Svarkin-spb.ru

Тосол или антифриз: мифы и реальность

В чем отличия тосола от антифриза и можно ли их смешивать?

Многие, а особенно начинающие автомобилисты не очень понимают, в чем разница между тосолом и антифризом? Что из них лучше использовать для охлаждения двигателя? Можно ли их смешивать и что произойдет при смешивании? Об этом, и о многом другом, мы постараемся ответить в нашей сегодняшней статье.

О том, что лучше всего заливать в охлаждающую систему автомобиля, существует множество мифов. И во всей этой каше, простому автолюбителю бывает трудно сориентироваться. Ведь, как известно, информация в интернете бывает очень противоречивой. Что же, давайте, вместе с Вами, попробуем развенчать все эти мифы об антифризе и тосоле. Но, для начала, нужно выяснить, чем же они отличаются друг от друга.

В чем отличия тосола от антифриза?

Итак, как можно отличить тосол от антифриза? На самом деле, тут все намного проще, чем кажется:

  • Антифриз – это международное название жидкостей для охлаждающих систем двигателя автомобиля.
  • Тосол – абсолютно та же самая охлаждающая жидкость, только отечественного производства.

К слову сказать, название «тосол» является аббревиатурой отдела ТОС (Технология органического синтеза) НИИ органической химии и технологии. Окончание «ОЛ» показывает, что продукт определен к группе спиртов. Разработана жидкость в 1971 году. В советские времена никто не удосужился запатентовать название, и сегодня многие российские производители антифризов продают свой товар под брендом «Тосол». Здесь нет ничего плохого, просто маркетологи используют те название, которые знакомы большинству автомобилистов.

Поэтому, тосол не хуже и не лучше антифриза, это одна и та же жидкость. И под этой маркой Вы вполне можете купить качественный антифриз для охлаждающих систем. Главное тут – выбрать качественный продукт и надежного производителя.

Классы антифризов.

Антифризы разделяются на минеральные (класс G11), органические (G12) и лобридные (класс G12++ и G13). Различаются они между собой в применяемых присадках и основе.

  • К минеральным антифризам относится тосол. Срок его эксплуатации составляет 2 года, или 50 000 км.
  • Органические антифризы можно спокойно использовать до 250 000 км пробега, или 5 лет эксплуатации.
  • Лобридные жидкости совместимы со всеми другими видами, и их можно заливать в новые двигатели.

Несмотря на то, что у антифриза и тосола одна и та же основа – этиленгликоль, плотность у них разная. Поэтому, для измерения их плотности используются разные ареометры. Тосол, чаще применяется в отечественных машинах.

У антифризов может быть разный цвет: красный, синий и желтый. Достигается это путем добавления красителей. Кроме того, охлаждающие жидкости отличаются друг от друга по различным параметрам:

  • Температурам кипения и замерзания;
  • Смазывающим и антикоррозийным свойствам.

Что же, мы разобрались с разницей между тосолом и антифризом. Теперь разберемся, какую из этих двух жидкостей лучше всего использовать.

Тосол или антифриз – что лучше?

Что же выбрать из этих двух жидкостей? А исходить здесь нужно только из особенностей конструкции охлаждающей системы Вашего автомобиля. Так как у разных машин, она делается из различных материалов. У одних моделей охлаждающая система преимущественно состоит из алюминия, у других – медь и латунь. Из этого следует:

  • Тосол используется в отечественных автомобилях, а в особенности, в старых чугунных двигателях.
  • Антифриз красного цвета, в большинстве, подходит для медных и латунных двигателей (радиатор желтого цвета).
  • Зеленый подойдет тем, у кого в системе больше алюминиевых деталей (радиатор серебристого цвета).

Самый лучший вариант – заливать ту охлаждающую жидкость, которая указана в рекомендациях завода-производителя, их Вы найдете в руководстве по эксплуатации Вашего авто.

Что будет, если их смешать?

Еще один популярный вопрос, который часто интересует водителей: можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если смешать? ГОСТ по этому вопросу говорит, что любая охлаждающая жидкость должна быть прозрачной, однородной и не должно быть механических примесей.

Но даже если антифриз одного цвета, это еще не значит, что его можно смешивать, ведь классы могут быть разными. Взять тот же самый тосол. При смешивании от разных производителей, в нем может появиться взвесь мелких и твердых частиц. Что уж говорить о смешивании синтетического и минерального антифризов. Выпадение мутного осадка, в этом случае, будет гарантировано. А мусор этот, со временем, может забить радиатор, что приведет к закипанию двигателя.

Что же касается смешивания антифризов разных производителей и цветов, но в одной категории, то их свойства, скорее всего, не изменятся сразу. Но после нагрева, опять же, может появиться взвесь. Как она поведет себя в дальнейшем, предсказать сложно.

Как показывает бесценный опыт, безопаснее всего для двигателя, смешивать минеральные и органические антифризы можно только с очень качественными универсальными жидкостями класса G12++. Но, как по мне, все эти манипуляции того не стоит. Чтобы избежать проблем с машиной, доливайте только ту жидкость, которая рекомендована именно Вам. Не нужно лишний раз рисковать. До встречи на страницах нашего сайта!

Читать еще:  Управление автомобилем с отключаемым передним мостом

Тема: Мифы и правда об антифризе

Опции темы
Поиск по теме
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

Охлаждающую жидкость меняют либо после покупки автомобиля (ведь неизвестно, что предыдущий хозяин лил в радиатор), либо перед зимой. Впрочем, встречаются и горе-водители, считающие, что охлаждающая жидкость залита… на весь срок службы двигателя! В других, менее “запущенных” случаях, возможны утверждения, что антифриз следует заливать только в холодное время года, а летом достаточно воды. А что же на самом деле?

МИФ
Тосол хуже антифриза.
ПРАВДА

Это не так.
Слово “тосол” – аббревиатура названия отдела “Технология органического синтеза” (ТОС), где он был разработан, с окончанием “ол”, обозначающим в химии принадлежность к группе спиртов. Тосол, как и антифриз, – это охлаждающая жидкость.

Слово “тосол” встречается в торговых марках охлаждающих жидкостей многих российских производителей. Большинство таких жидкостей, судя по тестам авторитетных автомобильных изданий, соответствует всем нормам, предъявляемым к антифризам (по температуре кристаллизации и коррозионной агрессивности к металлам и резиновым шлангам).

Любая охлаждающая жидкость имеет свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающими влияние на резину и т.д., поэтому при выборе антифриза нужно внимательно изучить руководство по эксплуатации автомобиля и инструкцию по применению на этикетке канистры.

И, разумеется, опасайтесь подделок, коих немало как среди тосолов, так и среди антифризов.

Цвет антифриза определяет качество и состав.
ПРАВДА
Это не так. Добавление ярких красителей производится совершенно не для того, чтобы выделить антифризы одинаковые по составу. Во-первых, яркие неестественные цвета привлекают внимание и сигнализируют об опасности, так как антифризы ядовиты.

Во-вторых, подкрашенный антифриз облегчает поиски утечек (если таковые появляются) и облегчает контроль его уровня в расширительном бачке.

Традиционные антифризы окрашены, как правило, в голубой цвет. Охлаждающие жидкости нового поколения отличаются более разнообразной цветовой гаммой.

Однако есть производители, которые окрашивают антифризы, изготовленные по традиционной технологии, в цвета жидкостей нового поколения.

Что такое концентрат?

На сегодняшний день наибольшее распространение получили охлаждающие жидкости на основе многоатомного спирта – этиленгликоля. Большинство иностранных производителей высококачественных охлаждающих жидкостей производят антифриз в виде концентрата – этиленгликоля с пакетом высокоэффективных присадок. Состав концентрата примерно следующий:
– 95% – этиленгликоль;
– 3% – вода;
– 2% – пакет активных присадок.

Концентрат антифриза лучше совсем не разбавлять. Так он гарантированно не замерзнет!
ПРАВДА

Крайне опасное заблуждение! Этиленгликоль (концентрат антифриза) замерзает при температуре всего -13 0С. В то же время он обладает совершенно уникальным свойством понижать температуру замерзания водных растворов вплоть до -70 0С. Поэтому чистый этиленгликоль замерзнет раньше, чем даже разбавленный на треть.

Для получения охлаждающей жидкости с необходимыми характеристиками (температурой застывания) необходимо смешать концентрат антифриза с водой.

Для концентратов антифриза обычная пропорция смешивания – примерно 50% концентрата антифриза на 50% дистиллированной воды. Температура застывания такой смеси становится около -38 0С.

При большем количестве воды или если в концентрате недостаточно ингибиторов коррозии значительно ускоряются процессы коррозии деталей.

Раствор антифриза (из концентрата) необходимо подготавливать по следующей таблице:
– температура застывания 0С:
-20, -25, -29, -38;
– количество концентрата %: 35, 40, 45, 50;
– количество воды %: 65, 60, 55, 50.

Или применять готовый к эксплуатации антифриз

Чтобы не купить подделку, нужно попробовать антифриз на язык. Настоящий – сладковатый на вкус.
ПРАВДА

Пробовать категорически не советуем. Этиленгликоль – основная составляющая антифриза, действительно сладкий, как и все гликоли. Но такая проба – дело очень опасное. Независимо от торговой марки все антифризы являются сильными ядами – смертельная доза порядка 100 мл!

Чтобы избежать покупки подделки, достаточно измерить плотность антифриза ареометром. Она должна составлять 1.065-1.085 г/куб.см для жидкости, рассчитанной на применение до -40 0С.

Другой вариант – приобретать только проверенную продукцию известных производителей. Хотя удобная фасовка и яркая этикетка не всегда гарантия качества.

Неправильно подобранная или некачественная охлаждающая жидкость может привести к коррозии и отложениям в системе охлаждения и, как следствие, к течи уплотнений и выходу из строя подвижных деталей (в первую очередь подшипника помпы).

Менять антифриз не нужно, пока не изменился его цвет.
ПРАВДА
Это не совсем так. Долговечность красителя и долговечность антифриза – вещи разные и чаще всего не взаимозависимые. Поэтому ориентироваться на цвет антифриза при определении срока его замены не стоит.

Любая охлаждающая жидкость в процессе эксплуатации вырабатывает свои присадки и изменяет свои характеристики: расходуется запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию, возрастает способность вызывать коррозию металлов, со временем испаряется вода, повышается плотность, снижается теплопередача.

Поэтому антифриз необходимо периодически менять. Длительность его хранения (иногда до пяти лет) назначает изготовитель, а срок службы (как правило, два года) – производитель автомобиля.

Читать еще:  Опции автомобилей из салона

Изменение цвета антифриза (как правило, на бурый) и появление осадка – это явные признаки уже полной потери свойств охлаждающей жидкости. И менять такой антифриз нужно незамедлительно, независимо от того, сколько он проработал.

Какие бывают антифризы?

По европейским допускам, в частности VW, охлаждающие жидкости делятся на несколько видов:
G11 – этиленгликоль с небольшим пакетом присадок. Как правило, это дешевые антифризы зеленого цвета. Срок службы до 2 лет.

CODEG11 – этиленгликоль с силикатными присадками, которые при эксплуатации покрывают все стенки системы охлаждения очень тонким защитным слоем независимо от того, есть ли коррозия или нет. Силикатный антифриз обычно окрашен в синий, зеленый или желтый цвет. Российский аналог – тосол. Срок службы до 3 лет.

G12/ CODEG12 – этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный, чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурно-нагруженных двигателей. Цвет – красный или желтый. Срок службы до 5 лет.

G13(G12+) – полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (быстрее разлагается). Цвет – оранжевый. Срок службы до 5 лет.
Однако большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации.

Достижение оптимальных эксплуатационных характеристик зависит от качества базовой основы охлаждающей жидкости и пакета присадок. Цвет антифриза не является эксплуатационной характеристикой охлаждающей жидкости и может изменяться в зависимости от производителя.

До наступления морозов вместо антифриза можно использовать обычную воду.
ПРАВДА

Это не так. Использовать обычную воду в системе охлаждения современных автомобилей не рекомендуется вообще – это может привести к образованию накипи, коррозии деталей и даже выходу из строя помпы.

Антифриз помимо более высокой температуры кипения (около +110 0С) и низкой температуры кристаллизации (от 30 до 70 0С) имеет еще и смазывающие свойства, необходимые для нормальной работы насоса системы охлаждения.

Использование антифриза круглый год позволит избежать досрочных ремонтов системы охлаждения. Использовать воду в системе охлаждения можно только в экстренных случаях, чтобы доехать до сервиса или домой.

Смешивать разные антифризы можно.
ПРАВДА
Это не совсем так. Все охлаждающие жидкости – это раствор этиленгликоля с водой плюс пакет присадок.

При смешивании антифризов с разными присадками может возникать химический “конфликт”, следствием которого является выпадение геля или осадка, ухудшающего свойства охлаждающей жидкости.

Именно по этим причинам смешивать антифризы, особенно разных цветов, не рекомендуется.

По материалам российской прессы подготовил Павел Друзин

Антифриз или тосол, что лучше использовать в наших условиях?

Добрый день. В сегодняшней статье я хочу, поднят поднять актуальный вопрос – антифриз или тосол, что лучше использовать в Российских условиях? Под нашими условиями я понимаю комплекс факторов – количество фальсификата, цена, доступность, перепад температур и т.д. и т.п.

Прежде всего, договоримся о терминах.

Антифриз (anti – против, freeze – замерзать) – антифризами называют широкую группу жидкостей, не замерзающих при низкой температуре. В случае с системой охлаждения автомобильных двигателей обычно применяется смесь воды, этиленгликоля (или пропиленгликоля) и антикоррозийных присадок.

Тосол – торговая марка антифриза, разработанная в НИИОХТ во времена СССР. Разработчики — Оскар Наумович Дымент и Алексей Васильевич Борисов.

Никакие мысли не возникли?

После прочтения этого отрезка, я хочу, чтобы вы поняли, что недопустимо сравнивать тосол и антифриз, так как тосол это одна из марок антифриза!

Чтобы еще лучше понять и запомнить предлагаю полностью аналогичную фразу – «Вам Chevrolet Niva или автомобиль?»

Так что в следующий раз, когда в магазине вас спросят тосол вам или антифриз, а если антифриз, то какой вы можете поумничать…

Проблемы классификации антифризов.

С сертификацией антифризов в РФ огромная проблема, так как последний документ, как-то регулирующий состав и характеристики охлаждающих жидкостей — ГОСТ 28084–89, был принят во времена СССР и нормирует только жидкости содержащие этиленгликоль. По этой причине в наш обзор не попали антифризы на этикетках, которых указан этот гост, а этиленгликоля в их составе нет (явный же фальсификат).

Второй момент – разделение антифризов по цвету.

Бытует мнение, что красный антифриз самый качественный, но это не так. Общемировая классификация – красный антифриз предназначен для автомобилей с чугунными блоками и медными радиаторами, а зеленый для алюминиевых блоков и алюминиевых радиаторов, но это не догма. Цвет антифризу придают красители, а характеристики антифриза (его коррозийная активность) зависит от антикоррозийных присадок, а разделяются все антифризы по классам! По сути цвет нужен только для того чтобы не путать между собой антифризы разных типов.

Какой антифриз качественный?

Антифриз состоит из этиленгликоля, пропиленгликоля, дистиллированной воды, красителя и антикоррозийных присадок. От присадок зависит скорость и тип электрохимической коррозии, от пропорционального соотношения воды и этиленгликоля зависят температура замерзания, закипания и кавитационная стойкость.

Для экономии многие недобросовестные производителя заменяют компоненты. Дело в том, что этиленгликоль довольно дорог, а пропиленгликоль еще дороже, но все это можно заменить на метиловый спирт и глицерин. В итоге тоже получиться антифриз! И он даже будет работать, но в итоге алюминиевые части двигателя будут безнадежно повреждены. Например, вот так:

Читать еще:  Выбираем коврики для автомобиля

Таким образом – любой антифриз, на компонентах которого производитель не экономил и все сделал по рецептуре, будет качественным.

Многие производители устанавливают свои допуски на антифриз, например допуск Mercedes — 325.0. Такой антифриз бывает красный, зеленый, желтый и даже синий, но смешивать разные цвета между собой не стоит без проверки допустимости. Вот картинка что и как можно смешивать:

Занятно — допуски от производителя это ерунда! Допуски на антифризе это маркетинг, покупая антифриз, следует ориентироваться на классификации (G11), F (G12+), G (G12++), J (G 13) и доливать цвет в цвет качественные жидкости.

Чтобы было понятно, почему я считаю допуски по антифризу маркетингом — в случае с Mercedes масло «Лукоил» имеет допуск для большинства типов двигателей!

Можно ли между собой смешивать разные виды антифриза?

Однозначно ответить нельзя. В большинстве случаев допускается доливать антифриз цвет в цвет, но если вы попадете на фальсификат (что весьма вероятно в мелких магазинчиках) при смешивании вы получите расслаивание антифриза и выпадение хлопьев.

Поэтому покупайте антифриз только в проверенных местах и возите с собой 1-3 литра на долив.

В случае если вы не уверены в качестве антифриза лучше долейте воды! Она гарантировано доведет уровень, а расслаивания антифриза не случится.

Выпадение хлопьев опасно тем, что они забьют радиаторы, и система охлаждения потребует дорогой ремонт.

Так же допустимо смешивать между собой разные антифризы, но делать это следует только в крайнем случае!

  • G11 можно смешивать с аналогами G11
  • G11 нельзя смешивать с G12
  • G11 можно смешивать G12+
  • G11 можно смешивать G12++
  • G11 можно смешивать G13
  • G12 можно смешивать с аналогами G12
  • G12 нельзя смешивать с G11
  • G12 можно смешивать с G12+
  • G12 нельзя смешивать с G12++
  • G12 нельзя смешивать с G13
  • G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собой

Не допускается смешивание антифриза с тосолом (охл. жидкостью традиционного класса, тип TL). Ни при каких условиях!

Почему антифриз периодически надо менять?

В составе любого антифриза есть вещества называемые ингибиторы коррозии. Они формируют на поверхности цветного металла оксидную пленку и перпятствуют его коррозийному разрушению. Тосол и классические антифризы имею срок службы 3 года (G11). G12, G13 имеют срок службы 5 лет. Если пропустить срок замены антифриза, ничего страшного, кроме ускоренной коррозии деталей двигателя и радиатора, не произойдет.

Обзор антифризов.

Тосол.

Самый распространенный на территории бывшего СССР антифриз. В продаже встречается двух марок А-40(зеленый) и А-65(красный). В названии тосола цифра обозначает температуру начала замерзания.

При покупке цвет тосола будет отличаться и станет зеленым или красным после 400-600 часов работы, но класс жидкости от этого не измениться =).

Тосол относиться к традиционным антифризам.

Преимущества – низкая цена, распространенность, низкий риск подделки при покупке у проверенных производителей.

Недостатки – после 105 градусов плохо защищает алюминий от электрохимической коррозии.

Срок службы жидкости 3 года.

Антифриз G11.

Наш тосол относиться именно к этому классу жидкостей. В составе антифриза G11 используется этиленгликоль, с небольшим пакетом антикоррозийных и антикавитационных присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Антикоррозийная пленка создается на всех внутренних поверхностях системы охлаждения.

Срок службы жидкости 3 года.

Антифриз G12.

В составе антифриза G12 используются этиленгликоль и карбоксилатные соединения. Антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза значительно лучше, чем у G11. Этот антифриз подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета присадок, антифризы этого класса дороже. За этим классом зафиксировали красный цвет.

Срок службы жидкости 5 лет.

Антифриз G13.

В его составе используется полипропиленгликоль. Это куда более экологичный продукт (не ядовитый, значительно быстрее разлагается). По характеристикам это полный аналог G12, но для повернутых на голову на экологии Европейцев.

Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Это самый подделываемый класс охлаждающих жидкостей!

Срок службы жидкости 5 лет.

Внимание! Цвет не всегда соответствует типу антифриза, особенно у Российских производителей. Кроме цвета, обязательно, смотрите маркировку (G11, G12, G13).

Выводы:

  • Тосол это классический антифриз
  • Антифризы различаются по классам и смешивать их нежелательно
  • Если производитель не экономил на компонентах антифриз безопасен для двигателя
  • Срок службы антифриза 3-5 лет.
  • В Условиях РФ лучше использовать то, что реже подделывают и что лучше распространено.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос – «антифриз или тосол, что лучше использовать?», но если у вас есть вопросы или дополнения, пожалуйста, пишите их в комментарии….

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector