Svarkin-spb.ru

Управление полноприводным автомобилем на льду

Какой полный привод нельзя использовать в гололёд?

Полный привод — не панацея от зимних бед. Зачастую переднеприводные «пузотёрки» ведут себя на льду более предпочтительно, чем внедорожники. Одни, как корабли, рассекают снежную кашу, а другие стремятся направить нос в кювет. Почему?

Много лет твердилось миру, что полноприводная машина попеременно проявляет особенности полного, заднего или переднего привода. Это касалось прежней «Нивы», конструкция которой стала уже классической. В 80-е годы не существовало ещё электроники, компенсирующей недостатки. В итоге нивоводы могут рассказать о капризах своей скорлупки зимой. В особенности её трёхдверной версии. Короткая база и постоянный полный привод с блокируемым межосевым дифференциалом преподносил сюрпризы. Автомобиль могло повести в сторону под газом, а компенсирующее торможение на миксте закручивало его волчком. В итоге в руках неумелого водителя машина могла взбрыкнуть.

Между тем сейчас на рынки вышли полноприводные автомобили различных типов и марок. Какие же из них предпочтительны для скользких дорог?

Подключаемый полный на гололёде

На заре автомобилестроения инженеры сразу пришли к выводу, что по-настоящему полный привод крайне вреден для автомобиля. Вращающиеся под тягой передние и задние колёса создавали дополнительные напряжения в механике. В итоге разрушалось «железо». Требовалось сделать так, чтобы колёса вращались свободно. Тем самым родился отключаемый привод, который известен по военным «УАЗикам», Land Rover Defender, рамным Jeep и т. д.

Самое простое — это установить сцепную зубчатую муфту, соединяющую валы в раздаточной коробке. Дёрнул ручку — и передок ожил под тягой. Выдернул её обратно — и машина вновь стала заднеприводной и пригодной для быстрых забегов по ровным дорогам. Такой полный привод может работать только на малых скоростях и предназначен исключительно для бездорожья. Зимой на льду он бесполезен. Если разгонишься быстро, то угробишь шестерни. А с задней ведущей осью внедорожник любит покрутить кормой. Чуть дал газа — передние колёса утыкаются в снег, и короткобазная машина принимается «танцевать».

В особенности этим славны пикапы прошлых поколений. По традиции на них идёт именно такой тип подключаемого полного привода. Кузов часто не загружен. Ведущие задние колёса цепляются за лёд плохо, зато передок с массивной кабиной любит провалиться в снег. В итоге хвост гуляет, а пикапы — самые «выдающиеся танцоры» из всех типов машин.

Актуальные Автоновости

Постоянный полный привод на гололёде

Для того чтобы машине с полным приводом ездить быстро, нужно разделить переднюю и заднюю ось. Однако, чтобы нос и зад совместно гребли пыль под собой, их надо соединить и синхронизировать. Этим и занимается технический блок под названием «Межосевой дифференциал». Такая штука стоит на «Нивах» всех разновидностей, премиальных Audi, Porsche, Subaru и других машинах. Все четыре колеса там имеют приличную тягу. При пробуксовке дифференциалы перебрасывают тягу на другие. Если надо эффектно стартовать и раскидать щебёнку по сторонам, то можно жёстко заблокировать дифференциалы для принудительного распределения момента по осям в пропорции 50/50. В «Ниве» это делается вручную, а в Audi механизмом Торсена. Блокировка спортивной машине нужна для дрифта и для очень быстрого старта, когда педаль вжата в пол.

В 80-е годы скоростные машины с постоянным полным приводом считались высшим достижением техники, первенцами были раллийные Audi quattro, завоевавшие всевозможные призы и кубки. А в 90-е годы эта трансмиссия перешла на гражданские автомобили. По сей день она считается самой удачной и надёжной для зимнего гололеда. Ломаться там нечему. Никакой электроники. Поэтому полноприводные седаны и кроссоверы Audi с шильдиком quattro так ценятся на вторичном рынке. Audi могли выделывать фигуры высшего пилотажа, управляемо дрифтить, ездить боком по льду, вилять хвостом для прохождения связок скоростных поворотов. Всё это позволял постоянный полный привод quattro с межосевыми блокировками Торсена.

Вискомуфта на гололёде

Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом в конце прошлого века был дорог. Ставили его на раллийные и люксовые автомобили. Поэтому инженеры старались найти более дешёвые альтернативы. Была изобретена вискомуфта или вязкостная муфта.

Она создана английской фирмой «Фергюсон» ещё в 1954 году и только к 1980 добралась до автомобильного конвейера.

Представьте две тарелки, поставленные вертикально, между которыми залит пудинг. Внутреннее заполнение похоже на желе, но обладает волшебным свойством застывать при перемешивании. Если тарелчатые диски вращаются с разными скоростями, то желе перемешивается и твердеет. А как только твердеет, то и тарелки-диски, закреплённые на выходных валах, синхронизируются. Это и есть муфта. Для лучшего зацепления ставят несколько тарелок и называют этот бутерброд пакетом фрикционов.

Первыми вискомуфту применили немцы из Volkswagen. Её получил микроавтобус Caravelle Syncro, а также Golf 2. Но дальше всех пошли японцы из Subaru. На автомобиль Rex Twin Visco установили трансмиссию с двумя вискомуфтами. Инженерам нравилась её простота и дешевизна. Однако вискомуфта имела серьёзные недостатки, которые необходимо знать при езде в гололёд.

Читать еще:  Правильно заряжаем аккумулятор автомобиля

К примеру, функционирование муфты было нестабильным. Она схватывала в разные периоды времени. Водитель не мог определить, как быстро затвердеет наполнитель между дисками. Всё зависело только от наполнителя. Если, к примеру, машина в повороте начинала скользить, то вискомуфта подключала заднюю ось неожиданно. Крутящий момент срывал колёса в небольшой занос. Неопытный водитель мог потерять контроль над машиной на льду. В итоге от вискомуфт в полном приводе отказались ещё в 90-е годы. Однако на вторичном рынке попадаются такие экземпляры.

Дешёвые мозги

Большой скачок вперёд полный привод сделал с началом эпохи дешёвой электроники. Вместо вязкостной муфты появилась электронная.

Принцип её действия в точности такой же, правда, с одним большим «но». Муфта «поумнела» и научилась имитировать работу межосевого дифференциала.

Электроника теперь сама определяет момент начала пробуксовки колёс. Стоит им проявить малейшую склонность к скольжению, и компьютер с помощью электромагнитов сжимает диски. Но не полностью, а лишь для того, чтобы подтолкнуть ведущую ось.

Как правило, такие муфты идут на автомобили с поперечной компоновкой двигателя и коробки. Самым ярким представителем является Renault Duster, а также кроссоверы Nissan. Муфты дёшевы, но имеют существенный недостаток, а именно склонность к перегреву. Электромагниты не справляются с большими нагрузками. Фрикционные диски проскальзывают и разогреваются от трения. Если забраться в снег и проехать по целине метров 50-100, то узел раскалится, и электроника отключит муфту. Водителю придётся обождать с внедорожными приключениями, пока машина отдохнёт. В гололёд нагрузок на неё меньше, хотя для дрифта электромагнитная муфта тоже не подходит.

Подключаемый через гидромуфту на льду

Чтобы сделать полный привод более надёжным и не склонным к перегревам, инженеры придумали вместо электромагнитной муфты гидравлическую. Преуспели в этом шведы из фирмы Haldex. Вместо электромагнитов для сжатия фрикционов используется гидравлическая система, которая так блокирует диски, что говорить об их проскальзывании не приходится. При этом гидравлика способна ослаблять хватку и имитирует работу межосевого дифференциала.

По функциональности гидромуфта приближается к постоянному полному приводу Audi, потому как постоянно держит заднюю ось в зацеплении, передавая ей примерно 5-10% тяги. Не удивительно, что гидравлические муфты идут на Audi A3 и на кроссовер Q3. Их любит Volvo, давно уже комплектуя все полноприводные машины системой Haldex. Доверие гидравлике настолько высоко, что в машинах нет тревожной пиктограммы о перегреве муфты. Автомобили способны даже к работе в школах экстремального вождения. Но если гидравлическая муфта перегреется, то блок выйдет из строя и потребуется дорогой ремонт.

Интеллект на службе зимой

Самым продвинутым типом полного привода считается симбиоз электромагнитных муфт с механическими дифференциалами. Такие трансмиссии ставятся на раллийные спорткары и в обрезанном варианте на интеллектуальные BMW xDrive, в особенности на паркетную линейку X3, X4, X5 и X6. Они очень дороги, но показывают чудеса управляемости на скользкой дороге. В них есть и сложная механика с дифференциалами, и управляемые электроникой фрикционные муфты. Трансмиссия может быть и полноприводной, и моноприводной и еще какой угодно одновременною На BMW можно постоянно шлифовать лёд колесами. В случае недостаточной поворачиваемости электроника быстро перебрасывает тягу между отдельными колёсами, чтобы подтолкнуть автомобиль к повороту. Если паркетник заскользил, то можно повернуть руль в нужную сторону и нажать посильней на газ. Электроника и механика вытащат его из сложной ситуации, если хватит свободного пространства. Дороги нынче узки.

Правила езды на постоянном полном приводе.

Опции темы
Поиск по теме

Правила езды на постоянном полном приводе.

Сразу скажу, каюсь виноват.

Стаж вроде 10 лет уже, были у меня всегда
переднеприводные машины, и вот достало,
что городе не убирают, и зимой по городу,
просто не проехать, решил купить джип или паркетник,
выбор пал на Toyota RAV4 1997 г.в. с 4WD.
Ну поездил на нем летом, очень радостный им
что почти везде лазить на нем можно, и для
семьи и дачи самый раз. Классный машин.

И вот пришла зима.
Ну к зиме я подготовил (жидкости, АКБ, и подвеску)
машину само собой, резину тоже поменял на зимнюю,
правда на не шипованную на Michelin Alpine 4×4 (215/70/R16).
В нашем городе, первый снег и гололед, как всегда,
как стихийное бедствие коммунальные службы, снег не
ждали и не знали, вечером ночь был сильный дождь,
потом повилил снег, утром уже было 10-15 см. снега,
и при этом, уже подмерзшего, и внизу лед был.
Мне нужно было утром на дачу с тещей, ну машину отодрал
от снега, завели, поеxали, ну дороги как всегда, не убраны,
на поворотаx, ледяные глыбы, и на дороге ледяная горка
с гребенкой. Мы не мы, мы на джипе, я радостный, что машина,
так xорошо, по сугробам ездит, и через кашу снежную идет,
ну класс машина, суппер. Выехали из города, ну как всегда,
по привычке с передним приводом, лечу 70 км/ч, и не вижу,
что на дороге за городом ветер сильный и гололед и корка.
Ну ладно лечу, и какой-то момент при объезде, не помню чего,
машину начинает вертеть (или дрифтинг), я по привычке
с передним приводом, жму на педаль газа, думаю, как-то выйти
из этого дрифтинга, а ничего не получается, впереди меня,
на левой полосе, машины и рейсовый пазик, ну думаю, только
бы в ни не вписаться, фиг с ним, что вылечу за дорогу,
там снежные сугробы, об ниx заторможу. Вот в эти мысляx,
я верчу руль в разные стороны, стараюсь стабилизировать,
движения машины, и выйти из дрифтинга, уxожу от машин,
потом вижу, что меня несет на рейсовый пазик, водила,
его тоже видит, что меня боком на него несет, уходим,
друг от друга, слава богу, ушли, во время как меня несло на его,
до меня дошло, что нужно тормозить двигателем, т.е. на педаль газа
нельзя в этой ситуации нажимать. Это все случилось,
в какие-то 1-2 сек. Тещя сидела рядом, ничего не сказала,
я сам себе сказал, ну его нафиг, получил адреналина,
обратно поеду аккуратней, хватит мне этого дрифтинга
с первым снегом.
Одно расстроило, что не заметил номер рейсового пазика,
чтобы подъехать извиниться перед ним, и в знак благодарности
дать бутылку.

Читать еще:  Второй аккумулятор в автомобиль

Теперь вопросы:
– Какая манера езды должны быть и нужна на постоянном полном
приводе ?
– И что нужно делать, чтобы избежать вертушки машины
на снежной дороге с гололедом ? Я сам понимаю, что не лететь,
а если ехал аккуратно, и попал, что машины завертелась.
– Объясните, у меня ни разу не было машины с задним приводом,
манера езды на заднем, это почти тоже самое, что и на постоянном
полном приводе ?
– Как лучше выйти из непреднамеренного заноса на машине с 4WD ?
Просто убрать ногу с педали газа и тормозить двигателем ?
– И еще, понял, что для полного привода и чтобы ездить за городом,
нужна резина ШИПОВАННАЯ. Шипы, я думаю дают меньше шансов, чтобы
машины закрутилась, и ее выкинуло бы за полосу.

P.S: Понимаю, что поступил не правильно, хочется,
чтобы такого не было, вот и вопросы.

Спасибо.
—-
С уважением, Николай
Toyota RAV4 (левый руль), 1997 г.в., 3S-FE, МКПП

Тут обучать приемам тебя вряд ли кто то будет. Несколько страниц придеццо наверно написать. Самый простой способ – найди место , ну картодром какой нибудь , или трассу подготовленную под всякие кроссы , в общем место где при случае даже если потеряешь управление – максимум – стукнешься в мягкий сугроб и начинай учиться сам. Правоцируй занос , пробуй выйти из него разными способами – и с газом , и без газа , руль и в одну сторону и в другую. Полновприводной машине в заносе нужно ” задать ” направление , только делать это нужно понимая , что при нажатии на газ , и без того скользящие задние колеса начинают скользить еще больше , и если передние колеса при этом вывернуть в сторону заноса – эффект еще больше увеличится и уйдешь в неуправляемый занос. В общем пробуй сам и поймешь.

Я кончено не мега ас , но в принципе со своим Эскудиком совладать примерно понимаю как , и ради интереса зимой иногда выезжаю на лед. Приходилось кататься на Sti c мастерами спорта.. вот это жесть 🙂

Управляемый занос на полном приводе- фигура высшего пилотажа. Тренировка на ПУСТОЙ дороге на СВОЁМ автомобиле. Другой автомобиль той же марки будет ехать по-другому. Вообще, лучше ехать медленно. Субъективгно оценить на 4вд момент срыва в занос сложно.

Были у меня РАФики, и длинный, и короткий. Короткий – да, поперек становится при резком тапке. Длинный же тяжело раскрутить.
МораЛ: проверьте амортизаторы вкруговую, от них ОЧЕНЬ многое зависит.
Если появились какие-то сомнения в управляемости – тормозите двигателем. С АКПП проще – кнопкой, с МКПП надо быстро переключаться и плавно сцепление отпускать, тренируйтесь.
Шипы я принципиально не использую. На скорости более сотни они ничего не дают.

Управление полноприводным автомобилем на льду

Полный привод – это наиболее интересный тип привода для зимы. С одной стороны мы имеем значительное преимущество, ведь авто может “засесть там, куда другие авто вообще не доедут”, а с другой стороны, этот тип привода может принести множество сюрпризов на скользкой поверхности, а чтобы выйти из сложной ситуации нужно обладать более базовыми навыками вождения зимой. Полный привод считается самым сложным в управлении и далее мы попробуем разобраться почему.

Для начала стоит отметить, что сейчас существует сильная много вариантов полного привода, в этой статье мы попробуем поговорить о честном полный приводе, в котором распределение крутящего момента идет 50/50 и с блокировкой между-осевого дифференциала. Почему именно такой повод считается честным ?, так как на скользкой поверхности, в самой худшей ситуации в авто с распределением тяги 50/50 и блокировкой между-осевого дифференциала, будет вращаться 2 колеса: одно переднее и одно заднее.

Читать еще:  Автомобильный аккумулятор TUDOR

Если между-осевой дифференциал разблокирован, то в худшей ситуации будет вращаться только одно колесо и чаще, в гололед, – это заднее колесо. Конечно, если на авто блокировка меж-колесного дифференциала то будет вращаться, не реже 2 колеса на одной оси, или все 4 колеса одновременно, но о между-колесный дифференциал мы поговорим далее.

Сами честные полные приводы делятся на много групп, основными из таких является:

постоянный полный привод с блокировкой между-осевого дифференциала;
постоянный задний привод с жестким подключением переднего;
постоянный передний привод с жестким подключением заднего;
постоянный задний с подключением переднего через муфту;
постоянный передний с подключением заднего через муфту;
постоянный полный с муфтой вместо между-осевого.

А кроме того, существует масса вариантов “не честного” полного привода с моментами 60/40, 45/55, 65/35 ну так далее, но о них речь сегодня идти не будет.

Как вы поняли, все выше описанные 6 типов полного привода это далеко не полный перечень, но даже они будут вести на скользкой поверхности себя по разному. Например авто у которого постоянный задний привод выглядят по характеру движения на авто с задним приводом, если постоянный передний привет то будут вести себя более похоже с передним приводом, а если в авто постоянный полный, но дифференциал между-осевой не заблокирован, то в зависимости от ситуации авто выглядит частично на переднеприводной стиль, а в большинстве случаев на заднеприводный. Подробнее о передний тип привода и задней тип привода вы можете прочитать по ссылке. Далее предлагаю поговорить, как ведут себя автомобили с приводом 4х4 с распределением тяги 50/50 и заблокированным междуосевым дифференциалом.

Полно приводные авто с заблокированным междуосевым дифференциалом на скользкой поверхности практически не слушаются руля, водителю нужно бороться с недостаточной поворачиваемостью путем дозирования обороты двигателя акселератором. При достаточных навыках вождения, такие авто отлично пишут поворот в контролируемом заносе, хотя такие выкрутасы лучше не делать на городских дорогах. Попав в любой занос (передней оси или задней) авто можно выровнять путем добавления или уменьшения оборотов.

Использование тормоза на полном приводе 4х4 зимой

Как вы поняли, на полном приводе, так как и на переднем и на заднем лучше тормозить двигателем, педаль тормоза только для дополнительного уменьшения скорости, или экстренного торможения. Отлично от моно-привода лишь то, что после спровоцированного юзу колес, сброс газа может привести то еще большему ухудшению ситуации, поэтому все действия выполняем медленно, помним: полный привод управляется с помощью дроссельной заслонки в паре с рулем.

Как выбраться из снега на полном приводе 4х4?

На снегу, гололеда и других поверхностях в полного привода множество преимуществ перед моно-приводом, но помните, что если моно-привод закапывается только одной осью, то полный привод закопается обеими на сложном участке, а потому не стоит беспощадно молотить колесами. Если полноприводное авто начало буксовать при движении вперед стоит сразу пробовать сдать назад, и наоборот. На полном приводе отлично работает раскачка, а также разрешается возвращать колеса, чтобы найти лучшее сцепление для колес. Если авто не хочет никуда сдвигать не стоит закапываться дальше, полно приводное авто сидящим на обоих мостах очень сложно извлекать и не каждый автомобиль может это сделать. При первых симптомах невозможности сдвинуть авто с месте, вар сразу брать вспомогательный инструмент и откапывать авто. Как альтернативу можно попробовать подтолкнуть авто, хотя как показывает опыт 4х4 вытеснять значительно сложнее чем обычный моно-привод. Почему? Да потому что моно-привод никогда не доедет туда, где сядет полный привод.

Использование меж-колесных дифференциалов зимой

Если автомобиль умеет блокировать между-колесные дифференциалы и вы можете управлять этим процессом, то их следует включать только тогда, когда без блокировки выехать невозможно. Двигаться же постоянно с заблокированными дифференциалами по гололеду категорически ЗАПРЕЩЕНО. Ваше авто будет хуже “коровы на льду”, ведь не будет вообще идти по заданному направлению, и будет норовить попасть в занос. Причем для создания износа одной из оси достаточно просто повернуть руль.

С точки зрения на выше изложенный материал, для обычных легковых автомобилей идеальным типом привода является постоянный передний привод и механическое, или программное включения заднего. Вождения в обычных условиях ничем не будет отличаться от моно-привода с передним приводом, а вот в сложных ситуациях вы всегда включите полный. Другим, довольно не плохим вариантом является постоянный полный через муфту, хотя такой тип привода подготовит для вас гораздо больше сюрпризов, нежели просто передний или задний тип привода.

Помните, около 60% проходимости авто – это его резина, а потому даже на полном приводе должна быть установлена качественная зимняя резина.

Оригинал (на 07/11/2014): newsone.ws

В случае обнаружения неточностей или ошибок
просим Вас сообщить об этом по адресу

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector