Svarkin-spb.ru

Удержание автомобиля от опрокидывания

Опрокидывание транспортного средства

“. Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. “

“Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации” (утв. ФДС РФ 29.05.1998)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое “Опрокидывание транспортного средства” в других словарях:

ГОСТ Р 52607-2006: Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования — Терминология ГОСТ Р 52607 2006: Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования оригинал документа: 3.1 балка: Конструктивный элемент ограждения,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52721-2007: Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений — Терминология ГОСТ Р 52721 2007: Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений оригинал документа: 3.1.4 выбег автомобиля: Процесс неуправляемого движения транспортного средства после прекращения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение… … Криминалистическая энциклопедия

Крупные ДТП с участием автобусов в России в 2012-2013 годах — 2013 13 июля на территории новой Москвы столкнулись рейсовый автобус и грузовик с щебнем. Погибли 14 человек, среди погибших один ребенок. По данным столичного департамента здравоохранения, пострадали 43 человека, 14 из них находятся в тяжелом… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Крупные ДТП с участием пассажирских автобусов в России в 2012-2013 гг — 2013 29 апреля на 22 м километре трассы А 108 между Балабаново и Серпуховом произошло ДТП. Фура выехала на полосу встречного движения и столкнулась с автобусом, который вез рабочих на завод LG. В автобусе ехали 52 человека: 51 пассажир и водитель … Энциклопедия ньюсмейкеров

СТРАХОВАНИЕ ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ — В страховании внутренних перевозок: страхование домашней птицы на случай ее гибели, происходящей непосредственно в результате воздействия огня или наступления названных опасностей, включая пожар, удар молнии, наводнение, а также столкновение или… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

Крупные аварии с участием автобусов в России в 2012 году — Ниже приводится справочная информация о крупных ДТП с участием автобусов в России в 2012 году. 31 июля авария произошла на федеральной трассе Владивосток Хабаровск. В результате лобового столкновения легкового автомобиля и микроавтобуса в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте — Терминология Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте: 2.6.6. Наезд на велосипедиста происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

удерживающая способность ограждения — 3.13 удерживающая способность ограждения: Способность ограждения удерживать транспортные средства на дороге и мостовом сооружении, предотвращая их опрокидывание или переезд через ограждение. Примечание Показателем удерживающей способности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

удерживающая способность (энергоемкость) ограждения — 3.13 удерживающая способность (энергоемкость) ограждения : Способность ограждения удерживать транспортные средства на дороге и мостовом сооружении, предотвращая их опрокидывание или переезд через ограждение. Примечание Показателем удерживающей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Техника стабилизации автомобиля при боковом опрокидывании

Аварийная ситуация, связанная с опрокидыванием автомобиля, является следствием критических ситуаций: сноса передней оси, бокового скольжения, критического и ритмического заносов, вращения автомобиля. Сами по себе эти критические ситуации не могут перерасти в опрокидывание до тех пор, пока скольжение не прерывается “упором” — боковым ударом о препятствие (яму, бугор, выступ, бордюр и др.).

Читать еще:  Особенности немецких автомобилей

Опрокидывание может возникнуть при съезде одним или двумя колесами в глубокую обочину (кювет), чаще всего в процессе поворота. Такие ситуации возникают под действием центробежной силы из-за высокой скорости движения. Когда колесо или колеса автомобиля опускаются в кювет, общий центр тяжести смещается кнаружи. Автомобиль оказывается в неуравновешенном состоянии, и даже небольшой импульс боковой силы вызывает глубокий крен, а затем и опрокидывание из-за того, что мягкий грунт обочины препятствует боковому скольжению.

Однако поводом для опрокидывания в большинстве случаев служат действия самого водителя (!). Стремясь выйти из кювета и вернуть автомобиль на проезжую часть, водитель допускает сразу две ошибки: “закрывает газ” и резко поворачивает колеса в сторону дороги. Эти действия и дают тот вращательный импульс, который опрокидывает автомобиль. Повернутые колеса, загруженные торможением двигателя, создают упор, вокруг которого начинается вращение, притом набранная автомобилем поступательная энергия переходит во вращательную и при высокой скорости заставляет автомобиль сделать несколько опрокидывании через крышу.

Еще более опасным является резкое торможение при одновременном маневре в кювете, особенно в тех случаях, когда сбоку имеется упор (препятствие). Полностью заторможенные колеса создают такой мощный вращательный импульс, что автомобиль, опрокидываясь, буквально взвивается в воздух, и вращение происходит в безопорной фазе очень интенсивно, продолжаясь после приземления на грунт.

Чаще всего первый импульс опрокидывания при ударе наружной поверхностью колеса об упор характеризуется невысокой скоростью, что позволяет водителю своевременно отреагировать ‘стабилизирующими действиями. Эти действия прежде всего связаны с поворотом рулевого колеса в сторону опрокидывания. Прием выполняется двумя руками силовым способом, так как требуется преодолеть сопротивление переднего колеса, загруженного весом автомобиля. Выполняя это действие, необходимо прежде всего “преодолеть себя”, т. е. отказаться от возможности выйти из кювета, сохранить устойчивость и управляемость для дальнейшей активной борьбы за безопасность. Вторая “сверхзадача”—отказаться от торможения, что также психологически сложно из-за экстремальности ситуации. Третье условие — сохранить тягу двигателя, чтобы выбраться из кювета по более плавной траектории, исключающей возможность опрокидывания.

В ряде случаев борьба водителя за устойчивость автомобиля не прекращается после реакции на опрокидывание. Она может продолжаться в форме сохранения равновесия, если автомобиль продолжает двигаться на двух колесах, в форме реакции на критический или ритмичный занос или в форме преодоления участка “автокросса”, если не удалось сразу выйти на дорогу. Эта борьба ведется методами силового или скоростного руления в сочетании с переменным дросселированием.

Существует и другой механизм опрокидывания, связанный с подбросом внутреннего разгруженного колеса в повороте или при резком маневре (см. повышение управляемости в повороте и повышение управляемости при подбросе, подскоке и прыжке). Бугор или другое препятствие на дороге создает эффект “подкидного” гимнастического мостика, который приводит к быстротечному опрокидыванию. Реакция водителя чаще всего оказывается запоздалой, так как действия по стабилизации нужно выполнять со значительным опережением.

Страхуясь от опрокидывания, прекратите торможение, с силой поверните рулевое колесо в сторону опрокидывания, а затем выровняйте автомобиль.

Резюмируя, следует отметить четыре типа критических ситуаций, приводящих к боковому опрокидыванию.

Читать еще:  Что провоцирует замену прокладки поддона картера

1. Удар задним колесом в боковую опору при вращении автомобиля, ритмическом или критическом заносе.
2. Соскальзывание в кювет заднего колеса.
3. Соскальзывание в кювет переднего наружного колеса.
4. Подброс разгруженного внутреннего переднего колеса в повороте.

Действия по стабилизации автомобиля будут зависеть от самой критической ситуации, возможностей водителя и состояния дороги. Общие рекомендации:

• не тормозить!
• повернуть рулевое колесо в сторону опрокидывания, а затем выровнять;
• продолжать при необходимости стабилизирующие действия способами силового или скоростного руления и переменного дросселирования, чтобы преодолеть последствия критической ситуации.

Техника стабилизации при опрокидывании схема
видео 1, видео 2, видео 3

Популярные автомобили

Как избежать аварии (часть 2)

Неисправностям рулевого управления часто предшествует очень тугое или очень легкое вращение руля. Если в автомобиле неожиданно появились такие признаки, необходимо остановиться, определить неисправность и устранить ее. Наиболее опасные последствия могут возникнуть при внезапном обрыве продольной рулевой тяги. Такая неисправность опасна потому, что оба колеса (соединенные вместе поперечными тягами) мгновенно отсоединяются от рулевого колеса.

Поэтому, если водитель почувствует, что рулевое колесо не оказывает сопротивления при повороте и его поворот на любой угол не влияет на изменение траектории движения, это – критическая ситуация. Опытные водители знают, что спешить с торможением в такой обстановке не следует, так как неуправляемые колеса могут в одно мгновение повернуться до предела вправо или влево. И в этом, и в другом случае происходит либо опрокидывание, либо удар о предметы обустройства дороги, либо столкновение автомобилей.

Поэтому как только рулевое колесо начинает вращаться очень легко, следует не томозить сразу, а отпускать педаль управления дросселем карбюратора, если скорость выше 30-40 км/ч. Если же скорость ниже, то можно тормозить. Неопытным водителям можно дать следующую рекомендацию. Если тормозить в данном случае, то надо тормозить на «юз» до полной остановки, не отпускать педаль тормоза до тех пор, пока автомобиль не остановится. В данной ситуации передние колеса заблокированы и автомобиль скользит в первоначальном направлении. При внезапном обрыве поперечной рулевой тяги вначале чувствуется мгновенное облегчение усилия на рулевом колесе (в момент обрыва), а эатем некоторое увеличение усилия, как при управлении автомобилем со спущенной шиной переднего колеса.

При попытке перестроиться на другую полосу движения машина ведет себя неестественно: поворачивается значительно медленнее, чем обычно, вследствие чего траектория ее движения существенно отличается от намеченной. В такой ситуации необходимо остановиться и убедиться в исправности поперечных тяг. Если они исправны – искать другую причину во избежание нежелательных последствий. Останавливаться при этом следует плавно, как и при обычном неаварийном торможении.

Повреждение шины (разрыв, прокол)

Неисправности шин приводят к нарушению устойчивости и управляемости автомобиля. Когда давление в одной из шин начинает падать, рулевое колесо для движения прямо приходится дополнительно поворачивать на определенный угол. Кроме того, отклонение автомобиля от намеченной траектории («рысканье») происходит с некоторым запаздыванием. Автомобиль начинает заносить в сторону проколотой шины из-за большой неравномерности сопротивлений качению колес правой и левой сторон. Полуспущенные шины задних колес влияют на изменение траектории значительно меньше, чем шины передних колес. Если воздух из поврежденной шины выходит не медленно, а вырывается с большой скоростью, то слышен звук («хлопок») лопнувшей шины и затем чувствуется резкий увод автомобиля и вращение рулевого колеса.

Читать еще:  Штраф за установленный ксенон на автомобиль, лишение прав

В такой ситуации надо прежде всего постараться не дать автомобилю уйти с покрытия на обочину, так как на обочине управлять транспортным средством труднее. Поворотом рулевого колеса необходимо компенсировать начинающееся отклонение машины от направления движения. Для этого надо прочно удерживать рулевое колесо руками. Управлять автомобилем одной рукой в этом случае просто опасно, так как рулевое колесо может вырваться из рук. Поперечные силы, действующие на автомобиль, особенно велики на высоких скоростях. Чтобы удержаться на дороге и не опрокинуть машину, при всех обстоятельствах следует избегать резкого торможения. Если удалось стабилизировать направление движения автомобиля, можно начать притормаживать. Если при торможении транспортное средство начинает бросать из стороны в сторону, надо немедленно прекратить торможение.

При остановке следует свернуть с дороги в безопасное место, где есть достаточное пространство для стоянки и выхода из автомобиля без создания опасных условий для других участников движения. Если повреждение шины произошло там, где остановка будет опасна, необходимо двигаться дальше до места, где можно свернуть и без проблем заменить колесо. Двигаться следует медленно, при этом целесообразно включить аварийную световую сигнализацию.

Если отрыв колеса происходит при скорости менее 60 км/ч, то обычно появляется сильный беспорядочный стук. Если же скорость движения выше 70-80 км/ч, биение и стук незакрепленного колеса прослушиваются гораздо хуже. Однако даже при небольшом ее увеличении или уменьшении раздается цокающий звук, а на рулевом колесе ощущаются резкие, хотя и несильные, толчки, как при несбалансированной шине. Наиболее явно это проявляется при изменении направления движения.

В такой ситуации водитель должен стараться с помощью оставшегося одного управляемого колеса удержать автомобиль от опрокидывания. Для этого нужно иногда даже дать возможность двигаться в направлении увода машины. Однако при этом необходимо все же стараться удержать транспортное средство на полосе движения. Тормозить можно, но очень аккуратно, так как, если колесо оторвалось вместе с тормозным барабаном и рабочие колесные цилиндры тормозов открыты (у автомобилей с гидравлической системой тормозов), торможение малоэффективно; кроме того, вытекающая тормозная жидкость, попав под другие колеса, может сыграть роль смазки и привести к заносу или опрокидыванию.

Пожар обычно вызывается отказом в электрической системе или утечкой в топливной системе, что может привести к попаданию бензина прямо на горячий двигатель. Когда такое воспламенение произошло в отсеке двигателя, необходимо свернуть с дороги настолько быстро, насколько это можно сделать безопасно, и остановиться. Сразу же надо выключить зажигание, так как в противном случае бензонасос будет добавлять горючее в огонь, а вентилятор – сильнее раздувать пламя. Покинув кабину автомобиля, надо попытаться сбить пламя. Бороться с таким пожаром лучше всего вдвоем двумя огнетушителями.

Если огнетушителя нет или он оказался неисправным, пламя в двигательном отсеке иногда можно сбить, бросая туда землю. Можно также попытаться сбить пламя с помощью материи. Открывая капот, нужно быть очень осторожным, использовать тряпку для защиты рук при освобождении щеколды замка капота, чтобы не обжечься. Надо также отклонить голову в сторону при открытии капота, чтобы не допустить ожогов лица от вспышек огня, так как даже тлеющий огонь, получив новую порцию воздуха, грозит сильным выбросом пламени и может вызвать ожоги и дальнейшее распространение пожара. Поэтому требуется действовать быстро, но без суеты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector