

Рассмотрим второй абзац пункта 22.9 ПДД:

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Из этого пункта можно сделать вывод о том, что на переднем сиденье пикапа (или другого грузовика) ребенок от 7 до 11 лет может ездить пристегнувшись стандартными ремнями безопасности. В то время как в легковом автомобиле ребенок такого же возраста должен ехать в детском удерживающем устройстве.

Перевозка прицепа

Рассмотрим дорожный знак 3.7, который распространяется только на грузовики с прицепом:

3.7 “Движение с прицепом запрещено”. Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

То есть при наличии знака 3.7 грузовик категории В проехать под него не может:

Однако если на том же участке дороги окажется легковая машина такой же массы с точно таким же прицепом, то ее движение не будет нарушением.

Экологические знаки для грузовиков

Также в правилах существуют экологические дорожные знаки 5.36 и 5.38, которые в том числе распространяются на грузовики категории В и не распространяются на легковые машины:

5.36 “Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей”. Место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин:

5.38 “Конец зоны с ограничением экологического класса грузовых автомобилей”.

Читать еще:  Выбираем автомобильный инвертор 12/220v

В остальном правила для грузовых машин категории В аналогичны правилам для легковых автомобилей.

На заметку владельцам большегрузного транспорта

“Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2011, N 5

Не секрет, что автомобили, перевозящие тяжеловесные грузы, более интенсивно воздействуют на дорожное покрытие по сравнению с другими участниками дорожного движения. На страницах журнала уже поднималась тема возмещения вреда, причиняемого дорожному покрытию грузовыми автомобилями . Сейчас предлагаем читателю ознакомиться с Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ (далее – Закон N 68-ФЗ) и новшествами правового регулирования передвижения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т.

Статья М.А. Потехиной “Возмещение вреда, причиняемого дорогам грузовыми авто”, N 1, 2010.

Начинаем с “базовых” положений

Правовые основы возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, заложены в Законе об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ . Именно в нем есть ст. 31, посвященная вопросам движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Движение по дорогам таких ТС допускается при наличии спецразрешения. Чтобы его получить, требуется согласовать маршрут движения, а также возместить вред, причиняемый дорожному покрытию. Все это – основные принципы правового регулирования движения по дорогам ТС, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Из состава данной категории автомобилей как раз и выделены транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 т, для которых вводятся специальные правила взимания платы в счет возмещения вреда дорогам (что успешно практикуется в странах Европы).

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ.

К сведению. Введение элементов механизма платности пользования дорожной инфраструктурой для покрытия соответствующих эксплуатационных расходов предусмотрено в Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минтранса России от 12.05.2005 N 45. Данный документ является отправным пунктом введения платы для большегрузных автомобилей и платных дорог для всех других ТС.

Продолжаем “специальными” нормами

Порядок возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т, определен в новой отдельной ст. 31.1 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, которая вводится Законом N 68-ФЗ. В ней приведены критерии, по которым ТС относят к большегрузам свыше 12 т, а также правила взимания с их владельцев платы в возмещение наносимого дорогам ущерба.

Для начала нужно разобраться, что считать максимальной массой для целей определения большегрузного транспорта. Это масса снаряженного ТС в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанная в ПТС (свидетельстве о регистрации) в качестве максимально допустимой. Для седельного тягача применяется значение массы без нагрузки, указанной в ПТС (свидетельстве о регистрации транспортного средства). Если грузовик с прицепом (полуприцепом), то разрешенная максимальная масса такого сочлененного транспортного средства определяется суммированием значений разрешенной максимальной массы самого грузового автомобиля и его прицепа (полуприцепа).

К сведению. Нормы рассматриваемой статьи не применяются к платным автомобильным дорогам, платным участкам дорог. Движение транспортных средств на таких дорогах регулируется гл. 7 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ.

Плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения ТС с максимальной массой свыше 12 т, будут вносить владельцы ТС, после чего она зачисляется в федеральный бюджет, а точнее, в дорожный фонд – средства бюджета, подлежащие использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности. Освобождаются от данной платы за воздействие на автомобильные дороги следующие виды ТС, перевозящие тяжеловесные грузы:

  • транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автомобилей-фургонов;
  • специальные ТС, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые в деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  • специальные ТС, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Льготу могут получить фирмы, использующие габаритные автобусы для перевозки пассажиров, грузоперевозчики же в возмещение вреда дорогам будут платить на тех же основаниях, что и ТС, максимальная масса которых более 12 т. Им следует знать, что на автомобильных дорогах запрещается движение ТС с максимальной массой выше установленного ограничения без внесения платы. Ее размер и порядок взимания устанавливаются Правительством РФ. Пока такой документ не разработан и не опубликован, но уже предусмотрена ответственность за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения большегрузами с максимальной массой свыше 12 т. Вводится ст. 12.21.3 КоАП РФ, в которой прописаны следующие размеры штрафов за перевозки большегрузами без оплаты возмещения вреда автомобильным дорогам: на водителя такого ТС массой свыше 12 т – 5 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за движение такого ТС, – 40 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – 40 тыс. руб.; на юридических лиц – 450 тыс. руб. Согласитесь, штрафы за неуплату “оброка” в дорожный фонд немаленькие. При повторном же нарушении санкции увеличиваются до 50 тыс. руб. для ответственных должностных лиц и предпринимателей и до 1 млн руб. для юридических лиц (владельцев большегрузов).

Читать еще:  Самый миниатюрный дорожный автомобиль

Итак, Законом N 68-ФЗ введены необходимые базовые составляющие правового регулирования передвижения ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Есть требования, и есть ответственность за их нарушение, но пока штрафов можно не бояться, так как все перечисленные выше нормы вступают в силу с начала 2013 г. У транспортных компаний и предпринимателей-перевозчиков есть время спланировать будущие расходы, подготовиться к дополнительному дорожному бремени и к возможному увеличению себестоимости оказываемых транспортных услуг. Пока же владельцы грузовых автомобилей продолжают платить за перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по действующим правилам – согласно Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ , которая применяется в части, не противоречащей Закону об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ.

Забытые эксперименты: тяжелые газотурбинные грузовики 17:50, 11 ноября 2019 Версия для печати

В послевоенные годы уникальным газотурбинным двигателям удалось ненадолго потеснить поршневые моторы на экспериментальных грузовиках. За четверть века на свет появилось лишь несколько удивительных машин нетрадиционной внешности, которые в конце 1970-х навсегда сошли со сцены.

В отличие от одновальных агрегатов для легковушек, на них монтировали мощные и экономичные двухвальные газотурбинные двигатели (ГТД). На их первичном валу были установлены компрессор и приводная турбина, на вторичном помещалась тяговая турбина с отбором мощности на шестеренчатый редуктор для привода колес. Ее вращали отработанные газы из камеры сгорания, которые одновременно подогревали воздух в компрессоре.

Газотурбинные грузовые машины: единство техники и лихого дизайна

Основная доля построенных тяжелых автомобилей с ГТД пришлась на 1960-е годы — разгар «газотурбинной эйфории». Тогда были созданы единичные образцы магистральных седельных тягачей с колесной формулой 6×4 и высокими воздухозаборными и выхлопными трубами, привлекавшие зрителей не своими уникальными возможностями, а необычными внешними формами и изобретательными приманками в интерьере.

Вскоре после войны один из ведущих американских изготовителей тяжелых грузовиков, Kenworth, и авиастроительная компания Boeing создали совместное предприятие по разработке перспективных газотурбинных автомобилей для эксплуатации на скоростных хайвэях США.

Первый в мире тяжелый газотурбинный автомобиль Kenworth (справа) и серийный дизельный вариант Kenworth-524. 1950 год

О воплощении в жизнь этой поначалу секретной задачи стало известно летом 1950 года, когда на сравнительные испытания вышли два капотных автомобиля со спальными отсеками, буксировавшие двухосные полуприцепы-фургоны. Первым был серийный тягач Kenworth-524 с 180-сильным дизелем Cummins. Вторая машина отличалась установкой газовой турбины Boeing 502-8A мощностью 175 л.с. и двумя широкими трубами для подвода свежего воздуха и выброса отработанных газов.

Нос к носу сопоставление размеров силовых агрегатов в моторных отсеках с газовой турбиной (справа) и обычным дизелем

Первый в мире компактный ГТД для тяжелой автотехники в полной комплектации весил 104 килограмма (в девять раз меньше, чем обычный дизель) и умещался на дне моторного отсека со снятыми радиатором и капотом с обеими боковинами. Для понижения рабочего режима турбины служил планетарный редуктор, передававший крутящий момент на механическую коробку передач.

Испытания, проводившиеся в течение двух лет, доказали неприспособленность таких автомобилей к практическому применению. Главные претензии сводились к сильному шуму горячих выхлопных газов и непомерно высокому расходу топлива — до 235 литров на 100 км.

Снятое оперение тягача с миниатюрной газовой турбиной создавало эффект полного отсутствия двигателя под капотом

Читать еще:  Автомобильные кондиционеры

Так первая и последняя 12-летняя попытка создания и применения тяжелых газотурбинных машин провалилась. На короткое время их заменили эффектные макетные образцы с ГТД, часто вообще не способные передвигаться самостоятельно.

Макетный образец футуристического двухмоторного четырехосного 1000-сильного автомобиля Chevrolet Bison. 1964 год

Считается, что главной целью создания экзотического четырехосного 1000-сильного грузового концепта Chevrolet Bison являлось продвижение в США работ молодого немецкого дизайнера Луиджи Колани. Его творение состояло из двух поворотных тележек с четырьмя ведущими колесами, в задней части которых стояли два ГТД: основной в 300 сил и вспомогательный 700-сильный для разгона и форсирования подъемов. Между ними планировали подвешивать контейнеры или кузов-салон с креслами для отдыха. На деле эффектный «Бизон» оказался неподвижным макетом.

Передняя двухосная ведущая и поворотная тележка грузовика Chevrolet Bison с кабиной водителя и газовой турбиной

Ford Gas Turbine Truck: самый длинный, большой и красный

Самым крупным газотурбинным тягачом был бескапотный концепт-трак Ford Gas Turbine Truck красного цвета, более известный под прозвищем Big Red («Большой и красный»). В составе 30-метрового автопоезда полной массой 77 тонн он буксировал однотипные двухосный полуприцеп-фургон и четырехосный прицеп фирмы Fruehauf.

Эффектный газотурбинный тягач Ford Gas Turbine Truck по прозвищу Big Red с одним полуприцепом и одним прицепом. 1964 год

В стальном моторном отсеке под кабиной помещался 600-сильный ГТД Ford-705, работавший с автоматической трансмиссией Allison. На передних колесах тягача впервые появились телескопические амортизаторы, вместимость топливного бака составляла 1000 литров.

Особого «визга» удостоилась перенасыщенная оригинальными «игрушками» кабина с ровным полом, расположенная на двухметровой высоте. Для входа в нее служили лестница с электроприводом и пневматический механизм входной двери. Скромное рабочее место водителя напоминало пульт управления самолетом. В его распоряжении были кондиционер, холодильник, микроволновая печь, телевизор, умывальник и минитуалет. На демонстрационных пробегах автопоезд развивал скорость 115 км/ч и показал средний расход топлива 100 литров на 100 км. До серийного выпуска он не дошел.

Chevrolet Turbo Titan III: «Титан», не лишенный элегантности

Через год свое место под «газотурбинным солнцем» заняла компания Chevrolet, представившая прозаичный и практичный тягач Turbo Titan III со всеми односкатными колесами, рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 35 тонн.

Магистральный 15-метровый автопоезд с тягачом Chevrolet Turbo Titan III и двухосным полуприцепом. 1965 год

На нем применялся серийный ГТД GT-309 мощностью 280 л.с. и автоматическая трансмиссия Allison. И здесь главной новинкой была оригинальная стеклопластиковая кабина с панорамным лобовым окном и характерными боковыми воздухозаборниками (жабрами) с выдвигавшимися фарами. Впервые в кабине появились стереофоническое радио и прообраз мобильного телефона, а обычное рулевое колесо заменила панель с двумя поворотными рукоятками (штурвалами). В течение трех лет автопоезд участвовал в демонстрационных заездах, достигая скорости 113 км/ч. Сложный и дорогой автомобиль в производство тоже не поступил. В 1967 году этот весьма привлекательный автопоезд с изотермическим полуприцепом был отправлен на слом.

Нетрадиционный блок управления автомобилем с двумя дублировавшими друг друга поворотными штурвалами

Следующей новинкой из-за океана стал серийный бескапотный тягач Ford WT-1000D. В задней части его укороченной кабины помещался компактный ГТД Ford A-707 мощностью 375 сил, работавший с пятиступенчатой коробкой передач. Автопоезд служил для проведения рекламных кампаний по расширению работ по газотурбинной технике.

Тягач Ford WT-1000D с ГТД развивавший скорость 95 км/ч. 1966 год

Последней в этом ряду стала британская корпорация Leyland, собравшая партию многоцелевых шасси и тягачей Leyland Gas Turbine с собственным ГТД 2S/350, развивавшим мощность 350-400 л.с. и весившим 500 килограммов.

Грузовое шасси Leyland Gas Turbine с британской газовой турбиной 2S350 мощностью 400 л.с. 1968 год

За кабиной автомобиля Leyland виден ГТД с хромированными воздухозаборной и выхлопной трубами

Советские секретные газотурбинные КрАЗы: несбывшиеся надежды

В 1970-е годы на Кременчугском автозаводе построили два опытных варианта Э260Е и 2Э260Е с ГТД мощностью 350 и 360 сил соответственно. Огромный расход топлива и ненадежность основных узлов привели к закрытию этого проекта.

Опытный газотурбинный грузовик КрАЗ-Э260Е с удлиненным прямоугольным капотом. 1974 год

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector