Улучшение обзорности в автомобиле
Замена автомобильных стекол: как улучшить обзорность?
Управление транспортным средством – дело ответственное. От правильности принятых автомобилистом решений зависит безопасность пассажиров, жизни других участников движения и пешеходов. Порой на принятие решения у водителя есть считанные секунды и в этот момент крайне важно, чтобы обзорность у автомобиля была достаточной. Главной составляющей хорошей обзорности автомобиля считается чистота стекол, зеркал и оптики. Поддержание всех этих элементов в чистоте позволит обезопасить себя от несчастных случаев и в прямом смысле поможет сохранить человеческие жизни. В этом материале разберем подробнее вопрос обеспечения хорошей обзорности. Расскажем, как их выбирать, когда нужно производить и как выполнять замену стекол.
Когда нужно менять стекла?
На состояние автомобильного стекла оказывают негативное воздействие различные факторы. Здесь и накопление пыли, и грязь, и атмосферные осадки, и всякие дефекты от столкновений с птицами, насекомыми и маленькими камешками. В процессе эксплуатации стеклам автомобиля свойственно терять ту первоначальную прозрачность и гладкость. Да и сам водитель во время передвижения на автомобиле с испорченными стеклами начинает чувствовать дискомфорт. Невозможность увидеть некоторые моменты приводит к раздражительности, а в такой ситуации попасть в аварию велика вероятность. Понять, что на вашем автомобиле пора менять стекла можно по наличию, к примеру, трещин на стеклах. Возникает такая неприятность не всегда по вине автомобилиста. Нередко трещины появляются из-за резких перепадов температур или из-за случайно вылетевшего камня.
Выбор автомобильного стекла: что важно?
При выборе автомобильного стекла неразумно доверять весь процесс специалистам. Каждый автомобилист сам знает, какие характеристики ему важны для комфортного управления автомобилем, да и нередко специалисты стараются просто продать вам выгодный лично для него товар. Перед покупкой стекла важно осмотреть его на наличие сколов, царапин и потертостей. Кроме того, качественное стекло никогда не дает искаженных изображений. Кромки хорошего стекла должны быть гладкими на ощупь. Если в них имеется хоть малейший дефект, от такого сомнительного товара лучше отказаться. Обязательно при покупке стекла нужно проверить его маркировку. Указывается она, как правило, в углу и содержит в себе подробную информацию о дате выпуска, изготовителе и виде стекла. Если же маркировка на продукции отсутствует, откажитесь от покупки столь сомнительной продукции.
Как заменить лобовое стекло?
Как и любой другой процесс замены, ремонтные работы со стеклом принято начинать с демонтажа. Проводить эту процедуру лучше в перчатках, чтобы случайно не повредить руки. Последовательность действий должна выглядеть следующим образом:
- Прорезать канцелярским ножом слой герметика;
- Вытащить старое стекло;
- Удалить с поверхности остатки герметика и произвести грунтовку;
- Примерить новое стекло и сделать соответствующие отметки;
- Нанести пистолетом новый слой герметика;
- Установить по меткам стекло и равномерно прижать его по всему периметру;
- Зафиксировать результат скотчем и оставить на 10 часов.
При замене боковых стекол методика будет несколько отличаться. Для их демонтажа нужно будет снять стеклоподъемники и обшивку двери.
Более подробно о том, как выполнить замену бокового стекла можно узнать из этого видеоролика:
От чего зависит обзорность с водительского места: Хорошо сижу, далеко гляжу
Представим себе оживленный перекресток, рядом с которым на тротуаре играют дети. Успеет ли заметить выбежавшего на проезжую часть ребенка невысокий водитель, глаза которого находятся чуть выше кромки торпедо? А высокий шофер уследит за всеми указательными знаками, установленными на разных уровнях?
Рабочее место водителя с точки зрения обзорности
Представим себе оживленный перекресток, рядом с которым на тротуаре играют дети. Успеет ли заметить выбежавшего на проезжую часть ребенка невысокий водитель, глаза которого находятся чуть выше кромки торпедо? А высокий шофер уследит за всеми указательными знаками, установленными на разных уровнях? Водителям небольшого роста хорошо видно все, что находится выше капота, и плохо – то, что расположено ниже его уровня. Рослым, наоборот, лучше видно то, что внизу. У одних кресла в крайнем переднем положении, у других – в крайнем заднем. Поэтому одну и ту же ситуацию водители «видят» по-разному. Какой же напрашивается вывод? Рабочие места водителя в автомобилях должны проектироваться по единой специально разработанной методике. Но в действительности практически все автопроизводители руководствуются своими нормами и проводят исследования по собственным методам.
Методика методике рознь
Многие производители взяли на вооружение методику американского исследователя Мелдрама, который предложил определять зону видимости при проектировании, располагая на чертеже глаза внутри эллипсов – зона движения глаз при движении автомобиля. В то же время советский ГОСТ 22734-77 «Автомобили легковые. Обзорность с места водителя» рекомендует определять положение этих эллипсов в зависимости от местонахождения точки тазобедренного сустава «Н» с радиусом 25 мм. При этом горизонтальное смещение при регулировках наклона сиденья задается в пределах 309 мм, а высоты – 80 мм. При определении обзорности по этим методам «закладываются» большие размеры кабины или салона вокруг водительского места. Это приводит к дополнительным затратам на металл, его обработку, заработную плату и, как следствие, отражается на стоимости автомобиля. Чтобы этого избежать, приходится разрабатывать варианты более оптимальной посадки и внедрять дополнительные решения.
Определение обзорности чертежами не заканчивается. После этого этапа следуют проверки на практике. Например, раньше на натурном макете на месте глаз устанавливались две лампочки и в темном помещении по тени на экране или полу определяли зоны видимости. Сейчас это делают с помощью специально разработанных компьютерных программ. Однако суть исследований остается той же. Компьютер – это не «мозги», это «быстрые руки», подобные мельнице, которая перемалывает то, что в нее засыпают. Огромное количество регулировок рабочего места водителя в современных машинах – доказательство того, что рациональная программа проектирования пока отсутствует.
Оптимальная система
Но все ли при данных расчетах учитывается? Давайте вспомним, как мы сидим за рулем. Кто-то расслаблен, кто-то выгибает или, наоборот, выпрямляет спину. При этом взгляд из-за раскачек машины может смещаться в разные стороны еще на 120 – 150 мм, а «эллипсы» и ГОСТы этого как раз не учитывают. При проектировании рабочего места водителя глаза являются точкой начала координат. К этой неподвижной точке подвешивают манекены – шаблоны различного роста с подвижными суставами. Это позволяет определить величину и разновидности требуемых регулировок сидений – в основном это настройка положения кресла относительно педалей, а также высота посадки. Но в зависимости от класса машины может быть еще целый набор дополнительных регулировок.
И все-таки «идеальную» посадку, при которой удается оптимизировать целый ряд характеристик, вышеописанными способами вычислить нельзя. Достигают этого другим способом. Посадка человека, как и формообразование вокруг него, имеет характерные точки и линии: положение глаз, ладони на руле, ноги на педали тормоза, горизонтальная линия сиденья, вертикальная линия спинки и точка их пересечения. Выставив по найденным углам шаблоны «М» (маленький, 157 см ростом) и «Б» (большой, 187 см ростом), их характерные точки и линии соединяют в многоугольный контур типа посадки и накладывают друг на друга, совмещая то одну, то другую точки и проверяя «разброс» остальных. Оптимальную обзорность и положение удалось получить при наличии возможности передвигать педальный узел. В такой конструкции смещать сиденья вперед-назад нет необходимости, вместо этого регулируется положение педалей и руля с «разбросом» 30 – 40 мм.
При использовании метода компоновки по «глазу» уже не нужно беспокоиться, что «голова» вылезет из кузова или из-за перемещения сиденья будут зажаты задние пассажиры. Кроме того, в автомобилях малого и особо малого класса регулируемый педальный узел исключает существенные изменения распределения веса по осям и смещение центра тяжести. Так что регулируемые педали – это не очередной «прибамбас», повышающий стоимость машины, а весьма полезная вещь, от которой зависит безопасность всех участников дорожного движения. Данную технологию проектирования уже начали использовать некоторые создатели автомобилей, а первыми результатами стали как серийные модели, так и спорт-кары, например, Nissan Murano, Lincoln Blackwood, Saleen S7, Ford Windstar, Dodge Viper GTS/R.
Владимир Ашкин. Член Союза дизайнеров Украины и России
Фото Automedia
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Улучшение обзорности в автомобиле
Русскому человеку, с чистого листа начинающему свою автомобильную историю, вдвойне тяжело сделать свой первый выбор автомобиля. Прежде всего потому, что, ровным счетом ничего не зная про автомобили, он уверенно сможет сказать: “японцы” не ломаются, Opel ржавеет, подержанное авто всегда битое и угнанное, а “китайцам” доверять нельзя. С таким подходом, конечно, мало что можно выбрать, да еще с бюджетом в 15-17 тыс. долларов.
Так какой он, автомобиль для новичка? Это небольшой, безопасный и оснащенный минимумом необходимых приспособлений автомобиль с хорошей обзорностью. Идеальное сочетание – это авто с коробкой-“автоматом”, кондиционером, ABS, двумя подушками безопасности и магнитолой. При этом, отказавшись от автоматической трансмиссии, почти всегда можно сэкономить около 1 тыс. долларов, на которые можно купить страховку и зимнюю резину.
Начнем с любимых японцев, чьи цены, правда, осилит не каждый новичок. В Suzuki Swift очень хорошо чувствуются габариты, большие стекла позволяют легко и быстро учиться парковаться, что сократит время простаивания в очередях в страховую компанию. Двигатель объемом 1,3 л посоревновался бы и с более объемными моторами, внутри даже на приличной скорости чувствуется спокойствие и безопасность. Плюс ко всему это один из немногих маленьких автомобилей, который не имеет яркой половой принадлежности. Черный Swift за 16 тыс. долларов как первое авто для молодого парня: почему бы и нет?
Honda Jazz предлагает чуть больший комфорт и простор, парковаться на ней новичку, однако, уже чуть сложнее. Тем не менее, для начала за те же 16 тыс. долларов (18 тыс. долл. с мотором 1,4 л и AT) получается примерно такая же комплектация, как у Swift, но с менее резвым двигателем объемом 1,2 л и уже с CD-магнитолой. Неоспоримое преимущество этой музыкальной машинки в том, что “звучать” она будет очень и очень долго, поэтому впоследствии можно, не боясь за надежность, передать ее будущем поколениям.
Японский конкурент Toyota Yaris гордится своим оборотистым мотором объемом всего 1,3 л. На дороге он чувствует себя спортсменом и отлично управляется. Кроме того, малыш обладает лучшим обзором в своем классе: из-за длинной базы совершенно нет ощущения “маленького авто”. А яркий дизайн и пузыревидные очертания не дадут большим монстрам случайно не заметить Yaris. Все это счастье, правда, и влетает в копеечку. Стоит ли веселый характер и минимальный комфорт 17 тыс. с механической коробкой?
Автомобиль, который точно стоит своих сравнительно небольших денег, так это Peugeot 107. Идеальный вариант для новичка, который живет в центре и обеспокоен проблемами парковки. Немногим больше Smart – в 107 тем не менее вполне просторно для среднестатистического водителя. Легкий в управлении, с понятными габаритами; ему, пожалуй, только нужен яркий цвет, чтобы задумавшийся водитель Land Cruiser мог заметить цветную вспышку в стекле. Мотор объемом 1 л, а также все необходимые опции стоят около 13 тыс. долларов с механикой или автоматом.
Вполне удачный ход предприняла компания Peugeot, оставив в продаже 206 модель после выпуска новой 207. В итоге на рынке остался недорогой хэтчбек с приятным салоном и легкой управляемостью. В этом авто, правда, есть некоторые мертвые зоны и габариты чувствуются не так четко. Зато за 16 тыс. долларов можно купить 206 с “автоматом”, минимальным, но достаточным пакетом опций и двигателем 1,4 л. При этом точно та же база, поставленная на Citroen C2, может помочь новичку лучше ориентироваться на дороге за счет отменной обзорности и острой управляемости. Сам Citroen C2 с тем же двигателем 1,4 л, богатой комплектацией и несколько проблемной роботизированной коробкой Sensodrive стоит уже 17 тыс. долларов.
Несмотря на то, что Ford Fiesta – модель уже порядком устаревшая, со счетов ее списывать пока не стоит. Замена ей, ценник на которую может оказаться чуть больше ожидаемого, появится только через год. Пока же это авто зарекомендовало себя как хороший спутник начинающих водителей с возможностью установки парктроника, а также множеством других нужных и ненужных функций. Лупоглазая краса доступна с неплохим двигателем 1,4 л, с “автоматом” за 15 тыс. долларов. Пожалуй, единственное, что может омрачить жизнь ее обладателя, это очереди в ремонт на СТО Ford.
В соревновании с другими моделями Opel Corsa как автомобиль для новичков ушел вперед с огромным отрывом. Технические и качественные проблемы с Opel давно остались позади. Стоит навсегда забыть все анекдоты и по-настоящему присмотреться к Corsa. Обладатель всевозможных наград, этот скромный автомобиль имеет простое понятное управление, двигатель 1,2 литра и самый комфортабельный салон за 13 тыс. долларов. А выбор опций, вариантов отделки и расцветок превосходит ожидания от автомобиля такого класса. В итоге за 15 тыс. долларов можно получить Corsa с удивительно резвым двигателем 1,2 л, автоматом, кондиционером, всевозможными обогревами, отличной безопасностью и дизайнерским салоном. При этом у этого Opel страдает обзорность, поэтому перед выездом в город тренировка не помешает.